Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная психология интеллектуально-аристократических кругов российского дворянства последней трети XVIII века (Опыт формально-количественного анализа источников эпистолярного характера) Марасинова, Елена Нигметовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Марасинова, Елена Нигметовна. Социальная психология интеллектуально-аристократических кругов российского дворянства последней трети XVIII века (Опыт формально-количественного анализа источников эпистолярного характера) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.09.- Москва, 1991.- 32 с.: ил.

Введение к работе

Научная значимость и актуальность. Растущий интерес к различным аспектам социально-психологической проблематики диктуется гуманизацией знания, всей внутренней логикой развития науки. Ретроспективное изучение общественного сознания дает возможность исследовать исторический процесс во всей его сложности, многообразии, богатстве красок, позволяет избежать модернизации и схематизации, уловить смысл причинно-следственных связей. Воссоздание духовной жизни прошлого на базе конкретно-исторического материала обнаруживает ряд трудностей, связанных с определением круга источников, содержащих соответствующую информацию, и разработкой методики их анализа. На современном уровне развития исторической психологии особое значение приобретает исследование данных проблем применительно к отдельным видам источников и прежде всего применительно к источникам личного происхожденияо

В реферируемой работе предпринята попытка реконструировать на основе эпистолярных материалов ведущие черты социально-психологического облика интеллектуальной аристократии российского' дворянства последней трети ХУШ века и выявить наметившиеся тенденции их эволюции. Годы екатерининского "золотого века", время, максимального укрепления могущества- и расцвета культуры господствующего класса, являлись, на мой взгляд, уникальным этапом в развитии сознания высшего сословия. Именно в этот переходный период сложилась кратковременная ситуация баланса между достигшими своей критической точки традиционными ценностями и уже сформировавшимися новыми альтернативными ориентациями, что и дало' возможность их всестороннего,изучения в пределах сравнительно короткого отрезка времени.

Для воссоздания социально-психологической картины жизни об-

щества переходной эпохи, когда достаточно четко прослеживается динамика различных явлений, особенно эффективно использование источников эпистолярного характера. Письмам присуща быстрота реакции, спонтанность формулировки важнейших для автора жизненных проблем, учет восприятий адресата и непосредственная ориентация на его личность. Состояние сознания российского дворянства и основные направления его эволюции исследуются в работе на материалах переписки интеллектуальной аристократии высшего сословия. Как группа, входящая в состав господствующего класса, политическая и культурная знать являлась носительницей устойчивых, исторически обусловленных черт социально-психологического облика дворянства. С другой стороны, по уровню просвещенности и жизненной мобильности эта среда оказалась наиболее деятельной и мыслящей частью правящего сословия, где и зарождались новые процессы, свидетельствующие о деформации сознания дворянства в условиях разложения феодально-крепостнических отношений.

Изучение социальной психологии интеллектуальной аристократии российского господствующего класса последней трети ХУШ века позволит углубить и отчасти изменить представление о сущности общественно-политических и культурно-исторических процессов рассматриваемого периода. Введение в научный оборот достаточно большого массива ранее не исследуемых эпистолярных документов и разработка формализованных методов извлечения из них информации о духовной жизни общества будет способствовать развитию исторической психологии как самостоятельной отрасли знания.

Степень изученности проблемы. Анализ историографии психологии российского дворянства второй половины ХУШ века осложняется минимальным числом работ, непосредственно затрагивающих данные

аспекты, в русской дореволюционной и зарубежной науке, и в школе советских гуманитарных исследований, а также многоплановостью самой проблемы, возникшей на стыке научных дисциплин, истории, филологии, культурологии, исторической психологии, в каждой из которых имеется своя традиция освоения дворянской тематики. При подобной историографической ситуации целесообразно представить общую картину изучения социальной истории господствующего класса рассматриваемого периода и оценить ее с точки зрения основных задач исследования психологии высшего сословия.

Работы русских дореволюционных и современных зарубежных ученых, обращающихся к социальной истории российского господствующего класса, объединяет общая направленность исследований, которые выстраиваются в плоскости следующих проблем : значение господствующего класса в социальной и политической структуре российского общества, сословно-корпоративное управление дворянства; система государственной службы правящего сословия, роль статуса в иерархии ценностей дворянского чиновника, результаты воздействия на духовную жизнь господствующего класса освобождения от обязательного характера императорской службы;- крепостной быт дворянина— помещика и возникновение крестьянского вопроса; появление в среде господствующего класса критически настроенной элиты, обособление интеллигенции, "образованного меньшинства", противостоящего и абсолютизму, и основной массе дворянства, умственное движение в среде высшего сословия, цивилизирующее влияние западной культуры и идей Просвещения, пробуждение националь-

но-патриотических чувств. Несмотря на различие концепций и подходов, русскую дореволюционную историографию дворянской проблематики и в известном смысле продолжившую ее традиции современ-

ную зарубежную школу объединяет живость изложения, яркие характеристики, закономерно повышенный интерес к сознанию интеллектуальной элиты и проникновению европейской общественной мысли в Россию, учет психологического фактора и включение его в ткань исследования. В то же время необходимо отметить интуитивность, эпизодичность и теоретико-методологическую необеспеченность попыток реконструкции менталитета высшего сословия. В результате отдельные плодотворные наблюдения не создают цельной адекватной картины духовной жизни господствующего класса.

Советская историографическая традиция изучения российского дворянства второй половины ХУШ века основана на богатом документальном материале и охватывает важнейшие аспекты истории высшего сословия: социальная структура дворянства, уровень его консолидации и характер столкновения противоречивых интересов различных групп; выделение в среде правящего класса бюрократии, а также формирование дворянской интеллигенции; эволюция правового положения сословия; взаимоотношения с самодержавной властью; формирование официальной политической доктрины просвещенного абсолютизма, а также выделение в общественной мысли господствующего класса реакционно-консервативного и либерально-консервативного течений, распространение идей Просвещения; основные закономерности развития русской литературы второй половины ХУШ века, которая была преимущественно дворянской и по сословному положению авторов, и по читательской аудитории. Наконец, проблемы социальной истории господствующего класса второй половины ХУШ века затрагиваются в исследованиях, связанных с движением декабристов, а конкретнее, в работах, раскрывающих причины и предпосылки возникновения такого феномена, как российская дворянская революционность. а

При анализе перечисленных сюжетов авторы спонтанно выходят на социально-психологические явления, которые, однако, не всегда узнаются и идентифицируются, что более стимулирует постановку проблем, чем дает их решение. В частности, если речь идет о консолидации дворянства, то напрашивается вопрос об уровне психологической сплоченности сословия, если исследуется российский абсолютизм, то возникает необходимость реконструкции восприятия дворянином образа императора, при изучении общественной мысли и литературы ощущается потребность в учете специфики отражения сознания российского дворянства в художественных произведениях, все более очевидной становится актуальность целенаправленного научного исследования общих процессов развития сознания господствующего класса, приведших в 1825 году к катастрофе раскола.

В связи с этим следует специально проанализировать те немногочисленные работы советских ученых, в которых непосредственно изучается сознание российского дворянства второй половины ХУШ века. Среди них исследования С.С.Минц являются первым и пока единственным опытом воссоздания социальной психологии господствующего класса данного периода по материалам источников личного происхождения. Указывая на феодальную природу высшего сое-. ловия, автор отмечает две линии в развитии классового самосознания дворянства - формирование отдельных моментов осознания общности классовых интересов в достаточно устойчивое целое, с одной стороны, и наметившаяся тенденция.к преодолению сословно-корпоративной ограниченности классового самосознания - с другой. СМ.Лотман в многочисленных статьях и монографических исследованиях, рассматривая литературный процесс в широком контексте эпохи, выходит на целый спектр проблем, -связанных с менталитетом

дворянства. Ученый очень верно почувствовал историческую перспективу и уловил важнейшее событие эпохи - рождение личности человека, который верит в свою духовную ценность и уважает ценность другого человека, а потому уже более не может быть слугой Платона Зубова и верноподданным рабом. В работах Б.И.Краснобаева намечены основные методологические принципы изучения культуры Рос-, сии переходного периода второй половины ХУЛ - начала XIX века, и, в частности, раскрыт термин "дворянская культура", который понимается как система, включающая и государственную службу, и быт, и взаимоотношения с людьми, и выработанные в дворянской среде морально-этические понятия о благородстве, чести, апистолярное наследие и литературное творчество дворянской аристократии стали для Г.А.Гуковского главными источниками, на основе которых ученый исследовал отношение этого наиболее социально активного слоя господствующего класса к крепостному праву, царской власти, чиновничье-бюрократическому аппарату, нравственным проблемам времени. В результате автору удалось выяснить, как накапливались и постепенно росли в русской культуре второй половины ХУШ века идейные элементы, враждебные всему сословию помещиков. Включая в анализ мемуары, письма, публицистику, предоставляя слово самим историческим персонажам, Н.Я.Эйдельман в своих работах, посвященных духовной жизни России, сформулировал главный итог русской культуры ХУШ века - возникновение просвещенного, гуманного, внутренне свободного интеллектуального слоя, которому предстоит сыграть выдающуюся роль в истории следующего столетия.

Складывающаяся в советской историографии традиция изучения сознания российского дворянства второй половины ХУШ века нацеливает на ключевые проблемы исследования, помогает сориентиро-

ваться в конкретно-историческом материале, раскрывает информативные возможности различных видов источников и накапливает опыт извлечения из них соответствующих сведений. При всем том, социально-психологические процессы, протекающие в сознании господствующего класса, анализируются локально, изолированно, с различных авторских позиций, которые порой трудно привести к общему знаменателю и в плане терминологии, и в плане конкретной методологии, и, наконец, в плане построения концепции. В результате возникает фрагментарное и отчасти искаженное представление о социально-психологическом облике российского дворянства, что ставит перед необходимостью определить пути перехода к систематическому исследованию сознания господствующего класса-и, исходя из них, сформулировать конкретные цели, осуществление которых возможно в рамках отдельной работы.

дадачи работы.

Обнаружение переписки российского дворянства последней трети ХУШ века и формирование источниковой базы исследования.

Историко-типологическая характеристика данного эпистолярного комплекса.

Поиск эффективных путей извлечения из источников скрытой информации социально-психологического уровня, разработка программы формализации содержания переписки с помощью методик контент-анализа.

Интерпретация полученных данных, характеристика общего состояния сознания интеллектуально-аристократических кругов господствующего класса и основных направлений его эволюции.

Методологическая основа работы. Идеи, которые позволили разрешить гносеологическую ситуацию, возникшую при воссоздании со-

циально-психологических процессов в исторической ретроспективе, содержатся в обобщащих работах по источниковедению, а также в культурно-типологических исследованиях менталитета феодального общества на завершающих стадиях его развития и в эпоху перехода к капитализму. Представление о потенциальной возможности источников с ярко выраженной индивидуальной направленностью содержать объективные сведения об общественном сознании прошлых эпох, тезис о наличии в документальном материале скрытой информации, наиболее адекватно воспроизводящей реальную действительность, взгляд на источник, как на факт исторического процесса, выделение в качестве интегральной характеристики документального материала его социальных функций и, наконец, признание диалога почти универсальным явлением, пронизывающим все отношения и проявления человеческой жизни, единственным путем познания внетекстовой реальности - составили методологическую основу источниковедческого аспекта предложенной работы.

Различные модели феодального по своей формационной принадлежности сознания, выделенные в работах Б.Ф.Поршнева, А.И.Тита-ренко, А.Я.Гуревича, И.С.Кона, Л.М.Ваткина. Т.Ееблена, М.Блока, М.Оссовской, Э.Фромма, Й.Хейзинга, М.Вебера, дали импульс и направления поиска при реконструкции социальной психологии российского дворянства на основе материалов эпистолярных источников. Однако, эти профилирующие концепции, созданные по документам стран так называемого классического феодализма, могут эффективно использоваться прежде всего при историко-сравнительном анализе, с учетом "исторической многовариантности феодализма".

Апробация работы. По исследуемой теме вышло 8 публикаций. Ряд положений диссертации был изложен в докладах на научных конфе-

ренциях кафедры историографии и источниковедения истории СССР, научных конференциях и школах-семинарах по применению математических методов в исторических исследованиях, на 5 всесоюзной конференции по проблемам источниковедения, на конференции по проблемам провинциальной культуры, в ряде выступлений на регулярном межвузовском семинаре по исторической психологии в Институте всеобщей истории АН СССР. Диссертация обсуждалась на кафедре историографии и источниковедения истории СССР и на кафедре истории СССР периода феодализма.