Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русская Православная церковь и государство 1917-1927 гг. (на материалах Западной Сибири) Коголь, Татьяна Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Коголь, Татьяна Николаевна. Русская Православная церковь и государство 1917-1927 гг. (на материалах Западной Сибири) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Томск, 1996.- 21 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы» Болезненный,псогиворечнвиа процесс роа-іешія посткоммунисгического социума настоятельно требует крнти-іеского лере.смыслеиия многих проблем становления и развития со-зетской государственности, В первую очередь 8Т0 ІШССіЄТЄЯ выяв-іения негативных моментов и анализа причин, их породиьш;іх>каа а зрактике самого государственного строительства, так и в практике этношений Советской власти с различными социальными институтами, з том числе и с религиозными организациями.

В отношении последних государство в настоящее время отказа-яось от политики конфронтации. Однако до сих пор на решенными остаются ряд таких проблем как: правовое равенство религий и факта-їескоа неравенство их социального статуса; какой должна быть мо-цель вероисповедной политики в современной России; каким долано Зыть государственное регулирование в религиозной ооласти и церковной деятельности и другие. Не менее слоеным остается и вопрос а том, какое место должна занять Ру екая Ираьославная Церковь /РПЦ/ в новом общественло-гооударетьенном устройстве, и какова должна быть ее роль в нравственном, духовном возрождении России?

Дать ответы на эти и другие вопросы невозможно не обращаясь К истории взаимоотношений Церкви и Российского государства, особенно в период, последовавший после революционных потрясений 1917 гчзда. Чрезвычайно важним станові- ся переосмысление места, роли и значения Православной Церкви в традиции отечественной культуры и государственности вообще и осмысление печального, зачастую трагического опыта * тношений. Церкви и советского государства в частности.

В даншм диссертационном исследовании предпринята попытка показать состояние РПЦ и раскрыть ее взаимоотношения р новоЗ властью в первое десятилетие существования советской государственности на территории Западной Сибири.

Дело в том, что на сегодняшний момент проблема церковно-государственных отношений в 20-е годы продолжает оставаться тем "белым пятном" в отачес'і >енной истории, гд больше всего умолчаний, тенденциозности и искажений. Актуальность ее научно-теоретического анализа вытекает так.„а из явной недостаточности освещения в историографии советского периода темы отношений Церкви и государства как в целом по стране, так и по отдельным ео регионам. Господствовавший в истории ьатоть до конца 80-х годов под-

ход был направлен на обоснование государственно-политического курса "решительной борьб» с гелигией". Поэтому деятельност-. Церкви рассматривалась крайне односторонне. В центре вн'/иачия бали вопросы негативного отношения духовенства к различным государст-венным актам, распоряжениям, направленны.! против верующих и сштой Православной Церкви. При этом действия государства в лице его властных исполнительных органов, осуществлявших религиозную политику, оставались вне поля критики. Русская Церковь была представлена как "реакционный", "антинародний" институт, а органи государственной власти получата исключительно положительную оценку.

Основная цель" диссертации; раскрыть характер и сущность взаимоотношений Русской Православной Церкви и советского государства на территории Западней Сибири в 1917 - 1927 годах.

Поставленная цель реализуется через решение конкретних задач-, -проанализировать состояние Церкви как социально-религиозного института накануне и в период февральской революции в рамках всей страны и ЗападнойСибири в частности;

рассмотреть политический курс РЩ во время становления советской государственности, проследить его эволюцию, вскрыть причины изменения церковио-пояитического.вектора п показать поиски общественно-политического самоопределения западно-сибирского духовенства в изменившихся исторических", реалиях;

обозначить, основные, проблемы гаутряцерковной жизни в первое десятилетие Советской власти как в;центральных-районах страны, так и на территории Западно-Сибирских епархий; ;'

выделить причины рощення- обновленческого движения, проследить его влияние на развитие церковно-государотвенных отношений и показать основные вехи.истории рбнавлё,няества в Западной Сибири;

определить круг конкретных государственных органов власти, которые формировали государственно-религиозную политику я-занимались ее практическим осуществлением .в. центре и на' местах, в -частности в Западно-Сибирском регионе;

показать методи, средства п формы работы' центральных и местных органов власти в процессе практического,осуществления политики государства в отношении Церкви ц религиозных организаций,

Б решения поставленных задач заключается таучипя новкзкч п и ценность диссертации. В плане т?акг'чческоГ; зичимо .дя выгоды я положения работы могут быть использованы при написании трудов по истории Сибири, при характеристике .рёлцгйозно-цсрковноЗ «и з ни ре-

гиона в первую очередь, в учебном процессе при подготовке курсов лекций по проблемам жизнедеятельности Русской Церкви в начале XX века.

Территориальные палки, исследования определятся границами Йападно-Сибирокого региона, в который нл сегодняшний день входят Томская, Окская, Тюменская, Новосибирская, Кемеровская области и Алта.іскіш край. В рассматриваемый автором период это территории трех епархий - Омской, Тобольской а Томской.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с 1917 года до конца 1927 года. Определение низшей границы исследования продиктовано с одной стороны, тем, что 1917 год явился поворотным годом не только для судеб России, но я Православной Церкви. Для нее это было время окончания двухсотлетнего синодального периода и начала процесса творческого Возрождения,виразившегоси в переустройстве всех сторон и сфер церковной жизни и быта. С другой стороны, приход к власти большевиков искусственно прервал магистральную ливню на выздоровление церковного организма а иткрыл новую страницу в истории РПЦ.

Не случайно вибрана и верхняя граница исследования. В 1927 году вихрит Декларация митрополита Сергия - документ, который провозгласил новий церковно-полпг.ічегкий курс и окончательно закрепил основана принципы отно.іон.:.1 ІІерквп и государства на все последующие десятилетия. Кроме того, к 1927 году структура государственных органов, занимавшихся практическим осуществлением государе 1'ьенно-церковноЛ политики была в основном сформирована. Система взаимоотношений Церкви с государством получила в целом заверь an:.! і ид.

Определяя, метол логические пр-,лпшпи. выступающие в качестве исходных для автора работы, отменим, что традиционные для марксизма плен о гом, что человеческое поведение и егчныше полностью детерминированы экономическими отношениями и классовой принадлежностью не акту льны в той системе категорий, которой оперирует т.'.Оі ортант.

В настоящее время не виз цвет сомнений факт, что любая научная теория нвляется естественно ограниченной. Невозможно создать единую теоретическую схему, способную охватить всю сложность исторического процесса. Выход из этой ситуции лежит в тем, чтобы опираться j историческом исследовании на широкий арсенал социальной мнели, используя различные направления и подходы.

Исследуя проблему взаимоотношений Русской Церкви и советскс-

го государства, автор прежде нсего рассматривал их в качестве общественных институтов, конкретних социальных «JiaKTOB истории. Исходя из того, что кажды.1 исторически!! факт непосредственно познаваем, он шел в габоте путем последовательного эмпирика, основывая спои выводы не на отвлеченных размышлениях, а на опыте, анализе и наблюдении. Используя конкретно-исторический, сравнительный методы и метод историзма автор стремился к наиболее объективному изложению событий и их оценке.

ИстогиоггаФия . В изучении истории Православной Церкви в условиях становления советского государства отечественная история прошла несколько этапов.

В 20-30-е годы шло складывание научно-методологических основ по проблемам религии и атеизма. Особое место занимали исследования, направленные на разоблачение фактов "контрреволюционной" деятельности РПЦ в период октябрьской революции и гражданской войны. Данилов С, Кандидов Б.П., Лукянин НЛД,1 и другие авторы отстаивали тезис о том, что Церковь принимала активное участие в Белом Движении и ей удалось создать внутренний фронт против Советов.

Освещая вопрос о позиции РПЦ в период борьбы с голодом 1921-1922 гг. и особенно в связи с изъятием церковных ценностей, Горев /Галкин/ М.В.» Лукин А.В. и другие уделяли выманив сопротивлению духовенства изъятию ценностей. Это рассматривалось как нежелание содействовать борьбе с голодом и давало основание оправдывать репрессии государства против Церкви, :'

В 1922 году внутри РПЦ произошел обновленческий раскол. Но т работах указанного периода не последовало глубокого анализа причин роэдения обновленчества3,

В Сибири исследования по проблемам отношений1 Церкви и государства в 20-е гг. появились позже. Работы Войкова и., Окладни-

' Данилов С, Черное воинство.М.,1918} Кандидов Б.П. Церковь и контрразведка.Ы.,1930; Лукинин Н.М. Революция и Церковь.М., 1923 п др.

2. Горев М.В. Голод п церковное богптство.М.,1922; Лукин А. О делах тихоновских.М.,1922 и др.

3* См.: Введенский.Л.В. Церковь Патриарха Тихона.М.,1923; Титлинов Б.В. Церковь во вреда революции.М.;Пг.,1923; ізрихи-чев И.П. Патриарх Тихон п его Цепко вьЛЛ.,19

кова А.П.1 и других, освещая атеистическое движение в крів, показывали сибирское духовенство как противника социалистического строительства. Вшиедшие в 30-е гг. публикации Дубровского К.В., Кандидова Б.П., Якушкина Е. показывали вооруженную борьбу священников Сибири против новой власти на стороне водск А.Б.Колчака.

Новый период в изучении отношений Церкви и государства начался с утверждением в стране тоталитарного г.ежима, что определило обьем, тематическую заданноать и научный уровень работ 30-х-се-редины 50-х гг. Так, антирелигиозные сборники статей3, содержа фальсифицированные ({акты "морального разложения" духовенства, были направлеїш на формирование "коммунистической личности". Публикации учение-историков Беляева В., Юрина А. , отражая узкополитическую направленность, доказывали, что "реакционная" сущность Церкви сохраняется и после свержения капитализма.

Литература указанного периода руководствовалась преяде всего соображениями идеологического характера. В изучении вопросов отношений государства и Церкви как в центре, так и в отдельных регионах, она не внесла ничего нового по сравнению с предшествующим временем.

"Огс^пелъ" конца 50-х-начала 60-х гг. привела к расширению масштабов работг касавшихся государственно-религиозной проблематики. Однако взгляд на историческую науку как оружие идеологии определил то, что исслздования 60-х-о*редшш 80-х гг. ос7авались по содержанию антирелигиозными и пнтицерковными. Куроедов В.А., Плаксин Ю.Р. и другие авторы продолжали следовать в русле прежней тематической традиции, уделяя большое внимание деятельности РПЦ в а..,-иод революции, гражданской во;!ни, строительства "основ" социализма.

' Боїков И. В атак/ на религию. Новосибирск.1923; Окладников А.П. Антирелигиозная пропаганда в деревне // Антирелигиоэгик.-192d.r# 4 и др.

2* Дуб.,овскиа К.В. В царстве нагайки и виселицы.М.;Л.,1919; Кандидов Б.fl. Японск.-ія интервенция в Сибири.М., 1933; Якушин Е. Церковь и борьба о пролетарской революцией в Восточной Сибири /1917-1918/ // Будущая С.:оирь.-1932.-й 4-6 и др.

. Разоблачать церковных мракобесов. Новосибирск,1939 и др.

4# Беляев В. Против контрреволюционной деятельности цэрков-ников.Л.»1"30; Юрин А. Под маской религии. М.,1939 и др.

5* Куроедов В.А. Религия и Церковь в советском государстве. М.,1981; Плаксин СР. Крах церковной контрреволюции /1917-1923/. М.,1968 и др.

В конце 60-х-начале 70-х гг. вн^вь поднимается проблема обновленческого гяскола в истории ГПЦ. Гордиенкп Н.О., Шишкин А.'.., Шейман М.М. попитались критически проанализировать идеологию и политическую практику оЯнпнлончев. Но в их работах не последовало серьезного рассмотрения причин краха "церковной реформации", роли государства в возникновении раскола.

Появились в ятот период и публикации, освещавшие вопросы "церковной контрреволюции" в Сибири и на Дальнем Востоке . Особо хотелось бы отметить труды И.Д.Рйнгорпа . Несмотря на то, что они естественным образом отражают общепринятые подходы к рассмотрению позиция ИТЦ. ее отношения с Советами, в них автор впервые вводит богатый фактический материал, характеризующий деятельность енбис-кой Церкви в 20-ЗО-е года. Через призму организации атеистической работы в регионе последняя также' рассматривалась в статьях Боженко Л.И., Вої'цеховской О.Б. и других сибирских историков.

Одна из первых попыток переосмыслить отношения Церкви и Советской власти, места, роли и значения селпгии в'кизни социума была гфедпринята в сборнике статей "На пути к свободе совестя" . Логическим его продолжением стал сборник статей "Религия и демократия, в историческом разделе которого затронуты узловые проблеми судьбы РЯД в гтем веке.

Внимание исследователей наших дней привлекает жизнь и деятельность Патриарха Тихона , а также фигуры других видных иерархов 20-х годов . Авторы не только возвращают истории неоправданно за-

^Гордиенко Н.С.Эволюция русского Православия /20-80-е годы XX столетия/.М.,1984; Шишкин А.к.Сущность и критическая опенка об-нс ленческого раскола Русской Православной Церкви.Казань,1970; Шейман М.И.Обновленческое движение в Русской Православной Церкви после Октября//Вопросы научного атеизма.-Вип.2.-М.г1966.

2* Флеров В.С.Контрреволюционная роль церковников и сектантов на Дальнем Востоке в 1918-1923 гг.//Уч. зап. ТГУ.-ТГУ,1953.-й 37; Шильдяшов H.M.Fsranw в Сибири и атеистическое воспитание .Новосибирск,1982 и др.

3' Эингорн И.Д.Очаркл истории религиии и атеизма в Сибири /1917-1937 гг./. Томск,1982 п др.

4* Бокекко Л.И.Лктителпгпоэиая пропаганда в Сибири в начала ЮПа//По этапам развития атеизма в СССР .Л. ,1967; ВоЯцеховская О.Б. Из истории партийного руководства научно-атеистической пропагак-

зап» Иркутского ун-та.-

Из истории партийного руководства научно дой в Восточной Сибири /1928-1930/ //Уч. Вып.37,-Иркутск,1969 и др.

5* На пути к свободе сокэстя,Ц.,1989.

6* Религия и демократия. П.,1993.

Вострышв М.Великай stciarmut гчрі!//ОлоЕО.-»1Р80.-"?-2ї Одинцов М. Жребий ппстыря//Наука л религня.-1Р<.>Э.~?Я,4,Ь,б и др.

бытые имена, но делают ее живой и персонифицированной . Вновь, но

с иных позиций, поднята и проблема обновленческого раскола, его

о места и роли в истории Церкви . Впервие к оценке, рассмотрению

причин принятия митрополитом Сергием Декларации 1927 года обращаются в своих статьях Полищук Е.г Васильева О.Ю. Слоаныв и запутанные вопроси церковной лизни 20-х годов, причини массовых закритий монастырей и церквей,, репрессий против духовенства разбирает в своей работе "Иллюзии и догмы" В.А.Алексеев . Большой интерес в плане публикации широкого круга документов по истории РПЦ в 20-30-е годы представляет книга Л.Регельсона5.

Число публикаций, касающихся истории отношений Церкви и государства в центре страны, велико, р знообразен их характер. Значительно меньше внимания уделяется "церковной периферии" - Сибири, Дальнему Востоку, Югу страны. На сегодняшний момент антересущеыу автора Западно-Сибирскому региону посвяшена статья Н.М.Дмитриенко . в которой рассмотрен судебный процесс над духовенством г.Томска в период изъятия церковных ценностей, и диссертация И.Л.Белоглазо-ва . Объектом внимания последнего стали проблемы государственного регулирования деятельности алтайской церкви в начале 20-хгодов.

Пристальное внимание к история РПЦ з советский период проявляют также церковные историки. Пс атка ее систематического изло-язная с официальной оценкой Патриархии была предпринята в книге "Русская Православная Церковь. 988-1988 . Более подробно основные вехи церковной истории начала XX века с привлечением богатого документального материала освещаются в учебнике протоиерея В.Цц-

'* Рудко М.Святитель Илларион, архиепископ Верейский//Правос-лавнал беседа.-1992.->6; Святитель Кирилл, митрополит Казанский я Свйяжский//Православная беседа.-1992.-#4-5 и др.

2* Брушлинская 0. Остался нераскаянным/УНаука и религия.-1988.-J86; Востршев И. ^впу"//СЛово.-1991 .-»12 и др.

3* Полищук Е.Патриарх Сергий и его Декларацяя//Вестник РХД.-Пария,1991.-№і61: Васильева О.Ю.Русская Православная Церковь в 1927-1943 годах//Вопросц истории.-1994.-№ї а др.

* Алексеев В.А. Иллюзии и догмы.М. ,1991.

^' Регельеон Л. Трагедия Русской Церква.1917-1945. Парна, 1977.

Дмитрианко Н.М."Дело томских церковников".1922.//Социально-политическое развитие Ся-йри /Х1Х-ХХ вв./.Томск,1993.

Бечоглазов М.Л.Взаимоотношенил органов государственной власти и Православной Церкви на Алтае /октябрь191?-19^2/.Томск, 1992.

3* Русская Православная Церковь.988-1988.М.:Московская Натри; рхия, 1988.

пина . Несомненный интерес представляет также ряд работ, опубликованных на страницах "Журнала Московской Патриархии". Утмянем статьи иеромонаха Дамаскика /Орловского/, архиепископа Рижского и Латвийского Иоанна, Г.М.Чельцова, А.В.Мастерова, Л.ПЛельцовой и других.

В целом работы церковных историков носят нарративный характер, в переоценке многих моментов церковной истории они придерживаются сдержанной позиции и делают умеренные выводы.

Проблема взаимоотношений Православной Церкви и советского го-сударстна вызывала постоянный пристальный интерес у исследователей русского зарубежья. Тематика их работ разнопланова. Одни из них посвящены выяснению причин столкновения РГЩ с новой властью , другие вскрывают конкретные факты гонений на Церковь в 20-ЗО-е годы , третьи содержат ценный биографический материал о церковных иерархах первого десятилетия Советской власти . Значительное внимание уделено и анализу проблем внутрицерковной жизни - Карловац-кому расколу. Декларации митрополита Сергия, обновленчеству . В.

отношении последнего особый интерес представляют исследования В.Щаврова, А.Левитина6 и А.Краснова-Левитина

Резюмируя обзор работ по теме диссертации, подчеркнем, что в советский период рассмотрение проблем взаимоотношений РПЦ и советского государства в 20-е годы как в центрь,' так и по отдельным регионам страны, определялось политико-идеологическими установками партии в области религии, в результате чего научно-критическое

1 * Цыпин В.,протоиерей.История Русской Православной Церкви.
1917-1990.М.,1994. ' ;

„ . ,?* Бердяев Н. Христианство и-классовая борьба.Пария,1953;.,

Ш? И8С . /

3" Боголопов А.Церковь под властью коммунЕзма.Мвгосен,1958} Рар Г. Плененная Церковь.Фрапфурт,1954 в др.

4 Польский U..протоиерей.Повыв меченникя московские»Джор-данвалль,1941.Т.1-2 и др.

5* Стратонов И.Кризис церковной смуты в России и дальнейшие ее рост за рубежом//Путь.-Париж,1928.-№1,14,15,17; Струве Н.Со-

ловецкие епископы и Декларация митрополита Сергия 192? г.//Вест ник РХД.-Пария,1988.-.№152 и др.

6* Ійавров Б.. Левитин А. Очерк истории русской церковной смуты. Люцерн, 1977. Т.1-3.

7* Краснов-Левитин А. Лихие годы. 1925-1941.Пария.1977.

осмысление приносилось в жертву интересам атеистического государства. С другой стороны, существование большого количества публикаций последних лет, трудов зарубежных историков по ооозначенной проблеме не способно исчерпать всего ее многообразия. 2то дает розможносхь в данной диссертации остановиться па некоторых важных аспектах, касающихся истории Церкви в Западно-Сибирском регионе в 20-е годы.

Источникоьая база. В работе использован комплекс опубликованных инструкций, циркуляров, актов, постановлений, регулирующих в законодательном порядке деятельность религиозных организаций, в том числе и Русской Православной Церкви.

Большое значение для оценки позиций политического руководства страны по проблеме религии и Церкви имели резолюции и решения Коммунистической партии и Советского правительства, а также выступления видных деятелей партии и советского государства.

Серьезную помощь в изучении темы диссертации оказала периодическая печать как цен гральная, так и местная: областные, окружные, городские и районные газеты.

Принципиальное значение для разработки проблемы имели источники церковного характера: Постановления и определения Всероссийского Поместного Собора 1917-191С гг.; центральная церковная печать, издаваемая Синодом; местная церковная периодика в виде "Епархиальных ведомостей"; опубликованные материалы местных церковных соборов, епархиальных съездов; ряд брошюр, которые были написаны церковниками Сибира и людьми близкими к Церква в период революции и гражданской войны.

Важную роль при написании работы сыграли мемуары священнослужителей и иерархов Церкви 20-х годов. Субьективизм воспоминаний закономерен, но именно он, сохраняя сопричастность к произошедшему, дает возможность восстановить историчеок '.е реалии во всем спектре их эмовдонально-пеихол гаческих характеристик.

Уникальным источником для автора диссертации явился сборник церковных документов, составленный М.Е.Гуоониннм: "Акты святейшего Патрпарха .Тихона и позднейшие документы о преемстве Высшей Церковкой Власти. 1917-1943"1.

В работе над темой были привлечены также материали, хранящиеся в коллекциях частных архивов: письма иерархов Церкви друг к другу, постановления, послания, обращения Высшей Церковной Влао-

Акты святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документа о "реемстве Высшей Церковной Власти.19*7-1943.Н.,1994.

ти к духовенству, верующим, различном правительственным органам. К этой группе источников относятся и документы из отечественных архивов, которые были засекречены и увидели свет только сегодня в журнальных подборках и отдельных брошдрах.

Основними источниками для диссертационной работы стали неопубликованные материалы из фондов Российского Центра Хранения и Использования Документов Новейшей истории /РЦХИДЩ/. Государственного Архива Российской Федерации /ГАРФ/. Ценные документы содержат государственные архивы Новосибирской /ГАНО/, Томской /ГАТО/ областей и города Тобольска /ТФ ГАТО/.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка использованных источников и литературы.