Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Историческая концепция британского исламоведа У. М. Уотта Гайнутдинова, Татьяна Гарифовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гайнутдинова, Татьяна Гарифовна. Историческая концепция британского исламоведа У. М. Уотта : автореферат дис. ... кандидата истор. наук : 07.00.09 / Казан. гос. ун-т им. В. И. Ульянова-Ленина.- Казань, 1992.- 14 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-4/3074-9

Введение к работе

!''"" Г.

Актуальность и научная значимость темы исследования. Одной из важнейших проблем отечественной науки, требующей поиска новых подходов и решений,является определение роли религии как в современном мире,так и в истории человеческой цивилизации.Значительный вклад .внесенный британскими исламоведами в решение данной проблемы, дает возможность не только расширить спектр исторического анализа при привлечении ранее неизвестного фактологического материала , исследовать теоретические выводы,предложенные крупнейшими учеными,но и раскрыть внутренний потенциал ислама, который постоянно проявляется в течение всей истории его существования, оказывая огромное влияние на все сферы жизни общества на микро- и макро-уровнях.

Крупная личность в области исследования исторических явлений развивает новую проблематику и создает оригинальные концепции,что приводит к новым теоретическим обобщениям и как-результат - к структурным сдвигам исторического процесса познания.

Личность и творчество одного h3 ведущих западных ис-тамоведов У.М.Уотта / род. 1909 /,как нельзя лучше соответствуют указанным .выше положениям.-Во-первых,У.М.Уотт представляет собой выдающегося ученого, развившего, обогатившего классическое направление западноевропейского востоковедения во второй половине XX в..всесторонне исследовавшего ключевые проблемы исламоведения. Его дарование ученого от-пичается огромной эрудицией, высоким уровнем научной абстракции, конструктивной точностью анализа.с пристальным вниманием к фактам, языку. Это выдвинуло У.М.Уотта в ряд ведущих специалистов, по истории раннего ислама,жизни и деятельности Мухаммада и определило высокую степень воздействия трудов историка на развитие современного мирового исламоведения. Во-вторых,ученый выделяется целостным взглядом наыир,методологической гибкостью и открытостью,умением соединить все лучшее,что было создано западноевропейской общественной мыслью при исследовании истории мусульманской религии и цивилизации. В-третьих, более чем

полувековая творческая судьба дает возможность воссоздат этапы развития,не только британского, а также западного исламоведения в послевоенный период.

Разработанность темы.Обратиться к данной теме позволя ет недостаточная изученность в отечественной историографи; западного исламоведения как самостоятельной востоковедчес кой дисциплины особенно британской национальной школы, ко торая является одной из самых влиятельнейших и авторитетнейших, а также научного творчества ее крупнейшего представителя в лице У.М.Уотта.

: Изучению американского и немецкого исламоведения рос вящены работы М.И.Филипповой и Т.А.Денисовой, Е.Б.Рвшковс кому принадлежит исследование востоковедческой проблематики в творчестве А.Дж.Тойнби, критический анализ современного западного исламоведения дан в монографии Г.Р.Бал-тановой,анализу методологических основ концепций западноевропейских исламоведов посвящены статьи М.А.Батунского. Но несмотря на.обращение многих отечественных исследовате лей к трудам У.М.Уотта./'О.Г.Большаков,А.Б.Куделин,А.В.Са гадеев.М.Т.Степанянц,В.М.Пиотровский и др./ специальное исследование его исторической концепции отсутствует, подвергались анализу лишь некоторые элементы ее.составляющие В западной историографии, хотя трудам .У.М.Уотта уделяется значительное внимание,однако не представлен деталь ный разбор его исторической концепции. Лишь И.ван Эссу принадлежит небольшая обзорная статья о научном творчестве У.М.Уотта, вышедшая к семидесятилетнему юбилею ученого

Таким образом, в востоковедческой литературе нашли отражение лишь некоторые аспекты исторической концепции У.М.Уотта.Почти не рассматривались теоретико-философские, общественно-политические и методические основы его исторической концепции,в которой представлено решение кардинальных проблем исламоведения.

Цель и задачи работн.Цель исследования - выяснить сущностное содержание исторической концепции У.М.Уотта по средством критического анализа ключевых проблем исламоведения, данных в авторском решении,определяя в ней общее

_ 4—

и особенное на Тоне британского и западного исламоведения.

В соответствии с поставленной целью предполагается решение следующих задач:

I.ВЫЯСНИТЬ МИрОВОЗЗреНЧеСКИе ОСНОВЫ ИСТОрИЧеСКОЙ К0НЦ9П-

ции У.М.Уотта, т.е. философско-исторические, общественно-политические взгляды и методы исследования;

2.Раскрыть теорию происхождения ислама в интерпретации У.М.Уотта;

3.Показать авторскую трактовку проблем» Запад-Восток.

4.Осветить роль-"исламского фактора" в современном мире е работах ученого.

Ііовизнз и практическая значимость исследования. Научная новизна работы заключается в ток, что впервые в отечественной историографии рассматривается научное творчество крупнейшего британского исламоведа как самостоятельная .тема исследования.

Кроме того, данное исследование вводит в научный оборот новый материал, что позволяет внести теоретические и методоло гические изменения в разработку исламоведческих проблем в отечественной науке.

Материалы и выводы исследования могут быть использованы

при создании курсов истории древнего мира,средних веков, нового и новейшего времени, , спецкурсов по исламоведению и историографии востоковедения.

Методология.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет учение о происхождении религий в системах типа гегелевской ( Г.Гегель, К.Маркс, М.Вебер, Э.Дюркгейм, К.Манн-гейм ).

Источники и литература. Основными источниками диссертационного исследования послужили труды У.М.Уотта на языке оригинала, из которых только два переведены на русский язык.

К первой группе источников относятся:

монографические исследования У.М.Уотта;

статьи У.М.Уотта;

сборники; выходившие под редакцией и при участии У.М.Уотта; популярные книги и статьи; материалы, материалы, содер-

жавшие сведения мемуарного характера; рецензии ученого на работы исламоведов.

Пторал группа источников включает в себя статьи истори -ков о жизни и деятельности ученого, ь эту же группу входят рецензии на основные сочинения У.М.Уотта, написанные известными западными востоковедами и учеными из мусульманских стра^

Третью группу составляют различные биобиблиографические справочники, указатели, словари, использованные с целью воссоздания биографии ученого.

Четвертая группа - это источники по истории хриетианствг и ислама ( Библия, Коран, Хадисы, произведения мусульманских мыслителей ал-Газали, Ибн-Рушда, ал-Фараби и др.). Данная группа источников привлекалась для сравнения и уточнения конкретно-исторических выводов, для изучения методики и техники научного исследования У.М.Уотта.

Использованную в ходе исследования литературу мы разделили на несколько групп.

Во- первых, это работы о западной и британской историографии исламоведения ( В.В.Бартольд, М.А.Батунский, Г.Р.Бал-танова, М.И.Филиппова, др.); кроме указанных работ следует назвать две коллективные работы известных западных исламоведов " Наследие ислама" и " Мир ислама ", а также статьи крупнейших западных исламоведов Г.Гибба, Г. фон Грюнебаумана, Б. Льюиса, Ф. Хитти, др.)

Ьо- вторых, мы часто обращались к работам по западной методологии истории и религии, философии истории , а также

историко-философским трудам/ А.С.Богомолова,И.А.Барга,В. обренькова ,Г.В. Осипова,В.В. Согрина,М.Т. Степанянц,Д,.М.Уг-іИновича,И.И.П!арифжанова,А.0.Чубарьяна,І1.Н.Яблокова,др/. '. литературе вопроса относятся дискуссии,материалы которых юшли в сборники "Марксизму%?^ cpn^ta. "t "Религия,общест-о и государство в XX в."и развернувшиеся на страницах жур-іалов "Наука и религия" и "Народы Азии и Африки".

В-третьих, были использованы фундаментальные труды течественных и западных ученых по истории,культуре,фило-офии ислама/В.3.Бартольда,И.Ю.Крачковского,А.Е.Крыме кого, '.Нельдеке,И.Гольдциера,А.Меца,А.Массэ,др/,а также различие исследования,посвященные современным проблемам "мусуль-іанекого мира".

Структура и объем .исследования.Диссертационное иссле-;ование состоит из введения,двух глав,заключения,списка іспользованннх источников и литературы,списка сокращений.

Объем авторского текста - 175 с.