Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Союз инородцев-якутов" Степанова Сахайя Васильевна

<
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Степанова Сахайя Васильевна. "Союз инородцев-якутов" : 07.00.02 Степанова, Сахайя Васильевна "Союз инородцев-якутов" (Борьба за самоуправление) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 Якутск, 2003 159 с. РГБ ОД, 61:04-7/14-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава первая. ЯКУТСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОНЦЕ XIX НАЧАЛО XX ВВ. - 30

1. Социально-экономическая обстановка 30

2. Общественно-политическая жизнь 46

Глава вторая. БОРЬБА ЗА САМОУПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «СОЮЗА ЯКУТОВ». . 58

1. Попытка введения земства 58

2. Создание и деятельность Союза якутов». 74

Глава третья. СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС. ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ «СОЮЗА ИНОРОДЦЕВ - ЯКУТОВ». 94

1. Судебное преследование 94

2. Историческое значение Союза якутов» 113

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 126

ПРИМЕЧАНИЯ 131

ИСТОЧНИКИ 146

ЛИТЕРАТУРА 148

Введение к работе

%

Утвердившийся в современной исторической науке цивилизованный
подход в числе новых исследовательских задач выдвинул задачу научного
изучения места и роли национальных движений в истории многонационального
Российского государства. Национальные движения зарождались всегда в
конкретно-исторических условиях, их содержание и цели определялись
характером национальной политики, формы их правления были самыми
различными и колебались от либеральной до самых радикальных. Независимо
от всего этого они составляли события общественно-политической жизни
России, их история являлась составной частью истории страны.
Ф В советской исторической науке любое национальное движение в России

изучалось в рамках классово-партийной оценки истории общества и потому оно рассматривалось и оценивалось односторонне, следовательно, необъективно. Новый, цивилизованный подход к проблеме национальных движений, преодолевая ограниченность прежнего подхода, позволяет подойти к ней комплексно, с учетом многих факторов. Изучаемая нами тема о деятельности первой общественно-политической организации якутского народа «Союз инородцев - якутов» (в дальн. - «Союз якутов») представляется актуальной именно в этом плане, ибо историки до сих пор не создали её полной, подлинной истории, не дали ее деятельности научно-объективной оценки. Её актуальность усиливается в связи с тем, что до недавнего времени тема была по существу закрыта для научного изучения, её «актуализировали» политики, когда возникла необходимость в обосновании вопроса о пресловутом «якутском национализме».

Деятельность «Союза якутов» представляется особо значимой и с точки зрения того, что она перешагнула за пределы Ленского края, являясь частью тех демократических событий, которые развернулись в 1905-1907 гг. в многонациональной России. И потому его история стала частью отечественной истории, которая развертывалась на территории одной из отдаленных окраин

российской империи. Следовательно, воссоздание научной истории деятельности союза в полном её объеме восполнила бы одну из неразработанных в историографии страниц российской истории. В этом контексте примечательно также то, что у истоков деятельности союза стояли политические ссыльные - выходцы из многих областей и городов центральной России. Они сыграли немалую роль в поддержке стремления отдельных представителей якутского народа стать образованными и культурными, в формировании их гражданского и национального самосознания. Лидеры национальной интеллигенции предпочитали иметь тесную и постоянную связь с образованной частью русского населения потому, что видели в этом единственный путь к развитию, к достижению равенства с русскими. По их мнению, только образование было способно дать им политическое воспитание, приблизить их к той цели, которую они преследовали, а именно - достижение через самоуправление улучшения условий жизни народов Якутии, приобщения к русской и европейской культурам. В самоуправлении они видели путь к реализации своих гражданских и экономических прав, к достижению равноправия с другими народами.

Этим объясняется то, что главные события в деятельности «Союза якутов» происходили вокруг вопроса о самоуправлении якутского населения, который ставился в прямую зависимость от введения в области земства — органов местного самоуправления, созданного в ряде губерний Европейской России по земской реформе 1864 г. История борьбы за введение этого органа управления в Якутии, коренное население которой продолжало управляться и в конце XIX - начале XX в. по правовым нормам «Устава об управлении инородцев» 1822 г., представляет собой также весьма интересный сюжет российской и местной истории. В этой истории сталкивались интересы высших органов власти и управления Российской империи, российского чиновничества, местных органов власти и управления; в них были задействованы крупные государственные деятели, представители местного чиновничества и якутского населения. Это означало, что земское движение здесь было неотделимо от

национального. К сожалению, эта проблема в региональной исторической литературе также не нашла до сих пор своего места и потому заслуживает пристального внимания и изучения. Нелишне вспомнить, что у советских историков бытовало неприятие земства, как органа буржуазии.

Исторический опыт свидетельствует о том, что во главе национальных движений всегда оказывалась национальная интеллигенция, что подтверждается рядом научно-теоретических конференций, симпозиумов, крупных монографических работ общероссийского и регионального плана.1 Это и понятно. Национальные движения охватывают широкий спектр различных явлений: национальное самосознание, патриотизм, национальные интересы, национальную идеологию, идею самоуправления и т.д. Во всем этом существенная роль принадлежит образованной части общества, идеи и взгляды которой относительно своего народа выступают как генератор социальных преобразований, решений проблем в экономической, социальной, политической, духовной и т.д. сферах жизнедеятельности общества. Именно потому национальные движения органически связаны с формированием национальной интеллигенции. Отсюда ясно, что изучение деятельности «Союза якутов» не может быть рассмотрено в отрыве от истории якутской национальной интеллигенции.

В этой связи выдвигается политический аспект темы. С первых лет становления советской исторической науки в Якутии «Союз якутов» рассматривался как буржуазно-националистическая организация, а её организатор - В.В.Никифоров был объявлен идеологом якутского национализма.

В условиях деидеологизации исторической науки история «Союза якутов» в совершенно ином свете представляет историю формирования якутской национальной интеллигенции, и потому с этой точки зрения изучение темы чрезвычайно актуально для исторической науки

Как показывают исторические факты, у народов окраин России, борьбу за самоуправление возглавляли представители национальной интеллигенции. Как

правило, национальная интеллигенция появлялась на исторической сцене с идеей национального самоопределения и национального самоуправления родного народа. Так было и в Якутии. РІменно потому изучение темы «Союза якутов» напрямую связана с проблемой формирования якутской национальной интеллигенции. Здесь мы сталкиваемся с полным игнорированием в советской историографии роли достойных представителей якутской интеллигенции в событиях, связанных с деятельностью «Союза якутов», особенно это касается В.В.Никифорова. Только в последнее время пришло осознание того, что региональная история невозможна без восстановления в полном объеме фактов и событий, связанных с общественно-политической, культурно-просветительской, творческой деятельностью отдельных представителей национальной интеллигенции. Подлинная история народа, республики не может быть безликой поскольку историю творят люди, личности. Есть настоятельная необходимость в восполнении этих недостающих страниц нашей истории. Изучение истории «Союза якутов» - один шаг из многих в этом направлении.

В этой связи надо подчеркнуть, что представители местной национальной интеллигенции связывали себя с Россией, с ее демократическими традициями и освободительными идеями. В последнее время данный сюжет якутской истории актуализируется, расширяется его источниковая база. Это свидетельство того, что общественно-политическая мысль якутского народа конца XIX - начала XX в. нуждается в дальнейшем изучении. Этот момент также усиливает научную востребованность избранной нами темы, ибо в деятельности «Союза якутов» мы находим реализацию многих идей и замыслов представителей якутской интеллигенции, с которыми они выступали на протяжении многих десятилетий перед власть предержащими.

Актуальность темы объясняется и тем, что назрела необходимость в переосмыслении многих вопросов истории деятельности «Союза якутов», получивших ошибочную трактовку в исторической литературе. Так, например, сама деятельность союза получила в историографии крайне противоположные

оценки - от буржуазно-националистической до революционной. Эти две крайние позиции настораживают, поскольку деятельность союза отрывается от конкретно-исторических предпосылок его создания, от той общественно-политической ситуации, которая существовала в то время как в стране, так и в Якутии. Так что внимательное изучение основного массива исторических источников с позиций современной методологии научного поиска также делает очевидной актуальность нашего исследования.

В целом же, тема «Союз якутов» имеет не только научное, но и большое общественно-полезное значение. Изучение ее на фоне важнейших событий истории России и Якутии конца XIX - начала XX в. является одной из актуальных задач отечественной исторической науки. Исторический опыт борьбы за введение земства представляет интерес в нынешних условиях, когда Республика Саха (Якутия) переходит к возрождению института самоуправления, как одного из важнейших элементов гражданского общества.

Существуют проблемы в изучении темы. Еще в 1925 г. в ж. «По заветам Ильича» была опубликована статья журнал иста-краеведа В.И.Бика «Сын якутов». В ней сформулирована та классовая оценка деятельности союза, которая затем перешла на страницы многих работ. Суть ее такова: «Союз якутов» является детищем экономически господствующего слоя населения -тойоната, который выступил, использовав недовольство якутских сельских масс, именно для установления господства над ними, не ограниченного «никакой опекой»2. Такая трактовка деятельности союза неизбежно приводила к односторонности, к игнорированию тех сторон его деятельности, которые составляли главное в его программе: осуществление «гражданских и экономических прав» всего якутского населения.

Почти одновременно в 1927 г. С.В.Бахрушин обозрел почти трехвековую историю Якутского края и сформулировал научную оценку по многим важнейшим историческим событиям. Не обойденной оказалась и тема «Союза якутов». Заслуживает внимания подход историка к ней - он рассматривает ее в контексте событий российской революции 1905-1907 гг. и ее влияния на

окраины огромной страны. 1905 год, по его мнению, «всколыхнул даже эту отдаленную и отсталую окраину (Якутскую область - С.С.) и разбудил в населении новые интересы» (подчеркнуто мною - С.С). По его мнению, революционная волна «коснулась и якутского населения», под ее влиянием «в массе местного населения проснулся во всей силе голос здорового национального чувства, которого не подавило 300-летнее владычество царизма». Не последнюю роль в этом играли политические ссыльные, жившие среди них и при их содействии был организован «Инородческий союз», а 19 октября 1905 г. созвано совещание местного нерусского населения, на котором обсуждался вопрос о введении земства в Якутской области3.

Точка зрения С.В.Бахрушина представляется нам чрезвычайно интересной, тем более высказанная тогда, когда в историческую науку начали проникать классово-партийные трактовки подобных явлений. Важно, что С.В.Бахрушин: 1) ввел в научное якутоведение понятие «национальное движение»; 2) создание союза связал с введением в Якутии института земства -органа местного самоуправления. Все это в целом он понимал как «новые интересы» якутского населения, разбуженного революцией 1905 г. в России. Как видно, С.В.Бахрушин положил начало более объективному изучению темы, которое можно было продолжить на основе дополнительного фактического материала. Однако последователей на нашлось.

Понятно, что в обстановке все большей идеологизации и политизации исторической науки «Союз якутов» становился объектом жесткой критики со стороны ортодоксальных авторов-марксистов. Они повторяли оценку В.И. Бика, «обогащая» ее не фактическим материалом, а ужесточением и расширением оценочных формулировок. Все они требовали от союза революционности, защиты интересов только рабочего класса и трудящихся масс. В качестве примера укажем на одного из таких авторов - члена Общества политкаторжан М.М.Константинова. В 1934 г. он писал следующее: «Все программные требования «Союза якутов», на которые его устроители возлагали идеологические и организационные задачи, выражали вожделения кулацко-

тойонской верхушки Якутии, поскольку эта верхушка рассчитывала использовать поднявшиеся в революции массы для укрепления в дальнейшем своего классового господства, оградивши себя от воздействия самодержавно-политической власти и получивши в свои руки полную власть в распоряжении землей, как собственностью всего якутского населения»4. Эту же оценку он повторил в 1936 г. в своем предисловии к публикации документов о «Союзе якутов»5.

В 1941 г. С.А.Токарев составил «опыт связного очерка истории якутов с древнейших времен до наших дней»6. В главе 17-й очерка, которая названа «1905 год», он, прослеживая «отклик» революционных событий в России в Якутской области, не мог пройти мимо «Союза якутов»7. Интересен подход историка. Оказывается, в разгар российской революции и под ее влиянием недовольство трудящихся масс «целиком направилось против царской администрации» - в «якутских улусах начался бойкот местных органов царской администрации: население отказывалось выполнять их требования, платить повинности и пр.» По С.А.Токареву, именно «на это недовольство якутской массы опирался» союз, «официальные выступления» заправил которого заслонили «деятельность якутских народных масс». Отсюда его вывод: «Эта национально-освободительная борьба народных масс Якутии была сорвана национальной верхушкой - местным тойонатом, захватившим руководство движением»8. В этом выводе искусственно противопоставлен «Союз якутов» трудящимся массам.

Представление о «революционных якутских трудящихся массах «порождает» у С.А.Токарева определенное мнение о якутском тойонате. Последний, по его мнению, в обстановке 1905 г. «хотел достигнуть двух целей: во-первых, отвести недовольство масс от себя, направив его по более удобному для тойоната руслу, а во-вторых, опираясь на революционный подъем в улусе и выступая от имени населения перед русской администрацией, добиться для себя определенных уступок». Все это нашло отражение в борьбе за введение земских учреждений в области. Предложенный создателями союза проект

«Общих положений о земском самоуправлении в Якутской области» историк объявил документом, отражавшим «целиком классовые интересы тойоната». Говоря о требованиях союза, он пропускает главный его пункт - пункт об установлении гражданских и экономических прав якутского населения. «Таким образом, - заключает С.А.Токарев, - «Союз якутов» выступил как типичная буржуазно-националистическая организация»9.

Как видно, оценка С.А.Токаревым деятельности «Союза якутов» проистекало из его убеждения в том, что в Якутии начала XX в. сформировались «революционные трудящиеся массы», которые умели «оказывать организованное сопротивление правительству», создавали на местах свои комитеты, целыми наслегами прекращая платить налоги и выполнять повинности. По его мнению, «подъемом революционной активности масс» воспользовались тойоны и попытались решить свои проблемы. И не случайно, Токарев вставил следующую фразу: «...требования «Союза якутов» отнюдь не имели революционного характера»10. Раз не революционного, то по меркам того времени - «буржуазно-националистического». Это стремление объяснить все явления общественной активности через категории классовой борьбы приводило историка к односторонности и по существу - к искаженному освещению многих исторических событий. Этим и объясняется игнорирование С.А.Токаревым главного пункта требований «Союза» и подмена его теми пунктами, которые рассматривались как средства достижения гражданских и экономических прав якутского населения. С.А.Токарев, усердствуя в использовании только классовых критериев, признаваемую им «национально-освободительную борьбу» связывал только с «народными массами», тогда как означенная борьба вовлекала в себя самые широкие слои населения, объединившегося общенациональными «новыми интересами», о которых в 1927 г. писал С.В.Бахрушин.

Сегодня можно понять позицию С.А.Токарева, т.к. его книга была написана в условиях нарастающей политизации исторической науки. Именно поэтому она оказалась влиятельной - многие авторы научных трудов и

популярных статей, переняли точку зрения Токарева. Не избежал такой ошибки

и Г.П.Башарин . П.У.Петров в изданной в 1955 г. брошюре усилил формулировку о буржуазно-националистическом характере деятельности союза, хотя в монографии о революционной деятельности ссыльных большевиков в Якутии, опубликованной в 1952 г.13, он вовсе обошел эту тему.

В 1956 г. Институт языка, литературы и истории ЯФ СО АН СССР издал сборник статей, посвященный революционным событиям 1905-1907 гг. в Якутии . В ней помещена статья В.В.Николаевой, в которой утверждалось, что «Союз якутов» не выдвигал задачи революционной борьбы с царизмом, а лишь стремился умеренными средствами добиться передачи всей политической власти в руки буржуазно-националистической эксплуататорской верхушки якутского общества и ослабить влияние и силу русской буржуазии»15. Здесь мы видим по существу повторение оценок С.А.Токарева; вместе с тем интересно одно обстоятельство - автор статьи в программном документе союза увидела «на первый взгляд демократические требования, вполне приемлемые в условиях буржуазно-демократической революции», но не развила дальше эту мысль.

В 1957 г. ИЯЛИ ЯФ АН СССР и ЦГА ЯАССР осуществили совместное издание архивных документов о революционных событиях 1905-1907 гг. в Якутии16. В предисловии к сборнику сохранилась оценка союза, как «антинародной тойонско-буржуазной организации»17, но было внесено уточнение - в требованиях союза было усмотрено «в некоторой степени оппозиционное отношение нарождающейся якутской буржуазии к самодержавию, к его колониальной политике» .

В том же году вышел из печати второй том «Истории Якутской АССР». В нем П.У.Петров несколько подробно охарактеризовал создание и деятельность «Союза якутов»19. В освещении деятельности союза он сохранил (в отличие от своих предшественников) первый пункт его программы, однако на него не было акцентировано внимание. В оценке же роли и места союза появился новый момент - П.У.Петров приравнивал союз к «национально-либеральным

организациям» и писал буквально следующее: ««Союз якутов»,

#^ просуществовавший лишь полмесяца, являлся организацией либеральных,

обуржуазившихся тойонов и нарождавшейся буржуазии, стремившихся

упрочить свое политическое и экономическое господство в Якутии» . К сожалению, обстановка того времени все еще не позволяла дать более объективное осмысление деятельности роли и места этой организации, но все же включение в оценку понятия «либеральное» нельзя не рассматривать как шаг вперед в изучении «Союза якутов».

Следует оговориться, что собственную интерпретацию деятельности «Союза якутов» выражали не только историки, но и литераторы. В 1934 г. со слишком жесткой и довольно противоречивой позицией о «Союзе якутов»

^ выступил писатель Н.Е.Мординов. С одной стороны, он утверждал, что

«националистическая интеллигенция» группируется вокруг буржуазно-демократического центра - «Союза якутов»; с другой - эта интеллигенция «при всей своей организационной слабости и политической нерешительности являлась по отношению к царизму и феодализму силой наступающей, а потому - прогрессивной силой»21.

Активность неисториков по данному вопросу особенно проявилась в связи с выходом постановления бюро Якутского обкома ВКП(б) «О буржуазно-националистических извращениях в освещении истории якутской литературы» от 6 февраля 1952 г. Среди них - печально известная брошюра Н.П.Канаева,

1J Г.А.Ефремова и Г.П.Тихонова, в которой союз получил крайне отрицательную

оценку . Более развернуто эта позиция изложена и в 1955 г. в «Очерках истории якутской советской литературы». Авторы главы Г.М.Васильев и Г.У.Эргис, еще больше ужесточили оценочные формулировки, внесли и свой «вклад» - приклеили организаторам союза лозунг «Якутия для якутов», позаимствовав его из донесения якутского вице-губернатора начальнику Иркутского губернского жандармского управления в 1912 г. Были и другие выступления в печати, но всех их объединяет одно - крайне политизированный подход к деятельности союза, стремление придать ему одиозный смысл.

Организация «Союз якутов» представляет уникальное явление в истории Якутии начала XX в. Тем не менее, она существенно не отражена в капитальной монографии Г.Г.Макарова, посвященной изучению состояния якутского общества в двух первых десятилетиях XX в.24 В основном тексте монографии лишь сказано: «Пробуждение к политической жизни коснулось и представителей либерального тойонатства и зарождавшейся буржуазии» и в подтверждение этого дано небольшое примечание, где говорится о создании союза и приводится отрывок из его программы (и то без основного пункта). Но все же в этом примечании есть интересное положение: «Союз, созданный согласно манифесту 17 октября 1905 г. и руководимый либеральными тойонами и представителями зарождавшейся буржуазии, не имел противозаконного характера и ставил либеральные задачи, не затрагивавшие основ господства царизма» . Отнесение союза к типу либеральной организации приближает нас к объективной оценке, но в данном случае оно не аргументировано автором.

Интерес к деятельности «Союза якутов» возродился с середины 80-х годов, когда познание общественных явлений стало опираться на плюралистические оценки, когда стали преодолеваться устаревшие взгляды. На страницах периодической печати много писали о В.В.Никифорове, его роли в национальном движении якутского народа и в связи с этим затрагивалась тема о «Союзе якутов». Однако в исторической литературе она не получила сколько-нибудь серьезной постановки. Вместе с тем следует подчеркнуть, что, начиная с 1965 г. вопросом восстановления в якутском обществе памяти В.В.Никифорова - крупного якутского общественного деятеля, основателя «Союза якутов» - занималась И.С.Клиорина - писательница, автор ряда работ о П.Н.Сокольникове, Н.Л.Мещерякове, пьесы «Урсик» (о Н.Г.Неустроеве) и др. Ей принадлежит честь реабилитации имени В.В.Никифорова. В 1992 г. из печати вышла книга И.С.Клиориной «Эпопея «Союза якутов» (декабрь 1905 -июнь 1908 г.)26.

Книга И.С.Клиориной - первая специальная работа о «Союзе якутов». В ней затронуты многие аспекты деятельности организации и ее лидера

В.В.Никифорова. Работа опирается на солидный, в основном на архивный

& материал, на периодическую печать. Работа написана в полемическом ключе.

Некоторые резкости в суждениях оправданы той несправедливостью, которая допускалась в литературе по отношению к «Союзу якутов» и его создателю — В.В.Никифорову. Несколько оригинальна структура - историографический материал расположен в конце книги.

Книга привлекает прежде всего постановкой самой проблемы. История союза рассмотрена в тесной связи с национально-освободительным движением в Якутской области в начале XX в., и в этом плане И.С.Клиорина не только подтвердила, но и расширила оценку союза, высказанную С.В.Бахрушиным в 1927 г. В работе рассмотрена программа союза, влияние организации на

^ улусное население; отношение к ней местных и центральных властей, освещена

судебная расправа над участниками движения. В центре темы - фигура
В.В.Никифорова, его роль во всех событиях, связанных с деятельностью союза.
Общая же оценка деятельности «Союза якутов» однозначна. Рассмотрев
10 пунктов его программы, И.С.Клиорина пишет: «Для того времени, для того
исторического периода они носили ярко выраженный революционный
характер. Открыто антиколониальный и противоцаристский смысл. Они были
неординарны и смелы. Их надо по достоинству высоко оценить, а не именовать
снисходительно как «либерально-демократические»27. Конкретный

фактический материал книги проанализирован в подтверждение этой оценки. И

* заключительный вывод автора гласит: «В истории якутского народа

существовала революционно-демократическая прогрессивная организация»28. Бесспорно, что эти положения И.С.Клиориной являются новым словом в историографии темы, хотя далеко небесспорным.

В 1994 г. А.Малькова (И.С.Клиорина) издала капитальную монографию о В.В.Никифорове, в которой союзу посвятила 21-27-ю главы . В ней автор повторила свои оценки его роли и места в национально-освободительном движении якутов в начале XX в., высказанные в «Эпопее «Союза якутов»«.

** В 1997 г. ИГИ АН РС(Я) издал материалы научно-практической

конференции, посвященной 130-летию со дня рождения В.В.Никифорова, в которых последний предстает как человек и личность, как один из выдающихся представителей якутской интеллигенции30. Однако в сборнике нет специальной статьи о «Союзе якутов», а участие В.В.Никифорова в его организации и деятельности освещено фрагментарно, вскольз и, естественно, в материалах сборника нет ни новых фактических данных, ни нового положения о деятельности союза. Интересны наблюдения авторов некоторых статей о роли В.В.Никифоров в земском движении в Якутии.

Следует признать, что имя В.В.Никифорова в связи с «Союзом якутов» упоминается в отдельных работах по другим сюжетам истории Якутии. В новой монографии В.И.Федорова этому вопросу посвящен отдельный раздел, в котором кратко освещена деятельность союза, которая оценивается автором, как национально-демократическая '. Это относится также к статьям по истории формирования якутской интеллигенции Н.Н.Дьяконовой, в которых она затрагивает исследуемую тему в связи с изучением проблемы генезиса и формирования якутской интеллигенции, поисков интеллигенцией своего пути развития, её роли в общественно-политической истории Якутии XIX - начала XX в. Автор, в другой статье поддерживает положение о либерально-демократическом характере деятельности «Союза якутов» и высказывает правильную мысль о том, что деятельность союза должна быть изучена в сравнительном плане, ибо аналогичные организации в этот период возникали и у других народов Сибири (буряты и хакасы) .

Таким образом, изучение интереса историков к теме «Союз якутов» позволяет выявить, что этот интерес был неоднозначным. В историографии 20-50 гг. в его оценке превалировала резко негативная оценка его деятельности, как буржуазно-националистической организации. Некоторый отход от такой однозначной оценки наблюдается в работах С.В.Бахрушина. Деятельность союза историк рассматривал с точки зрения общенациональных интересов якутского населения в начале XX в. С 60-х гг. с наступлением «оттепели» в исторической науке некоторыми историками было высказано мнение о

либеральной сущности движения, но оно не получило в то время убедительного обоснования. Почти «белым пятном» в историографии остается проблема борьбы за введение земства в Якутской области, идея о котором была одной из центральных в деятельности союза. Наконец, в начале 90-х годов появилась другая крайняя точка зрения о революционно-демократическом характере требований союза. Одновременно историография Якутии пополнилась рядом работ Н.Н.Дьяконовой, В.И.Федорова, П.С.Троева, в которых дана объективная и всесторонняя оценка возникновения и формирования якутской национальной интеллигенции, её роли в исторических судьбах Якутии. В настоящее время сложились благоприятные условия для объективного и специального изучения деятельности «Союза якутов». На основе научного и системного анализа всего комплекса конкретно-исторического материала и современных подходов к изучению общественных явлений, с позиций социокультурного подхода возникает возможность поставить и решить изучаемую проблему: переосмыслить деятельность «Союза якутов» и определить его роль и место в истории якутского народа в начале XX в.

В связи с предложенным в качестве объекта исследования предлагается возникновение, деятельность и историческое значение первой политической организации якутского народа «Союз якутов», созданный в 1906 г.

Предметом исследования является историческая обстановка в Якутии в конце XIX - начале XX вв., в которой формировалась идея создания политической организации, призванной добиться местного самоуправления для уравнения в гражданских правах якутского народа с другими народами Российской империи.

Изученная в диссертации научная проблема может быть решена путем постановки следующей цели исследования: восстановление исторической правды в отношении первой политической организации якутов «Союз якутов», созданной в обстановке Первой русской революции и нарождающегося национально-демократического движения на одной их далеких окраин Российской империи.

Достижение цели обусловлено путем решения следующих задач:

  1. Проанализировать процесс нарастания в конце XIX - начале XX вв. явлений и процессов, породивших кризисную ситуацию в якутском обществе.

  2. Рассмотреть роль национальной интеллигенции в решении насущных общенациональных задач и создание в этой связи первой общественно-политической организации «Союз якутов».

  3. Изучить цели, задачи, направления и характер деятельности союза; его борьбу за самоуправление.

  4. Определить историческое значение «Союза якутов» для общественно-политической жизни Якутии в начале XX в.

Территориальные рамки работы охватывают Якутскую область, главным образом её три округа: Якутский, Вилюйский и Олекминский, в пределах которых развертывалась деятельность союза.

Хронологические рамки диссертации - конец XIX - первое десятилетие XX в. Они также определены хронологией основных событий темы.

Источниковую базу исследования составляет разнообразный комплекс опубликованных и неопубликованных документальных материалов, хранящихся, главным образом, в фондах административных, судебных и полицейских учреждений Российской империи, Иркутской губернии и Якутской области за означенные годы.

Первые свидетельства о «Союзе якутов» появились по непосредственным следам события в якутской либеральной периодике. В частной собственно-политической газете «Якутский край», издаваемой с 1 июля 1907 г. по инициативе В.В.Никифорова, в сентябре-ноябре того же года напечатаны стенографические отчеты о судебных заседаниях по делу о «Союзе якутов» .

Публикация основной массы материалов о союзе появилась в 1936 г. в журнале «Красный архив». Член общества б.политкаторжан М.М.Константинов опубликовал 23 документа под названием «К истории союза якутов»,

извлеченных из тогдашнего Архива революции и внутренней политики (ныне Российский государственный исторический архив - РГИА)34. Первый документ - это телеграмма директора Департамента полиции Вуича от 8 января 1906 г. по поводу обращения ЦК «Союза якутов» к председателю Совета Министров С.Ю.Витте с требованием предоставления якутам права избирать своего представителя в Государственную Думу, введения земского самоуправления и признания всех земель в крае собственностью якутов. Министр внутренних дел, сообщалось в телеграмме, приказал всех членов комитета привлечь к ответственности, посадить в тюрьму. Следом помещены телеграфные сообщения между МВД, иркутским генерал-губернатором и якутским губернатором о «незаконной» деятельности «Союза якутов», о необходимости экстренных мер против возникшей опасности. Здесь же впервые опубликована программа союза. Следует особо подчеркнуть информационную насыщенность пространного доклада якутского губернатора В.Н.Булатова министру внутренних дел П.Н.Дурново, датированного 13 февраля 1906 г. Губернатор дает свое видение истоков и времени зарождения инородческого союза. Он считает, что замысел принадлежал ссыльным, кроме того, свою роль сыграли Манифест 17 октября и съезд по земскому самоуправлению. Далее В.Н. Булатов подробно информирует о популярности союза на местах - в Якутском, Вилюйском и Олекминском округах, где работали уполномоченные и активисты союза; сообщает о материальном ущербе, понесенном Якутским казначейством из-за участившихся неплатежей податей. В докладе губернатор признал, что в союз вовлечено «громадное большинство инородцев». Доклад завершается информацией об арестах и следствии по означенному делу. Подборка дополнена 2 документами с места, а именно донесением земского заседателя Сунтарской инородной управы Вилюйского округа Горловского об улусном сходе и составленной им петиции. Второй документ - общественный приговор схода 2-го Мельжахсинского наслега Мегинского улуса Якутского округа от 16 февраля 1906 г., подписанного 134 чел. В конце публикации помещена прокламация «Якутскому народу» от 27 февраля 1907 г.,

направленная также на защиту арестованных членов «Союза якутов».

Вторая публикация М.М.Константинова помещена в тексте его статьи, напечатанной в сб. «100 лет якутской ссылки»35. Автор приводит целиком 2 документа: объявление якутского губернатора инородческому населению области, появившееся в печати через день после ареста членов Союза якутов, т.е. 19 января 1906 г. В нем содержится призыв не примыкать к противозаконному союзу, платить подати и отбывать повинности под угрозой применения военной силы. Следующий документ - упомянутая выше петиция на имя императора, поданная Сунтарским улусным собранием 15 февраля 1906 г. Из перечня документов следует, что опубликованы основные, информационно насыщенные источники по теме. Они дают четкое представление о программных требованиях «Союза якутов», об отношении к нему областной администрации свидетельствуют о популярности организации на местах.

Следующая солидная публикация о деятельности «Союза якутов» предпринята в сборнике «Документы о революционных событиях 1905-1907 гг. в Якутии» . Прежде всего, это документы за № 60, 63, 65-68 - донесения якутского губернатора в вышестоящие инстанции о политическом положении в области, о выступлении крестьян Мальжегарского наслега Олекминского округа, в их числе - материалы допроса и обвинительный акт по делу главного зачинщика неповиновения властям Г.Ф.Габышева. Непосредственно «Союзу якутов» посвящен IV раздел указанного сборника. Это 10 документов, собранных под заглавием «К выступлению «Союза якутов»« (№ 82-91). В их числе - публикация Устава организации, затем - телеграммы и предписания должностных лиц местной администрации, прошения арестованных членов Союза. В этой публикации особенно интересно выступление крестьян Мальжегарского наслега. Оно рассматривается как конкретное действие улусных жителей в поддержку Союза.

В 1997 г. в Якутске состоялась научно-практическая конференция, посвященная 130-летию В.В.Никифорова. В сборнике материалов конференции

помещена публикация А.Н.Дьячковой «Приговор Якутского окружного суда по делу об участниках «Союза якутов»«, извлеченного из фонда Якутского окружного суда Национального архива РС(Я)37.

В 2001 г. писателем-документалистом И.Е.Федосеевым-Доосо подготовлен и издан сборник трудов В.В.Никифорова «Солнце светит всем» . В разделе сборника «В.В.Никифоров - организатор «Союза якутов»« напечатаны 3 документа из фонда РГИА, относящиеся к его перу. Это -кассационный отзыв в Правительствующий Сенат по Уголовному кассационному Департаменту от инородца Тебиковского наслега Дюпсинского улуса Якутского округа В.В.Никифорова, обвиняемого по 1 ч. 125 ст. Уголовного уложения, датированный 6 октября 1907 г. (подлинник хранится в РГИА в Санкт-Петербурге ф.1363. огл. 3 д. 1360 п. 6). Два других документа, относятся к более раннему периоду - периоду борьбы за местное самоуправление и пересмотра в связи с этим «Положения об инородцах» 1822 г.

В поисковой работе сложным оказался вопрос о персоналиях. Сведения о персональном составе Союза якутов весьма разрознены и отрывочны. Удалось обнаружить, кроме сведения В.В.Никифорова, И.С.Говорове, И.А.Попове, Д.И.Слепцова, И.В.Васильева, П.А.Афанасьева. Наиболее интересными из них являются две публикации в сборнике «Якутский архив». Первая -представляет собой краткую хронику жизни И.С.Говорова, а вторая -публикацию 5 писем И.С.Говорова сыновьям Иннокентию и Ивану, обучающимся в г. Казани. Письма написаны в январе-июле 1906 г., т.е. передают происходящие события со слов их участника и очевидца. Они передают, как и все эпистолярные источники, эмоциональные переживания, субъективное отношение и оценки автора описываемых исторических событий. Составители правы в том, что эти документы выходят по своей значимости за пределы семейной переписки. Скорее всего, они адресованы всей якутской диаспоре, находящейся в тот момент в г. Казани. Очевидно, для их сведения И.С.Говоров сообщает о сложной борьбе, столкновении мнений на земском съезде осенью 1905 г., образовании «Союза якутов», аресте его членов.

Обозрение опубликованного материала дает основание считать, что подавляющее большинство источникового комплекса по истории «Союза якутов» издано. Опубликованные документальные материалы: программа, информация с мест, официальная переписка властных органов, судебно-следственная документация, в т.ч. материалы допроса, обвинительный акт, приговор, кассационные прошения обвиняемых - позволяют в достаточной степени установить цели и задачи союза, характер организации, численность, степень распространения и уровень влияния организации среди населения области.

В связи с этим, выявление неопубликованной части источников в архивохранилищах носил характер дополнительного, конкретизирующего поиска.

Из фондов Российского государственного исторического архива в Санкт-Петербурге нами использованы - кассационный протест прокурора Якутского окружного суда И.П.Подпалова, поданного в связи с отменой приговора по делу якутов В.В.Никифорова и И.С.Говорова, (ф. 1363, оп. 3, д. 1360, лл. 3-25) упомянутый нами выше, кассационный отзыв В.В.Никифорова в Уголовный кассационный департамент Сената от 6 октября 1907 г., а также секретное донесение от 28 июня 1907 г. прокурора Якутского окружного суда И.Подпалова прокурору Иркутской судебной палаты Е.П.Нимандеру с подробным изложением деятельности «Союза якутов».

Кроме того, в том же РГИА хранятся 4 документа более позднего времени из ф. 124, оп. 51, д. 391. Это - прошение В.В.Никифорова на имя императора от 2 февраля 1913 г. о снятии с него судимости. Данное прошение сопровождено запросом Первого Департамента министерства юстиции якутскому губернатору о поведении, образе жизни и политической благонадежности В.В.Никифорова, а также ответным письмом губернатора И.И.Крафта, поддержавшего просьбу В.В.Никифорова. Документы датированы 27-28 марта 1913 г. К ним прилагаются обстоятельное письмо В.В.Никифорова И.И.Крафту от 10 сентября 1910 г., объясняющего сложные моменты своей

общественно-политической деятельности, в т.ч. борьбу за учреждение земства в Якутии и образования «Союза якутов».

Кроме упомянутых источников, в РГИА хранятся еще 2 дела, относящихся к изучаемой теме: «Дело об арестах», включающее телеграмму членов ЦК «Союза якутов» Скрыбыкина и Артамонова на имя председателя Совета Министров с просьбой об освобождении из тюрьмы, в которой они содержались за подписание программы «Инородческого союза» (ф. 1276, оп. 1, д. 53, л. 72) и второе дело - «Об отмене приговора по делу И.С.Говорова осужденного за участие в демонстрации и вторжении в Якутскую городскую думу 9 января 1905 г.». Речь идет о прошении И.С.Говорова об отмене приговора (ф. 1363, оп. 4, д. 673, л. 1-2 об.).

Относительно фондов Государственного архива Иркутской области, следует признать, что определенный объем источников, информативных и судебно-следственных, в них содержится. Главным образом, это фонды Иркутского генерал-губернатора и Иркутской судебной палаты. Но в процессе формирования источниковой базы диссертации оказалось, что в Национальном архиве РС(Я), а также в документальных изданиях сохранились все поступившие из Иркутска материалы, а также отпуски всех исходящих донесений и отчетов областной администрации, переписки Якутского окружного суда и его прокурора.

В Национальном архиве РС(Я) нами просмотрены фонды всех учреждений и организаций, в которых могли сохраниться сведения о деятельности «Союза якутов». В первую очередь, это фф. Якутского областного управления (ф. 12-и), Якутского окружного суда (ф. 192-и), прокурора Якутского окружного суда (ф. 193-и), Совета Якутского сельскохозяйственного общества (ф. 429-и), Вилюйского окружного управления (ф. 22-и), Якутской городской думы (ф. 166-и), Дюпсинской инородной управы (ф. 36-и), Хочинской инородной управы Вилюйского округа (ф.50-и), I Жарханского родового управления (ф. 66-и).

Из всего просмотренного массива источников наиболее информативно

насыщенными и интересными являются материалы из ф. Якутского окружного суда; материалы по земскому устроению из фондов Якутского областного управления и Якутского сельскохозяйственного общества и особо следует выделить «Дело о проведении земской реформы в Сибири» (ф. 12-и, оп. 2, д. 2963, лл. 115-149). В нем содержатся основные материалы по разработке и обсуждению земских проектов, в том числе Протоколы Совещания по вопросу о введении в Якутской области земских учреждений в октябре-ноябре 1905 г. Кроме того, интересны материалы инородческих сходов, петиции, письма, объяснения и заявления как активистов, так и рядовых якутов из фондов инородческий управ Дюпсинского, Сунтарского, Хочинского и Мальжегарского управ. Особо отметим 2 дела из фонда Хочинской инородной управы: д. 4 - секретные циркуляры якутского губернатора о «Союзе якутов» и д. 6 - постановление улусного головы по делу о «Союзе якутов». Проверочный поиск фондов северных округов - Колымского и Верхоянского - результатов не дал. Очевидно прав был якутский губернатор, когда доносил, что деятельность «Союза якутов» там не распространилась, очевидно, не успела.

В целом, выявленный и изученный архивный комплекс в совокупности с опубликованными документами, дает достаточную, на наш взгляд, и вполне репрезентативную источниковую базу для исследования поставленной научной проблемы. Вместе с тем необходимо отметить, что в работе над источниками по теме важнейшим достижением было новое прочтение всего массива источников ввиду того, что интерпретация их содержания советскими историками оказалось во многих случаях ненаучной, а политизированной, идеологически предвзятый.

Относительно методологии исследовательского поиска, анализа и синтеза собранного материала, надо подчеркнуть, что мы опирались на современные общенаучные и специально-исторические методы изучения исторического процесса. Безусловно, определяющими здесь оставались системный подход и историко-сравнительный метод исследования. Исходя из этого, мы стремились понять организацию «Союз якутов» как закономерную

структурную составляющую системы (якутское общество начала XX в.), как механизм для решения общенациональных задач якутского народа, а также её историческое значение для дальнейшего развития якутского региона Российской империи. При рассмотрении «Союза якутов» как системы, мы выделим также структурные элементы, как состав, идеи, цели программные требования, специальная база, взаимоотношение с властью, итоги. В трактовке роли национальной интеллигенции, возглавившей «Союз якутов», мы исходили по социокультурного понимания её как наиболее подготовленной, ведущей силы якутского общества, в конечном итоге определяющей многие параметры социального и духовного его развития. Мы учитывали как социологический, так и аксиологический подходы в понимании термина «интеллигенция», т.к. считаем, что важно понимание интеллигенции, как социокультурного слоя, так и морально-нравственной и духовной силы общества. Поскольку интеллигенция в истории - величина переменная, роль и место интеллигенции, её функция и задачи менялись во времени, то якутскую интеллигенцию в изучаемые годы занимали в первую очередь вопросы национально-духовного просвящения и поиска путей самоуправления Якутов в рамках Российского государства.

Несомненную помощь в понимании роли национального фактора, национальной интеллигенции в многонациональной России начала XX в. оказали работы А.Каппелера (ФРГ). В частности, можно согласиться с положениями о «внутренних колониях» России, имеющих низкий социально-экономический и социально-культурный уровень развития и правовое дискриминационное обособление их населения, о роли и значении революции 1905-1907 г. для нерусских народов и их национальных движений. Автор прав, когда рассматривает первую русскую революцию как «весну народов» и тогда, когда пишет о том, что исследователи подчиняли национальные моменты социальным и политическим факторам. Действительно, революция 1905 г. «придала значительный импульс всем национальным движениям в Российской империи».41 Мы использовали теоретические разработки отечественных

историков по проблемам земства и местного самоуправления. Мы согласны с мнением Л.Ф.Писарьковой о том, что понятие «самоуправление» - категория историческая, способная к развитию, и имеющая временные и национальные особенности. Справедливо также её утверждение, что необходимо отделить самоуправление как форму местного управления от самоуправления как воплощения политических устремлений либералов о демократическом обустройстве российского общества в центре и на местах с учетом национальных особенностей . Наиболее плодотворными они оказались при анализе земских проектов, а также программных задач и характера деятельности «Союза якутов». Кроме того, мы руководствовались современными подходами и оценками в освещении истории либерального и национального движений. При этом стремились избежать односторонних представлений и упрощений в изучении содержания и идеологии национальных движений, взаимодействия с российским общедемократическим процессом, в результате которого оно приобретало не национально-ограниченный характер, а уровень российского события или процесса.

Научная новизна работы. В диссертации впервые предпринято специальное научное изучение истории создания и деятельности общественно-политической организации якутского народа «Союз якутов», охватившей многие интересные события в истории Якутии в начале XX в. История «Союза якутов» представлена как часть истории России, ибо события 1905-1906 гг. в Якутии по существу были инициированы революционными событиями в России. Предложена принципиально новая оценка деятельности и роли союза, преодолевающая две крайности в изучении его истории: во-первых, понимания союза, как националистической организации якутского тойоната, деятельность которой была якобы реакционной, антинародной; во-вторых, рассмотрения союза как революционно-демократической прогрессивной организации. В диссертации на основе комплексного изучения обосновано положение о том, что «Союз якутов» по содержанию своей деятельности, по постановленным целям, по характеру борьбы за свои цели является либерально-демократической

национальной организацией. Она не ставила цели свержения государственного строя в России, проповедована мирный реформистский путь борьбы, не ставила задачи строительства нового национального общества, не активировала за отторжение Якутии от России. «Союз якутов» добивался равноправия с оседлым населением Российского государства в своих гражданских правах.

В связи со всем этим на защиту выносятся следующие основополагающие положения:

  1. Якутское общество конца XIX - начала XX в. с точки зрения социально-экономического и общественно-политического развития создало такие проблемы, которые привлекли заинтересованное внимание представителей зарождающейся якутской национальной интеллигенции, появившейся на исторической сцене со знаменем поисков новых путей развития родного народа. В якутском обществе они увидели те процессы, которые в известной степени подтверждали позицию сибирских областников, выдвинувших положение об исторической обреченности сибирских, в том числе якутского, народов.

  2. Выход общества из создавшегося критического положения якутская интеллигенция видела в достижении культурного прогресса, приобщения родного народа к образованию, просвещению, к высокой культуре русского народа. Завоевание этих рубежей должно было обеспечить обретение народом социальной уверенности и создать необходимые условия для самостоятельного решения своих проблем. Лидеры национальной интеллигенции в этой сложной обстановке нашли единственно правильный путь - поставили перед местными и центральными властями вопрос о создании якутскому народу условий для достижения своих гражданских прав и, как первый шаг в этом направлении, предоставлении Якутии местного самоуправления.

  3. Поиски форм самоуправления, которые могли бы быть приспособлены к специфическим условиям якутских улусов, привели национальную интеллигенцию к мысли о преимуществах земского самоуправления, введенного в России с 1864 г. Обращение к этой мысли имело исторические

корни, ибо новое якутское самоуправление должно было иметь трехступенчатый характер, сохраняя и традиции административно-территориального управления на уровне улусов. Вторая сторона такого подхода состояла в отстаивании положения о вхождении якутов в систему российских органов местного самоуправления, характерных для общества оседлой части населения государства. Так, и в данном случае молодая якутская интеллигенция еще раз подтвердила свою пророссийскую ориентацию, тем самым продолжая традицию, заложенную своими предшественниками.

  1. Обсуждение вопросов внедрения земского самоуправления в Якутской области происходило в обстановке нарастания в стране революционных событий в России в 1905 г., что придало его участникам, с одной стороны, оппозиционную настроенность в отношении властей, с другой -приверженность к демократическим установлениям первой русской революции. Однако спад революционных событий привел власти к оттягиванию практического решения вопроса о введении земских учреждений в Якутской области.

  2. В этой обстановке якутская интеллигенция решилась на радикальные действия - создала «Союз инородцев-якутов», первую общественно-политическую организацию, ставившей своей программной целью достижение якутским народом своих гражданских и экономических прав. Впервые в диссертации особый акцент делается на то, что программные требования союза предполагали прежде всего предоставление якутам прав на самоуправление и отражали стремление якутской интеллигенции достичь равенства и равноправия родного народа с оседлыми народами России. Это было первое политическое программное требование якутской интеллигенции к российским властям, причем его реализацию было задумано провести в рамках предстоящих демократических преобразований в России. В отличие от предшественников в диссертации обосновано положение о том, что якутской интеллигенции были чужды сепаратистские претензии и что будущее развитие Якутии, якутского народа она считала возможным только в составе

Российского государства.

  1. Для достижения программной цели были выдвинуты мирные средства и способы борьбы: признание всех земель собственностью якутов, введение земского самоуправления, достижение представительства якутов в Государственной Думе, освобождение от опеки местной полиции и упорядочение отношений с областной администрацией. Более или менее радикальные способы борьбы как отказ от платежа податей и несения повинностей, отказ от общения с полицией носили тактический характер и были рассчитаны на то, чтобы областное начальство остро почувствовало всю серьезность программной установки деятельности союза. Утверждение некоторых историков о том, что конечной целью союза является земельный вопрос не соответствует действительности, оно искажает суть программной цели союза.

  2. Программа, задачи и способы деятельности «Союза якутов» отражали положение и чаяния абсолютного большинства якутского населения и последнее в них увидело привлекательные идеи, направленные на социальное экономическое, социально-культурное и правовое обновление якутского общества. Деятельность союза получила массовую поддержку жителей улусов трех округов области - Якутского, Вилюйского и Олекминского. Существующие в литературе представление о том, что деятельность союза была кратковременной и потому она не получила распространения в улусах противоречит историческим фактам, потому оно ошибочно.

  3. «Союз якутов» не достиг своей цели. Организация была запрещена, а ее члены и активисты были подвергнуты судебной расправе. «Союз якутов» потерпел неудачу потому, что разгар активности в его деятельности совпал со спадом русской революции и власти получили возможность навести жесткий порядок в стране. Идея самоуправления якутов не была реализована; союз не добился представительства в Государственную Думу, решения земельного вопроса и т.д..

  4. Несмотря на неудачу, «Союз якутов» сыграл огромную роль в

*

общественно-политической жизни якутского народа. Создание союза явилось свидетельством национального пробуждения якутов, что по существу было инициировано революцией 1905-1906 г. в Центральной России. Его деятельность разбудила якутское население к осознанию собственных прав и попыткам активной работы по их реализации. Идеи союза оказались живучими, их постоянно использовали все те, кто ставил перед властями и общественностью вопросы политического, экономического и духовного обновления жизни якутского народа. Создание и деятельность «Союза якутов» - крупное событие в истории Якутии, оно вполне вписывается и в российскую историю, тем более аналогичные события происходили и в других национальных регионах России - Бурятии, Хакасии, Татарии, Чувашии и т.д..

Практическая значимость диссертации обусловлена ее научным и общественно-полезным значением. Материалы диссертации могут быть востребованными при изучении национального движения, истории интеллигенции и местного самоуправления, а также быть использованы в лекционных курсах в вузах, учебных процессах в школах и гимназиях и для подготовки общего курса лекций по истории Якутии.

Структура диссертации соответствует логике развития событий, связанных с ее темой и состоит из трех глав. Первая глава посвящена характеристике якутского общества, в недрах которого вызревала идея борьбы за самоуправление; вторая - попыткам якутской интеллигенции по введению в области земства и в связи с этим практической деятельности «Союза якутов» в этом направлении; третья - судебной расправе над союзом и той исторической роли, которую сыграл союз в развитии якутского общественного сознания. Заключение подводит итог диссертационному исследованию темы.

Социально-экономическая обстановка

Якутия в конце XIX - начале XX в. продолжала развиваться как составная часть Российской империи. Ее развитие происходило под разносторонним воздействием общероссийского исторического процесса. Это воздействие было противоречивым: с одной стороны, национальная политика правительства, цель которой состояла в более тесной привязке региона и его народов к имперским структурам за счет административной интеграции и насаждения языка, религии, культуры, истории и политических традиций России, с другой - объективное трудное вовлечение региона в сферу экономического прогресса, вхождение его в единую российскую хозяйственную систему. В этом взаимодействии более действенным было воздействие национальной политики и именно поэтому итог ее был таким, что Якутская область до начала XX в. продолжала оставаться одной из самых отсталых в экономическом смысле окраин России.

Якуты - основное коренное население области - были включены в сословие «инородцев». Если население Якутской области в 1897 г. составляло 273052 чел.1, то якутов было 221469 человек или 81,07%, русских (включая украинцев и белорусов) - 30807 (11,41) чел. Якутское население размещалось во всех административных единицах в области, установленных в начале XIX в., т.е. в пяти округах: Якутском, Вилюйском, Олекминском, Верхоянском и Колымском. Округа делились на улусы, улусы на наслеги. В них соответственно были: 8 улусов и 128 наслегов; 4 улуса и 64 наслега; в Олекминском округе в 1893 г. якуты были переведены из разряда кочевых в разряд оседлых, поэтому улус превратился в волость, а наслеги - в сельские общества; 4 улуса и 37 наслегов; один улус 9 наслегов. В Якутском округе якуты составляли 130119 чел., Вилюйском - 63200, Олекминском - 13179, Верхоянском - 11556 и Колымском - 3412 чел. Как видно, основная часть якутского населения была сосредоточена в Якутском округе3. Из пяти городов области только Якутск - областной центр походил на город. Он являлся не только административным, но и крупным на всем северо-востоке Сибири экономическим и культурным центром. Здесь происходили важнейшие по местным масштабам административно-управленческие, общественно-политические и культурно-исторические события, которые оказывали определенное влияние на формирование общественного сознания всех жителей области. В Якутске тогда проживали 2788 якутов.

Подавляющее большинство якутов (около 90%) проживало в сельских местностях, что было связано с их традиционным образом жизни, связанным с разведением крупного рогатого скота и лошадей. В суровых природных условиях края скотоводство являлось надежным источником существования каждой якутской семьи. Оно имело огромное значение в экономике Якутской области. Об этом свидетельствует и количество скота. Так, в 1894 г. в области содержалось 214749 голов крупного рогатого скота. По мнению Г.П.Башарина, в конце XIX - начале XX в. разведение рогатого скота переживало определенные трудности: шел процесс сокращения поголовья крупного рогатого скота и это было характерной тенденцией для динамики численности рогатого скота в те годы4. Техника ведения скотоводческого хозяйства оставалась примитивной, не происходило коренных изменений в социально-экономических условиях, необходимых для развития скотоводства. Не проводилась работа по улучшению породы якутского скота. И не случайно, в 1912 г. А.Е.Кулаковский вынужден был констатировать: «Надо обратить весьма серьезное внимание на тот факт, что якутский скот сильно измельчал и вырождается: он стал малорослым, хилым и малопродуктивным»5.

Попытка введения земства

По земской реформе 1864 г. земства учреждались в 34 губерниях Российской губернии. В 1890 г. Александр III утвердил новое Положение о земских учреждениях. Оно действовало только в 43 губерниях. Земства не были учреждены в западных и Архангельской губерниях, Польше, Прибалтике, области Войска Донского, а также в Сибири, включая Якутию.

Следовательно, земская реформа не была логически завершена: она не была повсеместной, кроме того не было создано верхней структуры над земствами - Земского собора (парламента), ограничившего бы власть императора.

Тем не менее, губернские и уездные земские учреждения, несмотря на ограниченность компетенции, скудость финансовых средств и на все возраставший контроль центральной и местной власти, вносили существенный позитивный вклад в развитие своего края, являли собой форму демократических местных органов власти. Россия покрылась сетью школ, больниц, оживилась хозяйственная жизнь деревни. Самое главное, помимо своих хозяйственных функций, земства стали играть важную политическую роль. В земских учреждениях стали сплачиваться либерально настроенные, прогрессивные силы общества. Стало меняться соотношение социальных сил в провинции. На этой основе зародилось земское либеральное движение. В конце XIX - начале XX в. возникли нелегальные политические организации: «Беседа», «Союз земцев-конституционалистов», «Союз освобождения», объединявший земских и неземских либералов.

Подобным образом обстояло дело и в якутской провинции. Совсем неслучайно земскую идею актуализировала в Якутии в 90 г. XIX в. только что зарождающаяся молодая национальная интеллигенция. Она первой стала воспринимать и распространять либеральные и демократические идеи земства, стала родоначальницей земского движения в крае.

Кроме того, будучи основной культуротворческой и патриотической силой якутского общества, национальная интеллигенция видела в учреждении в крае земского самоуправления один из способов и средств достижения экономического и национально-культурного возрождения якутского народа. Якутскому населению — нищему, бесправному, вымирающему, требовались медицинские работники, учителя, агрономы, т.е. весь спектр сельской земской интеллигенции.

Как отмечалось в первой главе, в Якутии сохранение рутинной системы хозяйствования, снижение доходности традиционных отраслей производства, крайне неблагоприятная демографическая ситуация, почти поголовная неграмотность, политическое и общегражданское бесправие якутов, т.н. «инородцев» выдвинули во главу угла общенациональную задачу -экономическое и культурное возрождение якутского народа. Эту задачу осознали и сформулировали как программу немедленного действия представители якутской национальной интеллигенции. В практическом плане якутские общественные деятели выступали за просвещение своего народа, отмену уголовной ссылки, предоставление земли якутам, за общегражданские права и самоуправление. Все эти задачи были взаимосвязаны. Они видели, что многократные просьбы якутов о предоставлении самоуправления отклонялись по причине отсутствия в их среде образованных и культурных людей. Так, в 1892 г. один из ярких якутских интеллигентов М.А.Афанасьев, тогда студент юридического факультета Московского университета, писал, что первой задачей на пути развития якутского народа является просвещение, второй -достижение самоуправления. М.А.Афанасьев считал, что самоуправление при наличии пусть небольшого числа образованных людей изменит сложившуюся ситуацию1.

Судебное преследование

8 января 1906 г. директор Департамента полиции Министерства внутренних дел России Вуич в своей телеграмме якутскому губернатору сообщил, что «министр внутренних дел приказал всех членов комитета, подписавших телеграмму, посадить в тюрьму, привлечь к ответственности и привести якутов к повиновению властям»1. Мгновенная, жесткая реакция центра на якутские события, когда по стране прокатилась революционная буря, понятна. Центр был заинтересован погасить пламя противоправительственного волнения в одной из национальных окраин империи в самом зародыше его возникновения.

Местные власти оказались в трудном положении. С одной стороны, они понимали жесткую позицию центра, с другой — они боялись еще большего обострения событий в Якутске. И действительно, 9 января, как указывалось выше, состоялось «вторжение» в Якутскую думу большой «толпы» (так говорилось в официальных документах) мелких торговцев, домовладельцев, ремесленников под руководством «Союза мелких торговцев» с требованием, чтобы дума сложила свои полномочия, как орган не избранный народом и «в порядке, который теперь народом не признается» и чтобы были пересмотрены чрезвычайные тяжелые арендные цены за помещения на городском рынке и высокие налоги. Гласные думы «большинством голосов» вынуждены были «отказаться от должностей», продолжив службы только до новых выборов с участием «всего населения города». Затем участники шествия явились на городское общественное собрание, где в то время обсуждался вопрос, «возбужденный на митингах», о передаче земли «во всеобщее пользование», но заседание было закрыто и потому участники шествия разошлись2.

Интересно, что местные власти в этих событиях усмотрели результаты «усиленной агитации» не только «бывших поднадзорных» (т.е. политссыльных П.В.Оленина, М.В.Сабунаева, В.П.Приютова и др.), но и «некоторых влиятельных инородцев во главе с Никифоровым». Губернатор В.Н.Булатов назвал это событие «большим бунтом» и в своей телеграмме министру внутренних дел от 10 января сообщал, что есть «основание ожидать дальнейших насилий» . В телеграмме же от 11 января в тот же Санкт-Петербург он подтверждает свое беспокойство, намекая на то, что волнение «распространилось на часть округа» (Якутского - С.С). Вместе с тем губернатор сообщает, что «от арестов вынужден воздержаться по недостатку военной силы» и просил прибытия подкрепления для местной команды. То же самое он подтвердил в телеграмме от 12 января, ссылаясь на то, что арест членов союза «вызовет массовое возмущение якутян и городской черни» и что «возможны нападение на тюрьму для освобождения арестованных и другие насилия». Говорилось о том, что местные власти не имеют возможности предотвратить могущие возникнуть серьезные беспорядки и потому губернатор снова просил увеличения местной команды. И буквально: «испрашиваю разрешения не подвергать комитет "Союза якутов" аресту, передать дело судебной власти»4.

На эту телеграмму якутского губернатора 13 января 1906 г. поступило грозное указание. Привожу для убедительности полный текст телеграммы П.Н.Дурново: «Имеющихся у вас войск достаточно для водворения порядка и арестования зачинщиков. Предлагаю действовать силой оружия без всякого снисхождения. Прошу немедленно восстановить авторитет власти»5. Телеграмма министра в Якутске была получена 15 января, а местные власти были в большой растерянности, обстановка - напряженной и могло произойти