Введение к работе
Переходные периоды в культуре определяют качественные изменения в ее развитии. Именно этим в первую очередь обусловливается их значимость. Сожные, запутанные, наполненные противоречиями и парадоксами, а потому и самые привлекательные, - они и самые слабо изученные. Переход от Средневековья к Новому времени в русской культуре постоянно притягивает к себе внимание исследователей, открывающих архивные данные, ставящих новые вопросы, изучающих те или иные стороны этого многогранного процесса. Однако крайне редко предпринимаются попытки охватить весь процесс в целом, осмыслить и объяснить его противоречия, вскрыть сущность "перехода" и воссоздать цельную картину переломной эпохи. Это возможно лишь при четко обоснованном подходе, определяющем методическую основу и структуру исследования, позволяющем вскрыть сам механизм происходящих перемен, учесть всю совокупность источников в их историко-культурном
единстве. . ...-і,; .,:.''.
Актуальность исследования.
На сегодняшний день в российской науке накоплен огромный конкретный материал по русской культуры XVII - первой трети XVIII вв. Обилие и противоречивость этого материала были весьма ощутимым препятствием при попытках осмысления переходного периода от Средневековья к Новому времени. Данная работа - давно назревший и много лет подготавливаемый автором труд по обобщению накопленных фактических данных, рассмотренных с позиций антропологического восприятия культуры.
Выбор такого подхода к изучению переходного периода в русской культуре от Средневековья к Новому времени был продиктован стремлением использовать новейшие достижения теории культуры при анализе конкретного исторического материала. Новые подходы к изучению культуры - цивилизациошшй, ценностный, деятельностный, герменевтический, семиотический, игровой и другие - позволяют раскрыть различные стороны историко-культурного процесса. Предлагаемая работа - одно из первых
исследований, опирающихся на разрабатыаемый автором философско-антропологический подход, дающем возможность аккумулировать последние достижения отечественных и зарубежных историков культуры. При такой постановке вопроса стержнем всего происходящего в культуре становится человек.
Цели и задачи исследования.
В работе преследуется цель с наибольшей полнотой вскрыть сущность переходного процесса в русской культуре от Средневековья к Новому времени. Для достижения этой цел были поставлены задачи, важнейшими из которых являются следующие:
-
Вскрыть аккумулирующие возможности фшюсофско-ангропологического подхода при анализе истории культуры.
-
Определить структурные компоненты предлагаемого подхода.
-
Разработать типологию и наметить основные вехи развития культуры с философско-антропологической точки зрения.
-
Определить хронологические границы и этапы переходного процесса от Средневековья к Новому времени в русской культуре.
-
Выявить характерные черты складывающегося в XVII - первой трети XVIII вв. "личностного" типа культуры и закономерности культурного движения, вступившего в фазу динамичного открытого антропоцентрического развития.
-
Проследить отражение культуры "личностного" типа в русской мысли, литературе архитектуре, искусстве, музыке, быту.
-
Воссоздать образ "нового человека", представляющий разные социо-культурные группы (служилый человек, купец, зодчий, художник, стихотворец, ученый).
Объект и предмет исследования.
Объект исследования представляет комплекс выявленных на сегодняшний день исторических источников, отражающих все стороны культурного процесса в России XVII -первой трети XVIII вв. Обилие фактического материала позволяет с наибольшей полнотой воссоздать общую картину перехода. Охват столь широкого круга источников обеспечивается большой предварительной работой историков, литературоведов,
искусствоведов, музыковедов и других специалистов, подготовивших чрезвычайно широкую источниковую базу.
Предмет исследования определяется местом человека в историко-культурном процессе в России XVII - первой трети XVIII века, его ролью в формировании культуры Нового времени и тех новых качеств, которые проявились в нем самом.
Научная новизна и метод исследования.
Впервые разработан особый - "философско-ангропологический" - подход к историко-культурным исследованиям, сквозь призму которого анализируются изменения, происходившие в социальной, политической, экономической и других сферах. Данный подход позволил воссоздать общую картину перехода русской культуры от Средневековья к Новому времени как бы "изнутри" - через восприятие людей того времени, их оценки происходящего, идеи, рассуждения, эмоциональные переживания и т.п. До настоящего времени к анализу еще не привлекался столь широкий крут источников, многие из которых вводятся в научный оборот впервые (в их числе ряд сочинений философского характера - "Сказание о человеческом естестве", "Толкование нужнейших вещей" и др.; памятники ораторского искусства - "Орации" Симеона Адамовича; поэтические произведения - похвальная анаграмма Петру I Иосифа Туробойского; авторские предисловия к отечественной и переводной литературе; стихотворная биография Петра Великого анонимного автора и др.).
Практическая значимость работы.
Результаты исследования могут быть использованы в обобщающих трудах по истории русской культуры, в курсах лекций по культурологии, истории мировой и русской культуры, читаемых в высших и средних учебных заведениях. Введенные в научный оборот новые архивные данные позволят музейным работникам уточнить и расширить экспозиции, посвященные истории русской культуры.
Апробация.
Основные положения диссертации были опубликованы в монографии, получившей
издательский грант РГНФ (23 а.л.), а также нашли отражение в ряде коллективных монографий и статей. Теоретические и конкретно-исторические результаты исследования прозвучали в выступлениях на всероссийских и международных научных конференциях, заседаниях "Круглых столов", всемирных конгрессах: в 1986 в Институте философии АН СССР, в 1992 г. в Институте российской истории РАН, в 1994 г. в Институте славяноведения РАН и МГУ, в 1995 и 1997 гг. в Музее им. Андрея Рублева, в 1996 г. в Институте мировой литературы РАН, в 1998 г. на XII Международном съезде славистов в Кракове, в 1999 г. на III Конгрессе антропологов и этнографов России. Апробация осуществлялась также при обсуждении трех докладов но теме в "Обществе исследователей древней Руси".
Структура работы.
Монография имеет Введение, четыре главы и Заключение.