Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Святилища страны Коммагены и Армения Маргарян, Ерванд Грантович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Маргарян, Ерванд Грантович. Святилища страны Коммагены и Армения : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Ереван, 1992.- 24 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность тсг.м. Гсторяя'Ког.ї.іагеші, одной из .стран їїоред-неозкотского историко-культурного региона, расположенное з непосредственном соседство от Зел:жой к Малой Арденн?, приставляет большой интерес как для специалистов по эллкгазглу в целом, так її для арченоведов-оптичмиков, которые и в своих исследованиях неоднократно затрагивали различнее ослодтії истории п культурі этой страны п, в первую очередь, ее связи с Армолтол. Это объясняется наличием богатого к весьма разнообразного археологического и эпиграфического материалов по истора:: и культуро лемкэгош. эллкнистгческого периода к с возкоікностью проз ести аналогий л сравнения кедду этими материала!.?.! и имеющимися в ней ил раслорд-жонки сведениям!! ой Арієнйи. При эгом, сровнительнэ-сопозтава-тельнкіі анализ история я культуры двух стран оказывается весьма продуктивным, ибо позволяет иоторлкам-арменоведа:.' полиса пред--ставить себе картгну внутренней жпзни древне'* Армении и осветить некоторое теїдшо пятна ео ::сторяи. Одновременно такси подход ока-

ЗИВаеТСЯ ПрОДуКТЕБНКЛ й ДЛЯ ИЗуЧеНИЯ Внутренней SK3H1! самой

Кожагенн, .;бо t.-когос !'з того, что нем известно о дрозііеіі Арьм-нкк, з своя очередь, коявт пополнить недостпадяо звенья ПСТОрЯЙ в культури отой страны. То есть актуальность теки внтекаот кз ее сопоетаазтельности, пря которой ярко внябляэтся общке к особенные черти обеих стран.

Цеди и задачи исследования. Данная работа является попыткой, путем сразнктвльно-сопоставЕтеяьного анализа, рассмотреть взаимовлияние я взаимопроникновение кошэгенской к армянской культур, с целью обнаружить корн» тех tro.ponax исторических общностей,ело-да которых'нвблядавтея в Армения еще долго после упадка Комма-гоны, 3 этом плане на основания ашгрьфкчеекпх г нарративных материалов делаются некоторые обобщения относительно саазиетзры' коммагенских и ардянских царей и династия, культа бога Митра к том место, которое он занила л а обоях странах, будучп династическим божеством* а такае относительно гоешоЗ организации я укреплений'храмов, месте и роли жреческого сословия и, особенно, , верховыяс жроцов и первоовядашикоз в Коммагоне и Армении, eon-wax землепользования, иородужи. и т.п. ,

Научная новизна работа состоит в проделанном впервыо детальном сопоставительном онализо тптулатурн кошагонеккх к армянских царой, но осново которого удается выяснись определен-ішо закономерности в титулования монархов всего Пеаедаеазиат-ского региона и концоптуолыше различия мозду восточной и гро-ко-рчмекой траднціей титулования правителей и дпнзетов, о такие выявить ту роль, которую играл ы::тра в Армении к Комиагоно как династическое божество.

Кроме того, на осново изучения данных об армянских и ком-магенских культовых центрах в диссертации делается, ряд новых заключений относительно храмовой оемлк к статуса породу лоз в храмах ц сьят;;л::а;ах, о привилегированном пояохеинк служителей культа, место .ч роли в армянской" действительности языческих храмов и их наследницы - христианской церкви, кок самостоятельной экономической п политической'силн.

Делаете; попытка реабилитировать точку зрения Н.Адонца а Я.Маншдяна относительно сословно-кдассовоіі структури общества в аялпшісгсческоіі Армении, где преобладающими был:; домашняя и храмовая формы ; абетка и почти полностью отсутствовала классическая форма рабства, присущая гроко-рпі.іскоі! цивилизации. Это было типично не только для Армении, но, как на ато справедливо указывали еще В.Тарк, Э.Бяксрман и др., для всего Псродкеазкат-ского региона, включая лошзгену.

Апробация работы. Диссертация было обсуждена к рекомендована к защите Отделом древней истории Института истории ЛИ Армении. Некоторые положения работы были представлены нам:! в докль-дэ на тему "Две традиции титулования восточных правителей в эпоху эллинизма (на основе исследования титулатурц коммегенскйх и армянских царей)", прочитанном и обсувденном на 23-й сессии молодых ученых Института истории ЛНА.

Тема данной диссертации относится к эллинистическому периоду, 'в честности, охватывает временной отрезок от П в. до н.э. -I в. н.э. Однако для того, чтобы вопрос, доставленный б данной работе, получил более оснозательное разрешение, а для выяснения корней рассматриваемых явлений оказалось необходимым обратиться к меїериалам предшествующих и последующих эпох. В частности, не <ш была-привлечена материалы,относящиеся к охеменидскому и поотэллинисчкчоскому, р тайке раднеерздневекозоцу периодам в

той степени, в какой они способствуют разройсига того или иного вопроса, поставленного в нааеіі диссертации.

Источника. В диссертационной, робото нами были.привлечены, следующие группы источников: I) насротившга, 2) археологические й непосредственно связанные с ними эпиграфически о. Б свою очередь, перзую группу источников мокгно подразделить на дао группы: а) античные источника (Хиодор, Страбон, iloctq; Флавий, Плутарх, Дион ІСасскй и др.) д б) армяиолко сроднезакавце авто-' ры (Лгатангеяос, і>апстос Буэанд, ЇДовсос Хореиёци, Яга ар Парде-ци, Овон і.іамнко.чян, как а народний епос "Сасна ічірер").

Каждая из вышеназванных подгрупп имеет своя особенности.
Сообщения античных авторов, которыо в большинство своек, хоть и
были современниками, либо да стояла близко по времени к описы
ваемым событиям, носят том на менее случайный, эпизодический
характер и, к тоет же, практически не затрагивают многие аспек
ты внутренней хнзші исследуемых стран. Объясняется это прседо
всего том, что в центре зникання этих авторов находилась, по
преимуществу, история обществ, входивших в ареал греко-римского
историко-культурного мира, представителями которого они себя
оиущалк. Котор'/я »е стран и народов, не входккмх. в этот м/,р,
либонаходящихся на его периферии, кнторесовала этих авторов
лишь в тон степени, в кадоі; она перекрещивалась с историей упо
мянутого культурного мира. Армения, как и Ксмшгена, сходила
в число стран ьторок категории ч потому вся информация,которую
мы черпаем у греко-ршзквх авторов, относится, з основном, к их
политической история и перемежается долгими периодами молчания,
когда греко-ршлшш нарративные источники практически не деаз*
никаких сведений. . . -

"Что же касается армянской историографии, то она берет своа начало в У ь. н.э. а по времени далеко отстоит от веслодуекого нами эллинистического периода.

Том не мэное, э этих источниках, либо в виде традиции, либо в пореикточной форме содержится масса антереенейизго материала, пригодного для сопоставления с материалом Коммагеяы эллинистического периода.

Неоценимое значение для нас имеет вторая группа иотечнп-коз - археологические и эпиграфически^ материалы из Коммагены и Армении. Однако, к оояаленгаэ, численность ссотаотствуш>цях

памятников о Армении пока новелі;ка (хотя, как показывает опит последние десятилетий, она способна расти) и потому, в ходе работы над диссертацией, ном приходилось, в основної і, опираться лпшь на хорошо изученные археологические к эпиграфкчеекке материалы кз Армавира к Гарні:.

Гораздо богаче это группа источников представлена в соседних с Лрмонії^й шлоазйііеккх странах и, в перзум очередь, в Ком-магено. Среди этих источников, пройде всего, необходимо отметить материалы еэ двух овятклкщ, обиа}Т/ЕЄнішх в конце прошлого и в середино нынешнего столетии но терр::тор:::: логз.:аге:ш немецкими ученими.

Пооіїое святош:^, раскопанное з 90-х гг, ЛХ в. непещетл путеквствоа.г.ком :: археодогом-лмбителек (ранее оСшрук;:ня;:м Портам) О.Еукытапко?.: и истор::когл К.Хуманном, полок'/ло начало археологическим гес'ледоаанкяк этой строїш . Здесь бил:: обнаружены многочисленнее naviiiTHKKi' иотеркадыюй культуры, относящееся, в основном, к эллинистическому периоду, среди которых особое место занимает находящееся но горе Ремруд, одно:: '/з вердан Армянского'Тавра, саыо'Л ішеокоіі точке в лошагено, святялкще-усипаль-ница кокмагєнского царя Ангиоха І (ир::бл. 20-30 гг, до н.э.), именуемое "гиоротесиГ.он" термин (встрочаацкйся только з К0ШІ0-» генокЕХ надписях), который моано перевести как "священное установлений". Здесь ях сохранились надписі; на древнегреческом языке, очень важше для (изучения социально-экономическое и политической истории, религиозных воззрений и культових обрядов, а .также культури страїш в целом.

В IS5I-56 гг. на территории бнвшой Кскмогаш работала сов^ мастная амержано-немецкая археологическая экспедиция во главе с О.К.Дёрнером к Т.Галя. В. результате-сястематЕческпх раскопок был обнаружен новый памятник, относящийся к эллшшотпчьскому породу - город Арсамея на Ншбе с типичным для данного региона и- времени святилищем. Выяснилось, что этот город И СВЯТІ!Л!!ЩЄ былл построены кокмагенскт царем из династии Ервандаканов Мит-рлдятом І-Коїшаго неким -и достроен ого опном Антпохом I, о'чем

I. Раскопкам в Коша.і'шіе была посвящена книга К.Хумаяна и О.ІІукятаііна Reiscn c/i KfetHasten unaf rtordsyrt'eii. Шутешостапя в Налой Азки и Северной Сирии''),е/-гї/г» ІБОО-їїорвое исследование, специально посвященное истории п памятникам культуры атой страны.

свидетельствует грочсская надпись, обнаруженная здесь. Все археологические и эпиграфические материалы из упомянутых коммпген-скг.х святилищ я явились источникозедческоЯ базой данной диссертации.

Изученность проблеми. В зарубежной и отечественной науке вплоть до конца прошлого зека не было исследований, посвященных политической !історі:и і1 культуре ї'.ошагенк эллинистического периода к, тем более, се взаимоотношениям и связям с соседними странами, в том числе с Арменией. Причиной такого положения било отсутствие археологического и эпиграфического материалов при скудости данных об этой маленькой стране в античних источниках. S произведениях Полисея, Страбона, Диона Кассия и др. античньл овтороз даются лишь отрывочные и поверхностные сведения относи-, только политической истории к почти не затрагиваются большинство аспектов внутренней жизни этой страны. В конце ХІХ в. немецкие археологи открыли монументальные ансамбли типично эллинистических памятников, связанных с династическим культом правителей этого 1,1!!Ш:~государзтза к подробно осветали а прокомментировали их.

Упомянутая вша книга К.Хуманна и О.Пукштэйиа сыграла ключовую роль ji формировании наких представлений о масштабах и степени эллинизации малых стран и явилась исключительно важным источником для изучения восточного оллиниома d целом.

Следующим исследованием, посвященным той же теме, явилась
книга Ф.Дёрнера и Т.Гёшг , сообщающая новые подробности о поли
тической' истории, а также материальной и' духовной культуре стра
йк Коммогены» Одним v-г достоинств этой книги является то, что ее
авторами впервые в западной историографии, проводятся параллели-
мезду двумя соседними странами - Арменией и Коммзгеной, являащи-
ияся составными частями единого историко-культурного региона. Но
в то не врелл, как было справедливо отмечено Г.А.Тярацяном, то
обстоятельство, что авторы не были-знакомы с рядом-трудов совет
ских и армянских ученых, в определенной степени ограничило воз
можности концептуального обобщения собранного ими богатого ма- *
тсраалг?: -

  1. F.K.b'dtncr ITh-Gocf. drsctmeco а»г Иутрїгаіс$,&С}-ґсм,/&63

  2. Г.А.Тирацян, Новый эллинистический центр в стране Коммагене. Рец. на кшгу ФДёрнера, Т.Гёлл

1963", ВОНАН, 1969; ГЗ, с.94 (на арм.яэ.).

В течение последних десятилетий к коммагенскому материалу обращался также ряд советских исследователей, среди которых особо необходимо отметить К.Б.Тревер, покалуй, впервые отметившую общности коммагенокоЯ и армянской культур в эллинистический период. Особенно интересны ее наблюдения относительно сходства культа йога Митры з Коммагене к Армении, а также о том месте,. которое он занимал в пантеоне этих стран .

Более обстоятельно вопросы сходства и взаимодействия коы-магенских и армянских культур в указанный период были исследованы в трудах армянских ученых. Важное значение для развития такого подхода в деле изучения истории как Армении, так к Комма-гены имеют труды Г.А.Тирацяна, Г.Х.Саркисяна, А.Г.Периханян, С.М.Кркяшаряна а других армянских ученых.

В частности, Г.А.Тирацяном впервые были привлечены комма-генские материалы для освещения целого ряда вопросов истории к культуры Армении. Им было обращено внимание на родство в области культуры и социально-экономических институтов, присущих эллинизму. Особое внимание было уделено сходству культовых сооружений (корни которого .'ходят еще в урартский период), скульптуры, эпиграфического материала и др. На основя коммагенсклй эпиграфики была сделана попытка осветить некоторые темные вопросы, касающиеся династии Ервандаканов, территории их государства и мн.др. .

Довольно подробная характеристика таких эллинистических институтов как литургия, дарение земель г. рабов храмам и храмовым объединениям в Армении а в сопредельных с нею малоазийских странах, в .том числе в Коммагене, дается в исследованиях А.Пе-риханян . в этих исследованиях говорится о собственности на

  1. К.Б.Тревер, Очерки по истооии культуры древней Армении, Москва-Ленинград, 1957, с.77-95.

  2. Г.А.Тирацян, Страна Хоммагена и Армения, Известия АН Армянской ССР, общественные науки, 1956, И 3; его яе.Ураргу и Армения (К вопросу о преемственности материальной культуры). Доклад на П Международном симпозиуме по армянскому искусству, Ереван, 1978; его же, "Культура древней Армении, УІ в. до н.э. - Ш в. н.э. (по археологическим данным;", Ереван, 1988.

  3. А.Г.Периханян, Храмовые объединения Малой Азии и Армении (ІУ в. до н.э. -Ев. н.э.), М., 1959.

"священную земно" к статусе иеродулов, на примере кошагенских святплиц к проводятся аналогии последних с храмовыми объедине-ш:яі.ш Армении.

Почти одновременно с этим в евсих первых исследованиях Г.Х.Саркисяном впервые было обращено внимание на богатый материал из Наиаг-енн, относящийся к обожествлении царя к правящей династия, п проведены параллели с аналогичными материалами из армянской действительности, почерпну тши у ракнееррдневековш:' армянских авторов к, в первую очередь, j Мовсесв Хоренеци. Эта тема получила свое дальнейшее развитое в последа эщих работах Г.X.Саркисяна ', з которых шого внимания было уделено также и . другим институтам.

В дальнейшем ряд вопросов, связанных с некоторый, эллинистическими институтами в Армении :; ^калогичнши институтами в Комкагене, обсуздллся С.Крхгапвряном к Б.Н.Аракеляном ,

Структура диссертации. Работа состоит из введения, истори-ко-геэграфического очерка, трех глав и заключения (173 страниц машинописного теиста). В приложении содержится список цитируемой литераторы (120 названий).'