Введение к работе
Актуальность проблемы. История крупного и известиого северного монастыря — Спасо-Преображенского Валаамского — интересна как неотъемлемая часть исторических, культурных, религиозных процессов, происходивших на севере России в XIV - начале XVII вв. Важно и изучение истории самого монастыря, происходивших в нём событий, отразившихся на нём явлении общерусского масштаба. Вместе с тем исследование-истории Валаамского монастыря невозможно без решения многих важных источниковедческих проблем, которые выходят далеко за рамки чисто «валаамского» или «ладожского» круга интересов.
' Основание и дальнейшее существование. Валаамского монастыря проходило в русле общего направления колонизации (монастырской и крестьянской» малоосвоенных северных территорий. Крупный православный монастырь, расположенный на .Ладожском озере, среди финноязычного карельского населения, выполнял миссионерские задачи — и не только в узко-религиозном смысле, но и как проводник политики сначала новгородского, затем московского правительств. В обстановке то усиливающихся, то затухающих военных столкновений с Швецией и сложном политическом статусе Карелии (западная часть которой прина тежала Швеции, восточная — Новгороду, позже России; а граница между ними была довольно «размытой»''), принципиально важной
1 См.: Gallon J.. Lind J. Notcborgsfrcdcn pch Finlunds medcltida
(istgnins. Vol.2. Hclsingfors. 1991.
политической задачей становилась христианизация карел.
В последние десятилетия как в нашей стране, так и за рубежом активно разрабатываются темы распространения идей нсихазма в Росеин, возникновения новог типа монастырей — _ общежительных, появления церковного устава Афонско-Иерусалимской редакции2. Исследование источников по истории Валаамского монастыря даёт новый и богатый материал для изучения этих процессов в Новгородской земле. С уставной основой Валаамского монастыря тесно связаны и вопросы о причинах его известности и авторитета bXVI-XVII вв., времени и обстоятельствах возникновения культа святых-основателей Сергия и Германа Валаамских и степени его распространённости.
Также актуальным представляется и вопрос о реконструкции состава монастырской библиотеки первого периода его существования. Основной сложностью на этом пути является то, что библиотека Валаамского монастыря как единый комплекс распалась в XVII в.; отдельные немногочисленные рукописи разбросаны в наше время по разным хранилищам, и выявить их .во'змржно в основном по записям писцов или вкладным записям; Некоторые валаамские рукописи были известны в литературе ещё в XIX в., некоторые выявлены автором настоящей работы; но задача полного археографического описания и изучения всех известных рукописных книг, связанных происхождением или бытованием с Валаамским монастырём, раньше не была решена.
Обращение к изучению именно Валаамского монастыря
2 Вздорнов Г.И. Роль славянских монастырских мастерских письма Константинополя и Афона в развитии книгописания и художественного оформления русских рукописей на рубеже X1V-XV вв. // ТОДРЛ. Т.23. Л., 1968. С. 171-198; Бобров А.Г. "нигописная мастерская Лисицкого монастыря (кон. XIV - перв. пол. XV г // Книжные центры Древней Руси. XI-XVI вв. Разные аспекты исследования. С^;- '991.; Fcdotov G.P. The Russian Religious Mind. Vol. 2, Cambridge, Mass., 1966.
было вызвано'обнаружением нового источника — Сказания о Валаамском монастыре. Все известные до сих пор источники по истории Валаамского монастыря были в основном позднего происхождения, или же их сведения ыли скудны и противоречили яруг другу; история обители оставалась окутанной романтической дымкой, в которой тонули разрозненные исторические факты. Вероятно, в силу этого-избранная тема диссертационной работы ни разу не становилась ранее предметом специального источниковедческого исследования, хотя интересовала и историков, и авторов популярных работ. В этой ситуации найденным недавно текст Сказания о Валаамском монастыре открывает новый этап в изучении,истории монастыря, позволив уже на новом уровне обратиться ко многим темам,, которые вызывали споры исследователе!"', а также поставить новые проблемы.
Обьектом исследования в диссертации являются основные, источники по истории древнего Валаамского монастыря: Оказание о Валаамском монастыре, Валаамская беседа, переписывавшиеся в монастыре рукописи, синодики, изобразительный материал. Софийский сборник и идущая от него традиция, жития некоторых северных святых.
Цепью диссертации является выявление и изучение
источников по социально-политической истории Валаамского
монастыря первого периода его существования (установление
их датировки, происхождения, исследование содержащейся в
них информацию. За рамками исследования сознательно были
оставлены два вида источников: I) писцовые книги и
жалованные грамоты, то есть источники по социально-
экономической истории, изучение которой не входит в задачу
диссертации; 2> легендарные сведения позднего происхождения,
являющиеся в зрвую очередь источниками' для изучения
исторических представлений анонимных авт'оррв XVfl-XlX вв.
(Конечно, в диссертации использовались оба вид-' источников,
но лишь в той степени, в какой это было неоиходпмо для
основной задачи исследования) г
Исходя из предлагающееся б работе периодизации истории Валаамского монастыря, для исследования избран только первый период: со времени основания до разорения монастыря шбєдскгні войсками в 16.1 г., за которым последовало столетнее запустение. Если верхняя граница периода «естественна» к общепринята, то обоснование нижней хронологической границы как конец XIV - начало XV в. является также одной из целей диссертации.
Научная новизна работы обусловлена двумя
обстоятельствами: во-первых,, впервые ставится задача
изучения источников по истории Валаамского монастыря; во-
вторых, значительная часть источников впервые вводится в
научный оборот, что позволяет делать более обоснованные
выводы. ,
Знаменке своей работы автор видит прежде всего в установлении н,ї основе исследования источников основных дат историк Валаамского монастыря: времени основания, переноса мощей его святых; а также определение типа монастыря. Впервые стали, известны многие события истории монастыря; более глубокими стали наши представления.о роли и связях Валаама в средневековье. Вводимое диссертантом в науку Сказание о Валаамском монастыре заслуживает внимания не только как источник по конкретной теме, но и как произведение русской письменности, обладающее несомненными литературными достоинствами, В работе ставится вопрос об изучении литературного типа сказаний о монастырях и такого вида исторических источников как месяцесловы,; святцы и словари чудотворцев.
Практическа р ценность работы. Результаты исследования важны не только для источниковедов и историков, изучающих историко-культурные процессы на севере Руси в XIV - XVII вв.; но и для филологов (историков..литературы), археографов, искусствоведов, историков архитектуры, археологов. < Многие данные диссертации могу, быть использованы в.исследованиях и курсах лекций по нсгочниконедению истории России, по древнерусской литературе, по истории России и Карелии,.
истории церкви, культуры, общественного сознания., исторической географии.
Апробация работы. Результаты исследозания были
доложены диссертантом на конференции олодых учёных в
Институте русской литературы (Пушкинском доме* РАН в 1390
г.; на конференции по народной культуре Севера а
Архангельске в мае 1991 г.; на международной конференции-
«Валаам: русский, карельский, финский» (Петрозаводск - Вальам
- Петербург» в октябре 1991 г.; на.семинзрэ по древнерусской
литературе в Институте мировой литературы РАН в 1992 г.; на
седьмой конференции по проблемам книговедения (Москва,
1992 г.); в докладе, прочитанном в Университете Г.Хельсинки в
январе 1993 г. Работа в целом, как и некоторые её части в
отдельности, обсуждалась на заседаниях Сектора
источниковедения истории России дооктябрьского периода
Института российской истории РАН, где получила
положительную оценку. .
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения и приложений. Она снабжена примечаниями (включающими отсылки на источники и литературу», списками литературы и сокращений.