Введение к работе
Актуальность исследования. Период перестройки 1985-1991 гг. -сравнительно короткий, но весьма насыщенный этап развития советского государства, когда взаимодействие власти и общества приобрело особенную активность и остроту, а творческая интеллигенция, в том числе, и региональная, имела уникальную возможность занять лидирующие позиции, приобрести влияние и на властные структуры, и на социум.
Обращение к опыту реформ эпохи перестройки представляет большой научный интерес, исследование механизмов, методов проведения и результатов горбачевских преобразований является актуальным и для современной России, где проблемы духовного развития общества, создания культурной парадигмы являются основополагающими в русле институционального строительства.
Актуальность изучения проблемы взаимодействия власти и творческой интеллигенции в 1985-1991 гг. в Татарстане, где процессы перестройки в культурной сфере характеризовались определенной сложностью и противоречивостью, обуславливается необходимостью исследования региональных особенностей общероссийских процессов масштабных преобразований. К тому же обращение к теме продиктовано потребностью комплексного изучения этого периода в истории Татарстана, стремлением глубже понять ход реформ в СССР периода перестройки.
Кроме этого, актуальность выбранной темы связана с необходимостью изучения опыта партийно-государственного управления в сфере культуры в 1985-1991 гг. при осуществлении планирования современной культурной политики и региональной практики реализации ее программных положений. Опыт участия творческой интеллигенции в общественно-политической жизни в период перестройки дал импульс для формирования гражданского общества в России и способствовал разрешению ряда актуальных вопросов духовной жизни российского социума и региональных сообществ.
Хронологические рамки исследования. Выбранные хронологические рамки (1985-1991 гг.) охватывают период последних семи лет существования советской системы. Нижняя хронологическая граница определяется апрельским Пленумом ЦК КПСС (1985 г.), на котором были провозглашен курс на изменения во всех сферах жизни советского общества, вошедшего в историю как перестройка. Выбор верхней хронологической границы обусловлен Беловежскими соглашениями 8 декабря 1991 г., ликвидацией КПСС и распадом СССР. Незначительные отклонения в хронологии объясняются стремлением более полного раскрытия темы.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию
современной Республики Татарстан, в рассматриваемый
период республика входила в состав РСФСР. Необходимо отметить, что в течение исследуемого периода наименование республики меняется: Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика (ТАССР),
Татарская Советская Социалистическая Республика (ТССР) - Республика Татарстан (РТ), Республика Татарстан (РТ). Это определило выбор наименования республики в данной диссертации в его современном звучании - Республика Татарстан, что обусловлено сложившейся практикой в научных исследованиях.
Объектом исследования является деятельность творческой интеллигенции Республики Татарстан в 1985-1991 гг.
Предметом исследования выступает процесс взаимоотношений власти и творческой интеллигенции в 1985-1991 гг. в Республике Татарстан.
Целью данного диссертационного исследования является комплексное изучение взаимодействия творческой интеллигенции и власти в Республике Татарстан в период 1985-1991 гг. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- выявить основные тенденции и сущность советской культурной
политики периода перестройки;
определить степень отражения общесоюзных тенденций в культурной жизни Татарстана;
проанализировать взаимодействие творческой интеллигенции и власти в Татарстане с учетом специфики региона, способов и механизмов участия творческой интеллигенции в общественно-политической жизни республики в указанный период;
- охарактеризовать влияние изменений в культурной политике на
деятельность творческой интеллигенции Татарстана сквозь призму
формирования ее идентичности.
Методологическую основу исследования составляют
фундаментальные общенаучные и специальные методы исторической науки. Анализ конкретно-исторического материала был осуществлен при соблюдении основополагающих принципов историзма, объективизма и системности, адекватного подхода к излагаемым явлениям прошлого, для освещения которых были использованы сравнительно-исторический, системно-структурный, проблемно-хронологический и другие методы исторического исследования. Использовался критический подход к источникам и историографии по исследовательской тематике.
В соответствии с тем, что отдельные аспекты нашего исследования нашли отражение в работах социологов, политологов, культурологов, социальных философов, можно отметить междисциплинарный оттенок изучаемой проблематики, что определило применение методов из смежных социогуманитарных дисциплин.
Степень изученности проблемы и источниковая база исследования.
Можно отметить, что историография исследований взаимоотношений творческой интеллигенции и власти в годы перестройки находится в стадии формирования, при том, что в научной литературе эта проблема отражена в большей степени на общесоюзном материале. В этой ситуации проведение исследования на материалах Республики Татарстан является непростой
задачей, при решении которой использовались наряду с историческими также социологические, политологические, философские и культурологические научные работы.
Источниковая база данного диссертационного исследования включает письменные, аудиовизуальные и устные источники. Использование источников разного происхождения представляет возможность многостороннего освещения и анализа исследуемой проблемы. Для более содержательного решения поставленных задач мы использовали широкий круг источников личного происхождения, среди которых особое место занимают материалы интервьюирования. Классификация источников и историографический анализ представлены в первой главе данной работы.
В соответствии с проведенным исследованием и поставленными задачами, на защиту выносятся следующие положения:
-
Основы культурной политики СССР закладывались в первые советские десятилетия и определялись социалистическими принципами и идеологией, контролируемыми партийными и государственными органами власти. Эти принципы и идеологические установки формировались и корректировались в течение всего советского периода, в зависимости от политических, экономических и социальных факторов.
-
В период перестройки социалистические принципы претерпевают деформацию, но продолжают действовать, культурная политика в 1985-1991 гг. стала логическим продолжением советских методов управления при сохранении механизма государственного, партийного контроля культурных процессов, что особенно заметно в региональном аспекте, в том числе - в культурной жизни Татарстана.
-
На первом этапе перестройки (1985-1988 гг.) демократические тенденции в области культуры (ослабление цензуры, расширение круга освещаемых тем в СМИ и произведениях культуры; углубление международных культурных связей, и т.п.) получили развитие прежде всего в столичных центрах, и только во второй половине исследуемого периода (1988-1991 гг.) нашли отражение в Татарстане.
-
Наиболее заметным результатом активизации деятельности творческой интеллигенции в Татарстане стало расширение возможностей трансляции и воспроизводства татарской национальной культуры, в том числе и в области материального и технического обеспечения этой сферы.
-
Итогом инициированных творческой интеллигенции общественных и политических дискуссий по вопросам национальной культуры стало включение в Конституцию Республики Татарстан статьи о статусе государственных языков, что дало импульс для интенсивного развития национальных культур республики, что можно рассматривать в качестве позитивного направления развития духовной жизни республиканского сообщества.
-
Негативные тенденции общесоюзных трансформаций 1985-1991 гг. в области культуры (сохранение форм и методов партийно-
государственного управления, непоследовательное проведение финансово-экономических реформ), нашли отражение в республике, привели к коммерциализации культурной сферы, ухудшению положения творческих союзов и основной массы деятелей культуры.
7) Активизация общественно-политической жизни дала импульс для развития культурного, национального и религиозного самосознания населения Татарстана. В этих условиях творческая интеллигенция получила шанс занять лидирующие позиции, влиять на принятие решений в области культурного обновления.
Научная новизна заключается в комплексном исследовании взаимоотношений творческой интеллигенции и власти в Татарстане в 1985-1991 гг. Выявлена специфика реализации государственной культурной политики в Татарстане в период перестройки, обозначены новые практики ее реализации. Рассмотрены формы участия республиканской творческой интеллигенции в общественно-политической жизни республики. Научную новизну обуславливает введение в научный оборот большого количества источников, в том числе ранее неопубликованных, среди которых архивные материалы и результаты интервьюирования представителей творческой интеллигенции Татарстана.
Научно-практическая значимость состоит в обогащении теоретической базы истории культурного развития республики Татарстан в виде исследования механизмов взаимодействия власти и творческой интеллигенции республики в 1985-1991 гг., что дает возможность дальнейшего изучения данной проблемы.
Результаты и основные положения данного диссертационного исследования можно использовать в преподавательской практике средних и высших учебных заведений: в ходе проведения занятий в рамках курсов истории России и истории Республики Татарстан, спецкурсов по советской истории, учебных курсов основной и старшей школы «История татарского народа и Татарстана», «Многонациональная Россия - многонациональный Татарстан», значение которых обосновано в Концепции развития национального образования в Республике Татарстан на 2015-2030 годы.
Апробация результатов исследования. Основные положения данного диссертационного исследования изложены в 18 статьях, в том числе 4 опубликованных в изданиях, входящих в перечень Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации; в том числе в 2 статьях, опубликованных иностранными научными журналами. Главные результаты исследований представлены автором в докладах и сообщениях на конференциях регионального, всероссийского и международного уровня.
Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения, в котором представлен список респондентов, обозначена дата проведенного автором интервьюирования.