Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русская Православная Церковь и Восточный кризис 1875 - 1878 гг. Архипов Станислав Витальевич

Русская Православная Церковь и Восточный кризис 1875 - 1878 гг.
<
Русская Православная Церковь и Восточный кризис 1875 - 1878 гг. Русская Православная Церковь и Восточный кризис 1875 - 1878 гг. Русская Православная Церковь и Восточный кризис 1875 - 1878 гг. Русская Православная Церковь и Восточный кризис 1875 - 1878 гг. Русская Православная Церковь и Восточный кризис 1875 - 1878 гг. Русская Православная Церковь и Восточный кризис 1875 - 1878 гг. Русская Православная Церковь и Восточный кризис 1875 - 1878 гг. Русская Православная Церковь и Восточный кризис 1875 - 1878 гг. Русская Православная Церковь и Восточный кризис 1875 - 1878 гг. Русская Православная Церковь и Восточный кризис 1875 - 1878 гг. Русская Православная Церковь и Восточный кризис 1875 - 1878 гг. Русская Православная Церковь и Восточный кризис 1875 - 1878 гг. Русская Православная Церковь и Восточный кризис 1875 - 1878 гг. Русская Православная Церковь и Восточный кризис 1875 - 1878 гг. Русская Православная Церковь и Восточный кризис 1875 - 1878 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Архипов Станислав Витальевич. Русская Православная Церковь и Восточный кризис 1875 - 1878 гг.: диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.02 / Архипов Станислав Витальевич;[Место защиты: ГОУВОМО Московский государственный областной университет], 2017

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Русская Православная Церковь и Восточный вопрос: мировоззренческо-ценностные основания

1. Роль Русской Православной Церкви в государственной идеологии Российской Империи в XIX веке 42

2. Политика Российской Империи в Восточном вопросе и роль русской религиозной мысли и Русской Православной Церкви в ней 50

Глава 2. Русская Православная Церковь на начальном этапе Восточного кризиса

1. Русская Православная Церковь и Боснийско-Герцеговинское восстание 1875 г 75

2. Русская Православная Церковь и сербско-турецкая война 1876 г 103

3 . Апрельское восстание в Болгарии 1876 г. и позиция Русской Православной Церкви накануне русско-турецкой войны 117

Глава 3. Деятельность Русской Православной Церкви в ходе русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг .

1.Благотворительная деятельность Русской Православной Церкви во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг 154

2. Представители военного духовенства России на фронтах войны 195

3. Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг. в отражении газеты «Московские Епархиальные Ведомости» 204

4. Памятник Героям Плевны, как символ православного содействия освобождению балканских народов от турецкого ига 218

Заключение 231

Список источников и литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В 2015 г. исполнилось 140 лет с начала Восточного кризиса 1875 - 1878 гг. В то же время, каких-либо значительных мероприятий, по крайней мере, в России, по данному поводу не проводилось. Современная отечественная историческая наука недооценивает значимость событий кризиса, как для европейской истории, так и для истории нашего Отечества. Они серьезным образом повлияли на перестановку сил в Европе, а некоторые последствия кризиса и противоречия, обнажившиеся по его окончании, стали одной из причин Первой мировой войны.

Значимость балканских стран для России поистине огромна. Родственные нам, как по крови, так и по духу, а, самое главное, по православной вере, болгары, сербы, черногорцы и многие другие югославянские народы всегда душой тяготели к России. Тем не менее, на протяжении веков руководители этих стран периодически вставали в политическую оппозицию нашей стране. Стоит, например, вспомнить участие Болгарии на стороне Тройственного союза в Первой мировой и на стороне нацистской Германии во Второй мировой войне. Но, тем не менее, население не поддерживало антироссийские настроения правительств, царей и князей.

В современной жизни России вот уже на протяжении двух с лишним десятилетий всё более возрастающее значение имеет Русская Православная Церковь (далее - РПЦ). Претерпевшая жестокие гонения в веке двадцатом, в самом его конце она обрела долгожданную свободу деятельности. Началось активное восстановление храмов и монастырей; согласно социологическим исследованиям, стало стремительно увеличиваться количество людей, называющих себя верующими. РПЦ в последние десятилетия оказывает существенное влияние на жизнь российского общества, многие представители власти стали демонстрировать свою, по крайней мере, формальную приверженность к религии, что было невозможно в советское время. Более того, РПЦ в последнее время активно участвует в политической, общественной и культурной жизни страны, настаивая на том, чтобы и в этих сферах деятельности был учтён и её голос.

В связи с вышеуказанными тенденциями у исследователей появился интерес к тысячелетней истории РПЦ, истории ее взаимоотношений с государством и обществом. РПЦ в дореволюционной России являлась главным нравственным регулятором и цензором, а также проводником многих государственных идей, излагая их доступным для понимания языком, призывала к законопослушности, соблюдению христианских заповедей. Во многом, общественно-патриотический подъем во время Восточного кризиса 1875 - 1878 гг. был вызван воздействием Церкви на умы граждан.

Таким образом, выбранная автором тема исследования весьма актуальна в нынешней конкретно-исторической обстановке.

Объектом исследования данной диссертационной работы является РПЦ во всем ее многообразии, начиная с начальствующего состава и заканчивая православными организациями и мирянами.

Предметом исследования является отношение Русской Православной Церкви к событиям Восточного кризиса 1875 - 1878 гг.

Хронологические рамки исследования определяются периодом Восточного кризиса, начавшегося в 1875 г. и включающего в себя Боснийско-Герцеговинское восстание 1875 - 1876 гг., Апрельское восстание в Болгарии, сербско-турецкую войну 1876 г., русско-турецкую войну 1877 - 1878 гг., завершившуюся заключением Сан-Стефанского мирного договора. Подписание Берлинского трактата в июле 1878 г. завершило Восточный кризис.

Степень разработанности темы

До настоящего времени исследователи уделяли мало внимания теме отношения РПЦ к событиям Восточного кризиса 1875 - 1878 гг. В основном, историки в своих работах касались либо самого Восточного кризиса, либо истории взаимоотношений РПЦ с государственным аппаратом.

В конце XIX в. исследованием русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. занимались различные военно-периодические издания, учебные заведения Императорской армии, а также отделы и управления Военного министерства. Значимой чертой этих исследований являлось то, что основная деятельность по осмыслению опыта войны была поставлена под государственный контроль.

В начале XX в. историк С. Жигарев уделил внимание экономическому аспекту Восточного кризиса 1875 - 1878 гг., при этом комплексно рассмотрев вопрос национально-освободительного движения на Балканском полуострове1. Автор провел глубокий анализ сербских источников, мемуаров, документов, в результате чего данный труд следует считать первым полноценным исследованием, осветившим Боснийско-герцеговинское восстание 1875 г. Будучи славянофилом, Жигарев был уверен, что будущее балканских славян -исключительно под знаменем русского императора.

В связи с новым витком напряженности на Балканах, пришедшемся на 1908 - 1913 гг., некоторые российские историки предприняли тщательный анализ такой проблемы, как отношение общества Российской империи к Восточному кризису 1875 - 1878 гг.2. Так, исследователь А.А. Корнилов, рассмотрев историю общественных движений в правление царя-освободителя, затронул и проблему взаимодействия слоев общества с правительством по

Жигарев С.А. Русская политика в восточном вопросе (ее история в XVI-XIX веках, критическая оценка и будущие задачи). Историко-юридические очерки: в 2 т. М.: Унив. тип., 1896.

Корнилов А.А. Общественное движение в России при Александре II. М., 1909; С.С. Татищев. Император Александр II, его жизнь и царствование. Т. И. СПб., 1911 и др.

вопросу событий 1875 - 1878 гг. Автор проанализировал наметившийся антагонизм точек зрения правительства и российского общества по вопросу освобождения южных славян в 1875 - начале 1877 гг.3.

Историком С.С. Татищевым в объемном труде, посвященном царствованию императора Александра II, были отмечены подъем во время Восточного кризиса 1875 - 1878 гг., сплоченность населения и готовность щедро жертвовать на нужды балканских славян. Автор указал на Славянские комитеты и Красный Крест, сыгравшие ключевую роль в претворении теоретических призывов к помощи славянам в практические примеры сбора и отправки пожертвований. Помимо этого, Татищев отметил присутствие в российском обществе меньшинства, несогласного с действиями государства в данном вопросе .

Для советской историографии 1920 - 1930-х гг. характерно критическое отношение историков к царской России и ее внешнеполитическому курсу. Примечателен труд К.А. Пушкаревича5, негативно оценившего работу Славянских комитетов и обвинявшего поздних славянофилов в организации пропагандистской кампании на Балканах в 1870-е гг., что, по мнению исследователя, привело к увеличению симпатий балканских славян к режиму российского царизма.

В 1940 - 1960-х гг. было защищено немало кандидатских и докторских диссертаций по истории Восточного кризиса6.

Из первых послевоенных исследований примечателен труд П.К. Фортунатова «Война 1877 - 1878 гг. и освобождение Болгарии» . Историк задействовал обширный круг архивных источников и специальной литературы.

Одним из выдающихся советских исследователей Восточного кризиса в послевоенную эпоху является С.А. Никитин. Весьма примечателен его труд

о

«Славянские комитеты в России в 1858-1876 гг.» В работе показана исключительно важная роль Славянских комитетов в общественном подъеме

Корнилов А.А. Указ. соч. С. 53.

Татищев С.С. Указ. соч. С. 293.

Пушкаревич К.А. Балканские славяне и русские "освободители" (Славянские комитеты и события на Балканах перед русско-турецкой войной 1877-1878 гг.) // Труды Института славяноведения АН СССР. Л., 1934. Т. 2. С. 189-230.

Кузьмин-Тарасов А.А. Братское боевое содружество русского и болгарского народов в борьбе за освобождение Болгарии от турецкого ига (1877-1878 гг.) [Текст]: дис. ... канд. ист. наук / М-во просвещения РСФСР. Моск. обл. пед. ин-т. Москва, 1954; Травин Н. В. Боевые действия русского флота в войне 1877-1878 гг.: дис... канд. ист. наук. Л., 1954.; Козьменко И. В. Болгарский вопрос и русское общество в период Восточного Кризиса 70-х тт. XIX века: дис. ... канд. ист. наук. М., 1945; Мирошниченко П. Я. Отношение русского общества к балканским событиям 1875 - 1878 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Сталино, 1946; Подлесный Н. П. Апрельское восстание 1876 г. в Болгарии и общественное мнение России: дис. ... канд. ист. наук. Харьков, 1963.

Фортунатов П. К. Война 1877-1878 гг. и освобождение Болгарии / Под ред. проф. С.А. Никитина. M.: Учпедгиз, 1950.

Никитин С.А. Славянские комитеты в России в 1858-1876 годах / Отв. ред. проф. И. А. Федосов. М.: Изд-во Моск. ун-та , 1960.

1875 - 1878 гг. Базируясь на широком круге источников, автор проследил позицию по Восточному кризису 1875 - 1878 гг. разнообразных кругов российского общества, прояснил точки зрения Петербургского и Московского славянских комитетов в указанный период, их различное отношение к балканским народностям.

В 60-е - 80-е гг. XX в. в отечественной исторической науке были продолжены специализированные исследования различных аспектов Восточного кризиса9. Исследователь О.А. Яковлев выявил существенные различия, как в объемах, так и в формах помощи Балканам различных слоев российского социума, и, что важно для нас, кратко коснулся церковной благотворительности во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг.10. В очередной раз исследователи подтвердили тезис всенародности общественного движения в России, соборности и сплоченности. Отдельный аспект Восточного кризиса, участие общества империи в сербо-черногорско-турецкой войне 1876 г., изучали историки Л.И. Нарочницкая и Л.В. Кузьмичева11. Так, Л.В. Кузьмичева акцентировала свое внимание на добровольческом движении во время сербо-черногорско-турецкой войны 1876 г. и исследовала такие важные аспекты этой проблемы, как организация и отправка отрядов русского ополчения в Сербию, отношение сербов к ополченцам из России, а также деятельность русских добровольцев уже после заключения перемирия.

Постсоветская историография конца XX - начала XXI вв. акцентировала свое внимание, в большей степени, чем прежде, на роли личности в истории.

В связи с новыми военными конфликтами, сотрясшими Балканский полуостров в 90-е гг. XX в., отечественные ученые вновь заинтересовались дипломатической деятельностью России в период Восточного кризиса 70-х гг. XIX в.12.

В последние десятилетия также стал актуален для исследователей фактор регионального участия в войне. К примеру, в некоторых исследованиях,

Бочкарева С. И. Русско-сербские отношения в начале восточного кризиса 70-х годов XIX в./ Советское славяноведение, 1977. № 4; Гросул В. Я. Российские революционеры в сербо-черногорско-турецкой войне 1876 г. / Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и Балканы. Балканские исследования. М., 1978. Вып. 4; Никитин С. А. Русское общество и национально-освободительная борьба южных славян в 1875-1876 гг. / Общественно-политические и культурные связи народов СССР и Югославии. М.,1957; Улунян А. А. Апрельское восстание 1876 г. в Болгарии и Россия. М., 1978; Хевролина В. М. Революционное народничество и национально-освободительное движение на Балканах в 1875-1876 гг. / Славянское возрождение. M., 1966; Яковлев H. H. Русское добровольческое движение на Балканах в 1876 г.: учен. зап. Куйбышевского гос. пед. ин-та им. В.В. Куйбышева, 1955. Вып. 15 и др.

Яковлев О.А. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и русское общество: дис ... канд. ист. наук. Л., 1980.

Нарочницкая Л. И. Россия и национально-освободительное движение на Балканах. М., 1979; Кузьмичева Л. В. Русские добровольцы в сербо-турецкой войне 1876 г. / Россия и Восточный кризис 70-х гг. XIX в. М., 1981. С. 82. '

Хевролина В. М. Восточный кризис 70-х годов XIX в. // История внешней политики России. Вторая половина XIX в.(от Парижского мира 1856 г. до русско-французского союза). М., 1999. С. 174-220; Вяземская Е. К. Босния и Герцеговина во внешнеполитических планах России в 50-70-х гг. XIX в. // Россия и Балканы. Из истории общественно-политических и культурных связей (XVIII в. - 1878 г.). М., 1995.

выполненных за последние 15 лет, была рассмотрена проблема участия представителей казачества в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.13.

В последние 25 лет вышло много диссертационных исследований, посвященных аспектам Восточного кризиса и его отдельных частей. Исследовалась роль связи и текущей корреспонденции в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.14, участие донского казачества в военных действиях, отражение событий Восточного кризиса в художественной баталистике15, роль московской печати в общественном подъеме 1877-1878 гг.16, роль общественного мнения о сербо-турецкой войне 1876 г., оценка российскими современниками событий войны 1877-1878 гг.17, сравнительный анализ отражения событий Восточного

1 R

кризиса в английской и российской периодике . Обширное исследование было проведено С.А. Кочуковым.19. Он подробно проанализировал взаимодействие всех слоев общества во время военных событий 1877 - 1878 гг., и, что важно для нас, коснулся темы роли РПЦ в балканских событиях 1875 - 1878 гг. Исследователь А.Ю. Шепелева посвятила свое диссертационное исследование региональным аспектам общественного подъема 1875 - 1878 гг., связанного с Восточным кризисом . Продолжают этот ряд публикаций различные статьи в научных журналах21.

Сумина, Е.В. Общественное движение в России в период Восточного кризиса 1875 - 1878 гг.: диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02. Челябинск, 2006.

Муминова Е. М. Роль средств связи и текущей корреспонденции в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.: Балканский театр боевых действий: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Муминова Екатерина Михайловна. [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. Москва, 2009.

Малышев А. А. Художественная баталистика в русской литературе второй половины XIX века: кампании 1853-1856 и 1877-1878 гг.: диссертация ... кандидата филологических наук. Тверь, 2006.

Болотина, Н. В. Московская печать в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. : дис. ... канд. фил. наук: 10.01.10/Болотина Наталья Валерьевна. M., 1999.

Сучалкин Е. А. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в оценках российских современников: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Сучалкин Евгений Анатольевич. [Место защиты: Белгород, гос. нац. исслед. ун-т]. Белгород, 2013.

Косарев, СИ. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. в оценках российской и английской периодической печати: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02, 07.00.03 / Косарев Сергей Иванович. [Место защиты: Брян. гос. ун-т им. акад. И.Г. Петровского]. Брянск, 2012.

Кочуков С.А. Общество, правящая элита, армия Российской империи и Русско-турецкая война 1877-1878 гг. : дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02. [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского]. Саратов, 2012.

Шепелева, А. Ю. Вклад народов Поволжья и Южного Урала в борьбу южных славян за национальное освобождение: 1875 - 1878 гг.: дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Шепелева Анастасия Юрьевна. [Место защиты: Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского]. Саратов, 2014.

Борисова А.Г. Участие кубанских казаков в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 11-2. С. 77-81; Кругликова О.С. Русско-турецкая война 1877-1878 годов на страницах «Дневника Писателя» Ф. М. Достоевского // Век информации. 2015. № 2. С. 112-125; Кулагина А.А. Публицистика В. И. Немировича-Данченко в русско-турецкую войну 1877-1878 годов // Век Информации. 2015. № 2. С. 125-137; Перевалова Е.В. Русско-турецкая война на Балканах 1877-1878 годов в освещении «Московских Ведомостей» М. H. Каткова // Век Информации. 2015. № 2. С. 164-174; Волошина Е.Е. Действия донских казаков в первых боевых операциях русской Армии в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг. //Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С. 971-975.

В зарубежной историографии выделяются, в первую очередь, работы болгарских историков. Исследователи в своих работах отразили такие вопросы, как деятельность российской дипломатии по балканской, а в частности, по болгарской проблеме22. Отношению русского общества к русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг. посвящен сборник статей "Освобождението на България и руската общественост" (1977 г.) .

При изучении Восточного кризиса югославские историки акцентировали свое внимание, в первую очередь, на изучении событий, происходивших непосредственно на территории Сербии, Черногории и Боснии.

Существенный вклад в изучение Восточного кризиса внес один из наиболее авторитетных и уважаемых сербских ученых-историков XX в.- Васо Чубрилович, на протяжении полувека активно занимавшийся исследованием различных аспектов этой проблемы. Уже в первом научном труде о боснийском восстании 1875 г. Чубрилович поставил под сомнение ряд спорных точек зрения и необъективных оценок русской политики на Балканском полуострове в 70-е гг. XIX вв.24 Отличительной особенностью трудов Чубриловича явилось использование неопубликованных архивных источников, и, что самое важное,

ус

впервые - османских . Особо историк подчеркнул, что Россия в контексте Восточного кризиса считала нужным добиться автономии Боснии и Герцеговины, в отличие от Австро-Венгрии, планировавшей захват данной территории и включение ее в свой состав. Чубрилович отмечал огромную роль Российской империи в возникновении и развитии национально-освободительного движения в Боснии26.

В 1950 г. вышла монография М. Вукчевича, посвященная политике Австро-Венгрии на Балканах, в которой автор доказал захватнический характер австро-сербских отношений на протяжении Восточного кризиса 1875 - 1878

Косев К. Бисмарк, источният въпрос и българското освобождение. 1856 - 1878. София, 1978; Панайотов И. Към Дипломатическата история на Цариградската конференция / Известия на Институт за българската история. Т. 6. София, 1956; Христов X. Освобождението на България и политиката на западните държави 1876-1878. София, 1968; Христов X. Западните държави и освобождението на България // Исторически преглед. 1977. № 5-7; Шарова К. Болгаро-русские отношения накануне русско-турецкой войны 1877-1878 гт. / Россия и восточный кризис 70-х годов XIX в. М., 1981; Панайотов И. Освобождението на България и европейската дипломация / Освобождението на Болгария от турско иго. 1878-1958. София, 1958; Панайотов И. Руската дипломация и Освобождението на България // Военно-исторически сборник. 1967. № 6; Дамянов С. Дипломатическата подготовка на Освободителната война // Военно-исторически сборник. 1977. № 1; Пантев А. Англо-руските отношения и Освободителната война // Исторически преглед. 1977. № 5-6.

Освобождението на България и руската общественост / Летопис на дружбата. Т. 6. София, 1977.

Чубриловип В. Босански устанак 1875 - 1878. Београд, 1930.

Чубриловип В. Рахштадтски споразум (8 jyn 1876). Српски кньижевни гласник. Н. с. XXXIII. Београд, 1931. С. 187-194.

Чубриловип В. Босански устанак 1875-1878. Београд, 1930. С. 61.

Вукчевич М. Црна Гора и Херцеговина оучи рата 1874-1876. Цетине, 1950,

Исследователь Веселии Маслеша проанализировал социально-экономические причины восстания в Боснии и Герцеговине в своей книге «Млада Босна». Именно их автор ставил на первое место в проблематике исследования, подчеркивая второстепенность национального и социального факторов28. Коснулся Восточного кризиса в своих произведениях историк М. Экмечич29.

Некоторые исследователи посвятили свои труды личности сербского митрополита Михаила (Иовановича), сыгравшего определенную роль в оказании российской помощи Сербии в тяжелый период 1875 - 1876 гг. . Сербский исследователь Владимир Стоянчевич проанализировал отношения России и Сербии в период между Сан-Стефанским и Берлинским конгрессами31. Автор допустил высказывания о желании России вместе с Сербией проявить активное сопротивление оккупации Австрией Боснии накануне Берлинского конгресса. Стоянчевич в своих работах также касался биографии митрополита Михаила (Иовановича) .

Следует констатировать, что вопрос об отношении РПЦ к событиям Восточного кризиса в западноевропейской и североамериканской историографии не поднимался, существуют лишь работы по истории Восточного кризиса. Большинство историков тенденциозно освещали события кризиса. Английские и американские историки, обвиняя Россию в агрессивности и панславизме, отрицали ее освободительную роль и в своих работах, оправдывали протурецкую политику Англии. При изучении Восточного кризиса 1875 - 1878 гг., историки Э. Вудвард, У. Виртвейн, Б. Самнер, М.Стоянович, Д. Маккензи, Р. Мильмен концентрировались на отношении английских правительственных кругов к действиям России на Балканах33.

Из более поздних исследований следует отметить обобщающую работу по развитию Восточного вопроса в XIX веке под авторством североамериканского историка-балканиста Барбары Елавич34, в которой она

28 Маслеша В. Млада Босна. Београд, 1945. С. 180-181.

29 Ekmecic М. Ustanak u Bosni. 1875-1878. Sarajevo, 1960.

BoJBOflnh M. .Говановип, Михайло (Mmioje), митрополит београдски / Српски биографией речник. Кн>. 4. Нови Сад, 2009. С. 576-579; Слщепчевип, Тюко. Михайло, архиепископ београдски и митрополит Србще. Мюнхен, 1980.

Сто]анчевип В. Cp6nja и Pycnja од Санстефаяского мира до Берлинского конгреса / Otpor austrougarskoj okupaciji 1878 u Bosni і Hercegovini: Naucni skup Akademija nauka і umjetnosti Bosne і Hercegovine, Posebna izdanja, Odjeljenje drastvenih nauka knjiga 8. Sarajevo 1979. S. 203-214.

Stojancevic, V. Mitropolit Mihailo і pitanje autonomije srpske crkve u Turskoj 1878 godine // PKJIF. 2002. № 68-69(1-4). P. 235-240.

Baker V. War in Bulgaria. V. 1-2. London 1879; Clayton G. Britain and Eastern question. Missolonghi to Gallipoli. London, 1971; Mac Kansie D. The Serbs and Russian Pan-slavism in 1875 - 1878. New-York, 1967; Sumner B. Russia and the Balkans 1870-1880. Oxford, .1937; Thaden E.S. Conservative nationalism in nineteenth century Russia. Seattle, 1964.

Elavich, B. Russia's Balkan Entanglements 1806-1914. New York: Cambridge University Press,1991.

рассуждает об истоках и побудительных мотивах балканского курса России, в том числе и в 1875 - 1878 гг. Елавич особо отмечает, что балканские акции российского правительства были вызваны наличием чувства родства с южными славянами, которое испытывали многие государственные деятели. Именно поэтому российская политика в Юго-восточной Европе была весьма тесно связана с национально-освободительным движением. Автор подчеркивает, что идеологическим знаменем этого курса являлась защита православия и моральных ценностей христианства35.

При освещении роли РПЦ в 70-е гг. XIX в. церковные историки практически не касались темы отношения РПЦ к событиям Восточного кризиса 1875 - 1878 гг. В работах различных исследователей церковной истории рассматривались лишь внутриполитические аспекты деятельности Церкви, а также аспекты ее взаимодействия с государственной властью. Первым учёным, рассмотревшим историю РПЦ в XIX в., был С.Г. Рункевич, который в своей работе «Русская Церковь в XIX в.»36 впервые систематизировал события церковной истории во втором столетии Синодального периода. Помимо этого, выделяются работы В.А. Фёдорова , П.В. Знаменского , И.К. Смолича , СВ. Римского40, диссертационные исследования А.В. Наместникова41, М.В. Никулина42, А.И. Конюченко43, С.Г. Зубановой44. Исследователи A.M. Кузнецов45 и СЮ. Чимаров46 изучали, к примеру, такой аспект деятельности РПЦ, как взаимодействие с вооруженными силами в деле нравственного воспитания личного состава армии.

Протоиерей Владислав Цыпин в объемном двухтомнике «История Русской Православной Церкви. Синодальный и Новейший периоды. 1700 -

35 Elavich, В. Russia's Balkan Entanglements 1806-1914. New York: Cambridge University Press,1991. P. IX.

Рункевич С.Г. Русская Церковь в XIX веке / История христианской Церкви в XIX веке. Т. 2. СПб., 1901.

Фёдоров В.А. РПЦ и государство. Синодальный период (1700-1917) / Федоров Владимир Александрович; кол. авт. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). Москва: Русская панорама, 2003.

История Русской Церкви / Знаменский Петр Васильевич. Москва; Paris: Крутицкое Патриаршее Подворье: Bibliotheque slave de Paris, 1996.

Смолич И.К. История русской церкви, 1700-1917 / Смолич Игорь Корнильевич. Москва: Изд-во Спасо-Преображен. Валаам, монастыря, 1996.

Римский СВ. РПЦ в XIX веке / Римский Сергей Викторович. Ростов н/Д: Б. и., 1997.

Наместников, А.В. Церковный вопрос в публицистике пореформенного периода. Конец 50-х - начало 80-х гг. XIX в.: дис. ...канд. ист. наук: 07.00.02. М., 1998.

Никулин, М.В. Православная Церковь в общественной жизни России, конец 1850-х - конец 1870-х гг.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. М., 1996.

Конюченко А.И. Православное духовенство России во второй половине XIX - начале XX века: дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02 / Конюченко Андрей Иванович. Челябинск: Б/и, 2006.

Зубанова С.Г. Православная Церковь в социальной, культурной и духовной жизни российского общества XIX века: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. М., 1995.

Кузнецов A.M. Православное духовенство морского ведомства и его роль в укреплении флотских традиций: (XVIII - начало XX века): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. М., 2000.

Чимаров СЮ. РПЦ и религиозно-нравственное воспитание личного состава армии и флота, 1880-1917 гг.: дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02. СПб., 1999.

2005» кратко коснулся изучаемого нами предмета исследования. В труде отмечен небывалый общественный подъем, происходивший в 1877 - 1878 гг., т.е. во время войны с Турцией48. Автор дал краткую характеристику благотворительной кампании, а также организации лазаретов при монастырях и созданию отрядов «сердобольных братьев» и «сердобольных сестёр», посвятивших себя уходу за ранеными и больными солдатами .

Историк А.Ю. Полунов в кандидатской диссертации, посвященной обер-прокурорству К.П. Победоносцева5 , также коснулся состояния РПЦ во время Восточного кризиса. Признавая некоторый полезный эффект церковных реформ, А.Ю. Полунов отметил, что, благодаря отрицательным чертам личности Д.А. Толстого, реформы к концу 1870-х гг. были свёрнуты, и их значение нивелировано, а также обострилось противостояние К.П. Победоносцева с епископатом РПЦ.

Исследователь Л.А. Герд в докторской диссертации51, анализируя взаимоотношения Русской и Константинопольской Православных Церквей после 1878 г., т.е. после окончания Восточного кризиса, кратко коснулась проблемы межцерковного взаимодействия в 1875 - 1878 гг.

Стоит обратить внимание на кандидатскую диссертацию В.Ю. Бенедиктова52. В данной работе рассмотрен генезис и развитие греко-болгарской церковной распри. Автором также было исследовано позиция Константинопольского патриархата по вопросу русско-турецкой войны 1877 -1878 гг.

Однако только профессор Московской Духовной Академии, исследователь К.Е. Скурат подошел максимально близко к исследуемой нами проблеме, опубликовав в сборнике «Богословские труды» статью под названием «РПЦ в освобождении Балканских народов от ига Османской

со

империи» . В данной объемной статье К. Е. Скурат кратко рассмотрел вопрос отношения, как церковных структур РПЦ, так и воцерковлённого народа не только к Греческой революции 1820-х гг. и освобождению румынского народа от турецкого ига, но, что наиболее важно для нас, осветил вопрос

Цыпин В. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды (1700-2005) /
Цыпин Владислав Александрович; кол. авт. Учебный Комитет при Священном Синоде Русской православной
церкви; кол. авт. Сретенская духовная семинария (Москва). 3-е изд., испр. Москва: Изд-во Сретенского
монастыря, 2007.
48 Цыпин, В. Указ. Соч. С. 158-159.

Там же.

Полунов А.Ю. Ведомство православного исповедания под властью К. П. Победоносцева (1881-1894): дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 1992.

Герд Л.А. Константинополь и Петербург: церковная политика России на православном Востоке 1878-1898: дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02. СПб., 2006.

Венедиктов В.Ю. Этноконфессиональный диалог России и Константинопольского патриархата во второй половине XIX века: дис. ... канд. ист. наук: 24.00.01. [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. M., 2008.

Скурат К. Е. РПЦ в освобождении балканских народов от ига Османской империи // Богословские Труды. 1987. Сб. 28. С. 120-174.

взаимодействия РПЦ, государственной власти и русского общества во время событий 1875 - 1878 гг. Однако при написании статьи автором были задействованы лишь опубликованные, общедоступные источники, данные же архивов в данном случае использованы не были. Вместе с тем, автором частично задействована церковная периодика, а также мемуары и воспоминания различных церковных деятелей.

Примечательна также статья историка Игоря Курляндского, опубликованная в журнале «Исторический вестник»54. Статья посвящена роли святителя Иннокентия (Попова-Вениаминова) в помощи балканским славянам в годы Восточного кризиса. Основываясь на архивных источниках, и в первую очередь, задействовав фонды Российского государственного исторического архива (далее - РГИА), Отдела письменных источников Государственного исторического музея и других архивов, И. Курляндский пришел к выводу, что Святитель оказывал помощь славянам четырьмя способами. Он организовал сбор пожертвований на нужды славян, создал Сербское подворье в Москве, устроил приют для девочек-славянок в московском Алексеевском женском монастыре, проявлял заботу о студентах-славянах, призреваемых в Москве5 . Более широко И. Курляндский осветил этот вопрос в одной из глав своей книги, посвященной последнему периоду земной жизни Святителя Иннокентия, который тот провел, возглавляя Московскую кафедру56.

В завершение обзора историографии следует констатировать, что тема отношения РПЦ к событиям Восточного кризиса 1875 - 1877 годов в исторической литературе недостаточно изучена. Автор данного исследования постарался восполнить этот пробел в настоящей диссертации.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования - многоаспектный анализ отношения всех структур Русской Православной Церкви к тем событиям, которые сотрясли Балканы во второй половине 70-х гг. XIX века.

Исходя из цели исследования, в диссертации поставлены следующие исследовательские задачи:

  1. Анализ роли РПЦ в государственной идеологии Российской Империи, а также анализ влияния Церкви на общественное мнение и на народные умы в XIX в.

  2. Анализ произведений русских писателей и религиозных деятелей XIX в. для определения важности религиозного фактора

Курляндский И.А. Митрополит Иннокентий [Попов-Вениаминов] и помощь братским славянским православным народам, страдающим от турецкого ига // Исторический вестник. М., 2000. № 1 (05). С. 61-68,

Курляндский И. А. Митрополит Иннокентий ... С. 61.

Курляндский И.А. Иннокентий (Вениаминов) - митрополит Московский и Коломенский / Институт российской истории РАН. М.: ИРИ РАН, 2002. С. 241.

Восточного вопроса, как во внешней политике Российской Империи, так и в действиях РПЦ в указанный период.

  1. Анализ процесса взаимодействия РПЦ со славянофильскими общественными организациями во время Восточного кризиса 1875 — 1878 гг. в целях обоснования важности этого соработничества в интересах государства, общества и балканских славян.

  2. Определение роли церковной периодики как пропагандистского рупора РПЦ в возбуждении общественного подъема 1875 - 1878 гг.

  3. Выявление тенденции личного участия иерархов РПЦ и священнослужителей в благотворительной кампании 1875 - 1878 гг.

  4. Выявление превалирования национального либо религиозного фактора в русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг., основываясь на анализе церковной периодики и архивных документов.

  5. Оценка роли военного духовенства в событиях русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг.

  6. Рассмотрение и анализ истории создания памятника Героям Плевны, как частного примера сотрудничества Церкви и общества Российской Империи в увековечивании памяти павших за Родину и свободу балканских славян воинов русской армии.

Источниковая база исследования

Источники, использованные автором во время проведения исследования, условно можно разделить на несколько групп.

К первой группе можно отнести делопроизводственные документы: циркуляры, определения, протоколы заседаний Святейшего Синода, отчеты обер-прокурора.

Ко второй группе можно отнести периодическую печать, в первую очередь, церковную периодику. В указанный хронологический период органы церковной периодической печати переживали период своего развития и становления. К 1875 г. во многих губерниях имелись свои собственные «Епархиальные ведомости», главным же органом печати и пропаганды Святейшего Синода следует считать «Церковный Вестник», издававшийся с начала 1875 г. при Санкт-Петербургской Духовной академии и Семинарии, являющийся наиболее информативным источником для анализа ситуации в РПЦ и Святейшем Синоде в последней четверти XIX в. В качестве «провинциального» источника церковной периодики автор исследования задействовал «Московские Епархиальные Ведомости», издававшиеся при Обществе любителей церковного просвещения. Церковные периодические издания были исследованы автором в Русском журнальном фонде Российской

национальной библиотеки, Российской государственной библиотеке (РГБ), а также в Государственной публичной исторической библиотеке.

К третьей группе относятся источники личного происхождения: мемуары, письма, дневники.

Неопубликованные источники по теме диссертационного исследования автор обнаружил в семи архивах: в Российском государственном историческом архиве, в Государственном архиве Российской Федерации, в Российском государственном военно-историческом архиве, в Центральном историческом архиве г. Москвы57, в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки, в Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки.

Российский государственный исторический архив представляет собой крупнейшее в России хранилище неопубликованных источников по истории Российской империи в 1700-1917 гг. Здесь имеется обширнейший пласт делопроизводственных документов центральных и высших государственных учреждений. В первую очередь, автор исследовал фонды № 796 и № 797. Фонд № 796 (Канцелярия Синода) отражает делопроизводственные документы Синода за его более чем двухвековую историю. Канцелярия была учреждена 25 января 1721 г. Ею велось делопроизводство Синода, в том числе оформление журналов заседаний Синода и его указов, сбор сведений о состоянии епархий, монастырей, приходов, церковных миссий и духовных учебных заведений . Опись 158 данного фонда содержит следующие сведения за 1877 г.: о епархиях и приходах; о православных церквах и монастырях в России и за границей; о церковном и монастырском имуществе; о внутренних и зарубежных духовных миссиях; о личном составе; брачные и бракоразводные дела59. Опись 159 содержит подобные сведения за 1878 год. Опись 205 фонда содержит сведения за 1721 - 1917 гг., касающиеся епархий, монастырей, православных церквей за границей; внутренних и зарубежных духовных миссий; документов архиереев, переданных на особое хранение в канцелярию Синода: Иосифа Семашко, Василия Лужинского, Арсения Москвина II, Исидора Никольского, Антония Радонежского, Леонтия Лебединского, Сергия Ляпидевского, Феогноста Лебедева II, Флавкана Городецкого, Антония Вадковского, Палладия Раева,

Архив несколько раз менял название. С апреля 2013 г. по январь 2015 г. — Центр хранения документов до 1917 года Государственного Бюджетного Учреждения «Центральный Государственный Архив Москвы»; с января 2015 г. — Отдел хранения документов до 1917 года Государственного Бюджетного Учреждения «Центральный Государственный Архив Москвы».

Путеводитель по фондам РГИА / Фонды высших государственных учреждений / Фонды Синода: [Электронный ресурс] // Российский Государственный Исторический Архив. Режим доступа:

Путеводитель по фондам РГИА / Фонды высших государственных учреждений / Фонды Синода: [Электронный ресурс] // Российский государственный исторический архив. Режим доступа:

Иннокентия Беляева, Аркадия Федорова, Серафима Глаголевского (секретные дела).

Государственный архив Российской Федерации содержит обширное собрание источников по истории России в XVIII - начале XX вв.60. Автором диссертации были исследованы фонды: № 109 (Третье Отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии); № 677 (Александр III); № 730 (Игнатьев Николай Павлович, граф, председатель Славянского благотворительного общества); № 1099 (Тертий Иванович Филиппов, государственный контролер, общественный и литературный деятель); № 1750 (Московское славянское благотворительное общество). В фонде III Отделения Е.И.В. Канцелярии автора особенно заинтересовала опись 4а - «секретный архив», содержащий в себе описание своеобразной изнанки общественной жизни - донесения агентов относительно разных общественных нестроений и недовольства, слухов, а также по поводу антимонархической пропаганды. В фондах № 1099 и № 1750 было найдено много источников по деятельности Славянских комитетов, их взаимодействию с РПЦ в период Восточного кризиса 1875-1878 гг.

Некоторое количество источников для диссертации было также найдено в Российском государственном военно-историческом архиве. Фонды № 441 (Черногория) и № 450 (Болгария) содержат источники по походам русской армии в войну 1877 - 1878 гг., а также сведения о православных церквах, находящихся в вышеуказанных странах.

Центральный исторический архив г. Москвы, в частности фонд № 203, содержит существенный пласт неопубликованных источников по истории Московской Духовной Консистории и религиозной жизни второй половины XIX в. В данном фонде автор обнаружил сведения, касающиеся церковной благотворительности Московской епархии РПЦ в 1877 - 1878 гг.

Отдельного внимания заслуживают рукописно-мемуарные источники, содержащиеся в фондах двух архивохранилищ: Отдела рукописей Российской национальной библиотеки и Научно-исследовательского отдела рукописей Российской государственной библиотеки.

В Отделе рукописей Российской национальной библиотеки имеются неопубликованные материалы для изучения истории РПЦ, ее богослужебной практики, духовного образования в России. Следует особо отметить фонды митрополитов Арсения (Могилянского), Ионы (Васильевского) и Филарета (Дроздова), архиепископов Арсения (Верещагина) и Иннокентия (Борисова);

Государственный архив Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа:

профессоров Санкт-Петербургской Духовной академии и её ректоров '. В Отделе рукописей были исследованы источники из четырёх фондов: № 14 (И.С. Аксаков), № 314 (Митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов)), № 498 (Андрей Муравьёв), № 573 (Санкт-Петербургская Духовная Академия).

В Научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки были исследованы следующие фонды: № 126 (Новиковы-Киреевы), № 169 (Милютин Дмитрий Алексеевич (1816-1912), государственный деятель, военный министр), а также № 230 (Победоносцев Константин Петрович).

Методологическая основа исследования

В качестве методологической основы при проведении настоящего диссертационного исследования был использован диалектический метод познания, включающий принципы научной объективности и историзма.

Принцип историзма стал основным при изучении деятельности РПЦ в 1875 - 1878 гг. Благодаря ему, соискателю удалось исследовать тему в хронологической последовательности, а также в ее концептуальном единстве.

Основываясь на принципе объективности, автор исследования проанализировал явления и события во всем многообразии, без предвзятых оценочных суждений.

Поставленные автором исследовательские задачи были решены на основе ретроспективного метода, позволившего проанализировать характеристики объекта исследования в границах хронологических рамок.

Благодаря использованию проблемно-хронологического метода удалось показать процесс участия РПЦ в деле освобождения славян Балканского полуострова от турецкого ига.

Системно-структурный метод позволил рассмотреть в единстве и взаимозависимости проблему развития движения балканских славян в 1875 -1878 гг. и помощи РПЦ данному движению.

Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что она является первым диссертационным исследованием, которое целиком и полностью посвящено роли РПЦ в событиях Восточного кризиса 1875 - 1878 гг. Автор исследовал и ввел в оборот ранее не задействованные неопубликованные источники по данной теме из фондов Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного военно-исторического архива, Центрального исторического архива г. Москвы, Российского государственного исторического архива и других архивов. Автором также задействован широкий пласт церковной периодической печати периода Восточного кризиса 1875 - 1878 гг.

Сектор архивных фондов. Отдел рукописей Российской национальной библиотеки: [Электронный ресурс] / Российская национальная Библиотека. Режим доступа:

На защиту выносятся следующие положения:

  1. РПЦ на протяжении XIX в. осуществляла важную миссию, заключавшуюся не только в нравственном просвещении простого народа, но и в донесении до прихожан оперативной информации общегосударственного значения, главным образом благодаря проповедникам. Церковь формировала общественное мнение, корректировала отношение к власти и нивелировала социальные противоречия, стремясь противостоять революционным идеям в малообразованных слоях населения. РПЦ, посредством сотрудничества со славянскими комитетами, стала нравственным стержнем общественного подъема 1875 - 1878 гг., связанного цепью событий, составляющих Восточный кризис.

  2. Русские писатели и церковные деятели в своих произведениях предвосхитили освобождение южнославянских народов от османского ига, но при этом ошиблись в собственных прогнозах относительно скорого освобождения Константинополя и ликвидации Турецкой Империи.

  3. Роль церковной периодической печати в пропагандистской роли Русской Православной Церкви в 1875 - 1878 гг. огромна, т.к. благодаря ей граждане своевременно узнавали не только о новых событиях Восточного кризиса, но и могли отслеживать ход благотворительной кампании в поддержку балканских славян.

  4. Активное участие, как сельского духовенства, так и высшего руководства Церкви, а также монастырей и церквей в благотворительной кампании 1875 - 1878 гг. вдохновило все сословия России на оказание деятельной, жертвенной помощи, как восставшим южным славянам, так и воинам, освобождавшим их в русско-турецкую войну 1877 - 1878 гг.

  5. Благодаря усилиям Русской Православной Церкви, русско-турецкая война 1877 - 1878 гг. декларировалась не как национальная, но как религиозная, священная война, что придавало ей абсолютно справедливый и оправданный характер. Особое символическое значение имело благословение митрополитом Иннокентием (Вениаминовым) Государя Императора на священную войну в Троице-Сергиевой Лавре.

  6. Военное духовенство во время событий русско-турецкой войны 1877 — 1878 гг. являлось как главным вдохновителем солдат на военные подвиги, утешением в период военных неудач, надеждой на скорую победу, так и главной опорой для раненых и больных воинов, а в целом же - нравственной основой русского воинства.

  7. Выражением содействия и сочувствия православного русского народа делу освобождения балканских славян от иноверного владычества и подвигу освобождавших Балканы русских гренадеров явилось

сооружение памятника Героям Плевны, средства на строительство

которого собирались простыми людьми при участии Русской

Православной Церкви.

Практическая значимость исследования заключается в возможности составления методических приложений к курсу Истории России для факультативного изучения такой дисциплины, как История Церкви.

Апробация результатов исследования выполнена на кафедре истории России средних веков и нового времени Московского государственного областного университета на конференциях: II Общероссийская научно-практическая конференция «Наука. Образование. Проектная деятельность: Россия — XXI век», тема выступления: «Церковная благотворительность Московской Епархии во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг.»; XVI международная научно-практическая конференция «Современные концепции научных исследований», тема выступления «Благотворительный вклад Санкт-Петербургской и Костромской епархий Русской Православной Церкви в русско-турецкую войну 1877 - 1878 гг.»), с последующей публикацией материалов в научных сборниках.

Структура работы соответствует поставленным задачам и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и источников, пяти приложений.

Политика Российской Империи в Восточном вопросе и роль русской религиозной мысли и Русской Православной Церкви в ней

В 1940 - 1960-х гг. было защищено немало кандидатских и докторских диссертаций по тематике Восточного кризиса . Одним из выдающихся советских исследователей Восточного кризиса в послевоенную эпоху принято считать С.А. Никитина. Весьма примечателен его труд «Славянские комитеты в России в 1858-1876 гг.» . В работе показана крайне важная роль Славянских комитетов в общественном подъеме 1875 -1878 гг. Используя исчерпывающее количество источников, автор проследил позицию по Восточному кризису 1875 - 1878 гг. разнообразных кругов российского общества, прояснил точки зрения Петербургского и Московского Славянских комитетов в указанный период, их различное отношение к балканским народностям.

В 60-е - 80-е гг. XX века в отечественной исторической науке были продолжены специализированные исследования различных аспектов Восточного кризиса. Вновь было продолжено исследование отношения представителей общества Российской империи к драматическим событиям 1875 - 1878 гг. Так, исследователь О.А. Яковлев выявил существенные различия, как в объемах, так и в формах помощи Балканам различных слоев российского социума. Это был единственный советский исследователь, впервые уделивший в своей диссертационной работе небольшое внимание роли Русской Церкви в событиях 1875-1878 гг.40 Однако приведенные Яковлевым О.А. данные, демонстрирующие отношение РПЦ к событиям одной лишь русско-турецкой войны 1877-1878 гг., слишком малы, чтобы сделать исчерпывающий вывод о роли РПЦ в общественном подъеме 1875-1878 гг. При этом, О.А. Яковлев в очередной раз подтверждал тезис всенародности общественного движения во время Восточного кризиса в России, соборности и сплоченности. Отдельный аспект кризиса - участие общества Империи в сербско-турецкой войне 1876 г. изучали историки Л.И. Нарочницкая и Л.В. Кузьмичева41. Так, Л. В. Кузьмичева акцентировала свое исследовательское внимание на добровольческом движении во время сербско-турецкой войны 1876 г. и рассмотрела такие важные аспекты этой проблемы, как организация и отправка отрядов русского ополчения в Сербию, взаимоотношения русского и сербского народов, а также деятельность добровольцев из России уже после того, как было заключено перемирие. Разработкой многих вопросов международных отношений в период 1875 - 1878 гг. занимались В.М. Хевролина, К.Л. Струкова, В.Н. Виноградов, К.Б.

Виноградов. К примеру, в работе К.Б. Виноградова42 был впервые в советской историографии рассмотрен Берлинский Конгресс, его процесс, решения и значение в истории международного взаимодействия в конце XIX в. Автор определил, что на Россию на конгрессе оказывалось гигантское давление, в результате чего, вкупе с безынициативностью и невнятной позицией Горчакова на заседаниях Конгресса, статьи Берлинского Трактата, крайне невыгодные для Российской Империи, явились лишь компромиссом между великими державами.

В связи с отмечавшейся в научной среде 100-летней годовщиной Восточного кризиса 1875 - 1878 гг. в СССР, а также в странах т.н. «соцлагеря», прежде всего балканских, появилось немало работ, в которых затрагивалась история Балканского полуострова43. Итогом разнообразных конференций стало мнение, высказанное большинством участников, что Берлинский конгресс, пусть и не даровал Болгарии долгожданную независимость, однако не помешал ей уже через несколько лет ускорить процесс образования самостоятельного государства.

Некоторые работы советских историков, созданные на изломе эпох, в 1985 - 1991 гг., посвящались внешней политике отдельных стран во время Восточного кризиса. В монографии В.Н. Виноградова «Британский лев на Босфоре»44 автор исследует установку британского кабинета на сохранение статус-кво в регионе, и, следовательно, противодействие всяческим национально-освободительным балканским движениям, а также англо-русские противоречия.

Русская Православная Церковь и сербско-турецкая война 1876 г

И именно в конце XVIII века, на фоне блистательных успехов русской армии и флота во внешней политике, в царствование Императрицы Екатерины, ею была озвучена утопическо-экспансионистская теория, зародившаяся в недрах императорского двора в это время, получившая название «Греческого», или «Константинопольского проекта».

В начале 80-х гг. XVIII века греческая диаспора обратилась к императрице с призывом к освобождению своей родины. Проект воссоздания греческой государственности был изложен в конфиденциальном письме Екатерины II к Иосифу II от 10 (21) сентября 1782 года и носил внешнеполитический характер, предусматривая изменение баланса сил в Балканском регионе.

Многие сподвижники Екатерины в своих письмах прямо желали включения всего пространства на пути между Петербургом и Константинополем в состав Российской Империи.

Екатерина предложила создать государство, подобное тому, что впоследствии могло бы быть названо Румынией. Данное государственное образование должно было иметь внеблоковый статус, не объединяясь ни с одним из своих соседей - Австрией, Россией либо же Портой. Притязания последней ограничиваются крепостью Очаков на Днепровском лимане и полосой земли между реками Южный Буг и Днестр134. В Греческой Империи же должен был царствовать внук Екатерины - Константин Павлович . Вторым же шагом Екатерина посчитала возможное уничтожение Турецкой Империи и последующую организацию государства для греческой нации, которое должно было трансформироваться в возрожденную Византийскую Империю.

Назревшие в Петербурге планы реставрации Византийской империи на руинах Османской вызвали серьёзную обеспокоенность некоторых европейских государств, в том числе Франции, связанной с Турцией вековым союзом, и Англии, опасавшейся нарушения «баланса сил» в Европе и установления российской гегемонии в Восточном Средиземноморье. Безвыходная ситуация, при которой христианские государства Западной Европы поддерживали существование крупнейшей исламской державы, притеснявшей христиан на Балканах, получила название «Восточного вопроса». Этот термин впервые был введен в оборот европейской дипломатии в 1822 году на Веронском конгрессе Священного Союза для характеристики ситуации, сложившейся на Балканах после Греческой революции .

В XIX веке царское правительство не было безучастным к национально-освободительному движению, захлестнувшему Балканы, начиная с 1820-х гг. По мнению исследователя Барбары Елавич, помощь балканским христианам воспринималась российскими императорами в качестве религиозного долга. Понятиям чести и долга придавалась особенная значимость в балканских связях. Царь должен был демонстрировать исключительно высокие идеалы правления не только в жизни; обещания монарха - всегда священны. Данный принцип присутствовал в переговорах и договорах. Цари неоднократно сталкивались с попранием святости договора со стороны Турецкой Империи, что, в таком случае, мотивировало Россию на самостоятельные активные действия в отношении балканских славян-христиан . «Честь побуждала российских правителей считать защиту договоров своим долгом, и эта позиция оказывала глубокое влияние на русскую политику» .

Восточный вопрос в преломлении взглядов писателей-славянофилов и византинистов Под славянофильством следует понимать направление в русской философии и социальной мысли, ориентированное на выявление самобытности России, ее типовых отличий от Запада. Преимущественное внимание в славянофильстве уделялось философии истории. Славянофилы активно противопоставляли Россию, как особую цивилизацию с особым историческим путем и миссией, бездуховному и тлетворному Западу, отказавшемуся, по их мнению, от христианства, как духовной основы правильного миросозерцания.

В целом, славянофильство было естественной реакцией некоторых, консервативно настроенных представителей русского общества на обмирщение в XVIII веке, на безусловное следование западноевропейским образцам в архитектуре, искусстве, музыке, и, разумеется, философии.

Существование славянофильства было неотделимо от деятельности идейных противников движения - западников13 . Большинство славянофильских трудов написано именно в пылу острейшей полемики с западниками.

Апрельское восстание в Болгарии 1876 г. и позиция Русской Православной Церкви накануне русско-турецкой войны

Сербско-турецкая война - военный конфликт, причины которого кроются в последствиях восстания в Боснии и Герцеговине 1875 - 1876 гг. Постоянная помощь боснийским и герцеговинским повстанцам в борьбе за свою независимость со стороны Сербии, уже 49 лет находившейся в статусе автономии, не могла не привести к логическому продолжению противостояния с уже ставшим ненавистным турецким государством. Руководивший Сербией князь Милан Обренович попытался договориться с лидером Черногории Николой Петровичем Негошем об объединении военных усилий для консолидированного удара по турецкой армии.

Стоит отметить, что в 1876 году Низам и Ихтиат вместе составляли 210000 солдат, Редиф составлял 192000 человек, мюстахфыз 300000296. Общая численность армии, составляла около 700000 человек . Общий срок службы турок составлял 20 лет: пехота низама на действительной службе 4 года, в бесрочном отпуске (ихтиат) - 2 года, затем 6 лет в редифе и 8 лет в мюстахфызе . Он объяснялся тем, что, согласно Корану, каждый мусульманин обязан с оружием в руках защищать свою веру299 (а не государство). В Турции действовала рекрутская система, и каждого мужчину в возрасте от 20 до 26 лет ждало вытягивание жребия; если же за все эти годы жребий не был ни разу вытянут на данного человека, его автоматически зачисляли в редиф. Ежегодный набор на службу составлял 37500 человек300. Христиане должны были вносить ежегодную подать - бедель, в виде откупа от военной службы . 76 проц. рекрутов давала Малоазийская часть Турции, 26 проц. - Европейская, причем в Боснийском корпусе служили, в том числе местные жители3 -исповедовавшие ислам бошняки.

По причине отсутствия в сербской армии толковых военачальников, сербское правительство предприняло меры для их изыскания в других славянских странах. В первую очередь, сербы надеялись именно на Россию.

В итоге, сербское войско возглавил генерал русской армии, Михаил Григорьевич Черняев. Именно в событиях 1875 года Черняев усмотрел начало полноценного процесса освобождения балканских славян от турецкого владычества. Черняев вступил в переписку с сербским правительством, в результате чего ему было предложено возглавить сербскую армию. После этого российское правительство предприняло максимум мер, чтобы не позволить генералу выехать за границу - несмотря на подогревания националистических движений на Балканах, Император был категорически против прямого участия офицеров в войне против Турции. За Черняевым вёлся надзор, и ему было отказано в выдаче загранпаспорта, однако друг генерала, Михаил Алексеевич Хлудов, был вхож в кабинет московского генерал-губернатора, в канцелярии которого в нарушение закона и был сделан загранпаспорт. Приказ о немедленном задержании Черняева на границе до пограничных постов вовремя не дошел, и уже в июне 1876 года генерал был в Белграде.

Русская Православная Церковь поддерживала т.н. добровольческое движение, организованное Славянским Комитетом для военной поддержки сербов в их противостоянии туркам.

Как следует из доклада ревизионной комиссии общему собранию Санкт-Петербургского отдела Славянского Благотворительного Общества о сборе пожертвований в пользу жертв восстания в Боснии и Герцеговине, конкретно из Петербурга, к 1 октября 1876 года было отправлено 869 человек, в том числе, 1 генерал, 403 офицера, 289 нижних чинов и 176 разночинцев .

Приём добровольцев начался 30 июня 1876 г. отправлением в Сербию на счет комиссии, славян, в первую очередь, нерусского происхождения , а затем, с августа, централизованно стали отправляться и русские.

Пособие добровольцам выдавалось: офицерам по 175 рублей, нижним чинам по 125 рублей каждому. Правда, с августа сумма была изменена. Офицерам увеличили пособие до 200 рублей, а нижним чинам, наоборот, снизили до 100 рублей .

Однако выданные деньги добровольцы тратили далеко не всегда по прямому назначению. Некоторые, получив на руки деньги, предавались разгулу и во время пути, и по прибытии на место, что «дало повод к недоброй молве вообще о добровольцах не только в России, но и заграницею» . Приводим выдержку из письма добровольца от 28 августа 1876 года, из Белграда к Алексею Порфирьевичу Иващенке: «Вот что скверно: многие из приехавших сюда русских волонтеров и офицеров положительно срамят русское общество; те гостиницы, в которых они останавливаются, превращаются чуть ли не в бардаки; пьянствуют и буянят самым глупым образом!» Данное обстоятельство, в итоге, привело к тому, что деньги воинам стали выдавать лишь по прибытии в сам Белград, а всю дорогу до Белграда они обязаны были провести под начальством опытных офицеров, которые строго следили за тем, чтобы добровольцы вели себя благопристойно.

Общая сумма расхода на пособия для русских добровольцев от Петербургского отдела, составила 160572 рубля, 75 копеек308.

Для экипирования добровольцев одеждой было заготовлено 1200 шинелей из пожертвованного сукна, куплено 100 шапок, 4500 шуб и полушубков, 6537 пар сапог, а также 100 медных чайников. Помимо этого, для добровольцев заготовлялось и белье из пожертвованного холста. Общие расходы Петербургского отдела на экипировку составили 42861 руб., 32 коп. . Для помощи Черногорскому народу Отдел Комитета собрал и направил О 1 Л 51324 рубля, 50 копеек . А помощь Сербскому Правительству, в виде займа, составила весьма внушительную сумму - 130000 рублей .

Представители военного духовенства России на фронтах войны

Русско-турецкая война 1877 - 1878 гг. выделяется на фоне других военных конфликтов, в которых участвовала Россия в XIX веке. Она отличается, в первую очередь, целями и задачами. Все остальные войны данного столетия диктовались исключительно интересами Российской Империи к приращению новых территорий либо же политикой оборонительной, осуществлявшейся в условиях нашествия врага на территорию непосредственно самой России.

Данная же война велась не только не на российской территории, но даже и не на территории сопредельного государства. По сути, Болгария была для нас дальним зарубежьем. И все же Россия вела эту войну с вполне определенной и, безусловно, благородной целью. Болгарский народ - братский славянский и, что самое главное в то время, православный - томился долгие столетия под гнетом Высокой Порты.

До этого помогавшая в обретении долгожданной независимости, скорее косвенно, чем прямо, восставшим боснийцам, герцеговинцам, черногорцам, а затем и болгарам в 1875 - 1876 гг. Российская Империя преследовала также и собственные внешнеполитические интересы и старалась с одной стороны не идти на поводу у т.н. «Европейского Концерта», а с другой стороны, тщательно искать союзников в Европе для создания военно-политической коалиции. По итогам Крымской войны 1853-1856 гг., позиции России в Европе серьезно пошатнулись. Согласно Парижскому трактату, подписанному 18 (30) марта 1856 года , Россия, пусть и с минимальными территориальными потерями, лишалась возможности иметь собственный флот на Черном и Азовском морях, а также была обязана срыть существующие крепости на побережьях.

Потеря флотского контроля над Черным и Азовским морями стала настоящим позором для Российской Империи и поводом для злорадства Англии, Франции и Османской Империи, которые теперь думали, считая себя победителями, что могут самую большую по площади в мире державу заставить испытывать не только осторожность и ощущение униженности, но именно позор.

Безусловно, главнейшей задачей российской дипломатии в 1856 - 1875 годах стала борьба за отмену ограничительных статей Парижского договора. Именно так считали не только высшие круги имперской дипломатии, но и, например, посол Российской Империи в Константинополе, опытный деятель Министерства Иностранных Дел, граф Н.П. Игнатьев . И именно этого удалось добиться в 1871 году в результате переговоров представителей Великих держав. Благодаря достигнутым договорённостям, Российская Империя возвращала себе право иметь флот на Чёрном и Азовском морях, и, в какой-то степени, вновь оказалась в равном положении с Европейскими державами. Новыми союзниками России стали Германская Империя во главе с Отто фон Бисмарком и Австро-Венгрия.

В середине 70-х годов XIX века на Балканском полуострове накопленные межэтнические и межрелигиозные противоречия, а также революционный опыт греков, киприотов и многих других наций, спровоцировали рост национально-освободительного движения среди югославянских народностей. Первым событием Восточного кризиса стало Боснийско-Герцеговинское восстание, вызванное, с одной стороны, налоговым гнетом , а, с другой стороны, максимально сжатой пружиной народного недовольства, копившегося долгие 500 лет турецкого гнёта. В 1876 году к борьбе против турок подключились черногорцы , вступив в неравное противостояние с врагом, а в том же году Сербия, формально независимая, но полная желания помочь своим угнетаемым единоплеменникам, проживающим на территориях, всё ещё подконтрольных Стамбулу, объявила войну турецкому султану. Вне всякого сомнения, Россия не могла безучастно смотреть на страдания родственных людей, как по крови, так в плане религиозной принадлежности абсолютному большинству населения Империи и всячески поддерживала освободительное движение, как морально, так и материально. Генерал Российской армии Черняев лично возглавил сербскую армию, которая, к сожалению, в войне потерпела полное поражение.

В том же году подняли свою голову болгары. Стихийно организованное, искусственно спровоцированное и разогретое циничными социалистами авантюристами , а также активно поддержанное русскими эмигрантами-революционерами491, Апрельское восстание в Болгарии потерпело настолько сокрушительное поражение, что сам факт незаконности поднятия восстания вскоре как-то потонул в том море крови, которое разлилось от Софии до Варны, От Русе до Адрианополя. Реакция на восстание была абсолютно неадекватна ему самому. Нерегулярные войска башибузуков, кажется, получили абсолютный карт-бланш на любые жестокости, прикрываясь