Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие таджикской советской культуры (1917-1991 гг.) Усмонов Аюб Исломович

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Усмонов Аюб Исломович. Становление и развитие таджикской советской культуры (1917-1991 гг.): диссертация ... доктора Исторических наук: 07.00.02 / Усмонов Аюб Исломович;[Место защиты: Таджикский национальный университет], 2019

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Зарождение и формирование таджикской советской культуры 19

1. Историография проблемы 19

2. Предпосылки культурного прогресса советского Таджикистана 38

3. Культурное строительство таджикского народа в первые годы советской власти 69

4. Культурное строительство в Таджикской АССР .88

Глава II. Осуществление культурной революции в Таджикистане (1929-1941 гг.) 104

1. Претворение культурной революции в Таджикской ССР и её результаты 104

2. Реформа письменности – новый этап развития таджикской культуры 155

Глава III. Культурная жизнь Таджикистана в военный и послевоенный период (1941-1960 гг.) 165

1. Культурная жизнь Таджикистана в годы Великой Отечественной войны 165

2. Развитие культуры советского Таджикистана в послевоенные годы 179

Глава IV. Таджикская советская культура в 60 -80-е годы ХХ века . 200

1. Коренная перестройка в сфере народного образования и науки 200

2. Особенности духовной культуры Таджикистана в 60-х – до середины 80-х годов 221

Заключение 247

Список использованной литературы 257

Приложение (диаграммы) 293

Предпосылки культурного прогресса советского Таджикистана

В Средней Азии существовала традиционная система образования, сложившаяся в древности и раннем средневековье (дабистаны, дабиристаны и др.). До арабского завоевания сыновей состоятельных горожан с пятилетнего возраста обучали чтению и письму, давали религиозные наставления, элементарные понятия по истории, математике и другим наукам. В VIII в. появились первые мактабы, а в Х в.- медресе. В первое время после арабского завоевания параллельно сосуществовали две системы обучения. Одна предназначалась для тех, кто не принял ислам и воспитывался в зороастрийском духе, другая – для детей тех, кто принял новую религию. Их обучали чтению, письму, арифметике, истории литературы. А дети высших чиновников, помимо этого, еще проходили военно-физическую подготовку (верховая езда, охота, поло, владение оружием). Те, кто готовился стать писцом, постигали ещё и науку делопроизводства, географию и манеры чиновников высшего круга, заучивали наизусть Коран.

Обучение в той или иной системе определялось социальным и имущественным положением населения. На протяжении всего средневековья в основном развивались начальное образование (мактабы) и высшее (медресе), были специально разработаны программы поэтапного коллективного и индивидуального обучения.

В период позднего феодализма образование пришло в упадок. Круг изучаемых предметов ограничился чтением, письмом, изучением Корана и основ шариата. Светские науки почти не изучались. В последнем случае большую роль играло самообразование, возвыситься над существовавшим уровнем образования могли только единицы (А. Дониш, Шохин, Савдо, С. Айни и др.).

Обучение в мактабах и медресе базировалось основано на изучении ислама. Мактабы содержались на общественных началах, а также за счет вакуфных доходов, располагались они при мечетях, в домах горожан, а в горных селениях - в общинных домах (аловхона).

Некоторые девочки из состоятельных семей обучалось на дому у учительницы (бибихалифы). Программа этих школ не отличалась от мужских. Труд бибихалифы оплачивался подарками учениц. Детей начинали учить в 5 - 6 - летнем возрасте. По мнению Абу Али ибн Сино, в этом в озрасте у ребенка уже полностью формируются все органы тела, укрепляется слух, развивается хорошая речь.1

Первоначальной книгой для чтения служил «афтияк» (Одна седьмая часть Корана). Чтение Корана длилось 2-3 года. Затем изучалось стихотворное произведение «Чор китоб», где излагались начала мусульманских законов, в него включались такие фрагменты из произведений классиков. Затем изучалось творчество Хафиза, Навои, Фузули, Бедиля.

Некоторые родители определяли своих детей в школу для чтецов Корана («корихона»), где за 3 года учащимся выучивался весь Коран, постигалось произношение арабских слов. В итоге они получали звание кори (чтец Корана). Основным методом обучения было заучивание, воспитание основывалось на палочной дисциплине.

Тот, кто хотел стать муллой, шёл в обучение к мулле (вне медресе), и длилось оно 3 года. Обучающийся изучал арабскую морфологию и синтаксис. Там же самое происходило и в медресе. Обучение основам ислама было важнейшим направлением в образовании.

Содержание учебной программы мактаба включало обучение грамоте по звуковому методу, чтение отрывков из Корана, произведений классиков персидско-таджикской литературы (Хафиза, Джами, Бедиля). Ученики получали также навыки по арифметике и каллиграфии.1 В Ходженте в конце XIX – начале XX в. насчитывялось 299 мактабов,2 в Ура-Тюбе с населением 2300 человек в 1910 г. в 36 мактабах училось 550 мальчиков и 67 девочек.3 В Пенджикентской волости действовали 108 мактабов на 900 детей.4 В 9-ти мактабах г. Пенджикента обучалось 175 учащихся (среди них 40 девочек).5 Однако, несмотря на наличие мактабов, большая часть населения оставалась неграмотной. По переписи 1897 г., в Пенджикенте грамотными были лишь 8,23% мужчин и 0,8% женщин, в Ура-Тюбе -соответственно 13,5 и 2,28%.6

Промежуточным учебным заведением, куда поступали после завершения мактаба лица, готовящиеся продолжить образование в медресе, была корихона. Корихона являлась чисто духовным учебным заведением, в ней господствовала исламская догматика.

Высшими учебными заведениями в культуре таджиков были медресе.7 В XIX в., например, в Самарканде было 19 медресе, в Ходженте -- 49, в Ташкенте - медресе.1 Количественный рост медресе в городах и селениях в конце XIX в. объясняется стабилизацией экономики и культурной жизни после присоединения среднеазиатского региона к России.

Медресе содержались на частные пожертвования и вакуфные доходы, в горных районах - за счет населения.2 В среднеазиатских медресе во второй половине XIX в. образование давалось в рамках ислама, однако при этом учащиеся получали некоторые знания по космогонии, географии, медицине, а также знакомились с началами естественных и математических наук. Овладев арабским и персидским языками, выпусники медресе становились знатоками таджикско-персидской классической литературы. Медресе сыграли определенную положительную роль в образовании, науке, культуре и просветительстве.3

Администрация Туркестанского края организовала в 80-е годы XIX в. русско-туземные школы, куда наряду с детьми русских чиновников и офицеров принимались и местные дети из зажиточных слоёв населения. Первая русско-туземная школа в Ташкенте открылась в 1884 г., а в 1913-14 г. в Туркестанском крае их было уже 167 с 6000 учащихся.4 Русско-туземные годичные или двухгодичные школы давали самые элементарные знания. Обучение было нацелено на подготовку чиновников, переводчиков, писарей и т.д. Эти школы способствовали знакомству местного населения с русской культурой и распространяли новые методы обучения. В Средней Азии были созданы также начальные и средние учебные заведения для русского населения: начальные школы, средние мужские и женские прогимназии, гимназии, семинарии, реальные училища.

В 1896 г. в Ташкенте были открыты реальное училище, готовившее специалистов для ремонта оборудования хлопковых и других заводов; в 1897 г. -курсы ирригационных надсмотрщиков; в 1902г. - гидротехническая школа. В Закаспийской области функционировали школа садоводства, огородничества и шелководства, готовившая специалистов сельского хозяйства низшей квалификации, и техническое железнодорожное училище, выпускавшее низших служащих для работы на железной дороге.

В Бухаре медресе, мактабы и другие учебные заведения находились под присмотром интеллигенции и духовенства. От мусульман требовалось знание основ Корана, поэтому не только в городах, но и почти во всех кишлаках эмирата при мечетях действовали мактабы. За эмиратом по-прежнему сохранялся титул «Бухорои шариф» («Благородная Бухара»).1 В начале ХХ в. только в Бухаре насчитывалось 365 мактабов, 140 медресе, в которых обучалось до 20 тыс. мулло-бачей (учащихся),2 из них в медресе - 10 тыс. чел.3 Влиятельные муллы имели мюридов (учеников). Ходжи Мирзамахмад, шейх Гиссара, имел более 500 мюридов, а известный ишан Каландархон из кишлака Рохати имел более 1000 мюридов.

В конце XIX в. буржуазные националистов Крыма, Поволжья и Северного Кавказа (И.Гаспринский, Д.Кильдеев, А.Баязитов и др.) организовали просветительское движение - джадидизм, представители которого выступили с критикой мусульманской школы и потребовали ее перестройки на религиозно-светской основе.

Претворение культурной революции в Таджикской ССР и её результаты

После образования Таджикской ССР в ходе строительства социализма произошли некоторые социальные, культурные перемены в жизни населения республики. Прежде всего, были достигнуты частичные успехи в ликвидации неграмотности взрослого населения страны. Несмотря на это ликвидация неграмотности среди взрослого населения села продолжалась. Всего за годы первой пятилетки обучением в школах, на курсах ликбеза и в индивидуальном порядке было охвачено 24,2 тысячи человек, в основном в кишлаках.

Особо стоит сказать о роли тоталитаризма в развитии таджикской культуры в 30-50-е годы ХХ в. Из истории мы хорошо знаем, что 30-40-е годы были годами массового трудового героизма и невиданного развития народного образования, на что повлияло: во-первых, постановление ХVI съезда ВКП (б) "О введении всеобщего обязательного начального образования для всех детей в СССР" (1930г.); во-вторых, выдвинутая И. В. Сталиным идея обновления "экономических кадров", повлекшая за собой создание большого числа вузов, было введено обучение на вечерних и заочных отделениях вузов, обучение "без отрыва от производства". Стройки первых пятилеток, коллективизация, стахановское движение, технические достижения (особенно в авиации) отражались в общественном сознании, и художественной культуре в этих процессах принадлежала исключительно важная роль. Нигде и никогда у произведений искусства не было такой широкой, такой массовой, подлинно народной аудитории, как в СССР. Об этом свидетельствуют посещаемость театров, концертных залов, музеев, выставок, развитие киносети, книгоиздание и пользование библиотеками.

Идеологизация всей общественной и культурной жизни в стране началась в 1930г. после XVI съезда ВКП (б), на котором было продекларировано развернутое наступление социализма по всему фронту: пропаганда и воспитание в духе идей марксизма-ленинизма, наступление на пережитки прошлого (на религию), борьба за ликвидацию культурной и политической отсталости трудящихся, борьба против буржуазной идеологии, которая подвергалась уничтожающей критике,1 т.е. осуществлялась полная семена общественного сознания.

Материалы XVI съезда ВКП (б) легли в основу решений I Учредительного съезда КП (б) Таджикистана. Центральное место в идеологической работе КП (б) Таджикистана заняло коммунистическое воспитание. Была объявлена война с "противниками генеральной линии ВКП (б)" и развернута пропаганда марксистско-ленинского учения. Школьная программа была пропитана этими идеями. Во всех культпросветучреждениях были открыты агиткабинеты, красные или ленинские уголки. Печать стала "острым оружием" в реализации этого курса.

На XVI съезде ВКП (б) и I Учредительном съезде КП (б) Таджикистана было заявлено о необходимости укрепления дружбы народов, о воспитании патриотизма, интернационализма и солидарности трудящихся. Эти качества граждан СССР цементировали многонациональное государство и были мощным фактором его экономического и культурного развития.

В 30-е годы социальные основы религии были подорваны, но наступление на нее продолжалось. Формой этой борьбы былы выбраны пропаганда научных знаний, противопоставление науки и религии, объяснение вреда религиозных суеверий, была отлажена целая система научно-атеистической пропаганды. За 1939 г. и в первой половине 1940 г. в Таджикистане было прочитано 3300 лекций, докладов и бесед на антирелигиозные темы. Атеистическая пропаганда велась также через печать и радио. На таджикском языке выпускались брошюры на антирелигиозные темы.

В то же время проводилась работа по раскрепощению женщины, действительно, необходимая в то время. Эту работу возглавляли женотделы, где проводились беседы, женские собрания, конференции, разъяснялась политика государсва в отношении женщин. Значительную роль в этой работе стали играть женские клубы, при которых работали различные кружки: по ликвидации неграмотности, политвоспитания женщин, художественной самодеятельности, ремесленные (шитья, вышивки).

Но в то же время ЦК КП (б) Таджикистана призвал создавать кружки по изучению истории партии. "Краткий курс истории ВКП (б)" рекомендовался к изучению всеми в обязательном порядке. Создавались партийные школы, в том числе и передвижные, в городах и кишлаках проводились "политдни". В 1937 г. в Таджикистане уже функционировало 273 кружка политграмоты: 151 - по изучению истории партии, 38 - по изучению истории ВКП (б) по первоисточникам, 2 - по изучению классиков марксизма-ленинизма и 22 проблемно-тематических политических кружка. Учебой было охвачено 7477 чел.1 Был создан Институт заочного обучения по радио (ИМЗО): передавались лекции по истории партии, политэкономии, философии, истории коммунистического и рабочего движения. В 1936 г. так обучалось 211 чел., а в 1937 г. – 300.2 К концу 30-х годов работало 415 пропагандистов, в том числе 225 местной национальности.3

Пропаганде марксизма-ленинизма способствовало издание на таджикском языке книг создателей этого учения (в 1933-1937 гг. – 16 названий тиражом 110 тыс. экз., в 1938-1941 гг.– 32 названия тиражом 340 тыс. экз.). Массовыми тиражами издавались партийные документы, выступления лидеров Компартии, они заполнили библиотеки, красные уголки, читальни. Людям внушалась мысль, что коммунистические идеи единственно правильные в мире. С декабря 1938 г. по декабрь 1940 г. в "Точикистони Сурх", "Коммунист Таджикистана" и "Кизил Тожикистони" было помещено 300 статей по истории ВКП (б). Такие же статьи публиковались в журнале ЦК КП (б) Таджикистана "Ба ёрии коркунони партиявй" ("В помощь партийному работнику"). Цикл лекций для самостоятельно изучающих марксизм-ленинизм читался по радио. Дух масс, сформированный пропагандой Компартии, влиял на культурную жизнь общества: культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации, литература и искусство стали главными пропагандистами этих настроений. Политизация суживала рамки развития культуры, искажала ее истинное назначение-обогащать каждого человека, народ, страну культурными общечеловеческими ценностями.1

25 июля 1930г. было принято общесоюзное Постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», необходимо было охватить обучением всех детей уже осенью 1930 г.2 в Таджикистане постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении» было принято 11 октября 1930 г.3 но сроки отодвигались на 2 года, так как республика ещё не была готова к выполнению этого постановления.

Введение всеобуча требовало больших усилий. Секретариат Средазбюро ЦК ВКП (б) 25 декабря 1930г. постановил провести мобилизацию комсомольцев на педагогическую работу, расширить сеть школ, увеличить продажу детской одежды и обуви для учащихся, улучшить снабжение учителей, переведя их на нормы снабжения рабочих.4

Сроки введения всеобуча были установлены: для Душанбе, Ходжента, Ура-Тюбе - с 1930-1931гг., в районах бывшего Ходжентского округа, во всех колхозах, совхозах и районах сплошной коллективизации -- с 1931-1932гг.5

В начале 30-х годов "всеобуч" означал, что все дети в обязательном порядке по всей стране должны были пройти в школе начальный курс обучения.

В специальном правительственном постановлении по этому вопросу говорилось, что эту акцию необходимо рассматривать "как важнейшую политическую кампанию на весь ближайший период".1 Тех, кто будет отказываться посылать детей в школу, предлагалось облагать штрафом до 100 руб. или же привлекать к принудительным работам сроком до одного месяца.2

Рекомендовалось привлечь в начальные школы и переростков. Их большое число объяснялось значительным отсевом учащихся из школ.

В отличие от союзного, в республиканском постановлении допускалось раздельное обучение мальчиков и девочек для обеспечения 100 процентного вовлечения детей в школы. Начиная с 1930-1931гг., увеличивались ассигнования на строительство школ, учителям с 1 января 1932г. повышалась зарплата на 18%, с 1 января 1934 г. вводились периодические прибавки к основному окладу работникам просвещения за выслугу лет.3 В феврале 1931 г. были созданы Комитеты по всеобщему обязательному начальному обучению и утверждены положения о них.4

Первые итоги всеобуча рассматривались в феврале 1931 г. на IV съезде Советов Тадж.ССР. Число учащихся возросло в 2 раза, а учебные заведения - на 37 единиц.5 Детей, посещавших школу, было около 40%, в основном это были перво - и второклассники. Съезд вынес постановление завершить всеобуч в Таджикистане в 1932-1933гг., что было нереально.

Развитие культуры советского Таджикистана в послевоенные годы

С победоносным завершением Великой Отечественной Войны советский народ вновь приступил к мирному строительству. Переход к нему совершался в чрезвычайно трудных условиях. Фашистские захватчики нанесли Советскому Союзу огромный ущерб. Общая сумма ущерба, нанесенного фашистами составляла 679 млрд. рублей в довоенных ценах.

В ходе восстановления народного хозяйства страны большое внимание было уделено вопросам культурного строительства, в том числе в системе народного образования. Задачи дальнейшего развития народного просвещения республики были определены четвертым пятилетним планом восстановления и развития народного хозяйства Таджикской ССР в 1946 – 1950 годы. В нем намечалось укрепить материально – техническую базу народного образования, обеспечить школы учительскими кадрами, построить школы – интернаты и детские дома для детей сирот и малообеспеченных семей, осуществить обязательное всеобщее обучение детей с семилетнего возраста, повысить качество обучения и воспитания подрастающего поколения. Директивы XIX съезда КПСС и VIII КП Таджикистана по пятому пятилетнему плану развития народного хозяйства страны на 1951 – 1955 годы предусматривали завершение к концу пятилетки перехода от семилетнего образования к всеобщему среднему в всех областях и городах республики. На этой основе было намечено осуществить среднее образование в 22 городах и рабочих поселках республики.

Конкретные мероприятия и задачи в области народного образования и высшей школы наметил ХХ съезд КПСС, состоявшийся в феврале 1956 года, учитывая общий уровень развития страны и ее материальные возможности, съезд наметил в ближайшей пятилетке осуществить в основном всеобщее образование в городах и сельской местности. Для перехода на новую систему обучения нужно было укрепить материально – техническую базу народного образования. Для этой цели в республике развернули большое школьное строительство, на которое с каждым годом отпускалось все больше государственных средств. Так, если в 1956 году на строительство школ было выделено 16 млн. рублей, то в 1961 – более 70 млн. рублей. Кроме того, в течение 1961 – 1965 годов для этой цели использовались средства промышленных предприятий и колхозов. Ежегодно вводилось в строй более 20 школьных зданий. Только в 1960 году было построено 26 новых школ на 10366 ученических мест.

В марте 1959 года сессия Верховного Совета республики приняла закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в Таджикской ССР». В соответствии с этим законом подвергалась перестройке система специального среднего и высшего образования. Приближение его к более полному удовлетворению потребностей народного хозяйства способствовало повышению уровня теоретической и практической подготовки специалистов.

Развитие национальной культуры таджикского народа в первую очередь во многом зависело от эволюции ее важнейшей составляющей - народного образования. В 1949-1950 гг. в Таджикистане начало реализовыватся решение о всеобщем семилетнему обучении. В 1950-1951 гг. в Средней Азии и Казахстане действовало 19 793 школы (в 1945-1946 гг. – 17 899), в которых обучалось 3468 тыс. учащихся (в 1945-1946 гг. – 2353 тыс.). Численность учителей составляла 151 тыс. (против 108 тыс. в 1945-1946 и 113 тыс. в 1940-1941 гг.).1

К концу пятой пятилетки всеобщее среднее образование в столицах республик и в крупных городах страны стало обязательным. В 1956-57гг. создаются школы -интернаты с круглосуточным пребыванием, а также школы и группы продленного дня.2

С 1959-1960 гг. Таджикистан приступил к переходу на посвеместное обязательное восьмилетнее обучение, который завершился в 1962-1963 гг. В 19591960гг. 70 десятилетних школ были преобразованы в 11-летние, 38 семилетних – в восьмилетние, открылось 16 школ-интернатов. В 1960 г. были построены школы на 10 тыс. мест, за счет колхозов, а также былы пристроены классные помещения на 20 тыс. мест. В 1960-1961гг. вторая смена в школах Таджикистана сократилась на 26 тыс. учащихся, 1341 школа работала в одну смену.1

Благодаря принятым мерам за годы двух послевоенных пятилеток в республике упорядочилась сеть школ, внутришкольное распределение классов, увеличилось число учащихся в начальных неполно – средних и особенно средних школах. Если в 1945 – 46 году в 8 – 10 классах обучалось 4,5 тысяч учащихся, то в 1955 – 56 учебном году их число достигло 38,6 тысяч. Увеличилось число выпускников 7-х и 10-х классов.

В республике в послевоенные годы большое внимание уделялось вопросам развития школ сельской молодежи и охвату обучением девушек местных национальностей. Партийные, советские, комсомольские и профсоюзные организации республики добились того, что в первые годы шестой пятилетки во всех уголках республики девушки местной национальности были охвачены школой. В 1955 – 1956 учебном году 134,9 тысяч девушек учились в начальных, семилетних и средних школах республики.

В годы восстановительного периода одной из важных задач органов народного образования республики было обеспечение школ учительскими кадрами. В школах республики не хватало учителей. Большое число учителей не имели соответствующего педагогического образования. Число учителей с высшим образованием было очень мало. Наряду с этим не хватало учителей по математике, физике, географии, истории, родного языка и литературы.

Постепенно это положение выровнялось. К концу пятой пятилетки в республике работало 17557 учителей, большинство из которых имели высшее образование. В 1955 – 1956 учебном году число женщин-учительниц составило более 5,6 тысяч.

Партия и правительство страны всячески поддерживали учителей. В 1948 году была повышена зарплата и пенсии учителей всех категорий. За долголетнюю и плодотворную работу учителям, которые более 25 лет воспитывали подрастающее поколение, было прибавлено 40 % к зарплате. Сельские учителя освобождались от квартплаты, бесплатно обеспечивались топливом и т.д.

За счет государства и колхозно-кооперативного сектора в 1946 – 1958 годы были построены учебные корпуса, лаборатории и кино-классы. На третий съезд учителей республики, который проходил в августе 1955 года, было отмечено, что только за пятилетку (1951 – 1955 гг.) в Таджикистане было открыто 67 семилетних и 144 средних школы, из низ значительная часть на селе.

В послевоенный период были организованы ремесленные и железнодорожные училища (2-годичные) для подготовки квалифицированных рабочих различных отраслей, а также школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) с 6-месячным сроком обучения. Это положило начало новому этапу в развитии профессионально-технического образования. В 50-60-е годы в городских и сельских ПТУ обучались 104 профессиям.

Годы восстановительного периода стали эпохой развития высшего образования в Таджикистане. Наряду с действующими 2 педагогическими, 3 учительскими, сельскохозяйственным и медицинским институтом в 1948 году в Душанбе открылся Таджикский государственный университет. На первых порах университету оказывал большую помощь Московский, Среднеазиатский университеты и многие другие крупнейшие вузы СССР. Кроме большого количества научной и учебной литературы, лабораторного оборудования они прислали в университет своих штатных педагогов. Первым ректором университета был назначен академик АН Таджикской ССР З.Ш. Раджабов, который за короткий период смог приравнять университет с передовыми вузами СССР.

Таким образом, к концу четвертой пятилетки в республике функционировало 8 вузов, в которых в 1950 – 1951 учебном году обучалось 7103 студента. Число студентов в вузах республики к концу пятой пятилетки составило более 12,5 тысяч.

Из этого количества было 5,5 тысяч человек местной национальности. Во всех вузах Таджикистана ва 1958/59 учебном году обучалось 18,1 тыс. студентов.1

В годы послевоенных пятилеток в республике определенное развитие получило и профтехобразование. В 1958 учебном году в этой системе было подготовлено 2997 специалистов различного профиля, а в 1961 году -6699.2

Особенности духовной культуры Таджикистана в 60-х – до середины 80-х годов

Авторы фундаментальной работы «История таджикского народа» в своем 6-м томе отмечают, что «период с начала 60-х – до середины 80-х годов в культурном строительстве характеризовался крайней противоречивостью, сложностью и многообразностью. Весь процесс культурного строительства в эти годы можно разделить на три этапа: 1) оттепель (начало и середина 60-х годов); 2) резкое ограниичение свободы слова (середина 60-х и 70-х годов); 3) застой (середина 70-х – 80-е годы)»1. Тем не менее, этот период в истории таджикского народа является одним из периодов расцвета культуры и искусства.

В условиях развитого социалистического общества таджикская литература отражала реалии советской эпохи. Истории Бухарской революции посвящена трилогия Джалола Икрами «Двенадцать ворот Бухары», 1967 г.; («Дочь огня», 1960 г.; «Поверженный», 1973 г.). В них показаны социальные конфликты, созданы яркие народные характеры.

Р. Джалил в 3-х частях романа «Шураб» (1956-1967гг.) рассказал о формировании таджикского рабочего класса.

В свою очередь С. Улугзода обратился к недавному прошлому таджикского народа и написал роман «Восеъ» (1967г.), посвященный народному восстанию второй половины Х1Х в.

В своей повести «Рассвет» (1970г.) Расула Хадизаде воссозлал образ известного просветителя А. Дониша. В этом же ряду его рассказы о жизни Рудаки, Фаррухи и других классиков. С. Улугзода, воспроизводя судьбы Рудаки в одноименной драме (1958г.) и Ибн Сины в пьесе «Юность Ибн Сины» (1980г.), разрабатывая образ Тимур-Малика в одноименной драме (1968г.) и А. Дониша в драме «Ученый Адхам и другие» (1971г.), размышляет об исторических судьбах таджиков.

В романах Дж. Икрами «Приключения Сафара-Махсума» (в соавторстве с X. Назаровым) и «Сафар-Махсум в Бухаре» (1981г.) представил читателям «смехотворный мир» накануне революции 1917г. Все эти произведения свидетельствуют о жанровом и стилевом обогащении таджикской прозы.

В 70-е годы заявил молодой талантливый прозаик Тимур Зульфикаров. Его поэтическая проза - «Книга детства Мушфики» (1975), «Первая любовь Ходжи Насреддина» (1976), отличается своеобразием и неповторимостью, а «Возвращение Ходжи Насреддина» (1979), «Книга откровений Омара Хайяма» (1977) по праву названы поэмами в прозе.

Русскоязычная проза Тимура Зульфикарова – явление уникальное во всей многонациональной советской художественной литературе: мироощущение таджика, персонажи таджикского фольклора, таджикской поэтической классики и философии представлены русским слогом, что придаёт его произведениям особую прелесть. Произведения Т. Зульфикарова во многом выходят на общечеловеческий интеллектуальный уровень, вызывая читателя любой национальности на глубокие размышления о добре и зле, о любви и верности, об истинной красоте человеческой души.

В историко-революционных драмах Гани Абдулло «Пламя свободы» (1964) и «Солдаты революции» (1970), в романах Джалола Икрами в центре внимания собирательные образы народа.

Читатели получили в эти годы сборник рассказов Дж. Икрами «Мухаббат», рассказы «Вторая жизнь», «Весна». Р. Джалила, произведения «Огоньки», «Ребята нашего кишлака», «У большой дороги» П. Толиса, а также «Месть таджика» Ф. Ниязи, повести и романы С. Улугзода. Борьбе с фашистской Германией посвящён целый ряд произведений таджикских писателей. Одно из важнейших произведений, посвященных послевоенной жизни колхоза, - «Обновленная земля» С. Улугзода.

Во второй половине ХХ в. в таджикской литературе складывается особый жанр–«проза размышлений». У истоков «прозы размышлений» уже упомянутый роман Дж. Икрами «Признаю себя виновным», роман Ф. Мухаммадиева «Угловая палата» (1974), повести У. Кухзода «Реванш» (1976), «Один длинный, очень длинный день» (1977), «И высокие горы, и большой город» (1983).

К моральному облику человека приковано внимание С. Турсуна в повестях «Лук Рустама» (1975), «Второе возвращение» (1976), «Полив» (1978) и в его рассказах.

Социально-нравственным проблемам посвящены также повести А. Бахори «Сливки по краям чаши» (1974), Б. Фируза «Рухсора» (1977), «Ты не одинок» (1979) и другие произведения.

Начинает художественно разрабатываться тема «человек и природа». Ей посвящены повести «Ты не одинок» Б. Фируза, «Последний конь» А. Рабиева (1979), «После смерти отца» А. Самадова (1979).

Обостричется внимание к моральному облику человека в «производственной прозе». В романах М. Ходжаева «Вода к добру снится» (ч. 1– 1972, ч. II –1975, ч. III–1977) и Ю. Акобирова «Нурек» (1978) воспроизведены и опоэтизированы картины грандиозной стройки эпохи НТР.

Все большее значение приобретали рассуждения вокруг общественных проблем, основанных на воспоминаниях. Таковы книги Р. Джалила «Дом родной» (1969, 1979), Р. Фиша и Р. Хашима «Глазами совести» (1978), очерки Р. Амонова.

В рассматриваемый период были изданы «Люди и встречи» (1962) Фотеха Ниязи, «Шинель» Сорбон (1976), «Вдали от фронта» Ибода Файзуллаева (1972), «Пучина» Абдумалика Бахори (1977), «Хубон» Мехмона Бахти (1979), «Мы с Крыши мира» (1965) Гани Абдулло, «Ночи разлуки» (1967) Аминджона Шукухи, «Человек без Родины» (1967), «Омут» (1968), «За Родину» (1970) С. Сафара. В романе Джалола Икрами «Воронье живучее» (1977) впервые показаны люди, паразитирующие на военных трудностях, их эгоизм и корыстолюбие.

К числу произведений художественно-автобиографической и мемуарной прозы принадлежат роман Хасана Ирфона «В лачугах ремесленников» (1963), повесть Джалола Икрами «Мой учитель, моя школа, я сам» (1970), воспоминания Мирсаида Миршакара «Юность моя» (1971).

Развивалась литература для детей. Для них писали М. Миршакар - «Мы приехали с Памира», «Загадки дедушки Салома», «Негмат», «Что можно и чего нельзя?», «Я правду говорю», П. Толис - «Ребята нашего кишлака». Очень популярны были стихи А. Дехоти «Подарок малышам», стихи Г. Мирзо «Скалистый оползень», «Пусть барашек вырастет из земли», «Сорок девушек». Эти произведения в доступной для детей и занимательной форме рассказывали о жизни таджикских детей, воспитывая в них чувства доброты и справедливости. В стихах М. Турсунзаде «Путешественник по Индии» и «Дети Индии» М. Миршакара рассказывалось о жизни детей Востока.

Таджикскими фольклористами были опубликованы произведения устного народного творчества для детей. На сюжеты народных сказок написаны «Голубой ковер» Дж. Сухайли и «Орел и голубь» Ф. Ансори.

У маленьких таджикских читателей много хороших книг, написанных М. Миршакаром, Г. Мирзо, У. Раджабом, А. Шукухи, Г. Сулеймановой, Б. Ортыковым, А. Шарифи, А, Бахори, А. Бободжоном, М. Хакимовой, Озодой Аминзаде, Гулрухсор, Н. Розыком, А. Атабаевым, Н. Бакозаде. За сборники «Сорок косичек» и «Яблоко Хубон» Г. Сулейманова была удостоена Государственной премии им. Рудаки (1977), а Убайд Раджаб за детские стихи в 1982 г. награждён Международной премией им. Андерсена.

Важную роль играли журнал «Машъал» («Факел») и газета «Пионери Точикистон».

В детской литературе тех лет сложились практически все жанры: стихи и поэма, рассказ и повесть, сказка и научная фантастика, комедия и драма, песня, притча и др. Так, жанр научной фантастики появился в таджикской литературе в 60-е годы. Здесь следует назвать повесть М. Миршакара «Жемчуг для Амриты» (1969), сборник рассказов Абдумалика Бахори «Дерзание доктора Мансура» (1969), его трилогию «Шмель в очках» (1969), «Приключения в Нодаре» (1971) и «Возвращение» (1972), а также рассказы А. Истада, в которых раскрываются проблемы развития общества в условиях научно-технической революции.