Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Жизнь и научная деятельность академика Н.Н.Негматова
1.1. Основные вехи формирования личности историка Н.Н.Негматова .15-25
1.2. Роль Н.Н.Негматова в развитии исторической науки в Таджикистане 26-41
1.3. Научно-педагогическая деятельность Н.Н.Негматова 42-51
ГЛАВА II. Освещение актуальных проблем древней и средневековой истории таджикского народа в трудах академика н.н.негматова
2.1. Академик Н.Н.Негматов-исследователь этногенеза и этнической истории таджикского народа .52-90
2.2. Вклад Н.Н.Негматова в исследование древней и средневековой истории Худжанда 91-123
2.3. Освещение архитектуры и монументальной живописи древней и средневековой Уструшаны академиком Н.Н.Негматовым .124-153
Заключение .154-161
Список использованных источников и литературы
- Роль Н.Н.Негматова в развитии исторической науки в Таджикистане
- Научно-педагогическая деятельность Н.Н.Негматова
- Вклад Н.Н.Негматова в исследование древней и средневековой истории Худжанда
- Освещение архитектуры и монументальной живописи древней и средневековой Уструшаны академиком Н.Н.Негматовым
Введение к работе
Актуальность исследования. В истории таджикского народа немало выдающихся личностей, которые своей деятельностью, патриотизмом и любовью к Родине внесли огромный вклад в процветание Таджикистана. Одной из таких значимой личностью был академик Нумон Негматович Негматов, известный учёный, выдающийся археолог, крупнейший исследователь истории, достойный представитель таджикской интеллигенции, посвятивший себя делу служения Родине.
Последователь всемирно-известной Ленинградской (Санкт-Петербургской) научной школы, академик Нумон Негматов по совокупности трудов и вкладу в изучение истории и культуры Таджикистана и Центральной Азии стоит в одном ряду с корифеями классической востоковедческой науки: академиками А.Ю.Якубовским, С.С.Айни, А.П.Окладниковым, Б.Г.Гафуровым, А.А.Семеновым, С.М.Осими, В.М.Массоном и др.
Сегодня невозможно представить историю таджикского народа без научных трудов Н.Н.Негматова. Творческое наследие ученого, бесспорно, вошло в золотой фонд таджикской исторической науки и принадлежит к числу тех фундаментальных разработок, которым суждено служить существенным подспорьем в работах многих будущих поколений исследователей. Чем больше и глубже познаем и критически используем в интересах дальнейшего развития исторических знаний, обширное научное наследие Н.Н.Негматова - историка, археолога и педагога, тем больше убеждаемся в том, что имя его по праву названо в числе столпов исторической науки нашей страны и сопредельных республик. Академик Н.Н.Негматов является создателем таджикской историко-археологической школы, получившей международное признание.
Актуальность темы заключается в том, что: Во-первых, когда ряд ученых в угоду политических амбиций выдвигают различные концепции и гипотезы, целенаправленно искажая исторические факты, стремятся принизить роль таджиков в истории Центральной Азии, Н.Н.Негматов беспристрастно и объективно исследовал древнейшую, древнюю и средневековую историю таджикского народа, культурные и этнические процессы современного Таджикистана, определил место и роль предков таджикского народа в истории региональной и мировой цивилизации. Труды Н.Н.Негматова, сохраняя лидирующее положение в научных кругах, имеют большое научно-теоретическое значение для разработки сложных проблем истории, культуры, этнических вопросов народов центрально-азиатского региона;
Во-вторых, изучение и использование педагогического и научно-исследовательского опыта Н.Н.Негматова в создание таджикской исторической и археологической школы может содействовать в решении проблем и развитии исторической науки в Республике Таджикистан, воспитании нового поколения ученых и исследователей;
В-третьих, в условиях независимого развития Таджикистана, возрастает интерес исследователей к изучению трудов Н.Н.Негматова, определению его роли
и места в изучение истории и культуры таджикского народа, в становлении и развитии исторической науки в республике, что обуславливает актуальность разработки избранной проблемы.
Таким образом, изучение, анализ и обобщение вклада академика Н.Н.Негматова в исследование истории и культуры таджикского народа, является актуальной проблемой, имеет не только научно-теоретическое и практическое, но и политическое значение в условиях независимости, способствуя развитию национального самосознания таджикского народа.
Степень изученности темы. Выбор темы диссертации был обоснован тем, что до настоящего времени она не стала предметом специального научного исследование по комплексному изучению и обобщению вклада академика Н.Н.Негматова в исследование истории и культуры таджикского народа. Если проанализировать материалы, освещающие жизнь и деятельность Н.Н.Негматова в Северном Таджикистане, то можно отметить, что в 60-х годах XX века были опубликованы отдельные научные статьи в периодической печати о научной и исследовательской деятельности Н.Н.Негматова1.
Накануне 60-летия ученого, в 1987 г. с предисловием О.В. Панфилова вышла статья о знаменательных и памятных датах Таджикской ССР 2 , в которой представлена научная деятельность Н.Н.Негматова. В том же году вышел в свет библиографический очерк, в котором изложены материалы о жизни и деятельности Н.Н.Негматова, список его работ, а также материалы о научных экспедициях учёного, статьи его учеников и соратников о нем3.
В 1995 г. была опубликована статья о жизни и деятельности Нумона Негматовича Негматова в Кембриджском издательстве 4 . Некоторые аспекты жизни и деятельности Н.Н.Негматова нашли освещение в трудах его современников, друзей и учеников. Следует особо отметить, что в сборниках статей и материалов научных конференций, посвященных юбилейным датам жизни академика Н.Н. Негматова, освещаются его педагогическая деятельность, формирование научного кругозора, характер его научно-археологической деятельности, научный диапазон и многие другие достижения Н.Н. Негматова в области археологии, истории и культуры Средней Азии, в том числе Северного Таджикистана. 5 Еще одна книга о деятельности Н.Н. Негматова была
1 Хайдаров Г. Жизнь отданная науке / Г.Хайдаров, С.Марофиев, У. Пулатов // Ленинабад, правда.- 1969,- 29 марта; Хайдаров Г.
Бостоншинос [Археолог] // Г.Хайдаров, С.Марофиев, У. Пулатов // Маориф ва маданият.- 1969- 31 мая; Шагалов Е. 16 лет
поиска: Портрет молодого учёного / Е.Шагалов // Комсомолец Таджикистана.- 1969.- 10 окт.
2 Панфилов О.В. Нумон Неъматович Неъматов [Нуман Негматович Негматов] (Ба муносибати 60-солагии зодрз) // Таквими
чашн ва санахои РСС Точикистои барои соли 1987 (Календарь знаменательных и памятных дат Таджикской ССР на 1987 год) /
О.В.Панфилов.- Душанбе, 1986 - с. 14-15, рус.- С.105-108.
3 Нуман Негматович Негматов / АН ТаджССР. Центр, науч. б-ка им. Индиры Ганди; Вступ. ст. Ю.С.Мальцева; Библиогр. сост.
Д.С.Лейви; Отв. ред. Б.И.Искандаров. Библиогр. ред. Л.А.Балуевой.- Душанбе, 1987.- 110 с.
3 Numan Negmatovich Negmatov (Нуъмон Неъматов) Нуман Негматович Негматов: [Крат, биогр. справка] / Guide to scholars of
the history and culture of Central Asia / John S. Schoeberlein Engel – Cambridge (Massachusetts); 1995-P.190. – (Research publications
of the Harvard Central Asia; Forum 1)
4 Numan Negmatovich Negmatov. Guide to scholars of the history and culture of Central Asia / John S. Schoeberlein Engel – Cambridge
(Massachusetts).-1995-p.190.
5 Шагалов Е. Международное признание/ Е.Шагалов //Коммунист Таджикистана,- 1970.- 20 фев; Масов Р. Путь в археологию/
Р.Масов, Р. Абдулхаев // Веч. Душанбе.- 1971.- 8 фев.; Нуман Негматович Негматов: [Краг, биогр. справка] // Наука и
человечество. 1975: Междунар. ежегодник- М., 1974. - С-50; Ахмадова М. Марди рох (Осилит идущий)/ М.Ахмадова // Адабиёт
ва санъат.- 1987.- 5 марта (№10); Бобожонов Р. Кхна тарих шайдоси (Фанатик древней истории)/ Р.Бобожонов // Совет
Тожикистони- 1987. - 29 марта; Колмакова Н.Б., Юбилею ученого посвящается/ Н.Б.Колмакова, А.Ю. Юсупов // Махорати
опубликована в 1998 г. С. Абдуллоевым и А. Кадыровым, 1в этом же году была издана книга, где подробно освещается жизнь и деятельность академика Н.Н. Негматова.2
В работе В.В. Воднева также освещается жизнь и деятельность академика Н.Н. Негматова3, которая наряду с биографическими данными Н.Н. Негматова содержит важные сведения о его роли в создание Северо-Таджикистанская археологическая комплексная экспедиция (СТАКЭ), организации первых археологических экспедиций в Таджикистане, в том числе и в северных районах Таджикистана. В.В.Воднев отмечает большую роль Н.Н.Негматова в подготовке высококвалифицированных научных кадров. Ценность труда заключается в том, что в нем приводятся беседы и воспоминания учеников, коллег, друзей и соратников Н.Н.Негматова: В.М.Массона, С.Абдуллоева, А.Мирбабаева, У.Пулатова, Н.Рахимова, Х.Пирумшоева, Ш.Шарипова и других. Автор книги широко использовал личный архив и воспоминания самого Н.Н.Негматова, что повышает ценность данного труда.
В 2013 г. вышла в свет работа Р.Мукимова и А.Раджабова в которой нашло отражение деятельность академика Н.Н.Негматова, в частности его научные открытия в Уструшане4. В этой книге собраны новые материалы, посвященные истории, архитектуре и искусству древней Уструшаны, этой историко-культурной области, изучению истории которой посвятил всю свою жизнь Нумон Негматович Негматов. Ученики и последователи академика Н.Н.Негматова стремились собрать в ней неопубликованные материалы его самого, близких коллег и единомышленников, таких как В.Л.Ворониной, С.Г.Хмельницкого, В.М.Соколовского, Э.В.Кильчевской, А.К.Мирбабаева, А.Р.Раджабова, С.М.Мамаджановой, Н.Т.Рахимова и др. В книге включены очерки и статьи Н.Н.Негматова, посвящённые проблемам этногенеза таджикского народа.
Таким образом, вышеуказанные работы, несомненно, внесли определенный вклад в научную разработку исследуемой нами проблемы. Однако, в отечественной историографии пока не существует специального исследования, посвященного комплексному изучению и обобщению вклада академика Н.Н.Негматова в разработку древней и средневековой истории таджикского народа.
Источниковедческая база исследования обширна и многогранна, её можно условно разделить на три группы.
- к первой группе относятся научные труды, статьи, доклады Н.Н.Негматова, являющиеся ценным источником изучения истории, культуры, этнических
педагога - 1987 - 7 марта; Гусейнова И. Человек, который открывает историю/ И.Гусейнова // Веч. Душанбе.- 1983,- 17 мая.-(Рассказы об учёных); Воднев В.В. На перекрёстках истории (к 80- летию академика Н.Н.Негматова) / В.В.Воднев // Центрально- азиатские гуманитарные исследования.-№7.- Худжанд, 2008.- С.17; Мунир Ходжаев. Диле пур аз мехри илм. Ба ифтихори 75-солагии академик Н.Н.Неъматов.-Хучанд, 2002.-75 с; Камол Хамза. Фидоие дар масири эхёи таърихи ниёгон (оиди Н.Н.Неъматов) / Х.Камол // Фарханг, 2002.№7-8.-С.71-74. (Бахшида ба 75- солагии Н.Неъматов); Воднев В. Создатель новой концепции (к 80-летию академика Н.Негматова) /В.Воднев, М.Ходжаев //Народная газета, №30 (19480), 27 июля, 2005.-С.2-3.
1 Абдуллоев С. Академик Н.Н.Негматов- выдающийся таджикский учёный гуманитарий и аналитик/ С.Абдуллоев, А. Кадыров.-
Худжанд, 1998.-174 с.
2 Аналитические статьи академика В.М. Массона, проеффесора Абдуллаева и других. – Душанбе, 1998. – 274 с.
3 Воднев В.В. Найти начало начал: к 80-летию академика Н.Н.Негматова/ В.В.Воднев.- Худжанд, 2007.- 358 с.
4 История, архитектура и искусство Уструшаны. Составитель Рустам Мукимов / Отв. ред. А.Раджабов. (Памяти Нумана
Негматовича Негматова).-Душанбе: «Контраст», 2013.-588 с.
вопросов и географии Таджикистана в древности и средневековье. 1 Опубликованные научно-исторические труда академика Н.Н.Негматова раскрывают его основные концептуальные взгляды и идеи по разнообразным проблемам древней и средневековой истории таджикского народа. На основе их изучения можно определить тот весомый вклад, который он внес в развитии истории, археологии и истории культуры, а также вычислить то новое в изучении отечественной истории, что прославило Н.Н.Негматова не только в нашей стране, но и за рубежом.
- Вторую группу составили статьи Н.Н.Негматова, имеющие научно-
популярный характер, опубликованные на страницах периодической печати
посвящены археологическим раскопкам на севере Таджикистана, памятникам
истории и культуры. 2 Научно-популярные статьи ученого раскрывают
дополнительные грани его таланта, как ученого-историка и как пропагандиста
научных знаний среди широких слоев населении.
- К третьей группе отнесены материалы архива Академии наук РТ, архива
Академии наук РФ (Санкт-Петербургский филиал), личного архива
Н.Н.Негматова и документы государственных органов, содержащих важные
сведения о трудовой деятельности ученого. 3 Эти материалы помогли нам
уточнить автобиографические данные жизни и деятельности ученого, узнать
подробности его становления как личности, проследить основные
знаменательные даты его богатого жизненного пути.
Цель и задачи исследования. Исходя из актуальности темы и степени, ее изученности цель диссертационной работы заключается в комплексном изучении и освещении вклада академика Н.Н.Негматова в исследование истории и культуры таджикского народа в древности и средневековье. В связи с этим определены следующие задачи:
- изучить основные вехи формирования личности историка Н.Негматова;
-показать роль Н.Н.Негматова в развитие исторической науки в
Таджикистане;
1 Негматов Н.Н. История таджикского народа. Т.2., кн.1. Возникновение и развитие феодального строя (VI-XVI вв.). - М., 1964.
Гл. З: Средняя Азия в период Тахиридов и Саманидов. Складывание таджикской народности. С.129-178, 188-196, 207-225;
Негматов Н.Н., Средневековый Шахристан/ Н.Н.Негматов, С.Г. Хмельницкий. - Душанбе, 1966.-198 с.; Негматов Н.Н. Асрори
Истаравшан [Загадки Истаравшана] / Н.Н.Негматов. - Душанбе: Ирфон, 1972. -51 с.; Негматов Н.Н. Уртакурган и Тирмизактепа/
Н.Н.Негматов, У. Пулатов, С.Г. Хмельницкий. - Душанбе, 1973. - 145 с.; Негматов Н.Н. Государство Саманидов (Мавераннахр и
Хоросан в ІХ-Х вв.) / Н.Н.Негматов. - Душанбе, 1977.- 279 с.; Негматов Н.Н. Таджики. Исторический Таджикистан.
Современный Таджикистан/ Н.Н.Негматов.- Гиссар, 1992. - 38 с.; Негматов Н.Н. Таджикский феномен: История и теория/
Н.Н.Негматов. - Душанбе, 1997. - 448 с.
2 Негматов Н.Н. Уструшана - древняя область на севере Таджикистана/ Н.Н.Негматов //Ленинабская правда. - 1954. - 6 апр.;
Негматов Н.Н. Новый очаг древней таджикской культуры (Раскопки в Шахристане) / Н.Н.Негматов //Коммунист Таджикистана.
1956. - 8 янв.; Негматов Н.Н. Страницы из прошлого Ленинабада. Александрия Крайняя/ Н.Н.Неъматов //Ленинабадская правда.
1956. - 6 янв.; Негматов Н.Н. Древняя и раннесредневековая Усрушана/ Н.Н.Негматов //Археологи рассказывают. Сталинабад,
1959. - С.114-134; Негматов Н.Н. Поэма в дереве (Резное панно из Бунджиката) / Н.Н.Негматов //Наука и жизнь. 1970. №4. С.54-
55; Негматов Н.Н. Мехроби Ашт ва ривоятхои доир ба он (Аштский михраб и связанные с ним легенды) / Н.Н.Негматов, В.
Соколовский //Шухрати Ашт. 1970. - 27 фев.
3 Архив Академии наук Республики Таджикистан. Ф. 2. Оп. 2. Ед. хр. 123. Годовые отчеты и материалы отдела кадров АН РТ;
Архив Института истории, археологии и этнографии АН РТ, годовые отчеты за 1954-2007 гг.; Архив Российской Академии
Наук. Санкт-Петербургский филиал. Дела. Ф.312.Оп. 003.Д.699. Негматов Нуман, аспирант. Личное дело; Личный архив
академика Н.Н.Негматова: Папка №1- Официальные документы; №2- Научные отчёты 1953-1979; №3- Научные отчёты 1979-
1990; №4- Научные отчёты 1991-1996; №5/1- Отзывы и рецензии; №6/2- Отзывы и рецензии; №7/3- Отзывы и рецензии; №8-
Учёба, кандидатская и докторская диссертации, член-корреспондент, академик.
- проанализировать научно-педагогическую деятельность Н.Н.Негматова;
определить вклад Н.Н.Негматова в изучение древней и средневековой истории таджикского народа;
проанализировать труды Н.Н.Негматова, посвященные истории Уструшана и Худжанда;
определить вклад Н.Н.Негматова в локализации древних памятников истории и этнографии Северного Таджикистана;
раскрыть вклад Н.Н.Негматова в изучение и освещение актуальных проблем древней и средневековой истории таджикского народа;
-определить вклад Н.Н.Негматова в исследование проблем этногенеза и этнической истории таджикского народа.
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
-впервые, на основе первоисточников, научного наследия и научно-исследовательской литературы, освещена научная деятельность Н.Н.Негматова;
-показана роль Н.Н.Негматова в создание научной школы в Таджикистане;
комплексно исследован личный вклад Н.Н.Негматова в разработку проблем истории, культуры, этногенезиса таджикского народа, а также вопросов локализации памятников истории и культуры Северного Таджикистана;
введены в научный оборот новые материалы, восполняющие пробелы в освещении жизни и деятельности академика Н.Н. Негматова;
объективно обобщается и освещается роль научной школы академика Н.Н.Негматова в развитие исторической науки в Таджикистане, его личный вклад в подготовку научных кадров, разработку учебников и учебных пособий по истории таджикского народа;
доказано, что научные выводы Н.Н.Негматова по проблемам истории, культуры и этнографии таджикского народа сохраняют свою актуальность в условиях независимого Таджикистана.
Объектом исследования является научное наследие академика Н.Н. Негматова, по истории и культуры таджикского народа.
Предметом исследования диссертации является определение личного вклада Н.Н.Негматова в изучение и научной разработке проблем истории и культуры, локализации исторических памятников Таджикистана.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем исследовании истории таджикского народа, чтении спецкурсов в высших учебных заведениях, создании учебных и учебно-методических пособий. Материалы и выводы диссертации, особенно по проблемам этногенеза и этнической истории таджикского народа, материальной и духовной культуры, а также по другим актуальным вопросам истории таджикского народа могут быть использованы в формировании национального самосознания таджикского народа, в патриотическом воспитании молодежи независимой Республики Таджикистан.
Методологической основой диссертации стал принцип объективного освещения деятельности выдающегося историка и археолога Н.Н.Негматова по изучению проблем древнейшей истории и культуры таджикского народа. При
подготовке диссертации были использованы различные методы исследования исторических трудов: изучение фактов, сопоставление, сравнительно-исторический анализ, описание, анализ, обобщение, логико-историческая реконструкция.
На защиту выносится основные положения:
-
Выдающийся ученый-историк и археолог, академик АН РТ Н.Н.Негматов внес весомый вклад в изучение древней и средневековой истории и культуры таджикского народа. На основе глубокого изучения и критического подхода к многочисленным и разнообразным источникам, Н.Н.Негматов сумел предельно объективно проанализировать исторические события, раскрыть особенности процессов, происходящих в общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни таджикского народа.
-
Формирование Н.Н.Негматова как ученого, историка-исследователя и археолога началось в стенах Института истории материальной культуры Академии наук СССР, в городе Ленинграде (Санкт-Петербург) и полевых исследованиях в составе СТАЭ при раскопках городища древнего Пенджикента и других памятников в составе Пенджикентского и Уструшанского отрядов Таджикской археологической экспедиции.
-
Исследования Н.Н.Негматова посвящены вопросам древнейшей, древней и средневековой археологии, истории и истории культуры таджикского народа и Центральной Азии. Н.Н.Негматов является первым исследователем древнего государство Уструшаны, под его руководством были открыты развалины городищ столицы Бунджикат (Калаи Кахкаха I,II,III), памятники его окрестностей, развалины других городов Уструшаны. Велика заслуга Нумона Негматова в изучение археологии древнего Худжанда и исторических памятников Северного Таджикистана.
-
Наряду с плодотворной научной работой, академик Н.Н.Негматов вел большую и активную педагогическую работу по подготовке научных кадров и учителей для общеобразовательных школ республики. Под его руководством в течение четырёх десятков лет разрабатывались программы спецкурсов и семинаров по важнейшим проблемам исторической науки: «Археология Средней Азии», «Этногенез и этническая история таджиков», «Проблемы культуры таджикского народа», «Археология Центральной Азии», «Государство Саманидов».
-
Вклад Н.Н.Негматова в археологической, исторической и востоковедческой науке бесценен и круг его научных исследований охватывает вопросы этногенеза, этнической истории, периодизации культурно-антропологической истории таджикского народа, таджикский ренессанс, таджикский феномен, культурогенез, духовная культура, понятийно-терминологической аппарат археологической науки Таджикистана и Центральной Азии.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 50-х гг. XX до первого десятилетия XXI века. Именно в этот период происходила активная и научно-исследовательская деятельность Н.Н.Негматова. В эти годы были
написаны все труды, доклады, статьи и очерки ученого, в которых освещалась древняя, средневековая история и культура таджикского народа.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на расширенном заседании кафедры истории таджикского народа Таджикского национального университета (протокол № 6 от 17 января 2017 г.) и рекомендована к защите. Основное содержание работы отражено в докладах на ежегодных научно-практических конференциях в Таджикском национальном университете, международной научно-практической конференции, посвященной 3000-летию Гиссара и в четырех научных статьях, опубликованных в ведущих научных журналах, рецензируемых ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации и многочисленных статьях в других изданиях.
Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
Роль Н.Н.Негматова в развитии исторической науки в Таджикистане
Набравшись практических археологических навыков, Н.Н.Негматов вернулся в Душанбе, где его в октябре 1948 г. отправили на учёбу в аспирантуру в Ленинград в ЛОИИМК (Ленинградское отделение Института истории материальной культуры АН СССР). 1
Приехав в Ленинград, Н.Н.Негматов, при поддержке А.Ю.Якубовского без экзаменов был зачислен в аспирантуру. А.Ю.Якубовский всех просил поддержать двух его «таджикских мальчиков», он даже выпросил у Б.Г.Гафурова для них один лишний год учёбы в аспирантуре (1948-1953гг.).2 Ленинградская научная школа-это то преимущество его как ученого, которое позволило ему стать академиком, достичь вершин исторической науки Таджикистана и стать её лидером. Кроме курсов лекции, также он занимался изучением арабского и русского языков. Арабским языком с ними занималась Михайлова Александра Ивановна ученица В.И.Беляева. Отлично говорить по-русски их обучила одноклассница Александра Юрьевича - Вера Павловна Андреева, кроме того она обучала их стилистике научных документов.3
В Ленинграде прошли самые незабываемые его годы. Ленинградская школа дала ему многое. Еще он познакомился с Ниной Анатольевной Винберг, зав. библиотекой Института истории материальной культуры АН СССР, которая помогла разобраться с источниками и литературой по среднеазиатской истории.
Учёба проходила в тяжёлых материальных условиях и политической ситуации в Ленинграде. В такой обстановке, аспирант Н.Н.Негматов посещал курсы учителя Николая Яковлевича Марра (1865-1934 гг.), востоковеда и лингвиста, члена Петербургской академии с 1912 г., языковеда, археолога, академика АН СССР (1932), Героя Социалистического Труда (1945), лауреата Государственных премий СССР (1943, 1946), специалиста по древным языкам Кавказа и Малой Азии, профессора Ивана Ивановича Мещанинова (1883-1967 гг.).1 Большой багаж знаний дали лекции А.Ю.Якубовского по истории Арабского халифата; Василия Васильевича Струве [(1889-1965), востоковеда, академика АН СССР (1935), специалиста по раннерабовладельческим обществам Египта, Двуречья, Ирана, Закавказья и Средней Азии], по истории Древнего Египта; Орбели Иосифа Абгаровича [(1887-1961), востоковеда, академика АН СССР (1935), академика АН Арм. ССР, её первый президент (1943-1947), директор Эрмитажа (1934-1951) специалиста по Кавказу и по истории Древнего Востока, Петрушевского Илья Павловича [(1898-1977), востоковеда, доктора исторических наук (1941), профессора (1947), специалиста по средневековой и новой истории Ирана, Закавказья, Средней Азии, истории ислама И. Строева - по истории Ирана; Пигулевской Нины Викторовны [(1894-1970), востоковеда, член-кор. АН СССР (1946), специалиста по средневековой Сирии, Аравии, Ирана и Византии, Михаила Илларионовича Артамонова [(1898-1972), археолога, доктора исторических наук (1941), директора Государственного Эрмитажа (1951-1964), специалиста по истории и культуре скифов, хазар, ранних славян, читавшего курс по истории и культуре скифов и многих других, составлявших гордость и цвет, одной из лучших в мире - ленинградской археологической школы. Здесь Н.Н.Негматов научился практике разбора исторических фактов, что стало его оружием в поисках по истории таджикского народа.2
Выдающийся ученый - Александр Юрьевич Якубовский (1886-1953 гг.) сыграл большую роль в жизни и научной деятельности Н.Н.Негматова. Он помог ему разработать его тему диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук: «Уструшана в VII-X вв. (по материалам письменных и археологических источников)»,3 которая была успешно защищена в 1953 г. Н.Н.Негматов стал первым в республике археологом – кандидатом наук.
Избранная им тема до сих пор не потеряла актуальность и представляет большой интерес для истории народов Средней Азии в силу значительной роли, которую сыграла Уструшана в рассматриваемый автором исторический период.
Во время каникул он возвращался в Таджикистан для участия в 1949-1950 гг. в разведочных раскопках под руководством кандидата филологических наук О.И.Смирнова, ираниста, составителя одного из томов «Мугских Согдийских документов», изданных в Ленинграде, или в Уструшанском отряде ТАЭ, в котором принимал участие А.М.Мандельштам. Начало практики полевых работ аспиранта Н.Н.Негматова ознаменовалось большим успехом. В 1951-1952 гг. Н.Н.Негматов вместе с О.Г.Большаковым участвовал в раскопках одного из важных объектов пригорода древнего Пенджикента. Здесь им были изучены пять домов и столько же погребальных наусов, материалы которых позволили решить вопрос о рабаде древнего Пенджикента. Подводя итоги работ ТАЭ за 1951-1953 гг. руководитель экспедиции А.М.Беленицкий назвал результаты, полученные в ходе раскопок Н.Н.Негматова и О.Г.Большакова, существенным достижением и открытием за отчётный период.1 В эти же годы Н.Н.Негматов многие километры ходил по древним дорогам малоизученной тогда Уструшаны, осматривал и изучал археологические памятники, которые в последствие стали объектами его раскопок.
Подготовленная диссертационная работа Н.Н.Негматова - «Уструшана в VII-X вв.» была посвящена одной из малоизученных древних среднеазиатских культурных областей. Избранная Н.Н.Негматовым тема представляла большой интерес для истории народов Средней Азии в силу той значительной роли, которую сыграла Уструшана в рассматриваемый автором исторический период.
Исследование Н.Н.Негматова было написано на основании первоисточников, как письменных, так и археологических, главным образом, материалов Фарходской археологической экспедиции в 1943-1944 гг. и Уструшанского отряда Таджикской археологической экспедиции 1949-1950 гг.
Научно-педагогическая деятельность Н.Н.Негматова
Таким образом, как явствует из истории формирования государственности таджикского народа и его трех историко-территориальных регионов-ареалов этногенеза, историческое сложение таджикского народа проходило на значительной территории Центральной Азии и Среднего Востока. Этно-территориальное ядро таджикского народа формировалось в пределах государства Саманидов и регионах проживания таджикского этноса в прилегающих территорий. Пределы Исторического Таджикистана очерчивают также историко-экологическую зону обитания таджикского народа. Это природно-географические зоны Хорасано-Гиндукушских, Памиро-Алайских и Тяньшанских горных систем в восточной части, прилегающих степей и пустынь в западной части, орографически и культурно-исторически объединенных бассейнами рек Сырдарьи, Зарафшана, Амударьи, Хорасанского Мургаба и Герируда. В такой обшей экономической ситуации вершилась судьба таджикского народа, создавшего свою богатую многогранную и воистину уникальную историю.
В 1998 г. Н.Н.Негматов выступил с доклад «Концепция и хронология этногенеза таджикского народа»1 на конференции «Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана (г. Звенигород, Московская область). Он отметил: «Наша цель не только изучение богатейшего социального, экономического, культурного и государственного наследия таджикского народа и всей систематизированной истории, но и в том, что достижения истории прошлых времен поставить на службу современному человечеству. Археолого-архитектурные находки, достижения земледелия, искусства, духовные и идеологические традиции должны служить воспитанию современного человека и они во всем этом должны чувствовать национальную и интернациональную гордость». Н.Н.Негматов отчетливо подчеркивает воспитательную роль исторической науки. Конечно, учёный призывает к тому, чтобы люди усвоили уроки прошлой истории и были осведомлены о достижениях национальной и всемирной науки и культуры.
Необходимо отметить, что академик Н.Н.Негматов является активным инициатором празднования 1100-летия государства Саманидов и борцом за единство нации в девяностые годы XX столетия. Они изложены в книге «Таджики. Исторический Таджикистан. Современный Таджикистан».1 В ней автор точно определил вопросы «Прародина», «Родина», «Исторический Таджикистан», показал уроки распада государства Саманидов, главной причиной которого была потеря единства таджикского народа. Названная работа сыграла важную роль на пути единства и строительства независимого Таджикистана.
Таким образом, академик Н.Н.Негматов в результате исследования многих евразийских источников таджиковедения по вопросам истории и культуры приходит с коллективом авторов-единомышленников к созданию принципиального нового учебника «История таджикского народа».2
Сложение таджиков в единый этнос или в единый народ, формирование соответственно таджикского языка фарси-дари, по мнению Н.Н.Негматова представляют собой трехэтапный территориально- хронологический процесс:
Первый этап проходил в составе централизованного государства Сасанидов (226-651 гг.), в пределах его северо-восточной, традиционно обособленной, историко-географической и историко-культурной провинции Хорасан, включавшей при Сасанидах области к западу и югу от Амударьи с ведущими городскими центрами Мерв, Герат и Балх.
Другая часть Сасанидского государства с центром в Фарсе и древнеперсидским населением включала Южный и Центральный Иран и прилегающие средневосточные области.
О консолидации хорасанских таджиков в эпоху парфян и Сасанидов свидетельствует формирование на базе элементов иранских языков северозападной группы, в частности парфянского, основы хорасано-таджикского языка фарси-дари. Зрелое состояние этого языка фиксируют дошедшие до нас надписи VII-VIII вв. н.э. из Мерва, свидетельство ал-Джахшияри, согласно которому вплоть до 742 г. в Хорасане пользовались письменность на фарси (вероятно, на основе пахлавийского алфавита), замененного арабским языком и письменностью в делопроизводстве Хорасанского наместничества Арабского халифата.
Таджикский язык парси-дари в первой половине VIII в. был распространен и в другой части Хорасана, в Балхе. Об этом можно судить по сообщениям ал-Мукаффы и ал-Макдиси. Таким образом, анализируя факты Н.Н.Негматов подчеркивает, что к VII-VIII вв. консолидация хорасанских таджиков и прочное положение таджикского языка в Хорасане были уже совершившимися историческими фактами.
Второй этап территориально-хронологического процесса развития таджикского этногенеза связан с последовательным включением в его орбиту областей Мавераннахра, заселенных с исторических времен родственными таджикам восточноиранскими народностями - согдийцами, тохарцами (бактрийцами), хорезмийцами, ферганцами, а также сакскими племенами степей и гор. На этом этапе таджикский язык фарси-дари из Хорасана постепенно распространился в Мавераннахр, вначале в Бухарский, Самаркандский и Кашкадарьинский Согд и Правобережный Тохаристан, затем в Хорезм, Фергану, Бадахшан, другие горные долины Тяньшаня, Памира. Местные восточноиранские языки и диалекты были заменены таджикским. Распространение фарси-дари происходило вместе с манихейством через манихейские общины VI-VII вв. (вплоть до Синьцзяна), через хорасанских фарсиязычных мусульман-переселенцев (мавали) в составе арабских отрядов и гарнизонов городов Мавераннахра во второй половине VII-VIII вв. Язык фарси-дари стал одним из важных орудий в мусульманской пропаганде. Так, историк Наршахи (X в.) отмечал, что в бухарской мечети в 713 г. Коран читался на фарси. Известно, что в 728 г. мусульманский миссионер отказывался от пропаганды ислама в Самарканде из-за нехорошего знания фарси. Отметим, что принятие ислама и языка фарси давало экономические выгоды (освобождение от некоторых специальных налогов, содействие торгово-ремесленным операциям, особенно для согдийцев и пр.), активизировало политические, экономические и культурные связи Мавераннахра с Хорасаном в рамках единого Хорасанского наместничества Арабского халифата.
Однако процесс распространения таджикского языка в Мавераннахре и замены им согдийского, тохаристанского, хорезмийского, ферганского, сакского языков был долгим и неравномерным. Об этом говорят известные сообщения Сюань Цзана (630 г.), касающиеся территории распространения согдийского языка, письменности и культуры от Суяба (долина реки Чу) до Кеша (совр. Шахрисабз), согдийские документы с замка на горе Муг (Верхний Зарафшан) начала VIII в., свидетельствующие о продолжающемся делопроизводстве на согдийском языке, сообщение Наршахи о специальных переводчиках на согдийский в бухарской мечети (713 г.). Но, тем не менее, уже к IX-X вв. основная часть населения крупных городов Мавераннахра, особенно Бухары, Самарканда, Худжанда, Ахсиката, Хульбука и ряда других перешла на язык фарси-дари. Этому способствовало создание государства Саманидов с таджикским языком делопроизводства, возрождение иранских традиций культуры, развитие художественной литературы и науки на таджикском языке, чему содействовала меценатствующая верхушка государства, широкое культурно-возрожденческое движение шуубизм. На языке фарси-дари в VIII-X вв. создается персидско-таджикская классическая литература (Рудаки, Дакики, Фирдавси и др.), наука (Абуали ибн Сино и др.), на базе которых формируется таджикский (фарси-дари) литературный язык.
Вклад Н.Н.Негматова в исследование древней и средневековой истории Худжанда
Сегодняшний Уструшана (с XVI века до 2001 г. Ура-Тюбе) в истории известен как Кирополь, Кирэсхата, Суйдуйшана, Ура-Тюбе, Уструшан. Китайские источники впервые дают название и приблизительное координаты этой, к тому времени самостоятельной, области. В «Синь Тан шу» приводится несколько ее названий: «Восточное Цао ещё именуется Шуайдушена, Судуйшана, Цзебуцзюйна (Цзебудана), Судушини - всего четыре названия»1. В.В.Бартольд считал самым древним название области в форме Сутрушана. В настоящее время общепринятым названием ее является Уструшана2. Наиболее полные исторические сведения о Уструшане приводятся арабскими географами и историками. Однако и здесь можно отметить несколько авторов, у которых, кроме упоминаний населенных пунктов и расстояний между ними, имеются еще и некоторые относительно подробные сведения историко-географического характера (Макдиси, Табари, Хаукаль, Истахри, Кудама). Во всех этих источниках содержатся сведения, относящиеся к Саманидскому времени (IX-X вв.).3
Среди работ по истории Уструшаны особо выделяются научные исследования академика Н.Н.Негматова. Ещё в 50-х годах XX веке на основе археологических и историко - этнографических данных, а также сведений китайских и арабо - персидских источников им была написана книга «Уструшана в древности и раннем средневековье»4. В дальнейшем он продолжает исследовать историю области в широком плане. В своих трудах он освещает археологические памятники, древние города и поселения, население и культуру Уструшаны.
До исследований Нумона Негматова это историческая область таджикского народа, оставалась малоизвестной даже для научных кругов. Нумон Негматов приступил к археологическому исследованию всей территории Уструшаны. Работы увенчались великолепными открытиями, был обследован широкий круг памятников- от небольших тепа и погребений до крупных городищ. Особенно большое внимание было уделено предполагаемому столичному рустаку Уструшаны. Важным шагом в изучении истории и культуры Уструшаны явились систематические и стационарные раскопочные работы Н.Н.Негматова в районе Шахристана.1 С тех пор интерес к истории средневековой Уструшаны не ослабевает.
Нумон Негматов уделил большое внимание материальной культуре путем анализа письменных источников и сопоставления их с материалами Мунчактепа, других памятников. Он сумел определить уровень ремесленного производства, проведены сведения о добыче полезных ископаемых, об обработке их на месте и изготовлении различных изделий, вывозившихся далеко за пределы Уструшаны. Важным шагом в изучении истории и культуры Уструшаны явились систематические и стационарные раскопочные работы Н.Негматова в районе Шахристана. Достаточно сказать, что только за время работ в 1955-1958 и 1960-1965 гг. в пределах Шахристанской котловины было открыто более 100 памятников материальной культуры, завершены раскопки ряда объектов городища Калаи Кахкаха -II, холма Тирмизактепа, комплекса сооружений Чильдухтарон, замков Чильхуджра и Уртукурган, строения на городище Калаи Кахкаха –I.2
В течение пять лет, с 1968 по 1972 г., производилась полевая обработка, снятие со стен и извлечение из завалов стенописи, обнаруживаемой в различных помещениях дворцового комплекса городища Калаи Кахкаха I- резиденции правителей средневекового государства Уструшаны. Археологические раскопки в Шахристане велся Северо-Таджикским археологическим отрядом Института истории имени А.Дониша Академии наук Таджикской ССР под руководством Н.Н.Негматова. В реставрационных работах принимал участие мастерская реставрации монументальной живописи Эрмитажа. 1
С середины 60-х гг. XX в. при исследованиях Шахристанских объектов, особенно поисках и раскопках Бунджиката, Н.Н.Негматов стал привлекать специалистов разного профиля - художников, реставраторов, химиков архитекторов и других специалистов из Москвы и Эрмитажа. С этого времени Н.Н.Негматов стал всё больше и сам заниматься вопросами архитектуры, живописи, историей культуры.
Памятники Шахристанского района получили глубокое освещение в большой серии работ Н.Н.Негматова и легли в основу его монографического исследования «Средневековой Шахристан». Замечательные образцы архитектурные, художественные и технические достоинства построек и предметов декоративно-прикладного искусства, представленные в книге, говорят о высоком мастерстве создававших их умельцев.
«Средневековой Шахристан» стал итогом первого этапа изучения Уструшаны. В нем авторами были обобщены исследования трёх городищ Шахристана: Калаи Кахкаха I, II, III. В этой книге Н.Н.Негматов стал основным генератором идей, квалифицированно подходил к археолого-архитектурному описанию уструшанских памятников, мастерски оценил обнаруженные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Освещение архитектуры и монументальной живописи древней и средневековой Уструшаны академиком Н.Н.Негматовым
Вывод академика Н.Н.Негматова неоспорим, что под современным Худжандом хранимая веками, находилась Александрия Эсхата, а ещё под ней архаический город, основание которого были заложены предками таджиков-согдийцами и саками.
Сегодня невозможно представить историческую науку Таджикистана без трудов Нумона Негматовича Негматова. С его именем связан целый ряд научных сенсаций всемирного значения: открытие культуры Уструшаны, локализация Александрии Эсхаты - Худжанда, Кирополя - Ура-Тюбе, города Мамаценов-Нуртеппа, открытие шедевров искусства и архитектуры Бунджиката - столицы Уструшаны.
Результаты многолетних изысканий академика Н.Н.Негматова, направленных на изучение истории и культуры таджикского народа отражены в его многочисленных трудах. Безусловно, они послужили основой не только для последующей разработки истории таджикского народа, но и способствовали становлению и развитию исторической науки в Республике Таджикистан.
Академик Н.Н.Негматов - оригинальный мыслитель, крупнейший современный историк, достойный представитель таджикской интеллигенции, который сумел выбрать в себя все лучшие, глубокие и разнообразные аспекты гуманитарных отраслей современной науки и вошел в плеяду выдающихся ученых мира.
Наряду с плодотворной научной работой, академик Н.Н.Негматов вел большую и активную педагогическую работу по подготовке научных кадров и учителей для общеобразовательных школ республики.
Под его руководством в Таджикском национальном университете в течение четырёх десятков лет разрабатывались спецкурсы и семинары по важнейшим теоретическим проблемам исторической науки: «Археология Средней Азии»,
«Этногенез и этническая история таджиков», «Проблемы культуры таджикского народа», «Археология Центральной Азии», «Государство Саманидов».
Ценность богатого научного наследия учёного, основанного в большинстве на обширном фактическом материале заключается: во-первых, в обобщении накопленного исторического опыта таджикского народа; во-вторых, в дальнейшей разработке теории и методологии исторической науки; в-третьих, является важнейшим пособием для продолжателей традиций Н.Н.Негматова, призванных внести свой вклад в разработку истории и культуры таджиков.
Прежде всего, его знаменитая монография на двух языках - на русском «Государство Саманидов» (Мавераннахр и Хорасан в IX-X вв.) и на таджикском «Давлати Сомониён», ставшая настольной книгой таджикской интеллигенции, преподавателей школ, вузов и всех, интересующихся историей родного народа и вошедшая в золотой фонд таджикской науки. Этот труд академика Н.Н.Негматова получил высочайшую оценку в известном докладе Президента Республики Таджикистана Эмомали Рахмона на Учредительной конференции Всенародного движения за национальное единство и возрождение Таджикистана (18 июля, 1997 г.).
Любовь и преданность своей Родине и своему народу проявляется в каждом многотрудной научной деятельности академика Н.Н.Негматова. С приобретением независимости открылась уникальная возможность решить важнейшую проблему бытия таджикского народа.
Таким образом, изучая труды академика Н.Н.Негматова, освещающие период правления Саманидов диссертант пришел к выводу, что великий ученый на основе разнообразных источников (письменных и археологических) смог доказать: во-первых, Саманидское государство было для своего времени крупнейшим на Востоке, превышавший по своей территории и богатству тогдашний халифат; во-вторых, создание Саманидами, в известной мере, крупного централизованного государства, почти на целое столетие избавило население Средней Азии и Хорасана от чужеземного ига и гарантировало от нашествий иноземных захватчиков; в-третьих, сложная государственная организация, введенная Исмаилом Самани сыграла, большую роль в развитии истории и культуры таджикского народа, в политическом и социально-экономическом развитии центрально-азиатского региона. Н.Н.Негматов смог осветить государственную деятельность основателя государства Саманидов, известного государственного и политического деятеля таджикского народа - Исмаила Самани; в-четвертых, ученый четко показал систему государственного управления Саманидов; в-пятых, доказал, что период правления Государства Саманидов для Средней Азии, был временем ускоренного прогресса, развития ремесел, культуры, экономики и городской жизни.
Вклад Н.Н.Негматова и признание его заслуг в археологической, исторической и востоковедческой науке бесценны и круг его научных исследований охватывает вопросы этногенеза, этнической истории, периодизации культурно-антропологической истории таджикского народа, таджикский ренессанс, таджикский феномен, культурогенез, духовная культура, понятийно-терминологической аппарат археологической науки Таджикистана и Центральной Азии.
Таким образом, академик Н.Н.Негматов внес огромный вклад в освещение главных проблем древней и средневековой истории, культуры и вопросы процесса этногенеза истории таджикского народа. Академик Н.Н.Негматов сыграл неоценимую роль не только в изучение истории и культуры Северного Таджикистана, но и активно участвовал в пропаганде исторического и культурного наследия таджикского народа в Центральной Азии, так и за рубежом.