Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История развития этнографических знаний в Узбекистане: (вторая половина XIX в. - 30-е годы XX в.) Дониёров, Алишер Худайбердиевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дониёров, Алишер Худайбердиевич. История развития этнографических знаний в Узбекистане: (вторая половина XIX в. - 30-е годы XX в.) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.09.- Ташкент, 1997.- 29 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Процесс коренных изменений в современном обществе Узбекистана вызвал к жизни возрождение национального самосознания, духовно — нравственных ценностей. Очерчивая концептуальные параметры собственного пути развития независимого Узбекистана, Президент И.АКаримов отмечал, что во всех проводимых в жизнь преобразованиях следует исходить "из наиболее полного учета менталитета народа, его обычаев, глубоко познавая свое прошлое, все то прекрасное, что накоплено талантливым народом Узбекистана за свою богатую многовековую историю"1 . В решении этой задачи большое значение имеют этнографические исследования.

Актуальность избранной диссертантом темы достаточно очевидна. Стремление осмыслить предмет этнографической науки Узбекистана з ракурсе представления о системе ее развития и функционирования, определяется следующими моментами.

Первое. Обретение Узбекистаном статуса независимого государства позволило осуществить решительный поворот к познанию собственной истории, вернуть нации ее историческое прошлое и духовное наследие. Оживление научно-исследовательской деятельности в области историческігх наук характеризуется появлением научных трудов по истории Узбекистана, включая исследование проблемы этногенеза узбекского народа, а также трудов по истории, культуре и духовности, запрещенных для публикации з период командно-административной системы.

Национальное возрождение проходит под знаком реанимации народных традиций и обычаев, которые- на протяжении многовековой истории этносов всегда выступали связующим звеном з преемственности поколений и определяли особенности и своеобразие их национального быта и культуры. мировоззрения и мироощущения. Заложенный в традициях и обычаях нравственно — интеллектуальный заряд неизбежно служил

! Каримов И.А, Высококвалифицированные специалисты — стимул прогресса: Речь на открытии Академии государственного и общественного строительства.— Ташкент: Узбекистон, 1995.— С. 4

побудительно — мотивационным средством культурно—духовного самосохранения от ассимиляции к вырождения.

Духовное наследие — источник национального саморазвития, опора нравственных начал настоящего и будущего народа. Оно совершествует национальный дух и национальное самосознание, укрепляет национальный характер и национальное чувство, традиционный быт и культуру.

Второе. В реализации проблем национального возрождения большая роль отводится этнографической науке, потенциально способной предложить обществу ориентиры его экономической дееспособности, интеллектуальной мобильности, нравственной устойчивости. Этнографическая наука занята не только изучением сферы материального производства, народного быта и культуры. Она активно заявляет о себе в политике, процессе формирования в республике рыночных отношений. помогает реализации социальных реформ.

Как и в любой науке, в истории этнографии можно различать две стороны — накопление фактических знаний и их осмысление, обобщение. Обе стороны неотделимы одна от другой. Этнографические факты замечаются, собираются и записываются по практическим побуждениям.

Прослеживая общий ход накопления этнографических знаний в Узбекистане и постепенный рост их теоретического осмысления, отметим, что развитие науки происходило параллельно и в тесной связи с общим развитием культуры, которое в свою очередь определялось развитием материального производства и в целом — общественных отношений. Появление отдельных исторических концепций, борьба их между собой, смена одного течения другим, всегда являлись составной частью огромного и сложного процесса развития общественного сознания.

Третье. Национальные приоритеты Узбекистана выдвигают перед этнографической назтсой необходимость создания оптимальной модели собственной организации и развития. В этой связи актуальным представляется нахождение ответа на вопрос: что именно является главным для этнографии как научной дисциплины? Из всех задач на первый план выдвигается необходимость изучения развития этнографических знаний и этнографических идей, четкого определения предмета самой науки и ее фундаментальных направлений.

Общеизвестно, что этнография является составной дисциплинарной частью исторической науки. .Для понимания -логики современных этнографических разработок должна быть дана оценка исходного уровня этой научной дисциплины.

Как и на каком исследовательском уровне осуществлялись этнографические изыскания в конце XIX —начале XX вв.? Кто стоял у истоков советской этнографической школы в Узбекистане? Какие проблемы были актуальными для этнографов 20 —30 —х гг.? Необходимость нахождения ответов на эти и другие вопросы делают тему истории развития этнографической науки достаточно актуальной и в практическом отношении весьма значимой.

Состояние и степень разработки проблемы. История этнографии Узбекистана как научно — исследовательская проблема в историографии республики разрабатывалась, как правило, з плане изучения общего процесса развития исторической науки.

*

В тексте диссертации дается развернутый и достаточно подробный историографический проспект. В данном же случае, з автореферате, ограничимся кратким обзором состояния и степени изученности проблемы с упоминанием наиболее известных научной общественности публикаций.

Отметим обобщающие и специальные труды по истории исторической науки Узбекистана2 , а также работы Э.И. Фазылова и Л.Г.Чечулиной3, А.С.Сагдиева4. В данных исследованиях подводятся конкретные результаты научной деятельности этнографов, определяются задачи будущих научных разработок.

2 См., напр.: Ахунова М.А., Лунин Б.В. История исторической науки з
Узбекистане: Краткий очерк. - Ташкент, 1970: Аминова Р.Х.. Ахунова М.А..
Лунин Б.В. Историческая наука в Узбекистане от XXIV к XXVII съезду
КПСС: Историографический очерк,— Ташкент: Фан, 1987; Лунин Б.5.
Историография общественных наук в Узбекистане: Биобиблиографические
очерки о деятелях общественных наук Узбекистана: В 2-х тт. — Ташкент,
Т. 1.- 1976.- 439 с; Т. 2.- 1977.- 422 с; и др.

3 См.: Фазылов Э.И., Чечулина Л.Г. Русские тюрколога и узбекское
языкознание,- Ташкент, 1979.- 216 с.

4 См.: Сагдиев А.С. Историческая наука в Туркестане з XIX з. — Ташкент.
1960; Он же. Из истории исторической науки з Туркестане /7 Уч. зап.
ТГПИ им. Низами.- 1958.- Вып. 9.- С. 107-і 17

Из работ специального характера в первую очередь следует выделить публикации Б.В.Лунина, посвященные развитию этнографических знаний в Центральной Азии и Узбекистане, начиная с XVIII в. до 60—х гг. нынешнего столетия5. В журнальных публикациях автором воедино собраны материалы о развитии этнографической мысли е Узбекистане.

Примечательны работы одного из ведущих современных этнографов республики И.М.Джаббарова. Целый ряд его исследований освещает теоретические аспекты этнографической науки, подводит итоги и определяет перспективы ее развития6.

Показательны также обстоятельные работы

К.Ш.Шаниязова7 , а также близкие по своему исследовательскому характеру к этнографии труды по антропологии и палеантропологии Т.К.Ходжайова8.

5 См.: Лунин Б.В. Материалы к историографии истории хозяйства народов
Средней Азии и Казахстана конца XVIII — начала XX вв. // Хозяйственно -
культурные традиции народов Средней Азии и Казахстана: Сб.— М.:
Наука, 1975.- С. 22-41; Он же. Начальный этап этнографических
исследований в Узбекистане (20—е годы XX века) // Общественные науки
в Узбекистане,— 1985,- N П.— С. 63 — 71; Он же. Этнографические
исследования в Узбекистане в 30— 40 —х годах // Там же.— 1986.— N11.—
С. 49 — 55; Он же. Этнографические исследования в Узбекистане и
Каракалпакии (50 —е годы XX века) // Там же.— С. 56 — 62; и др.

6 См.: Джаббаров И.М. Из истории изучения ремесла в дореволюционном
Узбекистане // Краткие сообщения Института этнографии АН СССР.—
М., 1959.— Т. XXII.— С. 74 — 84; Он же Из истории изучения этнографии
узбекского народа.— Ташкент, 1959; Он же Общественный прогресс, быт
и религия: Социально—философское исследование на материалах
Узбекской ССР.— М., 1973; Он же. Этнография и историческое
краеведение в Узбекистане: изучение проблемы // Общественные науки в
Узбекистане.- 1995,- N 5-6-7-8 (совмещенный).- С. 156-163; Он же.
Узбек халки зтнографияси. — Тошкент, 1994; и др.

7 См.: Шаниязов К.Ш. К этнической истории узбекского народа:
Историко - этнографическое исследование кипчакского компонента.—
Ташкент: Фан, 1974.— 342 с; Он же (совместно с Х.И.Исмаилов'ым).
Этнографические очерки материальной культуры узбеков конца XIX—
начала XX вв.— Ташкент, 1981.— 126 с; и мн. др.

8 См.: Ходжайов Т.К. Население Миздахкана по данным антропологии.—
Ташкент, 1970.— 128 с; Он же. Данные к антропологии населения
Кердера.— Ташкент, 1974.— 182 с; Он же. Антропологический состав
населения эпохи бронзы. Сапаллитипе. — Ташкент, 1977.— 111 с; и др.

Нельзя не упомянуть интересные в практическом и теоретическом отношении сборники материалов этнографических исследований9.

Указанные выше работы представляют известный интерес для теоретического осмысления исследуемой в диссертации проблемы.

В последнее время исследователями дается новый, основанный на философии собственного пути развития Республики Узбекистан, взгляд на проблемы истории. В подготовленной коллективом авторов Института истории Академии наук Узбекистана монографии о развитии исторических знаний в 20 —30 —е годы отдельная глава была специально посвящена вопросам развития в этот период этнографических знаний10 .

Достаточно большое количество работ посвящено развитию музейного дела в Узбекистане. Музейными работниками осуществлялась плодотворная работа по собиранию, систематизации и описанию предметов культуры и быта коренных народов, составлялись специализированные и тематические каталоги, оформлялись этнографические, искусствоведческие и фотографические экспозиции. В этой связи следует назвать работы Н.С.Садыковой11 , Ю.Гласса12 и других музееведов, в которых охарактеризовано состояние и итоги этнографической работы в музейных учреждениях республики13 .

Ценными материалами располагают труды,

подытоживающие экспедиционную работу, полевые исследования этнографов. Как известно, с 1937 и вплоть до 60—х годов работала

9 См.: Этнографическое изучение быта и культуры узбеков: Сб.ст. —
Ташкент: Фан, 1972.— 160 с; Этнография каракалпаков. XIX —начало XX
века: Материалы исследования.— Нукус, 1980.— 206 с; и др.

10 См.: XX асрнинг дастлабки уттиз йиллигида Узбекистонда тарих фани
[Тарихшунослик очерклари).— Тошкент: Фан, 1994.- II кием.— VII боб.-
20 —30—йилларда Узбекистонда этнография масалаларининг
Ярганилиши.- Б. 309-327

11 См.: Садыкова Н.С. Музейное дело в Узбекистане. — Ташкент: Фан,
1975

2 См.: Гласе Ю. Музеи Ташкента.— Ташкент, 1983; Он же. Из истории гузейного строительства в Узбекистане. — Ташкент, 1973 2 См.: Бухарскому краеведческому музею — 60 лет // Общественные іауки в Узбекистане.- 1983.- N 1.- С. 61-62

Хорезмская комплексная археологе—этнографическая экспедиция осуществившая за время своего существования исключительнс большой объем исследовательской работы. В 1957 году С.П.Толстої опубликовал статью, подводящую итоги двадцатилетней научно» деятельности и описывающую основные результаты Хорезмской экспедиции14. Статья об итогах Ферганской этнографической экспедиции несколькими годами раньше была опубликована О.А.Сухаревой15.

Значительная работа по изучению этнографии узбеков и
каракалпаков низовьев Амударьи в свое время была проделана
Хорезмской комплексной археолого—этнографической

экспедицией. В этой связи следует назвать работы Т.А.Жданко — заместителя руководителя экспедиции по этнографической работе, где осуществлено подведение некоторых итогов этнографического изучения кракалпаков и на основе чего в дальнейшем автором были опубликованы монографии. Члены этой экспедиции Л.3адыхина, М.Сазонова, Г.Л.Снесарев, И.МДжаббаров написали интересные работы, посвященные узбекам Хорезма16 .

Достойны внимания также указатели литературы, библиографические справочники и описи материалов по конкретным вопросам этнографии. Следует отметить большую работу, проделанную О.В.Масловой по описанию русских путешествий и экспедиций в Среднюю Азию17. Описывая содержание, состав и маршрут экспедиций (в том числе этнографических), автор отсылает читателя к литературе как биографического, так и содержательно—тематического характера. Здесь же следует отметить и некоторые указатели литературы, например, "Туркестанский сборник сочинений и статей,

14 См.: Толстов СП. Итоги двадцати лет работы Хорезмской археолого —
этнографической экспедиции // Советская этнография.— 1957.— N 4.— С.
31-59

15 См.: Сухарева О.А. Ферганская этнографическая экспедиция //
Советская этнография. — 1954.— N9.— С. 111 — 115

16 См.: Жданко Т.А. Изучение истории каракалпаков за годы советской
власти // Краткие сообщения Института этнографии АН СССР.— М.,
1950.- Т. II.— С. 110-114; Труды Хорезмской археолого-
этнографической экспедиции. — Тт. I —IV.— М., 1952—1964

17 См.: Обзор русских путешествий и экспедиций в Среднюю Азию /
Сост.: О.В.Маслова. - Ташкент, 1955.- Ч. I.- 1715-1856; 1956.- Ч. II.-
1856-1869; 1962.- Ч. III.- 1869-1880

гносящихся до Средней Азии вообще и Туркестанского края в собенности, составленный В.И.Межовым"18 , а также различные ютографические альбомы, коллекции, сборники орнаментов и зоров19 .

Цель и задачи исследования. Исследование состояния географического изучения Узбекистана на протяжении второй оловины XIX в. {с 1860—х гг.) — 30—х годов XX в. существлялось автором в соответствии с намеченной сследовательской программой. При этом диссертант уководствовался следующими соображениями.

1. Историография как научная дисциплина

сеобъемлюща. Нет таких сфер человеческой мысли, которые [огли бы остаться за пределами сферы ее "профессиональных" нтересов. В полной мере это относится и к этнографической ауке, особенно когда говорится об истории ее развития, акоплеяии, систематизации и селекции научной информации. Это бстоятельство стало ведущим мотивационным моментом в роцессе реализации программы диссертационного исследования.

П. Историографический характер работы вовсе не

оворит о том, что она непременно должна быть универсальной.
^ак известно, историографические исследования учеными чаще
сего осуществляются в двух направлениях: 1) история науки или
е отрасли в целом (организация, структура, функционирование
[сследовательских центров и учреждений, подготовка кадров,
:роника научной жизни, основные направления исследовательской
.еятельности и т.п.), 2) проблемная историография (история
«учения конкретных проблем и аспектов, научных концепций и
[сследовательских школ с аналитико — критическим рассмотрением
рудов ученых). В Узбекистане накоплен достаточный

соложительныи опыт работы и в том, и в другом направлениях. В о же время, по ряду причин исследователи, как правило, избегают ювмещения обоих направлений. Прежде всего потому, что каждое із них содержит исключительно большой массив научной

8 См.: Межов В.И. Указ. раб.- Тт. 1 -150.- Спб., 1878; Тт. 151 - 300.-:пб., 1884; Тт. 301-416.- Спб., 1888

3 См.: Стасов В.В. Фотографические и фототипические коллекции Імператорской публичной библиотеки за 1883 год.— Спб., Д885; Лерх П.И. 3 Туркестанском- фотографическом альбоме // Известия Русского еографического общества.- Спб., 1874.- Т. X.- С. 97 — 99

информации, требующей системного осмысления на уровне индивидуальной специализации историографов, их конкретной проблемно — тематической ориентации. Разумеется, это не говорит против нужности и важности сводных трудов по историографии. Другое дело, что многотомные монографические исследования, отличающиеся своим сводным характером и фундаментальностью, под силу лишь коллективам авторов, а если говорить строго, всему сообществу ученых—историков.

III. Характер, уровень и содержание любого исследования определяются постановкой и решением тех или иных конкретных задач. Их выбор является частным правом автора. Вырабатывая концепцию своего исследования историограф исходит из наличия достаточного числа историографических фактов, возможности их использования для аналитической обработки.

Указанные выше принципиальные положения дали основание диссертанту сформулировать цель и задачи своегс исследования.

Целью являлось определение основных направлений і тенденций развития в Узбекистане этнографической мысли і период начиная с 60 —х годов XIX в. до 30—х годов нынешней столетия включительно. В соответствии с этой целью диссертантоа решены следующие конкретные задачи:

проследить за состоянием этнографического изучени; Узбекистана в рамках исследуемого хронологического периоде отвечая на вопросы — каким темам отдавалось предпочтение почему; какого характера и уровня были работы; кеі осуществлялись этнографические изыскания?;

выявить степень адекватности уровня и характер этнографических исследований общественно—политическо: обстановке в Узбекистане а) во второй половине XIX—начале X] вв., б) в 20 —30—е годы;

проследить за процессом организационно — структурног становления исторической науки Узбекистана в 20—е годы и е развития в 30 —е годы, выделяя при этом этнографическо направление;

определить поэтапно характерные особенности специфику развития этнографической науки Узбекистана исследуемый хронологический период.

В задачи исследования не входило аналитическое
зассмотрение трудов этнографов. С самого начала настоящая
забота задумывалась автором как исторический очерк,
отличающийся от аналитического труда тем, что он большей
іастью основан на хронологическо — регистрационном методе. В то
ке время, данный метод не исключает собственно анализа
юответствующих характеру данного диссертационного

ісследования наличных историографических фактов (например, открытие профильного учреждения, выход в свет книги, )существление экспедиции, деятельность конкретного ученого и \п.), на основе которых было возможно осуществление юответствующих обобщений и выводов.

Методологической и методической основой исследования свляются важнейшие принципы научного познания — )бъективность, историзм, системность.

Применительно к данной работе объективность достигалась га основе сопоставления большого J круга конкретных ссториографических фактов с общественно — политическими и ікономическими реалиями исследуемого периода. Имевшийся в >аспоряжении автора массив научной информации осмысливался с [елью выявления свойств, связи и отношений объекта познания.

Принцип историзма способствовал выявлению базисных арактеристик основных этапов накопления этнографических ведений, позитивных и негативных сторон процесса рансформации разрозненных этнографических знаний с :ревращением их в систему научно — исследовательского ворчества. Данный принцип ориентировал также на изучение инамики этнографической мысли в конкретной исторической бстановке, во всем диалектическом ее проявлении.

Системность определялась тем, что объект познания (в ачестве которого в настоящем исследовании выступала пециальная литература, показывающая, с одной стороны, процесс акопления научной информации, а с другой, характеризующая истему организации или. самоорганизации этнографии как аучной дисциплины в общей структуре обществознания) ассматривался в совокупности всех структурных элементов бщественно—исторического развития нации, во взаимосвязи бщего и особенного.

В формировании основных теоретических положений диссертант опирался на философскую базу собственного пути развития независимой Республики Узбекистан, на идеологию национального возрождения с . приоритетом гуманистических и общечеловеческих ценностей. В условиях демократизации общественных отношений происходит интенсивный процесс формирования новой источниковой базы для развития национальной идеологии. Это, прежде всего,— Конституция Республики Узбекистан, законодательно — правовые документы об основах государственной независимости- республики, труды Президента И.А.Каримова. В принципиальном и концептуальном аспектах заключенные в указанных документах и материалах идеи представляют собой совокупность социально—философских, политико — правовых, нравственно—культурных воззрений, в которых отражены новейшие достижения современной теоретической и методологической мысли.

В методологическом плане автор диссертации стремился учитывать опыт ведущих исследователей, создавших капитальные труды по истории этнографии — М.О.Косвена, САТокарева, С.П.Толстова и других.

По глубокому убеждению диссертанта, новая философская структура не может оправдывать стремление некоторых современных ученых .переписывать историю, как это было не раз в недалеком прошлом, по конъюнктурным соображениям, принижая одно и выпячивая другое. Практика требует показа объективной картины событий, а не смещения акцентов с одного полюса — на другой.

Научная новизна диссертации заключается в характере исследования, постановке его цели и задач. На основе привлечения большого круга литературы и источников в диссертации собрано и обобщено достаточное число историографических фактов, показывающих процесс развития этнографической мысли в Узбекистане, начиная со второй половины XIX в. вплоть до 30—х гг. XX в.

Автором были решены следующие научно-исследовательские и концептуальные задачи:

1) в диссертации рассмотрена литература о накоплении

и развитии в указанные периоды времени этнографических знаний;

2) при исследовании.. вопросов развития
--этнографической науки Узбекистана,,автор-.стремился, к показу;;"-

общих тенденций и закономерностей развития этнографического изучения узбеков. Достаточно подробно в работе раскрыты содержание и основные направления этнографической работы;

  1. в диссертации проводится мысль о том, что предмет истории этнографии как специальная историческая дисциплина, тесно взаимодействующая с общей историей, историографией, этнографией и этносоциологией для Узбекистана является недостаточно разработанным научно — исследовательским направлением;

  2. диссертант констатирует, что в исследуемые годы этнографическим изучением узбеков занимались з основном русские исследовата\и — краеведы, этнографы, ориенталисты, государственные и политические деятели, участники правительственных экспедиций и командировок. Это было отличительной особенностью конца XIX в. — 30 — х гг. XX з. В го же время, ближе к концу 30—х гг. з сферу этнографического изучения Узбекистана вливаются исследователи из числа узбекской и других коренных национальностей, получивших специальную подготовку з вузах.

Одним из новых историографических фактов, зключенных
в качестве объекта научного изучения, стали публикации з
периодических изданиях "Садои Туркистон" и ''Садои Фаргона'.
Статьи, близкие по своему характеру и содержанию к
этнографическим разработкам, публиковались з 1914— 1915 гг. на
староузбекском языке арабской графикой. Несмотря на то. что
эти публикации не могли в целом характеризовать присутствие
национального фактора в этнографической работе,

осуществляемой в начале XX в., они. в то же время, заслуживают внимания, так как в них раскрываются те традиции и явления общественной жизни узбекского народа, которые остались за пределами внимания русских исследователей;

5) в работе показывается, что этнографическое
изучение Узбекистана в указанные периоды зремени большей
частью проходило з соответствии с политическими мотивами: з
конце XIX — начале XX вв. — с целью колониального осзоения
края русским империализмом, в 20 —30 —е гг. — в рамках так
называемой советизации (а фактически дальнейшей колонизации!
региона. Диссертант показывает, что спецификой 20 —30 —х годов
являлось то, что в этот период в Узбекистане осуществлялось

создание научно — исследовательских учреждений исторического профиля, велась планомерная подготовка специалистов в. области истории, пришедших: впоследствии в сферу этнографии. Процесс превращения этнографической мысли в научную дисциплину существенно отличает период 20—30—х гг. от предшествующего отрезка времени.

Хронологические рамки исследования включают два основных периода:

  1. вторая половина XIX в. — начало XX в., или более коЕЗфетно — 60—е годы ХГХ в. — октябрь 1917 г.;

  2. 20-30-е годы XX в., точнее - 1917- 1939 гг.

Практическая значимость диссертации заключается в том. что материалы и выводы, содержащиеся в ней, могут быть использованы при написании монографических работ, в процессе преподавания на исторических факультетах высших учебных заведений республики курсов истории, этнографии и историографии Узбекистана, в проведении. спецкурсов и спецсеминаров, а также в ходе подготовки кадров историков высшей квалификации в системе аспирантуры и докторантуры по специальностям "Отечественная история", "Этнография", "Историография", на курсах повышения квалификации преподавателей исторических дисциплин.

Материалы диссертации могут быть полезными для учителей истории средних школ республики, этнографов и краеведов—любителей, в -практике -музейноЙ1_работыА_а —также последующих исследователей данной проблемы. Фактические данные и результаты работы рекомендуются для использования пре разработке комплексных проблем истории Узбекистана, подготовке обобщающих трудов по этнографии, написании методических пособий для студентов п в помощь преподавателям.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании кафедр археологии и этнографии, источниковедения и архивоведения, истории древнего мира и средних веков исторического факультета Ташкентского Государственного Университета им. Улугбека, в Отделе историографии и источниковедения. Института истории АН -— Республики Узбекистан, а также -на" таучном~сешшаре~названного -института. Основные положения диссертации были доложены на

научно — теоретических конференциях профессорско-

преподавательского состава и аспирантов исторического факультета ТашГУ (1995—1997), а также в публикациях автора. По материалам диссертации был подготовлен ряд телепередач по УзТВ (1994-1997).

Структура диссертации вытекает из характера, цели и задач исследования и состоит из введения, двух глав и заключения. В конце диссертации помещен список источников и литературы.