Введение к работе
Актуальность исследования. Для истории России монгольское завоевание является одним из самых драматических и значительных событий. Разгром русских земель войсками Батыя был лишь началом длительного и тяжкого периода господства завоевателей. К настоящему времени история монгольского властвования на Руси довольно хорошо изучена. Имеется значительная научная литература, посвященная выяснению характера взаимоотношений русских князей с монгольскими правителями, международному положению русских княжеств, политической борьбе, в Северо-Восточной Руси во второй пол. Х111 - Х1У" вв. Но изучение большинства проблем будет не полным, если не обращать внимания на участие в социально-политических, экономических и др. процессах церковной организации, являвшейся важнейшей частью средневекового русского общества. Благодаря усилиям многих историков стало возможным представить общую эволюцию русской церкзи как государственного института, определить важнейшие моменты ее политической истории в домонгольский и послемонгольский периоды. Но положение церкви во время владычества над Русью воинственных кочевников, ее взаимоотношения с монгольскими ханами остаются до сих пор малоизученными и представляют собой существенные пробелы среди других вопросов русской истории в период ордынского ига. Не выясненными предстают многие конкретные аспекты проблемы, к тому же, существуют разные точки зрения на исследуемые вопросы в дореволюционной историографии и историографии советского времени, что создает сложности для верной трактовки событий. Поэтому в настоящее, время, когда значительно возрос интерес историков и общественности к религиозным структурам и их значению для отечественной культуры и государственности, возникла настоятельная необходимость специального исследования церковно-ордынских отношений.
Цель и задачи исследования. Основная цель настоящей диссертации заключается в том, чтобы на основе материалов комплексно привлеченных первоисточников и исторической литературы выяснить роль' православной церкви в сложный период иноземного господства, более отчетливо определить ее место в системе русско-ордынских отношений,.
Для достижения поставленной цели в работе предусмотрено решить следующие задачи:
1. Изучить эволюцию монгольской политики в отношении русской церкви и ее основное содержание на разных этапах.
-
Определить объем привилегий, предоставленных русскому духовенству пожалованиями монгольских ханов, и вызванные этим изменения в положении церкви.
-
Проследить становление и развитие конкретных церковно-ор-дынских связей с учетом изменений в государственном управлении з идеологической жизни Золотой Орда,.экономических и политико-административных процессов в русских княжествах, а также реформ в самой церкви.
4. Рассмотреть политические позиции церкви по отношению к монголам и их соотношение с внешнеполитическими задачами русского государства.
Следует отметить, что в диссертации не рассматривается в полном масштабе положение церкви в Х111 - Х1У вв., поскольку оно определялось не только политикой завоевателей, но и отношением к духовной организации князей, и действующим законодательством на Руси. Не ставится также специальной задачи исследовать церковно-светские отношения в указанное время. Эти проблемы затрагиваются в тех аспектах, которые необходимы для полного понимания контактов церкви и монгольской власти..
Хронологические вамки исследования охватывают период от создания золотоордынского государства и установления вассальных отношений русских князей до семидесятых годов Х1У в., времени начавшегося распада Золотой Орды и открытой национально-освободительной борьбы русского народа во главе с московским князем. Именно
3 это время, когда в силу состояния золотоордынского государства
стала возможной активная борьба против монгольского господства,
церковь освящала и всячески поддерживала такую борьбу, Церковно-
-ордынские связи практически прекратились, а немногочисленные кон
такты не имели уже самостоятельного значения. Церковь стабильно
следовала в русле ордынской политики московского князя. Что каса
ется золотоордынских ханов, то они не могли вести прежнюю полити
ку как в отношении Руси,в целом, так и в отношении церкви. Дея
тельность ханов по конфессиональным вопросам после 70-х гг. Х1У в.
была бледным повтором политики могучих предшественников, не имев
шем, впрочем, ощутимых результатов.
Методологической основой диссертации является диалектико-ма-териалистическая концепция истории общества и вытекающий из нее главный принцип научных исследований - историзм, понимание исто-
4 '
рического источника, как отражение реальной действительности и его социальной обусловленности.
Методика исследования определяется задачами комплексного изучения церковно-ордынских взаимоотношений.Намеченный круг вопросов рассматривается в совокупности со всеми имеющимися и порой противоречивыми фактами и тенденциями. Сочетание "формального" и "идеологического" анализа комплексно привлеченных первоисточников исследуемого периода, отделение существенных и типичных явлений от случайных и второстепенных, а так же применение сравнительно-исторического метода являются основополагающими в данной работе.
Научна? новизна исследования. Диссертация посвящена разработке темы мало изученной в отечественной исторической науке, и остающейся до сих пор одной из дискуссионных. В зарубежной историографии данная тема также не становилась предметом специального изучения. В реферируемой диссертации впервые на основе возможного максимально полного привлечения источников рассматривается конкретный ход взаимоотношений русской церкви с монгольскими властями, определяется степень влияния монгольских пожалований на положение духовенства в структуре русского общества, прослеживается эволюция конфессиональной политики золотоордынских ханов, и выявляется ее содержание на каждом из этапов. Полученные новые вызоды позволяют не только заполнить имеющиеся лакуны в изучении истории русской церкви и золотоордынского государства, но и опровергнуть некоторые ошибочные представления предшествующей историографии. Новые наблюдения содержатся также и в исследовании процесса участия церкви и православного духовенства во 'внешнеполитической программе русского государства в период монгольского господства. Кроме того, рассмотрение проблем в работе тесно связано с широким комплексом вопросов истории как России, так и Золотой Орды.
Практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы при дальнейшем изучении отечественной истории Х111 - Х1У вв., проблем церковной истории и золотоордынского государства, при написании учебных пособий и научно-популярных работ, в учебном процессе - при чтении соответствующих разделов курсов лекций по истории России, спецкурсов и спецсеминаров по истории русской церкви и истории Золотой Орды.
Апробация работы: диссертация обсуждалась на заседаниях центра "История народов России и межнациональных отношений" Института
российской истории РАН, основные положения работы отражены в научных публикациях автора. По материалам исследования сделаны также доклады и сообщения на чтениях памяти члена-корреспондента АН СССР С.И.Архангельского, проходивших в Нижегородском педагогическом институте им. М.Горького в 1990, 1991, 1992 гг.; на международной научной конференции "Культура, искусство татарского народа: истоки, традиции и взаимосвязи" в Институте языка, литературы и истории Казанского научного центра АН СССР в мае 1991 года /доклад,получил оценку в печати V; на международной научно--практической конференции "Россия и Восток: проблемы взаимодействия" в Институте востоковедения РАН в декабре 1992 г.
Структура диссертации определялась целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний, библиографического списка источников и литературы, а также приложений, где даны составленные автором хронологические таблицы русских митрополитов, сарайских епископов и золотоордынских ханов.