Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Джаханкуша-и хакан" как источник по истории Ирана и Хорасана первой половины ХУ1в. Амир ТеймуриМортеза Шахриар

<
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Амир ТеймуриМортеза Шахриар. "Джаханкуша-и хакан" как источник по истории Ирана и Хорасана первой половины ХУ1в.: диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.09 / Амир ТеймуриМортеза Шахриар;[Место защиты: Институт истории, археологии и этнографии им.А.Дониша Академии наук Республики Таджикистан], 2016.- 169 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Сведения об авторе «джаханкуша-и хакан» и его сочинении 22

1.1. Биографические сведения об авторе сочинения «Джаханкуша-и хакан» и описание его рукописей 22

1.2. Структура и содержание глав «Джаханкуша-и хакан» 41

ГЛАВА II. Отражение политической истории ирана и хорасана конца XV -первой половины XVI вв. в сочинении «джаханкуша-и хакан» .85

11.1. Вопросы этнической атрибуции Сефевидской династии и состав кызылбашских войск по материалам «Джаханкуша-и хакан» 85

11.2. Неудачная борьба Сефевидов за власть в Иране во второй половине XV в., согласно «Джаханкуша-и хакан» . 100

II.3. История прихода Исмаила Сефеви к власти в Иране по материалам сочинения «Джаханкуша-и хакан» .115

II.4. Отражение истории Хорасана конца XV – начала XVI вв. в сочинении «Джаханкуша-и хакан» .132

Заключение 155

Список использованных источников и литературы...161

Условные сокращения

Введение к работе

Актуальность темы. Рукописная книга испокон веков являлась заботливым хранителем и передатчиком многообразного наследия письменной культуры Ирана, Мавераннахра и Хорасана, а также тех сопредельных стран, для которых персидско-таджикский язык долгое время служил языком поэзии, художественной прозы и историографии.

Таджикско-персидское письменное наследие составляет одну из ценнейших страниц мировой культуры средневековья. Эти памятники письменности, дошедшие до нас, служили и служат исследователям первостепенным источником для познания исторического прошлого народов Ирана, Мавераннахра и Хорасана.

В настоящее время мы являемся свидетелями устойчивого и все более растущего интереса к историческим рукописям. В последние годы в Таджикистане и Иране в области изучения и разработки исторических источников достигнуты заметные успехи. Благодаря этому стало возможным с наибольшей полнотой осветить политическую, социально-экономическую и культурную историю государств и народов, проживавших на этих территориях в разные исторические периоды. Однако справедливости ради следует отметить, что существует ещё много важных исторических источников, которые до сих пор, по объективным и субъективным причинам, остаются малоизученными или неизвестными широким научным кругам.

Некоторые важные памятники средневековой письменности, которые создавались в Мавераннахре, Хорасане и Иране анонимны. Перед историками постоянно возникает соблазн отыскать их автора, назвать какое-либо лицо, которое могло эти памятники создать. К числу таких значимых источников первой половины XVI в. относится трактат анонимного автора «Джаханкуша-и хакан», который имеет и второе условное название «Та’рихи шах Исмаил» («История шаха Исмаила»).

Первая половина XVI в. является очень сложным периодом в истории взаимоотношений Мавераннахра, Ирана и Хорасана. Для полного и объективного освещения столь противоречивого периода в истории Мавераннахра, Хорасана и Ирана необходимо критическое изучение и анализ всех доступных исторических

первоисточников и источников как по Мавераннахру, так и по Ирану и Хорасану. В этом плане трактат анонимного автора «Джаханкуша-и хакан» является наиболее важным историческим первоисточником.

Историческая наука располагает тремя первоисточниками по истории правления Исмаила Сефеви: «Футухат-и шахи» Ибрахима Амини, «Хабибу-с-сияр Хондамира» и «Джаханкуша-и хакан» анонимного автора. Сопоставляя эти сочинения, мы пришли к выводу о том, что рассматриваемое сочинение является наиболее полным, точным и подробным рассказом о правлении Исмаила Сефеви, истории образования Сефевидского государства в первой четверти XVI в.

Сочинение «Джаханкуша-и хакан» ценно ещё и тем, что в нём освещаются исторические события того времени, а автор, как весьма грамотный историк, не только повествует, но и анализирует все события и факты, делая весьма любопытные выводы. Указанное сочинение по своему содержанию и характеру в большей или меньшей степени, конечно, выделяется среди других исторических произведений, написанных в этом периоде. Отсюда понятна та большая значимость, которую обретает всестороннее изучение трактата анонимного автора «Джаханкуша-и хакан».

Материалы, извлеченные из «Джаханкуша-и хакан» и ряда близких по времени составления других источников, сведённые воедино, приобретают новое и ценное качество исторического свидетельства, характеризующего события первой половины XVI в. наиболее полно и ново. В этом и заключается актуальность избранной темы.

Актуальность темы также заключается в том, что до сегодняшнего дня в историографии как Ирана, так и Таджикистана отсутствует специальная научная работа, посвящённая изучению трактата «Джаханкуша-и хакан».

Таким образом, изучение и критический анализ трактата
анонимного автора «Джаханкуша-и хакан» в таджикской и
иранской историографии является актуальной задачей и

способствует введению в научный оборот новых фактов и сведений для полного освещения многих неизвестных страниц столь драматического периода в жизни народов данного региона.

Степень изученности проблемы. В поле зрения ориенталистов и историков более сто лет как находился довольно широкий круг сочинений, созданных в разные времена в Мавераннахре, Хорасане и Иране. Сравнительное изучение их содержания принесло очень важные и интересные результаты для познания истории прошлого Мавераннахра, Хорасана, Ирана и сопредельных стран.

Благодаря работе по систематизации, обобщению сведений о таджикско-персидском рукописном наследии, которая проводилась в востоковедческих центрах, удалось ввести в научный оборот значительное число сочинений и открыть новые исторические трактаты.

Для ознакомления научных кругов с имеющимися коллекциями рукописей в своих хранилищах, научные центры, начиная с конца XIX века, в разные годы выпускали каталоги. Все эти каталоги указаны в диссертации, поэтому нет необходимости упомянуть их в автореферате.

Рассмотренные в каталогах и сборниках рукописи в своем большинстве содержат уже известные в научной литературе сочинения, хотя далеко не все они изучены и использованы наукой в одинаковой степени. Если говорить о рассматриваемом нами сочинении «Джаханкуша-и хакан», то в связи с недоступностью его рукописей, оно не было включено ни в один из каталогов изданных в Иране и в востоковедческих центрах бывшего Советского Союза. Однако единственный каталог, который сообщает о существовании сочинения «Джаханкуша-и хакан», это «Дополнение к каталогу персидских рукописей в Британском музее» составленное Чарльзом Рьё.1

Надо отметить, что к разработке основных проблем истории
Мавераннахра, Хорасана и Ирана XVI в. на основе

первоисточников приложили немало усилий советские2, иранские1

1 C. Rieu. Supplement tu the Catalogue of the Persian Manuscripts in the British
Museum. London, 1895. P.34. OR3248.

2 Бартольд В.В. Иран. Исторический обзор. // Соч. Т. VII, М., 1971; Он же.
История культурной жизни Туркестана //Соч. Т.II Часть 1. М., 1963; Он
же. Место прикаспийских областей в истории мусульманского мира /Соч.
Т.II, часть 1. М., 1963; Ромаскевич А.А. Иранские источники по истории
туркмен в XVI-XIX вв. // Труды ИВ АН СССР,VIII. М-Л., 1938; Зевакин

Е.С.Очерки по истории Азербайджана и Ирана XVI-XVII вв. Ч.I. Баку: АзФАН ССР, 1938; Гусейнов И.А. Исмаил Сефеви, Баку, 1943; Болдырев А.Н. Мемуары Зайн ад-Дина Восифи как источник для изучения культурной жизни Средней Азии и Хорасана на рубеже XV-XVI вв.//Труды отдела Востока Государственного Эрмитажа. Т.2. Л., 1940; Ашрафян К.З. Падение державы Сефевидов (1502-1722). Очерки по новой истории стран Среднего Востока. Изд. МГУ, 1951; Иванов П.П. Хозяйство джуйбарских шейхов. К истории феодального землевладения в Средней Азии в XVI-XVII вв. М.-Л, 1954; Он же. Очерки по истории Средней Азии (XVI-XIX вв.), М., 1958; Петрушевский И.П. Государство Азербайджан в XV в. //ССИА. Вып.I, Баку, 1949; Он же. Азербайджан в XVI-XVII веках //Сборник статей по истории Азербайджана. Вып.I. Баку:АН АЗССР, 1949; Дипломатические отношения Испании с Сефевидским государством во второй половине XVI в.// Ученая запись АГУ, 1955. № 7; Пигулевская Н.В., А.Ю.Якубовский. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII в. Ленинград, 1958; История Ирана. Москва, 1977; Массон В.М., Ромодин В.А. История Афганистана. Т. II. М.: Наука, 1965; Семенов А.А. Некоторые данные по экономике империи султана Хусейна мирзы (1469-1506)// ИАН ТаджССР. Отд.обществ.наук. Вып.IV, 1953; Он же. К вопросу

0 происхождении и составе узбеков Шейбанихана.// Материалы по
истории таджиков и узбеков Средней Азии, вып. I. Сталинабад, 1954
(Труды АН Тадж.ССР. Т.XII); Он же. Шейбанихан и завоевание им
империи Темуридов. //Материалы по истории таджиков и узбеков
Средней Азии, вып. I. Сталинабад, 1954 (Труды АН Тадж.ССР. Т.XII) и
др; Гафуров Б.Г. История таджикского народа, изд. 2. М., 1952; Он же.
История таджикского народа в кратком изложении. М.: Госполитиздат,
1955; Он же. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история.
Душанбе: Ирфон, 1989; Миклухо-Маклай Н.Д. К истории политических
взаимоотношений Ирана со Средней Азией в XVI в. //КСИВ, IV, 1952. С.
11-18; Он же. Шиизм и его социальное лицо в Иране на рубеже XV-XVI
вв.// Памяти акад.И.Ю.Крачковского, ЛГУ, 1958 и др.

1 Касрави А. Шайх Сафи ва табараш (Шейх Сефи и его династии),
Тегеран, 1324 г.ш.; Фалсафи Н. Джанги Чалдиран (Бытва
Чалдырана)//Маджаллаи донишгохи адабиёт. №2, Тегеран, 1332 г.ш.; Он
же. Зиндагии шох Аббоси I. Т. I. Тегеран, 1334 г.ш.; Таджбахш А. Иран
дар замани Сефевия (Иран в эпоху Сефевидов), Тебриз, 1340 г.ш.;
Рахимзадаи Сефеви. Шархи джангхо ва таърихи зиндагании шах
Исмаилии Сефеви Тегеран, 1341 г.ш.; Он же Зиндагони-и шах Исмаили
Сафави (Жизнь шаха Исмаила Сефеви). Тегеран, 1361 г.ш.; Шейбани Н.
Ташкили шаханшахии Сефевия (Образование Сефевидское

и зарубежные исследователи1. Эти учёные своими научными трудами как бы подвели итоги исследованиям политической, экономической и общественной жизни Мавераннахра, Хорасана и Ирана в XVI в. Однако в русской, советской, таджикской, иранской и зарубежной историографии для критического и сравнительного анализа исторических событий, происходивших в первой половине XVI в. в Мавераннахре, Хорасане и Иране, должным образом не были использованы исторические материалы «Джаханкуша-и хакан». В странах Востока в связи с отсутствием рукописей «Джаханкуша-и хакан», а в Европе по причине непонимания его значения до конца XIX в. сочинение «Джаханкуша-и хакан» не было изучено.

Следует отметить, что благодаря работам английского исследователя Д.Росс2 и британского востоковеда Э.Г.Брауна1 в

шаханшахство)// Эхёи вахдати мили, Тегеран, 1346 г.ш.; Зарринкуб А. Рузгаран. Та’рихи Иран аз огоз то сукути салтанати Пахлави. Тегеран, 1383 г.ш., пятое издание и др.

1 Браун Э. Та’рихи адабиёти Эрон аз Сафавия то асри хозир. Пер. на перс.
Б. Микдори. Тегеран, 1369 г.ш.; Брокельман К. Та’рихи дувал ва милали
исломи. Перевод на перс. Ходи Джазоири. Тегеран, 1967; Флиштинский
А. Хуросон ва Мовароуннахр. Пер. на перс. П. Варджованд. Тегеран, 1364
г.ш.; Груса Р. Императории сахронавардон. Пер. на перс. А. Майкада.
Тегеран, 1353 г.ш.; Йозеф фон Гаммер-Пургшталь. История Османской
империи (Та’рихи императории Усмони). Пер. на перс. М.Алиободи.
Тегеран, 1367 г.ш.; Гентс В. Ташкили давлати милли дар Эрон. Пер. на
перс. К.Джахондори. Тегеран, 1362 г.ш.; Мишел М.М. Пайдоиши давлати
Сафави (Образование государства Сефевидов). Пер. на перс. Я.Ожанд.
Тегеран, 1972; Catalogue des manuscripts persans de la Bibliotheque
Nationale. Vol. I-IV. -Paris, 1905-1934; Akbar and Abdulla khan. “Iclamic
culture”, 1947, v. 21, N4; W.Hinz. Schah Esmail II, Berlin, 1933; Roemer H.R.
Der Niedergang Irans nach dem Tode Isma’ils des Grausamen, 1577-
1581.Wurzbarg Aumuhle, 1939; Minorsky V. The Supporters of the Lords of
the Ardabil в книге “Tazkirat al-muluk”; Shaykh Bali-efendi on the Safavids.
BSOAS, vol XX, London, 1957; Togan Z.V. Sur I’origine des Safavides.
Melanges L.Massignon, vol.III. Damas. 1957; Ross D. The Early Years of Shah
Ismail. London, 1896; E.G. Browne. Literary History of Persia. Bethesda, MD: Ibex
Publishers, 1997; Ghulam Sarwar. History of Shah Isma’il Safawi (История
шаха Исмаила Сефеви). Aligarh, 1939 и др..

2 Ross D. The Early Years of Shah Ismail. London, 1896.

конце XIX в. впервые были использованы исторические сведения «Джаханкуша-и хакан». Д.Росс в 1896 г. подготовил диссертацию под названием «Первые годы жизни шаха Исмаила» и использовал 16 страниц (от 13а до 30а) рукописи «Джаханкуша-и хакан», которая хранится в библиотеке университета Кембриджа. Профессор Э.Г.Браун в своём исследовании «История персидской литературы» (четвертый том), которое базируется на огромном количестве источников, использовал исторические материалы «Джаханкуша-и хакан».

Наиболее полно материалы из вышеуказанного сочинения нашли отражение в исследовании известного ученого из Индии Г.Cарвара «История шаха Исмаила Сефеви» на английском языке,2 которое было переведено на персидский язык в Иране.3 Некоторые материалы из «Джаханкуша-и хакан» были использованы азербайджанским учёным О.А.Эфендиевым для изучения истории Азербайджана первой половины XVI в.4

Сочинение «Джаханкуша-и хакан» до сих пор не издано. Только небольшие купюры, касающиеся ранних лет жизни Исмаила Сефеви (до 1499 г.), были опубликованы с английским переводом Денисоном Россом в конце XIX в.5

В 1986 г. пакистанский исследователь А.Музтар с обширным предисловием и комментариями издал факсимиле «Джаханкуша-и хакан» в 623 страницы в Персидском исследовательском центре

1 E.G. Browne. Literary History of Persia. Bethesda, MD: Ibex Publishers, 1997.

2 Ghulam Sarwar. History of Shah Isma’il Safawi (История шаха Исмаила
Сефеви). Aligarh, 1939.

3 Гулом Сарвар. Та’рихи шах Исмаили Сафави (История шаха Исмаила
Сефеви). Пер. на перс. М.Бокир Ором и А.Гаффорифард. Тегеран, 1374 г.ш.

4 Эфендиев О.А. Из истории социальной и политической борьбы в
Азербайджане на рубеже XV-XVI вв.// КСИВ, XXXVIII, 1960. С.35-40; Он
же К некоторым вопросам внутренней и внешней политики шаха Исмаила I
(1502-1524 гг.) //ТИИ. Т.XII, 1957. С.150-178; Он же. Азербайджанское
государство Сефевидов в XVI века.. Баку, 1981. 39-63 с.

5 Ross D. The Early Years of Shah Ismail, Founder of the Safawy Dinasty,
IRAS, 1896, vol.29. P.249-340.

Ирана и Пакистана в Исламабаде.1 Однако оно не было зарегистрировано в широкой научной литературе.

В поссоветской историографии материалы и факты, извлеченные из «Даханкуша-и хакан», были использованы в работах таджикского учёного Х.Камола.2 Материалы и факты «Даханкуша-и хакан» также были привлечены для разработки исторических проблем данного периода в диссертационных работах С.С.Хосейниширази3 и

М.Амири.4

Таким образом, по рассматриваемой теме в Иране,

Таджикистане, Российской Федерации, государствах Центральной Азии и Европе отсутствуют специальные обобщающие труды. Сочинение анонимного автора «Джаханкуша-и хакан» очень слабо изучено и использовано наукой, оно представляет несомненный интерес во многих отношениях. Недостаточная изученность проблемы определила выбор темы в качестве диссертационного исследования и представляет собою попытку системного источниковедческого анализа «Джаханкуша-и хакан» как важного исторического источника первой половины XVI в.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является проведение источниковедческого анализа сочинения «Джаханкуша-и хакан» и определение его значения в изучении истории Ирана и Хорасана первой половины XVI в. В связи с этим определены следующие задачи исследования:

- на основе материалов трактата «Джаханкуша-и хакан»
уточнить биографию его автора;

описать имеющиеся рукописи сочинения «Джаханкуша-и хакан»;

определить структуру и содержание глав «Джаханкуша-и хакан»;

1 Анонимный автор. Джаханкуша-и хакан. Факсимильное издание.
Предис. и комм. Аллахдетта Музтар. Исламабад: Персидский
исследовательский центр Ирана и Пакистана, 1986. 663 с. (далее
Джаханкуша-и хакан)

2 Камол Х. История вторжения кочевых племен Дашт-и Кипчака в
Мавераннахр и Хорасан (XVI в.) Душанбе: Дониш, 2012. 155-170.

3 Хосейниширази С.С. Военно-политические отношения Мавераннахра и
Ирана в XVI в. Дисс. канд. истор. наук. Душанбе, 2015.-155 с.

4 Амири М.А. Сочинение Амира Махмуда Хондамира «История шаха
Исмаила и шаха Тахмаспа «Зейли Хондемир. Хабибу-с-сияр» как
исторический источник первой половины XVI в. Душанбе, 2016.-160 с.

- выявить новые исторические материалы, касающиеся истории
взаимоотношений Ирана и Хорасана первой половины XVI в. и,
определяя их достоверность, ввести их в научный оборот;

- раскрыть сущность, причины противостояния между
Сефевидами и Шейбанидами согласно «Джаханкуша-и хакан»;

- определить достоверность исторических сведений сочинения
«Джаханкуша-и хакан» на основе сравнительного анализа с
другими первоисточниками исследуемого периода.

Источниковая база исследования. Источники по истории изучаемого периода в сравнении с предшествующим периодом более многочисленны. В целях уточнения достоверности сведений «Джаханкуша-и хакан» проведён сопоставительный анализ материалов данного сочинения с некоторыми письменными источниками первой половины XVI в. Источники данного периода можно разделить на три группы:

1. Письменные источники, составленные в Иране и
Хорасане:
«Хабибу-с-сияр» («Друг жизнеописаний (биографии)»
Хондамира, «Та’рихи шах Исмаил ва шах Тахмасп» («История
шаха Исмаила и шаха Тахмаспа») Амир Махмуда Хондамира,
«Ахсану-т-таварих» Хасан-бека Румлу.

2. Письменные источники, созданные в Мавераннахре и
Индии:
«Михман-наме-йи Бухара» («Записки бухарского гостя») и
«Сулуку-л-мулук» («Жизненный путь правителей») Рузбихана
Исфахани (Хунджи), «Бадае’у-л-вакае’» З.Васифи, «Та’рих-и
Рашиди» («Рашидова история») Мухаммада Хайдара Доглата,
«Бабур-наме» З. Бабура.

3. Путевые записки европейских послов и путешественников
в Иране конца XV-XVI в.:
«Путевые записки» К.Дзено,
«Путешествие в Иран» И.Барбаро, «Путевые записки»
Д.М.Анджиолелло, «Путешествия в Персию» А.Контарини и
«Путевые записки» анонимного венецианского купца.

Научная новизна данного исследования заключается в комплексном изучении сочинения «Джаханкуша-и хакан» с привлечением других источников и научной литературы. Научная новизна работы заключается также в том, что:

- на основе материалов «Джаханкуша-и хакан» частично
уточнена биография его автора;

- описаны имеющиеся рукописи сочинения «Джаханкуша-и
хакан»;

определена структура и содержание глав «Джаханкуша-и хакан»;

выявлены новые исторические материалы, касающиеся истории взаимоотношений Ирана и Хорасана первой половины XVI в. и установлена их достоверность;

- раскрыта сущность причины противостояния между
Сефевидами и Шейбанидами согласно «Джаханкуша-и хакан»;

- определена достоверность исторических сведений сочинения
«Джаханкуша-и хакан» на основе сравнительного анализа с
другими первоисточниками исследуемого периода.

Теоретической и методологической основой диссертации
является принцип историзма, позволяющий рассматривать факты и
исторические события в соответствии с конкретной исторической
обстановкой в их диалектической взаимной связи и

обусловленности. Этот метод имеет три особенности:

характеризующий, критический и сопоставляющий. Используя этот
метод, исследователь истории рассматривает и пересматривает
явления и события прошлого, сравнивает их между собой. При
критическом подходе можно определить сходство, различия и
неповторимость событий одного исторического периода.

Сопоставление явлений, их сходства и различия, определение и комментирование причин их возникновения и развития позволяет исследователю достоверно изложить историю ряда событий и выявить связи между ними. Если историческое изложение происходит с использованием этих методологических подходов исторического метода, то оно способствует верному освещению реальных событий.

Хронологические рамки исследования охватывают период конца XV начала XVI в., так как сведения исследуемого памятника относятся именно к этому важному для народов Ирана и Хорасана историческому периоду.

Географические рамки исследования охватывают территорию Ирана, Хорасана и Мавераннахра.

Объектом исследования является малоизученное и ценное сочинение анонимного автора «Джаханкуша-и хакан»», материалы которого в качестве исторического источника были введены впервые в научный оборот.

Предметом исследования являются исторические сведения и факты, приведённые в сочинении «Джаханкуша-и хакан» и сопоставление их со сведениями других источников этого периода.

Практическая ценность работы заключается в том, что многие
положения и новации диссертации могут быть использованы при
подготовке новых монографических работ по истории

взаимоотношений Мавераннахра, Хорасана и Ирана в первой
половине XVI в. Она может быть полезна при разработке
соответствующих спецкурсов на гуманитарных и

обществоведческих факультетах высших учебных заведений.

Основные положения, выносимые на защиту:

- сочинение анонимного автора «Джаханкуша-и хакан» является
одним из важных исторических источников первой половины XVI в.;

автор «Джаханкуша-и хакан» неизвестен и для него характерно, с одной стороны, панегирический тон в отношении представителей династии Сефевидов, а, с другой стороны, стиль его изложения имеет ярко выраженную антисуннитскую направленность. Если первое обстоятельство вызвано жизнью автора в сефевидских владениях, то причиною второго является его принадлежность и приверженность к шиитскому толку ислама;

автор «Джаханкуша-и хакан» был родом из северо-восточных районов Ирана, ибо его стиль изложения похож на стиль произведений авторов, которые жили и творили в XV-XVI в. в северо-восточных районах Ирана и Мавераннахра;

в «Джаханкуша-и хакан» освещены те политические события, автор которых был непосредственным свидетелем;

- «Джаханкуша-и хакан» ценно тем, что содержащиеся в нем
исторические сведения отсутствуют в других источниках;

- достоверность исторических сведений сочинения
«Джаханкуша-и хакан» во многом подтверждается сведениями
других современных ему письменных источников;

- в сочинении «Джаханкуша-и хакан» широко освещаются
исторические события конца XV - начала XVI вв. Ирана и Хорасана, а
автор – как весьма грамотный историк, не только повествует, но и
анализирует все изложенные им события и факты;

Апробация работы проводилась планомерно на протяжении всего исследовательского процесса. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите в Отделе древней, средневековой и новой

истории Института истории, археологии и этнографии Академии наук Республики Таджикистан. Основное содержание работы отражено в опубликованных работах автора.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Биографические сведения об авторе сочинения «Джаханкуша-и хакан» и описание его рукописей

Средневековый автор, за сравнительно редким исключением, уделял должное внимание фиксации в сочинении, выражаясь современным языком, его выходных данных. Для этого он обычно использовал в сочинении три места – первый лист сочинения (лицевая или обратная сторона листа), предисловие и авторский колофон. Два первых места в сочинении служили преимущественно для фиксации имени автора и названия сочинения, а третье – преимущественно для фиксации места и времени написания, в особенности даты его завершения. Многие авторы, указывая те или иные данные на первом листе и в авторском колофоне, не считали нужным повторять эти данные или, по крайней мере, некоторые из них в предисловии. Между тем достаточно наджным местом для сохранения проводимых данных в средневековой таджикско-персидской рукописи являлось лишь одно предисловие в противоположность первому листу и авторскому колофону, которые в этом отношении оказались совершенно ненаджными, за что главная вина лежит на переписчиках рукописей, которые обычно обращали мало внимания на текст, помещнный вне рамок сочинения и органически с ним не связанный, а также довольно легко пропускали авторские колофоны, заменяя их своими. Все это приводило к утрате указанных там данных и имело своим конечным результатом появление анонимных и беститульных, а также недатированных и нелокализованных произведений.1

Очерки истории культуры средневекового Ирана. Письменность и литература. Особо строгого порядка в расположении интересующих нас данных по этим местам в сочинении «Даханкуша-и хакан» не существовало. Имя автора сочинения «Джаханкуша-и хакан» неизвестно, и ни в каких из существующих рукописей нет ссылки на то, чтобы получить исчерпывающие биографические сведения об авторе. В рукописи, которая находится в Британском музее Лондона, в последней е строке, после слова «Алхамдуллилах… ва саламу таслиму», написана эта фраза: «Ничтожное существо Мухаммад Али ибн Нуро». В связи с этим Э.Браун пишет: «Не могу сказать, что лицом этой фразы является автор сочинения или его переписчик и вполне вероятно, что лицом мог быть и переписчик».1 Другой исследователь Гулом Сарвар пишет, что полное имя автора «Джаханкуша-и хакан» неизвестно, однако его имя начинается со слова «Бечан».2 Здесь Гулам Сарвар ссылается на приписки на полях 164 листа рукописи Британского музея Лондона «Джаханкуша-и хакан», где написано: «Чтобы не было скрытым письмо, которое отнс Канбарага и получил на него ответ от султана Мурада, не подлежит ничтожнейшему слуге Бечану».3 Гулам Сарвар уверен, что эта приписка сделана автором «Джаханкуша-и хакан» и во время переплта по вине переплтчика е конец был утерян.

По мнению Г.Сарвара, эта рукопись была просмотрена и откорректирована рукой самого автора, так как в этой и ряде других приписок встречается выражение «бандаи камтарин»- «ничтожнейший слуга», означающее самого пишущего.5 Вполне возможно, что Г.Сарвар прав в свом предположении, однако этим еще вопрос об авторстве сочинения, конечно, нельзя считать решнным. На полях рукописи «Джаханкуша-и хакан» имеется много пометок и пояснений, в том числе на полях 457 листа. Надо отметить, что ни один из вышеназванных исследователей не обратил внимания на полях приписку листа 457 «Джаханкуша-и хакан», в которой автор указал имя своего деда «Наваб-ага Мухаммад Риза-бек».1 Согласно данной приписке, дед анонимного автора «Джаханкуша-и хакан» являлся современником основателя государства Сефевидов - Исмаила Сефеви. Принимал участие в боях и борьбе Исмаила Сефеви за власть в Западном Иране и во время написания трактата «Джаханкуша-и хакан» его уже не было в живых.1

Известно, что после того, как в начале XVI шиизм стал государственным исповеданием в Иране, и между шиитами Сефевидами Ирана и суннитами Шейбанидами Мавераннахра на основе религиозных убеждений усиливалась вражда, историки и летописцы, которые в основном были придворными, при описании исторических событий касательно взаимоотношений между вышеназванными правящими династиями выразили свою симпатию своему патрону. Поэтому они не были беспристрастными в изложении своих мыслей.

Анонимный автор «Джаханкуша-и хакан» был ревностным шиитом, который считал приход к власти Исмаила Сефеви и пропаганду шиитского двенадцатиимамного мазхаба даром божьим. Для автора настоящего сочинения характерен, с одной стороны, панегирический тон в отношении представителей династии Сефевидов, а с другой стороны, стиль его изложения имеет ярко выраженную антисуннитскую и антишейбанидскую направленность. Если первое вызвано жизнью автора в сефевидских владениях, то причиною второго является его принадлежность и приверженность к шиитскому толку.

Структура и содержание глав «Джаханкуша-и хакан»

В пути Исмаилу сказали, что один из внуков мирза Джахан-шаха Туркмена по имени султан Хусейн Борони ведт борьбу с группой провокаторов. Исмаил был принят им с почестью и Хусейн Борони в течение трх дней угощал Исмаила. В этом противоборстве Исмаил поддержал Хусейна Борони. Узнав о прибытии Исмаила Сефеви, Карачи Иляс с группой суфиев, переодевших в ихрам, с целью встречи с Исмаилом, отправился в сторону его резиденции. Они остановились вблизи крепости Шуракул. Об их прибытии сообщили Хусейну. Тот оказал им тплую встречу и организовал в их честь угощение. После чего начал убивать часть суфиев, прибывших вместе с Карачи Илясом и произвл грабеж их имущества. Карачи Илясу удалось с группой своих сторонников убежать оттуда, и они, прибыв к Исмаилу Сефеви, сообщили о случившемся. Тот пришл в гнев и с войском отправился в сторону крепости Шуракул. Хусейн, узнав об этом, со своими сторонниками обратился в бегство.1

Глава 5. События 906 г.х. (1500-01 г.) и комментарий отъезда Исмаила Сефеви в сторону Шервана; о его борьбе с Фаррухом Ясаром и о смерти Шерван шаха; упоминание о его походе в сторону крепости Бодкуя и ее захвате; рассказ о походе Исмаила Сефеви в сторону Гулистана и прибытии в Азербайджан; комментарий сопротивления Алванда мирзы с Исмаилом Сефеви; упоминание о событиях 907 г.х. (1501-02 г.).2

Исмаил Сефеви совершил поход в сторону Ширвана. Знать города Шумахи с семью тысячами всадников пришли им на помощь. Между сторонниками Исмаила Сефеви и войсками Ширваншаха шла ожесточенная борьба, в результате которой многие ширванцы были уничтожены, а сам Ширваншах был убит. Увидев такую опасную обстановку, многие ширванские солдаты обратились в бегство.3 После нанесения поражения ширванцам Исмаил Сефеви отправился в сторону замка Бодкуя и занялся его завоеванием. Исмаил отправил своих посланников к правителю крепости

Гази-беку и его жены c требованием сдачи крепости. Супруга Гази-бека являлась дочерью Ширваншаха и имела большое влияние на мужа и его окружающих. Гази-бек не выполнил этого требования. В итоге Исмаил захватил эту крепость и отдал приказ убить Гази-бека и его супругу.1 После завоевания крепости Бодкуя Исмаил Сефеви приготовился к походу в сторону крепости Гулистан. Причина похода Исмаила Сефеви для покорения этой крепости заключалась в том, что часть войск Ширваншаха, убегавших от их преследования, скрывалась там, они не хотели подчиниться сефевидским войскам. Владетелем этой крепости был сын Гази-бека и прочно приготовился для противостояния врагу. Однако Исмаилу Сефеви не удалось овладеть крепостью, и после этого он отправился в сторону Азербайджана.2 Глава 6. Изложение похода Исмаила Сефеви в строну Тебриза, воцарение его на трон власти и упоминание в хутбе имя 12 шиитских имамов; события 908 г.х (1502-03 г.) и сражение Исмаила Сефеви с Алвандом мирзой Ак-Койюнлу во второй раз; упоминание похода Исмаила Сефеви в сторону Ирака Аджама; рассказ о битве Исмаила Сефеви с султаном Мурадом Ак-Койюнлу.3 Согласно сведениям автора, когда Исмаил Сефеви после своих победоносных походов прибыл в Тебриз, то вс население, включая знаменитостей города, оказали ему тплый прим. По его прибытии в Тебризе было организовано пышное мероприятие по воцарению Исмаила Сефеви на трон государства, в котором участвовали известные богословы, учные и знатности. В соборной мечети была прочитана молитва во имя Исмаила хутба, где упоминали имя двенадцати известных шиитских имамов.4

После проведения торжеств воцарения на трон, Исмаил приступил к осуществлению своих громадных планов и начал свои походы против врагов и расширения территории государства. Прежде всего он подготовился к походу в Ирак, против султана Мурада, но его известили, что Алванд мирза Ак Койюнлу с большим войском, состоящих из туркменов, направляется в сторону Азербайджана для захвата его территорий. Он считал, что борьба против Алванди мирзы является важнее, чем противостояние султану Мураду, поэтому решил отправиться в Азербайджан. В этом сражении Исмаил одержал победу и направился в сторону Ирака для уничтожения силы султана Мурада Ак-Койюнлу, который хотел напасть на Азербайджан .1 При встрече двух войск состоялась ожесточнная борьба, в итоге которой, Исмаил одержал победу.2

Глава 7. События 909 г.х. (1503-04 г.) и сообщение о походе Исмаила Сефеви в сторону Исфахана, Шираза и Ирака; комментарий гибели эмира Илясбека Ихут-угли от руки эмира Хусайна Ки Чалави и обращение Исмаила Сефеви в сторону Рустамдара и Фирузкуха; изложение покорения крепости Гулхандан и Фирузкух и их разрушения Исмаилом Сефеви; рассказ о походе Исмаила Сефеви в сторону крепости Исто, битве с Хусайном Ки Чалави и покорении той крепости.3 Автор рассказывает, что когда Исмаил Сефеви проводил свой отдых возле гор Алванда, ему передали, что султан Мурад, собирая вокруг себя туркменов, хочет завоевать Иран. Исмаил отдал приказ своим подчиннным, чтобы они собирали войска и приготовились для отпора врага. Тогда Алуйа малик из Хамадана отправился с войском в направлении Шираза, а затем повернулся в Исфахан. По пути в Исфахан сообщили, что правитель Фирузкуха эмир Хусейн Ки Чалави со своими сторонниками поднял мятеж. Исмаил одним из своих эмиров по имени Иляс-бек поручил, чтобы он подавил выступление мятежников. После этого Исмаил Сефеви вошл в Исфахан, где оказали ему радушный прим. На его имя были чеканены монеты. Исмаил назначил Дурмиш-хана, сына Абди-бека Тукапчи Шамлу правителем Исфахана, который назначил Мирзашаха Хусейна Исфахани своим везиром.1 Исмаилу Сефеви доложили, что эмир Хусейн Ки Чалави, собрав двенадцатитысячное войско, состоящее из туркменов, выступил против Иляс-бека, в подчинении которого было намного меньше войск. Эмир Хусейн Ки Чалави начал осаду крепости Иляс-бека. Врагу было оказано упорное сопротивление. Тогда эмир Хусейн Ки Чалави, использовав хитрость, призвал Иляс-бека к переговорам и вероломно убил его.

Неудачная борьба Сефевидов за власть в Иране во второй половине XV в., согласно «Джаханкуша-и хакан» .

Единственным источником, содержащим сведения о далеких предках Сефевидов, является трактат Таваккула ибн Исмаила ибн Баззаза «Саффату-с-сафа» («Чистота чистоты»), который был составлен во второй половине XIV в. Сочинение «Саффату-с-сафа», представляет типичное суфийское сочинение, изобилующее легендарными рассказами о чудесах и жизни шейха Сафиаддина Ардабили. Установлено исследователями, что редкие рукописи подвергались таким изменениям и фальсификациям, как это произошло со списками «Саффату-с-сафа».

Сведения о предках Исмаила Сефеви анонимный автор «Джаханкуша-и хакан», как выше было отмечено, заимствовал из сочинения «Саффату-с сафа» ибн Баззаза, и начиная от султана Фирузшаха Зарринкулаха, в порядке генеалогической последовательности «Джаханкуша-и хакан» вкратце содержит сведения о саиде Авазе ал-Хавасе, Мухаммаде Хафизе, саиде Салахиддине Рашиде, саиде Кутбиддине Табе, саиде Салахе, султане Джабраиле, султане Сарире Хидаяте, Сафиаддине Исхаке (1252 - умер 12 мухаррама 735 г.х.1/12 сентября 1334 г.), саиде Садриддине Муса (1305-1393 гг.), султане Али Сияхпуше (умер 1429 г.), султане Ибрахиме, известном по имени Шейхшах (с 1429 по 1447 гг. был шейхом Ардабиля), султане Джунайде (шейх Ардабиля с 1447 по 1460 гг.) и об отце Исмаила Сефеви султане Хайдаре (шейх Ардабиля с 1460 по 1488 гг.).1

Автор «Джаханкуша-и хакан» описал генеалогическое древо Исмаила Сефеви, согласно которому его генеалогическая таблица, через 25 колен присоединяется к седьмому имаму шиитов Мусе ал Казиму (745 - 799 г.), т.е. аноним генеалогически связывает династию Сефевидов с потомками сейидами пророка Мухаммада, т.е. арабами таким образом: шах Исмаил ибн султан Хайдар ибн султан Джунайд ибн султан Ибрахим ибн султан ал-Хавас (по Хондамиру ибн Ходжа Али2) ибн султан Садриддин Муса ибн шейх Сафиаддин Исхак ибн Амуниддин Сурайл (по Хондамиру Аминуддин Джабраил3) ибн шейх Солех ибн Кутбиддин ибн Салахиддин Рашид ибн ал-Хафиз Аваз ибн ал-Хавас ибн Фирузшах ибн Шарафшах ибн Мухаммад ибн Хасан (по Хондамиру ибн Хусайн4) ибн Мухаммад ибн Ибрахим ибн Джафар ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Исмаил ибн Ахмад ал-Аъраби ибн Абумухаммад ал-Касим ибн Абулкасим Хамд (по Хондамиру ибн Абулкасим Хамза5) ибн ал Имам Муса ал-Казим .1

Одним из вопросов, привлекавших внимание историков-востоковедов, был вопрос об этническом происхождении династии Сефевидов. Справедливости ради следует сказать, что вопрос о происхождении Сефевидов доныне является темой полемики. Некоторые ученые придерживаются мнения курдского, а некоторые тюркского происхождения Сефевидов.

Иранский ученый Ахмад Касрави, взявшийся за сравнительное изучение списков агиографическое сочинение «Саффат-ас-сафа» ибн Баззаза, содержавшее сведения о далеких предках Сефевидов, пришел к выводу о том, что предки Сефевидов вовсе не были сейидами, и их генеалогическое древо было выдумано позднее сефевидскими историографами и вставлено в текст сочинения ибн Баззаза».2 Доказав непричастность шейха Сафиаддина Ардабили к потомкам пророка ислама Мухаммада, А.Касрави не считает его тюрком, высказываясь в пользу его курдского происхождения. Другие иранские ученые, такие как С.Рахимзаде3 и Н.Шейбани,4 игнорируют сомнения А.Касрави и выдают гипотезу о курдском происхождении Сефевидов за бесспорную истину. Другой иранский историк М.Машкур пишет об Исмаиле Сефеви как об иранце, который в силу каких-то особых обстоятельств был вынужден говорить по-тюркски и писать стихи по-тюркски.5

Турецкий историк Заки Валиди Тоган, поддерживая гипотезу о курдском происхождении династии Сефевидов, пишет о прибытии в 416 г.х./1025 г. в Азербайджан войск курдов. Он предполагает, что предки шейха Захида Гелани, духовного наставника и теста Сафиаддина Ардабили, как и предки последнего, прибыли в эту компанию в Гелан и Ардабил и распространили ислам в области Мугана и Аррана. Однако до начала XVI в. потомки курдского шейха Сафиаддина Ардабили были полностью тюркизированы.6 «Нет никого сомнения в том,- пишет, З.Тоган, -что шах Исмаил и шах Тахмасп приложили все усилия, чтобы удалить из истории сво курдское происхождение, приписать курду Фируз-шаху качество потомка пророка и доказать, что шейх Сафи был тюркским шейхом шиитом, автором тюркских поэм»

История прихода Исмаила Сефеви к власти в Иране по материалам сочинения «Джаханкуша-и хакан»

Шейбани-хана также, от страха покинув свои места, разбежались по разным сторонам. Прогнав рассеянные в разных местах западной части Хорасана узбекские гарнизоны, Исмаил Сефеви продвинулся дальше в глубь Хорасана. Узбекские гарнизоны отступали в сторону Герата, где в это время находился Шейбани-хан, уставший от похода на хазарийцев и некударийцев и разбивший свою ставку в саду «Баги Джаханарай».1 Шейбани-хан не рисковал участвовать в боях с Исмаилом Сефеви, назначив наместником Герат своего родственника Джанвафа мирзу2 и со своим войском в конце месяца раджаба 916 г.х./- начале ноября 1510 г. ушел в сторону Мерва3 и укрепился в крепости этого города. Через некоторое время Джанвафа мирза также оставил Герат и присоединился к Шейбани-хану.4

Шейбани-хан распорядился укрепить защитные сооружения крепости Мерва и ждал, что придут к нему на помощь со своими воинами его племянник Убайдуллах-хан и его сын Мухаммад Тимур султан. Разработав такой план действий, Шейбани-хан решил не выходить пока из крепости и ждать подкрепления из Мавераннахра. Исмаил Сефеви штурмом хотел взять крепости, однако узбеки упорно защищались. Возле крепости шли бои, осаждающие проникли до крепостных ворот, а осажденные как могли отгоняли их.5

Исмаил Сефеви обманным путм хотел вывести Шейбани-хана из крепости. Поэтому он в субботу, 28 ша бана 916 г.х./ 30 ноября 1510 г., указал снять окружение крепости Мерва и отступить в сторону села Махмуди, которое находилось в трх фарсахах (18-24 км) от города.6 Здесь Исмаил Сефеви перед тем как отступить в сторону села Махмуди, повелел написать письмо Шейбани-хану о причине своего отступления и указал, что, когда наступит весна, он снова возвратится в Мерв, и в пятницу (29 ноября) один из его воинов отнес письмо Шейбани-хану.1 Исмаил Сефеви поручил Эмир-беку мавсули с 300 кавалеристами ожидать врага у моста на Мургабе, ведущего к Махмудабаду, а сам с основными силами направился в сторону крепости Талхатан.2

Шейбани-хан не думал, что он станет жертвой военной хитрости Исмаила Сефеви, и вышел из крепости, и иранское войско сомкнуло роковой для Шейбани-хана круг. Военно-стратегические планы шаха Исмаила начали сбываться.

После сокрушительного разгрома узбекского войска, Шейбани-хан с 500 воинами своего конвоя и свитой,3 спасаясь от наседавших кызылбашей, погнал коней в один чардивар (четыре стены), не имевший другого выхода наружу. За уходившим ханом бросился Бурун султан – командующий частью армии Сефевидов со своим полком. Шейбаниды становились мишенью метких выстрелов кызылбашей. Когда все узбеки были истреблены в чардиваре, некоторые из свиты шаха Исмаила стали искать Шейбани-хана, и один из них, Азиз-ака, известный по имени Ади-бахадур, знавший вождя узбеков, нашел его задохнувшимся под трупами бежавших и погибших. Он отрубил ему голову и, принеся к шаху Исмаилу, по обычаю бросил е под ноги его коня.4

Исмаил Сефеви приказал содрать с головы Шейбани-хана кожу, набить е соломой и через своего нарочного послал Баязиду II Османскому5 – союзнику Шейбани-хана, вместе с письмом такого содержания: «Слышал, что ты часто твердил: против войск и власти Шейбак-хана я вижу слабого врага, так вот тебе голова того, кого ты считал сильнейшим, набитая соломой».6 Его череп «Исмаил Сефеви, – пишет автор «Джаханкушаи хакан», – также приказал, доставить к нему тело Шейбани-хана. Он три раза мечом ударил по его телу, отрубил обе руки и сказал: «Кто нас любит, пусть вкусит мясо нашего врага». Услышав эти слова, все напали на его тело, и ради куска мяса дело даже дошло до того, что суфии подрались между собой. Мясо, испачканное землей и кровью, отнимали друг у друга и ели, как голодные ястребы поедают мясо газели».2 Современник автора «Джаханкушаи хакан», Амир Махмуд Хондемир, автор «Тарихи шах Исмаил ва шах Тахмасби Сефеви», подтверждая эту информацию, добавит, что «от людей, верных своим словам (содикулкавл), которые находились там в тот день, слышал, что была такая толпа и нападение (на тело Шейбани-хана), что было (трудно) достать мяса (его) нечистоплотного тела, (в результате) несколько человек получили ранения и группа людей, которые находились далеко (от тела), приобрели куски мяса высокой ценой от людей, находившихся близко (к телу)».3

Автор «Джаханкушаи хакан» рассказывает эту историю, согласно сообщениям Ходжа Махмуда Сагарчи,4 а Амир Махмуд Хондемир «от людей, людей, верных своим словам».5

Исмаил Сефеви приказал через Дарвеша Мухаммада ясаула послать Рустаму Рузафзуну, правителю Мазандарана и союзнику Шейбани-хана «в дар» отрубленную руку Шейбани-хана.6 Весть о поражении войск Шейбанидов под Мервом потрясла правителя Мазандарана, и внезапная смерть прервала его жизнь.7 Мухаммад – его сын поехал к шаху Исмаилу на В «Джаханкушаи хакан» отмечается, что через Сулайман-бека ясаула «левая рука Мухаммад-хана Шейбани была отправлена Захириддину Бабуру со словами: «Если Шейбак-хан укоротил тебе руку, в управлении Самаркандом, то мы, с благословения всевышнего, лишили его жизни и посылаем тебе его руку».2

Таким образом, победу в Мерве можно считать политической основой процесса укрепления государства Сефевидов в Иране. В руках Сефевидов была теперь вся территория Хорасана, вплоть до реки Амударьи. Присоединение земель восточного Ирана к владениям шаха Исмаила имело важное значение. Оно укрепило централизованную власть в стране. Это стало одной из важнейших основ создания единого государства на территории Ирана. Бесспорно, исторические материалы сочинения анонимного автора «Джаханкуша-и хакан» для научного анализа истории Хорасана данного периода являются бесценными.