Введение к работе
Актуальность темы исследования. Россию и Германию связывает многовековая история полігтических, экономических и культурных связей. Их корни уходят в далекое прошлое, истоки датігруготся XVI в., они продолжали развиваться в XVII в., переживали небывалый расцвет в XVIII в., расширялись и углублялись в ХГХ в. Если в XVIII в. и в первой половине XIX в. достижешта немецкой культуры были лучше известны в России, чем русской в Германии, то со второй половины XIX в., іфоисходил процесс вьіравішвания и сближения, особенно интенсивный в конце века.
Изучение культурных взаимосвязей позволяет восстановить объективную картину всего спектра диалога двух стран. Одной го важнейших его составляющих является сотрудничество в области культуры, которое, к сожалению, часто не принималось в расчет при анализе отношений обоих государств - политических, дипломатических, экономических и др.
Изучение культурных связей показывает не превосходство одной национальной культуры над другой, а их взаимігую пользу от обмена духовными ценностями, позволяет определить значимость международных связей, в частности, раскрыть влияние русской культуры на развитие немецкой и европейской, и наоборот, показать разнообразные пути и формы сотрудничества двух стран, и, кроме того, выявить значение деятельности выдаюпцгхся представителей русской и немецкой культуры.
Изучение этих проблем важно и потому, что в очень большой мерс под влиянием сотрудничества в духовной сфере у широких слоев населения как России, так и Германии формировался образ друг друга. Во многом именно из впечатлений, вынесенных со спектаклей, концертов, выставок, в сознании общества складываюсь представление о целой нации, одного народа о другом.
Взаимодействие в сфере культуры имело еще одігу смысловую нагрузку - оно, если не способствовало обретению равновесия в отношениях двух стран, то, по
крайней мере, смягчало их политическую остроту. Культурные связи России ] Германии не прерывались в кризисные и острые политические моменты, н прекращались личные контакты деятелей культуры и искусства, продолжалао гастрольная и концертная деятельность русских мастеров в Германии і немецких в России.
В качестве объекта исследования избраны драматический театр, опера, бале и музыка. Изучение именно этих областей культуры и искусства обусловлен) тесной взаимосвязанностью, синтезом, а также их общественным характером популярностью и доступностью для широких слоев населения. Кроме того рассмотрение перечисленного комплекса направлений в культурное, сотрудничестве России и Германии представляется наиболее адекватне отражающим характер и сущность связей в обласга культуры.
Важно оговорить следующие принципиальные моменты исследования:
Термин «связи» рассматривался в диссертации на уровне явлений культурної жизни двух стран и на уровне восприятия художественной культуры, чте включало анализ гастролей, спектаклей, концертов, выступлений и соответственно, отношения, оценки, критики рассматриваемых явлений. 3t рамками исследования остался анализ художественных достоинств, специфики направлений и течений культуры, что является прерогативой искусствоведческого исследования.'
Культурные связи понимаются как взаимодействие в сфере культуры двух народов - России и Германии, поэтому деятельность российских нємцєї специально не рассматривалась. Бесспорно вклад российских немцев в русскую культуру значителен и неоспорим, но подобный аспект нельзя считать изучением культурных связей между двумя странами и народами. Эта тема
Подобный подход предложен в исследовании А.В. Толстого. См. напр.: Толстой А.В. О русско-французских художественных связях конца XIX - начала XX в. // Проблемы истории СССР. Выпуск ХП.М. 1981. С. 199.
является предметом отдельного исследования, интенсивно ведущегося русскими и немецкими учеными в последние десятилетия.2
Исследование проведено с позиции историка, занимающегося отечественной историей, поэтому превалирующий аспект рассмотреїшя - Россия, русская культура и ее междуиародные связи. Такая постановка проблемы определила основное направление исследования и его содержание.
Названными обстоятельствами, а также историографической ситуацией и определяется актуальность темы диссертационного исследования.
Степень изученности темы. Тема «Русско-немецкие культурные связи в конце XIX - начале XX в.» не была предметом специальных исследований историков России и Германии.
Отдельные отраслевые и персонифицированные работы не дают целостного представления о сущности, значимости и динамике взаимообогащающих контактов двух стран. В других имеющихся исследованиях намечены определенные аспекты и направления изучения взаимодействия России и Германии в области культуры. Информация о них встречается в общих работах по истории национальной культуры или в отдельных обзорных статьях. Так, одна из ранних работ, небольшая статья С.Н. Дурылина затрагивает тему русско-немецких связей в области драматического искусства и балета, географические и хронологические рамки ее весьма широки, но, тем не менее, она дает общую ориентацию для раскрытии темы.3
Важной вехой на пути изучения культурных связей России и Германии стала организованная большим коллективом ученых, музейных работников, архивистов обеих стран выставка «Берлин - Москва. Москва - Берлин», экспонировавшаяся в Берлине и в Москве в 1996 г. Выставка охватывшта
Немцы в России: проблемы культурного взаимодействия.СПб.1998.; Немцы в России: люди и судьбы. СПб. 1998.; Немцы в России: Петербургские немцы. СПб.1999.; Немцы Москвы: исторический вклад в историю столицы. М. 1997.; Ломтев Д. Немецкие музыканты в России. М. 1999.
Дурылин С.Н. Актеры русского театра и их мировое значение. // Ежегодник института истории искусств. Т. П. Театр, музыка. М. 1948.
период с 1900 по 1950 гг. Выпущенный к выставке каталог, содержащий р: обзорных статей, освещает некоторые стороны взаимодействия культур да; метрополий периода перед первой мировой войной (1900 - 1914), в частное русско-немецкие художественные связи, театральные контакты, музыкальну жизнь Москвы начала XX в. и ее связи с немецкой музыкальной культурой.
Значительным явлением в историографии стал проект «Запад - Восток зеркальном отражении», инициатором которого был Л. Копелев. В рамк; проекта исследователи двух стран в 1980 - х гг. выпустили две серии издаш «Русские глазами немцев» и «Немцы глазами русских», расематривающі некоторые проблемы политического, экономического, научного и культурно] диалога России и Германии. Хронологически к теме исследования примьїкаї том «Немцы и Германия в русской лирике начала XX века», рассматривагоїщ сугубо литературоведческий аспект.6
Близки по проблематике работы К.П.Щепетова,7 в которых прослсжеі многовековая история огношений русских и немцев.
Одна из последних работ - сборник статей сотрудников института Исторг РАН - охватывает период от начала нового времени до современности рассматривает различные стороны взаимоотношений двух стран, включ, историю отношений в области культуры. Непосредственно к теме диссертацг примыкают две работы сборника - статья СВ. Оболенской, содержащ; материал об отношении к немцам в различных кругах российского общества
Гофман И. Gesamtkunstwerk как движущая сила искусства.; Макарова I". Московские и берлинсю театры в первые десятилетия XX в.; Пряігишшцшва М. Музыкальная жизнь Москвы начата 20 века ее связи с немецкой музыкальной культуройУ/ Берлин-Москва, Москва-Берлин. М. 1997.
West-ostliche WidcrspiegeIungen.Russen und Russland aus deutsher Sicht und Deutsche und Deutschlai aus russischer Sicht von Anfangen bis zum XX. Jahrhundert. Wuppertalcr Projckt zur Erforschung d Geschichte deutsch-russischen Fremdenbilder unter Leitung von L. Kopelew. Russen und Russland ai deutscher Sicht/ Ed. M. Keller. Munchcn. 1985. Bd 1-3. Deutsche und Deutschland aus russischer Sichl Ed. D. Hermann. Munchen.1988. Bd 1-4.
6 Deutsche und Deutschland in der russischen Lyrik des friihen 20. Jahrhunderts./ Hisg. v. Herrmann С Peters J. Volker, Munchcn. 1988.
Щепстов К.П. Немцы - глазами русских. М. 1995.
Оболенская СВ. Германский вопрос и русское общество конца XIX в.// Россия и Германия Вып. М.1998.
и работа немецкого исследователя В.Ветте, представляющая аналогичный материал в зеркальном отражении.9
Имеющаяся историография посвящена преимущественно таким отраслям культурного сотрудничества России и Германші как литература, театр и изобразительное искусство, в меньшей степени - музыкальной жгони. Тишина для изучения истории культуры и культурных связей в историографии обеих стран ситуация, в которой наиболее разработанной проблемой являются межнациональные литературные связи. Первые работы, посвященные аналгоу культурных контактов России и Гермаїши, были написаны литературоведами, активно такая работа стала проводиться в 60-х - 70-х гг. Так, некоторые фактические дшшые о русско-немецких литературных взаимосвязях изучаемого периода содержатся в статьях сборника «Международные связи русской литературы». 10
Сотрудничество отечественных и пемецких филологов но проблемам перекрестков и параллелей литературы двух стран в 80-е гг. отражено в сборнике статей ученых Московского и Берлинского (ГДР) университетов, в котором рассмотрен период с конца XVITI в. до начала XX в. Статьи немецких авторов содержат материал о восприятии творчества русских писателей в Германии в конце XIX в., постановке пьес Горького на берлинской сцене.11 К этой же группе примыкает более поздняя публикация К. Азадовского о творчестве литератора и переводчика М.Шика.12
Примером отраслевого историко-литературного исследования могуг служить и некоторые диссертационные работы немецких ученых, одной га
' Ветге В. Образы России у немцев в XX в.// Там же.
Данилевский РЛО. В.Я. Брюсов и Ф.Ф. Фидлср.// Меаузународяые связи русской литературы. М.-Л. 1963.
' Дорнахер К. Восприятие творчества И.С. Тургенева в Германии конца XIX века. // Из истории русско-немецких литературных взаимосвязей. М, 1987.; Штраухе И.Спектакль «Ночлежка» в «Кляйнес театр» (к истории постановки пьесы А.МГорького «На дне» в Берлине). // Там же. 1 Лзадовский К.М. Максимилиан Шик и его письма из Германии. // Восприятие русской литературы » рубежом. XX век. Л. 1990.
наиболее фундированных является диссертация Г. К. Краузе, посвященная судьбам русской дореволюционной пьесы в немецком театре XIX-XX вв.
Ряд аспектов русско-немецких связей в области музыки, в частности творчество Римского- Корсакова, Мусоргского и отношение к нему в Германии, история постановок опер русских композиторов в немецких театрах рассмотрены в сборнике статей сотрудников института искусствознания.
Достаточно разработанным в науке направлением в истории русско-немецких культурных связей является сотрудничество в области изобразительного искусства, выходящее за рамки диссертационного исследования. В качестве примера можно привести составленную А. Фишером хронику русско-немецких художественных отношений исследуемого периода, сборник статей советских и немецких исследователей, авторы которого показали процесс взаимодействия двух культур на примере изобразительного искусства, архитектуры, выставочной деятельности.іб
Историографический анализ показал, что, несмотря на успехи в разработке отдельных аспектов темы, история русско-немецких культурных связей в конце ХГХ - начале XX в. до настоящего времени не стала предметом специального исследования.
Цель и задачи исследования. Научная актуальность, а также недостаточная изученность и освещенность в исторической литературе этой проблемы предопределили выбор темы и цель исследования - показать поступательное развитие русско-немецких культурных связей и их роль в формировании национальных культур на материале драматургии, театра, онеры, балета и музыки в конце ХГХ - начале XX в., проанализировать сложившиеся традиции и тенденции развития русско-немецких культурных взаимосвязей.
"KrauseH.K. DievorrevolutionarenrussischenDraniaiaufderdeutschenBuhne. Reisa/Elbe. 1972. S. 11.
Хелльмундг К. Музыка Мусоргского в Германии 1860-1914.; Рахманова М. Римский - Корсаков и Вагнер.; Тевосян А. Русская опера на немецкой сцене. Культурологические аспекты.// Русско-немецкие музыкальные связи. М. 1996.
Фишер А. Хроника русско-немецких художественных отношений (1891-1906).// Россия-Европа: из истории русско-европейских художественных связейХУШ-ХХ вв. М. 1995.
Взаимосвязи русского и советского искусства и немецкой художественной культуры. М. 1980.
Из этой дели вытекают следующие задачи исследования: .Проследить путь русской драматургии на сцену немецкого театра и рост ее юпулярностн. Определить значеіше гастрольной деятельности драматических сатров во взаимном восприятии национального театрального искусства. . Показать- превосходство русского балета и его роль в возрождении интереса хореографическому искусству в Германии.
. Проанализировать специфику выступлений ведущих русских певцов в ермании. Рассмотреть гастролыгую деятельность солистов немецкой оперы в оссии, ее значеіше во взаимообогащении музыкальной культуры. . Выявить важнейшие аспекты положительного взаимовлияния творческих энтактов композиторов, дирижеров и музыкантов обеих стран. . Раскрыть значение деятельности выдающихся представителей русской и гмецкой творческой иіггеллигеїщии для взаимообогащення культуры России и ермашш.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1890-х гг. до 1914 г., эторый был временем расцвета различных областей культуры, развития эосвещения и образования, зарождения новых концепций в философии и ггествознашш, появления новых видов искусства, его направлений и течений. менію в эти годы русская художественная культура активно выходила на :ропейскую арену, получала мировое признание, происходило становление се ггернациональных контактов. Одним из главных партеров России в 'льтурном взаимодействии становится Германия: в 1890 г. вышел первый :ревод произведений А.П. Чехова на немецкий язык, в 1899 г. состоялись етроли русской труппы во главе с М.Г. Савиной в Берлине, к 1896 г. носится первое знакомство немецкой публики с творчеством и личностью 'сотого композитора А.Н. Скрябина. В свою очередь в 1890 - х гг. в России стролировати известные немецкие драматические артисты и театры, в 1896 г. сервые выступал с концертами знаменитый Р. Штраус. Интенсивное развитие
1 культурных связей России и Германии было прервано с началом перво: мировой войны в 1914 г.
Методологической и теоретической основой работы является принци научного историзма и объективности, позволяющий воссоздать картин определенного исторического этапа развития культуры во взаимосвязи конкретными политическими, социальными, психологическими и нравственно этическим установками эпохи. Ведущим общим методом в исследовании бы сравиительно-историчсский метод, позволивший охватить широту явленій проследить характер отдельных явлений на фоне других, аналогичных им.
Источниковая база диссертации сформировалась в процессе исследовали широкого круга разновидных источников, выявленных в ряде фондо центральных и отраслевых российских архивов: Российском государственно! историческом архиве (РГИА), Российском государственном архиве литератур! и искусства (РГАЛИ), в архиве Музея МХАТ, отделах Рукописи Государственного цеіггрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глипта (ГЦММК), Государственного центрального театрального музея им. А.А Бахрушина (ГЦТМ). Документы этих архивов представляют собой обширны] пласт и вводятся на протяжении всех трех глав работы.
Источішки, на основе которых написано исследование, разделены и следующие пять групп: 1) официально - документальные материаты; 2 мемуарная литература; 3) письма; 4) периодическая печать; 5) справочно информационные материалы.
Основная часть первой группы источников - официально- документальны: материалов - находится в Российском государственном историческом архиве Главное место среди них занимают дела из фондов Высочайших указов і докладных записок (Ф. 565), Канцелярии Министерства Императорского Двор: (Ф. 472), Дирекции императорских театров (Ф. 497). Циркуляры, рапорты донесения, представления, различного рода прошсьшя важны для изучени: правительственных мер в области культуры, в частности, в отношениі
драматического, оперного театра, балета. Были обнаружены документы, касающиеся, например, приглашения немецких гастролеров, условий организации их спектаклей, которые дали возможность определить театральные и музыкальные предпочтения не только широкой обществешюсти, но и высших структур власти.
Одним из наиболее важных и информагивных источников, составивших
вторую группу, является мемуарная литература, часто служившая
единственным источником для освещения многих вопросов. В работе
использовался широкий круг опубликованных и неопубликованных документов
- воспоминания деятелей искусств: драматических, оперных и балетных
артистов, режиссеров и руководителей театров, художников - декораторов,
композиторов и музыкантов, театральных деятелей и чиновников, рецензентов и
критиков России и Германии. Так, в воспоминаниях танцовщиков А. Ширяева,
Ф. Лопухова, М. Фокіта, С. Григорьева, художника Л. Бенуа,
неопубликованных мемуарах балерины М. Горшковой 18 имеется ценный материал по истории гастролей артистов русского балета в Германии.
Определенная информация о гастролях со:шстов оперы представлена в мемуарах Ф.И. Шаляпина, Д.И. Похитонова, М.И. Фигнер и др.,19 а зоспоминаїптя директора императорских театров $..А. Теляковского помогли зоссоздать картину русско-немецких оперных контактов, в частности, историю юстановки произведепий Р. Штрауса на сцене Мариипского театра и т.д.20
Полезными были автобиографии и воспоминания видных деятелей русской музыкальной культуры, таких как А.Б. Хессин, С.Н. Василенко21 и др. Личные
Ширяев АВ. Петербургский балет. Из воспоминаний артиста Мариипского театра. Л. 1941.; [опухов Ф. Шестьдесят лет в балете. Воспоминания и записки балетмейстера. М. 1966.; Фокин М. Іротив течения. Л., 1981.; Григорьев С.Л. Батет Дягилева. М. 1993.; Бенуа А. Мои воспоминания. jl.5. М. 1980. ' ПГГМ им. Л.А. Бахрушина. Ф. 495. Ел, хр. 16.
Шаляпин Ф.И. Страницы из моей жизни. // Федор Иванович Шаляпин. В 2-х тт. Т.1. Литературное аследство. М. 1957.; Похигонов Д.И. Из прошлого русской оперы. Л. 1949.; Фигнер М.И. Мои осломинания. СПб. 1912.
Теляковский В.А. Воспоьганаїгия. Л.-М. 1965.
Хессин А.Б. Из моих воспоминаний. М. 1959.; Василенко С.Н. Воспоминания. М. 1979.
впечатления авторов свидетельствовали об отношениях артистов и публш отражали специфику первых выступлений на иностранной сцене. Таков например, воспоминания известного русского дирижера А.Б. Хессина о е выступлениях в Германии и обучении у крупнейших немецких музыкантов Никита и Ф. Мотгля.
Значіггельньш интерес представляют воспоминания дирижера Д. Похитонова, особенно их неопубликованные главы.22 Эта часть воспоминай содержит ішформацию об отрицательном примере демонстрации русско искусства оперной антрепризой А. Церители в столице Германии, ч позволило выявить и сформулировать причины неудавшихся гастролей.
Мемуары деятелей русской культуры сопоставлялись и дополняли воспоминаниями деятелей немецкой культуры, композиторов и исполнителей Б. Вальтера, О. Клемперера и др.23
В эту же группу источников включены дневники и записки, содержат ценный материал для исследования с точки зрения достоверности времени места изучаемых событий, участия в них как самого автора, так и другі деятелей культуры. Так, дневники директора императорских театров B.j Теляковского, хранящиеся в ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, свидетельствуют ( успехе гастролей труппы русских балетных артистов во главе с А. Павловой Берлине. 4 Данные, зафиксированные В. Теляковским в дневниках, можі считать наиболее точными.
В третью группу источников входили письма русских и немецких деятеле культуры. По характеру, степени достоверности и информативности of подразделяются на: 1) письма представителей русской и немецкой культур
ГЦММК ии. М.И. Глинки. Ф. 188. Ед хр. 38. Похитонов Д.И. Записки дирижера. Воспоминали Неопубликованные главы.
Вальтер Б. О музыке и музицировании.// Исполнительское искусство зарубежных стран. Вьнії.ї 1962.; Вальтер Б. Тема с вариациями. // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып.4. Ь 1969.; Клемперер О. Мои воспоминания. // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып.З. ^ 1967. 24 ГЦТМ. Ф. 280. Ед. хр. 1301. Тетрада 26.
личного характера; 2) письма других лиц, упоминавших этих деятелей и события культурной жизни; 3) деловые письма деятелей культуры.
К первой подгруппе -письмам личного содержания - относятся, например, опубликованные письма Л.В. Собинова, содержащие информацию о немецких гастролях Л.В. Собинова и Ф.И. Шаляшша и отношсгаш к шм берлішской публики.23 Материал о контактах русских и неліецкнх музыкантов, их гастрольной деятельности был извлечен из писем композиторов и музыкантов А.Н. Скрябина, Н.К. Метнера, Л.И. Знлоти, Н.А. Малько.26
К недостаткам этих источников можно отнести ігх повышенную эмоциональность, нередко преувеличение заслуг автора. Тем не менее письма личного содержания являются вполне достоверными документами для эпределения отношения самих деятелей культуры к выступлениям в другой пране, характера их сотрудзшчества с иностранными коллегами. 'Гак, например, из переписки К.С. Станиславского и известного немецкого актера Л. Зарная удалось узнать о подготовке совместного театрального проекта, эставшегося неосуществленным.2
Ко второй подгруппе относятся письма лиц, не участвовавшігх іепосредственно в тех или иных событиях культурной жизни, но являвшихся их очевидцами. В отличие от предыдущей подгруппы, эти письма более )бъективны, но не нейтральны.
Третью подгруппу составляют письма деятелей культуры делового
сарактера. По сравнению с вьшіеперечислеїшьіми источниками этой группы
яга наиболее объективна. Переписка представителей творческой
штеллигенции с иностранными коллегами, оргшшзаторами гастролей, еатральными агентами, администрацией театров и концертных залов дает юстовернуго информацию о сроках, месте, условиях организации гастролей,
5 Леонид Витальевич Собинов. В 2-х тт. Т.1. Письма. М. 1970.
s Скрябин А.Н. Письма. М., 1965.; Метпер Н.К. Письма. М. 1973.; Зилоти А.И. Воспоминания и
шсьма. Л.1963.; Малько Н.А. Воспоминания, статьи, письма. Л. 1972.
7 Станиславский К.С. Собр. соч. В 9 тт. Т.7. ( 1874-1905). М. 1995 .
репертуаре, размере гонорара и т. д. Таковой, например, является переписка основателя Великорусского оркестра народных инструментов В.В. Андреева с немецким импресарио М. Деаком.28 Подавляющее большинство этих источников не было опубликовано, одним из исключений стали письма немецких композиторов и дирижеров Р. Штрауса, Ф. Могтля, Ф. Вейнгартнера из русских архивов.29 Письма немецких музыкантов, изданные в Германии, например, Б. Вальтера, содержат информацию об оргшшзации, ходе гастролей, восприятии их публикой и личных контактах с русскими коллегами.
Четвертая, многочисленная группа источников - периодическая печать. Публикации в различных журналах и газетах дают конкретный и достаточно достоверный материал о явлениях культурной жизни. В России они освещались прежде всего в крупнейших театральных и музыкальных изданиях Москвы и Петербурга: «Ежегоднике императорских театров», столичном еженедельнике «Театр и искусство», московских журналах «Рампа и жизнь», «Студия», «Маски», петербургском «Обозрении театров», московской газете «Театр», «Русской музыкатъной газете», в Германии - в ведущих немецких театральных журналах «Buhne und Welt», «Schaubuhnc», еженедельнике «Signale fur die musikalische Welt», журнале «Neue Zeitschrift fur Musik». О международной культурной жизни іпіформировали своих читателей также критики «Петербургской газеты», «Биржевых ведомостей», «Раннего утра», «Нового времени», «Московских ведомостей» и др., немецкие газеты - «Vossische Zcitung», «Berliner Tageblatt», «Berliner Lokal Anzeiger», «Deutschland» и др.
Последняя, пятая группа источников - справочно-информационные материалы исследуемого периода К ним отнесены личные дела артистов, музыкантов, певцов, программы и афиши спектаклей, состав театральных трупп, списки сыгранных пьес и т.п.
РГАЛИ. Ф.695. Оп.1. Ед. хр. 322.
Письма зарубежных музыкашов. Из русских архивов. Л. 1967.
Biano Walter. Briefe. 1894-1962. Frankfurt IM. 1969.
Важными источниками этой группы стали исторические очерки гешральных отделений Илшераторского Российского Музыкального Общества ИРМО) за пятидесятилетие, составленные Н.Ф. Финдейзеном - о деятельности 1!анкт-Петербургского отделения и Н.Д. Кашкипым - о Московском отделении усского музыкального общества, а также Полтавского и Киевского отделения 'МО; ежегодные отчеты Московского отделения ИРМО, начиная с сезона 895/1896 по 1913/1914 гг., включающие, наряду с историческими очерками, финансовыми отчетами и т.д., программы концертов с участием немецких гузыкантов в Петербургском и Московском отделениях ИРМО,31 а также [рограммы частных концертных организаций А. Зилоти и С. Кусевицкого.32 Тсходным материалом при анализе динамики участия русских музыкантов в еятельности крупнейшей концертной организации Германии - лейпцигском 'евандхаузс - стали ее программы.33
Научная новизна диссертации состоит в постановке проблемы, в ней первые в качестве самостоятельного предмета исследования выступают усско-немецкие культурные связи как комплекс взаимосвязанных процессов в онце XIX - начале XX в. Новизна диссертационного исследования в иачительной мере определяется освоением источниковой базы: на основе шрокого круга источтшков установлены направления и интенсивность русско-емецкого культурпого сотрудничества, исследованы особенности восприятия тужой культуры» общественностью страны, раскрыты содержащее, формы и тособы культурного взаимодействия двух стран, выявлены неизвестные и ібьиьіе имена деятелей культуры, внесших заметный вклад в развитие русско-гмецких культурных связей.
Очерк деятельности Санкт-Петербургского отделения РМО. (1859 - 1909). Сост. Н.Финдейзсн. Пб. 1909.; Кашклн Н.Д. Московское отделение РМО. Очерк деятельности за 50-летие. 1860-1910. . 1910.; Фипдейзен Н.Ф. Очерк деятельности Полтавского отделения Императорского русского ^зыкального общества за 1899-1915. Полтава 1916.; Миклашевский И.М. Очерк деятельности -гевского отделения РМО. ( 1863 - 1903 ). Киев. 1913 ); Отчет Московского отделения ИРМО.М. І99.
Концерты Зилоти. Программы за 10 сезонов. 1903 /1904 - 1912/1913. СПб. 1913. Симфонические інцертьі по д управлением С. Кусевицкого. М. 1911. Das Gewandhaus - Konzerte zu Leipzig. 1781-1981. Bd. 1-2. Leipzig.1980-1981.
к Практическая значимость диссертационного исследования заключается і том, что представленные в нем материалы, положения и выводы могут был использованы в процессе дальнейшей разработки темы, при рассмотренш вопросов, связанных с историей культуры России и Германии соответствующего периода. Основные положения и выводы работы могут привлекаться в процессе преподавания отечественной и всеобщей истории истории культуры, при написании учебников и учебных пособий дл* исторических и искусствоведческих специальностей вузов, созданш обобщающих трудов и монографических исследований по истории России v Германии, организации выставок и музейных экспозиций.
Апробация работы. Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры Отечественной истории МГПУ. Основные положения исследования изложены в научных публикациях автора. Выводы и материалы диссертации использоватись для подготовки лекций и семинарских занятий пс отечественной истории на историческом факультете МГПУ.