Введение к работе
Актуальность темы и научная новизна, В отечественной науке до сих пор не уделялось достаточного внимания как изучению римской религиозной истории, так и источниковедческому анализу сочинений латинских христианских писателей. В предлагаемой вниманию работе представлена оба эти направления исследования, поскольку мы рассматриваем христианских апологетов с источниковедческой точки зрения с целью выделения достоверной информации по римскому политеизму.
В центре внимания настоящей работы - произведения двух христианских авторов - Арнобия и Лактанция /к.Ш - н.ІУ вв.н.э./, объединенных под именем поздних западных апологетов. Труды Арнобия и Лактанция представляют собой христианские апологии, состоящие, как и другие сочинения этого жанра, из полемической и собственно апологетической частей. Анализу произведений поздних западных апологетов посвящено значительное количество исследований, особенно з западной историограг^ми, где изучаются, в основном, их Философские воззрения и особенности христианских представлений. Нас интересует другой аспект. В полемических частях трудов Арнобия и Лактанция содержится весьма обширная и разнообразная инТх>рмагдоя по язчческой религии, специальное изучение которой в научной литературе еще не предпринималось. Это и заставляет нас обратиться к анализу сведений поздних западных апологетов по римскому политеизму.
Хотя литературная деятельность Арнобия и Лактанция относится ко времени домината, в их сочинениях содержится материал, относящийся, как мы постарались доказать, к древнейшему пласту собственно римско-италийских религиозных представлений. Таким образом, в настоящей работе мы выделяем и изучаем
стадиально ранние религиозные феномены на основе данных поздних авторов,
В ходе исследования мы затрагиваем важную и давно дискутируемую в науке проблему римских неантропоморфных богов-духов с одной очень узкой функцией. Не претендуя на разрешение столь сложного вопроса, мы предлагаем новый взгляд на ету проблему, главным направлением в изучении которой нам представляется расшифровка магического действия, скрытого за теонимом.
Хронологические рамки диссертации не ограничиваются временем жизни поздних западных апологетов /к.Ш - н,1У вв.н.э./, но будут определяться датировкой тех религиозных реалий, о которых они сообщают.
Цель и задачи исследования. Главной целью диссертации является вцдвление из полемических частей трудов поздних западных апологетов достоверных сведений по римской языческой религии.
Арнобий и Лактанций были современниками поздней стадии развития римского политеизма, поэтому важной представляется задача датировки религиозных феноменов, о которых сообщается в их сочинениях.
Характерной чертой поздней стадии развития римского политеизма является наличие разветвленного пантеона, где древнейшие чисто италийские божества сосуществуют о греческими и восточными богами. Поэтому существенная задача настоящего исследования состоит в выделении" из всего религиозного материала римского пласта.
Решение двух поставленных выше задач зависит от ответа на вопрос, какие языческие авторы были информаторами Арнобия
и Лактанция по язнческой религии. Поэтому предпринимаемое исследование будет преимущественно посичшено установлению источнитсово"! базн поз.цних западных апологетов, то есть выявлению источников и первоисточников их трудов по вопросам политеизма.
Анализ выделенного из сочинений Арнобия и Лактанция материала по римской языческой религии, его приблизительная датировка и ответ на вопрос, откуда он взят, даст нам воз-моляость установить степень достоверности и полноты сведений поздних западных апологетов по римскому политеизму.
Практическая ценность и апробация работы. Материалы и выводи диссертации могут быть использованы при чтении спецкурсов по истории религии вообще и по истории античной религии в частности. Материалы работы могут служить справочником для исследователей проблем римской религиозной истории.
Основные положения диссертации получили одобрение на заседаниях каїТіедрн истории Древнего мира ГНУ, кафедры классической филологии Российского Лингвистического Университета, на Ш конференции молодых ученик Института археологии /март 1986 г./, на Ш научных чтениях памяти проФ.В.Д.Блаватского в Институте археологии /январь 1987 г./, на У и УІ Сергеевских чтениях в МГУ /январь 1987 и 1989 гг./ и на конЛзренции Ассоциации антиковедов в Российской АН /июнь 1992 г./, где автор выступал с докладами.
йсточнитт. В настоящей работе да обращаемся к сочинениям значительного количества как языческих, так и христианских писателей, но поскольку в центре нашего внимания труды Арнобия и Лактанция, эту часть работа мы посвятили знакомству о двумя основными авторами.
Биографические сведения об Арнобии и Лактанции содержатся в сочинениях Иеронима Стридонсного / Chr., 2343» De vlr.ll., ТЭ-вО/. Годы жизни Арнобия определяются 260-327 гг. н.э., Лактанция - 248-340 гг. н.э.
До нас дошло единственное сочинение, принадлежащее перу Арнобия,- " Advereue nationee libri eeptea" /Семь книг против язычников/. Из произведений Лактанция сохранились "Юітіпее tn-Btitutlonee"/EoxecTBeHHHe установления/, "De ire. del» /О гневе божьем/, "Be oplficio del " /0 творчестве божьем/ и Эпитоыа, представляющая собой краткое изложение "Божественных установлений". Бое эти сочинения используются в настоящей работа, однако следует выделить из них "Божественные установления" как самый крупный труд, содержащий больше всего материала по римскому политеизму.
Сочинение Арнобия и "Божественные установления" Лактанция написаны между 303 и 311 гг. н.э., во времена гонений на христиан. Из произведений Лактанция "0 творчестие божьем" считается самым ранним - 304 г* н.в., "Эпитома" - самым поздним - 313-317 гг» н.э.} t> гневе божьем" относится к 308-314 гг. н.э.
Сочинение Арнобия дошло до нас всего в двух рукописях} текст был сильно испорчен, пестрел ошибками и неточностями. Главный труд Лактанция сохранился в семи рукописях»
Степень изученности темы. Источниковедческие проблемы сочинений поздних западных апологетов давно вызывают интерес как филологов, так и историков, рукописи трудов Лактанция и особенно Арнобия дошли до нас в неудовлетворительном состоянии, чем обусловлено наличие большого количества
исследований, посвященных корректировке текстов "Против язычников" и "Божественных установлений".
Общая источниковедческая проблема, касающаяся трудов как Арнобия, так и Лактангдая, заключается в определении характера их сочинений. Большинство ученых сходятся на том, что труды поздних западных апологетов представляют собой обширные компиляции с заимствованием материала через посредущие источники, но расходятся в определении этих источников. В.КаЛль настаивает на использовании апологетами позднего компендиума "О происхождении города Рима"} А.Зитта назнвает среди источников Арнобия раннкто христианскую апологию и Каталог богов I в.н.э.| Ф.Туллиус считает непосредственными источниками Арнобия теологическую энциклопедию, "Книгу мистерий" и христианское сочинение "Против храмов и изображений" Ш в.н.гэ.} А.Садов полагает, что Лактанций пользовался герметической литературой; Р.Огилви указывает на христианскую апологию и комментарии к "Аратее".
Целая серия источниковедческих проблем в трудах поздних западных апологетов носит более узкий характер и связана с именами конкретных античных авторов, влияние которых на сочинения Арнобия и Лактанция доказывают ученые. Далее мы останавливаемся на казпдом из этих авторов отдельно.
I/ Корнелий Лабеон
Дискуссия по поводу сочинений ми^ограгїіа ЦІ в.н.э. Корнелия Лабеона началась еще в конце прошлого столетия. Труды этого автора не сохранились, но дошли цитаты из них в произведениях поздних античных авторов.
Сопоставив <Т>рагменты сочинений Арнобия, Макробия, Сервия, Г.Кеттнер пришел к виводу, что Лабеон был основным источником
сочинения "Против язычников", в чем его повдержали многие ученые. Эта точка зрения стала столь распространенной, что нашла свое отражение в статье Г.Виссова о Корнелии Лабеоне в "Реальной энциклопедии".
Современные исследователи продолжают спор о зависимости или независимости Арнобия и Лактанция от Лабеона.
2/ Марк Терентий ііаррон
Другой автор, которому многие ученые приписывают сильное влияние на поздних западных апологетов, - антиквар Варрон. Примечательно, что одни исследователи относят к заимствованиям из Варрона те фрагмента у Арнобия, которые другие ученые считают взятыми из сочинений Корнелия Лабеона, В то же время даже самые рьяные сторонники зависимости Арнобия и Лактанция от Лабеона полагают, что Варрон был основным источником последнего, чем и рб-ьясняется, по их мнению, наличие реминисценций Варрона в трудах поздних западных апологетов.
В трудах современных авторов на основе конкретных отрывков и'з Арнобия преобладает мнение о прямом заимствовании материала Арнобием у іЗаррона.
Непосредственные исследователи трудов поздних западных апологетов склоняются к выводу об опосредованном использовании Арнобием и Лактанцием произведений Варрона через поздние компендиумы.
З/ іЗеррий Флате
Еще один труд, который исследователи считают одним из основных источников поздних западных апологетов, - словарь іЗеррия Флакка "О происхождении слов". Причем сторонники использования апологетами трудов Лабеона погнают, что Лексикон іЗеррия Флакка
был источником Лабеона, откуда его материалы и попали в сочинения Арнобия и Лактанция.
Новую гипотезу выдвигает в своей диссертации А.Зитте. Он считает, что Арнобий пользовался непосредственно оригинальным трудом Веррия Фланка, дошедшим до нас через третьи руки и потому значительно сокращенным и искаженным. Причем А.Зитте относит к заимствованиям из Веррия Фланка почти те же самые Фрагменты Арнобия, которые другие ученые приписывают Корнелию Лабеону или Варрону.
4/ Марк Туллий Цицерон
Прямое использование Лантанпием трудов Цицерона не вызывает сомнений ни у кого из ученых. Что касается Арнобия, то большинство исследователей уверены в непосредственном заимствовании им материалов из сочинений Цицерона. Ф.Туллиус высказывает отличную от других ученых точку зрения, которая состоит в том, что информация Арнобия и Цицерона восходит к одному латинскому архетипу.
5/ Другие латинские авторы
Кроме уже названных латинских авторов, среди источников поздних западных апологетов исследователи называют следующих античных писателей: старшего анналиста Квинта Энния, поэтов Овидия, Вергилия, Горация, Проперция, Персия, Тита Лукреция Кара, историков Тита Ливия, Саллюстия, Валерия Максима.
6/ Христианские авторы
Не вызывает сомнений ученых факт использования Лактанцием христианстгих апологетических сочинений таких авторов, как: Тертуллиан, Минулий Феликс, Киприан, Теофил. Арнобий же, по мнению исследователей, мог и не знать сочинений других христианских авторов.
?/ Климент Александрийский
Особого внимания требует рассмотрение вопроса о возможности использования Арнобием сочинений греческого христианского писателя сер.П - н.Ш вв. н.э. Климента Александрийского. Большинство ученых полагает, что Арнобий позаимствовал свой греческий материал непосредственно из произведения Климента "Протрептик". Однако главным авторитетом в этом вопросе следует признать Ф.Туллиуса, диссертация которого посвящена именно теме зависимости Арнобия от Климента. Это последняя по времени специальная работа по данному вопросу /1934г./.
Главный вывод диссертации Ф.Туллиуса состоит в том, что ни в одном фрагменте Арнобия нет прямого использования "Про-трептика"; ученый поОулирует наличие у Арнобия и Климента общего источника."
Структура работы. Диссертация состоит из введения, традиционных разделов: Источники, Историография, трех глав и заключения. Первая глава "Исследование ссылок в трудах поздних западных апологетов" состоит из трех частей: I.Греческие авторы; П.Латинские авторы /отделы: 1/Латинские авторы у Арнобия, 2/ Латинские авторы у Лактанция/; Ш. Выводы. Вторая глава "Исследование анонимной информации в трудах поздних западных апологетов" состоит из пяти частей: І. І-П книги Арнобия и микологические сюжеты Лактанция /отделы: I/ I книга Арнобия и мифологические сюжеты Лактанция, 2/ П книга Арнобия/; П. Ш книга Арнобия и I книга Лактанция по вопросам языческого пантеона; Ш. ІУ книга Арнобия и I книга Лактанция по вопросам языческого пантеона; ІУ. У,У1,УП книги Арнобия и исторические легенды Лактанция /отделы: I/ У,У1 книги Арнобия и фрагмент Лактанция об ограблении храмов,