Введение к работе
Актуальность и обоснование темы. Степень изученности.
В мире все взаимосвязанно. Советская историография является частью мировой исторической науки. В советском обществе (1917 - 1997г.г.) историческая наука была идеологизирована, политизирована и огосударствлена. Но она никогда не была единой.
За годы советской власти были созданы общая .региональная и тематическая историографии.1 Тогда же появились работы о российских и советских историках.2 Менее изучены историографии бывших российских автономий и развитие национальной историографии, и почти совсем ничего или мало известно о национальных историках 1920-х - 1930-х годов, чья судьба была трагична.
Среди них был и Г.С.Губайдуллин. Он был историком, чьи основные труды увидели свет именно в 1920-е - начале 1930-х годов.
В настоящее время российская историография оценивает развитие исторической науки в 1920-е годы неоднозначно. Одни утверждают, что
1 Ибрагимов З.И. и Токаржевский Е.А.Развитие советской истори-ческой
науки в Азербайджане.-Баку,1964.-122с; Очерки истории исторической
науки в СССР.-М,1966.-Т.4.-853с; Зевелев А.И.Историография советского
Туркестана.(Историография и источники по истории гражданской войны в
Туркестане). -Ташкент,1968. -276с;
2 Мавродин В.В.Борис Дмитриевич Греков (1882-1953).-Л,1968.-23с; Неч-
кина М.В.Василий Осипович Ключевский.История жизни и творчества.-
М,1974.-638с; Гребенкова А.Н.Научно-педагогическая деятельность
М.В.Нечкиной в начале 20-х годов (казанский пери-
од):Дисс...канд.ист.наук.-Казань,1992.; Чапкевич Е.И. Пока из рук не вы
пало перо...:Жизнь и деятельность Е.В.Тарле.-Орел, 1994.-191с; и др
тогда происходил расцвет исторической науки страны по сравнению с 1930-ми годами, другие - характеризуют тс годы, как начало трагедии для историков.1
Один из наиболее радикальных современных российских историков Ю.Н.Афанасьев, в целом , оценивает советскую историографию, как служанку тоталитарного государства.2 Но это не корректно. Не все историки служили государству одинаково. Иначе не появилась бы диссидентская историография в 1960-е годы, да и историки дореволюционного поколения (С.Ф.Платонов, С.Б.Веселовский, М.М.Богословский, А.С.Лаппо-Данилевский и др.) не были верными слугами режима.
У профессора Казанского университета Н.Н.Фирсова было много учеников. Среди них Г.С.Губайдуллин, С.А.Пионтковский, М.В.Нечкина и др. У них поразному сложилась судьба.
Данное диссертационное исследование посвящено изучению жизни и творческой деятельности Абдул-Газиза Салиховича Губайдуллина (1887-1937гг.)-выпускника Казанского университета, одного из крупнейших историков тюркских народов России.
К творчеству Г.С.Губайдуллина в отечественной историографии обращались неоднократно, но комплексного, монографического исследования создано не было.
Имеющаяся в нашем распоряжении литература об историке весьма немногочисленна и может быть сгруппирована следующим образом: 1) работы, отражающие непосредственно жизнь и творческий путь историка;
-
Афанасьев Ю.Н.Феномен советской историографии/Ютечественная история.- 1. 147-168. ;Советская историография.-М., 11.
-
Там же.
-
литература справочного характера, а также посвященная отдельным аспектам творческой биографии ученого;
-
отзывы коллег о трудах Г.С.Губайдуллина.
В классификации исследований по данной теме может быть использован и хронологический принцип:
-
литература 1920-х - 1930-х годов, опубликованная еще при жизни историка;
-
а также конца 1950-х - 1990-х годов.
Первые публикации о Г.С.Губайдуллине появились в 1927 году в связи с присвоением ему профессорского звания. Это небольшие обзорные статьи Али Рахима ( Гали Абдрахимов - двоюродный брат Г.С.Губайдуллина), Дж.Валиди.1
В статьях первые приводились сведения биографического характера, а также была предпринята попытка анализа научной, литературной и общественной деятельности ученого.
В 1930 году имя Г.С.Губайдуллина появилось в Большой Советской энциклопедии (БСЭ),как первого татарского историка, известного своими научными трудами по истории, прежде всего, тюркских народов России.2
Именно в 1930-е годы имя Г.С.Губайдуллина упоминается в азербайджанской историографии, как ученого, внесшего существенный вклад в изучение социально-экономических отношений Азербайджана "во время
-
Рахим Г.Тагын бер татар профессоры/ЯСызыл Татарстан.-1927.-17 но-ябрь.;Вэлиди Ж|.Гыйльми юлда зур бер казаныш.//Безнен,юл.-1927.-Ы11.-38-396.В журнале"Магариф"за 1927г.(Ы12)была опуб-ликована ещё одна статья "Беренче татар профессоры Г.Газиз" ("Первый татарский профессор Г.Газиз") под псевдонимом "И.Г." Нам не удалось установить фамилию автора статьи
-
Губайдуллин Газиз Салихович '/БСЭ.-М.,1930.-Т.19.-с.719-720.
русского завоевания и во второй половине XIX века."1 Но в статье Г.Имамова дается несколько политизированная оценка работ ученого по истории Азербайджана.2
В последующие два десятилетия имя Г.С.Губайдуллина в советской историографии не упоминалось, находилось под запретом, так же как и его труды.
Перелом наступил в 1958г., когда был переиздан сборник рассказов Г.С.Губайдуллина. Это было связано с наступившей "оттепелью" в политической и общественной жизни и реабилитацией ученого.
Вступительная статья к сборнику была написана Р.Райнановым.
От предыдущих публикаций она отличалась тем, что более подробно и детально изложена биография ученого, но основное внимание автор уделял анализу литературного наследия Г.С.Губайдуллина. В сборнике имелась библиография научных трудов историка, составленная Р.Райнановым, где указывалось до 60-ти названий научных трудов и публицистических статей.3
С начала 1960-х годов имя Г.С.Губайдуллина вновь появляется на страницах периодической печати и в Советской исторической энциклопедии (СИЭ).4
В 1962 году, в связи с 75-летним юбилеем, историка состоялось расширенное заседание Института языка, литературы и истории (ИЯЛИ) име-
-
Имамов. Г.Вопросы историографии Азербайджана, наши достижения и ближайшие задачи.//Наука в Азербайджанской ССР за 15 лет.-Баку, 1936.-с.167.
-
Там же.-с. 167-169.
-
Газиз.Г.(Гобэйдуллин.Г.) Хикеялэр(Рассказы).-Казан,1958.-1916.
-
Губайдуллин Газиз Салихович //СИЭ.-М.,1963.-Т.4.-с.866-867.
ни Г.Ибрагимова Казанского филиала Академии наук СССР. По этому поводу была опубликована небольшая заметка в газете "Социалистик Татарстан".1 На заседании присутствовали коллеги и родственники Г.С.Губайдуллина. Это было первое официальное мероприятие, на котором после многих лет умалчивания и клеветы в адрес ученого говорилось о его выдающихся заслугах в изучении татарской истории и литературы.
К 80-летию Г.С.Губайдуллина было напечатано несколько строк биографического характера в журнале "Совет мэктэбе"("Советская школа").2
Отдельные моменты биографии Г.С.Губайдуллина нашли отражение в статье Ш.Байчуры "Татар яшьлере хэрэкете Ьэм Ф.Эмирхан"("Демократическое движение татарской молодежи и Ф.Амирхан"). 3 Автор среди участников молодежного кружка "Шимбэ" ("Суббота") называет и имя Г.С.Губайдуллина.
Таким образом, в 1960-ые годы не было опубликовано больших статей, отражающих жизнь и творчество Г.С.Губайдуллина.
Ситуация изменилась в 1970 году. В то время была создана работа М.Будайли "Псевдонимнар" ("Псевдонимы").4 Рукопись не была опубликована и до сих пор хранится в Восточном секторе Отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н.И.Лобачевского (ОРРК НБЛ). В ней собран интересный материал о деятелях татарской культуры, расшифровываются и многие псевдонимы, в том числе и Г.С.Губайдуллина.
1 Галим Іібм язучы Г.Гобэйдуллин истэлегенэ.//Социалистик Татарстан.-
1962.-16 октябрь.
2 Гобэйдуллин Газиз Салихович //Совет мэктвбе.-1967.-Ы4.-63б.
3 Бейчура.Ш.Татар яшьлэре хвракете пем Ф.Амирхан.//Казан утлары.-
1967.-N 1.-114-1226.
4 Будэйли.М.Псевдонимнар.-ОРРК НБЛ,250IT.-1970.-57-586.
Хотелось бы отметить еще одну работу, изданную зарубежом в 1974г.
Эта книга Т.Давлетшина "Советский Татарстан:теория и практика ленинской национальной политики".1 Автор рассматривает историю татарского народа с позиции, не характерной для советских историков. По мнению Т.Давлетшина, свободное развитие национальной культуры закончилось в середине 1920-х годов, когда начала подвергаться преследованиям национальная интеллигенция. "Представители национальной интеллигенции прежде чем исчезнуть физически должны были отказаться от своих взглядов и тем самым уничтожить себя морально в глазах "общества".2 В качестве примера автор приводит письмо историка Г.С.Губайдуллина в редакцию газеты "Красная Татария" в 1931 году.
Следующие публикации о Г.С.Губайдуллине связаны с именем доктора исторических наук С.Х.Алишева. Им было написано ряд статей, опубликованных в сборниках "Исследования по историографии Татарии", "По следам минувшего", "Возвращенные имена" и в журнале "Казан утла-ры".3 Концепция автора по отношению к жизни и деятельности Г.С.Губайдуллина оставалась неизмененной на протяжении нескольких лет. Статьи почти идентичны по содержанию и содержат преимущественно справочный, информационный характер.
1 Давлетшин.Т.Советский Татарстан:теория и практика ленинской на
циональной политики.-Мюнхен,1974.-392с.
2 Там жс-с.249.
3 Алишев.С.Х.Газиз Губайдуллин как историк.//Исследования по историо
графии Татарии.-Казань,1978.-с.46-53.;Г.Губайдуллин как историк.//По
следам минувшего.-Казань, 1986.-е. 112-119.; Куренекле тарихчы пэм едип
(Известный историк и писатель). //Казан утлары.-1987.-Ы6.-161-
163б.;ГубайдуллинГ.С.//Возвра-щснныеимена.-Казань,1990.-с.95-97.
В 1986г. биографические данные о Г.С.Губайдуллине были опубли
кованы в книге Р.И.Даутовой и Н.Б.Нуруллиной "Совет Татарстапы
язучылары" ("Писатели Советского Татарстана").1 В 1987-х - 1990-х годах
были опубликованы небольшие статьи, связанные с именем
Г.С.Губайдуллина в газетах "Татарстан яшьлэре" ("Молодежь Татарстана"), "Советская Татария" и журнале "Сеембикэ".
На сегодняшний день, наиболее полный анализ творчества Г.С.
Губайдуллина содержит статья С.Х.Алишева "Г.Гобэйдуллин -тарихчы" ("Г.Губайдуллин - историк"), опубликованный в сборнике избранных трудов историка "Тарихи сэхифелэр ачылганда" ("Открывая страницы истории").2 В статье приводятся те же биографические данные, но дается краткий обзор тематики научных исследований ученого, которая отсутствовала в предыдущих публикациях.
Об участии Г.С.Губайдуллина в демократическом движении татарской молодежи, о сотрудничестве с дореволюционной татарской прессой немногочисленные сведения содержатся в работе И.Р.Тагирова "Дорогой свободы и братства".3 В начале 1990-х годов в татарской периодической печати появилось несколько статей о семье Хальфиных и Губайдуллиных.
В 1991г. в журнале "Сеембикэ" была опубликована статья Амины Губайдуллиной "Безнен, Гайшабез" ("Наша Гайша").4 В ней повествуется о нелегкой судьбе Гайши Апанаевой. Основное внимание автор сосредото-
1 ДаутовР.Н.,Нуруллина Н.Б.Совет Татарстапы язучылары:Библиографик
белеишэ.-Казан, 1986.-88-906.
2 Алишев С.Х.Г.Гобэйдуллин - тарихчы //Г.Гобэйдуллин.Тарихи сэхифэлэр
ачылганда.-Казан. 1989.-4-146.
3 И.Р.Тагиров.Дорогой свободы и братства.-Казань, 1987.-293с.
4 Гобэйдуллина Э.Безнен,Гайшэбез.//Сеембикэ.-1991 .-N5.-20-216.
чил на событиях 1937 года, когда вместе с Г.С.Губайдуллиным был арестован и муж Гайши Апанаевой - Нажиб Хальфин.
Трагической судьбе Мариам Губайдуллиной (сестра
Г.С.Губайдуллина) посвящена другая статья Амины Губайдуллиной "Наша дорогая Мариам апа". Статья была написана в 1993 году для журнала "Сеембике", но , к сожаленшо,до сих пор не опубликована.
О причастности Г.Ибрагимова к отъезду Г.С.Губайдуллина из Казани писал М.Магдиев в статье "Хатларда кеше язмышы" ("В письмах человеческая жизнь"). В статье "Сонгы могикан" ("Последний из могикан") он рассматривает переплетение судеб Н.Хальфина и Г.С. Губайдуллина, со студенческих лет и до ареста в 1937 г.' Также, хотелось бы отметить книгу М.Магдиева "Социальные корни таланта".2 В ней говорится о связи между общественной деятельностью татарских писателей начала XX века и художественной литературой, создаваемой ими. Автор рассматривает и литературную деятельность Г.С.Губайдуллина. К сожалению, это отрьшочныс сведения, но при их использовании нам, в какой-то степени, удалось воссоздать реальные события тех лет в жизни ученого.
О трагической судьбе интеллигенции Татарстана повествует книга А.Л.Литвипа "Запрет на жизнь".3 В разделах, посвященных Г.Шарафу и Н.Эльвову; содержатся сведения, касающиеся и Г.С.Губайдуллина.
Отдельно хотелось бы отметить две статьи Сальмана Газизовича Губайдуллина (сын Г.С.Губайдуллина), опубликованные в 1993-х-1994-х годах в журналах "Идел" и "Татарстан". В статье "Минем бабам Салих ту-рында"("0 моем деде Салихе") сохранились сведения о богатом купце-
1 Мэхдиев.М.Хатларда кеше язмышы.//Сеембикэ.-1991.-Г>П 1.-20-216.; Сон,-
гы могикан V/Идел.-1994.-N 1.-58-616.
2 Магдиев.М.Социальные корни таланта.-Казань,1990.-158с.
3 Литвин АЛ.Запрет на жизнь.-Казань,1993.-223с.
меценате, известном покровителе просвещения и науки Салихе Сабитови-че Губайдуллине.Трагическим событиям 1937 года в семье Губайдуллиных посвящена следующая его статья "Безнен, этиебез" ("Наш отец").1 В Москве в 1994 году была издана книга Г.С.Губайдуллина "История татар" на русском языке, в переводе Сальмана и Амины Губайдуллиных. Работа примечательна тем, что в предисловии, написанном Э.С.Кульпиным (внук Г.С.Губайдуллина) и Ш.Ф.Мухамадьяровым, впервые была предпринята попытка осмыслить значение труда Г.С.Губайдуллина для развития татарской исторической мысли 1920-х - 1930-х годов.2 Биографические данные о Г.С.Губайдуллипе на татарском и русском языках были опубликованы в "Истэлекле Ьэм онытылмас даталар календаре" ("Календарь знаменательных и памятных дат") па 1997 тЯ В календаре опубликован неполный список статей, посвященных Г.С.Губайдуллину.
Несмотря на малочисленность и популярный характер почти всех публикаций о Г.С.Губайдуллине конца 1950-х - 1990-х гг., хотелось бы отметить и их положительное значение.
Во-первых, после 20-ти летнего забвения возобновился интерес научной общественности к жизни и творчеству Г.С.Губайдуллина. Во-вторых, было заявлено о необходимости изучения богатого творческого наследия ученого.
При жизни историка публиковались и рецензии на его работы, в ко
торых анализировались отдельные стороны творчества
Г.С.Губайдуллина. Их немного. Следует отметить небольшие рецензии
1 Гобэйдуллин С.Г.Минем бабам Салих турында.//Идел.-1994.->Л.-56-
57б.;Безнен,атиебез //Татарстан.-1993.-Ы 10.-17-236.
2 Г. Газиз. История татар.-М.,1994.-с.7-16.
3 Истэлекле пэм онытылмас даталар календаре. Календарь знаменательных
и памятных дат.-Казан, 1996.-29-326.
Н.Н.Фирсова, опубликовашіьіе в "Вестнике научного общества Татарове-дения" в 1927-х - 1928-х годах. Рецензии написаны по "горячим следам" только что опубликованных работ Г.С.Губайдуллина "Из истории торгового класса приволжских татар", "Заметки о происхождении ха-зар'У'Пугачевщина и татары".1
Критические замечания в рецензиях Н.Н.Фирсова отсутсвуют. Он положительно оценивает работы своего ученика и считает.что Г.С.Губайдуллин с "...каждой новой статьей делает новые научные успехи".
Объектом критики в 1923-24 гг. становится совместная работа Г.С.Губайдуллина и Али Рахима "Татар вдббияты тарихы очен материал-лар жыю юлында бер тэжрибэ"("Опыт сбора материалов по истории татарской литературы") в 3-х томах.Авторы рецензий Г.Ибрагимов и Г.Сагди. По мнению Г.Ибрагимова Г.С.Губайдуллин и Али Рахим не использовал марксистских методов в исследовании истории татарско й литературы. 2Г.Сагди полагал, что была создана не история литературы, а
1 Губайдуллин.Г.С.Из истории торгового класса приволжских татар.
//Известия Восточного факультета Азербайджанского государственного
университета.ВостоковедениеТ.1.-1926.-с.49-74.; "Заметки о происхожде
нии хазар", "Пугачевщина и татары" были опубликованы в виде брошюр
и являются оттисками из "Известий Общества обследования и изучения
Азербайджана"(1927г.,К4). Брошюры нам найти не удалось, поэтому ис
пользованы опубликованные статьи в "Известиях..."
2 Ибрагимов. Г.Татар эдэбияты тарихына материаллар (Материалы к ис
тории татарской литературы).//Эдвбият Ьэм сэнгэт турында мэ-калэлэр,
хезматлар.(Статьи и труды о литературе и искусстве) .-Казан, 1978.-Т. 5.-366-
3706.
литературная история без ее эволюции.' Исключением является рецензия Дж.Валиди. Он считал, что достоинством работы является обобщение материалов по истории и культуре тат арского народа в одном исследовании.2
Столь же высоко оценил работу Г.С.Губайдуллина "Татарларда сый-ныфлар тарихы XVII,XVIII пэм XIX гасырларда "("История татарских классов в XVII, XVIII и XIX вв.") З.Закир.3 Он считает, что Г.С.Губайдуллин написал книгу на основе тщательного изучения опубликованных и архивных материалов, что в ней содержатся ценные сведения по истории татарского общества XVII-XVIII вв. З.Закир был прав, отмечая внимание Г.С.Губайдуллина к изучению, прежде всего, изменений социального состава класса феодалов XVII - XVIII вв., а не крестьянства, купечества и мусульманского духовенства.
В целом, отмечая определенную изученность биографии Г.С.Губайдуллина подчеркнем, что отдельные даты и факты не создают целостного представления о жизни ученого. В то же время, творческое наследие историка требует основательного, а подчас и специального изучения.
1 Сэгди Г.Эдабият тарихымы, тарихи эдэбиятмьг (История литературы или
литературная история)//Безнен.юл.-1923.-1^ 12.-40-446.; 1924.-N13(l).-40-
446.
2 Вэлиди Ж.Татар эдэбияты тарихы очен материаллар жыю голында
тэжрибэлэр китабына (К книге "Опыт сбора материалов по истории татар
ской литературы").//Безнен, юл.-1924.-Ж-5.-228-230б.
3 Закир З.Г.Газизнен "Татарларда сыйныфлар тарихы" исемле китабы
(Книга Г.Газиза "История татарских классов") //Мэгариф.-1925.-Ш.-97-
986.
В связи с этим целью работы является создание творческой биографии Г.С.Губайдуллина и определение вклада историка в развитие отечественной историографии 20-30-х годов XX века.
Достижение данной цели представляется нам возможным при решении следующих задач:
исследовать жизненный путь Г.С.Губайдуллина, внести уточнения в написанное о нем, проследить формирование и эволюцию его взглядов, мировоззрения. Также, считаем необходимым осветить события рокового 1937г. в судьбе историка и его семьи;
проанализировать труды ученого по истории тюркских народов России в контексте исследований тех лет и определить их значение для отечественной историографии 1920-х - 1930-х годов.
Решить поставленную цель и задачи исследования позволяет следующий круг источников.
Источниковая база работы. Основной комплекс источников представлен печатными и рукописными работами Г.С.Губайдуллина. Библиография научных трудов ученого насчитывает более 120 работ. Все опубликованные труды относятся к 1907-1933 годам. Это монографии, цикл статей научного и научно-популярного характера. Монографических исследований немного. В основном, они изданы в Казани и посвящены истории татарского народа, за исключением трех работ "Тарихи эдъян"("История религий"),"Профессор Виппернын эсэренэ иктибаса язылды"("Всеобщая история, созданная на основании труда Виппера") и "Русия тарихы"("История России").
В "Тарихи адъян"(1918г.) Г.С.Губайдуллин рассматривает формирование и эволюцию мировоззрения верований, обычаев и традиций древних народов, а также взаимосвязь религии и культуры.
В "Профессор Виппернын эсэренэ иктибаса язылды"(1918г.) в краткой и доступной форме излагается всеобщая история, начиная с первобытнообщинного строя, включая Рим, Грецию и восточные цивилизации.
"Русия тарихы"(1919г.) была создана в качестве школьного учебника. Основное внимание автор сосредоточил на взаимоотношениях русского и тюркских народов, начиная с образования древнерусского государства и до 1917 года.
Большой популярностью в 1920-ые годы пользовались работы историка "Татар тарихы"("История татар"), "Татарларда сыйныфлар тарихы XVII, XVIII пэм XIX гасырларда" и совместное исследование Г.С. Губай-дуллина и Али Рахима "Татар эдэбияты тарихы очен материаллар жыю юлында бер тэжрибэ".
Статьи Г.С.Губайдуллина охватывают широкий спектр проблем истории и литературы. Среди дореволюционных публикаций преобладали публицистические статьи и литературные рассказы, опубликованные в журналах "Ан,", "Шура". Исключение составляют несколько работ "Марко Поло турында бер тэжрибэ"("Исследование о Марко Поло"), две статьи, посвященные творчеству Ш.Марджани, опубликованные в сборнике , изданном: к 100-летнему юбилею ученого, и небольшая статья "Ибн Халдун".
С 1917г. в публикациях Г.С.Губайдуллина начинает преобладать историческая тематика. Следует отметить статьи ученого "Кыпчак ханлыгы-нын эчке тезелеше" ("Внутреннее устройство Золотой Орды"), "Яса" яисэ "Ясанамэ"(тарихи-хокукый тэжрибэ)" ("Яса" или "Ясанама" (историко-правовой опыт)", "Стенька Разин пэм татар крестьяннары" ("Стенька Разин и татарские крестьяне") и др., раскрывающие взгляды историка на конкретные проблемы истории татарского народа.
Следует указать на изменение тематики научных исследований ученого после переезда в Баку в 1925г. Основным направлением в творчестве
Г.С.Губайдуллина становятся проблемы, связанные с историей Средней Азии и Азербайджана.
Более поздний период представлен рукописными работами, хранящимися в фондах Института истории Академии наук Азербайджана. В те годы Г.С.Губайдуллиным был создан ряд фундаментальных исследований и небольших статей, которые , к сожалению , не были изданы в свое время, а часть исчезла после ареста ученого в 1937 году.
В целом, исследования Г.С.Губайдуллина являются важным источником для изучения истории тюркских народов России, а также взглядов и мировоззрения ученого.
Вторую группу источников составили архивные материалы. Большая часть общественной, педагогической и научной деятельности Г.С. Губай-дуллина приходится на годы, проведенные в Казани, поэтому значительный комплекс источников хранится в фондах Национального архива Республики Татарстан(НА РТ). В фонде 3-ей гимназии(Ф.88) сохранились автобиографии Г.С.Губайдуллина и его брата Абдул-Кадыра, написанные при сдаче экзаменов на аттестат зрелости в 1910-1911 гг. О студенческих годах и об учебе в аспирантуре рассказывают документы из фондов Казанского университета(Ф.977 и 1337). О педагогической деятельности историка, а также о состоянии преподавания в первые годы советской власти повествуют документы из фондов Северо-Восточного археологического и этнографического института (Ф.1339), Восточной академии (Ф.Р-225), Казанского государственного педагогического института (Ф.Р-1487). Также были использованы фонды Центрального государственного архива исто-рико - политической документации Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ), Отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н.И. Лобачевского (ОРРК НБЛ), Национального культурного центра "Казань"(НКЦ"Казань") и Института языка, литературы и искусства
имени Г.Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан (ИЯЛИ АН РТ).
Таким образом, сохранившийся комплекс источников весьма разнообразен, но без использования дополнительной литературы не предоставляется возможным раскрытие темы.
Прежде всего, это работы историков начала XX в. на татарском и русском языках, близких к тематике исследований Г.С.Губайдуллина, также труды современных историков, использование которых даёт возможность выяснить вклад Г.С.Губайдуллина в развитие отечественной исторической мысли.
Следующий комплекс составляет литература, характеризующая татарское общество начала XX века, систему преподавания в дореволюционных медресе, демократическое движение татарской молодежи, революционные события 1917г., также общественно-политические процессы 1920-х - 1930-х гг., как в Татарстане, так и в России.
Научная новизна диссертационной работы обусловлена стремлением осветить малоизученные стороны творческой и личной биографии Г.С.Губайдуллина, на основании многих источников, ранее не введенных в научный оборот. Творческое наследие Г.С.Губайдуллина в отечественной историографии до этого почти не рассматривалось. Автор пытался выявить то новое, что было внесено Г.С.Губайдуллиным в исследование конкретных проблем истории тюркских народов России.
Научно - практическая значимость исследования.
Материалы диссертации на наш взгляд могут быть использованы при разработке проблем, связанных с историей тюркских народов России, прежде всего при составлении трудов по истории татарского народа и интеллигенции Татарстана, а также при чтении лекций, в разработке спецкурсов по истории Республики Татарстан.
Структура диссертации.
Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, примечаний, списка использованных источников и литературы.
Основное содержание и выводы исследования.
Во введении обосновывается выбор темы, её актуальность и значение, определяются цель и задачи исследования, дается аналитический обзор литературы и источников.
Научная биография профессора Г.С.Губайдуллина еще не написана. Источники не собраны. Поэтому жизненный путь историка рассматривается в первой главе данной работы -"Научная биография профессора Г.С.Губайдуллина", состоящая из двух параграфов.
В первом параграфе "Приобщение к науке" рассказывается о становлении мировозрения Г.С.Губайдуллина, о годах учебы в медресе "Халидия ", о преподавательской и общественной деятельности ученого в 1917-1925г.г.
Абдул-Газиз Салихович Губайдуллин родился 27 июня 1887 года в семье казанского купца 2-ой гильдии Салиха Сабитовича Губайдуллина и его жены Уммугульсум, в девичестве-Айтугановой. Сохранившиеся немногочисленные источники позволяют воссоздать исторические портреты отца, матери, брата и сестры Г.С.Губайдуллина.
Первоначальное образование будущий историк получил дома. По достижении школьного возраста был отдан в одно из кадимистских медресе "Халидия".
В диссертации рассматривается специфика преподавания наук в медресе. Основное внимание уделялось изучению восточных языков, логики, диалектики, арабского права.
В этом старометодном учебном заведении Г.С.Губайдуллин впервые познакомился с философией и литературой Востока. Именно тогда был заложен фундамент тех знаний, которые в дальнейшем историк с успехом
применял в исследовательской работе. Прежде всего знание восточных языков позволило использовать труды арабских, персидских, турецких авторов при создании многочисленных трудов по истории татарского и других тюркских народов России.
В диссертации рассматриваются причины, толкнувшие Г.С.Губайдуллина заняться самообразованием, сдать экзамены на аттестат зрелости и поступить на юридический факультет Казанского университета. Через год, в 1911 году, Г.С.Губайдуллин переводится на историко-филологический факультет. С этого времени его творческая деятельность неразрывно связана с исторической наукой. Большое влияние на становление взглядов Г.С.Губайдуллина оказали преподаватели Казанского университета Н.Ф.Катанов, Н.Н.Фирсов, М.Х.Хвостов, М.Л.Огородников. Первое серьёзное научное исследование тоже было создано в годы учебы в университете. Это дипломное сочинение "Путешествие Марко Поло как источник для истории татарского ханства в царствование Хубилая".
В годы первой русской революции, во время учебы в университете Г.С.Губайдуллин активно участвовал в демократическом движении татарской молодежи, что послужило причиной неблагоприятного отношения к нему властей.
После февральской революции 1917г. Г.С.Губайдуллин активно занимался педагогической, политической и журналистской деятельностью.
Он участник, а затем и председатель Центрального бюро мусульманских учителей, заведует курсами, организованными Казанским мусульманским комитетом, посвященными проблемам научного, общественного и политического характера.
Г.С.Губайдуллин - член коллегии по созданию " Идель - Уральских штатов". Но вскоре вместе с Н.Хальфиным он вышел из состава коллегии и в дальнейшей ее работе участия не принимал.
В то же время он является сотрудником одной из крупнейших казанских газет " Курултай".
Октябрьские события историк воспринял неоднозначно. В их стремительном потоке сделать правильный выбор было нелегко, и Г.С.Губайдуллин, как и многие другие, занял тогда выжидательную позицию.
С укреплением новой власти он получил возможность поступить в аспирантуру Казанского университета (1919 - 1921г.г.).
В диссертации рассматривается педагогическая деятельность Г.С.Губайдуллина в Восточной академии, Восточном педагогическом институте, Татарском коммунистическом университете, его активное участие в работе Научного общества татароведения, в Обществе археологии, истории и этнографии при Казанском университете.
В Казани Г.С.Губайдуллин сформировался как высококвалифицированный ученый-историк, специалист по истории татарского народа. Дальнейшая его жизнь и деятельность связана с городом Баку, где Г.С.Губайдуллин приобрел известность как один из крупнейших историков тюркских народов России. Этот период жизни и творчества ученого рассматривается во втором параграфе первой главы - "Последние годы жизни".
Здесь излагаются причины, побудившие Г.С.Губайдуллина переехать в Баку. Большое внимание уделяется рассмотрению общественной, научной и педагогической деятельности ученого.
Основное количество работ той поры посвящено проблемам, связанным с историей Узбекистана и Азербайджана. Подтверждением тому является докторская диссертация историка "Проблема происхождения узбекского народа". К сожалению, работа не сохранилась. О научной ценности и важности исследования свидетельствует тот факт, что в 1929г. Узбекский государственный научно-исследовательский институт приглашает
его для научно-исследовательской работы ",желая облегчить его работу над "Историей узбеков". Рукопись была завершена к 1937г., но не издана.
В диссертации рассматриваются научные связи профессора Г.С.
Губайдуллина с отечественными востоковедами и турецкими учеными.
Значительное место уделено взаимоотношениям Али Рахима и
Г.С.Губайдуллина. Их объединяло не только кровное, но и духовное
родство. Они вместе проделали большую работу по составлению "Татар
эдэбияты тарихы ечен материаллар жыю юлында бер тэжрибэ" - первого комплексного, фундаментального исследования по истории литературы и культуры татарского народа.
В диссертации рассматривается репрессивная политика советского правительства по отношению к национальной интеллигенции в 1930-е годы. Арест Али Рахима. Выступление Г.С.Губайдуллина с самокритикой в печати в 1931 году. Переезд в Пятигорск для работы в Кабардино-Балкарском педагогическом институте. На основании немногочисленных источников были прослежены трагические события рокового 1937 года в жизни Г.С.Губайдуллина и его семьи.
Вторая глава диссертации "Итоги творчества" посвящена анализу научных исследований Г.С.Губайдуллина.
История, литература, публицистика, историография, источниковедение - это далеко не полный круг творческих интересов ученого.
В первом параграфе "Тематика научных исследований" основное внимание сосредоточено на рассмотрении главных направлений творчества Г.С.Губайдуллина.
Литературная деятельность молодого Губайдуллина началась в годы первой русской революции, когда в 1907 году в газете "Казан мухби-
ре"("Казанский вестник") была опубликована его статья "Марс, уян"("Марс,проснись".)
И, начиная с этого времени, вплоть до 1917 года среди работ Г.С.Губайдуллина преобладают публицистические статьи.
Позже тематика работ Г.С.Губайдуллина меняется, большинство из них посвящается истории татарского народа. Эти сюжеты преобладали в исследованиях историка до 1925 года. С переездом в Баку расширяется тематика научных исследований ученого. Таким образом, в творчестве Г.С.Губайдуллина можно выделить два основных направления, связанные с историей татарского народа и историей тюркских народов России.
В 1920-е годы Г.С.Губайдуллин занимался разработкой проблем, связанных с историей Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства.
Г.С.Губайдуллин одним из первых среди татарских историков обратил внимание на богатое историческое наследие Ш.Марджани. Анализируются его работы, посвященные творчеству Ш.Марджани в контексте современных исследований. Также рассматриваются работы Г.С.Губайдуллина о научной деятельности другого известного татарского просветителя К.Насыри.
В диссертации анализируется фундаментальное исследование Г.С.Губайдуллина и Али Рахима "Татар эдэбияты тарихы очен материал-лар жыю юлында бер тэжрибэ". Рассматриваются рецензии Г.Ибрагимова, Г.Сагди, Дж.Валиди.
Многие аспекты истории татарского народа впервые были разработаны в трудах Г.С.Губайдуллина. Его можно назвать "первопроходцем" в исследовании социальных изменений татарского общества после завоевания Казанского ханства. В связи с этим представляет интерес его работа "Татарларда сыйныфлар тарихы XVII, XVIII Ьвм XIX гасырларда". Эта работа историка написана на основании различных, в том числе и ранее
неопубликованных, материалов и содержит ценные сведения по истории татарского общества XVII-XVIII веков.1
Большое влияние на творчество Г.С.Губайдуллина оказала теория "торгового капитализма" М.Н.Покровского. Под её влиянием он написал статью "Из истории торгового класса приволжских татар".2
В диссертации анализируется эта работа, а также рассматривается одна из глав "Татар тарихы", посвященная периоду "торгового капитализма" у татар.3
Г.С.Губайдуллин одним из первых в отечественной историографии обратился к изучению участия татарского общества в восстаниях С.Т.Разина и Е.И.Пугачева. Он исходил из того, что участие народов Среднего Поволжья, в том числе татар, в восстании С.Т.Разина до него в трудах отечественных историков не рассматривалось. По мнению самого Г.С.Губайдуллина, ему тоже не удалось внести большой ясности в этот вопрос. Прежде всего, из-за отсутствия и недоступности источников, которые, в основном, хранятся в архивах Петербурга.
Г.С.Губайдуллин отмечает существенную разницу в участии в пугачевском движении татар и башкир. Участие башкирского народа в восстании Е.И.Пугачева носило, по его мнению, не классовый, а национально-освободительный характер. Пик национально-освободительного движения татарского народа приходится на XVI-XVIIbb. и к XVIII веку начинает
1 Г.Газиз.Татарларда сыйныфлар тарихы (XVII.XVIII пэм XIX гасырлар-
да).-Казан,1925.-60б.
2 Губайдуллин Г.Из истории торгового класса приволжских татар.
//Известия Восточного факультета Азербайджанского государст-венного
унивсрситета.ВостоковедениеТ.1.-Баку,1926.-с.49-56.
3 Г.Газиз.Татар тарихы.-М.,1925.-186-2906.
угасать, поэтому в восстании приняли участие, в основном, крестьяне. Современные исследования подтвердили не все выводы Г.С.Губайдуллина.1
Второе центральное направление в творчестве Г.С.Губайдуллина -это история тюркских народов России.
История Хазарского каганата занимала небольшое место в творчестве ученого. В статье "Заметки о происхождении хазар" историка интересовала одна проблема - этническая принадлежность населения Хазарского каганата. Г.С.Губайдуллин на основе лингвистического анализа приходит к выводу о том, что язык жителей каганата был тюркским и по этническому происхождению они тоже были тюрками. В отечественной историографии вопрос об этногенезе хазар считается решенным в начале 1940-х годов А.Зайончковским. Он придерживался точки зрения Г.С.Губайдуллина. Существенный вклад историка в решение этой проблемы отечественными историками должным образом не был оценен в те годы и сейчас.
В диссертации рассматриваются работы Г.С.Губайдуллина по изучению социально-экономических отношений в Азербайджане в период феодализма. Он одним из первых среди отечественных историков пришёл к выводу об идентичности азербайджанских феодальных институтов с западноевропейскими и русскими, и об общности их происхождения с феодальными институтами других восточных государств, в том числе Средней Азии и Поволжья.
Здесь же рассматриваются проблемы, связанные с историей узбекского народа в трудах Г.С.Губайдуллина.
Г.С.Губайдуллин - не только ученый, но и педагог, и общественный деятель. Поэтому в диссертации анализируются его публицистические ста-
1 Алишев С.Х.Татары Среднего Поволжья в Пугачевском восстании.-Казань,1973.;идр.
тьи, учебники, историческая литература для детей, созданная в разные годы творческой деятельности.
Второй параграф посвящен взглядам Г.С.Губайдуллина на историю татарского народа.
В диссертации анализируется целый ряд исторических проблем, поставленных в работах Г.С.Губайдуллина: вопросы этногенеза татарского народа и этносами "татар"; причины расцвета, падения Волжской Булга-рии, Золотой Орды и Казанского ханства; участие татарского населения в народных движениях XVII-XVIII вв. и др.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования, делаются необходимые выводы и обобщения.
Привлечение ранее не использованных архивных документов и некоторых материалов личного происхождения позволило создать научную биографию, проанализировать общественную и педагогическую деятельность ученого.
Обширное творческое наследие Г.С.Губайдуллина дает большие возможности историкам в изучении взглядов ученого на историю тюркских народов России, так и исторических процессов, имевших место в отечественной истории 1920-х - 1930-х годов.
Апробация результатов исследования.
Основные положения диссертации докладывались на итоговых научных конференциях Казанского государственного университета в 1995-1997годах, а также на республиканской научной конференции, посвященной 100-летию Г.Шарафа "Интеллигенция Татарстана в период реформ и революций первой трети XX века". (Казань, 1996г.)