Введение к работе
Актуальность темы. Письменные источники, археологические и
этнографические сведения не могут дать полного представления о картине исторических процессов, протекавших в прошлом. Одним из важнейших информативных источников, раскрывающих нехоторые аспекты истории отдельных районов Мавараннахра, являются эпиграфические памятники -нздгробные надписи (погребальная эпиг^а^ика) содержащие самые разнообразные сведения. Громадное количество таких памятников в различных районах Узбекистана остаётся до сих пор неисследованным. До настоящего времени практически отсутствуют систематический подход и комплексное изучение эпиграфических памятников Узбекистана, хотя на необходимость осуществления эстампажей и фотоснимков эпиграфических памятников
Qr\p.'.ti*u А"ИИ 'ЛЯ СОСТНЧЛ^НИЧ 0біІ:Стчп ггтгїз ^."ЗЗНБЗЛЗ eritc в 60-х го^ах
известный ученый В.А. Кргчксвсхая1. Между тем многае надгробные надписи с iCH^Htt^'vi гремели разрушаются, становятся плохо чита^Мр^т.
За последние пять лет в гопных и п^е^го^ных ^зйонах Кашк5дзпьинсксн области обнаружено большое количество намогильных плит, содержащих ценные исторические сведения, охватывающие период с XV по XX вв. На надписях встречаются имена исторических личностей, в той или иной степени повлиявших на ход развития истории Узбекистана и Центральной Азии в целом, упоминается род их деятельности, приводятся сведения об их предках. Важно, что тексты намогильных плит дают исследователям точную дату смерти донатора.
Актуальность темы определяется также тем, что намогильные надписи долины Кашкадарьи содержат сведения о ближайших родственниках Амира Темура - выдающегося государственного деятеля и полководца.
Представляет немалый интерес исследование надгробий как археологических памятников в аспекте определения их форм и типов, хронологических рамок, а также как предметов камнерезного искусства и эпиграфических школ средневековья.
Данные эпитафий до настоящего времени не использовались для решения вопросов, связанных с историей исламской религии и особенно суфизма. Проведенные исследования позволили дополнить имеющийся материал новыми данными о лицах с религиозными титулами и должностями, в той. ази иной степени влиявших на общественную жизнь в долине Кашкадарьи в XV-XX вв.
Объектом исследования явились 130 арабографичных надписей XV-XX вв. на надгроиных памятниках, расположенных в горных н предгорных районах Кашкадарьи некой области (Шахрисабз, Яккабаг, Китаб, Гузар, Камащи, Чиракчн). Они составлены на арабском и персидско-таджикском языках. Многае из них введены в научный оборот впервые. Исследованы также музейные экспонаты кафедры археологии и этнографии ТашГУ. В качестве сравнительного материала привлечены исторические сочинения авторов периода позднего средневековья, сведения Туркестанского кружка любителей археолоти (ТКЛА) и Кашкадарьинской археолого-топографической экспедиции (КАТЭ).
Цеди и задачи исглг.чпваиня. Цель исследования заключается з исторнко-географическом, археологическом и источниковедческом анализе и обобщении
1 Крачковская В.А. Арабская эпиграфика в СССР за сорок лет/ Эпиграфика Востока. Вып. XV. МЛ.: Изд-во АН СССР. 1963. С. 115.
надгробных памятников, что потребовало решения следующих задач:
выяснение места расположения надгробий и составление упрощенной карты-схемы мазаров и кладбищ. Сбор информации о культе святых, о памятнике как объекте культа святого, а также выявление суфийских центров.
определение и систематизация типов намогильных плит, образцов надгробий и уточнение их хронологических рамок. Выявление разновидностей декоративных приемов и их особенностей, указание порядка расположения фраз и имен.
расшифровка, чтение и перевод надписей, изучаемых впервые (для опубликованных ранее доисследование, устранение имеющихся ошибок в чтении). В процессе текстологического анализа выяснение уровня грамотности писцов.
исследование палеографических особенностей эпитафий. Анализ палеографии надписей для выработки критерия к датировке памятников, не имеющих четкой хронологии. Уточнение в процессе палеографического анализа особенностей вида письма, относящегося к той или иной эпохе.
выявление административно-управленческих терминов. В процессе интерпретации таких терминов извлечение информации и представления о социально-политической ситуации данной территории.
анализ этнических терминов и определение их соответствия времени составления эпитафий. Вьшвление на основе этой категории терминов этнических процессов и этнической географии изучаемою региона.
выяснение и интерпретация встречающихся в надписях общерелигиозиых терминов, выдержек из Священного Корана, суфийских терминов и понятий, установление степени влияния суфизма в области:
выделение из текстов эпитафий сведений, касающихся генеалогии родственников Амира Темура - амиров из рода Барлас (по данным надписей надгробий XV в.)
Методологическая огиовл. Исследование выполнено на основе использования опыта специалистов, ранее изучавших и анализировавших тексты эпитафий. При этом каждая надпись рассматривалась как памятник своей эпохи. В ходе исследований выявилась также необходимость комплексного подхода в изучении эпиграфики; иными словами наиболее разумным представляется сочетать историко-филологические, палеографические, хронологические, историко-географические и даже, в определенной степени, этно-лингвистические аспекты исследования.
Анализ надписей и комментарии к ним осуществлялись на базе таких вспомогательных дисциплин исторической науки, как текстология, палеография, генеалогия, топонимика, ономастика и т.д.
Обработка источников производилась методом сравнительного анализа.
Степень тученноетн. Первые сведения о памятниках эпиграфики горных и предгорных районов Кашкадарьииской области стали известны науке в 70-х годах XIX в. благодаря поискам средневековых рукописных источников и надписей, предпринятым русским ориенталистом А.А.Куном. Изучая памятники Темуридского времени в Шахрисабзе, он уделил особое внимание архитектурным и ;:адгро5;;ы;,; кгдпкег:,: к:утр:: мггзолея Гумбаз-и Саййидан. Им прочтены и частично переведены три эпитафии из имеющихся четырех1. Несмотря на ошибки и недостатки, наблюдения А.А.Куна стали первым
' Кун А.А. Очерки Шахрисабзского бекства/ Записки императорского Русского общества. Т.6. СПб., 1886. С.204.
шагом в истории изучения памятников эпиграфики восточных районов Кашкадарьинской области. Организованный в Ташкенте в 1895 г. Туркестанский кружок любителей археологии (ТКЛА) ставил целью поиск и изучение древних, в том числе средневековых надписей. В 1900 г. в протоколах ТКЛА была опубликована статья Н.Ф.Ситняковского, посвященная памятникам архитектуры города Шахрисабза, в которой сделана попытка
'у і иЧКИТЬ HiviCHu уССГІПІИл ііа ССЇіСЇЇС ДаїїііЬЇХ ОГЇгіі"^'»". "" ми, и*.ж,
надписи на трех намогильных плитах, ранее прочтенные и переведенные Л.А.Куном, принадлежат Саййиду Абу-л-Ма'али и его потомкам'. Эти же надгробные надписи с устранением ошибок прочтены в начале XX в. М.С.Андреевым2.
В первой четверти XX в. вышеупомянутыми намогильными плитами заинтересовался архитектор Б.Засыпом, исследуя памятники архитектуры эпохи Темуридов. Он высказал мнение, что четвертое надгробие в мавзолее Гумбаз-и Саййидан, на котором отсутствует надпись, принадлежит Амиру Тарагаю3.
Известный востоковед А.А.Семенов в статье, посвященной материальным памятникам иранской культуры, упоминает эпитафии комплекса Гумбаз-и Саййидан, но приводит мавзолей под другим названием - Гумбази Саййид Абдуллох-оли4.
Заметный вклад в изучение средневековой эпиграфики внесли работы М.Е.Массона, в которых, кроме эпитафий, постоянно являвшихся объектом исследований многих специалистов, приводятся сведения о других надписях на надгробиях, расположенных в разных местах во дворе комплекса, в том числе изатечеиных из земли при строительных работах. М.Е.Массоном впервые прочтена и изучена эпитафия Енука амира Джаку Барлас5. Он приводит также сведения о других намогильных плитах XV в. надписи на которых в XVI-XVII вв. были сбиты и поверх них нанесены новые6.
С середины 80-х до начала 90-х годов в Шахрисабзе ведутся археологические работы по инициативе УзНИПИ реставрации с целью изучения истории формирования архитектурно-мемориального комплекса Гумбаз-и Саййидан и Хазрат-и Имам. В процессе этих работ все эпитафии XV века использованы в качестве первоисточников7. Прочтение их и перевод текстов осуществили Б.Бабаджансв и М.Рахии^кани".
Особый интерес представляет история изучения надгробных надписей в окрестностях города Шахрисабза. В совместном труде Р.Р.Абяурасудепа и Л.И.Ремпеля дается обзор эпитафий Какашннсксго Катта Лапгара и
1 Протоколы Туркестанского кружка любителей археологии от 27.03.1900. С.36. 2Массон М.Е., Пугаченкова Г.А.. Шахрисабз при Тимуре и Улугбеке/ Труды САГУ. Археология Средней Азии. Т.: САП'. 1953. С. 63.
3 Засыпкин Б. Архитектурные памятники Средней Азии. Проблемы
исследования и реставрации. М.1928. С.26.
4 Семенов А.А. Материальные памятники иранской культуры в Средней Азии.
Сталинабад. 1944. С.Зб.
3 Массой М.Е., Пугаченкова Г.А. Шахрисабз ... С.61.
6 Там же ... С.64.
7 Шахрисабз.Часть 2. Т.: Университет. 1993. С.69.
'Аминов Б.Б, Бабаджаиов Б.М. Погребальная эпиграфика комплексов Гумбази Сайидон и Хазрати Имом (г.Шахрисабз)/ Узбекистан кадимда ва урта аерларда. Самарканд. 1992. 95 б.
Китабского Ходжа Имканаги1. Специальное обследование намогильных плит Катта Лангара с целью изучения истории местных шайхов было предпринято М.Е.Массоном2. Им прокомментировано в Катта Лангаре около десяти памятников, на основе которых частично разработана генеалогия шайхов 'Ишкийа, позволившая пролить свет на историю этого малоизученного тариката.
Благодаря исследованиям М.Е.Массона стал известным еще один объект эпиграфических памятников - Чиракчинский Эски Лангар, история которого тесно связана с Катта Лангаром. По предположению ученого, представители суфийского толка 'Ишкийа Катта Лангара ведут свое происхождение от шайхов Эски Лангара. Чтобы уточнить это предположение, мы произвели фиксацию и тщательное обследование всех эпитафий двух мазаров.
Краткий обзор памятников эпиграфики Катта Лангара, а также Китабского Ходжа Имканаги приводится в работах Л.Маньковской, обследовавшей архитектурные сооружения на этой территории в 70-е годы3.
Оіедуїощий этап эпиграфического изучения памятников долины Кашкадарьи связан с Б.Бабаджановым, который в конце 80-х годов осуществил чтение, перевод и исследование текстов двух стел, стоящих на дахме мазара Холжа Имканаги4. Представляет интерес полная генеалогия членов суфийского братства 'Ишкийа, составленная им на основе надписей намогильных плит Кзтта Ланглра и Самзпз.нГ1ского Астанэ эта .
Научная новизна исследований. В работе впервые комплексному историко-археологическому и источниковедческому исследованию подвергнуты памятники эпиграфики XV-XX вв.
Эпиграфические материалы, собранные нами в ходе полевых исследований за пять лет, дали возможность изучить некоторые аспекты истории Мавараинахра. В диссертации кратко описывается география памятников, даётся археологическая характеристика и типология намогильных плит, а также делается попытка определить закономерности расположения надписей, символики и декоративных приемов.
Анализ текстов и палеографии надписей осуществлен на основе историко-филологического подхода, что позволило характеризовать тексты и проследить палеографию письма в зависимости от субъекта или определенной эпохи. На основе эпитафийных данных и исторических сочинений составлена генеалогия амиров из рода Барлас.
Обзор и комментарии обобщенных терминов предприняты с целью решения отдельных проблемных вопросов истории изучаемой области. Такой подход даёт некоторое представление о социально-политической ситуации в
Абдурасулев P.P., Ремпель Л.И. Неизвестные памятники архитехтуры бассейна
Кашкадарьи/ Искусство зодчих Узбекистана. Т. 1962. C.3S.
Массой М.Е. Катта Лангар в области средневекового Кеша/ Труды САГУ.
Археология Средней Азии. Вып. VII. Т. 1966. С. 78-85.
Маньковская Л.Ю. Архитектурные памятники Кашкадарьи. Т.: Узбекистан.
Бабаджапов Б. Эпиграфические памятники мусульманских мазаров как
источник по истории суфизма/ Из истории суфизма: источники и социальная
практика. Т. 1991. С. 90.
Там же ... С.96.
данной области. Рассмотрены мусульманские и чисто суфийские термины, позволяющие судить о степени распространения религии среди местного населения, а также уточнен социальный статус некоторых представителей духовенства. Интерпретированы этнические термины, позволяющие проследить за динамикой этнических процессов.
На основе проведенных исследований в диссертации изучены, обобщены и представлены списания памятников археолога;! (мазаров, кладбищ), составлены упрощенные схематические карты намогильных плит, приводятся информация о культе святых, новые данные о суфийских центрах Кийам шайх, Эски Лаигар:
- осуществлены типология, разделение намогильных плит на группы по
внешнему облику, формам и размерам;
дана информация о порядке слов, символике и декоративных приемах па поверхности намогильных плит*,
рассмотрены и систематизированы тексты эпитафий, выявлены их характерные особенности. Проведен анализ и устранены ошибки и разночтения в текстах, составленных в разнос время;
выявлены палеографические особенности букв и уточнены различия их форм по внешнему облику, при сцеплении и связывании. Определены
дефекты;
составлена генеалогия амиров из рода Барлас, где центральной фигурой
интерпретированы административно-управленческие термины, составлен список профессионально-должностных лиц, раскрыт характер их прижизненной деятельности;
объяснены термины религиозного характера, определены сословно-профессиональные термины;
приведены новые данные о суфийском братстве 'Ишкийа, о его роли в жизни местного населения горных и предгорных районов Кашхадарьинской области;
-приведены новые данные об этнической ситуации исследуемой области, выявлены и объяснены малоупотребительные термины этнического характера;
- осуществлены чтение и перевод всех надписей, рассмотренных в работе и
изданных ранее другими авторами: около 70% эпитафий прочтены и
переведены нами впервые.
Пршшщшш^еншсіь. Надгробные надписи дают богатый материал для историков, археологов, этнографов и филологов. Результаты диссертации могут быть использованы при написании соответствующих разделов истории и культуры XV-XX вв. города Ііїахриеабза и долины Кашкадарьи, а также восполняют некоторые пробелы в истории Мавараннахра. Они могут стать полезными при подготовке студентов, специализирующихся по источниковедению и археологии, а также при чтении спецкурса «Эпиграфика Востока».
Апробация paSoiu. Отдельные аспекты и положения диссертации
представлены в докладах па следующих научных конференциях; "Узбекистои кадиша ва урта аерларда (Самарканд. 16-17 марта 1992 г.; Самарханл 15-16 марта 1993 г., Институт Археатогаи АН РУз), "Узбекистои тарихипинг долзарб масалалари" (Ташкент, 19-20 января 1994 г., ТашГУ), "Урта Осиё тарихи ва археологияси долзарб муаммолари" (Ташкент, 5 апреля 1995 г., ТашГУ, хафедра археологии н этнографии), "Археология и художественная культура Центральной Азии" (Ташкент, 1995 г.. Институт искусствознания им.Хамзы и Музей искусств РУз), "Культурное наследие народов Центральной Азии"
(Ташкент, 4-5 декабря 1997 г., ТашГУ, хафедра "Археологии и этнографии"), "История и культура Кеша-Шахрисабза" (Шахрисабз, 10-12 декабря, 1997 г.).
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры "Археологии и этнографии" исторического факультета ТашГУ. Работа также была обсуждена и получила положительную оценку на семинарах, проведенных на заседаниях Института рукописей и Института востоковедения АН РУз. Результаты данного исследования используются автором при чтения спецкурса "Эпиграфика Востока" на историческом факультете ТашГУ.
СіщзїГй2а__рабіаіь[. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, списка использованной литературы'и источников. В приложении помещены карта-схема памятников, тексты и переводы эпитафий, таблица намогильных плит, а также фотоснимки из комплекса Гумбаз-и Саййидан и других памятников, содержащих наиболее информативные надписи.