Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Среднеазиатские агиографические сочинения XV-XVI вв. как исторический источник (Жития шейхов какшбандие) Тиллабаев, Рустам Абдусаматович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тиллабаев, Рустам Абдусаматович. Среднеазиатские агиографические сочинения XV-XVI вв. как исторический источник (Жития шейхов какшбандие) : автореферат дис. ... доктора исторических наук : 07.00.09.- Ташкент, 1994.- 54 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Изучений я исследование средневековой история Средней Азия на современном, этапе развитая нашего общества требует более объективного и научного решения проблем древности к средневековья, особенно вопросов идеологии. Другими словами, тз страницы истории, сокрытые господствующей идеологией до недавнего времени, необходимо глубоко я асесторонкв проанализировать, что было одной из основных задач настоящей диссертационной работы.

На .нынешнем перелом этапе история перед общественной наукой . стоит острый вопрос, найти ключ к пониманию оптимального соотнеда-. ния общачелов'зческих ценностей,глодаяьных проблем с социально-классовыми, национальными, экономическими процессами^ Шоисходя— шие- перемены з настоящее- время требуют переосмысления ряда теоретических учений, к примеру,- т.н.% jigkcacTCKa-лёнинского учения, казавшихся, до недавних лор ^тао^ходоЬга также- сказать, что возрастающая роль ислама в.идейнр-поліітичесвой'жизни народов современного Зарубежного Востока,,, также Средней Азии, живучести догм его і роль „ и. место-мусульманского духовенства ~в~ "общественно-политической-я-ду-ховной жизни общества, требует фундаментальной разработка проблемы. , Короче говоря вопрос этот приобретает;большое.научное и практическое значение. Для этого, прежде всего, необходимо глубоко изучать и ввести в широкий научный обиход основные сочинения по исламу я. мусульманской агиографии.. .''-'

Здесь же -необходимо сказать, что отечественная историография добилась больших успехра в исследовании древней исредневековой истории народеза Среднеазиатского региона. Мак, например, за последние десятилетия, немало сделано и по изучении истории позднего средневековья, периода характеризовавшегося дальнейшим углублением феодальных отношений- и усилением экономической, и политической независимости земельных магнатов, что з-конечном итоге привело к росту

.' сепаратизма я феодальной .раздроблённости. Большое значение э изучении этого, пока еще слабоизучённого исторического процесса имеют сочинения мусульманской агиографіи. Ши, помимо чисто бытозого .материала, содержаг богатый исторический материал по история Средней

, Азии ХУ-ХУП вв;»- но к ведикоыу^ожаленшв, не привлекались <

\'4-'

исследователями. в своих научных трудах. Более того они рассматривались как сочинения богословские.. Тек не менее, материалами подобные сочинений широко пользовались известные востоковеды В.В.Бар-тольд, ВДЗяткин, П-П-Иванов,, И.П.Пегрушевский, 0*Д.%їович, Б.А.Ахмёдов и Ц.А.Мдураимов. Однако, памятники среднеазиатской агиографий! в\том числе и исторйко-географическив сочинения исследуемого периода, еще не были объектом комплексного исследования,. без которого невозможно аналитически оценить достоверность сообщении документальных нарративных источников о фактах и событиях прошлого. Іем не менее агиографические сочинения содержат богатые сведения не только о жизни и деятельности видных мусульманских шейхов - деятелей тариката Найвбандийа, сосредоточивших в своих руках.не только духовную.власть» но и; несметные богатства, благодаря чему диктовавших .свою^ьоліз. верховным правителям,, и таким об- а разом, сыгравзим большую роль в общественно-политической жизни среднеазиатского обдества. Эти сочинения содержат ценные факты и сведения социально-экономического и политического характера.

В средние века ислам, который был не только религией, ко к каноном .жизни мусульман во многих странах, выступал в лице сети . суфийских орденов или Йрвтетв ^ссавийа.Ку^равиЙа, Наипбандийа, Сухравардийа, *%шгийа^ БекталмЦа'іі., С|уфиэм внес в ислам духовность, эначитёльнс смягчив непербкрытыс абстракции,:теологический национализм й заставил по-иному, взглянуть на^человека, сотворенного;"по . образуй, подобию Аллаха",- в,чьей-душе заложена частичка души божественной с одной стороны',' й на место и.роль человека в природе и обществе с другий* Это обстоятельство в.значительной степени определяло, социальное лицо религии.- Свойственные различным суфийским братствам формы и правила ритуала, следование гем или-иным философским концепциям, обращения к тем или иным музыкальным, поэтическим, танцевальным формам, и средствам'для достижения экстаза', либо отказ от. таких-то форм - асе. зги и другие виды идеологии и практики суфизма создавали-своеобразные, пути,Стариката) этих братств.

_ Самым,.влиятельным и распространенным' был тариквт Какшбандийа. Накшбандизы, родивщсь.в недрах-Средней .Азии.8..ЇЇУ столетии,, впоследствии, распространился по всему мусульманскому Востоку: іфану, ^ганиставу, Турцииу Шдиа, Восточному Туркестану и Кавказу. .

Как извеетноі сей тарикат был основа» в Бухаре яэйхом Баха ад-Дшрм. Накшбандом (ІЗІ8-І329)?675-лвтний юбилей которого широко отмечался в, Узбекистане в сентябре 1993 года. 'Среднеазиатский і ,накшбандизи выступил с tbjctmh морально-этическими идеалами и проповедью как 'чистота рук я сердда'', социальная справедливость я равенство всех лвдей перед Аллахом, борьба со злом, утверждение доброты, совестливость и братство среди ладей. Словом, наш-бандизм представляет собой целый пласт нравственных it этических представлений, восщгиятиэшррчайшиш.слоями народных масс, соз-аучные духовным запросам веруших. Притом,. яеторико-религиозные цережавания осажены а агиографической литератур». "Жития" заключают в сабе и пережитим старйх культур и отзвуки подлинных исторических фактов. Они пополняют наши сведения о политической ситуации, сложивиейся на протяжении целых столетий, когда рождались я распадались.большие государственные образования, уходили я прихэ-дяли новые династия. За. всеми этим;; историческими процессами стояли живые, лади, исторические личности, опредёлявщв в значительной степени 'знутрекнш и.'энешг?юю" политику этих государств, нал--ример, государста_ташуридо'в-и-пайбанидов^

.' Степень изученности проблемы. Изученность- данной проблемы
далеко;неразнозначна, гepaгyp9..лo';т.н,'шстицизму в исламе (сут-
физм и дервиіпизм) на западноевропейских й восточных языках .обзгар-
на. За посяэднюо ка четверть прошлого века отечественная востоко
ведная литература (общие я специальные справочники, труда по ис
тории философской мысли на Востоке в средние .века, исследования,
творчества крупных представителей.'культури я литературы), захлест
нула волной, росло нетаержщюек^ дефиницию
суфизма или оценку ему » Однако, при всем .Обилии литературы по
- различным аспектам ислама,:специального^исследования, основанного
на привлечения "Зйтая" пока что нет, хотя поиски новых,, неординар--
них источников давно, ужа, стали -предметом.особых забот отечествен
ных'историков» Как известно, .к. середине прошлого .века значитель
ные, надежда были возложена іменно на'такого''рода литературу.

I. См. Йсматов Б; Пантеистическая филбсофсхая-традиция а персид
ско-таджикской поэзии (Х-ХУ .вз).: Душанбе IStio; 'Аримиягэм Дз.С.
Суфийские ордены в исламе. .Сер. с англ, под ред. и с предисло- .
вием.О.Ф.Акимушкдна. М.;: Наука. I9S9, ' .

В 70-х годах прошлого века русский историк Василий Осипович Ключевский (I84I-I9II), впервые изучив т.к. "Жития" ХП-ХУП-jsb. , дал картину развития русской агиографии, методы научной критики их текстов, позволяющие-критически осыысдать и установить верные соотношения между действительными событиями и позднейшими наслоениями - простодушными или тенденциозными преданиями . Словом В.0.Ключевский в последующих своих научных.исследованиях доказал, что яития - источник для характеристики,быта, культуры, народного сознания и политической 'истории. Несомненно, традиция вполне сложившаяся, к концу XIX в. ^русской историографии в оценке "агиог-рафическоЯ- литературы как источника, оказала определенно^ эдш-ние для широка обобщений процесса развития русской государственности и духовной культуры. Поиски и научный интерес ориенталистов В.Л.Вяткина, Н.Г.Малликкого, А.А.Семенова, Н.Й.Веселсвского зас-лужквают всяческого внимания . Будучи глубокими знатоками восточных средневековых исторических источников, в тем числе и агиографической литературы, они сделали в этой области немалое.

В.Л.Вяткин первым дал вксокуп оценку личности Ходжа Ахрара
как' го су дарственного^ деятеля; и духовного авторитета, способстЕО--
вавоего в течение сорока лет-предотвращению междоусобных войн в_:_~
Самарканде, Ташкенте и Фергане. Н.Г;Маллицкий"6тйечая его огром
ное благотворное влияние на Тимуридов, сравнивает его деятельность-
"ьитрополита на Руси в. удельную, эпоху . , . . ..

В.В.Еартольд работая над монографическим очерком жизни и правления Улугбека (1394-1449)„ внука Тимура, пришел к выводу, . что. ХУ бок для Средней Азии был временем борьбы двух мировоззрений: религисзноЯ и светской. Представителем.одного из них был Мирза Улугбек, правивший в Мавераннахре с І4.С9 по 1449, а другого<,-

  1. Клвчевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический: источник. М. 1969 (Репринтное издание). ,

  2. Вяткян В.Л. Из биографии Ходжи Ахрава. - ТВ, 1904, № 147-Маллицкий Н.Г. Ташкент (исторический очрек) - "Известия Ташкентской городской думы", І9і.5, !»; Семенов А.А. Бухаоский шейх Баха-уд-Дин (ІЗІ8-І389) - "Восточный сбооник в честь

' Н.И.-Веселоэского", М., 1914 .(ТВХИВЯ/вып.Х Т.!Щ: Рассказ шуг-нанских исмаилитов о бухарском шейхе "Баха уддине". ЗЕОРаО, Т.ХХП, 1915, с.321-326: Н.Й.Веселовс'кий. Памятник Ходяет-Ах-papa в Самарканде. - "Восточные заметет". Сб. ст.СпБ, 18.

3. Маллицкий Н.Г. Ташкент, с.79.

Ходжа Ахрара, видный представитель тариката Накшбандийа, который пользовавшись своим религиозным авторитетом,почти 40 дет (1451-14901 правил страной через подставные лиц иэ действительных или мнимых потомков Тимура (Абу Са'ида и его сына Султан Ахмада, например)". В связи с 500-летним юбилеем Алишера Навои были опубликованы в специальном сборнике статьи и научные работы иЧГулямова и Р.Нябиева^, в которых дается оценка исторической роли ходжа Ахрара, подвергавшись тотальному осуждению в духе установившейся традиции е нашей науке. Бпоследстшіи, к этой оценке присоединились таджикские ученые A.MnpsoeB и ІІ.Раджабов .

_3асяуживавт внимания в этом отношении исследования О.Д.Чехо-вкч D. Прежде всего надо сказать, что она основывается на непосредственном изучен»: рукописных источников, преимущественно актовых документов , касавшихся в основном феодального хозяйства Ходжа Ахрара и его влияния на .общественно-политическую жизнь , страны.

Вопрос о роли Ходжа Ахрара и тариката Нактбандийа в целом в социально-политической жизни среднеазиатского-общества рассмотре- ны в специальной работе А.Ю.Якубовекого*3. В его исследовании суфизм характеризуется как два противоположных направления (течения) - реакционный и прогрессивный-в жизни феодального общества.

Что же касается западноевропейской.ориенталистики, -то специальных работ, посвященных тарккату Накпбандийа практически нет. Из последних работ, вышедших за .рубежом, следует, отметить исследо-

. I. Бартольд Е.Б. Улугбек и его время. Соч. Т.П. ч.2.. 1964,с.169. ,

  1. Великий узбекский пеэт. - Сб.стат. Ташкент, I94S.

  2. ЫирзоавА. Н&мал ад-дин Бинаи. Ы.: Наука, 1976, с.18.. Ыирзоеа А. Бикск. Стадинабад. 1957 (на тадж.яз.).

  3. Раджабов К. Абдурахман Д*аки и таджикская философия ХУ в. Ду-. шайбе, 1968. с.і/б.

  4. Чехович-О.Д. Самаркандские документы ХУ-ХУІ вв. Факсимиле. критич.текст, перевод,.введение, приыеч и указатели; Ы. 1974.

с.22. . . ."..-

6. Якубовский А.В. Черты общественной и культурной жизни эпохи
Алишера Навои. - Алишер Навои. Сборник статей. М-Л., І94&,
с. 22.

вание Дж.Тримингэыа1, іфедставдявшеє собой био-библиографический
характер, Труд» -в котором рассматривается весьма .важный специа
льный институт - мистические (суфийские) братства, возникшие в .".
конце Ж в. ''",-.: . -.:":.'' :.'.'.';;"

В связи с 675-Летним юбилеем Баха ад-Дина Накшбанда, давший большой толчок изучении этого тариката и деятельности известных его представителей, появились много .статей и. брошор, таете переводов их "Еитии". В своих публикациях* посвященных тарикату йакш-бандийа и его видным представителям, узбекские ученые Э.Юсупов, іі.Хайрудяаев, А.Кавмов, А.Хайитметов, Л.Султанов и А.Усманов обращает внш^ание религиозно-философсюш, нравственно-этический учениям и на.общественную мораль ^того тарйката и его основные принципы. Краткое изложение живни.и деятельности Ходжа Баха ад-Дина Накшбанда, основные положения теории и практики тарйката., Накшбандайа. содержатся "в брошюре А.Усмана'.Перевод интересного сочинения о Ходжа Баха ад-Дина был осуществлен Махмудом Хасано-вым . Число юбилейных «зданий пополнили;своим» литературными произведениями писатели Евгений Береэикоь, Темур Убайдалла-, Султан-мурад Алим и др. '. ;'-;...

Все отмеченные выше, статьи, брошюры, и публикации касаются . преимущественно общих, вопросов суфизма вообще и ранние втапы развития религиозно-философские, нравственные учения," культовые: традиции,.школы,, течений накшбацдизма в частности. .

Круг отечественных, русских и зарубежных ученых, работавших над исследованием тарйката.Накшбандийа," как историческом, так и на современном этапе.развития, довольно узок.

Триккнгэм Дк.С Суфийские ордены в исламе. Дер. с ред^ к с предисл. .О.і.Акимушкина.'іі: Наука, 1389.


акт. под

  1. Ориф Усмон.. Бачовуддин Накшбанд ва унинг таълимоми хауида; Тошкент "Университет", 1ЭЭЗ.-

  2. Абдул Ыухсик Ыухакмад Боклр."Макрмоти ходка Бахоуддин Накш-банд". Пер. с фарси на узб.яз. Махмудхон. ыахдум Хасанхен .. ыахдум урли, Тошкент,.-"Езувчк", I99J.

4. Темур Убайдалла. Еакшбанднома. "Тошкент ха«икати". Тошкент,.
' 30 октябрь. .1993 йил. .

Цельлч задачи исстедозакия. Отечественная историография, посвященная изучению средневековой историк народов Средне;? Азии зсбилась определенных успехов. 7ем не менее, see еще имеется малоисследованные и слабоизученкые проблемы. ОдноЯ из основных причин отому - заметнее отставание з изучении и публикации письменных памятников, особенно еє агиографических сочинений, содержание богатый фа---тячесхиЯ материал, без которого вряд ли можно рассчитывать на успех г:-:аучнсм ревении того или иного вопроса по отой теме.

Для изучения средиенекоЕого периода истории первостепенное значение имеют письменные памятники, в которых наиболее полно отражена ъизнъ феодального общества. общества отдаленного от нас столетиями, но занимающего важное место е развитии всемирно-исторического процесса-1'. Поэтому тщательное изучение и исследование агиографических сочинений'ХУ-ХУІЇ вв., и по мере возможности научно-кемменти-роэаннкх переводов и извлечений является основной целы» настоящей диссертепкокксЯ работы, что на каз взгляд, будет спссобстзоеать лля разработки кардинальных зспросоа истории Средней Азии. Надо сказать, что работы по выборочным переводам историко-культурных материалов из источктшэа и. сравнительной оценки их- общей-значимости, удельного" веса а историографии-до сих пор не проведено.

Одной'из основных,задач данной диссертационной работы, б что вкязление и изучение їятил зейхсэ Какшбандигв, сбор необходимых сведении из них я ззедекие их з научный оборот.

Политическая история Средней Азии л сопредельных стран Востока ХУ-ХУЯ зз., зхсдивеих ранее в состав государства Тимура и Тимуря-доз, з гсамЯ-то степени освещены в работах' отдельных ученых". Одна-

I. Ахмедеа Б.А. Истосико-геогтзафическая литесатура Соеднея Азии ХЛ-ХУІД за. - Ташкент, І9Є5."С.З.

ко при сравнительном изучении.сопоставлены источников :нлзлены немало фактов, отсутствующих g работах, пссеещєнкех политической истории Средней- Азии и сопредельные стран ХУ-ХУІ вв. Исходя из вышеизложенного , автор видят своя задачу на" основе свед-зний, содержащиеся Е'расаогкдннх источниках» осветить такяе истеки, многообразие духовно-худьтурных и идеологических процессов з феодальном

- проанаглЕирозать прпчиш-Есзникнсвення народных золквннй.

II

иия источников по тарикату Накпбендш* а его вкдяейзік представителях..

Источники. Источниковедческую базу 'дкссертап:::'. составляет пи
сьменные, документальные источники к исследования отечественное к
зарубежно: ориенталистов по- проблеме. Основными же источниками яв
ляется мусульманская сгімгразия ХУ-ХЛ be., часть из'которых впер
вые вводится в научный оборот, малоколользовакнке исследователями
"Кития", посвященные Бахе ад-Дину Наклбанду- к его последователе,:,
главным образом Ходка Дхрару і: его слздвиенипзм к- дриемнлгсам. 5
качестве- оснобньс: ::ато^г-:;:::эь паизлеченк слєдуюте памятники мусу
льманской агиографии ХУ-ХУІ вв.: ...

  1. "Панамат-к Баха ад-Дин Нзкибакд". Абу-л-Уухсхна Кухаьмада Бекира.

  2. "йакамат-к ходжа Убайдаллах Лхрарап..Мухаммада Каэи ибн Вурхан ад-Дин ибн ходжа Ьіухаммада Ризы.

3.' "Наіахат ал-унс мин >-адарат ал-кудс" А5д ар-Рахианз Дез ж.

4. "Раззахат айн ал-хайат". Али и5н Хусзйнг 5а'из ал-Каакік.
о. "Сирадж ас-саликин ва дзта'иф ал-арк^кк" Йухаммад Faxxxa.

  1. "Зубдат ад-макашт" ходха-Мухамаадг Хасзюя Екгаа:.

  2. "йанакиб-и Яутфаллахе Чустн", иэулеяа- Мир Мухзкмада ал-йуфти' Тагаавди.

5. "Дками* ад-какама;" ходже Азу-л-Бахз ибн Ssxa сд-Динс.

1. См. Список использованной литературы,

9. "Кзтлаб ат-тадибин", КухаммедТалибе кбн їадк гд-Дкн Xs-
санс. -

еекия нами-привлечены более сорока произведений по истории, геог
рафии, содержание материал по исследуемому период. Это позволило
значительно углубить исследования и обеспечить" полноту и объектив
ность затронутых в исследовании вопросов. :,

Научная новизна. В данной работе впервые б отечественной историографии исследуется агиографические сочинения как исторический источник. Новым не только у нас, но и мировой историографии является сам подход к выбранной- теме.

Б диссертации, на основе изучения большого числа агиографических сочинений, также сочинений исторического содержания исследуются также вопросы социально-экономической, политической к культурной жизни народов Средней Азии в ХУ-ХУІ ев., роль и место духовенства в общественно-политической жизни страны.

- Автором диссертации обращено специальное внимание на выявление наиболее полных сведений о положении трудящихся масс. Имевцй»-ся сообщения по втому вопросу, с каией точки зрения, иногда-противоречат друг-другу, поров имеют неточности, неясности к. пробелы. Жизнь трудового народа в изучаемый.период, т.е. при Тимуркдах.и позве при Шайбадах протекала в условиях межфесдальной борьбы и династических распрей, приведши: в конечном итоге к огромным жертвам к опустошениям как в Маверанкахре, так и Хорасане.

Изучение многочисленных письменных памятников и-специальной литературы показало, что в изучаемый период имелось множество .-видов налога, взимаемых от населения. Все эти налоги и повинности подробно проанализированы в исследовании.

диссертация содержит ряд нобкх фактов о природних бедствиях1, (засухе, погаре, падеже скота, нападение саранчи к т.д.), распространении инфекционных болезней*" среди народа, дороговизне, :толо-де-1', что были основной причиной бедственного положения трудового

  1. Зубдат ая-*»акамат. ИВ АК Республики Уебекистан, ине-J' 2235, л.36 б.

  2. Иакамат-к ходжа Ахрара. ИЗ АН Республики Узбекистан, икв. * Б237/Ї а. 30 а. .

3. Скрадке ас-саликкн. IS АН Республики Узбекистан, инв-Лг.629,
.л.66 б.

.народа. .

В источниках, как. прааило, очень мало сообщений.а народных волнениях и движениях1. 3 феодальном обществе крестьяне, реыеслэн-никл и трудэвоЯ народг., задззлвккые эксплуатацией, нуждоі* и исламской идеологией - нз бунтозать против своих господ, лриэычка я смирэнлп и подчиненна, не позволяло ясдниматься на бррьбу против сзоих эксплуататоров. Именно поэтому в житиях мало сзеденин о народных выступлениях. Л все из они хотя разрозненно, без четких политические програми, ко брались за свои.права и свободу.

з обширном круто проблем мусульманской культуры, нзотьемлз-мол я важной частью которое является .духовная жизнь народоз Сродней Азии ХУ-лУТ за. Духовная аизнь народоз исследована з диссертации саривлачзнием большого круга местных источникови специальных исследования светских и религиозныз источников, поэтических .гроиззедений. lh сзздзняяу этих источников, духовная'и культурная 'їлзкь на рубеже '!-& на. з .Средней Азия заметно развивались хотя для отого периода были характерны феодальные ззйны л борьба за здасть между представителями правящих династий, что злекло за собой.хозяйственный упадок э стране. 3" диссертации приводятся :-:он-кратные ';акта о культурном подъеме и благоустройстве гор одаэ Средней Азия, строительство замечательных архитектурных памятников, строительстве каналов, бэльнлц, ахолии др.'Собраны чрезвычайно ценные оледенил о поэтах и писателях"1: Аяииерз Казоя, Хондзмир-з, ідутриба и др. Были развиты л другие науки, как-то медицина, астрология, философия, логика, рикх, о чем в диссззтацли приводятся конкретнее данные. Приводятся танха саедения о музыкантах, художниках, каллиграфах, культурных сзязях Маверакнахрэ с Кабулом, ііндябй, Напгаром, ТурдиеД и 'другими соседними странами.

Словом с настоящей диссертацией положено начало нсслздозанлю тарикат Ыаклйзндилз з научном плане. На основа аерзопсточникзз ггрссленаззатся оЗелэ занокомарност.г его образования я развития.

I. Дгами' ал-макзмат. /!3 АН Рес.тублкки Узбекистан, лнз..'.» І505./І,

Также выявлены исторические и политические предпосылки, приведи к его возникновению и распространению его в соседних странах: А гакистане, Иране, Индии, Турции, Восточном Туркестане. Особое внимание в работе обращено на определяющую роль известных шейхо тариката паклбандийа в духовкой, культурной и аолитическоЯ жизи общества. Представители тариката оказывали решающей влияние на властителей, на внешнюю и внутреннюю политику страны, участвова ли в решении государственных дел. Назначение на высокие посты всецело зависело от них.

3 целой изучение агиографических сочинений ХУ-ХУІ вв. в ка честве исторического источника является.первой научной работой не только у нас, но и за рубежом.

Практическое значение исследования состоит в.том, что оно цожет содействовать далькейлему и углубленному изучению историч ских процессов и истории культуры, общественной мысли, идейно-' политических течений суфизма, основы теории и практики тариката Накзбандийа.

Собранный материал и сведения о рукописных сочинениях об и авторах окажут большую помощь в составлении сводных трудов гол точниковеденизо и спецкурсов по источниковедению. Выявленные из агиографических сочинений сведения будут полезны исламоведам и исследователям истории народов Средней Азии вообще и тариката НакЕбандийа в частности.

Апробация исследования. Основные положения диссертации был изложены в монографии; "Распространение кахшбаядизма в Индию" (Андижан, I9S4 г. 115 с). Отдельные положения диссертации осве цены в ряде научных статей и выступлениях на конференциях: Еар-

тсльдовские чтения (ІІосква, 1967 и 1559 г.); Республиканская на учнад конференция "Взааиоотношения Средней Азии со странами 2ар бежного Востока" (Талкент, 1338 г.); Республичакская коніерекца посвященная оІС-летив Бабура-( Андижан, 13ЭЕ г.-). Диссертация оС суздена ка совместном заседании отделов "Исламоведения", "Иссле

.дование л публикация письменных львятников", "Соцладьнс-эконош чес кие- проблемы стран Среднего и Ближнего Еостока", "Изучение истории народов Средней Азии и Китая", "Политическое развитие v

і общественные движения стран Ейной Азии", "Источниковедение и описание рукописей" Института Востоковедения им.Абу Райхана Беруни АН Республики Узбекистан 23 квня 1993 г.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пести глав, заключения и списка использованных источников и литературы на русском и иностранных языках.