Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема церковного раскола в трудах А.П. Щапова Вишленкова, Елена Анатольевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Вишленкова, Елена Анатольевна. Проблема церковного раскола в трудах А.П. Щапова : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.09.- Казань, 1992.- 19 с.: ил.

Введение к работе

.- Актуальность изучения щаповской концепции церковного раскола обусловлена и порождена изменениями в историческом "сознании советского общества. Данное исследование призвано восполнить образовавшуюся лагуну в изучении научного наследия А.Ц.Щапова. Очевидно, настало время, когда следует оценить не только общественно-политические взгляды ученого, но и его оригинальный вклад в историческую науку.

Щапов разработал концепцию церковного раскола, которая представляет несомненную научную ценность. Это признано в мировой историографии. Сегодняшний подъем общественного интереса к религиозным движениям дает новый импульс к развитию расколоведения, который, видимо, вызовет концептуальг-ный пересмотр устоявшихся позиций. Этот процесс невозможен без привлечения накопленного в данной области научного опыта. Потребность в его изучении ощущается уже сейчас.

Вместе с тем, щаповская концепция раскола входит в структуру более сложных научных проблем, вставших перед советской исторической наукой. Она связана с историей развития демократического мышления в русском обществе, с проблемой веротерпимости, и в целом с развитием общественной мысли России XIX века. Разработка этих проблем должна вестись на основе обобщения конкретного материала. В данной связи, исследование щаповской версии раскола и идейных споров вокруг нее может внести свой вклад в осмысление сложных процессов развития российского общественного сознания.

Основная проблематика и цель исследования определились в результате изучения выявленного комплекса источников и литературы по теме.

Проблема церковного раскола в творчестве Щапова занимает одно из центральных мест. Ей посвящены четыре специальных исследования и статья, она проходит через лекционный курс и эпистолярное наследие ученого.

Как предмет научного исследования проблема раскола к середине XIX века приобрела специфические черты, которые сказались на формировании щаповской концепции. Поэтому в диссертации уделено специальное внимание изучению сути пробле-

гді, ее особенностей, существующих подходов к ее решению. Это позволило выявить источниковые и теоретические основи щагговс-ких исследований, раскрыть их понятийный аппарат,,

Взгляды Щапова на церковный раскол претерпели значительную эволюцию. Чтобы раскрыть ее суть и охарактеризовать направление потребовалось рассмотреть несколько неосвещенных в литературе аспектов: а/найти истоки интереса Щапова к проблеме, б/проследить изменения в его понимании раскола, в/выявить факторы, определявшие эти изменения. При этом теория раскола Щапова рассматривалась нами в двух ракурсах - как саморазвивающаяся научная система и как структурная часть исторического мировоззрения ученого.

Постановка и решение этих проблемных вопросов дает возможность определить цель исследования. Она состоит в том, чтобы выявить'значение щаповской концепции церковного раскола для историографии и ее влияние на развитие российского общественного сознания.

Источники. Для изучения щаповской. концепции раскола в современной историографии накоплен богатый источниковый и фактический материал. Специфика темы определила отбор и объем источникового корпуса исследования.

Основным источником являются опубликованные исследования Щапова. Большинство из них вышло в свет при жизни ученого, часть - найдена и издана исследователями его творчества.

Непосредственно теме раскола посвящены магистерская диссертация Щапова "О причинах происхождения и распространения раскола", подготовленная на ее основе книга "Русский раскол старообрядства", исследование в двух частях "Земство и раскол", работа "Умственные направления русского раскола" и статья "О русских раскольниках". Кроме того, размышления на эту тему содержатся в его лекционном курсе для студентов

-у^адааоттФлтч , п'^ЬГ^У К АЛ^КСаНДРУ П И КНЯЗЮ П.П.ВяЗЄМСКО-

му.

Основной источник дополняют группы вторичных источни-KOL-, систематизированных наш по проблемному признаку: - Щаповские исследования раскола отличает сложный комплекс

_ 4 -

источников. Изучение его структури, а также уровня работы Щапова с источниками проводилось нами посредством анализа научного аппарата исследований, привлечения данных описаний раскольнических рукописей, архивных материалов, касающихся библиотеки Казанской духовной академии.

- Предметом щаповских исследований является проблема церков
ного раскола. Ее суть и политические особенности раскрыты

на основе данных архивных документов, хранящихся в фондах Центрального государственного исторического архива СССР: св.синода /его канцелярии - Ф.796, канцелярии обер-прокурора - Ф.797, фонд митрополита Филарета - Ф.832, отдел рукописей синода - Ф.834/, министерства внутренних дел /комитет министров - Ф.1263, департамент общих дел - ФД284, департамент полиции исполнительной - Ф.1286/, Петербургского комитета по делам печати - Ф.777. Кроме того,сюда вошли опубликованные материалы правительственных исследований,-законодательные акты.

Выводы о научной разработанности проблемы, а следовательно о теоретических источниках щаповской концепции сделаны на основе изучения произведений предшественников ученого - церковных историков /архиеп.Григорий, АЛуравлев, архиеп.Игнатий, патр.Иоаким, еп.Макарий, еп.Питирим, Н.Руднев, архиеп.Феофи-лакт, митр.Филарет и др./.

Процесс становления интереса к проблеме и формирования взглядов Щапова на раскол позволяют раскрыть документы, хранящиеся в фонде Казанской духовной академии /Ф.10/ Центрального государственного архива ТССР. Привлечение данной группы источников дало возможность расширить представление о периоде оформления исторического мировоззрения Щапова, атрибутировать публикации по расколу на страницах "Православного Собеседника", реконструировать концепцию раскола, воспринятую Щаповым в стенах духовной академии.

Важную группу историографических источников составляют рецензии современников Щапова. Нам удалось выявить девятнадцать рецензий и откликов на его исследования раскола / статья А.Н. Пыпина на магистерскую диссертацию;цикл рецензий на книгу

"Русский раскол старообрядства" - М.А.Антоновича, Н.Благовещенского, л.Н.Бестужева-Рюмина, А.Горского, Н.А.Добролюбова, Г.З.Елисеева, И.С.Некрасова, С.М.Соловьева; публикации и отзывы на исследование "Земство и раскол" - Н.Я.Ветвицкого, А. Г.Вишнякова, А.Н.Муравьева, И.Нильского, А.Н.Пыпина, С.М.Соловьева, Н.В.Шелгунова/. Они отразили общественный интерес к проблеме, уровень исторического сознания общества, а также являлись фактором, воздействующим на формирование и развитие взглядов Щапова.

Рассмотреть щаповскую концепцию раскола в структуре' его исторического мировоззрения позволяет комплекс исторических исследований, документальных материалов и эпистолярного наследия ученого.

Судя по рецензиям, современники были достаточно подготовлены к восприятию идей Щапова. Очевидно, они уже "носились в воздухе". Источником изучения взглядов российской интеллигенции на раскол служили публицистические произведения братьев Аксаковых, А.И.Герцена, И.В.Киреевского, Н.П.Огарева, М.Н.Погодина, В.С.Соловьева, А.С.Хомякова и др., следственные материалы по делу петрашевцев, периодическая печать.

Влияние идей Щапова сказалось на эволюции понятий "церковный раскол", "раскольники", "старообрядцы", "староверы". Основой для изучения этих понятий, тенденций и закономерностей в их изменениях послужили толковые ж энциклопедические слова ри ХУШ-ХХ веков, законодательные акты.

Литература по ,теме условно делится на четыре группы. Первую составляют публикации, на основе которых анализируется источниковый комплекс щаповских трудов по расколу. Сюда вошли издания по истории Соловецкой библиотеки, исгочниковед ческие и литературоведческие исследования /М.В.Кукушкина, Л.И.Лилов, И.Я.Порфирьев, Н.Н.Розов и др./

. Вторая группа историографической литературы связана с

изучением проблемы церковного раскола. Б~нее~воиий-преязвв— . зния церковных и гражданских историков, материалы миссионерских съездов, исследования советских .и зарубежных историков./ Л.Е.Анкутдинова, В.Д.Бонч-Бруевич, С.Зеньковский,

Н.Ф.Каптерев, А^И.Клибанов, В.Ф.Миловидов, А.С.Пругавин, П.Г.Рындзюнский, П.С.Смирнов, b'ii'n^too /,//', &>it/>}o*j/cy./n., Ca^ieate fit., 6y»»i» M, тшМя V.X./PosccCP.^Sfx'Xka/n/

изучение расколоведческой литературы позволило выработать собственное понимание сути проблемы раскола, выявить тенденции в развитии расколоведения, определить место и значение щаповской концепции, уяснить актуальность ее изучения..

К третьей группе отнесены публикации, позволяющие раскрыть процесс становления и формирования взглядов Щапова на раскол.' Это прежде всего исследования и материалы, касающиеся истории Казанской духовной академии и ее противо--раскольнического отделения /И.Бердников, А.А.Виноградов, И.Гвоздев, П.Знаменский, В.Зыков и др./ Их изучение помогает воссоздать атмосферу студенческих лет жизни Щапова, выявить его интересы, условия формирования. Анализ концепции лекционного курса и магистерских диссертаций студентов про-тивораскольнического отделения академии позволил судить об ' уровне первого исследования Щапова.

Четвертую группу составили публикации, посвященные жизни и творчеству Щапова. Несмотря на то, что количество их значительно, концепция церковного раскола изучена крайне слабо. На то были причины,,

Историография данной темы закладывалась современниками Щапова. Рецензии на труды историка по расколу долгое время были единственными исследованиями его концепции. Они оказали сильное влияние на оценки и мнение последующих исследователей. В дореволюционной историографии господствовала негативная характеристика щаповской концепции, данная ей И.Нильским и разделяемая официальными властями.

Советская историография, сконцентрировавшись на определенных направлениях в исследованиях, разрабатывала, главным образом, вопрос о политических взглядах ученого. Интерес Щапова к расколу не вписывался в априорно принятую схему. За основу характеристики щаповской теории советскими исследователями была принята оценка, данная ей Антоновичем и Добролюбовым на страницах "Современника". .

Сегодня историография жизни и творчества Щапова насчитывает несколько десятков публикаций /Н.Я.Аристов, Г.Н. Вульфсон, В.Е.йплерицкий, И.Г.Илющенко, П.И.Кабанов, М.Н.Ки-реева, М.К.Корбут, Г.А.Лучинский, М.В.Нечкина, А.II.Покровский, Н.Н.Селиверстова, А.Н.Цамутали, Е.И.Чернышев, / Vlachen-

f и Sf3' ^ ^налт это^ группы литературы позволил проследить истоки интереса Щапова ~к проблеме раскола, понять лабораторию его исследований. Вместе с тем, удалось выявить ряд утвердившихся.в историографии сувдений, касающихся щаповской концепции, которые потребовали либо обоснованного опровержения, либо уточнения.

Использование названных групп историографической литературы позволило решить поставленные исследовательские задачи.

Методика исследования. В работе использован системно-структурный метод анализа, позволяющий рассмотреть щаповскую концепцию раскола в различных плоскостях: а/как самостоятельную научную систему со своей собственной структурой; б/как составную часть общеисторических взглядов Щапова; в/в структуре общественного сознания России XIX века; г/как элемент более сложной системы - историографии проблемы церковного раскола.

Научная новизна. Данная работа представляет собой одну из первых попыток объединения разрозненных в научном и эпистолярном наследии Щапова размышлений по проблеме церковного раскола в единую целостность - развивающуюся научную концепцию. Ее генезис прослеживается в контексте развития историографии проблемы. Такой подход обеспечивает многомерность исследования.

В русле предпринятого анализа рассматриваются суть проблемы церковного раскола, идейные споры вокруг нее, борьба российской интеллигенции за свободу совести и веро-

-терлимосіьж

Научно-практическая значимость. Магетжала-и-нелученнае— результаты диссертации могут быть использованы для создания обобщающего'исследования творческого наследия Щапова, потреб-

ность которого не раз высказывалась в исторической литературе,

В силу специфики предмета исследования часть диссертации посвящена анализу состояния проблемы раскола в первой половине XIX века, ее понятийного аппарата, созданию краткого очерка ее историографии. Эти материалы смогут принести пользу исследователям церковного раскола и проблем, связанных' с ним.

В диссертации содержатся данные и сделаны некоторые наблюдения, касающиеся истории борьбы российской интеллигенции за предоставление свободы вероисповедания. Они могут быть привлечены при разработке соответствующих проблем.

Возможно использование результатов исследования при создании лекиионного курса отечественной историографии.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования докладывались на итоговых конференциях профессорско-преподавательского состава Казанского государственного университета /1989,1990 гг./ Основные положения диссертации отражены в статьях:

1. Вишленкова Е.А. Две концепции церковного раскола /щаповс-
кая и мельниковская/ Дазанский гос.ун-т.- Казань,1990.-

32 е.- Деп. в ИНИОН № 42479 от 23.07.90.

  1. Вишленкова Е.А. А.П.Щапов - студент противораскольничес-кого отделения Казанской духовной академии/ Казанский гос. ун-т.- Казань,1990.- 26 е.- Деп. в ИНИОН №

  2. Вишленкова Е.А. А.П.Щапов о значении соловецких рукописей для изучения раскола// Актуальные вопросы отечественной и всеобщей истории,- Казань,1991,- С.9-13.

Структура и объем диссертации. Текст исследования состоит из введения, трех глав и заключения. К работе приложен список использованных источников и литературы.