Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционное земледелие горной Осетии Кулумбегов Роберт Петрович

Традиционное земледелие горной Осетии
<
Традиционное земледелие горной Осетии Традиционное земледелие горной Осетии Традиционное земледелие горной Осетии Традиционное земледелие горной Осетии Традиционное земледелие горной Осетии Традиционное земледелие горной Осетии Традиционное земледелие горной Осетии Традиционное земледелие горной Осетии Традиционное земледелие горной Осетии Традиционное земледелие горной Осетии Традиционное земледелие горной Осетии Традиционное земледелие горной Осетии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кулумбегов Роберт Петрович. Традиционное земледелие горной Осетии: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Кулумбегов Роберт Петрович;[Место защиты: Северо-Осетинский государственный университет им.Коста Левановича Хетагурова].- Владикавказ, 2015.- 237 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Орудия обработки почвы, жатвы и обмолота

1.1. Пахотные орудия 22

1.2. Ручные и вспомогательные сельскохозяйственные орудия 47

1.3. Орудия уборки и обмолота урожая 50

ГЛАВА II. Трудовые процессы

2.1. Системы земледелия 59

2.2.Подбор и удобрение пашен 79

2.3. Пахота, сев и уход за посевами 93

2.4. Жатва, обмолот и складирование урожая 107

2.5. Фенология и метеорология. 119

ГЛАВА III. Аграрный культ и связанный с ним праздничный мир

3.1. Зимний цикл аграрного календаря 127

3.2. Весенний цикл аграрного календаря 141

3.3. Летний цикл аграрного календаря 153

3.4.Осенний цикл аграрного календаря 174

Заключение 184

Библиография 190

Список информантов (полевой материал)

Ручные и вспомогательные сельскохозяйственные орудия

Изобретение пахотных орудий оказало огромное влияние на становление человеческой культуры и является свидетельством уровня развития творческих возможностей человека. Поэтому историю развития пахотных орудий, по праву, считают историей всей человеческой культуры [29,c.10]. Учитывая это при исследовании хозяйственной деятельности того или иного народа следует несомненно отдельное внимание уделять орудиям трудовой деятельности и пахотным орудиям в особенности.

Генезис любого земледельческого орудия - сложный исторический процесс, в котором переплелись самые различные традиции и технические навыки. Поэтому внедрение и бытование орудий труда, изменение их функциональных и конструктивных особенностей - это процесс становления одного из ярких элементов традиционной земледельческой культуры народа [25,с.9].

Орудия труда земледелия относятся к той области материальной культуры, где эволюция и развитие их тесно связаны не только с естественно -географическими условиями, но и с общественно-экономическими факторами. Конструкция орудий труда, техника их изготовления, местные специфические термины-все это дает возможность выявить некоторые вопросы общественных и социальных отношений, связанных с ними, а также богатый эмпирический опыт народа, этнокультурные связи с соседними земледельческими народами [72,с.4].

Становление и развитие земледельческой культуры осетин также тесно связано с орудиями труда. Являясь составной частью хозяйственного быта и подчиняясь тем же причинам, которые обуславливали развитие земледелия народа и перемены, происходящие в нем, орудия труда детерминировали развитие многих элементов земледелия. Поэтому сельскохозяйственные орудия труда в определенной степени могут служить показателем уровня развития земледелия и у осетин.

Комплекс земледельческих орудий разнообразен. Ведь в процессе вековой практики земледельцы создавали не только сорта важнейших культурных растений, но и большое количестве оригинальных земледельческих орудий. Среди последних важное место занимают пахотные орудия труда.

Пахотные орудия во многом отражают характер и уровень земледелия, как важной стороны жизнедеятельности населения. С развитием этой отрасли жизнедеятельности человека развиваются и совершенствуются и пахотные орудия, приспосабливаемые земледельцами к конкретным почвенно-климатическим условиям среды хозяйствования.

Большое значение в рассматриваемом нами вопросе имеет вертикальная зональность, которая является ведущим фактором, определяющим степень и характер бытования, как самого земледелия, так и всей хозяйственной деятельности населения [91,с. 5]. Каждая из этих зон отличается не только климатическими и почвенными особенностями, но и наличием определенных систем земледелия, культурных растений, трудовых процессов и т.д.

В Осетии мы можем определить три основные хозяйственно-природные зоны: горная, предгорная и равнинная. Отметим, что эти зоны не совпадают полностью с собственно природно-климатическими зонами и определяются прежде всего ареалом хозяйственной деятельности человека [32,с.14;].

Объектом нашего исследования является горная полоса Осетии. В соответствии с этим рассмотрим бытование здесь пахотных орудий. Так, в горной зоне основным средством обработки пашни являлось легкое пахотное орудие дзыбыр, в предгорной полосе преобладал малый плуг гутон, а на равнине практиковалась запашка тяжелым передковым плугом дуусебазырон гутон. Но не только этими тремя орудиями вспашки ограничивался комплекс пахотных орудий у осетин.

В горной Осетии, как и на всем Центральном Кавказе при пахоте использовалось легкое пахотное орудие типа «рало», имевшее у осетин название дзыбыр//дзывыр. По своей конструкции оно было простым орудием вспашки, имело всего одну железную часть-лемех. Однако в течение веков это орудие труда совершенствовалось, что привело к возникновению нескольких типов легкого пахотного орудия. Каждый из них был идеально приспособлен к почвенным и рельефным условиям горных пашен того или иного региона Осетии.

В этнографических источниках, мы находим указание: "Что же касается селений северной нагорной полосы, то есть верхней Осетии, то… земля в этих местах обрабатывается с помощью дзибиря» [125,с.209]. Исследователь старинного быта Кавказа Н.Дмитриев в своей статье более конкретен: "Обработка полей, то есть собственно распашка, производится сохою чрезвычайно простого устройства: на выгнутом бревне насажен небольшой железный башмак наподобие ножки у нашего экстирпатора, а сзади приделывается выгнутая же ручка для управления сохой; таким легким орудием можно пахать на каком угодно склоне парой волов" [76,с.8].

Распространенный в Осетии тип рала был един по своим конструктивным особенностям с аналогичными типами пахотных орудий Грузии и Северного Кавказа. Устройство дзыбыра подробно описано в этнографической литературе [91,с.116; 94, с. 126; 158 с. 137]. Поэтому мы только укажем на основные типологические черты этого вида пахотного орудия. Опорным элементом конструкции рала является полоз дзывырвсейнсег, в который одним концом крепится длинный, доходящий до ярма грядиль. Другой конец грядиля, в отличие от короткосторонних пахотных орудий высоко поднят. Опорой этой оконечности грядиля служит ярмо, поэтому высота его соразмерна с высотой быков. Это придает остойчивость всему пахотному орудию при вспашке.

Орудия уборки и обмолота урожая

В деле организации севооборота большое значение, конечно же, имел набор возделываемых сельскохозяйственных культур. В результате эмпирических знаний осетины достаточно хорошо разбирались в соответствии тех или иных почв для выращивания определенной культуры. Выбирая пашню для посева конкретной культуры, земледелец всегда учитывал особенности почвы, высоту участка, опыт прошлых лет по вызреванию злаков. Преимущества были у ровно расположенного участка, с возможностью его удобрять, хорошим составом почвы. Не менее важным было и его расположение, лучше всего вызревали зерновые, которые росли на южных, солнечных склонах. Это понимание отразилось и в поговорке: « Хуссайраг хор семсе цсегаты хор куыд иу ксеныс?!» - «Как можно сравнивать ячмень с южных склонов с ячменем северных склонов?!» [240].

Наиболее популярной зерновой культурой горной полосы Осетии был ячмень. При общем названии хор, он также имеет региональные наименования ирон хор или хъсебсер хор. В Осетии разновидность ячменя была представлена двурядным ячменем - хъуыдалы, шестирядным ячменем-ксервседз, четырехрядным сиск.

В отличие от Северной Осетии, где пшеница произрастала в горной полосе Дигории и Куртатинского ущелья в Южной Осетии в горах пшеница была редкостью. Только в нижней части Рукского и Ерманского ущелий высеивали яровую пшеницу. Но и ее произрастало так мало, что полученный урожай использовали только для выпечки ритуальных пирогов и хлеба на праздники.

Предпочтение ячменя перед пшеницей было вызвано не только климатическими условиями. Ячмень лучше сохранял структуру почвы по сравнению с пшеницей, не истощает ее сильно, поэтому его можно высеивать подряд несколько лет на одной и той же пашне. Ячмень был неприхотливой культурой, не требовал особого подбора почв как пшеница, мог произрастать на песчаных и каменистых почвах.

В горной полосе Северной Осетии пшеница встречается двух видов: яровая (уалдзыгон мсвнсву) и озимая (фсвззыгон мсвнсву). Озимая пшеница была хороша для приготовления пива, имела более крупные зерна, урожай был с небольшим количеством сорняков. Наоборот яровая пшеница имела мелкое зерно, но ее мука обладала хорошей клейковиной и из нее получался хороший хлеб [249].

Надо отметить, что осетины большое внимание уделяли и использованию той или иной зерновой культуры в пищевом рационе. В горной полосе Осетии наибольшей популярностью пользовался сорт ячменя хъудалы. Сеяли его на лучших землях, унавоженных и с южной экспозицией. И хотя по сравнению с четырехрядным ячменем сиск, он давал меньше урожая, именно ячмень-хъуадалы предпочитали использовать в пищевом рационе. Из него готовили основной ассортимент: хлеб, лепешки, алкогольные и прохладительные напитки. Из теста с закваской из ржи (цъой) пекли хлеб для поминок.

К двурядному ячменю сорта хъуыдалы по причине того, что муку из него использовали в ритуальных целях, было особое отношение. Его складировали отдельно, а муку сохраняли в особой чистоте. Так в селах Архонского ущелья в позднее время при обмолоте хлебов иногда использовали ослов, однако обмолачивать урожай хъуыдалы на току копытами осла запрещалось категорически [258].

Клейковина горных злаков была невысокой, поэтому хлеб из теста могли выпекать только в печах, имевших горизонтальную рабочую плоскость. По этой же причине, в горах не прижились печи-торне, имевшиеся в предгорьях и на равнине, в которых хлеб выпекался на вертикальной плоскости. Тесто из горных злаков, даже если это была пшеница, просто сползало вниз на угли печи-торне [218;222]. Разграничение зерновых злаков отразилось также и в трудовых песнях. Так в одной из них дается образная характеристика некоторых зерновых культур: Тъсепсен хъуыдалы сыгцсестыхаутсей Хсердмсе севналы. Жмкъай нсемгуытсей налхъуыт фсердгуытау Цсехсертсе калы. Хъселзсенг сих сисксен- цыппар фисыны, Цыппар фаззонау Цыппар амонды-цыппар сефсинсен, Цыппар уарзонау. Ксервседзы фсиртсе сехссез цырддзастсей Къуызгсейсе дзурынц. (Ячмень хъуыдалы//Растет в высоту//Парными зернами, подобно бусам сверкает//У веселого ячменя сиск четыре угла// Подобно четырем близнецам//Четыре счастья-четырем хозяйкам//Подобно четырем влюбленным//Колосья ячменя крвдз шестью зоркими глазами // Осторожно переглядываются) [19, с. 110].

Необходимо отметить, что севооборот земледельцы Осетии применяли не только для повышения урожайности пашен. Важное место ему отводилось и в почвозащитных мероприятиях. По этнографическим материалам на эродированных почвах склонов специально высеивали рожь и овес, которые способствовали восстановлению структуры пашни [223; 251]. Эффективность этого агротехнического приема подтверждается современной агрономической наукой, отмечающей, что включение в севооборот этих культур одновременно обеспечивает защиту почв от эрозии и способствует восстановлению плодородия смытых почв [142, с. 55]. При возделывании той или иной культуры земледельцы Осетии учитывали и отдельные особенности почв. Так не рекомендовалось высеивать пшеницу на вновь унавоженное поле, в этом случае посевы всегда полегали до полного созревания [242]. Не высеивали пшеницу и на склонах, зато на склонах хорошо вызревали более неприхотливые культуры ячмень и рожь. Рожь (цъой) считалась самой неприхотливой зерновой культурой, она росла и на бедных почвах, чаще давая более высокий урожай на северных склонах [229; 240].

Но более всего неприхотливый характер показывал овес (сыс(Ъ/сы),который мог расти на одном поле самосевом до трех-пяти лет. При созревании и в процессе жатвы овес осыпался в таком количестве, что заново засеивать это поле просто не было необходимости [253]. Весной надо было просто запахать поле и заволакивать бороной. Овес считался и сорняком, так что если его семена попадали на пшеничное или ячменное поле, то приходилось проводить профилактические мероприятия, иначе на следующий год ростки овса не давали прорастать другой культуре. Поэтому здесь надо было высеивать либо кукурузу, либо сажать картофель, чтобы при прополке уничтожить всходы овса [250].

Земледелец, используя знания природы, старался определить то, каким будет наступающий год: сухим или дождливым. В зависимости от этого он планировал посев культур. Эмпирический опыт ему подсказывал, что в засушливый год хороший урожай дадут тяжелые земли (селыгбын, бурсыджыт), но в дождливый сезон зерновые лучше прорастут на песчанно-щебневых почвах (хуыр зсехх) [221; 227].

Жатва, обмолот и складирование урожая

Куырысдзау не отправлялся в путешествие пешком. Средством передвижения могло быть и животное, и неодушевленный предмет: ступа, собака или кошка [251].

Нечто подобное, правда, с другой функциональной нагрузкой, зафиксировано и у русского населения. Здесь ведьмы (бабы-яги), подобно осетинским куырысдзау, «совершают свои полеты на излюбленных животных мифологии: на волках, взнузданных и погоняемых змеями, на кошках, козлах, медведях, свиньях, на ступах и метлах» [199, с.228].

У осетин путешествие совершалось с конкретной целью - добытие семян в преддверии начала сельскохозяйственных работ. Похищение зерен посланцу давалось не просто. Луг охраняли злые силы. Схватка шла как с покойниками, стоявшими в дозоре, так и с каким-либо предметом округлой формы. При этом куырысдзау могл получить виртуальные ранения, которые уже в реальной жизни оборачивались болезнями или даже смертью посланца [221].

Все сельское общество с волнением ждало пробуждение посланца. Выйдя к людям, куырысдзау чаще всего сообщал радостную весть: « Мсенсе хорз адсем! Мее фсендаг сентыеджынсей бацис, сефсиртсе семсе нсемгуытсе маг къухты бафтыдысты!» - «Люди добрые! Дорога моя была удачной и колосья и зерна достались мне!» [257].

Понятно, что куырысдзау становились не просто. Это была ни выборной, ни назначаемой обществом должностью. Более того быть курыедзау - это означало подвергать себя смертельной опасности, так как раны, полученные во сне оборачивались наяву проблемами со здоровьем в реальной жизни. Чаще всего дар курыыедзау проявлялся неожиданно, когда кто-либо во время своего сна оказывался в неведомой стране. И если человек делал этот сон достоянием общественности, то автоматически получал статус посланца-куырысдзау [233].

Поверье о «куырысдзау» вскрывает древнее представление осетин о влиянии умерших на произрастание злаков. В его основе лежит культ мертвых, одним из основных положений которого было вера в то, будто мертвые могут оказать влияние на повседневную жизнь оставшихся поколений [182, с.76].

В потустороннем мире души умерших не допускали похищения семян и, якобы, таким образом, препятствовали благоденствию живых. Однако в верованиях осетин покойник покойнику рознь. Если человек обращался с просьбой к душам умерших родственников, то поддержка ему была обеспечена. Это видно на примере празднования памяти покойных -«лауызгсенсен» (букв. «делание блинов»), когда души умерших могли оказать положительное воздействие на произрастание нового урожая. На ночь семья клала угощение покойникам в мешочек, а на него палку-посох. При этом палка должна была быть обязательно обструганная, желательно с вырезанным набалдашником. Этим указывалось на ее принадлежность именно путнику, путешествующему из потустороннего мира и обратно [226]. Согласно поверью, ночью являлись покойники, забирали мешочек и посох и покидали дом. На утро хозяйка осматривала помещение в надежде найти зерна хлебных злаков. В зависимости от того, какое зерно было бы найдено, предполагали, какая культура уродится лучше в наступающем году: пшеница, ячмень, рожь. И именно этот злак и старались высеять весной в большем количестве [230].

Здесь же отметим параллели с абхазской действительностью, где посох присутствовал в погребальном ритуале. На поминках человек, который был наиболее близок к умершему, должен был держать посох. Это был, как правило, мужчина иногда, при неимении в семье старших по возрасту мужчин - мальчик. Видя человека с посохом, все без слов понимали по этому признаку, что надо подойти с соболезнованиями в первую очередь к нему [54,с.121].

Если же поиски зерен оказывались неудачными, то в честь своих покойников старались готовить более богатое угощение на вторые «лауызгсенсен», которые справлялись через неделю

Вера в души предков, в способность их предотвращать несчастье и опасности, помимо осетин, была присуща черкесам и горным грузинам -пшавам, тушинам и сванам. И у них предки «заботятся о том, чтобы живущие не чувствовали ни в чем недостатка и потому всячески содействуют урожаю, похищая с этой целью семена у соседей» [103,с.96]. Влияние культа предков на урожай засвидетельствовано также у балкарцев и кабардинцев [77,с.114; 103, с.202].

Еще в Древней Греции существовало поверье о возможном влиянии умерших на произрастание зерновых злаков. Для древнего грека-земледельца это объяснялось просто: и посевы, и умершие находятся в одном почвенном слое. «В почвенный слой он бросал зерно и наполнял его посевами и посадками, ожидая, что влажная и горячая, плодородная почва пошлет ему урожай. В почвенный же слой человек клал своих умерших. Их могилы находились среди хлебных полей и умершие, соприкасаясь с посевами, брали их под свое покровительство и заботились о произрастании» [44, с.86].

Первый день Великого поста совпадал с началом одного из важнейших календарных праздников осетин - «Тутырт», посвященный осетинскому божеству «Тутыр». Празднование длилось неделю, но наиболее значительными и ритуально насыщенными были первые три дня. При этом с каждым из трех дней «Тутырт» связаны специфические обряды. В первый день, в понедельник, все жители села собирались, на центральную площадь -«Ныхас». Здесь их занимали народные певцы, сказители. Из продуктов, собранных подворно (къусбар), вечером устраивалось общесельское пиршество, в котором принимали участие лишь женатые мужчины. Пища и напитки, приготовленные к празднику, отличались лучшим качеством. Не существовало лучшей похвалы хозяйке, чем сравнить бузу ее с бузой, изготовленной в честь праздника «Тутыра»: «Дог къуымсел Тутыры къуымселы хуызсен» - «Буза твоя подобна бузе Тутыра» [241].

Летний цикл аграрного календаря

По вопросу о происхождении праздника в этнографической литературе существует и другая интерпретация, согласно которой он устраивался в честь ушедших в потусторонний мир родственников, ибо в урожае имеется и доля участия их, способствовавших на том свете успеху в хозяйственных делах покинутой семьи [119, с.321]

Завершающим из серии аграрных праздников был «Зыгуымон хсв» (букв, «ночь соломы»). Устраивался по случаю окончания молотьбы и символизировал завершение полевых работ и уборки не только зерна, но и соломы. Отмечался он в субботний день в семейном кругу. Знали праздник во всех ущельях Северной и Южной Осетии.

Например, жители Наро-Мамисонской котловины в этот вечер с приношениями шли на гумно. Старший мужчина в семье произносил молитву, в которой просил изобилия продуктов и богатого урожая [242]. В соседнем Згидском ущелье в знак окончания полевых работ в центре гумна оставляли горсточку зерен, покрытых соломой, на которую накладывали три куска сланцевых плит [241].

Этим праздником завершается годовой круг обрядов с земледельческого культа. Завершение важного периода тяжелых земледельческих работ осетины, как и другие земледельческие народы, отмечали обрядовыми молениями и жертвоприношениями в благодарность за урожай. Они верили, что с помощью благодарственных жертвоприношений можно снискать благополучие и в будущем хозяйственном году.

В отличие от некоторых других народов, осенняя вспашка осетинам до сравнительно позднего времени не была известна. Поэтому не сохранилось никаких обрядов, связанных с этим трудовым процессом. Осетины верили, что начиная с ноября-декабря до начала весенне-полевых работ трогать землю нельзя, за это время она должна была отдохнуть [158, с.135].

В отправлении праздников аграрного культа важное значение имеет ритуальная пища (кувинаг/ковуйнаг), включающая в себя статусный комплекс пищи и питья: выпечку (пироги и пирожки), отварное мясо, шашлык, пиво и брагу.

Пироги были основной и важнейшей частью ритуальных подношений. Их готовили из пшеничной муки (если она произрастала в данном регионе Осетии) или же из двухрядного ячменя хъуыдалы. В зависимости от обряда пироги могли быть по форме круглыми (усЕливыхтсЕ, хсвбиздджынтсв, чъиритсв), треугольными (свртсвдзыхонтсв, ссєфссеттсє), или овальные (гуыл).

В традиционном цикле календарной обрядности пироги круглой формы, посвящались Богу, треугольные пироги - другим представителям пантеона. Кроме этого имелся и дополнительный ассортимент, связанный с конкретным святым. Так во имя Мады Майрам (Мать Мария) и Сафа (покровитель домашнего очага) выпекались маленькие круглые пироги «губорее»; в подношениях Аларды выпечка была представлена уселвщгитсе или луаситсе; пироги в честь покровителя охоты Афсати в виде полукруга мсейтсе.

Обязательным элементом ритуальной пищи является физонсег (шашлык) причем его вариант сєхссєрфсємбал, обернутый нутряным жиром, являлся престижной частью ритуальных подношений.

Не менее важное значение придавалось и отварному мясу (къуыдыр фых), причем отдельные части имели ритуальное предназначение. Голова жертвенного животного всегда ставилась во главе стола, кроме тех случаев, когда она вместе со шкурой не навешивалась на ритуальные шесты. Сакральное значение имели лопатка (он), шея (беерзеей), бедренная кость (сескуы), ребра (феврсчытев).

Во время отправления того или иного культа основным напитком было бсегсены (пиво), в отдельных случаях къуымсел (буза). Таким образом, престижный комплекс пищи кувинаг был неотъемлемой частью культа, включающего в себя само святилище, принесение кровавой жертвы, священнодействие дзуары логг (жреца).

Свои особенности имели у осетин и зримые воплощения присутствия божественной сути - святилища (кувагндон/ковагндонаг). Кувсвндон (букв. «место для моления») в горной полосе Осетии были представлены несколькими типами. Это могли быть добротные сооружения из неотесанного камня на растворе или без него, другие представляли нагромождения камней, оставшихся от более древних построек. Святой мог «обитать» в кронах деревьев или же в пещере. Иногда святилища обретались в развалинах башен или сами были построены в виде маленьких монолитных башенок. Часть святилищ имела ограждения, за которые могли заходить только жрецы. Иногда в качестве мест отправления традиционного культа использовались и заброшенные православные храмы, которые обычно строились на священных для местных жителей местах.

Святилища располагались как в населенных пунктах или рядом с ними, так и на возвышенностях. В последнем случае, если доступ к святому месту был затруднителен, со временем обустраивался его филиал у его подножия. Святилища были общеущельными, общесельскими и фамильными. Если жители переселялись в другое место, то они обустраивали там и святое место. Для этого было необходимо забрать из прежнего святилища один камень и уложить его в основание нового [237]. Например, переселенцы из Дзауского района РЮО, обосновавшиеся в Гуджаретском ущелье (Грузия) организовали на новом месте те же святилища, что и в Южной Осетии [108, с.82].

Корни всех вышеперечисленных обрядов уходят в дохристианские верования, о чем свидетельствуют разнообразные приемы имитативной и контактной магии, пережитки человеческих жертвоприношений ради спасения урожая (обрядовое шествие с куклой) и др. В период распространения мировых религий (христианство, ислам) многие из этих обрядов деформировались. Несмотря на некоторые местные особенности и варианты, обряды эти, в целом, однохарактерны, имеют одинаковый смысл, общее направление и свидетельствуют о глубоких этнографических параллелях у этнически разнородного населения Кавказа [181, с.106].