Введение к работе
Актуальность темы исследования определяется не только необходимостью изучения сектантских движений, но и обусловлена рядом других обстоятельств. В конце каждого столетия резко активизируются апокалипсические идеи. Конец XX века - это и переход в другое тысячелетие, всегда воспринимающийся как завершение «тысячелетнего царства Христа», и преддверие окончания земной истории. На этом фоне возникает большое число религиозных сект, манипулирующих общественным сознанием. Парадоксально, но параллельно с общественным прогрессом существует отставание в эволюции человеческой ментальності!. Апокалипсические страхи преследуют современное человечество. В этой связи особую значимость приобретают исследования религиозного сектантства для современной России. Традиционные российские конфессии ещё не компенсировали последствия антирелигиозных гонений и не имеют достаточных сил для самостоятельной борьбы с религиозными <(иновлияниями».В настоящее время Государственная Дума Российской Федерации пытается остановить проникновешіе в страну тоталитарного сектантства.1 Однако в Россші это явлеігае укоренилось и для деятельной борьбы необходимо тщательное его изучение.
Объектом исследования является религиозное сектантство в 1619 - 1700 гг. на территории Верхнего Поволжья и еретическое учение старца Капитона Даниловского, как духовное ядро этого движения.
Предметом исследования являются духовные истоки процесса возникновения, развития, дробления сект, выделившихся из русской православной церкви и ставших ересями.
Хронологические рамки исследования определены 1619 - 1700 гг. Это время так называемых «Романовских патриархов»2. В 1619 году возвращается из Польского плена патриарх Филарет, отец первого царя новой русской династии - Михаила Романова. Наследующие Филарету пост предстоятеля русского православия,
1 Мы имеем ввиду принятие Закона « о религиозных
объединениях».
2 Русское православие: Вехи истории. М. 1989. Россия под скипетром
Романовых: 1613-1913 гг. М. 1991
«Романовские патриархи» стремились к восстановлению его авторитета в политическом «дуэте» светской и церковной власти. Их политический курс, с небольшими вариациями, сводился к следованию линии Фішарета. Исключением является лишь правление второго «великого Романовского патриарха» Никона. Вознесённый на гребне борьбы за чистоту православия, Никон, остро чувствуя момент политического заката церкви, начинает открытый конфликт с крепнущей светской властью. После нейтрализации Никона, стремясь ликвидировать последнее препятствие на пути к единовластию, правительство вплотную занялось экономическим потенциалом церкви. В 1700г. после кончины последнего патриарха династии Романовых Адриана, начинается коренная реформа церкви, окончившаяся отменой института патриаршества и превращением РПЦ в часть государственного аппарата. Избранные хронологические рамки исследования отражают основные этапы развития религиозного сектантства в Верхнем Поволжье. "
В основе выбора территориальных рамок исследования находится признанная в отечественной исторической науке концепция регионов, согласно которой выделяются природно-географические, экономические и историко-культурные особенности больших территорий. К числу таких образований относится Верхнее Поволжье - разнообразный по характеру природных условий, хозяйственных связей и культурных традиций регион, но, вместе с тем, обладающий явным географическим, экономическим, религиозным и культурным единством. Территориально диссертация охватывает Владимирский, Гороховецкий, Костромской, Кинешемский, Суздальский, Шуйский и Ярославский уезды.3 История Верхнє - Волжского региона позволяет проследить процесс проникновения в «вотчину» русского православия чуждых религиозных течений и возрождения здесь целого ряда раннесредневековых ересей. В этом отношении опыт Верхне-Волжского региона может быть полезен с точки зрения изучения общероссийских тенденций. Наблюдения, полученные при изучении религиозного сектантства на территории Верхне- Волжского региона, представляют в этой связи интерес при создании общерусской истории церковного раскола. Кроме того, Верхнее Поволжье - регион, в
Владимирская, Ивановская, Костромская и Ярославская области.
котором проходил распад общин «Капитонов», выделение из них новых сект и толков.
Историография проблемы.
Первым этапом в изучении русского раскола принято считать период с конца ХУ11 по ХУ111вв, Особенностью его является стилистическая близость первых сочинений к памятникам «полемической литературы». Традицию православного взгляда на раскол в этот период развивают патриарх Иоаким, Димитрий Ростовский, Симеон Полоцкий, святитель Питирим и Феофилакт Лопатинский.
Старообрядческую традицию представляет С. Денисов4, а также целый ряд других авторов, продолжателей «Пустозерских страдальцев», по-прежнему в большинстве анонимных.5 Именно на этом этапе изучения раскола были сделаны первые шаги по его осмыслению. Авторами - полемистами было сформировано представление о расколе, как о любом отклонешга от «официальной церкви» и одновременно положено начало точке зрения на раскол, как на «единое учение». Попытки старообрядцев разделить раскол на «сектантский» и «староверческий» не привели к успеху. Ограниченность подобного подхода проявилась в отрицании сектантских течений в расколе. На рубеже ХУП-ХУІНвв. И.Т. Посошков, анализируя современное состояние русской церкви, уделяет внимание её духовным оппонентам, в том числе и представителям раннего сектантства.6 В 1691 г. инок Ефросин создаёт обличительное сочинение против самоубийств в староверии7. Помимо догматической стороны вопроса автором были добротно рассмотрены и так называемые не канонические, то есть не староверческие образования бытовавшие в расколе на момент создания памфлета. В
Денисов С. Виноград Российский или описание пострадавших в России за древлецерковное благочестие.М.190б. s Дружинин В.Г. Писания русских старообрядцев.Спб. 1912. Любопытный П. (Светозаров П.Л.) Каталог или библиотека староверческой церквиЛОИДР. 1863.
6 Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве.М. 1951.
7 Ефросин. Отразительное писание о новоизобретённом пути
самоубийственных смертей -ПДП.Спб.1895.
целом уже на первом этапе изучения раскола оформились основные точки зрения на Капитона и его учение.
Вторым этапом изучения раскола является период с XIX века по
1917 год. Это был чрезвычайно важный период для развития русской
исторической мысли. В целом для этого периода характерно
окончательное формирование официальной доктрины церкви на
раскол, всплеск публикаций материалов по расколу, выход первых
научных исследований, посвященных истории раскола, ожітление
«провинциальной историографии», становление историографии
сектантства. Именно в этот период объектом пристального внимания
становится учение Капитона Даниловского. Епископ Макарий
рассматривал Капитона как основателя «беспоповщины» в расколе.8
Следуя за Макарием, такой же точки зрения придерживались М. Я.
Диев и А.А.Титов.9 А.П.Щапов рассматривал Капитона как «предтечу»
раскольников. Однако деятельность Капитона не привлекла его
внимания. Она стала предметом изучения в трудах таких авторов как
СВ. Максимов, ПССмирнов, С. Романовский, Л. Грандилевскіш и
С.Введенский,10 однако их оценки отличались некоторой
поверхностностью. СМ. Соловьёв считал Капитона представителем
еп. Макарий. История русского раскола известного под именем старообрядчества.Спб. 1889.
9 Диев М.Я. Капитон-расколоучитель ХУ11 века в Ярославской и Костромской губерниях - ЯГВ 1890 № 12. Часть неофициальная., отдел З.с.З. Титов А.А. Город Любим и упраздненные обители в Любимском уезде.М.1890. Он же. Калясниковский синодик.М.1895. Он же. Дьякон Александр- расколоучитель дьяконовского толка в лесах Керженских - ЯГВ 1890 №14.,часть неофициальная.,отдел З.с.4.
10Максимов СВ. Рассказы по истории старообрядчества.Спб. 1861. Смирнов П.С История русского старообрядчества.Спб. 1895. Романовский С. Состояние раскола и сектантства в Костромской епархии - КЕВ.1904.М»6. Грандилевский Л. Противоцерковное раскольническое движение в Костроме -КЕВ . 1904.№16 . Введенский С. Костромской протопоп Даниил -Богословский Вестник 1913.ТЛ.апрель. с.854.
движения «боголюбцев», прослывшим святым ещё при жизни . В
1855 г. публикуется полемическое сочинение митрополита Сибирского
и Тобольского Игнатия против Сибирских еретиков, ранее известное в
отрывках.12 Игнатий, по всей вероятности, использовал прежде не
известные материалы по раннему периоду жизни Капитона, что делает
его сочинение чрезвычайно важным для исследователей.
Своеобразным явлением в русской науке стало неожиданное появление так называемого «ведомственного направления» в исследовании раскола. Чиновники, по роду своих обязанностей вынужденные заниматься расколом и в силу этого, подчас, информированные о нём лучше, чем кто бы то ни было, публикуют в общественной печати свои документы. Особое место в этом процессе занимают работы П.И.Мельникова ( АЛечерского), не считавшего Капитона старообрядцем уделяя внимание тому, что его учение гораздо ближе к сектантству нежели к староверию.'3 В конце XIX - начале XX века появляются исследования, авторы которых обвиняют Капитона в возтгкновении самоубийств в русском расколе.14 Однако, исчерпывающих доказательств в пользу данной концепции приведено не было, и дискуссия временно прекратилась. В то же время столь категоричные высказывания в адрес «катггоновщіпіьі» - показатель достаточЕіо стойкого интереса русского общественного мнения к духовным процессам. Именно этим объясняются настойчивые попытки ряда исследователей обнаружіпь в догматике и культе «капитоновщины» протестантские или сугубо сектантские тенденции.'5 В дореволюционное время оживает «провинциальная
11 Соловьев С. М. История России с древнейгшгх времен. Книга У1. Т.
11-12.M.1991.C.185.
12 еп.Игнатий, Третье послание митрополита Сибирского и
Тобольского на еретиков - Православный собеседник.Казань,1855.
13 Мельников П.И. Полное собрание сочинений-М.1899.Т.1.с.310-
311.
14 Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Часть
2.Спб.1905. Никольский Н.М. История русской церкви.М.1930.
Н.М. Никольский основные свои взгляды высказал в серии статей
ещё до революции 1917г.
15 Реутский Н.В. Люди божьи и скопцы. Историческое
исследованием. Ї 872. Барсов .И. Исторические, критические и
историография». Выходят обзорные публикации, в которых много внимания уделяется исследованию раскола в разных регионах страны.16 Часто провинциальные исследования носили вторичный характер и являлись перепечатками трудов св. Димитрия17. Следующую точку зрения на раскол принято называть марксистской18.
Третьим этапом в изучения русского раскола принято считать период с 1917 г. по настоящее время. В советской исторической науке противоречивое учение Капитона в разное время привлекало внимание B.C. Шульгина, А.И. Клибанова, А.И.Рогова и B.C. Румянцевой19. Результаты их исследований различны: В.С.Шульгин считает «капитоновщину» частью «староверия»; А.И.Юшбанов - «предтечей сектантства»; А.И. Рогов - «течением с ярко выраженными протестантскими составляющими»; B.C. Румянцева «предшественником сектантского и староверческого раскола». Противоречивость оценок лишний раз доказывает сложность проблемы.
Новейшие исследования, посвященные разработке интересующей нас проблемы, вносят мало принципиально нового в историографию раскола. В качестве исключения следует отметить интересные работы Д.Ф.Полознева и Е. М. Юхименко.20
полемические опыты.Спб.1879. Цветаев Д. Протестантство и протестантизм в России до эпохи преобразований.М. 1890.
16 Дмитриевский В. Раскол старообрядчества в Ростово-
Ярославском крае.Ярославль,1909.
17 Головщиков К. Д. Город Пошехонье и его уезд.Ярославль,1890.
18 Бонч - Бруевич В. Д. Избранные сочинения. М. Т. 1. Б. Г.
19 Шульгин B.C. «Капитоновщина» и её место в расколе ХУ11 века -
История СССР 1969 .№4.с.139. Клибанов А.И. История
религиозного сектантства в России.М.1965. Рогов А.И. Народные
массы и религиозные движения в России второй половины ХУ 11
века - Вопросы истории 1973 №4. Румянцева B.C. Народные
антицерковные движения в России в ХУ 11 в.М.1986.
20 Юхименко Е.М. Каргапольские гари 1б83-1684гг. К проблеме
самосожжения в русском старообрядчестве. Старообрядчество в
России .М. 1994. Полознев Д.Ф. Канонизация митрополита
Филиппа в идейной борьбе за упроченье авторитета церкви в
В зарубежной литературе еретическое учение Капитона Даниловского не являлось предметом специального исследования, но из авторов, затрагивавших эту тему, следует выделить С.Зеньковского и Р. Крамми рассматривавших религиозное сектантство как составную часть русского раскола ,21 Можно признать, что дальнейшее исследование проблемы предполагает введение в научный оборот новых источников и совершенствование методов работы с ними.
Целью исследования является изучение русского религиозного сектантства на территории Верхнего Поволжья и особой роли «капитоновщины» в образовании новых сект в расколе ХУ11-ХУ111 веков. Общая цель диссертационной работы конкретизируется в следующих задачах:---'---
Реконструировать биографию - основателя секты Капитона
Даниловского и через становление его взглядов выявить истоки и
воссоздать процесс появления еретического учения; ,.
Изучить деятельность Капитона по созданию «новой церкви» в среде крестьян села Даниловского;
Исследовать наибольшие достижения секты в период её расцвета ( центры, общины, количество верующих, локальные группы и т.д.) на территории Верхнего Поволжья и дать анализ состояния секты в первые годы русского раскола ХУ11 века;
Установить причины, этапы и результаты расколов «капитоновщины» , проследить судьбу отколовшихся «Капитонов», их политические и религиозные союзы;
Осветить правительственные мероприятия по борьбе с сектантами -«капитанами» и отношение власти к учению Капитана;
Исследовать причины распада и гибели «капитоновщины»;
- Выявить секты русского раскола, явившиеся наследниками
распавшейся «капитоновщины».
середине ХУ 11 в.- Церковь, общество и государство в феодальной
России.М.1990.
21 Зеньковский С. Русское старообрядчество: духовные движения
ХУ11 века.Мюнхен,1970.Мы использовали русское переиздание
работы. См.: Зеньковский С. Русское старообрядчество: духовные
движения ХУ11 века.М.1995. Crainmey R. The old Believers. The
World of Antihrist.London,1970.
Практическая значимость исследования. Настоящее исследование позволяет расширить существующее представление о русском религиозном сектантстве ХУ11 в., а следовательно, его результаты могут быть использованы в работах по истории церкви и раскола в России, в общих и специальных курсах по отечественной истории.
Научная новизна исследования определяется тем, что в отечественной историографии за последние годы не было работ, специально посвященных изучению, не староверческих истоков русского раскола ХУ11 века. В настоящей диссертации исследуется еретическое учение Капитона Даниловского и сектантство, возникшее на его основе.
Впервые проведён сравнительный анализ основных источников по истории «капитоновщины» Верхневолжского региона. В научный оборот вводятся новые исторические источники и факты22. Для доказательств и выводов по проблеме использованы данные психологии и социологии . Впервые воссоздаётся схема дробления одного из течений раннего раскола. Реконструирован процесс распада «капитоновщины» на уставы и обоснована гипотеза возникновения в одном из них практики самоубийств, ставших впоследствии общими для многих течений русского раскола. В работе систематизироваиы основные данные процесса перерастания канонического учения русского православия в еретическое, выделены соответствующие причины, этапы и последствия.
Методолпгдд и методы исследования. При выборе методологической основы диссертации были использованы результаты новейших изысканий отечественных исследователей в области теории исторического познания.23 Так, взгляд на исторический источник как
Государственный Архив Костромской Области. Фонд 558. Коллекция рукописных и первопечатных книг, Опись 2, Дело № 748. Слово обличително прелести расколников., О раздраивании соперников наших. (В цитате полностью сохранена авторская орфография. А. Б.).
23 См.: Медушевская О.>*. Румянцева М. Ф. Методология истории. М. 1997. Хвостов» К. В., Финн В. К. Проблемы исторического познания в свете современных междисциплинарных исследований. М.
на продукт человеческой психики, фрагмент культуры, заключающий в себе широкую информацию о человеке прошлого - взгляд, высказанный ещё в когаде 19 века Александром Сергеевичем Лаппо -Данилевским и актуализированный в наши дни, - послужил основой анализа духовных трудов Игаатия и Корннлия. Междисциплинарный синтез, как необходимая основа современного гуманитарного знания, нашел отражение в привлечении методов психологии и прикладной социологии. Наряду с этим в диссертации использованы традиционные методы исторического исследования в русле сущностно -содержательного анализа. Исследование основывается на принципах объективности и историзма. Основным методом написания диссертации был метод сравнительного анализа источников.
Источники использованные в работе условно можно разделить на 3 группы:
- официальные документы ХУ11 века: царские и патриаршие грамоты,
отписки воевод, изветы и сказки духовных лиц го мест, где пребывали
Капитон и его ученики. Данная группа источников позволяет
проследить эволюцию взаимоотношений Кантона со светской и
церковной властью, причины и последствия разрыва с православной
традицией.
- сыскные и следственные дела приказа тайных дел о региональных
последователях Капитона .Данная группа источников содержит
уникальные сведения о регионах распространения «капитоновщины»,
динамике её' развития и достижениях в период наибольшего усиления
секты.
- известия о Кагштоне его современников и авторов второй половины
ХУ11-ХУ111 вв. Это труды идеологов государственной церкви,
сообщения о «капитонах» ' лидеров староверия. Сведения,
содержащиеся в данной группе источников, позволяют прояснить
истоки происхождения и эволюцию ереси Капитона, догматику и культ
этого крайне противоречивого учения.
Кроме опубликованных источников автором привлечён архивный материал из 27 фондов 11 архивных собраний: Российского Государственного Исторического Архива (РГИА), Российской Государственной Библиотеки (РГБ), Российской Национальной Библиотеки ( РНБ), Библиотеки Российской Академии Наук ( РАН), Государственного Архива Ивановской Области (ГАИО),
Государственного Архива Костромской Области (ГАКО),
Государственного Архива Ярославской Области (ГАЛО),
Костромского Историке Архитектурного Музея Заповедника
(КИАМЗ), Ярославского Историко Архитектурного Музея
Заповедника (ЯИАМЗ), Костромской Научной Библиотеки им. Н.К. Крупской (КНБ) и Ярославской Научной Библиотеші им. Н. А. Некрасова (ЯНБ).
Структура диссертации. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений, списка литературы и источников, списка принятых сокращений.