Введение к работе
Актуальность исследования. Обращений к истории прошлого своего народа всегда поучительно. Особенно это вакно в переломные для истории эпохи, когда происходит утрата ценностей, считавшихся устойчивыми. D наше врекя - переоценки прошлого -наиболее остро зазвучала проблема сохранности историко-культурного наследия, возрождения традиций, определяющих лицо духовной культуры русского народа. История прошлого, как показывает соврененкая ситуация, состоит не только из фактов, дат и событий; она несет в себе опит их осмислення, духовного переживания происходящего. Осознание того, чек обусловлена многовековая история русского государства, в чем основы ее жизнестойкости, невозможно без обращения к источникам особого рода. Наряду с летописями, историческими хрониками, былинным эпосом к их числу относятся a CDOe время забытые и пока малоизученные древнерусские священные книги, обращение к древним священным книгам, содержание которых зафиксировало представления о вечных законах бытия, весьма актуально для пониманий духовной культуры любого народа. Именно к таким книгам относится древнейший памятник отечественной письменной культуры. -Криологии. Книга примечательна во многих отношениях. Как памятник христианской письменности иркологиП иэиестен с VI пека. Введение этого кодекса в число канонизированных священных книг в византийской., древнерусской и славянских культурах произошло в ранние века приобщения их к христианскому г.иру. В богослужебную практику Древней Руси Ириологий сразу соисл как музыкально-поэтический свод гимнов. Его история нераэрышю связана с историей музыкальной культуры Древней Руси и славянских сгран. С XII в. древнерусский Помологии как памятник певческого искусства претерпел неоднократные изменения. Его эволюция отражает особенности бытования отечественной традиции профессионального пения, получнваего в русской практике название "сманенного". Музыкально-поэтическое содержание кодекса стимулировало творчество древнерусских, греческих, славянских гимнографов и распевциков. Однако до сих пор книга Криологии как целостный памятник музыкально-поэтического ис-; кусства не изучалась.
В тс же время, эта книга в числе немногих, будучи стихо-вым переложением свяі'ієнііііх текстов Библии И Нового Завота по-
ложила начало устойчивой гимнографической традиции б древнерусской литературе, многократное обращение древнерусских книжников к поэтическим строфам Ирмология, ее редактирование и переводы составляют отдельную историю.
В богослужении Ирмологии издревле составлялся как систематизирующий тип книги, в текстах которого закрепились наиболее Еэжные священные понятия, связанные с церковным регламентом и"уставным правилом. Поэтому само содержание и форма изложения песнопений Ирнология на протяжении веков подчинялись единим нормам, которые служили воплощением эталонности. Главное свойство книги быть образцом и воспроизводиться по образцу в наиболее полной мере отьечало представлению о каноне а средневековой культуре.
Учитывая многомерность духовной судиостн книги и ее неординарную роль в истерии древнерусской культуры, появилась необходимость в изучі'уии ее с разных сторон. Феномен книги мечет быть раскрыт с помощью различных подходов. Ведущим из них і'.ояет служить исгорико- культурный подход,, позволяющий проследить историческую динамику изменения содержания книги в контексте культурных реалий. Одним из важных в явлении причин духовных преобразований, сопутствовавших редактированию священных текстов, чы считаем мировоззренческий аспект, связанный с проблемой канонического в искусстве и культуре, рассмотрение которой возможно с позиций культурологии, искусствознания и музыкознания..
Обращение к книге Ирмологии продиктовало рядом причин. Возвращение из забвения памятников духовной культуры поднимает некогда утраченный б истории значительный пласт письменных источников, расширяющих представление о духовной культуре русского народа. Изучение книги Ирмологии в письменном наследии Древней Руси помогает заполнить лакуны в ряде вопросов, касающихся истории древнерусской книжности, открывает новые горизонты в изучении древнерусской музыкальной культуры и литературы, в ходе изучения проблем исторического характера поднимаются также вопросы, связанные с реконструкцией древних памятников. Восстановление полного текста книги Ирмологии как музыкально-поэтического памятника профессионального древнерусского искусства является тому примером. Потребность возрождения забытых и утраченных- произведений древнерусской поэзии и музыкального искусства, их исторического соотнесения і
- ь --
иэвестными памятниками духовной культуры, такими как: "Повесть временных лет", "Слобо о полку Пгореве" , "Остронирово евангелие",- также послужило причинен обращения к их ровеснице - древнерусской певческой книге Криологии.
Цель исследования изучение книги Ирмологяй как дрсв-нейвего памятника певческого искусства в контексте истории письменной культуры Древней Руси. Задачи исследования. Часть из них непосредственно была связана с изучением содержания книги: восстановлением полного репертуара Криология и ее разновидностей по сохранившимся источникам Xll^XVn вв.: выявлением музыкально-поэтических редакций книги в динамике их взаимодействия друг с другом; осуществлением анализа компонентов музыкально-поэтического текста в целях ого типологического соотнесения с редакционными версиями.
Другой комплекс задач был связан с осмыслением изменений и преобразований содержания книги « их соотношении с историко-культурными событиями. Главными среди них были задачи: определения роли книги Чрмологий как памятника профессионального певческого искусства в письменной кулі туре Древней Руси; определения исторического места кодекса в сопоставлении с другими уже истерически осмысленный» памятниками духовной культуры русского средневековья.
В соответствии с целью и задачами в рабэre были применены следующие неголы и приемы исследования: источниковедческий; историко-сраьнительный различных источников и списков, музыкально-поэтических редакций и типов книги; гирр^ог^чес.-кпй. подразумевающий выявление типовых характеристик разцо^ ьіньюі.іє.і Криология; текстологцнррхцй, зцал^з архрти^а кнцги, с. последующими редакциями; музык^л^н^-гра/^че.скии, д^я, н^ЧЯТарир,-го ну1ыьалк.наго текста XI-XVI pp.; функцио^ал^НЫ^, ртюгорцт'-н>;чйсн>1й, ии./кэдико-рчтмичеокий ана/lHS поздних читаемых музы-i-:n.;iv,Hu< лсточіьі.чов XVII в.: ретроспективный метод реконструк-' ади >іузикііьно-поэтических памятников знаменной традиции.
Географические и хронологические ранки. 3 работе задейС»
тпсьан s.pyi письменных источников, происхождение которых СБн>.
до гільсгі'.ует о принадлежности их локальный традициям, СЛОЖИВ-
ін.и; ид терриюрии Лр>. ІШРЯ Гуси: среди НИХ СПИСКИ ноагорода-г
ких. к!-*но- pv-скйх, московских и северорусских СКрИПТориев^
они зчер'їиімш геоі рафичеекпй ареал распространения изучаемой.
книги .
- о -
Наряду с этим мы можем выявить георграфическн устойчивые области функционирования певческой книги, связанные с ведущими центрами музыкального книгописания. Такие центры существовали при Софийском Новгородском соборе, в Троице-Сергиевском, Кирил-по-Белоэерском,,соловецком монастырях.
Одновременно с древнерусскими рассматривались также списки других славянских традиций: болгарских, сербских, эане сенных на территорию Дрернсй Руси в первые века становленії: древнерусской музыкальной культуры.
Изучение списков в исторической динамике потребовало ох вата источников, определяемых хронологическими рамками древ нерусского периода отечественной истории конца XI-80-х гг XVII-в. Нижняя граница обусловлена сохранность» дошедших д нашего времени наиболее ранних музыкальных источников книг Ирмологнй. Верхняя граница - 30-е гг. XVII в. - связана с де ятельностью последней государственной комиссии по исправлен» книг и функционированием новоисправленных списков Ирмология ранкзх древнерусской нуэыкальной системы.
Источниками данного исследования послужили.рукописные печатные книги, содержащие песнопения и словесные тексты Ир Нояогмя, древнерусские трактаты, а кроме того архивные доку менты. Первый, основной комплекс источников - это списк древнего круга пения с полным текстом~самого Ирмология, либ репертуарными подборками и другими извлечениями из его текс та. Второй комплекс объединяет круг богослужебных старопечаї ных книг XVI-XVII вв.. (в их числе и первопечатные анонимные авторские издания), которые привлекались для сравнения слс весных редакций текста книги в сопоставлении с их куэыкал) но-поотическими версиями. Третья группа источников - архивш документы, отразившие историо государственных справ, а таю древнерусские трактаты .- памятники музыкальной теории XV-XV: вв. и авторские литературные сочинения XVI-XVII вв.: Максш Грека, Евфимия Чудовского, Епифания Славинёцкого и др. Пері численные источники как памятники общественной мысли отражаї многие важные повороты в историческом сознании древнерусск деятелей, связанные с изменением содержания Ирмология.
На основе вышеупомянутых источников в исследовании рас матриваются такие важные проблемы историко-культурного план как соотношение канонического и творческого в" музыкальной литературной традиции, принципы редактирования каноническо
-. 7 -
текста на примере музыкально-поэтического содержания Криология. Всего в работе задействовано более 500 источников. Большая их. часть выявлена в хранилищах и архивах г.Москвы и С.-Петербурга: Российском гос.архиве Древних'актов (РГАДА), Государственном историческом музее (ГИК), отделах рукописей и редких книг Российской государственной библиотеки (РГЕ), Российской национальной библиотеки (РНБ), Библиотеки Академии наук России (БАИ). Меньшая часть списков XVII и. и экземпляров старопечатных книг привлекалась из фондов Лаборатории археографических исследований Уральского гос.университета (ЛАИ УрГУ), Государственного архива Свердловской области (ГАСО).
Научная новизна работы состоит в тол, что аил написана. # как комплексное исследование на стыке разных отраслей научного знания: истории, источниковедения, археографии, искусствознания, культурологии и музыкознания. В соответствии с этим в диссертации впервые осуществлено рассмотрение предмета исследования с помощью аналитических приемов и методов, ранее не привлекавшихся в исторической науке. Тек, в качестве вспомогательных в исследовании использованы теоретические разработки и положения смежных наук: теории музыкальных форм, принятая в музыкознании; {слогоритиическая форма произведений устной традиции, используемая в фольклористике; стихосложение доклассической поэзии, дискутируемое в литерпуропедении, музыкальное источниковедение.
D изучении музыкально-стилевых редакций книги применен, новый подход, подразумевающий рассмотрение Криология в контексте всего богослужебного круга пения, но взаимосвязях с другими певческими книгами, принятыми,_г> музыкальной практике Древней Руси. Впервые книга рассматривается и контексте локальных традиций.
Благодаря широкой источниковой базе н научный оборот были введены ранее неизвестные памятники, содержащие ирмосы и полный текст книги. Помимо описанных в литературе в различных книгохранилищах автором настоящей диссертации было обнаружено
г.
и описано более 200 списков разных редакций Ирмология. Впервые выявлены типы и редакции, древнерусского Ирмология, проведена реконструкция полного музыкально-поэтического текста древнейших-изводов книги, разработаны принципы типологического изучения Ирмология и вплетены музыкально-поэтические редакции книги, в научный сои- -и '-исдеїш ранее неизвестные нау-
*е памятники музыкальной гимнографии, определен круг песнопений, составляющих репертуарный архетип книги, выявлен творческий метод древнерусских распевщиков в создании больших музыкальных композиций. Все эти списки и типы кодексов отражают историю-знаменного пения как часть духовной культуры русского народа в период древнерусской истории XH-XVII вв.
Практическое значение, диссертации заключается в использовании ре материалов, приложений и ряда теоретических положений в практических курсах по музыкальному источниковедению доклассического периода, б предметах музыкально-теоретического цикла; в палеографии, археографии, кодикологии. Отдельные разделы глав могут быть включены п спецкурсы по истории культуры и искусства Древней Руси, применимы а курсах по истории языка.
Апробация работы. Содержание диссертации и проблемы, поднятие в ней. неоднократно обсуждались на кафедре русской и советской музыки в Ленинградской гос. консерватории им. Н.А. Римского-Корсаксва, в Институте Истории и Археологии Уральского отделения РАН, на семинарах кафедры истории России Уральского гос. университета им. А.К.Горького, а также на кафедре историй музыки Уральской гос. консерватории им- М.П.Мусоргского.
Основные положения диссертации были изложена автором в докладах на региональных, всесоюзных и международных конференциях: ма II Уральских Археографических чтениях (Свердловск УрГУ, І98-І); III Уральских Археографических чтениях (Свердловск, УрГУ, 1986); международной музыкально-практической конференции "Музыкальная культура православного мира: традиции, теория, практика" (Москва, 1991), практической конференции "Сольвычегодск в истории русской культуры" (Сольвыче-годск. 1992), международной научно-практической конференции, посвященной 400-летию г.Сургута (Сургут, 1994).
На основе материалов диссертации был разработан и читается курс лекций по истории древнерусской музыки и cneLK.ypc пс музыкальной палеографии и текстологии для студентов 'историке- теоретического отделения Уральской roc.консерватории (УГК).
- 9 -СТРУКТУРА И ОБЪЕМ РАБОТЫ
Диссертация состоит из введения, трех глап н заключения, а также приложений.
Во введении дается обоснование темы и объясняется основные термины и понятия, связанные с музыкально-поэтической спецификой книги.
Порвал глава - "Нсюория изучения книги Ирмологий а отечественной и зарубежной науке ХІХ-ХХ ви". Необходимость такого экскурса обусловлена особым положением этой певческой книги в древнерусском круге пения и гимнографии. Наряду с ранними памятниками знаменного роспева, такими, как: Типографский Устав, Минеи, Стихирари, Ирмологий выступает носителей интонационных истоков древнерусского певческого искусства. В то же время, он - единственный свод ХІІ-ХІІІ вв., полностью распетый в-системе осмогласия. Не случайно, именно эти свойства книги привлекали в XIX в. известных отечественных исследователей древнерусской музыки: С.В.Смоленского, Д.В.Разумовского, А.В.Преображенского.
В поэтическом отношении Ирмологий также пыэзал не меньший интерес у представителей литературоведения. Диалектные особенности текстов Ирмология породили разногласия в среде языковедов относительно'принадлежности ирносэп славянской литературной' традиции. В частности, А.И.Соболевский одним из первых склонен был считать список Хиландпрского ирмология изводом древнерусской традиции. Не менее актуально для филологов встал вопрос о поэтических достоинствах переводных славянских гимнов. В XIX в. они не считались поэзией в подлинном ::мысле слова. Обращение к текстам канона - поэтического жанра, сложившегося в ирмологий, было первой попыткой разрешить jnop апологетов и противников церковной поэзии. Над вопросами "риті и метра" славянской поэзии размышляли и русские ученые (Е.U.Ловягин, А.Л.Олесницкий и др.), и зарубежные (В.Пнтра).
Как мы видим, и поэтические, и музыкальные свойства upei.iiepyc.-Koii гимнографии неизменно направляли ученых к музыкально-поэтическому содержанию Ирмология. Но путь к его ос-чисіснню не был краткий для отечественной науки. Он потребой гаал усипий представителей радних научных направлений и поучи» гелен во всох отношения;;.
. В эволюции отечественной мысли, об. истории Ирмология мож;-
но выделить четыре этапа.
Первый этап - ранний - условно датируется XV-XVII ви. Это прєня интенсивного освоения музыкального содержания книги древнерусскими распевщиками и составителями руководств по пению. Начало ему было положено l древнерусской музыкальной теории XV в., когда в перььх пеьческих азбуках распевщнки питались зафиксировать алфавит общеупотребительных з пении новм ' В 'их составе нет ни одного знака, чуждого семиографии Криология " . Создание попевочных словарей также не обошлось без использования интонационного языка ирмосов. Такие известные современной науке древнерусские теоретические руководства, как "Кл^ч" инока Христофора и "Извещение о согласнейших пометах" Александра Мезенца содержат музыкальный материал Ирмоло-гия.
В XVIII - начале XIX в. рукописи знаменной нотации в богослужении не использовались.
Собственно научное изучение книги начинается с 20-х гг. XIX а. и продолжается по сей день. В каждом столетии эволюция Научной мысли развивается в одной и том же направлении: сначала формируется источниковая база з ходе поисков и постановки на учет древних памятников, затем осуществляется публикация текстов и глкументов по истории их создания. Вслед за отим проводится их изучение.
Зіорой этап - условно названный нами дореволюционный, развертывается на протяжении XIX в. (20-е гг.) - нач.XX в.
Начало научного изучения Ирмология ознаменовано поисками и сенсационными открытиями древнерусских памятников. Выдающуюся роль в этом сыграл Румянцевский кружок. Усилиями его сподвижников уже в 20-40-е гг. была обнаружена часть источников книги Ирмологий (в основном печатные издания 3 и поздние і рукописи XVII'в.), которая вошла в библиографические указате? ли З.С.Сопихова, В.Г .Анастасевича, К.Ф.Калайдовича, П.И.СТво ева, В.М.Уидольского, И.П.Сахарова.
Невка - графическое изображение знака в средневековых нотациях.
гелиография - алфавит невм.
В частности: Ирмологий. М., 1657, Ирмологий 1670 г. (неизвестный ныне и утраченный), Львовский ирмологий 1700 г. и некоторые др.
3 50-60-е гг. XIX Е становятся известными наиболее дреп-ние источники Ирмология: Новгородские Фрагменты, Воскресенский и Хиландарский списки. Вводятся в научный обиход музыкальные рукописи старинных монастырских и церковных библиотек XtV-XVII вв.: Московской Типографской, Синодальной патриаршей, Софийской, Новоиерусалимской, Троице-Сергиевской и др. Все спи дают богатый материал по истории бытования книги. .
Параллельно с описанием источников В.М.Ундольскин и И.П.Сахаровым, а в дальнейшем - Л.В.Преображенским и другими осуществляется публикация документов. Наиболее важным среди них и по сей день остается комплекс документов. посвященных "исправлению" Ирмология Второй комиссией и выходу и свет печатного издания 1657 г.
Публикация техстов канонов, как уле было упомянуто, дала толчок'к изучению стихостожения ирмосов (нярсифихации). в ходе его учеными было сделано открытие, перевернувшее прежнее представление о классическом типе версификации. Благодаря изысканиям В.Питры бию установлено, что церковная поэзия подчиняется ритмическому принципу акцентности, отличающему ее от згалона древнегреческой поэзии. Понятие поэтического метра в такого рода произведении теряет спой скисл, ибо единицей ритма выступает не стопа, а слово.
Вывод ученых о неметричности церковного стиха перекликается с мнением музыканта А.Ф.Львова, примерно » то же время заявившего о "несимметричности" музыкального ритма и метра в песнопениях знаменного роспева.
Публикации музыкальных текстов Ирмология, осуществляемые во второй половине XIX в. 4 , дают импульс и музыковедческим изысканиям. Этому способствовала самостоятельная работа музыкантов по описанию певческих рукописей и целых собраний. Так, с.3.Смоленским публикуется описание дреЕнейюего Воскресенского Ирмология (см.:Смоленский С. Краткое описание древнего (XII-XIII вв.) знаменного ирмолога, принадлежащего Воскресенскому, "Новый Иерусалим" именуемому монастирю. Казань,
Особо следует лдесь выделить иэданио їладг Яруга кггиз ревного знаменного пения в 6 частях (в тон числе и Ирмология), а также гАзбуки (Извещение, о согласнейших понеяах.) стрия Александра Мезонца". Казань, 1300 г./ Под редахцкеА-
С.и.Смоленского.
1887). Им же подготавливается описание другого древнего Ирмо логия (Новгородские фрагменты) XII в., к сожалению, не очуб ликованное, создаются описи музыкальных рукописей Соловецкоп монастыря (РНБ, ОРиРК, ф.1147, 1887г.).
.Примечательно то, что все основные проблемы музыкально медиевистики XIX в. были так или иначе связаны с музыкальны содержанием Ирмология. Особенности гласового пения рассматри вались Д.В.Разумовским на примере ирмосов Воскресного и Пас хального канонов. Знаковый состаи Криология впервые приводит ся С.В.Смоленским, как пример древней нотации знаменного пе ния. О своеобразной способности мелодики ирмосов к "растяже нию" и "сжатию", присущей традиционному роспеву, пише К.И.Вознесенский. Уникальный словарь попевок составляете С.В.Смоленским по рукописным ирмологиям XII-XVII вв. В не впервые в науке применяется текстологический метод сопостав ления попевочного состава рукописей нескольких музыкальнь редакций, наглядно дающий представление об эволюции иктонаци онного языка внутри книги.
Таким образом, мы видим, что в связи с содержанием Ирме логия уже в XIX в. был затронут весь круг вопросов, характс рнзующих знаменное пение в целом (лад, мелодиха, форма), хот полностью Ирмологяй как музыкальный кодекс не исследовался.
В 30-40 гг. XX в. после некоторого забвения древнерусс
КОЙ МУЗЫКИ В РОССИИ, Изучение КНИГИ НаШЛО Продолжение В Зс
падно-европейской науке в работах Э.Кошмидера, М.Велимирові ча, Дж.Гоува и Хр.Х&нниха. Этот этап (третий.) в истории из) чения книги повторяет предыдущий. Начало исследований озн; меновано новыми открытиями рукописных славянских памятник! , XIII-XIV вв., найденных на греческом Востоке и в хранилищ; Европы. Некоторые из музыкальных памятников были.изданы Хюп и Тилльярдом. Именно ими были опубликованы нотные тексты ВСІ трех древнерусских ирмологиев XII-XIII вв. в сравнении древнейшими византийскими кодексами ІХ-Х1І ав. Публикации п< ложили начало типологическим исследованиям книги в западн европейской медиевистике.
Понятие типа применительно к певческому Ирмологию бы разработано М.Великировичем. Сопоставив древние списки I XIII вв. греческого и славянского происхождения, автор выдв нул три критерия при определении типа: принцип оргакизац свода, количественный состав ихшосов и вид нотации. Имен
М.Велимирович установил, что греческий и древнерусский типы Ир-иология различаются по принципу внутренней организации текста. П греческой ириологии каноны наложены последовательно внутри разделов гласов (такой тип был назван Као-порядок канонов). А в древнерусской типе порядок организации ирмосов по песням внутри гласа был назван Odo (порядок песен). Оба типа книги были обнаружены М.Велимировичен в древнерусских рукописях-Тип Odo доминировал в практике Древней Руси. Он был назван автором "селективным", куда, по его мнению, отбирались ирмосы из разных источников, поэтому количественный состав в русских списках мало что значил, в то зремя как в греческих ирмологи-ях он служил датирующим признаком, равно как и репертуар.
Нотация древнерусских ирмологиев, как считает М.Велимирович, обнаруживает сходство с ранневизантийской, куаленской. Результаты исследований американского ученого не утеряли своей актуальности и ныне. Основные его положения были взяты на вооружение в настоящем исследовании.
Четвертый этап в изучении книги связан с исследованиями в советской науке в 60-30-е гг. Книга Ирмологий не получила должного освещения в русле музыкально-исторических исследований, широко развернувшихся в последнее двадцатилетие. Ей была посвящена единственная работа Н.Е.Тихомирова, в которой подняты вопросы кодикологического характера на основе разработок М.Велимнровича (см.Тихомиров Н.Б. Ирмологий ненотный // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей... Вып.1,ч.1. М.,1973.С.306-331). Понятие типа и его подробное описание дается Тихомировым Н.Б. на примере печатногр ненотирован'ного Ирмология 1657 г.' Музыкальное содержание книги опять остается вне поля зрения ученых.
Итак, предпосылки для полноценного изучения книги имеются: это основательная источниковая база, созданная предшественниками; фундаментальная методологическая основа изучения знаменного роспева, сложившаяся о русском и советскомяуэы--коэнании; разработки в области кодикологин с описанием разных типов певческих котированных и ненотированных книг. Все это дает широкие возможности для комплексного исследования источников Ирмология и восстановления музыкальной истории этой певческой книги.
Во второй главо "Книга Иряологий в XII-XV вв." рассматривается история сложения свода в ранние века древнерусской
- l4 -
письменности. S первом разделе главы "Певческое искусство в культуре Древней Руси XII-XV вв.." дается обзор историко-культурных традиций этого времени, прослеживается история составления книги в ведущих центрах книгописания: Новгороде, Галиц-ко-Волынских скрипториях, Москеє.
Особая роль в этом процессе принадлежала Новгороду, на протяжении 1000-летней истории выполнявшему патрональную миссию по отношению к другим центрам. Именно в Новгороде в годы разрушений, междоусобиц и войн сохранялось древнеписьменное, в том числе и музыкальное наследие, накапливались знания по обучении высокому профессиональному искусству пения. Ранние письменные памятники Древней Руси, известные науке, такие как "Остромирово евангелие", "Русская правда" можно дополнить рядом музыкальных раритетов, среди которых выделяются: Типографский Устав XI в., Новгородские фрагменты кон.XII в.. Минеи месячные 109Ї-1097 гг., Кинеи котированные XII в. и некоторые другие.
Нозгород славился своим "владычним двором", где писались книги не только для местных нужд, но и на заказ в далекие земли. На страницах многих новгородских Нотированных книг сохранились записи писцов. В их числе имена Домки, Белына к Городена, переписывавших тексты минейного круга; Моисея Киянина и безвестного Угрина. Одно из имен - "Грецина" - было идентифицировано в диссертации как имя известного е Новгороде художника Олисея Гречина, автора фресок Cnaco-Нередицкого мо-насгыря. Его перу принадлежит Стихирарь, написанный для церкви Константина и Елены в Новгороде, а бытность его кандидатом на должность Юрьевского игумена в 1226 г.
Новгородские музыкальные рукописи оставили значительный след в истории древнерусской культуры не только как редкие памятники певческого искусства. Они выделяется .особым стилем письма, художественного оформления и диалекта. Влияние этого стиля заметно ощутимо в древнейшем новгородской списке Криология XII в., известном под названием "Новгородские фрагменты" .
Другая певческая традиция в Древней Руси - Галицко-во-лынскал - 4дала музыкальному миру не менее редкий памятник певческого искусства XIII в., известии как Хиландарский иппологий. Находясь на пересечении культурных илияний, искусство этой южно -русской провинции вобрало и оебя элементы раз-
нояэычных культур: славян, вонгроз, чехов, поляков. Это смешение привнесло сзои особенности в письменную традицию, художественное оформление книг. В Хиландарском ирмологии подобное слияние заметно как в диалекте, так и музыкальном письме, сочетающем элементы двух типов нотаций: "палео" и 'среднезизан-тийской".
В сравнении с музыкальными источниками рассмотренных историко-культурных традиций, роль Киева как ведущего центра книгописания и певческого искусства не подтверждается так же явно ввиду утраты почти всего комплекса музыкальных источников Киевской Руси. По летописным источникам в Киеве в X-XI вв. возникла первая на Руси школа певцов, предположительно болгарского происхождения. Наряду с ними в Киеве работали греческие доместики и певцы из "царицина клира",привезенного царицей Анной иэ Византин. Русские школа письменности существовали при монастырях, В певческом деле непреходящее значение приобрел опыт Киево-Печерского монастыря, в стенах которого творили первые отечественные доместики, распевщики и теоретики певческого искусства. Сегодня известны имена Антония и Феодосия Печерских, Стефана, Моисея Киянина, утверждавших своп позицию в многоликой традиции Древнего Киева. Считается, что наиболее полный список Ирмология - Воскресенский появился именно в киевских пределах.
В следующем разделе данной главы (2.2) рассматриваются все источники певческой книги Ирмологии. Древнейшие кодексы ХП-хш вв.: Воскресенский, Новгородские фрагменты и Хилан-дарский даются в сравнении друг с другом с цзльо восстановления корпуса песнопений и выявления архетипа книги. Поскольку все ранние списки имеют лакуны, то их количественный состав и репертуар удалось реконструировать приблизительно (599-615-ирмосов).
Все три списка Ириология, как было известно, представляют тип осмогпасной книги Odo с единым порядком посладоваНий" ирносов в разделах гласов и песней. Мы выяснили, что порядок, задается последояанием первых ирмосов песен и гласов. Отступления в этом порядке незначительны и характерны для Новгородских фрагментов и Хиландарского ирмология.
Нотацию этих списков можно условно считать древней знаменной. Семиография древних кодексов была нами восстановлена по описанию С.В.Смоленского и Э.К.Кошмидера и сопоставлена с
нотацией Новгородских Фрагментов. Выяснилось, что состав знаков во всех списках совпадает и к тому же в дополнение к имеющимся были выявлены несколько неучтенных учеными начертаний. По древнему алфавиту ранних списков Нрмология впервые составлена полная семиографнческая таблица, приведенная в Приложении.
Помимо изложения ирмосов, репертуара и нотации были установлены и другие общие типологические признаки, касающиеся поэтического текста. Тексты книг относятся к так называемой новоистинмореччой редакции с огласовками полугласных. Среди них присутствует небольшая группа строф, нераспетых в двух ирмологиях XII в. Роспевы их появятся только в XIII в. Сам же факт включения иенотированных текстов примечателен, он повторится и и других кодексах как пример включения в книгу неучтенного резерва ирмосов.
Сравнив три ранних Ирмология, мы пришли к Быводу, что все они имеют больше сходства, чек различий. Расхождения незначительны и проявляют себя в частностях - отделышх знаках нотации, диалектном прочтении слов, ' редких перестановках в последовании ирмосов, добавлениях к сложившемуся репертуару. Перечисленные детали более характеризуют Новгородский и Хн-ландарский списки.
Мы вправе задать вопрос, какой же из этих кодексов следует считать архетипом?
Под архетипом в данной работе понимается устойчивая, неизменяемая часть кодекса, которая прослеживается во исех последующих содержательных версиях Нрмология, присутствует во всех его редакциях. Архетип характеризует лицо типа и является его коренной частью. В Ирмологии архетип, в первую очередь, просматривается в логике изложения текста, в порядке следования ирмосов и книге, в подбора репертуара. Организующий принцип устройства всей книги заложен и и архетипе. Он выражается в таком упорядочении текста в разделах гласов и песен Ирмология, при котором возникает соподчиненность ирмосов по принципу образец-воплощение. Как известно, ирмос в древнерусской традиции соединяет в себе зти два качества, являясь одновременно' слепком с формы греческого образца и мелодической моделью для тропарей канона, не вошедших в книгу Ирмологии. Ирмологии в древнерусской практике, будучи' изначально собранием только образцов, закрепил бифункциональность ир-
коса в упорядоченном соотношении песнопений. Так, внутри песен Ирнология можно также выделить чірмос-образец и ирмосы-версии. Такое соподчинение ирмосов порождает особую музыкальную форму песни с вариантными и невариантными строфами. Аналогичный порядок повторяется во всех песнях и первая песня в этом отношении выступает образцом по отношению ко зсеи остальным. Ее интонационный строй прослеживается во всех песнях гласа. Если мы рассмотрим с той же точки зрения раздел гласа, то первый глас с его песенным исследованием, образцовыми ирмосами первых песен, является моделью для. всех последующих, но только с позиции развертывания музыкальной формы. В интонационном отношении гласи имеют свое лицо. Следовательно, образцовость, проявляющая себя на урозне рядов: первых ирмосов песен, и гласов, выступает универсальным принципом мышления о Ирмологии.
Воскресенский кодекс отличается большей упорядоченностью и последовательным соблюдением логики изложения, заданной в первой песне. В связи с этим мы можем говорить о Воскресенском Ирмологии как воплощенном архетипе, а з двух других списках о проявлении черт изводов, версий архетипа.
. Обратив внимание на черты Новгородского извода убеждаемся в той, что они повторяются в Хиландарском ирмологии з XIII в. Это дает возможность предположить, что оба кодекса связаны единством традиции. Более того в Хиландарском ирмологии намечается тенденция к развитию кодекса. Репертуар Ирнология пополняется Е разделах VUI гласа целым рядом песнопений, которые позднее, в XVI о. воГідут в "пещное действо". Сомиография группы "пещкых" ирмосов отличается усложненностью d сравнэнии со знаковым составом списков XII в., и обогащает интонационный состав целым комплексом новых для Ирнология интонационно-графических формул. Дополнительные строфы можно встретить и в разделе гласа VI. Частично внесенные в состав песен, а частично приписанные на полях, сни образуют подборку двух канонов, данных в трех вариантах. Ремарки на полях указывают на. то, что перед нами подборки ранних песнопений канонов и трй-песнцев на Рождество Христово и Богоявление - два микроцикла, распетых "на подобен".
В XIII в. этот способ осознается, по-видимому, как творческий иетсд создания новых композиций. Примером тому является Хиландарский список с его иикроциклами.
В XIV в. мы не находим полных йотированных списков. В-это время формируется особый кодекс - антология поэтических текцтоь (см.раздел 2, 2.3). он репрезентирует все основные признаки архетипа: осмогласную организацию и песенное после-дование с заданным в XII в. .порядком изложения ирмосов. Состав кодекса XIV в. значительно расширен за счет ирмосов Новгородского, ХиландАрского списков, а также пока неизвестных Науке источников.
Значительное пополнение корпуса песнопений книги поставило перед вопросом: каковы источники древнерусского Ирмоло-гия, откуда проистекает его способность к расширению?. Нами было предпринято исследование источников ирмосов в круге пения XII-XV вв. Этону вопросу посвящен раздел "Музыкальные источники ирпосов в книгах Л'1-.YIII ее." Выяснилось, что ирмосы встречаются во многих книгах этого времени: Минеях, Паракли-тиклх, Триод?х. Стихирарях Триодных с той разницей, что в перечисленных музыкальных источниках выписываются инципй-ты ь ирмосов, а тропари распевается полностью, а в Ирнологин наоборот: тропари опускаются, а ирмосы распеты полностью. Мы видим, что музыкальное содержание Ирмология находилось в тесной связи с содержанием большинства книг круга пения, как две части единого певческого пласта. Более того, репертуар Ирмология оказался уже, чем в перечисленных книгах вместе взятых. Видимо, при отборе образцов в Ирмологий, преследовалась конкретная цель - обобщить накопленный репертуар ирмосов.
обнаруженные нами источники ирмосов существеннр расширяют представление и о типах книг. В ряду параклитиков ХІІІ в. был найден один.йотированный список (РГАДА, ф. 381, N 80), и котором сохранился порядок канонов КаО. Репертуар книги ограничивается канонами седмичного цикла. Основной принцип организации - рсмогласный.
Кодекс другого, не осмогласного типа с сохранением по: рядка канонов КаО был найден в Софийском собрании (РНБ, Соф.385). Судя по репертуару, он принадлежал праздничному кругу и выстроен по принципу календарного поспедования. неизвестному зарубежным исследователям.
Подытожив наши наблюдения, мы можем сделать несколько выводов: Ирмологий в XII-XV вь. тесно снязагі со веек кругом
Инципит - начальная строка - текста.
пения, по моделям ирмосов распевается канонные композиции, рассеянные во многих типах кодексов знаменного роспева XI-XIII вв. Ирмологий осмогласный не является единственным типом в древнерусской знаменной традиции раннего времени. Наряду с ним сосуществуют кодексы канонного лоследования, подчиненные Ирмологию в музыкальном отношении. Уже в этот древний период тип осмогласного Ирмология выдвигается как ведущий, обобщающий образцы "Ирмосного" пения. Его принцип организации определяет архетип книги, наиболее последовательно воплощенный в Воскресенском списке и развивающийся в изводах: Новгородском и Хиландарском.
. Третья глава - "Книга Ирмологий в певческой практике конца XV-XVII bd." - посвящена эволюции книги в периоды коренных преобразований в древнерусской культуре: реформы Иоанна Грозного и митрополита Макария: канонизация святых и составление Великих Четий Миней, книгопечатание и редактирование богослужебных текстов, а далее деятельность Первой и Второй комиссии по исправлению книг в XVII в. - все это деяния, непосредственным образом коснувшиеся содержания книги.
Под влиянием акта канонизации святых резко увеличивается корпус песнопений Ирмология, пополняясь каждое двадцатилетие новыми композициями. Объем книги возрастает от 620 до 700 песнопений в XVI в. и до 900-1020 в XVII в. Количественные составы книги становятся даже атрибутирующим признаком для списков до и после Накарьевских соборов. Стоглава, до и после Первой комиссии- Обзору этих редакций посвящен раздел (3.2 "Рукописные источники книги Ирмологий XVI - первой половины XVII в. Редакции состава").
'- В процессе распевания вновь создающихся .канонных композиций принимают участие певцы нескольких певческих школ. Ирмологий встречается в рукописях всех известных скрипториев и певческих центров, среди которых мы выделим северные (Новгородскую, Соловецкую, Кирилло-Белозерскую) и Московскую (Москва, Троице-Сергиева лавра, близлежащие Козельск, Ферапонтов монастырь). Несмотря на общность типовых черт, списки Ирмолб-гня XVI в. музыкально неоднородны. Книга существует во множестве музыкальных редакций. Это проявляется в семиографии, обновляющейся каждые 20-30 лет, в интонационном прочтении отдельных формул устойчивого состава книги, но, главным.образом, в роспевах новых текстов, введенных в книгу. Можно оха-
рактериэовать свойство книги существования в нескольких музыкальных версиях как многороспевность архетипа. Особенности» пуслыкально-г>оэюичесг.их редакций текста посвящен раздел главы 3 . Л .
Музыкальные изменения в неналой степени были обусловлены и поэтическим текстом, его фонетикой. Как известно, конец XV первая половина XVII в. отмечены господством такой фонетической редакции языка, которая получила название раздельноречия или "хоионии". Именно она способствовала усилению распевности мелодий и пересмотру музыкальных значений устойчивого напева. Мы свя.чыпаем с ней не только интенсивное обновление семиогра-фии, но также изменение музыкально-поэтических цезур. Перемещение их в рамках прежнего роспева привело к переакцентировке иуэыкально-.-поэтических построений внутри строк и строф, структурным модификациям в роспевах архетипа. Ирмосы в песнях объединялись по интонационному признаку.
Все эти новые признаки в совокупности: редакция состава, музыкальная редакция, фонетическая редакция определяют суть музыкально-поэтического редактирования, книги, происходящего не" одномоментно, а на протяжении двух столетий с середины XV п. до середины XVII в. 3 результате этого процесса сложилась первая музикально-поэтическая редакция.
При всех изменениях Ирмологий XV-XVI вв. сохранился, как осмогласі.ьій тип книги с заданным в XII в. внутренним строением. Увеличение его сосыеа не нарушило порядка песенного исследования. Рост песнопении отмечался в дополнительных, приписанных к основному корпусу, разделах ирмосов. Так, формируются новые разделы книги: "Роэнпки", "Ирмосы прибылние", "Росники пещные" н «р. Часть из них постепенно вводится в книгу, а часть определяется и существует и виде отдельных подборок (внутри певческих сборников) и да*е отдельных композиций канона, как:. "Канон пасце", "Канон мертвым", "Канон Богородице фооктириста мниха" и др.
Осмогласный тип книги является доминирующим и в это время. Его связи с кругом пиния усложняются, благодаря включение песнопений йрмология в разные книги и подборки. Наряду с этим встречаются попытки возрождения книги другого типа. Примерок тому является подборка типа Као, куда составители включили Воскресные каноны осмоглленоге цикла (РНЬ Q.1.898). Но такогс рода попытки не были традиционными для XV-XV1I вв.
Следующий этап кардинальных преобразований в книге Ир-ігий связан с деятельностью Первой и Второй комиссий 70-е гг XVII в.), работавших в русле Никоновских реформ. работе предшествовала длительная история "справы" поэти-;их текстов книги, начатая еще в XVI в. Максимом Греком > редактирование Триоди постной) в связи с книгопечатани-
История справ отражена в разделе "Прнологий и «нижние 1аы XVI-XVII вв." результат справы, осуществленной Первой іссией запечатлелся в ненотированном издании текстов Ирмо-ія, увидавшим свет в 1657 г. (см.раздел 3.5). Второй акт в ! направлении, предпринятый распеащиками - "дидаскалаип" )ой комиссии, был связан с исправлением нотного текста, сопутствовала теоретическая деятельность по составлению скального словаря попевок, который вошел в руководство зещэние о согласнейілих пометах". 3 отличие от других азбук CVII вв., музыкальный словарь "Извещения" составлялся то-) на интонационном материале'Ирмология, как основе тради-іного знаменного роспева. О роли книги Ирмологий в древне-:кой теории см. 3.7 "Прнологий и музикальная пеория XVII в." »щение к поиевочному содержанию Ирмология не было нежим, т.к. интонационные формулы его неоднократно включа-. и а другие музыкальные руководства. Особенность "Извеще-' заключалась в ином: в нем был' подытожен опыт прсдшесг-інков, систематизированы сведения об основных певческих ггориях: пспевке, строке, строфе, - и очерчена роль книги архетипа интонационного слопаря знаменного пения. В этом ітся непреходящая ценность "Извещения" как итогового древ-/сского руководства, завершающего 300-летнюю историю тео-іческой мысли о музыке. Нормы редактирования в руководстве і соблюдены и в Ирмологий, который отныне представлял (ствекную музыкально-поэтическую версию. Иы назвали его элогием второй лузыкально-поэтц'геской редакции. Особенное-зторон редакции рассмотрены в разделе 3.8. Помнно "музы-" гных изменений (в частности, введения пометно-приэначной. іции) в кои есть и структурные отступления от архетипа: іпировка ирмосов не по интонационному признаку, а по при-".ежпости к праздничному или осмогласиому циклу, иное иэло-іе текстов, формирование интонационных микроциклов внутри змного последования книги.
В заключении изложены основные результаты работы.
- гг -
В истории духовной культуры Древней Руси певческое искусство занимает особое место. Не уступая по значимости иконописи, архитектуре, литературе, пение как род духовного знания объединяет их в единое целое, выступая связующий звенон I храмовом синтезе искусств. Древняя Русь уже в конце XI-XI вб. создает свое письменное музыкальное наследие: осуществля отся 'перевод на древнерусский язык произведений Бизактийски гимнографов, складывается корпус богослужебных песнопений составля&тси певческие сведы. Один из них - йркологий - отно сится к древнейшим кодексам, насчитывая тысячелетнюю историю Книга норазрывне связана с историей развития древнерусско поэзии и сложения древнерусского литературного языка. Ирмоло гий запечатлел в своем содержании кардинальные изменения затронувшие церковное богослужение, в ходе которых текст КПП ги претерпел не одну редакторскую правку. Редактирование кни ги сопровождало реформы XIV в. (Киприановские), XVI в.- (Мака рьевские, связанные с книгопечатанием и канонизацией святых) XVII в. (Никсновскиа). в то же время между государственник справами проводится кропотливая работа по исправлению текст книги в нестных скрипториях (Софийском. Троице-Сергиевског Кирилло-Ь'елоэерском, Соловецком и др.). Параллельно и певчее ких центрах происходит теоретическое осмысление музикальної значения Ирмология. Сама книга осознается как образцовое пс собие по освоение традиционного знаменного пения. Ъ кокі XVil е., когда в музыке происходят пиперог к зэпадно-епр< пейскои традиции. Криологии ь древнерусской теории восприні кается свидетельством исконно русского искусства пения.
Книга Ирмологий претерпела даитіліную эволюцию, соо-ветствующую вехам истории певческого искусства. >' J 1 - X111 в; - это время становления основного типа книги, характеризую:^ еся сосуществованием разных ео версии в виде кодексов с ПО' ледованием канонов и исследованием песен. Второй из них ера сформировался как свод, обобщающий песнопения всего круга п ния. Сложение кодекса совпадает с моментом становления аре нерусской традиции пенчя, выделеьич ео н:і славянской пуз кальной письменности.
XIV в.--- ьрекя собирания поэтических текстов книги Ирм логий и-j источникоь разных традиций. Именно к этому сво текстов впоследстьии неоднократно обращались при исправлен Ирмология. Здесь утверхд-лется осмогпасный тип книги песенно
последования.
С XV в. репертуар Криология сохраняется в той виде, как он сложился б XIV в. Постепенно расширяясь, он полностью распевается к середине XVII в. Жизнь Ирмология в XV-XV1 вв. характеризуется интенсивным музыкальным развитием интонационного фонда архетипа, его вариантным обновлением и расширением за счет новых музыкально-поэтических композиций. Этот третий этап завершается в середине XVII в. В процессе музыкальной и поэтической справы XVI-XVII вв. осмогласный тип книги постоянно редактируется. Я XVII в. лроисходит стабилизация этого процесса. Исправления Второй комиссии привели к унификации музыкально-поэтического текста Ирмология. Внутренние преобразования в структуре книги нарушают ее интонационное единство, схематизируют попєвочное содержание.
Последний период бытования Ирмология второй редакции в древнерусской практике исчисляется десятилетиями. Дальнейшая судьба книги прослеживается в старообрядческой певческой традиции .
Несмотря на все изменения в процессе эволюции кодекс сохраняет свое главное свойство образцовости, которое в первую очередь воплощено п его архитектонике, и регулируется организующим принципом роспеиа "на подобен". В этом собственно и заложен канон книги, определяющий ее жизнеспособность вплоть до нашего времени.
Приложения к работе включают примечания, нотные примеры, тексты нузыкально-поэтических редакций Ирмология, сеииографи-ческие таблицы, описания источников.