Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Историография и источники 21
1.1. Историография проблемы 21
1.2. Источники по истории светской школы 39
ГЛАВА 2. Школьная система западной Сибири 59
2.1. Численность и типология школ 59
2.2. Региональная специфика 83
ГЛАВА 3. Роль учителя в воспитании школьников 105
3.1. Руководство школой 105
3.2. Педагоги и наставники 122
ГЛАВА 4. Воздействие церкви и законоучителей на религиозно нравственное воспитание учащихся 146
4.1. Богослужение и церковные праздники 146
4.2. Съезды законоучителей 168
ГЛАВА 5. Значение царских дней и праздников в монархическом воспитании школьников 191
5.1. Царские дни 191
5.2. Трехсотлетие Дома Романовых 207
ГЛАВА 6. Влияние памятных дат истории и экскурсий на патриотическое воспитание учащихся 226
6.1. Памятные даты истории 226
6.2. Проведение экскурсий 261
ГЛАВА 7. Роль гимнастики и допризывной подготовки в физическом воспитании школьников 289
7.1. Гимнастика и военный строй 289
7.2. Допризывная подготовка 322
ГЛАВА 8. Гигиеническое воспитание учеников 350
8.1. Нормативная база 350
8.2. Гигиена учащихся 366
ГЛАВА 9. Элементы трудового воспитания школьников 393
9.1. Ремесленные классы и рукоделие 393
9.2. Праздники древонасаждений 415
9.3. Трудовые дружины 440
Глава 10. Факторы эстетического воспитания учащихся 472
10.1. Юбилеи русских писателей 472
10.2. Музыка и пение 494
10.3. Спектакли и кинематограф 516
Заключение 537
Список источников и литературы
Введение к работе
Актуальность темы исследования. В современном российском обществе происходит процесс осознания необходимости усилить заботу о воспитании и социализации детей, формировать целенаправленную государственную политику в этой сфере. Стратегия развития воспитания и социализации детей на государственном уровне находится в стадии формирования. Воспитанию, как системе целенаправленной деятельности, мало уделяется внимания в рамках государственной и региональной политики. Исследование истории воспитания и образования на общероссийском и региональном уровне призвано содействовать решению традиционных проблем, связанных с воспитательным процессом в учебных заведениях. Для успешного реформирования российского образования на современном этапе является актуальным обращение к опыту работы светской школы дореволюционного периода России в целом, так и отдельных ее регионов.
Школа один из ведущих факторов социализации, обладая приоритетом в области воспитания, она реализует социальный заказ. Школа - это институт воспитания и социализации подрастающего поколения. Полноценная социализация невозможна без системы воспитания в школе. В связи с этим, обращение к изучению исторического опыта воспитания в светской школе Западной Сибири конца XIX - начала XX вв. определяется необходимостью научного познания прошлого нашей страны, возможностью использования этого опыта при анализе современного состояния воспитания и образования.
Преобразования в сфере российского образования последних лет актуализировали проблемы воспитания подрастающего поколения. Модернизация института воспитания и социализации детей требует пристального внимания со стороны государства, общества, ученых для выработки базовых ценностно-мировоззренческой принципов, предполагая приобщение учащегося к определенной системе морали и образу жизни.
Стандарты нового поколения указывают, что задачей школьного воспитания является формирование целостной картины мира и целостного духовного опыта подрастающих поколений. Процесс воспитания опирается на сотрудничество культуры, науки и религии на основе понимания нравственных начал мотивации поведения человека. Дня этого воспитательный процесс в школе следует организовать так, чтобы он обеспечивал согласованное воспитание и обучение. При этом нужно найти определенный баланс при изучении обучающимися основ религии в общеобразовательной школе. В данном случае следует внимательно изучать воспитательный процесс в светской школе царской России. Без изучения традиций досоветского воспитания невозможно целенаправленно использовать их в своей работе, извлечь уроки для осуществления преобразований и изменений в сфере воспитания учащихся светских школ.
Ранее в работах по истории образования преобладал историко-педагогический подход. При этом основное внимание уделялось изучению учебно-воспитательного процесса. Как правило, влияние исторического процесса на развитие образования не учитывалось или отражалось довольно поверхностно, что сужало рамки исследования.
Историография проблемы более подробно отражена в первом параграфе первой главы работы. В зарубежной и отечественной литературе затрагивался ряд вопросов относительно воспитания в светских школах. В большей степени в литературе отражались отдельные сюжеты, излагавшиеся в контексте общего круга проблем социокультурного развития Западной Сибири. Фактически не существует работ, специально рассматривающих воспитание в светских учебных заведениях региона на рубеже ХГХ - начала XX веков. Однако в историографии имеется достаточный материал, способствующий реализации задач исследования.
В связи с этим можно сказать, что изучение литературы и источников по истории воспитания в светской школе Западной Сибири в исследуемый период позволяет сделать вывод о возможности рассмотреть школьное воспитание в различных аспектах религиозно-нравственном, монархическом, патриотическом, физическом, гигиеническом, трудовом, эстетическом.
Цель исследования заключается в комплексном изучении воспитания в светской школе Западной Сибири в контексте общественного развития. Для осуществления данной цели необходимо решить определенные задачи.
Задачи работы:
- исследовать историографию проблемы, источники по истории светской школы;
- рассмотреть численность и типологию школ, региональную специфику системы светского
образования;
- раскрыть роль руководства школой и педагогического состава в воспитании учащихся;
изучить воздействие богослужений, церковных праздников и законоучителей на религиозно-нравственное воспитание школьников;
проанализировать значение царских дней и юбилея династии Романовых для монархического воспитания учащихся;
исследовать влияние празднования памятных дат истории и экскурсий на патриотическое воспитание школьников;
раскрыть роль классов гимнастики и военного строя, допризывной подготовки в деле физического воспитания учащихся;
показать значение нормативной базы и контроля за состоянием здоровья учащихся для гигиенического воспитания подрастающего поколения;
рассмотреть элементы трудового воспитания школьников;
выявить зависимость эстетического воспитания учащихся от участия в праздновании юбилеев русских писателей, обучения музыке и пению, посещения спектаклей и кинематографа.
Объектом исследования является воспитание в светской школе Западной Сибири конца ХГХ - начала XX вв. Светские школы - общеобразовательные учебные заведения Министерства народного просвещения, иных ведомств, подчиненные в учебном отношении МНП, готовившие выпускников для гражданской службы, где воспитание носило светский характер. В данных учебных заведениях Закон Божий являлся одним из обязательных предметов школьного курса, не имея преобладающего значения, как в учебных заведениях Синода Содержательная сторона учебно-воспитательного процесса в церковноприходской школе, преподавание предметов, подача материала в учебниках, учебных пособиях, периодике и на уроках была нацелена на религиозно-нравственное воспитание учащихся, носила духовную направленность. В светской школе общеобразовательные предметы преобладали над изучением Закона Божия, их преподавали лица, закончившие светские учебные заведения.
Предметом исследования является деятельность светских учебных заведений в Западной Сибири на рубеже ХГХ-ХХ вв. по воспитанию учащихся, эволюция института воспитания в школах региона. Под воспитанием мы понимаем целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов убеждений . Принимая во внимание аспекты воспитательного процесса в школе, мы выделяем религиозно-нравственное, монархическое, патриотическое, физическое, гигиеническое, трудовое, эстетическое, воспитание. Значимым моментом является соотношение понятий «воспитание» и «воспитательный процесс». Воспитание осуществляется через воспитательный процесс. Воспитательный процесс практически реализует такое общественное явление, как воспитание, в его движении и развитии. Данный процесс является процессом социализации. Основные его участники: учащиеся, педагогический коллектив, обеспечивающий формирование личности и подготовку детей к жизни2.
В данной работе воспитание изучается как общественное явление, представляющее собой органическую часть всей общественной жизни. Основное внимание в исследовании уделяется специфике воспитания в школе применительно к внеклассной работе с учащимися. Воспитанию во время учебного процесса уделено внимание при рассмотрении физического, трудового, гигиенического и эстетического воспитания. Экологическое воспитание рассматривается в рамках трудового. Военно-патриотическое воспитание освещается применительно к физическому воспитанию учащихся.
Территориальные рамки исследования охватывают Западную Сибирь в административных границах Тобольской и Томской губерний, Омского уезда Акмолинской области. Томская губерния делилась на уезды: Барнаульский, Бийский, Змеиногорский, Каннский, Кузнецкий, Мариинский, Томский. Тобольская губерния по территории являлась крупнейшим субъектом Западной Сибири и вторым по населению, уступая Томской губернии. В Тобольскую губернию входили следующие уезды: Тобольский, Тюкалинский, Березовский, Ишимский, Курганский, Сургутский, Тарский, Туринский, Тюменский, Ялуторовский. Тобольская губерния по территории являлась крупнейшим субъектом Западной Сибири и вторым по населению, уступая Томской
1 Мудрик А.В. Воспитание /Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. С. 165
2 ЛихачевБ.Т. Педагогика. М., 1999. С. 42^13.
губернии. Томская и Тобольская губернии - достаточно крупные регионы, изучая которые можно проследить тенденции развития народного образования в Сибири. В 1860-х на территории Западной Сибири насчитывалось 19 городов, в 1917 г. - 263. Отличительными чертами исследуемого периода являются интенсивная колонизация Западной Сибири, значительный рост городского населения, что привело к увеличению количества светских школ всех типов.
Хронологические рамки исследования: конец XIX - начало XX вв. (1885-1917 гг.). Традиционно в отечественной историографии выделяют рубеж начала 60-х гг. XIX в. В данный период происходит развитие капитализма в России, земства, способствуют развитию светского школьного образования. В Западной Сибири земства отсутствовали. Значительного увеличения количества школ не произошло. Открываются женские школы.
Существенное влияние на развитие школьного образования в регионе оказала деятельность МНП по учреждению Западно-Сибирского учебного округа с введением должности попечителя в 1885 г. по месту учреждения первого университета в Сибири. С этого момента выстраивается вертикаль управления светским образованием в регионе, наблюдается рост учебных заведений, усиливается контроль за своевременным исполнением циркуляров МНП, благодаря чему воспитательный процесс в учебных заведениях приобретает более целенаправленный, организованный характер, что определило нижнюю границу исследования.
Основное внимание в работе уделяется 1908-1917 гг., когда наблюдается значительное увеличение числа светских учебных заведений в Западной Сибири, активизируется воспитательная работа в школах после русско-японской войны и революции 1905-1907 гг. Верхняя граница исследования - Февральская революция, в результате которой система воспитания в школах кардинально меняется: монархическое воспитание устраняется из школ, что повлияло на другие аспекты воспитательной работы с учащимися. Изменения нашли отражение в вопросах религиозно-нравственного, патриотического, физического воспитания.
Методология и основные методы исследования. Воспитание - объект исследования множества наук. Научным обоснованием воспитания занимаются философия, педагогика, психология, социология. В силу своей многоаспекгности воспитание привлекает ученых различных специальностей. Освоение и результативность разработки пограничных областей знаний, по мнению Э.Д. Днепрова, возможны только при преодолении издержек специализации, при взаимном обогащении идей и методов смежных наук4. При этом под воспитанием понимается целенаправленный, системно организованный процесс, реализуемый специально подготовленными людьми в образовательных учреждениях и ориентированный на освоение личностью норм и правил поведения, принятых в обществе . Воспитание тесно связано с понятием формирование - процессом, направленным на определенные изменения в человеке и ведущий к результату. Воспитательный процесс - целенаправленное воздействие на формирование личности и ее встречное движение.
Наблюдается разнообразие методологических подходов к изучению истории школы и воспитания. В рамках модернизационного подхода процессы в социокультурной сфере задавались внешними воздействиями и внутренними стимулами различных сегментов общества. Реформы второй половины XIX в. способствовали оживлению общественной жизни, проявлению общественной инициативы по открытию школ, созданию попечигельств, обществ вспомоществования учащимся. Процессы модернизации, ускоряясь в России в исследуемый период, отразились на развитии образования в Западной Сибири, способствуя увеличению количества школ, появлению женских учебных заведений, активизации воспитательной работы в светской школе. Реформирование школы как сегмента российской социокультурной системы, может рассматриваться в рамках «догоняющей модернизации»: идеи К.Д Ушинского, основанные на изучении опыта воспитания в западных школах, оказали влияние на учебно-воспитательный процесс дореволюционной светской школы в России и Западной Сибири, в частности. До этого периода российская система образования и воспитания, начиная с конца XVIII в., ориентировалась на немецкую модель. В свою очередь И.Ф. Гербарт
3 Скубневский В.А. развитие сети городов Сибири в конце XIX - начале XX в. // Актуальные вопросы истории
Сибири. Барнаул, 2002. С. 190.
4 Днепров Э.Д. Системный подход в изучении народного образования дореволюционной России // Школа и
педагогическая мысль России периода 2-х буржуазно-демократических революций. М., 1984. С. 28.
5 Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания: Конспект лекций. М., 2006.
считал целью воспитания формирование добродетельного человека, уважающего существующий порядок и подчиняющегося ему6.
С точки зрения теории модернизации, в России разработка концепций воспитания имеет давнюю традицию. В середине XIX в. К.Д. Ушинский, изучая философские, психологические и педагогические теории, систему образования и воспитания стран Западной Европы, обосновал антропологическую концепцию воспитания. Исследования Ушинского имели важное значение для российской школы, не имевшей до того времени прочной научной основы в сфере обучения и воспитания. Он доказал, что воспитание человека возможно только благодаря комплексу знаний о нем, накопленных всеми науками. Ушинский разработал идею народности воспитания, для реализации которой предполагалось создать сеть народных школ, обеспечивающих обязательность обучения всех детей. Процессом воспитания должен был руководить сам народ. Воспитание развивало умственные способности детей для использования их в интересах народа. Центральное место в воспитании должен был занимать родной язык Воспитание формировало человека, первой потребностью которого являлся труд, патриота с твердой волей и характером. Женщинам следовало обеспечить образование равное мужчинам. Не допускалось «слепое» заимствование и внедрение в практику иностранных воспитательных систем, не соответствующих духу русской народности7.
Представитель социальной педагогики Э. Дюркгейм считал на основании концепции «стадий цивилизации», что каждой исторической стадии, пройденной человечеством, присущи свои особые системы идеалов воспитания - «коллективные представления». По мнению ученого, современная цивилизация вобрала в себя компоненты представлений прошлого, выработав одновременно свои педагогические ценности и идеалы. В своей работе «Воспитание - методологическая социализация» Э. Дюркгейм указывал, что деятельность школы заключается, прежде всего, «в развитии известного набора интеллектуальных, нравственных, физических качеств, которых требует общество и среда»8.
Идея всестороннего гармонического развития личности нашла отражение в работах отечественных ученых начала XX века. Важнейшую сторону комплексного исследования ребенка составляло изучение условий, способствующих правильному детскому развитию или препятствующих ему, что предусматривало разработку гигиены воспитания. В рамках данного направления выяснялись и устранялись вредные стороны школьной обстановки, оказывалось содействие правильному развитию детей, укреплению их здоровья (ИМ. Сеченов, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, А.П Нечаев, И А. Сикорский, В.Е. Игнатьев).
В исследовании для решения поставленных задач применялись методы сравнительно-исторического и детерминаншо-генетического анализа, синтеза. Исследование истории воспитания в светских школах предполагало комплексное использование цивилизационного, аксиологического, системного, полипарадигмального, культурологического и личностно-деятельностного подходов.
Методы исследования: историко-педагогическая интерпретация информации, содержащейся в источниках; сравнительночюпоставительньге методы (анализ, синтез, актуализация, классификация, систематизация); сравнительно-исторический метод позволивший сопоставить светский и религиозный подходы в воспитании; метод исторического и логического анализа
Таким образом, методологической основой исследования служат: философские, педагогические, психологические концепции. Разнообразие имеющихся методологических подходов к изучению истории воспитания позволило нам провести междисциплинарное исследование на примере определенного региона.
Источниковая база исследования более детально отражена во втором параграфе первой главы диссертации. При рассмотрении воспитания в светских учебных заведениях Западной Сибири, исследуемого периода, нами использовалось значительное число письменных источников. Среди них выделяются следующие группы законодательные акты, статистические материалы, делопроизводственная документация, материалы периодических изданий и личного происхождения. Данные источники содержат информацию о различных сторонах жизни дореволюционной школы. Большая часть данных источников выявлена впервые в архивах центральных и региональных. Совокупность использованных источников обеспечила достаточно полную документальную базу для исследования проблемы. Перечислим основные архивы и фонды, используемые при написании работы: Российский государственный исторический архив (Ф. 733.
6 См.: Гербарт И. Психология. СПб., 1895.
7 Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании//Педагогические сочинения: В б т. Т. 1. М, 1990. С. 194—256.
8 Scheler М. Die Stellung des Menschen im Kosmos. Darmstadt, 1928. S.3.
Министерство народного просвещения); Государственный архив Томской области (Ф. 126. Попечитель Западно-Сибирского учебного округа), Государственный архив Тюменской области (Ф. И-55. Тюменская женская гимназия (1915-1917); Ф. И-58. Ишимская женская гимназия (1911-1917); Ф. И-59. Тюменское второе мужское высшее начальное училище (1910-1919); Ф. И-73. Ишимское уездное училище (1847-1917); Ф. И-94. Ишимское городское училище (1902-1913); Государственный архив Омской области (Ф. 8. Инспектор народных училищ 1-го района Акмолинской области (1889-1918); Ф. 32. Омская мужская гимназия (1886-1918); Государственный архив Курганской области (Ф. 147. Курганское уездное училище; Ф. 152. Курганская мужская гимназия (1911-1919), архивы г. Тобольска (Ф. И-5. Директор народных училищ Тобольской губернии); г. Ишима (Ф. 110. Ишимское высшее начальное мужское училище; Ф. 115. Ишимская женская гимназия). Совокупность использованных источников обеспечила достаточно полную документальную базу для исследования проблемы.
Научная новизна исследования заключается в том, воспитание учащихся светских школ Западной Сибири в конце XLX - начале XX вв. ранее изучалось фрагментарно, не рассмагриваясь комплексно как самостоятельная проблема. Данная работа такого уровня является первой в отечественной историографии, где представлена целостная картина воспитания в светских учебных заведениях Западной Сибири исследуемого периода. Большая часть использованных источников вводится в научный оборот впервые. Привлечен значительный массив архивных документов, отражающих участие центральных и местных административно-управленческих органов, педагогических советов учебных заведений, общественных объединений в вопросах воспитания учащихся.
Множество проблем, затрагиваемых в диссертации, поднимается впервые применительно к региону, в частности, роль руководителя учебного заведения, педагогов и наставников в воспитании учащихся, организация школьных экскурсий, праздников древонасаждения, благотворительных спектаклей учащихся, гигиеническое воспитание в светской школе.
В работе выделены основные этапы воспитательного процесса в светских учебных заведениях Западной Сибири конца ХГХ - начала XX веков. В отличие от предыдущих исследований, рассматривающих воспитание в школах с точки зрения истории педагогики без учета воздействия исторических событий на жизнедеятельность учебных заведений, автор прослеживает роль памятных дат, влияние Первой мировой войны на воспитание учащихся. Детально рассмотрены факторы, влияющие на религиозно-нравственное, монархическое, патриотическое, трудовое, физическое, гигиеническое, эстетическое воспитание школьников. Выявлены особенности деятельности церкви и законоучителей в светских школах региона, их воздействие на учащихся. Акцентируется внимание на благотворительной деятельности школьников в рамках трудового и эстетического воспитания.
Практическая значимость диссертации определяется тем, что в результате исследования, конкретизируется исторический опыт развития народного образования в Западной Сибири, акцентируется внимание на ранее мало изученных вопросах. Данная работа способствует созданию довольно полной картины развития воспитательного процесса в светской школе крупного региона России на рубеже ХГХ - XX вв. Структуру работы можно использовать в качестве модели при изучении аналогичных процессов в иных регионах страны. Материалы диссертационного исследования могут быть задействованы при разработке курсов по истории Урала и Сибири, при написании спецкурсов по краеведению, по истории образования и истории педагогики Западной Сибири и Урала
Апробация основных выводов и положений диссертации осуществлялась в докладах и сообщениях на 40 международных, всероссийских, региональных симпозиумах, конференциях, семинарах в России и Казахстане. Некоторые положения работы были использованы при чтении лекций по спецкурсам в рамках регионального компонента ГОС, прочитанных по месту работы. Диссертация обсуждалась и была рекомендована к защите на заседании кафедры отечественной истории АТУ. По теме работы издано 99 публикаций, общим объемом 77 п.л, в том числе 6 авторских и 1 коллективная монография.
Источники по истории светской школы
Воспитание на протяжении столетий изучается учеными различных отраслей знания. Исследованием воспитания занимаются педагоги, психологи, социологи, философы, этнографы, историки, экономисты, правоведы, биологи, физиологи, генетики. Категория воспитания является одной из основных в педагогической науке. В ходе изучения воспитания сложились разные подходы при рассмотрении данной категории. Рассматривая объем понятия, многие ученые выделяют воспитание в социальном смысле, понимая под ним влияние на личность общества в целом, отождествляя воспитание с социализацией. Воспитание также рассматривается исследователями в более узком смысле, как целенаправленная деятельность, призванная «формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений» . Возможна трактовка воспитания в еще более локальном аспекте -решение определенной воспитательной задачи. Школа является одним из ведущих институтов воспитания, выполняя основные функции по воспитанию подрастающего поколения.
Литература, имеющая отношение к истории воспитания в России, довольно обширна и для ее анализа необходимо провести отдельное исследование. В связи с этим, мы остановимся на рассмотрении работ, имеющих наиболее существенное значение для раскрытия нашей темы в рамках исследуемого региона. Историографической базой исследования послужили работы, представленные в библиографическом списке диссертации.
Исследование воспитания в российской историографии имеет определенные традиции. Изучение школьного воспитания наиболее развивалось в отечественной науке, начиная со второй половины XIX века. Это было связано с реформированием системы образования в период правления Александра I. С середины XIX в. воспитание являлось одной из важнейших функций государства. Более последовательно занимаясь совершенствованием воспитания, государство стремилось формировать необходимый для него тип гражданина .
Проблема школьного воспитания посвящалось множество работ ученых различных направлений на рубеже XIX - начала XX вв. Данные публикации не имели высокого научного уровня. Исключение составляют работы известных педагогов. Из данных работ можно выделить публикации К.Д. Ушинского, В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева. Первый считал, что на процесс воспитания нужно смотреть более широко, так как духовное развитие, духовное воспитание человека в отдельности и народа вообще совершаются не одной школой, но несколькими, великими воспитателями: природой, жизнью, наукой и религией. Нетрудно также убедиться, что уроки всех этих великих воспитателей человека производят на его душу развивающее влияние только тогда, когда душа эта хоть сколько-нибудь к тому подготовлена. Одними книгами нельзя было развить просвещения в народе, лишенном сколько-нибудь разумного первоначального воспитания .
По мнению К.Д. Ушинского, школьное воспитание не составляло всего воспитания народа. Религия, природа, семейство, предания, поэзия, законы, промышленность, литература, - все, из чего слагается историческая жизнь народа, -составляют его действительную школу, перед силой которой сила учебных заведений, особенно построенных на началах искусственных, совершенно ничтожна. Невозможно так изолировать воспитание, чтобы окружающая его со всех сторон жизнь не имела на него влияние. Она постоянно будет вносить свои убеждения и в учителей, и в учеников, придавать особенный оттенок лекциям первых и давать направление восприимчивости вторых. Если же что-то несогласное с общественной жизнью и успеет укорениться в молодом сердце, то и это немногое за дверями школы быстро изгладится . Вопросы воспитания педагог затрагивал в других своих работах, посвященных влиянию литературы на воспитательный процесс, роли педагога в школе .
Большое влияние на развитие вопросов, связанных с школьным воспитанием в России, оказали работы зарубежных авторов А. Бине, Э. Демолена, У. Джемса, П. Наторпа . Основную задачу воспитания У. Джемс видел в подготовке учеников к действию. Под действием он понимал «всевозможные виды целесообразных реакций при всяких условиях», в которые ученик мог попасть в период жизни. Под воспитанием У. Джемс понимал организацию в человеке средств и сил для действия дающих ему возможность приспосабливаться к окружающей социальной и физической среде. Воспитание - организация приобретенных привычек поведения и наклонностей к действию . Процесс воспитания - приобретение представлений или понятий. Лучше всего воспитанным окажется тот, кто обладает наибольшим их запасом и готов к встрече с самыми разнообразными случайностями жизни .
Определенное место в дореволюционной историографии принадлежит марксистским работам. В частности, в работах В.И. Ленина вопросы воспитания и образования рассматривались в связи с политикой и экономикой. В ряде статей он критиковал царизм за политику в области просвещения, показывая стремление буржуазии использовать воспитание и образование подрастающего поколения в своих интересах. В годы первой русской революции В.И. Ленин подчеркивал значение работы с молодежью, ее воспитание, учитывая значение преемственности поколений в борьбе . Проблемам воспитания посвящены статьи Н.К. Крупской. В своих публикациях она большое внимание уделяла трудовому воспитанию учащихся. При организации труда в школе следовало иметь в виду его воспитательную цель .
Литература по истории воспитания в светских школах Западной Сибири на рубеже XIX-XX вв. довольно обширна и требует детального рассмотрения.
В изучении истории воспитания и образования в Западной Сибири можно выделить несколько периодов. К первому относится дореволюционная литература.
По исследуемому региону, в этот период характерны труды социально-географического плана, в которых наряду с описанием условий жизни в Сибири и отдельных городах, дается и характеристика начальных учебных заведений, учебно-воспитательного процесса в них. В работах А.П. Лысова, Г.Я. Маляревского, Н.И. Палопеженцева, Е.Ф. Соколова и других, опубликованных в 90-х гг. XIX в., рассматриваются вопросы состояния школьного дела в Тобольской губернии . Вопросы начального образования в Томской губернии нашли отражение в работах П.Т. Виноградова, Е.П. Рыловой, А.П. Успенского в конце XIX - начале XX веков .
По мнению А.П. Лысова, народная школа служила религиозно-нравственному воспитанию учащихся. Начальная школа давала только «простую» грамотность, воспитательная цель отходила при этом «на задний план» . Автор признавал воспитательное значение физического труда учеников в мастерской, садах и огородах, обучение девочек рукоделию. Отмечалось обучение в школах церковному пению. Преподавание гимнастики носило эпизодический характер из-за отсутствия подготовленных преподавателей и неприспособленности помещений. При школах устраивались воскресные чтения. На них читались рассказы по истории России, книги из серии «Читальня народной школы». В училищах проходили литературно-вокальные вечера для детей, рождественские елки. А.П. Лысов не подчеркивал воспитательное значение физического труда, пения, гимнастики, воскресных чтений и организации праздничных мероприятий, ограничиваясь констатацией факта, отмечая недостаточную распространенность этих начинаний.
Региональная специфика
Среди светских начальных учебных заведений, относящихся непосредственно к ведомству МНП, рост числа училищ был не очень значителен. С 1861 по 1891 гг. их количество возросло по Западной Сибири в 3,6 раза. В Тобольской губернии результаты были еще более скромными, составляя 50 % .
В Западной Сибири до 60-х гг. XIX в., по мнению Ф.Ф. Шамахова, фактически отсутствовало женское образование. В правительственных учебных заведениях девочки не обучались. В восьми частных начальных школах Западной Сибири училось всего 338 девочек, 253 из них в 5 начальных школах III разряда Тобольской губернии . Н.С. Юрцовский, на наш взгляд, более объективно оценивал положение, сложившееся с женским образованием в Сибири, считая, что к 60-м гг. XIX в. обучение девочек «только что начинает входить в обыкновение» .
Правительственная школа предназначалась для обучения детей городского населения - чиновников и купцов, а также мещан. Эту функцию выполняли городские приходские училища по уставу 1828 года. До середины XIX в. эти школы сосредоточились преимущественно в Тобольской губернии. К 1861 г. в 12 училищах обучалось 717 мальчиков. В Томской губернии находилось 6 училищ данного типа. В 1891 г. в Томской губернии насчитывалось уже 27 городских приходских училищ, в Тобольской губернии только 18
С 60-х по 90-е гг. XIX века в Западной Сибири увеличивается количество школ, свидетельствуя о некотором повышении спроса на народное образование, вызванного развитием сибирской экономики. Росли сибирские города, и почти в 5 раз увеличилось число учащихся в городских приходских училищах. Между тем, увеличение числа учащихся этого типа учебных заведений в Тобольской губернии не превысило 68 % . Колонизируются сибирские просторы, развивается новый тип школы, предназначенной для крестьян переселенцев - сельские училища министерства Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири... С. 140. Шамахов Ф.Ф. Динамика развития общеобразовательной школы... С. 418. 160 Шамахов Ф.Ф. ... С. 418. государственных имуществ. В Тобольской губернии в 1860 г. насчитывалось 15 сельских школ разных ведомств, где обучались 891 мальчик и 6 девочек. В этом же году крестьяне двух волостей возбудили ходатайство об открытии у них школ, поставив условие - не посылать к ним учительниц . К 1891 г. в Тобольской губернии насчитывалось 238 сельских училищ МГИ, в Томской губернии -173
Женский состав обучающихся появляется и в правительственных начальных школах Западной Сибири, составляя 23 % к общему числу учащихся. Существенно увеличивается количество средних учебных заведений: с двух мужских гимназий до 19 мужских и женских с 2803 учащимися .
Наблюдается усиление потребности в знаниях «средних» слоев городского населения - мелких чиновников, торговцев. Появляется удовлетворяющий эти потребности новый тип повышенной начальной школы - городские училища по «Положению 1872 года». Число учащихся в повышенных начальных училищах Западной Сибири возрастает в 3 раза .
Реформы 60-е гг. XIX в. принесли еще один фактор для развития народного образования - земские самоуправления по закону 1864 г., но Сибирь не могла добиться распространения на нее земского самоуправления, и лишь города наравне с российскими получили новое городское самоуправление по положению 1870 года. Сибирские города, начиная с 80-х гг. XIX в., использовали предоставленные им права деятельности в области народного просвещения, в некоторых отношениях оказываясь иногда впереди городов Европейской России. По мнению Н.С. Юрцовского: «При отсутствии в Сибири земства и при слабости городской жизни и населения, в развитии народного образования на территории Сибири основную роль должны были сыграть бюрократические органы, призванные к делу народного просвещения» . Данная тенденция, по нашему убеждению, частично подходит только применительно к рубежу XIX - началу XX вв., так как после событий 1905— 1907 гг. основную роль в развитии образования в городах начинают играть органы городского самоуправления, что особенно явно прослеживается на примере Ишима, Кургана и других городов Западной Сибири. В более крупных городах (Омск, Томск, Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири ... С.141. Барнаул) при развитии среднего образования в указанный период немаловажную роль играла частная инициатива.
Основным фактором развития образования Н.С. Юрцовский считал повышение интереса к образованию со стороны самого населения, ставя это развитие в зависимость от постепенной «грамотизации» населения. В 70-е гг. XIX в. повышению образовательного интереса у населения способствовало предоставление льгот по образованию окончившим ту или иную школу.
На первом этапе исследуемого периода, начиная со второй половины 90-х гг., повышению образовательного интереса со стороны населения способствовало изменение общего характера экономической жизни сибирского населения, чему в значительной мере способствовало строительство сибирской железной дороги. Именно с этого момента начинается наиболее быстрый рост числа учащихся в начальных школах Сибири. Население само уже ощущает потребность в образовании и чем далее, тем более это сознание укрепляется, приводя к увеличению процента грамотных среди населения.
С середины XIX в. центр тяжести в развитии культуры и образования постепенно перемещался из Тобольской губернии в Томскую, так как Тобольск, имея менее выгодное географическое положение, терял свое административное значение. В связи с этим замедлялись темпы роста развития народного образования в Тобольской губернии и увеличивались в Томской губернии.
Такова была картина состояния образования в Западной Сибири к 90-м гг. XIX в., когда в России отмечалось начало большого оживления в промышленно-экономической сфере. Данная тенденция в незначительной степени повлияла на развитие образования в исследуемом регионе.
Особое внимание следует уделить при рассмотрении светского образования в Западной Сибири данным переписи 1911 года. При отсутствии правильно поставленной организованной школьной статистики в России, для характеристики состояния начального образования в Западной Сибири наиболее достоверным источником являются данные однодневной школьной переписи 18 января 1911 года. Эта перепись в сравнении с данными, собранными хотя и менее совершенным путем в 1894 г., позволяет установить темп развития образовательной деятельности в Западной Сибири за 15 лет. Перепись дает нам представление о числе всех начальных школ разных ведомств по губерниям и областям Западной Сибири и Сибири в целом.
Педагоги и наставники
Торжественно отмечая праздник Воскресения Христа, служители культа придавали ему особое значение, так как по учению церкви, Христос, добровольно приняв страдания и мученическую смерть, искупил грехи людей, обеспечил верующим вечную жизнь за гробом.
Задолго до наступления пасхи церковь начинала готовить верующих к празднику. В храмах читались отрывки из евангелий, которые, по замыслу служителей культа, должны были вызвать у учащихся чувство смирения и раскаяния в своих вольных или невольных грехах перед богом. В то же время верующим напоминалось о страшных карах, которые ждали грешников после страшного суда. В последнее воскресенье перед постом проповедовалась идея всепрощения. Учащимся внушалось, что милосердный бог прощает любые прегрешения тем, кто раскается в своих грехах. Это воскресенье носило название «прощеного воскресенья».
Особенно большое психологическое воздействие оказывал на учащихся предшествующий Пасхе Великий пост, который длился семь недель; в течение этого времени ученики должны были ограничивать себя в еде, отказываться от каких бы то ни было развлечений. Они должны были раскаяться в грехах, духовно обновиться. Проводя верующих по пути к празднику через дни поста, церковь тем самым усиливала значимость Пасхи для тех, кто с нетерпением ожидал ее в последнюю неделю поста, которая носила название «страстной недели».
Вся обстановка в храмах, богослужения, печальные песнопения направлены были на то, чтобы создать у верующих особое настроение. Так церковь подводила учащихся к праздничному дню, который отмечался особо торжественным богослужением.
В светских учебных заведениях Западной Сибири довольно строго соблюдались религиозные обряды и каноны. В феврале 1915 г. педсовет Тюменской женской гимназии рассматривал замечание попечителя учебного округа, не усмотревшего в протоколах педсовета «достаточной заботливости воспитательного персонала о пробуждении и укреплении в училищах религиозного чувства...» . Законоучитель гимназии, обратил внимание собравшихся на проведение им с учащимися воспитательных бесед на уроках закона Божия во всех классах, кроме 7-го, где времени на беседы не хватало из-за большой программы. Далее обсуждался вопрос о говений , т.к. в приходской Знаменской церкви не могли поместиться сразу все ученицы гимназии, педсовет решил, освобождать от посещения храма учениц 1-4 классов в определенные дни по очереди . Ученицам других классов предписывалось в четверг утром и пятницу вечером посещать церкви по месту жительства, а в пятницу утром и субботу они должны были присутствовать на службе в Знаменской церкви. Законоучитель в пятницу после богослужения исповедовал учениц. В субботу в церкви ученицы причащались. Если ученица не могла говеть в отведенное время, то ей нужно было говеть в последнюю неделю, родители ученицы сообщали в гимназию о причине, помешавшей ученице говеть в назначенные дни. Ученицам, уезжающим на страстную неделю и Пасху из Тюмени к родителям, необходимо было представить свидетельство о говений от священника того прихода, куда они уехали. В воскресные и праздничные дни классные надзирательницы контролировали посещение литургии ученицами гимназии. В некоторых церквях был отпечатан специальный бланк свидетельства о говений. В большинстве же своем свидетельства писались священниками от руки.
Усиление контроля за религиозно-нравственным воспитанием учащихся совпало с образованием комитетов по внешкольному надзору за школьниками. На педсовете Тюменской женской гимназии в феврале 1915 г. председатель П.А. Ивачев сообщил об организации им комитета по внешкольному надзору за учащимися учебных заведений МНП г. Тюмени по предложению попечителя учебного округа. Далее Ивачев представил правила по внешкольному поведению учениц гимназии, в первую очередь, включающие в себя пункт о религиозных обязанностях учениц. Ученицы обязывались присутствовать на общественных богослужениях в воскресенье; свободные дни в праздники и вечером перед этими днями. «В Храме они должны вести себя с подобающим святыне благоговением, отнюдь не позволяя себе не переходить с места на место, ни разговаривать между собою, вообще не делая ничего такого, что могло бы мешать сосредоточенному молитвенному настроению как подруг, так и других прихожан церкви» . Ученицы обязывались исповедоваться в страстную неделю или в седмицу Великого поста, назначенную начальством гимназии, или представить свидетельство о говений от приходского священника. Гимназисткам нужно было являться на уроки вовремя, не пропуская молитву перед учением. Данные правила послужили основой для написания правил по внешкольному надзору и в низших учебных заведениях Тюмени. В апреле 1915 г. учитель-инспектор Тюменского 2-го ВНУ представил педсовету проект правил для «молитвенности и научной музыкальности» с помощью композиторов . Составитель учебника богослужения Н.Р. Антонов отмечал: «Но как ни обширна, ни могущественна стихия Русского Церковного пения, как ни разнообразны существующие духовно-музыкальные сочинения, все-таки пока они представляют неразработанные сокровища, не проникшие в народные массы. И первый путь для более обширного ознакомления с красотами нашего пения - это развитие в народе практического навыка пения, чрез изучение церковных напевов в школе и устройство общенародного, массового пения» .
В годы Первой мировой войны большое внимание в учебных заведениях уделялось религиозно-нравственному воспитанию учащихся, в сочетании с патриотическим. Военные учреждения, министерства, в ведении которых находились учебные заведения, выступили с инициативой об увековечивании памяти погибших учеников. В ноябре 1914 г. на очередном собрании Тюменской городской думы рассматривался циркуляр Тобольского губернатора об отношении Александровского комитета о раненных начальнику Омского военного округа с предложением увековечить память павших воинов выставлением в церквях досок с их именами. Дума решила поддержать начинание, способствуя постановке досок в церквях с именами «павших воинов из тюменских граждан, так и в создании в Тюмени памятников по увековечиванию памяти этих воинов» .
Съезды законоучителей
После ухода на фронт кадровых офицеров, проводивших занятия гимнастикой, перед педсоветами учебных заведений встал вопрос, чем можно заменить данные занятия. На педсовете Барнаульского реального училища в соответствии с циркуляром МНП от 10 июня 1904 г. обсуждался вопрос о мерах по улучшению физического воспитания. Училищному врачу было поручено представить соображения относительно устройства купания для учащихся на реке Оби, с тем, чтобы соображения эти могли быть до начала лета рассмотрены на педсовете для принятия соответствующих мер. Было решено при первой возможности пригласить для преподавания гимнастики строевого офицера, поручив ему ознакомление учеников старших классов с огнестрельным оружием. Признано желательным летом 1905 г. при использовании специальных средств училища организовать с учениками старших классов экскурсию на Горный Алтай. Данное мероприятие могло стать поучительным, как в естественно-историческом, так и в этнографическом отношениях .
Природно-климатические условия региона оказывали влияние на организацию физического воспитания учащихся. При отсутствии специалистов для преподавания гимнастики, преподавание данного предмета прекращалось. Для физического развития учащихся в Тобольской гимназии в 1905 г. принимались меры, но, к сожалению, не все те, какие были бы желательны: так общегимназические прогулки в ближайшие окрестности, возможные только в праздничные дни, не могли быть устраиваемы вследствие дурной и непостоянной погоды весной и осенью; устраивались несколько раз только частные прогулки в лес пансионеров. Во время этих прогулок ученикам предоставлялась возможная свобода действий. На прогулках за городом учащиеся были заняты различными играми. Спортивных занятий в 1905 г. организовано не было в связи с отсутствием в Тобольске спортивных обществ и надлежащих руководителей. Зарождалась школа плаванья, появились велосипедисты . В бывшем гимнастическом зале гимназии с августа пили чаи и молоко .
Принимались меры к улучшению физического развития учащихся в частной женской гимназии Миркович в Томске в 1905 г.: 1) введены горячие мясные завтраки по цене их действительной стоимости от 2 руб. до 2 руб. 50 коп. в месяц с ученицы; 2) устраивались физические игры и упражнения под руководством преподавательницы специалиста, ежедневно в большую перемену и в свободные от уроков часы .
В Барнаульском реальном училище в 1909 г. гимнастике обучался 181 (59,5 %) ученик . Родительский комитет при училище, избираемый в 1908-1909 гг. ежегодно строил каток для учащихся и, принимая во внимание пользование катком учащимися всех учебных заведений, привлек к участию в расходах на устройство катка родительские комитеты правительственной и частной женских гимназий .
Стремление учебных заведений организовать занятия гимнастикой не всегда находило понимание у городских самоуправлений. На педсовете Тюменского реального училища в 1910 г. обсуждался вопрос о возбужденном ходатайстве директором перед городской думой о временном предоставлении части соседней с училищем площади для устройства гимнастики и об отклонении городской думой этого ходатайства .
Смена руководства учебными заведениями позитивно влияла на постановку преподавания гимнастики. Физическое воспитание следовало сочетать с гигиеническим. Развивая общий план переустройства училища, согласно требованиям школьной гигиены, новый директор Томского реального училища в 1910 г. А.Ф. Федоров разработал проект перестройки сарая под гимнастический манеж. В ноябре 1910 г. состоялось освящение нового гимнастического манежа в присутствии попечителя учебного округа, парад воспитанников и завтрак, данный в честь бывшего почетного попечителя И.И. Колосова, на пожертвования которого был сооружен манеж. Таким образом, с 1910 г. в училище было введено преподавание гимнастики и военного строя . В расписание уроков училища ввели изменение: в связи с требованием школьной гигиены, чтобы уроки гимнастики проводились перед завтраком и пока дети не истомились, пришлось эти уроки поставить на третий урок - с 11 до 12 часов дня .
Физическому воспитанию молодежи способствовали капиталы почетных попечителей учебных заведений. При Томском реальном училище имелся пожертвованный почетным попечителем И.И. Колосовым капитал в размере 3000 руб. для устройства пансиона. Так как открытие пансиона при училище не предвиделось, то жертвователь согласился дать капиталу новое назначение: употребить эти деньги на физическое воспитание молодежи, которое до 1910 г. в училище было в полном запустении. Осенью во дворе училища началось сооружение гимнастического манежа. Используя материал от деревянного сарая, удалось к сентябрю построить манеж с гимнастическим залом и мезонином, где помещалась квартира для служителя. В зале был асфальтовый пол и поставлены три большие печи. В морозы температура держалась не ниже 14 градусов. Три больших окна давали массу света. Гимнастический зал снабдили необходимыми приборами. Для военных упражнений также имелись 200 деревянных ружей двух образцов: винтовок для старшего возраста и детских ружей для младшего. Регулярные занятия гимнастикой и военным строем происходили с 16 сентября 1910 г. под руководством поручика 42 стрелкового полка .
Занятия гимнастикой проводились по следующей программе: вольные упражнения (сокольская система), прыжки и бег, упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с палками, ружьями, булавами, группы и пирамиды. Уроки военного строя включали в себя: порядковые движения, приемы ружейные и для стрельбы. Уделялось внимание играм и спорту - бросание тяжестей (шара), диска, стрельба в цель из лука, лыжи, фехтование. Устраивался гимнастический состязательный праздник. По степени трудности упражнений ученики делились на две группы: старшая - с 5 по 7 классы, младшая - с 1 по 4 классы. Всего было 8 уроков гимнастики в неделю. Для учеников старших классов гимнастика проводилась во время третьего урока. Ученики младших классов занимались гимнастикой в большую перемену. По четвергам и пятницам уроков гимнастики не было: в эти дни ученики во время большой перемены упражнялись сами под непременным наблюдением помощника классных наставников. Занятия гимнастикой были обязательны для всех учеников. Ученики, предоставившие свидетельство врача о вреде для них занятий гимнастикой, освобождались от посещения этих уроков. Число освобожденных колебалось от 12 до 15 человек. Все остальные ученики охотно и усердно посещали уроки гимнастики. Для занятий училище приобрело в 1910 г. 50 пар лыж. Прогулки на лыжах устраивались под руководством учителя в день освящения манежа 21 ноября и 27 декабря .
В ряде учебных заведений начиналось преподавание гимнастики акцентируясь только на гимнастических упражнениях. В январе 1910 г. во всех классах Ново-Николаевского реального училища была введена гимнастика. Для занятий сокольско-пластической гимнастикой было приглашено лицо, возбудившее интерес к своему предмету. Не смотря на неприспособленность помещения, в котором велись занятия, и оборудование этого помещения только доступными по цене гимнастическими снарядами, гимнастика «глубоко» заинтересовала учащихся всех классов. Занятия велись под звуки Сокольского марша, исполняемого на скрипке учителем музыки под аккомпанемент фисгармонии, а иногда ученическим оркестром. В связи с проявленным учениками интересом к сокольской гимнастике была организована поездка в Томск трех учеников в сопровождении врача Лукина на Сокольский праздник, проходивший в Томском коммерческом училище.
Развитие сокольской гимнастики в школах Западной Сибири привело к организации праздника в Томском коммерческом училище. Мероприятие состоялось вечером 31 января. Программа содержала массу интересных и хорошо выполненных номеров. Лукин в отчете писал: «Уверенность и бодрый вид «гимнастеров» производили приятный эффект на значительную публику, встречавшую все исполнения дружными аплодисментами» . Ученики разбились на три группы, проведя перед зрителями показательные выступления. Младшая группа выполнила легкие номера, средняя - более трудные и старшие ученики показали все, чему они успели научиться за полтора учебных года.