Введение к работе
Актуальность проблемы. Классики марксизма-ленинизма уделяли огромное внимание проблеме эмансипации женщины, её равноправно в обществе. В.К.Ленин в частности отмечал, что "...сома постройка социалистического общества начнется только тогда, когда »jbi,добившись погаюго равенства
т кенщикы, примемся за новую работу вместе с женщиной" .
Одним из главных завоеваний социалистического общества является юридическое равноправие женщины с мужчиной. В Политическом докладе Центрального Комитета 1ШСС ХХУП съезду партии сказано: "Социализм освободил женщину от экономического и социального угнетения, создал ей равные с мужчиной возможности-трудиться, получать образование, участвовать в общественной кизни".
Однако исторический опыт нашей страны показал, что фактическое равноправие не всегда совпадает с юридическим. Положение современной женщиш, подучнвпей доступ к общественной и производственной деятельности, порой не менее тяжелое, чем в дореволюционное время. К её нелегкому труду в домашнем хозяйстве и воспитанию детей прибавилась значительная нагрузка от участия-в- общественном производстве.
-
Ленин В.И. С задачах женского рабочего движения в советской республике. //Полн.собр.соч.-Т.39.-С202.
-
материалы ХХУП съезда Ком.партии Сов.Союза.МШолит-издат, 986.-С.51,
4 Особенно нелегким остается положение женщины Среднеазиатского региона ввиду традиционной многодетности семей.
, В юбилейном докладе ЦК КЛ Туркменистана к 70-летию Октябрьской революции по атому поводу говорилось:"Число неработающих женщин и девушек в республике остается вы- ' соким. Привлечению их в сферу материального производства И общественного труда, активному участию в политической -жизни мешают феодально-байские пережитки, в том числе религиозные. Ье изжиты рецедивы ущемления прав женщины и унижения их человеческого достоинства, скрытой купли-Продажи девушек в форме калкма. В борьбв с этим алом необходим революционная непримиримость и самый острый бой"1.
Вот почему проблема эмансипации женщины остается актуальной не только в теоретическом, но и в практическом аспекте.
Степень изученности проблемы. Довоенная историография этой проблемы Оставила нам в основном ряд брошюр,
р
очерков и статей, написанных главным образом практиками
яенского движения.- В них отразились сдвиги,проиэошедшие
в судьбе женщины-мусульманки под влиянием революционных
преобразований переходного к социализму периода. Эти
!// Туркменская искра - 1987. -6 ноября.
2.Зеленский И. За раскрепощение женщины.-Ташкент, 1926; Иоыудская-Еурунова Д. Женщина в старой ТуркменшСбитовой очерк).-.Л. -Ташкент, 1931; ІРаскрепощение женщины-туркменки (обзор документов Центрального государственного архива Туркменской ССР за I9ti3-I932rr.)-Ашхабад,
работы ценны своим фактическим материалом о работе с населением,направленной на раскрепощение женщины и вовлечение ее в общественную жизнь.
В послевоенный период наряду со статьями появляются серьезные научные исследования по проблеме раскрепощения женщины-мусульманки, в том числе туркменских историков -Б.П.Пальвановой, Р.Каррыевой. Наиболее значительными из этих работ являются монографические исследования академика АН ТССР Б.П. Патъвановой.2
В них автор на большом историческом материале раскрывает социально-экономическое, политическое и идеологическое содержание процесса эмансипации женщины-мусульманки Советского Востока, в том числе и туркменки. Ценность работ Б.П.Пальвановой в убедительности достигнутых
уСПеХОВ В ВОВлечеНИИ жеНЩИН ВО ВСЄ ОблаеТИ 0бЩЄСТБЄ2ШОЙ
жизни, в анализе форы и методов партийной и советской работы с женщинами.
В 70-е годы вышел ряд'сборников по интересующей нас
І.Батаров Ш.Б. Женская молодежь. //Молодой большввик,1948, № 21; Алиева К. Йенщины Советского ТуЬкмениетана.-Ашса-бад: Туркменгосиздат, 1950; Билыцай В. Решение женского вопроса в СССР. -М.:Гослолитиэдат,195&; Ильясова К. Устный журнал на туркменском языке "Гульшат" {"Цветок радости"), одно из важнейших средств коммунистического воспитания. 77 Известия АН ТССР, СОП, 1982, J»' I.
2.Пальванова Б.П. Победа Великой Октябрьской социалистической революции и раскрепощение женшны-туркменки.-Ашхабад: Издательство Академии наук ТССР, I9S7; Она же.
очери Советского Воетока.-мі.:Госполитиздат,І96І;Онажз» мансипация мусульманки.-М.гНаука, 1982.
б
проблеме и раздел в обобщающем коллективном труде средне-
азиатских историков , которые углубляли освещение различных сторон опыта по раскрепощению женщины-мусуяьыалки и вовлечению её в общественное производство, политическую и культурную жизнь.
Аналогична зтим работам по характеру исследования и вшедиая недавно брошюра Р.Каррыевой ., обобщающая опыт партийных организаций Средней Азии по вовлечению женщин в общественную ;изнь в 20-30-е годи.
Все исторические работы, посвященные проблеме эмансипации женпини Туркменистана, как нп странно, совершенно вшускают из виду такое вшкнейшее средство борьбы за женское равноправие, как нациоиалышн театр. Между тем,его роль в этой борьбе, несмотря на молодость и макоопытность творческих театральных коллективов, на всех зтепах исторического развития нашей республики била без преувеличения огромной.
Особенно оначнтелынл.' било воздействии театра на массы в 20-30-е годы. Тогда, ввиду низкого уровня грамотности населения, отсутствия разветвленном радиосети, театр по-существу оставался едшстпзшшм средством эмоционального воздействия.
-
Великий Окіябрь и раскрепощение женщины Средней Азии и Казахстана.-М.:Мислъ,1971; Раскрепощение женщин Средней Азии и Кахастань.-Ашхабад: Ылыы, 1972.
-
К социализму, нинуя капитализм.-М.Политиздат,1974.-С. 385-396 *' ' *
-
Каррь'ева Р. От бесправия к равенству. -ТашкентУзбекистан, I9U9r.
. Театр играл двоякую роль в решении проблеми эмансипации женщины: соответствующим репертуаром он доносил до зрителя идеи раскрепощения женщины, побуждал людей к их претворению в жизнь. С другой стороны, театр непосредственно способствовал вовлечению женщин в культурную жизнь.
Найдя соответствующее отражение в исторической,философской и юридической литературе проблема раскрепощения женщины-мусульманки не получила исчерпывающего освещения в исследованиях искусствоведов, хотя попытки рассмотрения образа женщины-туркменки в различных видах искусства как социально-политической проблемы все лсо имеются.
К сожалению, исследователей проблема эмансипации туркменки никогда не привлекала роль национального театра в ео решении. Вот почему диссертант избрал для своего исследования данную тему.
' Научная новизна и научно-практическая значимость
работа
Научная новизна данной работы определяется тем, что в ней впервые предпринята попытка исследовать роль национального театра в решении проблемы зкенс.кой эмансипации в Туркменистане .
I. См.Керими К. Туркменский академический театр драмы им.Молланепеса, -Ашхабад, Ылкм, 1969; Абдуллаев Б. Туркменская литература на экране, -Ашхабад, Ылым, 1968; Кураєва К. Туркменская жанровая живопись, -Ашхабад, Ылым, 1977; Довлетдурдыав К; Кино и коммунистическое воспитание, -Ашхабад, Ылнм, 1987.
є
Характер проблем поднимаемых в диссертации, делает возможнш широкое использование её научных результатов. Проведенные соискателем исследования могут быть использованы в обобщающих научных работах, посвященных "женскому вопросу" и истории культуры не только в Туркменистане, но и в других республиках региона, сравнительному анализу в решении этой проблемы у. других народов страны, в лекциях и спецкурсах по "Истории народов СССР" и "Истории культуры".
Диссертант ставит перед собой следующие задачи:
на основе анализа конкретных спектаклей, посвященных "женской проблеме", проследить эволющю женского образа в драматургии и на сцене в течение рассматриваемого периода, выявить этапы этой эволюции;
попытаясь выявить влияние театральных постановок на ход процесса эмансипации женщины-туркменки;
осветить деятельность женідин-артисток в решении проблемы женской эмансипации в Туркменистане. -
Методологической и теоретической основей диссертации явились произведения классиков марксизма-ленинизма,особенно труда В.И.Ленина по "ленскому вопросу", вовлечению их в строительство социалистического ^общества. В диссертации используются решения съездов партии, Пленумов ЦК КПСС и ЦК КП Туркменистана, доклады, речи, статьи руководителей партийных и советских органов по проблеме эмансипации женщин-туркменок.
Источниковую базу диссертации составили архивные материалы,воспоминания и беседы диссертанта с деятелями
театрального искусства, рецензии спектаклей в периодической печати.
Апробация исследования. Диссертация обсуядена и рекомендована к ааїцито на совместном заседании секторов истории совершенствования социализма и истории искусств и на ученом Совете института истории им.Ш.Баткрова ЛИ ТССР.
Основные положения диссертации были опробированв на каучно-георитических симпозиумах и конференциях проведенных з 1970г. и посвященных проблеме раскрепощения женщины Соватского Востока: на конференции, организованной Туркменским филиалом Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, на ХУП научной конференции профессорско-преподавательского состава ТГУ им.А.М.Горького; на И республиканской конференции молодых ученых Туркмении, организованными Академией наук ТССР и ЦК ЛКСМ Туркменистана.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и использованной литературы, приложения.