Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Исторические аспекты активизации деятельностиженщин Таджикистана в культурном строительстве в XX веке 16
1.1. Предпосылки формирования и становления женского исполнительского искусства в музыкальной культуре таджикского народа 16
1.2 Роль женщин в становлениисовременного музыкального искусства и формировании новых музыкальных коллективов в Таджикистанево второй половине XX века . 24
Глава II. Роль женщин в развитиипрофессиональногомузыкального искусства современного Таджикистана 88
2.1. Вклад женщин-деятелей музыкального искусства в освоении новых жанров в истории музыкального искусства Таджикистана во второй половине ХХ и начала ХХIвв .88
2.2. Участие женщин в пропагандеакадемических форм музыкального искусства в Таджикистане .96
2.3. Историческое значение творчества женщин-композиторови музыковедов в культурном пространстве независимого Таджикистана 132
Заключение 136
Список использованной литературы 146
- Предпосылки формирования и становления женского исполнительского искусства в музыкальной культуре таджикского народа
- Роль женщин в становлениисовременного музыкального искусства и формировании новых музыкальных коллективов в Таджикистанево второй половине XX века .
- Участие женщин в пропагандеакадемических форм музыкального искусства в Таджикистане
- Историческое значение творчества женщин-композиторови музыковедов в культурном пространстве независимого Таджикистана
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Таджикский народ имеет очень богатое
музыкальное наследие, исторические корни которого уходят далеко в эпоху жизни и
творчества основоположника профессионального музыкального искусства – великого
Борбада. Как известно, в прошлом наибольшего своего уровня развития таджикское
музыкальное искусство достигло в эпоху правления Саманидов. Именно в это время
начали формироваться циклы вокально-инструментальных произведений системы
«Дувоздахмаком» (Двенадцать макомов). Еще тогда в горных регионах проживания
таджиков стал популярным жанр «Фалак», который, в основном, базировался на
народные мелодии и четверостишья. Во время всевозможных семейных праздников женщины исполняли песни и танцы, устраивали веселья отдельно от мужчин.
Становление и развитие современного женского профессионального искусства проходило после образования Таджикской Автономной Советской социалистической республики в особых и специфических условиях. Дело в том, что в прошлом, на протяжении нескольких столетий женщина-таджичка не имела возможности выставлять свое мастерство на всеобщее обозрение.
После установления Советской власти женщины-таджички впервые в истории вышли
на профессиональную музыкальную сцену. Появилась целая плеяда
высокопрофессиональных женщин-мастеров музыкального искусства, которые внесли огромный вклад в развитие этой формы культуры новой эпохи. Жизнь и творчество этих знаменитых женщин-деятелей искусств до сих пор в исторической науке в достаточной степени не исследовано. Именно поэтому научная разработка данной темы имеет весьма актуальное значение для современной обществоведческой науки.
В целях реализации новой политики государства в области укрепления статуса женщин в условиях суверенитета, Правительством страны на сегодняшний день разработано и принято целый ряд Постановлений и других нормативно-правовых актов, обеспечивающие ее реализации.1
Следует отметить, что, происходящие за последние десятилетия социально-политические изменения в Таджикистане имеют, бесспорно, важное историческое значение. Как показывает опыт прошлого, хотя женщины в традиционном таджикском
1См., например: Постановление Правительства Республики Таджикистан от 5 сентября 1998г. «Национальный план принятия мер по повышению статуса и роли женщины в 1998 – 2005 годы»; Указ Президента Республики Таджикистан «О мерах по повышению роли женщины в обществе»; Постановление Правительства Республики Таджикистан от 29 мая 2010 года «Национальная стратегия активизации роли женщин в Республике Таджикистан на 2011 – 2020 годы»; Постановление Правительства Республики Таджикистан от 19 апреля 2001 года «Об упорядочении приема девушек в высшие учебные заведения Республики Таджикистан согласно Президентской квоте на 2001-2005 годы» и др.
обществе находились в течении многовековой истории под влиянием религиозных предрассудков, однако социально-бытовые условия жизни таджичек, в особенно в отдаленных горных местностях (а их было подавляющее большинство), определенным образом отличались от образа жизни женщин в крупных городах или соседних регионах. Если взглянуть на историю культуры таджикского народа, то можно убедиться, что во все времена женщины принимали самое активное участие в процессе формирования многих популярных жанров - бытовых песен, календарных праздничных напевов.
Однако следует признать, что вопросы вклада женщин-деятелей искусств Таджикистана в развитии музыкальной культуры, начиная с 40- годов XX века и по настоящее время пока еще не изучены исследователями. Следовательно, проблема роли женщин и их активное участие в культурной, художественной жизни таджикского народа в данный период развития предстоит еще раскрыть в ее историческом аспекте. Это существенно важно для строительства нового демократического общества и вовлечения женских ресурсов с целью обеспечения его прогресса.
Новая эпоха, образование самостоятельного государства в виде Союзной республики в 20-е годы прошлого столетия открыла поистине грандиозные возможности для социального раскрепощения женщин в Таджикистане.
В условиях новых политических реалий в Таджикистане различными
Постановлениями Правительства было значительно усилена позиция женщин в
современном обществе и при этом деятели искусства приобрели новые возможности для реализации потенциальных своих творческих возможностей. В особенности это касается периода приобретения независимости, когда в суверенном Таджикистане для них были созданы все условия жизни и творчества. Эпоха эта признана ныне самым прогрессивным и плодотворным для женщин-деятелей искусства.
Вне всякого сомнения, исторический процесс становления и формирования новых форм музыкального искусства в Таджикистане протекал очень сложно и многогранно. Поскольку всеобщий охват данной проблемы в рамках одного исследования представляется не возможным, поэтому в данной работе мы ограничиваемся анализом особенностей роста музыкальной культуры, начиная со второй половины XX века, когда происходило образование первых официальных профессиональных коллективов и крупных учреждений музыкальной культуры в Таджикистане и по настоящее время.
Поэтому научный анализ данной проблемы в контексте раскрытия степени участия женщин в формировании новых учреждений музыкального искусства в Таджикистане, их исторической роли в процессе создания новых форм и жанров, образования и активной
деятельности профессиональных творческих коллективов представляет особую актуальность.
Степень научной разработанности проблемы. Анализ существующей научной литературы, посвященной вопросам становления и развития современного таджикского искусства и образования первых творческих коллективов в сфере музыкальной культуры, показывает, что вплоть до начала 50-х годов подробные исследования по данной проблеме не проводились. Исключением можно считать некоторые изданные брошюры, отдельные статьи, в которых авторы излагают, в основном, обобщенные сведения о начальном периоде культурного строительства в Таджикистане.
В узком плане рассматриваемая проблема отражалась в фундаментальных работах, посвященных истории и культуры Таджикистана.2
Среди них наиболее важными в историческом плане являются статьи С. Айни и работы Н. Миронова.3 Здесь особого внимания заслуживает работа О.Л. Данскер - первая женщина, которая начала исследовать таджикскую народную песню непосредственно от самих исполнителей на местах.4
Следует отметить, что проблеме вклад женщин-деятелей искусства в развитии музыкальной культуры Таджикистана посвящен немногочисленные публикации отечественных и зарубежных исследователей. В них изучены либо вклад женщин-деятелей искусства в первые десятилетия установления Советской власти в Таджикистане до середины XX века, либо отдельные аспекты этой проблемы в контексте культурной жизни таджикского народа вообще. К числу таковых можно отнести труды С.Х. Акрамовой, Н. Б. Львова, М. Шукурова и др.5
Кроме того, данный вопрос несколько в ином историческом ракурсе рассматривается в работах известных таджикских историков Р. Набиевой, М.К. Гафаровой, М.Ф. Зикриевой, Г. Мухаббатовой и др., в которых авторы дают более подробную
2История таджикского народа. – Т. 5. – Душанбе, 2004; 2011; История культурного строительства в
Таджикистане. – Т.1. – Душанбе, 1979; – Т.2. – – 1983; Из истории культурного строительства в
Таджикистане.1941-1960 гг. Сборник документов. – Т.1. – 1972, Т. 2. – 1976.
3Айни С. Санъаткорибузург // Бароиадабитисоциалисти, 1936. - №8; Он же. Назаре ба гузаштаисанъати
точик //Шарки сурх, 1941. - №3; Миронов Н.Н. Музыка таджиков. – Сталинабад, 1932.
4Данскер О.Л. Собирание и изучение таджикской народной песни //Труды АН Тадж.ССР, Том 42. -
Сталинабад , 1956.
5Акрамова С.Х. Музыкальное искусство Таджикистана в 20-30-е гг. Автореф. дисс…канд. истор. наук. –
Душанбе, 1997. Она же: Аз таърихифархангимусикиихалкиточик (Из истории музыкальной культуры
таджикского народа). – Душабе, 1997; Шукуров М. История культурной жизни советского Таджикистана
(1917-1941). – Душанбе, 1970; Львов Н.Б. Материалы к истории таджикского театра //Труды
Государственного центрального музея им. А.Бахрушина. - М.-Л., 1941 и др.
характеристику процесса активизации женщин в условиях строительства нового
общества.6
Содержание других опубликованных работ дает основание полагать, что в отдельные аспекты проблемы вклада женщин-деятелей искусства в развитии музыкальной культуры таджикского народа исследованы в диссертации Г. Махкамовой7, а также в отдельных статьях и монографиях таджикских музыковедов З.М. Таджиковой, Н.Х. Нурджанова, Ф.Т. Зехни, Б. Кабиловой, А. Низамова, Ф. Азизи и др. 8
Однако в этих работах данный вопрос рассматривается в сугубо музыковедческом ракурсе. Наибольший интерес вызывает монография С.Х. Акрамовой, где творчества женщин-деятелей музыкального искусства Таджикистана рассмотрены в новые исторические условия, в период от начала 20-х вплоть до 40-х годов XX века.9Нужно отметить и работы Л. Каландаровой10 и Р.Н. Каримовой,11 где рассмотрены отдельные аспекты проблемы.
Различные аспекты культуры и искусства Таджикистана представлены в серийных сборниках «Очерки теории и истории культуры таджикского народа», где проблемы музыкального, изобразительного и театрального искусства, кино и архитектуры получили отражение в статьях о Э.Гейзер, Л.Додхудоевой, С.Рахимова, Р. Мукимова, М. Табарова и других.
Огромным вкладом в современную историческую науку в плане освещения исторической роли таджикского народа, в частности женщин-деятелей искусства и процессов формирования национальной культуры выступают труды главы таджикского государства Э. Рахмона, в которых отражены фундаментальные вопросы истории становления духовной культуры таджикского народа и перспективы ее развития.12
6Набиева P.A. Роль культурно-просветительных учреждений в раскрепощении женщин-таджичек //Из истории культурного строительства в Таджикистане: (Тадж. гос. ун-т). Вып.4. - Душанбе, 1973. - С-14-35; Набиева Р.А. Повышение культурного уровня и проведение воспитательной работы среди женщин //Актуальные вопросы истории таджикского народа. - Вып. 2. - Душанбе, 1992. - С.24-37.
7 Махкамова Г.М. История развития сценического искусства Таджикистана в 20-е-60-е годы XX века:
гендерный аспект. Дис… канд. ист. наук. – Душанбе, 2004.
8Таджикова З. Песенная культура таджиков (по материалам Зеравшанских искусствоведческих экспедиций
1958-1961гг.): Автореф. дисс... канд. искусс. - Л., 1977; Нурджанов Н.Х. Таджикский театр. - Москва,
1968;Кабилова Б. Фалак //Меросинигон (Наследие предков). - 1999. - №4.; Она же. Фалак и современная
таджикская музыка // «Фалак» и художественные традиции народов Центральной Азии. - Душанбе,
2004.; Низамов А. Суфизм в контексте музыкальной культуры народов Центральной Азии. Автореф. дис. ...
док.искусств.- Ташкент, 1998.- 38 с.: ил.;Азизи Ф. Институт устод-шогирд и его роль в традиционной
профессиональной музыке стран мусульманского Востока //Музыковедение. – 2008. – № 5 и др.
9Акрамова С.Х. Аз таърихифархангимусикиихалкиточик. – Душабе, 1997.
10Каландарова Л.И. Художественная интеллигенция Таджикистана в 1976-1985гг. – Душанбе, 2014.
11Каримова Р.Н.История развития культуры Таджикистана в годы независимости. Дисс… канд. ист. наук. –
Душанбе, 2012.
12Рахмонов Э. Таджики в зеркале истории. – Душанбе, 1999; Он же: Роль женщин в обществе. - Душанбе:
Шарки озод, 1997; Он же: Таджикистан: десять лет независимости, национального единства и созидания.
8 4-х томах. - Душанбе, 2001 и др.
Анализ степени изученности проблемы приводит нас к выводу, что, несмотря на имеющиеся работы, по сей день проблема вклада женщин-деятелей искусства в развитии музыкальной культуры Таджикистана не подвергалась комплексному исследованию, что еще раз напоминает нам об актуальности данного вопроса.
Целью настоящего диссертационного исследования является научный анализ исторического вклада женщин-деятелей искусств Таджикистана в процесс формирования и развития новых форм и жанров музыкальной культуры, выявление исторических условий создания женских творческих коллективов, влияние этих уникальных художественных факторов на развитие культурной жизни страны в целом.
В этой связи в диссертации осуществляется попытка решения следующих задач:
- освещать главные исторические этапы становления и развития женского
исполнительского искусства во взаимосвязи с реалиями социально-политических и
культурных условий жизни таджикского народа;
выявить и изучить характерные черты новых исторических и социальных условий формирования отряда творческих деятелей из числа женщин-таджичек в середине прошлого столетия;
обосновать роль женщин в становлении современного музыкального искусства и формировании новых музыкальных коллективов в Таджикистане во второй половине XX века;
определить место и значение внесенного вклада самых известных и популярных женщин-деятелей музыкального искусства Таджикистана в развитии современного исполнительского творчества;
создать и подвергать анализу отдельные творческие портреты выдающихся женщин-деятелей музыкального искусства в качестве типичных примеров – показателей роста активности женщин в обществе;
- определить и исследовать отличительные черты творчества женщин-деятелей
музыкального искусства в культурном пространстве современного независимого
Таджикистана.
Объектом исследования выступают архивные материалы, публикации в периодической печати, посвященные творчеству женщин-деятелей музыкального искусства, содержание их музыкального репертуара, специальная искусствоведческая литература по вопросам деятельности музыкальных коллективов страны, вновь принятые Законы РТ по повышению общественного статуса женщин в стране, Постановления и Решения Правительства Таджикистана по вопросам укрепления роли женщин в обществе,
Указы и труды Президента страны Э. Рахмона, изданные труды женщин – авторов искусствоведческих исследований, воспоминания самих женщин-деятелей искусств, материалов Центрального Государственного архива Республики Таджикистан, аудио и видеоматериалы из архивов Гостелерадио и личных архивов выдающихся деятелей музыкального искусства.
Предметом исследования стали деятельность и творческий репертуар женских творческих коллективов, созданных во второй половины XX и начале XXI веков, а также процесс активного участия женщин в деятельности новых профессиональных театральных и музыкальных коллективов.
Методологической основой исследования автором избран принцип историзма, который позволяет хронологически изучить события и факты из истории музыкального строительства с участием женщин в их взаимосвязи и соответствии с конкретно-историческими реалиями жизни таджикского общества.
В ходе анализа проблемы для достижения научно-обоснованных выводов в диссертации использованы также системный, сравнительный и логический методы исследования.
Источниковедческой базой работы явились материалы Центрального
Государственного Архива Республики Таджикистана (ЦГА РТ), Партийного архива Центра политических исследований при Компартии Таджикистана (ПА ЦПИ КПРТ), текущих архивов Министерства культуры Таджикистана, Государственного Комитета по радиовещанию и телевидении, Государственной филармонии Таджикистана им А. Джураева, Государственного Академического театра оперы и балета им. С. .Айни и творческих музыкальных коллективов республики.
Использованные архивные материалы, книги и другие документы дали возможность выявить образы талантливых женщин-деятелей искусства Республики Таджикистан, которые на протяжении долгих советских времен и постсоветской эпохи смогли внести весомый вклад в развитии деятельности различных музыкальных учреждений. Эти женщины-деятели искусств оставили большое духовное наследство нынешнему поколению. Их жизненный пример и творческое наследие, стилистика и многочисленные сценические образы со временем превратились в огромную художественную базу для формирования новых отношений к процессу более активного вовлечения женщин в культурное строительство.
Научная новизна работы заключается в следующем:
- впервые в рамках возможностей исторической науки проведено комплексное
исследование проблемы вклада женщин-деятелей музыкального искусства в культурном
строительстве второй половины XX и начала XXI веков в Таджикистане;
- подвергнуто подробному анализу социально-политические и духовные предпосылки
формирования и становления женского исполнительского
искусства в музыкальной культуре таджикского народа;
обоснована позитивная роль женщин в становлении современного музыкального искусства и формировании новых музыкальных коллективов в Таджикистане во второй половине XX и начале XXI вв., и выявлены основные исторические характеристики процесса активизации их деятельности в этой области культуры;
выявлены и охарактеризованы вклад женщин-деятелей музыкального искусства в освоении новых жанров в истории музыкальной культуры таджикского народа, участие женщин в пропаганде академических форм музыкального искусства в Таджикистане;
- осуществлена попытка создать и изучить творческие портреты таких выдающихся
женщин-деятелей музыкального искусства Таджикистана второй половины XX в., как Т.
Фазыловой, Х. Мавляновой, Б. Ахмедовой, Б. Исхаковой, Л. Кабировой, Ш.
Мулладжановой, Л. Шариповой, М. Набиевой и др.;
- показано историческое значение творчества женщин-композиторов и музыковедов в
культурном пространстве современного независимого Таджикистана.
Хронологические рамки исследования охватывают период, начиная с 40-х годов ХХ столетия, т.е. с периода появления первых профессиональных творческих музыкальных коллективов и до настоящего времени (период независимости Таджикистана). Выбор, довольно таки, большого исторического периода обусловлен тем, что сопоставление разных этапов развития женского движения в Таджикистане (период ликвидации безграмотности, период большой социальной активности женщин) дат возможность точнее выявить не только особенности деятельности женщин - творческих деятелей, но и проследить влияние данного фактора на рост активности всего женского движения в стране.
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке учебников и методических пособий по истории культурного строительства в Таджикистане, разработке различных программ по организации лекционных занятий и спецкурсов по истории современной музыки, в учебных программах семинаров и других форм повышения квалификации будущих специалистов – музыковедов, культурологов, журналистов в Таджикистане.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что в работе раскрыт уникальный исторический опыт создания новых видов музыкального искусства в условиях Таджикистана и вовлечения женского творческого потенциала для развития культурного строительства в таджикском обществе в целом. Достигнутые в ходе анализа результаты могут быть использованы в современной истории таджикского народа при решении проблемы активизации участия женщинв культурной жизни общества. Полученные выводы можно использовать в качестве материала для чтения курсов истории таджикской музыки в специальных учебных заведениях Таджикистана.
Апробация результатов исследования. Диссертационная работа обсуждена на заседании кафедры «Общественных дисциплин» Таджикского государственного института искусств им М. Турсунзаде и в отделе новейшей истории Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН РТ. Основные положения и выводы исследуемой проблемы были представлены в выступлениях на республиканских научных конференциях. По теме диссертации опубликовано 7 статьей, в том числе - 3 из них изданы в рецензируемые ВАК Минобрнауки РФ, научных изданиях.
Основные положения, выносимые на защиту:
- женщины Таджикистана во второй половине ХХ-начале ХХ1 века внесли новую
самобытную лепту в дальнейшем развитии таджикского музыкального искусства,
отличающегося от установившихся в прошлом господства мужчин в музыкальной
культуре народа;
- процесс формирования женской профессиональной музыкальной школы
сталкивалось с определенными социальными и психологическими проблемами,
связанными с традиционными религиозно-ортодоксальными отношениями общества к
женщинам;
- создание и развитие женского профессионального музыкального искусства
обогатило духовную культуру, и внесла огромный вклад в укрепление светского общества
в Таджикистане;
благодаря подготовке высококвалифицированных музыкантов и певцов из числа женщин-таджичек стало возможным дальнейшее развитие театрального музыкального искусства, и, прежде всего, в сфере оперы и балета;
произведения женщин-композиторов и традиционных музыковедов обогатили не только таджикскую, но и мировую музыкальную культуру.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающие пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
Предпосылки формирования и становления женского исполнительского искусства в музыкальной культуре таджикского народа
Объектом исследованиявыступают архивные материалы, публикации в периодической печати, посвященные творчеству женщин-деятелей музыкального искусства, содержание их музыкального репертуара, специальная искусствоведческая литература по вопросам деятельности музыкальных коллективов страны, вновь принятые Законы РТ по повышению общественного статуса женщин в стране, Постановления и Решения Правительства Таджикистана по вопросам укрепления роли женщин в обществе, Указы и труды Президента страны Э. Рахмона, изданные труды женщин – авторов искусствоведческих исследований, воспоминания самих женщин-деятелей искусств, материалов Центрального Государственного архива Республики Таджикистан, аудио и видеоматериалы из архивов Гостелерадио и личных архивов выдающихся деятелей музыкального искусства.
Предметом исследования стали деятельность и творческий репертуар женских творческих коллективов, созданных во второй половины XX и начале XXIвеков, а также процесс активного участия женщин в деятельности новых профессиональных театральных и музыкальных коллективов.
Методологической основой исследования автором избран принцип историзма, который позволяет хронологически изучить события и факты из истории музыкального строительства с участием женщин в их взаимосвязи и соответствии с конкретно-историческими реалиями жизни таджикского общества.
В ходе анализа проблемыдля достижения научно-обоснованных выводов в диссертации использованы также системный, сравнительный и логический методы исследования. Источниковедческой базойработы явились материалы Центрального Государственного Архива Республики Таджикистана (ЦГА РТ), Партийного архива Центра политических исследований при Компартии Таджикистана (ПА ЦПИ КПРТ), текущих архивов Министерства культуры Таджикистана, Государственного Комитета по радиовещанию и телевидении, Государственной филармонии Таджикистана им А. Джураева, Государственного Академического театра оперы и балета им. С. .Айни и творческих музыкальных коллективов республики.
Использованные архивные материалы, книги и другие документы дали возможность выявить образы талантливых женщин-деятелей искусства Республики Таджикистан, которые на протяжении долгих советских времен и постсоветской эпохи смогли внести весомый вклад в развитии деятельности различных музыкальных учреждений. Эти женщины-деятели искусств оставили большое духовное наследство нынешнему поколению. Их жизненный пример и творческое наследие, стилистика и многочисленные сценические образы со временем превратились в огромную художественную базу для формирования новых отношений к процессу более активного вовлечения женщин в культурное строительство.
Научная новизна работы заключается в следующем: - впервые в рамках возможностей исторической науки проведено комплексное исследование проблемы вклада женщин-деятелей музыкального искусства в культурном строительстве второй половины XX и начала XXIвеков в Таджикистане; - подвергнуто подробному анализусоциально-политические и духовные предпосылкиформирования и становления женского исполнительского искусства в музыкальной культуре таджикского народа; - обоснована позитивная роль женщин в становлении современного музыкального искусства и формировании новых музыкальных коллективов в Таджикистане во второй половине XX и началеXXI вв., ивыявлены основные исторические характеристики процесса активизации их деятельности в этой области культуры; - выявлены и охарактеризованы вклад женщин-деятелей музыкального искусства в освоении новых жанров в истории музыкальной культурытаджикского народа, участие женщин в пропаганде академических форм музыкального искусства в Таджикистане; - осуществлена попытка создать и изучить творческие портреты таких выдающихся женщин-деятелей музыкального искусства Таджикистанавторой половины XX в., как Т.Фазыловой, Х.Мавляновой, Б.Ахмедовой, Б.Исхаковой, Л.Кабировой, Ш.Мулладжановой, Л.Шариповой, М. Набиевой и др.; - показано историческое значение творчества женщин-композиторов и музыковедов в культурном пространстве современного независимого Таджикистана. Хронологические рамки исследования охватывают период, начиная с 40-х годов ХХ столетия, т.е. с периода появления первых профессиональных творческих музыкальных коллективов и до настоящего времени (период независимости Таджикистана). Выбор, довольно таки, большого исторического периода обусловлен тем, что сопоставление разных этапов развития женского движения в Таджикистане (период ликвидации безграмотности, период большой социальной активности женщин) дат возможность точнее выявить не только особенности деятельности женщин -творческих деятелей, но и проследить влияние данного фактора на рост активности всего женского движения в стране.
Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при подготовке учебников и методических пособий по истории культурного строительства в Таджикистане, разработке различных программ по организации лекционных занятий и спецкурсов по истории современной музыки, в учебных программах семинаров и других форм повышения квалификации будущих специалистов – музыковедов, культурологов, журналистов в Таджикистане.
Роль женщин в становлениисовременного музыкального искусства и формировании новых музыкальных коллективов в Таджикистанево второй половине XX века .
Другими словами, создание первой таджикской национальной оперы стало исторически возможным благодаря предшествующему этапу по организации привлечения девушек в различные музыкальные кружки и самодеятельные коллективы.2
В то время в целях выявления всех традиционных форм и жанров музыкального искусства, представители новой таджикской интеллигенции по поручению одного из руководителей страны Бободжона Гафурова организовали рабочие ознакомительные и творчески-поисковые поездки по всем регионам советского Таджикистана. Члены этих творческих групп буквально из глубин отдаленных селений находили талантливых исполнительниц, что послужило фактором успешного формирования составов новых музыкальных коллективов столицы. На данный факт, по нашему мнению, следует обратить особое внимание, ибо, как известно, в глубинах территории Таджикистана, особенно в далеких горных селениях специалисты находили очень уникальные юные таланты, которые в будущем стали корифеями таджикского музыкального искусства.
Исторически новым фактором развития музыкальной культуры становится то, что появление первых женских музыкальных профессиональных коллективов - танцовщиц, музыкантов и певиц на многочисленных представления производило огромное эстетическое и психологическое впечатление на мировоззрение и самосознание женской части общества и сыграло важную роль в процессе раскрепощения женщин, особенно в сельской местности. Уместно напомнить, еще 13 августа 1937 года решением Совнаркома Таджикской ССР иПостановлением ЦентральногоКомитетакомпартии Таджикистана была образована Таджикская Государственная Филармония,иначиная с конца 1938 года на основании данного Постановления Филармония начала активно функционировать.1 Важным моментом создания данного музыкального учреждения является то, что в его структуру было включено и образование Научно-исследовательского кабинета народной музыки. Сотрудники этого кабинета записали (в том числе и в исполнении женщин) более 120 народных песен, которые затем были расшифрованы и вошли в репертуар новых музыкальных коллективов страны.2
Как сообщают авторы хроникального издания "Музыкальная жизнь советского Таджикистана", именно в 1940 году при Таджикской госфилармонии организовывались новые творческие коллективы, в том числе и ансамбль рубабисток. Под руководством известного педагога Х.Назарова, композитора А.Ярмухаммедова и хормейстера из Москвы М.И.Нахимовского был создан новый ансамбль. Первый состав к большому счастью был уже готов - это выпускницы Ленинабадского музыкального училища под руководством известного музыканта, композитора и педагога Д.С.Айрапетянца - представителя известной армянской династии музыкантов и педагогов в Таджикистане.
Точно так же, в этот период был создан Памирский этнографический ансамбль, под непосредственным руководством и участием композитора Ф.Солиева. В то время известный советский хореограф А.Проценко изучал народные танцы Бадахшана и постепенно вводил их в концертный репертуар, при этом юные певицы Савсан Бандишоева, Гульбегим Худорбекова в нем исполняли одновременно и популярные традиционные песни. Участие известных мастеров музыкальной культуры обеспечило формирования нового, хорошо обработанного песенного материала, содействовало творческому росту нового коллектива.
Впоследствии именно этому коллективу (наряду с ансамблем рубабисток) было суждено представлять искусство молодого Таджикистана в дни Первой Декады таджикского искусства в Москве (1941г). Это было поистине историческим событием грандиозного масштаба, ибо впервые в столице Советского государства звучали таджикские народные песни в современной обработке. Выступление вновь созданных творческих коллективов получило большую оценку руководства Советского государства, лично И.Сталин похвалил наших деятелей искусства. 1
В преддверии войны, проведение Декады таджикского искусства сыграло не только великую культурную функцию, но и, разумеется, стало событием политического характера. Из республик Средней Азии только Таджикистан и таджикское искусство (историческая общность,фольклор, быт, язык и т.д.) имел выход на страны зарубежного Востока (Индия, Иран, Афганистан). Большая группа женщин - деятелей искусства были награждены орденами и медалями Советского Союза - Т.Фазылова, Р.Галибова,А.Азимова,Мулук Бахор,О.Исамова и др.
В дальнейшем, эти же труженики культурного фронта оказались востребованными в годы Великой Отечественной войны. В 1943 году была организована фронтовая бригада из числа деятелей искусства Таджикистана, в состав которой были включены и женщины - Азиза Азимова, Ашура Носирова, которые побывали на фронте и дали более ста концертов непосредственно участникам боевых действий.2
Участие женщин в пропагандеакадемических форм музыкального искусства в Таджикистане
В тот же период - в 1942-43г.г., были организованы так называемые фронтовые концертные бригады, куда входили и представители Ансамбля рубабисток. Под руководством Народного артиста СССР Г.П.Менглет на фронт выезжали Азиза Азимова, Ашура Носырова, Барно Ахмедова. Они участвовали на более чем двухсот концертах, в том числе и на передовой, где однажды выступили и перед штабом Военного Совета под руководством К.Рокоссовского.2
С гордостью можно сказать, что эту эпопею музыкальной жизни фронтовых лет на очень высокой творческой ноте завершила талантливая участница Ансамбля рубабисток, знаменитая Шоиста Мулладжанова, которая в День Победы за одну ночь, накануне 9-го мая совместно с композитором З.Шахиди и поэтом Б.Рахим-заде подготовила известную по сей день песню "Иди зафар". Характерно, что эту песню с того времени каждый год исполняла сама Шоиста Мулладжанова, вплоть до ее отъезда в США на постоянное жительство.3
В целом, можно сказать, что в годы войны и в первые послевоенные годы бурными темпами развивалось композиторское творчество, уже появились многочисленные песни Ш.Бобокалонова(«В бой!»), З.Шахиди ( «Иди зафар», «Азиз Москва»), Н.Пулатова ( «Мухаббат», «Хуш омади»),
В начале 90-х годов Шоиста Мулладжанова эмигрировала в США, где скончалась в 2011 году. А.Камолова («Мамлакати мо»), Ф.Солиева («Стальная крепость») и других композиторов. Для профессионального исполнения этих и других произведений необходимо было привлечь именно профессиональные кадры с высоким мастерством, чтобы донести до слушателя смысл и художественную, эстетическую ценность новых мелодий. Это было бы немыслимо без вдохновленных исполнителей, в том числе и выдающихся женщин - тружениц культурного фронта.
Большинство сочиненных композиторами новых песен буквально за короткий период стали достоянием широких масс слушателей (в основном, при живом исполнении - на встречах, полях, концертных залах и т.д.) именно благодаря таланту и трудовым подвигам Ш.Мулладжановой, Х.Мавляновой, Т. Фазыловой, Р.Галибовой и других исполнительниц профессионального уровня.
Период после Победы в Великой Отечественной войне область музыкального искусства и художественной культуры в целом характеризуется стремлением к дальнейшему укреплению уровня профессионального искусства. Именно эти задачи были поставлены перед государством и обществом со стороны руководства Компартии Таджикистана. Примечательно, что секретарь ЦК КП(б) Таджикистана Б.Гафуров выдвинул вышеназванные задачи в следующей формулировке: "Мы обязаны показать таджикскому народу лучшие образцы русского и западноевропейского искусства, создать оперы, симфонии, кантаты и другие произведения, в которых таджикские народные мелодии не формально, а органически были бы связаны с элементами современной музыкальной культуры".1
Особое внимание было направлено на развитие оперного и балетного искусства, для чего, в первую очередь, нужно было решать вопросы, связанные с подготовкой кадров. Из Москвы были приглашены известные и очень опытные педагоги - А.Прокофьев (по классу вокала), Л.Левин (дирижер), А.Проценко (хореография), которые увлеченно и плодотворно работали с артистами Х.Мавляновой, Р.Галибовой, А.Бабаевой и другими штатными сотрудниками оперного театра.
В свою очередь, для учебы в Москву в Государственную консерваторию были направлены Л.Кабирова, Р.Галибова, М.Бахор и другие талантливые девушки. Еще, будучи студенткой консерватории, Мулук Бахор однажды выступила в Московском Доме композиторов, где исполнила таджикские романсы знаменитого таджикского композитора, автора Государственного Гимна Таджикистана С.Юдакова.1
В 1949 году в Москве состоялась Декада таджикской литературы, в которой принимали активное участие и выдающиеся женщины -исполнительницы произведений таджикских композиторов. В рамках этих мероприятий в Колонном зале Дома Союзов - самом престижном концертном дворце Москвы, состоялся концерт мастеров искусств Таджикистана. На этом концерте, который впервые после 1941 года вновь представил московскому слушателю новые исторические достижения Таджикистана в области музыкального искусства, успешно выступили Т.Фазылова, Р.Галибова, А.Насырова,Л.Арипова, Ш.Мулладжанова.
Знаменитый Ансамбль рубабисток Таджикгосфилармонии именно в этом концерте исполнил один из шедевров нового времени в области композиторского творчества, песню "Пилаи мо" (сл. М.Турсун-заде). Ш.Мулладжанова также исполнила в сопровождении оркестра "Иди зафар" З.Шахиди (сл. Б.Рахим-заде), звучали и другие известные сочинения
Мулук Бахор - известная оперная певица, мать композитора Фируз Бахор (Х.М.). таджикских композиторов. Этот исторический триумф состоялся благодаря успешному выступлению талантливых исполнительниц, которые к тому времени были уже большими мастерами музыкального искусства.1 Ансамбль рубабисток Таджикгосфилармонии после возвращения из Москвы был заново укомплектован и начал большую гастрольную деятельность по республике. В состав Ансамбля вошли талантливые исполнительницы Ашура Насырова, Д.Акилова,Т.Убайдуллаева, И.Джураева, и в начале июня месяц 1949 г. Ансамбль выехал на большие гастроли по Ленинабадской области.
Следует подчеркнуть, что начало Великой Отечественной войны внесло определенные коррективы в деятельность всех музыкальных и театральных коллективов Таджикистана. В частности, ансамбль рубабисток в 1941 году под руководством М.Турсун-заде выехал на гастроли в Иран, где дал несколько концертов в Тегеране,Гургане, Мешхеде.
Очевидный факт, что создание первых женских музыкальных коллективов в Таджикистане середины ХХ в. одним ансамблем рубабисток не ограничилось. Как выше было отмечено, творческие бригады продолжали поиск талантов по всей республике и тогда же , в 1940 году в составе Таджикской Государственной филармонии был создан еще один очень знаменитый (правда - смешанный, мужской-женский) коллектив с названием "Памирский ансамбль песни танца" (правильное таджикское название -"Ансамбли тарона ва ракси Помир"), в состав которого вошли целый ряд настоящих талантов из числа девушек, приехавших (точнее - приглашенных) из районов Горного Бадахшана.2
В первые периоды создания ансамбля музыкальными руководителями были известный композитор Фозил Солиев, его ученик и соратник Р.Узаков, а также знаменитый хореограф, приглашенный специально из Большого театра СССР - Александр Проценко. Обобщать и показать музыкальное
Историческое значение творчества женщин-композиторови музыковедов в культурном пространстве независимого Таджикистана
Нужно отметить, что в данном театре спектакли (почти все поставленны в жанре музыкально-драматическом) шли в сопровождении живого оркестра, состав которого включал как народные инструменты (рубаб, танбур, дутар, най, гиджак, чанг, дойра), так и европейские (кларнет, труба, флейта, виолончель, ударные). Это было по форме маленький оперный театр, где оркестром руководил дирижер (прославленный О.Назаров) и исполнители ролей должны были вести спектакль исключительно под руководством дирижера.
Видный деятель Ленинабадского театра Мутабар Ибрагимова еще в конце 40-х годов после успешного выступления на республиканском музыкальном слете, начала учиться в Музыкальном училище и получила профессиональное образование. Так, в течение более полувека она была главным исполнителем основных партий в более чем тридцати различных по жанру музыкально-драматических спектаклях.
Еще раньше в Ленинабадский театр музыкальной драмы была зачислена певица Ойдиной Усманова. Даже не имея специального музыкального образования, она, тем не менее, многие годы выступала в музыкальных спектаклях как исполнительница главной роли. Ее пение отличалась мягким тембром, нежностью интонаций. Она выступала в таких сложных драматических спектаклях, как "Бай и батрак" Хамзы, "Легенда о любви" Н.Хикмета, "Намус" Ширвани-заде. В северной части Таджикистана уже в начале 50-х годов театральное искусство современного типа (в основном – музыкальной драмы) стало очень популярной.
Театр тогда выполнял очень важную идеологическую функцию по воспитанию подрастающего поколения в духе любви к социалистической Родине, высокого патриотизма. Особенно это касается процессу раскрепощения женщин, в котором театр и, конечно же, знаменитые артистки, о которых выше шла речь, сыграли значительную роль. В тогдашних условиях, когда еще не было практически телевидения, а радио не всегда была доступным, роль театра была очень высока.
Известно, что юная школьница Мамлакат участвовала в сборе хлопка в колхозе им. Лахути Шахмансурского сельсовета Сталинабадского района Таджикской ССР. Она можно сказать, впервые начала практиковать собирать хлопок двумя руками (в день, за смену собирала 70-80 килограммов, что значительно превышала тогдашнюю норму). Этим самым своим поступком Мамлакат как бы повторила подвиг тогдашнего популярного Героя Социалистического труда, известного шахтера Алексея Стаханова. Так зародилась и песня, посвященная молодой героине, песня, которая призывала девушек к активному участию в общественной жизни и в производстве. Песню про Мамлакат тогда распевали все школьники, и за короткое время она превратилась практически в народную песню. Показательным является тот факт, что именно в период бурного развития культурного строительства в новом Таджикистане женщины – деятели искусства в содержании своего творчества вышли далеко за рамки религиозных предрассудков и вековой безграмотности. Это касается, в первую очередь, представителям далеких горных регионов, которым очень сложно было начать карьеру артистки или танцовщицы. Как известно, уже начиная с 50-х годов прошлого столетия в Таджикистане активно и очень успешно развивается композиторское творчество. Она в музыкальной культуре таджикского было явление новым, хотя и в прошлом талантливые представители народа сочиняли музыку, мелодии к песням и т.д. Однако сочинять музыку в письменной (нотной) форме, да еще и в сопровождении современных инструментов - рояля, камерных ансамблей или симфонического оркестра - это совершенно новое явление. Композиторы Таджикистана - такие знаменитости современной музыкальной культуры, как З.Шахиди, Ш.Сайфиддинов, А.Хамдамов, Ф.Солиев, Я.Сабзанов, Х.Абдуллаев, Ф.Одинаев, Ш.Бобокалонов, Ф.Шахобов, Ш.Сахибов, Д.Дустмухаммедов, Т.Сатторов и многие другие своими новыми сочинениями для женского голоса совершили поистине грандиозную революцию в музыкальном мире. 1
Вполне характерно, что практически все эти композиторы-песенники во второй половине ХХ в. постоянно и очень тесно сотрудничали сисполнителями своих произведений - певицами как в коллективах Госфилармонии, так и в творческих группах Гостелерадио. Именно такая живая форма сотрудничества дало прекрасные плоды:возникновения целой серии очень популярных песен лирического и патриотического характера. Зидулло Шахиди, например, очень много и плодотворно сотрудничал с Барно Исхаковой, Шоистой Мулладжановой, Фаттох Одинаев с Нигина Рауповой, Мухаррама Шариповой, Шариф Бобокалонов с певицами из ансамбля рубабисток и т.д.
Заслуживает внимания тот исторический факт, что, начиная со второй половины ХХ века, по всей республике начали создаваться так называемые фольклорно-этнографические ансамбли, в которых активное участие принимали и женщины.
Так, одним из очень популярных в то время коллективов был знаменитый фольклорно-этнографический ансамбль «Чашма» (Родник), который в 1968 году был организован при Дворце культуры колхоза имени Ленина Восейского района Кулябской области.Ранее действовавший небольшой кружок художественной самодеятельности за короткое время был преобразован в Ансамбль песни и танца, число участников которого превышал 40 человек.Этот коллектив – состоял в основном из женщин певиц, танцовщиц и музыкантов.