Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная и военно-политическая история некрасовских казаков, 1708 г. - конец 1920-х гг. Сень, Дмитрий Владимирович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сень, Дмитрий Владимирович. Социальная и военно-политическая история некрасовских казаков, 1708 г. - конец 1920-х гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Краснодар, 1999.- 252 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-7/159-4

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Актуальность настоящего диссертационного ледования обусловлена, во-первых, тем обстоятельством, что некрасовские казаки, :сшие весомый вклад в обогащение восточнославянской культурной традиции (своими зками, песнями, преданиями и т.п.), оставались до последнего времени одной из наименее чеиных групп российского казачества.

Второй аспект актуальности диссертационной темы заключается в следующем: іросьі северокавказской истории получают сегодня в науке все более основательное чение. Немаловажное значение в данном процессе отводится казаковеденгао - довольно вддому направлению научной мысли в Российской Федерации, занимающемуся шлексным изучением исторического прошлого, новейшей истории и культуры ;сийского казачества. Развитие казаковеденш не в последнюю очередь следует связывать ачавшимся в конце 1980-х гг. возрождением казачества, объективно способствовавшим ширению тематических изысканий. Однако в силу ряда конъюнктурных причин многие екхы казачьей истории и культуры замалчивались, либо намеренно искажались. Один из их аспектов состоит в пребывании казаков за пределами Российского государства, астую сопровождавшемся враждебным к нему отношением. Некрасовские казаки-пранты на протяжекин векоз испытывали ко отношению к российскому царизму особого а неприязнь и недоверие, являясь в XVITT в. (как составная! первого Кубанского', казачьего іска) врагами России.

Третий аспект актуальности темы исследования состоит в том, что историография, за мя изучения прошлого казаков-некрасовцев (ХГХ-ХХ вв.), не только обогатилась явными тижениями, но стала характеризоваться неверно истолкованными, на наш взгляд, (росами казачьей истории. Следовательно, назрела проблема качественного пересмотра эгих событий „некрасовской эпопеи".

Актуальность настоящего исследования обусловлена, в-четвертых, тем, что в условиях 1стренного внимашгя к межнациональным отношениям в РФ (зачастую связанных с )цессом мифологизации истории) особая роль в разрешении проблем принадлежит тижению исторического опыта русского парода, особенностям его взаимоотношений с тими этносами. Некрасовские казаки, как своеобразная этноконфесснональная группа ского народа, явили собой яркий пример гибкости и последовательности (нередко -жествешюго характера) во взаимоотношениях с мусульманскими народами Крымского ства и Османской империи, пример векового с ними сосуществования.

Объектом настоящего исследования являются некрасовские казаки, органическая ть первого Кубанского казачьего войска, а предметом - их социальная и воепно-мтическая история, включая культурно-исторические (в т.ч. специфические) актеристики казаков.

Географические рамки исследования. Исходя из основных этапов этнокультурного вития казаков-некрасовцев и ареалов их пребывания в эмиграции, область исследования дставлена территорией Крымского ханства (правобережьем Кубани), Закубакья, ланской империи (Европейской и Азиатской Турцией), Российского государства (Грузией, юньем и Кубанью).

Хронологические границы исследования охватывают период с 1708 г. по конец ;0-х гг. Нижняя гранила исследования связана с тем фактом, что именно в 1708 г, началась орня донских казаков как некрасовцев, вызванная их уходом во время подавления швйнского восстания на территорию Крымского ханства. Верхняя граница работы словлена, во-первых, прервавшейся (вплоть до 1960-х гг.) в 1920-е гг. иммиграцией

некрасовцев из Турции в Россию (СССР) и, во-вторых, тем обстоятельством, что именно j 1920-е гг, сформировались основы нового образа жизни некрасовских казаков - уже каї членов советского общества.

Степень изученности темы. Поскольку историческое прошлое казаков-иекрасовци стало изучаться уже в ХК в., то приоритет в „открытии" темы принадлежи' дореволюционным исследователям. Наиболее заметной работой является монографии ПЛІСороленко „Некрасовские казаки. Исторический очерк, составленный по архивным ] печатным материалам" (Екатеринодар, 1899), основанная на богатом историческом (в т.ч архивном) материале^ в которой прошлое казаков описано вплоть до конца 1890-х п Основное в ней вшшашо уделено геополитической истории некрасовцев, тракговк многих сюжетов которой обуславливалась неприязненным отношением Ш1.Короленко этим казакам как „изменникам". Исследователь обнаружил и ввел в научный оборот немал новых первоисточников, весьма последовательно описал пребывание некрасовских казаке на территории Крымского ханства, указал на основные периоды в их истории. Вместе с ти П.ШСороленко некритически отнесся к отождествлению некрасовцев со старообрядцами лишванами, вследствие чего события из жизни последних ошибочно были отнесены некрасовской истории. Не были рассмотрены в книге вопросы хронологии и географи некрасовских поселений на Кубани, первой волны эмиграции казаков в Османскую имперш (до 1756 г.), присоединения некрасовцев к единоверию; признания ими Белокриннцког священства, весьма поверхностно освещено пребывание некрасовцев в Европейской Турцш участие казаков в русско-турецких войнах. Одной из первых работ в данной облает казаковедения следует считать, по-видимому, статью анонимного автора Б-ва - „История некрасовцах" (1828г.), в которой было высказано мнение о том, что предложение казакам с стороны царизма вернуться в Россию впервые последовало в правление императрицы Анк Ивановны, а также прозвучало важное заявление о неоднородности понятия „некрасовцы' Таким образом, несмотря па ограниченный объем публикации, работа Б-ва и сегодЕ сохраняет важное научное значение. Жизнь казаков-некрасовцев на Кубани, в дельте Дуна Анатолии, вопросы их военной истории, взаимоотношений с народами Османской имперн получили определенное освещение в трудах И.А.Андреева, ПХ.Буткова, Ф.Кондратовш [Ф.К.Вовка], М.В.Вронченко, МЛГанько, ИЛДмитренко, М.Б.Карского, В.Ламапског В.Ф.Мішорского, ЖЛотоцкого, П.М.Саковича, А.А.Скальковского, анонимных авторов М-ко и Затерянного; А.Фабра, МЛайковского и др. Работа В.Ф.Минорского - „У русею подданных султана" (М.,1902 г.) - отличается попыткой автора систематизироват накопленный к тому,времени исторический материал, выявить сильные и слабые сторон современной автору отечественной историографии темы. В книге М Карского „Зарубежная Русь" (СПб., 1904) - жизнь некрасовских казаков хотя и освещена значительных хронологических границах (XVIDf-XIX вв.), но содержит в себе нема; элементов художествениого повествования, что, безусловно, снижает ее научігу значимость. Остальные исследования характеризуются, главным образом, превалирование в них описательного подхода, обширными Hсторическими' лакунами при изучении прошло: казаков-некрасовцев. Весьма основательным является исследование Н.И.Субботиі „История Белокршшцкого священства по смерти.инока Павла" (1900 г.), в которс рассмотрены, в частности, вопросы религиозной жизни некрасовцев, неудавшихся тог, попыток старообрядческих иерархов добиться признания казаками Белокриницко священства. По преимуществу автор пользовался доступней ему перепиской белокринипк священников, обойдя, к сожалению стороной причины и события признания некрасовца! Белокришщкой церковной иерархии (конец 1870-х гг.). П.И.Мельников осветил в рабо „Старообрядческие архиереи" (1863 г.) неизвестную до того в науке деятельность

Jaiffl в 1750-х гг.' старообрядческого епископа Анфима, приехавшего туда по инициативе расовцев. При этом автор не пытался определите причины столь благоприятного живания некрасовцев па территории Крымского ханства. Журнальный „Очерк истории рообрядчества в Добрудже" (1875 г.) содержит в себе беглый обзор некрасовской ории, начиная с 1708 г. по 1840-е гг., когда М.Чайковский пытался привлечь казаков к ильственной службе в особых формированиях. Однако кубанский период прошлого расовцев оказался в нем изучен крайне поверхностно, а отсутствие научного определения !ягия „некрасовцы" привело к отнесению „на счет" некрасовцев событий из жизни зообрядцев-липовап. Отдельные, как правило, небольшие по объему сюжеты из прошлого «ов-некрасовцев находим в исследованиях, связанных с историей Кубанского казачьего ска, донского казачества (в т.ч. Булавинского восстания), запорожского казачества, зообрядческого населения Османской империи и т.п. В этой связи следует сказать о цах В.Б.Броневского, ЫКраснова, П.СПалласа, ИДПопко, инока Парфения, анонимного >ра П.Д., . Ржевусского, С.МРизы, А.И.Ригельмана, В.Д.Смйрнова, В.Д.Сухорукова, ^Щербины и др.' Однако в большинстве этих работ „некрасовская тема" звучала лишь в е констатации появления в 1708 г. на Кубани определенной по численности.(а цифры водились авторами самые разные) группы донских казаков, априорных утверждений о тах их пербоначального поселения. В целом же отечественная историография нгвалась в направлении накопления фактического материала, причем и здесь в итоге глодаются основательные исторические лакуны. Слабоизучешшми остались аспекты ;тия казаков в русско-турецких войнах ХУШ-ХХХ вв., их хозяйственной жизнедеятелыго-

в Крымском ханстве и Османской империи, иммиграции некрасовцев из Турции в сию в начале XX в. и т.д. То же самое наблюдается в части вопросов теоретического актера: опредедеши понятия „некрасовцы", историчнЬсти первого Кубанского казачьего ска, причин ухода донских казаков в 1708 г. на Кубань, причин эмиграции казаков с зитории Крымского ханства в Османскую империю, причин их иммиграции из Турции в гию и т.д. Однако некоторые трактовки исследователей ХК-начала XX вв. сохраняют ное научное значение и по сей день. Например, понимание Ф.А.Щербиной общностн іреюга некрасовцев и татар в главнейших вопросах „имущественного и международного за"; обоснование Ф.К.Вовком борьбы задунайских запорожцев за жизненное панство (захват выгодных в географическом смысле земель), как основной причины их кды с некрасовііами в Подунавье; высказывания рада авторов о" необоснованности адествления некрасовских казаков с липованами (дунаками); вывод П.П.Короленко о соденствии" некрасовских казаков на территории Крвшского ханства. Заслуга всех этих хедователей состоит также в том, что она обратили внимание на почти неизвестную тогда >бу кубанских казаков-некрасовцев, положили начало сбору исторического (в т.ч. шного), этнографического материала, способствуя тем самым дальнейшему расширению гвегствующих изысканий. Без работы П.П.Короленко трудно сегодня представить сколь-э серьезное исследование по некрасовской истории. Возможно, именно возросшим гресом к такого рода публикациям (и, следовательно, к самим казакам) в немалой ієни были обусловлены неоднократные поеедки российских подданных в ХГХ-ХХ вв. на Тайное, где проживали некрасовцы, начиная с первой четверти XIX в. Можно датировать, таким образом, что ученые ХК-начала XX вв. внесли основополагающий »д в изучение истории и культуры некрасовских казаков.

Отечественная историография новейшего времени не располагает, к сожалению, ни им монографическим (комплексным) исследованием по данной проблеме. Одной из зых обзорных работ по некрасовской Hстории стала статья филолога М.А.Полторацкой, асанная в 1938 г. и отличающаяся весьма поверхностным рассмотрением темы.

Следующим по времени специальным исследованием стала работа выдающеп отечественного ученого-фольклориста Ф.В.Тумилевича - „Казаки-некрасовцы. К истор антифеодального движения на Дону и Кубани" (1958 г.), .главными особенностями котор были: 1) использование материалов некрасовского фольклора в качестве историческс источника и 2) необоснованная, на наш взгляд, трактовка автором „некрасовского движеи на Кубани " как 4-го периода Булавинского восстания. К тому же автор неверно определ даты иммиграции некрасовцев из Турции в Россию (в первой трети XX в.); ошибоч "утверждал, что наделение казаков землей на Кубани (после их переселения туда из Грузш 1918 г.) произошло при Советской власти, и что Кубанская Рада считала Некрасов! бунтовщиками. Статья И.В.Смирнова - „Некрасовцы" (1986 г.) - выделяется внимани автора к личности И.Некрасова и стремлением определить качественно новые этапы истории казаков-некрасовцев. Тем не менее, несмотря на обширность рассматриваемые этой журнальной статье вопросов, все они оказались рассмотренными поверхностно. совместной статье НГ.Волковой и Л.Б.Заседателевой - „Казаки-некрасовцы: основн этапы этнического развития" (1986 г.) обоснованной критике была подвергнута дата П года, как времени первого переселения некрасовцев с территории Крымского ханства Европейскую Турцию, введены в научный оборот некоторые новые источники, ОСВЄЩЄІ неизвестные до того сюжеты иммиграции казаков-некрасовцев из Турции в Россию. сожалению, авторы, как и подавляющее большинство исследователей, невер отождествляли казаков-некрасовцев с липованами, вследствие чего ряд вопрос некрасовской истории оказался в корне истолкованным неверно. В.И.Шкуро в своей статье „Вольная казачья республика на Кубани и судьба ее обитателей" (1993 г.) - обрат внимание на факт существования на кубанской земле в ХУШ в. Кубанского казачьего войс: высказал предположение о первоначальном расселении некрасовцев в междуречье Кубаю Лабы, первым обнаружил материалы о наделении казаков землей в 1919 г. Кубанск краевым правительством. Однако мнение этого автора о причастности казаков-некрасовцеї образованию Усть-Дунайского Буджакского войска является бездоказательным, как имеют под собой основания приводимые В.И.Шкуро отдельные в XX в. случаи иммиграц из Турции и Румынии в Россию якобы некрасовских казаков. Некоторые сюжеты из военн истории некрасовцев изучили Н.Ю.Сепшдев и СА.Козлов, труды которых по истор российского казачества носят в немалой степени обобщающий характер. Важное научл значение имеют работы А.Д.Бачинского, посвященные пребыванию некрасовских казако! дельте Дуная (в ХЛОП в.),их взаимоотношениям с задунайскими запорожцами. Одна исследователь .оставил без должного внимания причины, приведшие к проявлен] некрасовцев в данном регионе. Некоторые вопросы пребывания некрасовцев на территор Крымского ханства. Османской империи их иммиграции из Турции в Россию рассматрива в своих диссертационных исследованиях ФВТумнлевич НЕГрысых ОКСердюш А.К.Рабчевская первые трое из которых однако яашялись соискателями ученой степе кандидата филологически наук а A JC РабчеГская - кандидата философских наук. Особен хотелось бы выделить значение диссертационного труда аК.Сердкжовой - „Лексика говс казаков-некрасовцев Исследование и словаоь" (1969. г.) в котором была доказа генетическая связь некрасовского говора с вер—скими говорами Вместе с тем спеш отметить, что упоминавшиеся выше особенности всех этих диссертаций обусловили обстоятельство что события социальной и воешо-политшеской истории казак освещались iioitvtho как гітя - что ггпивело естественно к их (Ьпагментятшому" ичлдтени НЖуковский [НПГалишш! написавший книгу На дштломатическом посту" (М 197 коснулся в ней роли В П Потемкина ^о1есшГпозитивную роГв переселен некрасовцев в СССР в 1920-е гг W^^oJSJ^L^JSpLSSf

В.Тумилевича и других, упоминавшихся выше филологов) изучали Е.Аракельян,

ІСотников, К.К.Удовкита, Г.Л.Щеулина, АА.Хидешеяи, а Т.Н.Абрамова плодотворно

1имается этим и поныне. Необходимо сказать о, довольно основательном круге

:ледований, посвященных истории Булавинского восстания, в которых говорится о

красовцах, как донских казаках - его участниках, затрагивающих также аспекты их ухода с

на на Кубань, количественного состава казаков-эмигрантов, первых годах их пребывания

территории Крымского ханства (труды В.И.Лебедева, ПА.Мининкова, А.П.Пронпггейна,

ТПодъяпольской). Краткую историю казаков-некрасовцев содержат различные

чиклопедии и энциклопедические словари (в т.ч. „Энциклопедический словарь по истории

бани. С древнейших времен до октября 1917 г. / Отв. ред. проф. Б.А.Трехбратов.

1аснодар, 1997) , а также крупные коллективные монографии (в т.ч. „История народов

верного Кавказа с древнейших времен до конца XVffl в. / Отв. ред. акад.

^.Пиотровский. М, 1988; Очерки истории Кубани с древнейших времен по 1920 г. У Под

щ. ред.; проф. В.Н.Ратушняка. Краснодар, 1996). Отметим также ряд довольно

югочисленных работ научно-популярного характера, авторы которых, в частности -

П.Богданов, В.ИБутанов, В.Б.Виноградов, В.П.Громов, СШаповалоВ. Ю.Немиров,

Люшин, ОЛобов, В.Олиянчук, В.Медведева, В.Севский приводят весьма интересные

яографические материалы. Некоторые из этих исследователей (В.И.Бутанов) склонны

еализировагь посгупки казаков-некрасовцев как людей, выступавших против России и

шш на территории враждебных России государств; другие (В.Б.Виноградов),

равдаяно считая некрасовцев врагами Российского государства, акцентировали внимание

сознательности совершаемых ими весьма жестоких по своим последствиям деяние, в т.ч.

этношении подданных России. В целом можно сказать, что ни один из основных вопросов

красовской истории (за исключением, пожалуй, расселения некрасовцев по территорин

льты Дуная и их. взанмоотношений с задунайскими запорожцами), не получил серьезного

сновательного) изученіт в советской (и предшествующей автору постсоветской) пауке.

эактически на прежнем (достигнутом в ХГХ-качале XX вв.) исследовательском уровне

талось, частности, изучение пребывания казаков па территории Крымского ханства, их

реселения с Кубани и Закубапья в Османскую империю (в т.ч. Азиатскую Турцию),

енной, религиозной и хозяйственной жизни некрасовцев в эмиграции. Налицо почти

ївсеместное отсутствие изучения теоретических аспектов темы, включая определение

інятия „некрасовцы", причпшно-следственных сйязей при описании событий

гекрасовской эпопеи" и т.д. С другой стороны, отечественная наука новейшего времени

іїєктивно внесла определенно новое в изучение прошлого казаков-некрасовцев, причем ее

.едставители активно занимались расширением источниковой базы исследований.

Из эмигрантской.(казачьей) литературы выделяется труд А.КЛенивова - „Кубанская зачья старина" (Нью-Йорк, 1972. Т.1), отличающийся апологетикой казаков-некрасовцев, юдом в научный оборот новых источников, обширным их цитированием, а также ;вещением ряда неизвестных до того вопросов истории казаков-некрасовцев в XX в., лючая их иммиграцию в Россию и СССР. В другой, уже журнальной, работе того же ітора - „Великое-Войско Кубанское" (1932 г.) - даются основные характеристики первого Некого казачьего войска, включая права и обязанности его членов по отношению к редким султанам. В статье полковпика Федорова - „Великое Войско Кубанское (очерк 582-1872). (1931 г.) - можно выделать следующее: отстаивание тезиса об историчности все )го же Кубанского казачьего войска, упоминание прозвища И.Некрасова - „Будьян", гвержденне о том, что этого атамана убили во время штурма Анапы русскими войсками в .сско-турецкую войну 1734 - 1739 г г " локализацию автором войскового центра сначала > „Кара-Кубанском острове", а затем - в Анапе, которую казаки разбили „на такое же

число станиц, как и Черкасск на Дону, с теми же самыми названиями". Интересны работ „Чужинна", описывающие влияние идей т.н. казакофильства (ХГХ в.) на жизнь казако) некрасовцев в Османской империи, негативную роль линован в лишении некрасовцев прг казачьего положения в середине 1860-х гг.

И, наконец, имеется ряд исследований в турецкой историографии (работы К.Карпат Х;Юлькена, Б.Хинчера, М.Эреза, З.Фицдикоглу),' в которых историческое прошле некрасовских казаков изучалось с упором на турецкие источники, что позволяет сравнивав различные характеристики казаков-некрасовдев, зафиксированные в других (в т. восточиослдвянского происхождения) источниках и трудах нетурецких авторов.

В целом мы констатируем: несмотря на имеющиеся в науке труды по истории культуре некрасовских казаков, ни один из них не может претендовать на роль комплексно! (в т.ч. обобщающего) исследования. В большей степени они характеризуются описательнк подходом в освещении событий некрасовской истории, нежели научным (теоретически осмыслением накопленного исторического материала. В данной области казаковедсния i работы в работу „кочуют" весьма существенные исторические и историографичесю ошибки (мифические даты хронологии, отождествление некрасовцев с липованамн и т.п Вплоть до последнего времени некрасовская история содержала в себе немало „бел пятен", включая аспекты взаимоотношений, казаков с российским царизмом, крымскт ханами, социальной организации кубанских казаков, их этнокультурного развхпг неоднократных волн казачьей миграции, иммиграции и т.п. Вместе с тем, говоря недостатках в предшеотвующей историографии, мы естественным образом отмеча( громадный задел, сделанный ее представителями, послуживший базой для далшейш! научных изысканий, без которого невозможно всеобъемлющее познание прошлого казаке некрасовцев.

Исходя из Состояния разработанности проблемы, учитывая ее актуальность перспективы дальнейшего изучения, автор поставил целью комплексное изучение истор; возникновения и развития (в период с 1708 г. по конец 1920-х гг.) особой этнокопфесет налыюй группы русского народа - некрасовских казаков. Обозначенной цели подчине! конкретные задачи исследования:

-. выявить причины эмиграции части донских (верховых) казаков на территор! Крымского ханства в 1708 г.

проследить процесс адаптации казаков в ханстве. Выявить хронологию, географию топонимию городков казаков-некрасовцев. Определить права и обязанности казаков i подданных крымских ханов.

дать характеристику понятия „некраеовцы" - в силу неоднозначной его трактовы предшествующей историографии.

изучить участие казаков-некрасовцев в русско-турецких войнахXVIH—ХК в.в.

показать процесс эмиграции казаков-некрасовцев в Османскую империю. Уставов! причины их дальнейшей миграции из Европейской в Азиатскую Турцию. При этом ва» выделить общее и особенное в жизни казаков-некрасовцев как турецких подданных, изу» их культурно-бытовые, социально-экономические и социально-политические усло! проживания в Османской империи.

- описать процесс иммиграции некрасовских казаков из Турции в Россию (1910-е-192 гг.). Вместе с тем необходимо определить не только количество переселившихся г казаков, но также причины, приведшие к возникновению данного явления; проанализи вать особенности процесса иммиграции.

Методологическую основу диссертации составил принцип историзма (изучи событий и явлений в становлении и развитии, с учетом их взаимосвязи и взаимообусловл

їги в конкретно-исторической обстаповке и хронологической последовательности). В ме других, ,рименяемых х виследовании методов, ,тметимм :1 )етод дериодизации lахрониьпі), при помощи которого выделяются качественные изменения в ходе развития Гиемого явления; 2) структурно-системный метод, дающий возможность рассматривать ггаемoe явление со всеми его основными чертами как единое целое. Кроме того, автор вделяет мнение Л.П.Карсавина а оом, ,то осторик колжен ностигать ьроцесс сразвития ювечества в его соцвально-психологической деятельности чрез посредство закипания", не абстрагируясь вместе с тем отличных оценок изучаемых проблем.

Источниковую базу исследования'составили письменные источники. В диссертации
пользовались, в частости, неопубликованные документы, извлеченные их фондов
тральных архивов: Российского государственного архива древних актов в г.Москве
"АДА),* Архива внешней политики Российской империи в г.Москве (АВПРИ);
сударственного архива Российской Федерации в г.Москвс (ГАРФ); Архива внешней
нитики Российской Федерации в г.Москве (АВП РФ). Немаловажными оказались
куменгы, обнаруженные автором в фондах двух региональных архивов: Государственного
шва Краснодарского края в г.Краснод'аре (ГАКК) и Государственного архива Ростовской
пасти в г.Ростове и/Д. (ГАРО), а также научных архивов двух музеев - Ростовского н/Д.
пастпого музея краеведения в г.Ростове н/Д. (РОМК) и.Краснодарского государствешюго
горико-археологического музея-зап'бведника (КПИАМЗ). Из собрания РГАДА мы
хействовали в диссертации материалы фондов: Сношения России с Турцией (Ф. №89),
юшепия России с Крымом (Ф. №123), Кабинет министров (Ф. №177). Используемые в
эоте материалы АВПРИ хранятся в сшедующих его фондах: Кабардинские, черкесские и
угле дела (Ф. № 115), Сношения России с Турцией (Ф. №89), Турецкий стол (Новый) (Ф.
149), Дела Азиатского департамента МИД (Ф. №161/4), Российское императорское
сольство в Консгантннополе (Ф. №517). Из фондов ГАРФа использовалшсь материалы
шь одного - Канцелярия донского атамана А.П-Богаевского (Ф. №6461). Документы,
наруженные автором в АВП РФ, хранятся в фонде №132 (Референтура по Турции). Из
інДОВ ГАРО наибольший интерес представляют следующие: личный фонд Х.И.Погюва (Ф.
55), Северо-Кавказское районное переселеігческое управление при краевом земельном
равлении (Ф. № Р-2607), Азово-Черноморское краевое земельное управление (Ф. № Р~
90), Донское окружное земельное управление окружного исполкома (Ф. № Р-2563),
1аевой экономический Совет Юго-Востока России* (Ф. № Р-3758). Используемые
териалы ГАККа содержатся в следующих _ фондах:. Канцелярия наказного атамана
^поморского казачьего войска (Ф. № 249),, Войсковая канцелярия Черноморского
зачьего войска (Ф. № 250), Канцелярия Черноморского губернатора (Ф. № 468), Кубанская
ластная чертежная (Ф. № 574), Канцелярия Кубанского краевого контролера (Ф. № Р-2);
шщелярия Совета Кубанского краевого правительства (Ф № Р-6), Отдельский отдел труда
полкома Тимашевского Совета рабочих крестьянских,,"красноармейских и.казачьих
путатов (Ф № Р-109) Краснодарский отульский отдел управления Краснодарского
полкома Совей рабочих крестьянских красноармейских н казачьих депутатов (Ф № Р-
2) Приморско-Ахтарский ящичный революционный. комитет (Ф. № Р-636), Приморско-
іский городской волостной исполпительный комитет (Ф № P-S81 Исполком
Э0рско-Ахтарскоп> районного Совета депутатов трудящихся ст Приморско-Ахтарской
«сшдарского края (Ф № Р-577) В научном архиве ЮМК выявлены документы в Ф № 2
3нау4^ГрхивеКП^ -ч

Основную массу этих материалов составляют официальные документы (в т.ч. лопроизводственная документацня) - ордера, предписания, отписки, отчеты, прошения, «есения, записи допросов и т.п. Интересны отписки донских казаков, доношения донской

войсковой старшины, донских атаманов (XVHT в.), адресованные российским императорам императрицам, в которых затрагивались аспекты военной истории некрасовцев, их участия русско-турецких войнах. Прошения представлены, в частности, документами, в которы некрасовцы, изъявляя согласие на переселение в Россию (ХГХ-ХХ вв.), просили царсю: власти о даровании на то разрешения; некрасовскими же просьбами, адресованными Российское императорское посольство в Стамбуле (начало XX в.) об обеспечении их ходоке деньгами, паспортами и билетами - для проезда в'Россию и обратно; об освобождении их с воинской повинности, о содействии в переселении казаков в Россию. Ряд прошений касал< наделения некрасовцев землей в 1919 г,, адресуясь в различные ведомства Кубанског краевого правительства; другие прошения помогают осветить хозяйственную, общественну жизнь казаков в Советской России. В ордерах и рапортах (ХУШ в.), составителями адресатами которых являлись З.Чепега, СБелый, КЛГаблиц, И.Ф.Бринк, ААЛрозоровскл н другие представители Черноморскогр казачьего войска и российского командовани затрагивались вопросы военной операции против некрасовцев в 1777 г., нападений казаке из Закубанья на черноморские пикеты, захвата некрасовцами в плен российских подданны Записи допросов содержат в себе показания пойманных черноморцами некрасовских казаке и лшгован, некрасовцев, добровольно перешедших ва российскую сторону; донских казаке солдат, которые сообщали о намерении российских. подданных бежать на Кубан Обширный коште первоисточников состоит из дедовой переписки (XVm-XX вв.) межі

" представителями различных властных, дипломатических и' иного рода структ; (РоЬсийскогоОператорского посольства в Стамбуле, Священного Синода РИД, Коллег, иностранных дел. Сената, россшЪких губернских канцелярий. Российского Тенконсульств в Стамбуле, Народного комиссариата иностранных дел СССР, Народного комиссариа земледелия СССР, Приморско-Ахтарского РИКа и т.д.), которая велась,, кстати, не только i степени их соподчиненности. В этих документах отразились самые разные стороны жиз1 некрасовских казаков в ХШ^первои трети XX вв., включая неизвёстные ранее аспекты i проживания на территории Крымского ханства, попыток России добиться возвращен] казаков из эмиграции, их иаимоотношений с правящими ханами, местными народам российским царизмом участия казаков-некрасоввдв в русско-турецких войнах, развит, связей с Российским императорским посольством в Стамбуле, поисков"некрасовскт ходоками подходящих для поселения в России мест,- их иммиграции из' Турции в Росси географии расселения некрасовцев по территории Российского государства, взаимоотноіп Ний с органами Советской власти. В незначительной степени здесь присутствуют документ личного происхождения, как, например отчет А М.Коломшща о' поездке к казакам в х.Нов Некрасовский Лрииорско-Ахтарского р-щ Краснодарского края в 1947 г., содержащий себе этнографический материи и зафиксировавший особенности этнического самосознак некрасовцев По своему уникальной явилась находка в фондах АВПРИ н научном архи РОМК оттисков войсковТлеяати кубанских казаков-некХсовцев, содержащей надпис „Войска Кубанскаго Игнатов Кавказскаго". Интересны.посемейные-списки некрасовц!

' переселившихся из Грузии на Кубань в 1918 г. (ГАКК. Ф. № 574). Документы того же фон (главным образом, делопроизводственная документация: переписка представигел Кубанской областной чертежной. Ведомства земледелия Кубанского краевого правительст и т.п.) помогли автору установить, что наделение некрасовцев землей произошло п активном в том участии Кубанского краевого правительства и Кубанской Рады (1919 г.), а органов Советской власти, как это считалось ранее. Немадоважными для понимания позиц России и крымских ханов в отношении бсглых казаков являются материалы мисс дворянина ВБяеклого к хану Девлет-Гирею И в 1709 г. (РГАДА. Ф. № 123). Отметим, ^

1авляющая часть использованных в диссертации архивных материалов впервые вводится аучный оборот.

Важное значение в достижении поставленных в исследовании цели и задач имеют

же опубликованные источники. Ввиду многочисленности составляющих данного корпуса,

делим их на четыре группы: 1) законодательные акты, содержащиеся в следующих

:аниях - „Полное собрание законов Российской империи"(Спб.Д830. Т.4, 5; 1835. Т.9),

рхив Государственного Совета" (Спб, 1869. Т. 1.), „Высочайшие рескрипты императрицы

1териньї П и министерская переписка по делам Крымским. Из семейного архива

З.Н.Шнина (М., 1872; Ч.1.). Главным образом в них идет речь о закреплении (изменении)

ударственно-правового статуса некрасовских казаков, согласии центральных органов на

«селение некрасовцев в Российскую империю; 2) делопроизводственная и иного рода

сументация (в т.ч. заключающая в себе отчеты, ордера, предписания, приказы, прошения,

1есения с театров военных действий, записи допросов и т.п.), содержащаяся в

эгочислешшх сборниках (составителями которых являлись, в частности, И.И. Дмитренко,

Ь.Дубровин, А.А.ЛИПШН, Е.Д.Фелицьш), либо журнальных тематических подборках.

еется еще ряд опубликованных источников, „рассыпанных" по отдельным, главным

шом, журнальным публикациям, по своему происхождению являющимися внешними по

юшеншо к казакам-некрасовцам. Все эти источники содержат немало ценной информации

военной истории казаков, их жизни в Крымском ханстве, эмиграции в Османскую

перию, освещают события неоднократных попыток российского царизма добиться

|врагдения казаков-некрасовцев в Россию, позволяют понять некоторые особенности

шальной психологии этих казаков, что порой не зафиксировано в архивных материалах;

документы личноГ0 происхождения (в т.ч. воспомннания, путевые записки, заметки и

:.). Главным образом речь идет о свидетельствах людей, встречавшихся с некрасовскими

1аками на территории Крымского ханства. Османской империи (в т.ч. в с.Эски-Казакяар

га-Эвле), располагавшемся на берегу оз Майнос в Анатолии)) Российского государства

)узии, Кубани), в т.ч. ездивших к ним целенаправлеігло. Одним из таких источников

іяются записки посланника французского короля при султанском дворе барона Тотта,

держащие описание участия некрасовцев в татарском набеге (1769 г.) на территорию

ссии и Новосербии. Интересны дневниковые записи В.Гамильтона и Мак-Фарлана,

бывавших па оз. Майнос соответственно в 1837 и 1847 гг. В записках М.Чайковского,

сетившего казаков в Анатолии в 1840-х гг., имеется ценный этнографический материал, п

еже сведения о взаимоотношениях некрасовцев с турецкими властями. В.Кельсиек

давший на оз.Майнос в 1863 г., оставил замечательное описание некрасовского с.Бнн-

ле, богатое сведениями об устройстве и убранстве домов, занятиях казаков, сборе

іачьего Круга, системе наказаний. Инок Михаил описывал в своих воспоминаниях

пытки руководства Ново-Афонского Пантелеймоновского монастыря и Константинополь-

ого Патриархата склошить в 1870-х гг. майносских некрасовцев к отказу от обрядов

ревлего благочестия" и признанию правил единоверия. Архимандрит Павел сообщал в

81г. сведения о первых годах жизни некрасовцев в Турции как единоверцев. Я.И.Смирнов

дробно описал жизнь казаков-некрасовцев на острове Мада в Анатолии, почти полностью

мерших на острове к началу XX в. В.Ф.Минорский, побывавший у некрасовцев с.Эски-

ізаклар в начале 1900-х гг., осветил в своей публикации немало событий из жизии

1ЙНосских казаков, включая аспекты изменившегося их отношения к России, отношений с

лованами. П.Казановский опубликовал в 1914 г. результаты своего посещения некрасовцев

Грузии, проживавших в с.Воскресеновка, Известный российский востоковед

А.Гордлевский, общавшийся с некрасовцами в начале =900-х гг., опубликовал несколько

ггересньгх заметок о собыгиях, предшествовавших переселению казаков в Россию, указал

на некоторые обстоятельства самой иммиграции, упомянул о неизвестном ранее в нау старообрядческом в Анатолии селении Авчал, частью жителей которого «ляли мэдьевские казаки-кекрасовцы. В нашем распоряжении имеется немало и друг первоисточников, содержащих личные впечатления различных людей (врачей, учень обычных путешественников) от встреч с некрасовскими казаками в разных регионах ми] Главными особенностяыи данной группы оггубликованных материалов являют характеристики бытовой жизни казаков в эмиграции, их взаимоотношений с окружающ) населением. В этих источниках нашли отражение массовое и личностное сознание казаке их мысли по поводу пребывания в Турции и России. В них частично прослеживается проце ухудшения социально-экономического положения казаков-некрасовцев в конце ХГХ-нача XXдв., а также другие обстоятельства, обусловившие их иммиграцию из Турции в Россик 19Ш-е гг.; 4) фольклорные источники, представленные, главным образом, сборник! „Сказки и предания казаков-некрасовцев" (Ростов н/Д., 1961), составителем которо являлся Ф.В.Тумилевич, десятилетия занимавшийся сбором и публикацией произведен некрасовского фольклора. По преимуществу в диссертации использовались историческ предания, являющиеся своеобразной летописью истории казаков-некрасовцев и ими : созданные. Главнейшее их достоинство в том и состоит, что позволяет (при критичесю порой восприятии) взглянуть на обширнейший круг вопросов пребывания казаков эмиграции глазами самих некрасовцев. Поэтому в процессе использования такого ро ИСТОЧниКов они воспринимались не только как произведения народного творчества (т творение), но и как жизненная когда-то реальность (т.е. пережитое). К тому же предан восполнили некоторые лакуны некрасовской истории ХУШ-начала XX вв., что не состоянии сделать другие первоисточники.

Использовались в диссертации также материалы.периодической печати - газе „Московские ведомости" и журнала „Природа и люди" (в которых сообщалось о приезда Москву в 1901 г. некрасовцев-единоверцев с целью поставления в священнический с своего кандидата И.Игнатьева), журнала „Церковный вестник" (изданного при Саш Петербургской духовной семинарии), описывавшего приезд в Москву в 1879 г. делегац майносских некрасовцев - единоверцев и приверженцев Бслокриницкого священства, га; „Санкт-Петербургские ведомости" (о походе российских войск на Кубань в 1737 i „Советский юг" (хроникальные сообщения как об ожидающемся в СССР приезде в 1924 некрасовских казаков из Турции, так и действительных тому фактах), сборни статистических материалов.

Научная лювизиа диссертационной работы состоит прежде всего в результат: полученных в процессе достижения поставленных автором цели и задач исследования. Б: изучен широкий круг проблем, не являвшихся ранее предметом специальных научи исследований, в т.ч.: 1) причины, приведшие к появлению в 1708 г. в Крымском хана донских (верховых) казаков; 2) специфика взаимоотношений некрасовцев с крымски ханами, турецкими султанами и российским царизмом; 3) хронология, география топонимия городков казаков-некрасовцев на Кубани; 4) определение понятия „некрасовць: 5) причины и основные события иммиграции некрасовских казаков из Турции в Россик СССР (ШО-е-1920-е гг.); 6) взаимоотношения казаков и органов Советской власти. диссертации вскрыта специфика некрасовских казаков как органической части пегас Кубанского казачьего войска, определены общие и отличительные черты проживай казаков-эмигрантов в разных странах

Научная новизна диссертации заключается также в том, что впервые в отечестве пауке предпринята попытка специального, комплексного исследования истории кубанск казаков-некрасовцев, позволяющая существенно пополнить новыми данными

еретаческими положениями представления о дайной части российского казачества (в УШ в.-конце 1920-х гг.). Кроме того, внесен, по нашему мнению, определенный вклад в 5щую историю российского казачества (включая его .характеристики как феномена в гечественной истории), Булавинского восстания, события и последствия которого и эивели, собственно говоря, к возникновению новой, особой группы русского народа -:красовских казаков. Подчеркнем, что большее количество новых выводов достигнуто в зультате ввода в научный оборот неизвестных ранее первоисточников.

Практическая значимость диссертации состоит в возможности его использования в імках специальных курсов по истории российской эмиграции, истории и культуры ізачества, освоения восточными славянами северо-кавказского региона. Возможно, что гдельные обобщения, сделанные в работе, послужат базой для дальнейшей разработки юблемы, в т.ч. в расширенных хронологических и территориальных границах. Отдельные ожеты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке проблем тории межнациональных отношений на Северном Кавказе, взаимодействия этнических шьтур.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании 1федрьі новейшей отечественной истории и социологии Кубанского государственного шверснтета. Общие и частные положения работы автор апробировал в ряде научных абдикаций, в докладах и сообщениях, сделанных на международных, всероссийских, тиональных, межвузоЕских научных к каучко-практических конференциях; „Историко-" 'лътурное наследие и совремешюсть"„(Ейск, 1995 г.), „Кубанское казачество: три века дорического пути" (ст-ца Полтавская Краснодарского края, 1996 г.), ,Дрхеологта и «введение Кубани" (Краснодар, 1996 г.), „Археология, этнография и краеведение Кубани" !раснодар, 1997 г.), „Кубань в истории России" (Краснодар, 1998 г.), „Студент и научно-хнический прогресс' (Новосибирск, 1998, 1999 г.г.), „Вопросы лексикологии и какографии языков народов Северного Кавказа, русского и западноевропейских языков" [ятигорск, 1999 г.). Помимо этого, в 1998-1999 гг. автор прочитал специальный курс -Социальная и военно-политическая история некрасовских казаков (XVHI-XX вв.)" на торическом факультете Кубанского государственного университета, опубликовал 17 работ статей и 9 тезисов) объемом б печатньГлистов.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, иска библиографических ссылок, списка использованных источников и литературы, риложений. В основу структурирования диссертации положен проблемно-хронологический 1инцип: главы следуют в порядке хронологии, внутри глав — в параграфах - систематизация 1териала построена главным образом в соответствии с проблемным принципом.