Введение к работе
Актуальность темы определяется, во-первых, важной ролью ираноязычных народов (в том числе восточноевропейских - киммерийцев, скифов и сарматов) в истории древнего мира (при этом изучение культуры иранцев, оставшихся на территории предполагаемой прародины - в восточноевропейских степях - важно в плане реконструкции общеиранских явлений); во-вторых, господствующей ролью религиозно-мифологических представлений в идеологии архаических обществ; в-третьих, противоречивостью имеющейся литературы о верованиях древних северных иранцев, что ставит в затруднительное положение исследователя (особенно нескифолога), использующего эту литературу.
До сих пор историографический аспект проблемы рассматривался исследователями лишь попутно. Исключение составляют некоторые статьи Е.Е.Кузьминой и В.П.Андриенко и глава 3 в книге А.А.Ней-хардт об историографии скифского рассказа Геродота.
Паль работы - систематизировать и критически оценить исследования о религии и мифологии скифо-сарматов и родственных им древних народов Восточной Европы, раскрыть основные тенденции, достижения и проблемы в изучении данной темы.
Хронологические рамки исследования. В диссертации рассматриваются работы отечественных и зарубежных авторов (с конца ХУШ в. до наших дней), посвященные религии и мифологии ираноязычного населения Восточной Европы раннего железного века (I тыс. до н.э. - первая половина I тыс. н.э.) - киммерийцев, скифов, сарматов, населения Позднескифского царства. Рассматриваются также работы, касающиеся верований населения Лесостепи и Прикубанья скифского времени. Этническая принадлежность этого населения, как и связь его с геродотовой Скифией, дискуссионны. Бесспорно лишь глубокое культурное влияние скифов на это население (считаемое рядом исследователей иранским или иранизирован-ным). Поэтому многие авторы рассматривают верования этого населения в контексте скифской идеологии или используют лесостепные и прикубанские материалы для реконструкции собственно скифских верований . Исследования о мировоззрении азиатских носителей
Следует заметить, что автор стремился не ставить свои выводы в зависимость от той или иной реконструкции этнической карты Скифии.
"скифской триады" рассматриваются в диссертации лишь постольку, поскольку их выводы касаются и причерноморских скифов.
Методологическая основа исследования - марксистско-ленинская методология истории религии и истории исторической науки, требувдая рассматривать идеологические явления прежде всего как порождения социально-экономического базиса общества (учитывая при этом и обратное влияние надстройки на базис).
Основные источники - работы, рассматривающие проблему верований древних северных иранцев специально или попутно, в указанных выше хронологических и тематических рамках.
Научная новизна работы. В ней впервые подвергается историографическому анализу вся совокупность исследований о верованиях скифо—сарматов и киммерийцев, прослеживаются основные тенденции в развитии этих исследований.
Практическое значение работы. Она позволяет исследователям (особенно нескифологам) составить представление о достижениях и проблемах в данной области, избежать некритического использования работ по данной проблематике.
Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась на заседании отдела исторических и культурных взаимоотношений народов Советского и зарубежного Востока Института востоковедения АН СССР. Доклад по теме диссертации делался на конференции "Религиозные представления в первобытном обществе" (Москва, 1988 г.).
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, пяти глав и заключения, содержит 133 страницы машинописного текста, 3 таблицы и список использованной литературы из 518 наименований на русском, украинском и ряде европейских языков.