Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Взаимоотношения партийных и советских органов с православной церковью в 1920-1929 гг. : На материалах Западной Сибири Неживых, Николай Александрович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Неживых, Николай Александрович. Взаимоотношения партийных и советских органов с православной церковью в 1920-1929 гг. : На материалах Западной Сибири : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Омский гос. технич. ун-т.- Омск, 1998.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 99-2/2031-X

Введение к работе

Актуальность темы. Государственно-церковные отношения являются неотъемлемой составной частью сложного социального организма каждой общественной системы. При этом формы их взаимоотношений определяются именно первым, исходя из существующих правовых, идеологических, социально-политических и экономических ре'алнй.

Процессы, происходящие сегодня и происходившие ранее в этой области жизни нашей страны, неоднозначно оцениваются как представителями религиозных конфессий, так и представителями государственных органов, общественных организаций и науки, что ярко проявилось во время обсуждения закона «О свободе совести и вероисповедания» осенью 1997 года. Формирование новой модели государственно-церковных отношений невозможно без уч~га исторического опыта взаимоотношений советского государства с религиозными организациями и в первую очередь с Русской православной церковью. Православие всегда, и том числе и после Октябрьской революции, оставалось самой многочисленной и влиятельной конфессией в России, . отношение светской власти с церковью накладывали существенный отпечаток па религиозную политш'у государства в целом, определяли вектор ее осуществления и наиболее ярко выражали ее сущность.

Важность темы определяется еще и тем, что взаимоотношения Советского государе*, за it русской православной церкви являются в настоящее время одной из наиболее интересных и вместе с тем малоизученных проблем как в общероссийском масштабе, так и в рамках Сибири. Особую значимость приобретает анализ взаимоотношений власти и церкви в годы НЭПа, Развитие государственно-церковных отношений в это время и вариантность их развития определила форму постановки религиозного 'вопроса и методы его решения партийно-государственными органами не только в указанный период, но и в дальнейшем. Большое влияние на характер осуществления религиозной политики имела местная специфика и деятельность местных советских и партийных органов, ранее остававшаяся за рамками исследований.

Значимость темы обуславливается необходимостью в настоящее время установления действенных принципов взаимоотношений Церкви и государственных органов, совершенствования механизмов регулирования этих взаимоотношений. Исторический анализ развития государственно-церковных взаимоотношений может дать ответ, что необходимо иметь в практике и какими путями совершеистьовать методы решения в пересечении интересов государственных и церковных институтов.

Степень изученности проблемы. Анализ работ, посвященных государственно-церковным взаимоотношениям в нашей стране, позволяет увидеть, что вплоть ло начала 90-х годов они имели политизированный характер. Предвзятое изучение дайной проблемы 'определяло некритическую оценку деятельности религиозных

организаций или Советской власти в зависимости от пристрастий авторов. Поэтому обзор историографии можно разделить на три блока: советскую, зарубежную и постсове і скую.

Начато советской историографии следует отнести к работам партийно-государственных руководителей.' Наибольший интерес представляет сборник Ярославского "Против религии и церкви", в котором помимо его собственных работ приводятся также материалы партийных решений, статьи из центральной прессы и пр." Заложенные в упомянутых работах концептуальные установки но освещению взаимоотношении социалистического государства и церкви определили методологическую основу работ последующих лет.

Особенно ярко это проявилось в выпущенных в тридцатые годы публикациях активных деятелей Союза Воинствующих Безбожников. Лежащая в основе работ концепция, согласно которой строящийся социализм и религия несовместимы, определила заданность в подборе материалов и вытекающих выводов. С самого начала наметилась специализация направлений. Одна группа исследователей раскрывала антинародную деятельность и контрреволюционную сущность духовенства и представляла собой антнцерковную пропаганду;3 вторая - отражала деятельность государства в решении религиозного вопроса и в связи с этим проводившуюся антирелигиозную работу. Фактически все работы являлись либо статьями в антирелигиозных сборниках, либо агитброшторамн Союза Безбожников, что определило их публицистический характер.

Несмотря на то, что в послевоенные годы происходит значительное расширение тематики исследований, комплекс научной литературы 60-.\ - 80-х годов, по своему характеру и содержанию сохраняет тс же направления.

Доминирующее положение занимает историко-партийная литература, поевкщеннаг исследованию антирелигиозной работы и деятельности Коммунистической партии по атеистическому воспитанию населения.' Для

' Скворцов-Степанов И. И. Избранные атеистические произведения. -М., 1959; Луначарский В.Л. Избранные атеистические произведения. -М., 1965; Красиков П.А. Избранные атеистические произведения. -М., 1970 и др.

2 Ем. Ярославский. Против религии и церкви. - М., 1932.

3 Парнпщев Л.С. Церковная контрреволюция и гражданская война. - М.-Л. 1930;
Кандидов Б.П. Меньшевики и поповщина в борьбе против Октябрьской революции.

- М-Л., 1931; Меньшевистская контрреволюция, подготовка интервенции и церковь. -М.-Л., 1931; Амосов Н. Октябрьская революция и церковь. - М., 1937 и др.

4 Олсщук Ф.П. В поход на Бога. - М.-Л., 1930; Муравьёв Е. За воинствующее
безбожие. М.-Л., 1931; Воинствующее безбожие в СССР за 15 лст.(1917-1932) - М.,
1932; Религия и антирелигиозное движение в СССР и за границей. - М., 1933;
Щепкин И.В. В наступление на религию. - М., 1937 и др.

3 Воронцов Г.В. Осуществление Коммунистической партией ленинской программы атеистического воспитания масс (1917-1937). - Л., 1970; Вещиков А.Т.

упомянутых публикаций характерна сконцентрированность на партийных решениях и, вследствие этого, использование одного и того же материала из центральных архивов и изданных ранее работ. Это вело к игнорированию региональных особеїшостей, исключало определенную самостоятельность местных органов, определяло заостренность внимания па отдельных скжетах.

Наравне с названной группой .стоит массив работ, поезященпых анализу осуществления прииципоь свободы согести в советском государстве и истории Русской православной церкви.' 13 этих монографиях рассматривалась лишь реакция религиозных организаций .. к постановлениям советской власти. Процесс нормализации отношений между собєтскііу. государством і: Русской православной церковью в период НЭПа объяснялся исключительно переходо.%: последней на лояльные позиции в отношении к советской власти і. саязп с вынужденным изменением era семгх социально-политических позицті"' Деятельность местных органов власти практически не рассматривалась.

Партийно-классовый подход определил односторонность освещения государственно-церковных отношений в советской историографии. В основу работ советского пернодй был положен методологический принцип о советском государстве как государстве нового типа, в котором сувдестпование религии является отклонением. Ценность фактического материала, доказывавшего реакционность православной церкви, снижается тенденциозностью его подбора. Отчетливая идеологическая установка, приоритетное виймати к деятельности партии и недостаточное изучение деятельности органов советской власти сужало полноту исследований, снижало достоверность и научность большого количестве исследований.

Атеистическое движение в СССР (опыт изучения деятельности КоммуннстнческоГ: парти ; и советского государства по осуществлению марксистско-ленинского учения о преодолении религии) - М., 1972; Лобозов П.К. Политика Советского государства по вопросу религии и церкви. - М., 1973; Глебов I'M. Деятельность Коммунистической партии по осуществлению ленинской политик]; в отношении селигии и церкви в 1917-1925 гг. - М., 19SS к д;\-. Персиц М.М. Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР. - М"„ 1958; Валентинов А. Религия и церковь в СССР. - M.j I960; Лившиц Г.М. Религия к церковь в прошлом и настояшем. - М., 1961; Гордненко Н.С. Совпеменноз православие. - У.., 1968; Шишкин А.А. Сущность и критическая оценка "обновленческого раскола русской православной церкві;. - Казань, 1970; Курочкин П.и, Эволюция современного русского православия. - М.', 1971; Иванос А.И. Политика Советской власти по вопросам религии. - М., 1973; Крывелев И.А. Русская православная церковь в первой четверти XX зека. - М., 1982; Куроедов В.Л. Религия и церковь п советском государстве. - М., 1984; Корзун М.С. Русскаг православная церковь в 1917-1945 гг. - Минск, 1987 к др.

С других позиций рассматривало государственно-церковные отношения русское зарубежье. Анализируя различные стороны антирелигиозной политики советской власти- идеологию, законодательство, внутрішерковнуго жизнь, они приходят к выводу: гонения .ча церковь > не временные перегибы, а закономерность, обусловленная политикой правящей партии. Однако, не имея доступа к архявшдм источникам и пользуясь лишь опубликованным материалом и свидетельствами очевидцев, зарубежные исследователи не могли полномасштабно и всесторонне представить поднимаемые проблемы. Взаимоотношения церкви и государства на местном уровне не у поминатись или были описательными.

Характерной чертой практически всех работ как советского, так и последующего пернодл является недостаточная освещённость государственно— церковных взаимоотношении в двадцатые годы, что объясняется именно своеобразием чгого период;!. Особенность заключается в снижении антирелигиозны работы и оживлении религиозной деятельности. В советское і.ремя ото не укладывалось в заданные рамки постоянно развивающегося атеизма, носче перестройки "религиозный нэп'' пс соогвектвовал представленням о советском иремеїш как времени гонений.

Перемены последних лет вызвали отказ от идеологических догматов и
пересмотра старых подходов к изучению проблем отечественной истории, в том
числе и истории отношении между церковью и советской властью. Перестройка
госуларегзенно-церковиы.ч отношений способствовала появлению критического
он ал им дечтельноі-п партийных и государственных органов, возникновению

новых направленні: в исследовании данного вопроса, благодаря чему были значительно расширены масштабы изысканий, богаче и разнообразнее стала темп піка исследовании. Но если труды советского периода были отягощены идеологической патетикой, то первые работы постсоветского периода страдали от публицистичности.

8 первую очередь это относится к публикациям С.И.Савельева и АЛ 1.Меченого." В своих работах они по-новому представили деятельность Ангнрелнпюшоп Комиссии при ЦК ВКП(б), показав, что основной ее

' Валентинов А.А. Черная кпнга.«Штурм небес». - Париж, 1925: Троицкий С. Почему и как скрываются храмы в СССР. - Белград, 1930; Польский М. Новые мученики российские. - Джордан видь, 1940; Рар Г. Пленённая церковь. - Франкфурт -на-Майне, - 1954; Іюголепов А. Церковь под властью коммунизма. - Мюнхен, 1958; Регельсон Л. Трагедия русской церкви. 1917-1945 гг. - Париж, 1977; Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. - Ku.snacht, 1977; Посиелоьскиії Д.В. Русская православная церковь в XX веке. - М., 1995. 2 Савельев СИ. Протоколы антирелигиозных мудрецов // Религия и свободомыслие в культурно-историческом процессе. -Л., 1991; Нежный А.И. Комиссар дьявола. -М., 1993.

деятельностью являлась разработка не форм и методов антирелигиозной пропаганды, а конкретных репрессивных действий по отношению к православию.

Ночые подходы в исследовании церковно-государстьеннык отношений продемонстрированы в работах В.А. Алексеева и М.К. Одинцове.' Первый показал зависимость антирелигиозной политики от переживаемых страной событий и обусловленность методов решения' "религиозного вопроса" внутрипартийной жизнью, второй сделал периодизацию на основе деятельности центральных органов государственной власти, ответственных за проведение церковной политики.

После перестройки церкоьно-государственлых взаимоотношении чи.агель смог ознакомиться и с мнением другой стороны. Но официальные работы Московской патриархии лишь систематически излагают фактическую сторону дела, либо только упоминая, либо полностью оставляя в стороне острые вопросы из жизни церкви - изъятие церковных ценностей, обновленчество, репрессии, события вокруг декларации Сергия." В некоторой степени эти недостатки восполняются работами независимых церковных историков.

Обзор имеющихся работ позволяет увидеть, что изучение развития государственно-церковных отношений в Западной Сибири развивалось в соответствии с общей историографией. Тематику исследований тридцатых годов определяла их идейно-политическая направленность, что приводило к тенденциозности в подборе фактического материала и отсутствию анализа.4 Во многом это было устранено в публикациях послевоенного времени, но изучение работы государственных органов по-прежнему подменялось исследованиями деятельности парторганов, государственно-церковные отношения - развитием атеизма. В них нет сколько-нибудь цельного исследования тенденций развития сибирской православной церкви после 1917 года, так же как и деятельности местных партийных н советских органов власти.5

1 Одинцов М.И. Государство н Церковь в России в XX веке. - М., 1994;
Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. - М., 1991; Он же. "Штурм небес" отменяется?
Критические очерки по истории борьбы с религией. - М., 1992.

2 Русская православная церковь. 988-19SS гг. - М., 1988; Иоанн. Церковные расколы
в русской церкви 20-х и 30-х гт XX столетия, их особенности и история. -
Сортавала, 1993; Цыпин В. История русской православной церкви. 1917-1990 гг. -
М., 1994.

3 Вострышев М.И. Божий избранник; крестный путь Святителя Тихона. Патриарха
Московского и Всея России. - М., 1990; Степанов В. Свидетельство обвинения. -М.,
1993 и др.

4 Антирелигиозный фронт и задачи Союза Безбожников в Сибири. - Новосибирск,
1929; Долотов А. Церковь и сектантство в Сибири. - Новосибирск, 1930;
Разоблачать церковных мракобесов. - Новосибирск, 1939;

5 Бакаев Ю.Н. Деятельность партийных организаций Сибири по атеистическому
воспитанию населения городов и рабочих районов Сибири в 1920-1929 гг. II

Наиболее глубокой и аналитичной является монография Эйнгорна, которую отличает богатство приводимых архивных материалов. ' Однако ценность работы снижает то, что период НЭПа, несмотря на все его своеобразие, в исследовании не выделяется. Применив периодизацию, автор разбил государственно-церковные отношения по проблемным блокам социально-экономического развития, а силу чего многие взаимосвязанные вопросы оказались разобщены. Во многом это объясняется тем, что автор в первую очередь повествовал о развитии атеизма, увязывая этот процесс со строительством социализма.

Многочисленные статьи краеведов в местной периодике, появившиеся в последние годы, не смогли полностью восполнить пробелы в истории государственно-церковных отношений на территории Западной Сибири.

Невелик набор по исследуемой проблеме и диссертационных исследований, из которых лишь две касаются непосредственно данной темы. Но М. Белоглазое ограничивает исследование деятельности государственной власти во зремя становления и укрепления Советов рамками Алтайского края, а исследование Т. Ко голь направлено в первую очередь на изучение внутренней жизни западносибирской церкви." За пределами этих работ остаются такие вопросы, как анализ законодательной базы, на основе когорой существовала церковь и строились государственно-церковные взаимоотношения, зависимость советского аппарата or партийного влияния, формирование массового атеистического сознания, организация антирелигиозной работы силами государственных учреждений и учасі не в этом различных общественных организаций.

Анализ имеющихся публикаций позволяет сделать вывод о том, что несмотря на большое количество исследований они мало касаются выбранной нами темы. Это дает возможность не только сделать определенные выводы о степени ее изученности, но и более точно определить задачи настоящего исследования.

Рабочие Сибири в борьбе за социалистическую революцию и построение социализма. - Новосибирск, 1977. - С.17-29; Боженко Л.И. Антирелигиозная пропаганда Сибири в начале НЭПа// По этапам развития атеизма в СССР. - Л.. 1967. С.123-135; Лукпнскпй Ф. А. Партийное руководство научпе-агеистической пропагандой в Сибири // Деятельность Сиббюро ЦК РКП(б) и Сиорсвкома в 1919-1925 гг. - Новосибирск, I960. С.157-161; Юрасов И. Н. Деятельность Сиббюро ЦК .РКП(б) по организации антирелигиозной пропаганды в 1920-1925 гг./' Из истории партийных и советских организаций Сибири. - Новосибирск, 1962. - С.118-141; Шильдяшов И.М. Религия в Сибири и атеистическое воспитание. - Новосибирск, 1982.

1 Эйнгорн И.Д. Очерки истории религии и атеизма в Сибири. - Томск, 19S2.

2 Белоглазов М.Л. Взаимоотношения органов государственной власти православной
церкви в восстановительный период на Алтае (1917-1925 гг.): Авторсф. дисс. ...
ка,-д.ист.наук. - Томск, 1992; Коголь Т. Н. Русская православная церковь и
государство: Автореф. дисс.... канд.ист. наук. - Томск, 1995.

ШЗІ; данного исследования: провести анализ содержания и эволюции взаимоотношений Советского государства и Русской Православной Церкпи на территории Западной Сибири и контексте происходивших в период 1920 - 1929 годов событии. Учнтыьчя сложность и многогранность темы, трудно дать развернутую характеристику взаимоотношений органов власти и религиозных организаций на протяжении всего- периода, поэтому автор в первую очередь останавливается на существенных моментах и исследует формы и методы проведения партиино-государс.венной политики, основные этатл истории государственно-церковных , отношений на фоне событий и процессов, происходящих в стране. Главное внимание, наряду с обобщением уже известных опубтикованных материалов, при этом уделяется недостаточно изученным вопросам делгельностн местных органе?.

Постановка указанной цели предполагает решение следующих залам:

выявить уелочик и причины, которые привели к новому этапу в религиозной политике государства, а также особенности государственно-церковных отношений п годы НЭПа;

показать влияние социально-экономических условий и внутрипартийной борьбы на развитие гбсударствснно-исркозных взаимоотношений;

определить круг госудаоственны;: органов и учреждений Западной Сибири, занимавшихся осуществлением религиозной политики;

выявить степень самостоятельности местных органов апастн, отвечающих за взаимоотношения с религиозными организациями;

- проанализировать формы, средства и методы конкретного воплощения
религиозной политики на местах, показать в какой мере они соотносились с
декларируемой политикой и пропагандой;

рассмотреть состояние, характер и направление антирелигиозной пропаганды, ее место и роль в развитии государственно-церковных отношений;

исследовать влияние на развитие церковне-государстпенных взаимоотношений на территории Западно-Сибирского края обновленческого и других расколов православной церкви; '

показать позицию различных течений православного духовенства Западной Сибири в отношении к Советской власти п проводимой ею религиозной политике;

Объектоу; исследований настоящей работы являются таимоотношении партийных и советских органов с православной церковью в двадцатые годы. Основной акцент лри этом сделан на исследовании деятельности местных органов советской власти п условий их функционирования, как наиболее влияющего фактора государственно-церковных отношений.

Хронологн"сские ргмки исследования охватывают период с 1920 по 1929 год как вполне самостоятельный период отечественной истории и истории церкошю-государстпенпых взаимоотношений. Верхняя граница определена временем установления Советской власти на территории Западной Сибири, появлением государстг-щных органов, ответственных за проведение религиозной политики и

началом её осуществления. Рамки исследоаания ограничены 1929 годом. В апреле отого года выходит постановление ВЦИК, заменившее собой весь существовавший ранее комплекс многочисленных нормативных документов, определявших деятельность религиозных организаций и их отношения с местными исполнительными органами.

Хронологический порядок изучения определяет разбивку по главам к разделам, соответствующим более узким по времени периодам, которые связаны с конкретной динамикой или особыми условиями и позволяет показать основные этапы в проведении партийно-государственной политики, проследить последовательность ее осуществления. Б рамках отдельных этапов исследуются внутренние взаимосвязи, конкретные события, тенденции развития и определенные закономерности в проведении религиозной политики.

Территориальные рамки исследования охватывают Западную Сибирь в границах Сибирского края, который, начиная с 1919 г., включал Омскую, Иовоннколаевскую. Томскую, Алтайскую губернии. Внимание к этому региону обусловлено его огромной территорией и социально-экономическими особенностями, определившими существование наряду с общими закономерностями и тенденциями ряда специфических черт.. Выявление этих особенностей позволяет определить местную специфику и, таким образом, имеет важное значение для разработки проблемы в целом.

Методологической основой исследования являются основные принципы диалектико-матсриалистического подхода. В процессе работы автор ошір&іся на принципы историзма и объективности. Данные принципы решпповывалнсь при помоши целого ряда методов исторического исследования: хронологический, системный, статистический, иллюстративный. Использование конкретно-исторического метода способствовало выявлению связи между объективными и субъективными факторами, обусловившими постановку антирелигиозной деятельности в рассматриваемый период. Ситуационный анализ помог глубже проработать узловые моменты исследования, а также выявить особенности и общности на различных этапах эволюции государственно-церковных отношений. Привлечение синхронистического метода позволило сопоставить протекавшие в 1920 - 1929 годах в регионе процессы с общесоюзными.

Источниковая база. Сравнительно малая на современном уровне разработанность перечисленных проблем в российской историографии заставляет .при ее рассмотрении опираться главным образом на архивные источники, и, в первую очередь, - документы тех организаций, в недрах Которых разрабатывались основы государственно-церковных отношений. Были привлечены документы из фондов Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ) - фонд АЛО ЦК РКП(б) 17 и частично пересекающийся с ним фонд Е. М. Ярославского. Имеющиеся в этих фондах секретные распоряжения и официальные материалы дают возможность проследить вариантность развития религиозной политики и позволяют сделать выводы о соотношении декларируемой

политики большевиков с их практическими действиями. Осуществление поставленных целей силами высших государственных органов определило обращение к документам, находящихся в фондах Государственного архива Российской Федерации (ГЛРФ), а именно - комиссии по вопросам культов при президиуме ВІДИК (фонд 5263), самого ВЦИК (фонд 1235) и наркомата внутренних дел (фонд 393). Представленная в них переписка, как различных ведомств между собой, так и центральных органов с местными, позволяет определить все нюансы проведения установок партийно-государственного руководства, проследить изменения в церконно-госуарственных отношениях, различить частные случаи от общих. Использование фонда Союза Воинствующих Безбожников (5407) позволяет лучше охарактеризовать его функции "приводного ремня" между парткомами и населением.

Изучение материалов сибирских архивов даёт возможность проследить, как осуществлялась на территории региона релуїгиозная политика, и проанализировать работу органов власти, ответственных за ее проведение. Имеющиеся документы позволяют убедительно доказать существование своеобразия церковно-государс .-венных отношений на территории западно-сибирского региона. Материал, необходимый для раскрытия поставленных задач, находится в фондах исполнительных комитетов разного уровня - от волостных до губернских, их административных отделов, а также в фондах епархиальных управлений. Всего при написании диссертации было использовано 37 фондов государственных архивов Западной Сибири - Омской (ГАОО), Новосибирской (ГАНО), Томской (ГАТО), Кемеровской (ГАКО) областей, Алтайского края (ЦХАФАК), партийные фонды, находящиеся на храпении в ГАНО и ЦХАФАК, а также в Центре документации новейшей истории Омской области.

Характеризуя источники, необходимо отметить их видовое многообразие и в то же время отсутствие комплектов документов, систематизированных по теме исследования. Поэтому фактический материал пришлось выявлять также из источников общей информации. В определенной степени это возместило использование опубликованных источников. Влияние идеологаческих структур партии, подчиненное положение государственных органов партийным, принципы разработки концепции государственно-церковных, взаимоотношений освещает сборник документов высших партийных и государственных органов.' Большое значение для' исследования законодательной базы релипюзной политики имеет издававшийся наркоматом юстиции в двадцатые годы сборник декретов и инструкций.2 Источниками, отражающими состояние общественных антирелигиозных организаций, являются опубликованные материалы Союза Воинствующих Безбожников.

1 Русская православная церковь и коммунистическое государство. 1917-1941. -М.,
1996.

2 Гидулянов П. Отделение церкви от государстп; и школы от церкви. - М., 1926.

Ценным источником является периодическая антирелигиозная печать того времени: газета "Безбожник", журналы "Антнрелигиозник" и "Безбожник". Как в центральных газетах - "Правда", "Известия",, так и в местных - "Советская Сибири" Новосибирска, "Рабочий Путь" Омска, "Красная звезда" Томска, "Красный Алтай" Барнаула содержится большой фактический материал, отражающий не только бытовую сторону, но и многие факты, которые по тем или иным причинам не были отражены в официальных документах.

Научная новизна диссертации заключается в исследовании новой д отечественной истории периода 1920-1929 гг. темы - темы взаимоотношений церкви и государства на территории Западной Сибири, в стремлении автора на основе объективного анализа доступных источников, введения в научный оборот новых и малоизученных документов дать целостную картину развития государственно-церковных отношений. Автором выдвигается ряд позиций, восполняющих неизвестные ранее страницы истории этих взаимоотношений: зависимость их содержания и характера от внутри- и внешнеполитических условий страны; неоднозначность подходов к строительству отношений с Русской православной церковью в высших эшелонах власти, соотношение собственно государственно-церковной политики с политикой партийной; степень самостоятельности государственных органов, отвечающих за взаимоотношения с церковью, и их влияние на формирование и проведение государственной политики в этой области.

В работе исследована динамика взаимоотношений Церкви и государства со времени "бури и натиска" на религию до объявления "атеистических пятилеток". Выяснены причины, чем была обусловлена и кем направлялась государственно-церковная политика того времени; определены конкретные развороты и нюансы, внутренняя логика на том или ином отрезке. В диссертации выявлены как объективные, так н субъективные факторы, оказавшие влияние на развитие взаимоотношений сласти и церкви. Особое внимание уделено вопросу формирования и совершенствования механизма гчтирелигиозных репрессий в советском государстве с подключением к ним административно-контролирующих и карательных органов. Делается попытка определения причин возможности репрессивной политики, деятельности против цер"ви и верующих в общегосударственном масштабе, последовавшей за "религиозным iranov".

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования ее материалов и выводов для подготовки трудов по истории становления государственно-церковных взаимоотношений как в масштаба:. Сибири, так и в целом по России, в учебной работе в вузах, при проведении семинаров и спецкурсов, а также для совершенствования отношений государства і; церкви в современный период.

Апробация работы. Основные выводы и положения работы были отражены ь докладах на международных научных конференциях, проходивших в Новосибирске (1995 г) и Омске (1995 г) и региональной научной конференции в Омске( 1997 г).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, списка источников и литературы.