Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие музейного дела на Ставрополье в 20-90-е годы ХХ века Дугинец Светлана Михайловна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дугинец Светлана Михайловна. Развитие музейного дела на Ставрополье в 20-90-е годы ХХ века: диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.02 / Дугинец Светлана Михайловна;[Место защиты: ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»], 2020

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Культурная политика советского государства и музейное дело на Ставрополье в 1920 – 1930-е год ы 27

1.1. Культурная политика большевиков и решения местной власти в отношении музеев в регионе в 1920-е годы 27

1.2. Изменение социально-культурной роли местных музеев в 1930-е годы 63

Глава 2. Роль музеев в культурной жизни Ставрополья в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы (1941 год – середина 1950-х гг.) 96

2.1. Деятельность музеев Ставрополья в годы Великой Отечественной войны 96

2.2. Восстановление края и местные музеи (1945 год – середина 1950-х годов) 126

Глава 3. Советская культурная политика и музейное дело на Ставрополье в середине 1950-х – начале 1990-х годов 154

3.1. Развитие музеев Ставропольского края в середине 1950-х – середине 1960-х годов 154

3.2. Новый этап в культурном развитии Ставропольского края и местные музеи в середине 1960-х – середине 1980-х годов 181

3.3. Деятельность музеев Ставрополья в середине 1980-х – начале 1990-х годов 211

Заключение 232

Список источников и литературы 239

Приложения 270

Культурная политика большевиков и решения местной власти в отношении музеев в регионе в 1920-е годы

В октябре 1917 года к власти в России пришла партия большевиков, провозгласившая курс на созидание основ нового, коммунистического общества. Одной из составляющих построения социализма стала культурная революция. Она предусматривала создание новой системы образования и просвещения, формирование советской интеллигенции, создание на основе коммунистической идеологии произведений литературы и искусства, передовой науки, утверждение новых моральных ценностей и атеистического мировоззрения, изменение быта. В то же время предполагалось сохранить все ценное, накопленное за историю человечества45.

В новой культурной политике советского государства важная роль отводилась музеям. Власть рассматривала музей и как центр сохранения памятников старины и искусства, и как центр просвещения граждан. В воззвании к рабочим, крестьянам, солдатам, матросам и всем гражданам России музеи объявлялись достоянием народа, которое должно было помочь «бедняку и его детям быстро перерасти образованностью прежние господствующие классы» и сделаться новым человеком, творцом еще невиданной новой культуры46.

Для сохранения культурного наследия страны в первые годы советской власти был принят ряд декретов и постановлений. Декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» (2 февраля 1918 г.) объявил «народным достоянием» все церковное имущество. Декрет «О запрещении вывоза и продажи за границу предметов особого художественного и исторического значения» (19 сентября 1918 г.) налагал запрет на вывоз за пределы страны ценностей без специального разрешения Коллегии по делам музеев и охраны памятников искусства и старины47. Декрет «О регистрации, приеме на учет и сохранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений» (5 октября 1918 г.) объявил первую государственную регистрацию памятников культуры48.

Руководство музейным делом страны было возложено на Народный комиссариат просвещения РСФСР (Наркомпрос), организованный в ноябре 1917 года49. В структуре Наркомпроса была создана Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины, курировавшая музейное дело в стране. В мае 1918 года в Наркомпросе был создан отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины (музейный отдел)50, к работе в котором были привлечены музейные деятели, художники, искусствоведы, архитекторы, реставраторы. В своем составе отдел имел так называемых эмиссаров, искавших в регионах художественные и исторические ценности. В структуру Наркомпроса также входил внешкольный подотдел, который руководил сетью культурно-просветительных учреждений. На его основе в 1920 году был создан Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет).

Дальнейшее развитие музейного дела в стране связано с постановлением Наркомпроса от 7 декабря 1918 года, согласно которому при всех отделах народного образования (ОНО) губернских Советов депутатов были организованы подотделы по делам музеев и охране памятников искусства и старины – губмузеи51. В их состав вошли представители ОНО – как политические руководители отдела, так и специалисты (музейный работник, художник, архитектор, археолог, историк). В сферу деятельности губернских подотделов входило руководство музеями, создание новых и реорганизация существующих музеев, принятие мер охраны памятников искусства и старины, их регистрация и взятие на учет, создание губернских музейных фондов52.

Забота советской власти о культурном наследии проявлялась даже в том, что в годы Гражданской войны в районах боевых действий охраной памятников культуры занимались специальные отделы при штабах фронтов и воинских соединений Красной Армии53.

В феврале 1919 года в Москве состоялась Первая Всероссийская музейная конференция, посвященная первым итогам деятельности молодого государства в области музейного дела. Целью конференции стала выработка программы развития музейного дела в стране. Музеи, по мнению наркома просвещения А.В. Луначарского, являлись опорными пунктами в деле народного образования, хранилищами ценностей, опорой науки. Именно ему принадлежит высказывание, что музей есть «памятная книга человечества». В своей речи нарком изложил принципы дальнейшего музейного строительства. Предполагалось создание музейной сети страны – от музея центрального до маленького музея школы, которое, по мнению руководителя отрасли, должно идти снизу, к этому делу надо привлекать учителей и учащихся54. Таким образом, государство рассматривало музейную сеть страны как единую систему.

В 1921 году произошли изменения в аппарате Наркомпроса. В структуре был организован академический центр (Главнаука), с вошедшим в него Главным комитетом по делам музеев и охране памятников искусства, старины, народного быта и природы (Главмузей). В Главмузее были созданы отделы музейный, реставрационный, учета и охраны памятников искусства, старины и народного быта, охраны памятников природы, научно-методический и общий. Согласно положению, музейный отдел должен был руководить деятельностью всех музеев на территории РСФСР, кроме тех, которые имели учебно-просветительный характер, объединять их деятельность, при необходимости перераспределять музейные коллекции, обследовать их деятельность путем научных ревизий, составлять систематический сводный каталог коллекций всех музеев. Проводимую просветительную работу Главмузей согласовывал с Главполитпросветом55.

23 мая 1921 года было издано положение о музейных органах на местах, которыми являлись губернские комитеты по делам музеев (губмузеи) при губернских ОНО. На губмузеи возлагалось: организация и руководство деятельностью всех музеев; создание губернских музейных фондов; проведение археологических раскопок; организация выставок, лекций, экскурсий, изданий; государственных парков, зоопарков, заповедников, заказников научного характера56.

Объединение в одном государственном органе функций управления музеями и научными учреждениями отражало господствующее в то время представление о музеях как научных центрах, ведущих на основе своих исследований просветительную работу.

Первые шаги советского правительства по организации музейного дела на местах нашли отражение в музейной практике в Ставропольской губернии и на Кавказских Минеральных Водах.

В связи с тем что на Ставрополье советская власть была провозглашена несколько позже, чем в центре, – лишь 1 января 1918 года, а затем во время Гражданской войны территория губернии переходила из рук в руки, мы начинаем рассматривать развитие советского музейного дела на Ставрополье с 1918 года57.

К осени 1917 года в губернском городе Ставрополе имелись следующие музеи: музей Северного Кавказа, музей наглядных учебных пособий им. М.В. Праве, Епархиальный церковно-археологический музей, музей 83-го пехотного Самурского полка. На Кавказских Минеральных Водах (в г. Пятигорске) действовали несколько музеев, созданных на общественных началах, наиболее крупными из них являлись музей Кавказского горного общества и Лермонтовский музей.

Большинство музейных работников благосклонно встретили социально-политические изменения в стране. Так, основатель музея наглядных учебных пособий им. М.В. Праве гласный городской Думы Г.К. Праве продолжил руководить музеем58, также на своем месте остался заведующий музеем Северного Кавказа Г.Н. Прозрителев.

С первых месяцев советской власти ситуация в городе Ставрополе благоволила развитию музейного дела. В мае 1918 года Г.К. Праве стало известно, что в одном из особняков г. Ставрополя было обнаружено собрание Военно-исторического музея «Храм Славы», вывезенное из Тифлиса в годы Первой мировой войны в связи с угрозой проникновения Турции в Закавказье59.

Деятельность музеев Ставрополья в годы Великой Отечественной войны

22 июня 1941 года Германия, нарушив нормы международного права, развязала войну против СССР, которая кардинальным образом изменила развитие страны, положила начало самому тяжелому и самому опасному периоду в ее истории. На оккупированной территории нашей страны гитлеровская Германия взяла под свой контроль сырье, промышленность, продовольствие, а также национальные богатства и произведения искусства. Немецко-фашистские захватчики предполагали использовать культуру как эффективное средство пропаганды в целях воздействия на население страны. Этим объясняется их повышенный интерес к сфере культуры283. Германский фашизм с первых же дней нарушил международную Гаагскую конвенцию от 18 октября 1907 года, статья 56 которой гласила: «Собственность общин, учреждений церковных, благотворительных и образовательных, художественных и научных, хотя бы принадлежащих государству, приравнивается к частной собственности. Всякий преднамеренный захват, истребление или повреждение подобных учреждений, исторических памятников, произведений художественных или научных воспрещаются и должны подлежать преследованию»284.

Деятельность учреждений культуры в условиях военного времени была коренным образом перестроена и подчинена делу борьбы с врагом. Война поставила перед музеями две главные задачи: сохранить музейные ценности и определить основные формы своей деятельности в новых экстремальных условиях. Именно на эти задачи, как на важнейшие для данного времени, указывалось в приказах Наркомпроса РСФСР 1941 года «О мероприятиях по сохранению и учету музейных фондов в годы войны» и «О формах функционирования музеев в условиях военного времени»285.

С первых дней войны Ставропольский крайком ВКП(б) направил усилия местных органов, первичных организаций на разъяснение трудящимся целей Отечественной войны, поставил перед ними задачу – нести в массы слово правды, ненависть к фашистским поработителям, сплачивать и мобилизовывать трудящихся на оказание всесторонней помощи Красной Армии. Политическая работа подчинялась главному, чем жила страна: «Все для фронта! Все для Победы!»286.

Условия работы ставропольских музеев кардинально изменились. В начале сентября 1941 года 3/4 здания Ставропольского краевого музея были заняты воинскими частями, а все экспонаты и библиотека перенесены в один зал. Музей практически перестал существовать и был законсервирован. Обстановке военного времени соответствовало и оформление здания музея – по фасаду выставлялись стенды с ежедневно обновляемыми материалами ТАСС, а в 1944–1945 годах – стенды «Ставрополь – фронту», «Отважные партизаны», «Родной Ставрополь освобожден» и другие287.

Здания Пятигорского краеведческого и Черкесского областного музеев были заняты под эвакогоспитали. Там, где музеи продолжали существовать, местная противовоздушная и противохимическая оборона была возложена на их коллективы, так, например, при музее «Домик Лермонтова» 22 июня 1941 года была создана группа самозащиты и установлено круглосуточное дежурство по охране музея. Тогда же музей приступил к подготовке газоубежища для сотрудников музея в подвальном помещении здания288.

В приказах Наркомпроса РСФСР № 656 от 2 сентября 1941 года «О работе политико-просветительных учреждений в военное время» и № 675 от 13 сентября 1941 года «О мероприятиях по улучшению работы музеев» музеи рассматривались как центры агитационно-массовой и культурно-просветительной работы. В них указывалось на необходимость обеспечить бесперебойную деятельность всех музеев, не допускать их закрытия, а все мероприятия по упорядочению сети музеев проводить только с разрешения Наркомпроса РСФСР289. Но в сложившейся обстановке первых двух лет войны сеть музеев стремительно сокращалась. С июня 1941 года по январь 1943 года число музеев РСФСР уменьшилось с 592 до 390. На территории, временно оккупированной врагом, оказались 114 музеев290.

Во многом сокращение музейной сети летом 1941 года напрямую было связано с сокращением бюджета по народному образованию. Музеи консервировались или закрывались решениями местных органов власти. Так, по распоряжению Пятигорского городского совета депутатов трудящихся, согласованному с заведующим Ставропольским крайОНО, 23 августа 1941 года был закрыт Пятигорский музей краеведения. Его сотрудники были рассчитаны, а для охраны музейного собрания и имущества оставлены хранитель и три сторожа291. Но Наркомпрос РСФСР в своем письме от 3 октября 1941 года выступил с возражениями против закрытия музея и обратился с просьбой к заведующему крайОНО принять меры к восстановлению его работы. В мае 1942 года штат музея был увеличен до 13 человек и сотрудники начали готовить музей к открытию.

Постановлением облисполкома от 1 сентября 1941 года был закрыт для посетителей Черкесский областной музей краеведения. Имущество, экспозиционные фонды и библиотека были размещены в двух комнатах. Из сотрудников был оставлен только директор П.К. Григорьев. По мобилизации Григорьева в ряды РККА музей был опечатан. В марте 1942 года облОНО возобновил деятельность музея, были приняты на работу заведующий и младший научный сотрудник. В этот период проводился учет материалов и просветительная работа в школах. Для посетителей музей не открывался до оккупации г. Черкесска немцами292.

С наступлением войны существенно изменилась тематика массовой работы музеев. Цели, задачи и формы работы музеев в военное время были определены в специальном обращении музейно-краеведческого отдела НКП «Ко всем работникам музеев Наркомпроса РСФСР» от 15 июля 1941 года. В нем была представлена программа работы советских музеев в условиях войны, определены формы и направления этой работы. Особое внимание уделялось созданию выставок о ходе войны, о героической борьбе советского народа на фронте и в тылу, о героях-земляках. В обращении рекомендовалось также историческим отделам музеев «...ярко и красочно показать героическое прошлое народов СССР, величие русского оружия» с тем, чтобы на конкретных исторических примерах воспитывать советских граждан в духе патриотизма и ненависти к врагу293. Но в первое время решение такой задачи было затруднено в связи с вынужденным отступлением Красной Армии, поэтому на практике распространение получило построение экспозиций и выставок на основе исторических материалов294. В экспозициях нашли отражение борьба русского народа с немецкими интервентами под руководством Александра Невского, суворовские походы, героическая оборона Севастополя, знаменитый прорыв Брусилова и т.д. Военная тематика стала основной и в отделах социалистического строительства, где особое внимание было обращено на экспонирование материалов о героической борьбе советского народа в период Гражданской войны и успехах в советско-финской войне.

Изменения претерпела и массовая работа. До войны ее тематика была подчинена профилю музея: исторического, краеведческого, литературного, художественного и т.д., а с началом войны содержание массовой работы всех музеев без исключения начало приобретать агитационно-пропагандистский характер, направленный на борьбу за скорейший разгром гитлеровцев.

Широкое распространение получают просветительные мероприятия, проводимые вне стен музеев. Одной из распространенных форм работы стало создание передвижных выставок, отражающих героическое прошлое русского народа. Для их создания Наркомпрос РСФСР директивным письмом от 18 июля 1941 года разрешил выдачу во временное пользование госпиталям, агитпунктам и другим учреждениям «смонтированных витрин с экспонатами», запрещено было выдавать только последние экземпляры книг и редкие музейные экспонаты295. Из содержания письма видно, что органы Наркомпроса недостаточно учитывали сложившуюся на местах обстановку, когда музеи вынуждены были сворачивать свою работу, консервировать или эвакуировать музейные фонды. На решение этой же задачи была ориентирована и лекционная работа музеев. Наркомпрос РСФСР в своих методических письмах указывал конкретные темы выставок и лекций. На практике же музеи значительно расширяли тематику выступлений, увязывали ее с условиями жизни, составом слушателей и своим профилем.

Развитие музеев Ставропольского края в середине 1950-х – середине 1960-х годов

К середине 1950-х годов в связи с изменениями в государственном и партийном руководстве произошли перемены в экономике, науке, образовании и культурной жизни страны. Это время вошло в историю под названием политической и культурной «оттепели». Противоречивый характер этого периода наглядно проявился в резкой критике Н.С. Хрущевым работ художников-абстракционистов на выставке в Манеже в 1962 году.

Партийные органы контролировали всю деятельность сферы культуры. Несмотря на перемены, происходящие в духовной жизни страны, сохранялась необходимость согласования и утверждения проведения мероприятий, решения кадровых вопросов руководящими органами культуры.

Так, в августе 1957 года на заседании бюро Ставропольского крайкома было принято решение о проведении в ноябре 1957 года краевого съезда культпросветработников. Была определена повестка дня – «О состоянии и мерах улучшения работы учреждений культуры в крае». Предполагалось участие 400 делегатов съезда, по одному делегату от шести культпросветработников. Для подведения итогов участия учреждений культуры в краевом конкурсе и для избрания делегатов на краевой съезд было рекомендовано горкомам и райкомам КПСС провести собрания в творческих объединениях. Деятельность краевого управления культуры должна была быть направлена на улучшение работы культпросветучреждений края и обеспечение их участия в подготовке к празднованию 40-летия Великой Октябрьской социалистической революции443.

Несмотря на изменение политической ситуации, важную роль в руководстве культурой по-прежнему играла цензура. Функции цензуры выполняли Министерство культуры, редакторы газет и журналов, местные партийные органы, управления культуры исполкомов советов. Продолжал свою работу Главлит, который исполнял роль политической и идеологической цензуры.

Большое значение для развития общественно-политической жизни имел XX съезд КПСС (февраль 1956 г.) и доклад Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях». В июне 1956 года было опубликовано постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности Сталина и его последствий». Все учреждения культуры страны включились в работу по преодолению культа личности Сталина. Не остались в стороне и ставропольские музеи. Проходило списание экспонатов, связанных с периодом культа личности, грубо фальсифицирующих историю. В Ставропольском краевом музее из основного фонда в научно-вспомогательный были переведены 1790 единиц хранения444. Из экспозиции музея извлекались экспонаты, имевшие изображения и упоминания о Сталине. Работники музея вспоминают, что им приходилось переворачивать медали с изображением Сталина на обратную сторону.

После ХХ съезда у сотрудников музеев появилась надежда на изменение отношения власти к музеям в ряде основных вопросов организации их функционирования. Однако руководство культурными учреждениями страны не интересовалось проблемами музеев. В этом плане представляет интерес письмо министра культуры Т.М. Зуевой в Совет министров РСФСР от 28 февраля 1957 года, в котором она говорит о работе культурно-просветительных учреждений по выполнению задач ХХ съезда КПСС. В данном письме фигурируют такие учреждения культуры, как библиотеки, дома культуры, клубы и красные уголки, но при этом не упоминаются музеи445.

Аналогичная ситуация наблюдалась и на местах. В своем докладе заместитель председателя исполкома Ставропольского горсовета Подлужная на 1-м краевом съезде культурно-просветительных работников Ставропольского края в 1957 году отметила, что делегация Ставрополя пришла в недоумение, почему ни слова не сказано о таких учреждениях культуры, как драмтеатр, филармония и музей. Также ничего не было сказано о работе музеев и в докладе заместителя министра культуры РСФСР А.Г. Цукановой446.

В то же время после ХХ съезда КПСС активизировалась художественная жизнь в стране, что сказалось и на работе музеев этого профиля. С конца 1950-х годов было открыто 19 новых художественных музеев, многие из которых создавались на основе художественных отделов краеведческих музеев. Аналогичные процессы происходили и на Ставрополье.

Так, в Кисловодске вопросы охраны усадьбы Н.А. Ярошенко поднимались еще с конца 1940-х годов. С идеей создания в Белой вилле мемориального музея художника выступил Пятигорский отдел Географического общества СССР. Вскоре с подобной идеей создания музея самостоятельно выступил В.В. Секлюцкий – местный художник, посвятивший себя увековечению памяти Н.А. Ярошенко. Ставропольский крайисполком, идя навстречу пожеланиям общественности, вынес решение об организации мемориального дома-музея художника. 21 октября 1959 года Совет министров РСФСР вынес решение об организации в Кисловодске дома-музея Н.А. Ярошенко. Несколько лет ушло на ремонт, расселение жильцов, восстановление главного дома, оформление экспозиции. Торжественное открытие состоялось 11 марта 1962 года. В усадьбу вошли сад, парк и 4 мемориальных здания, в 3 из которых размещена экспозиция. В главном усадебном доме представлены: собрание графических и живописных работ Н.А. Ярошенко, коллекции художников-передвижников В.Г. Перова, И.Н. Крамского, И.Е. Репина, Г.Г. Мясоедова, А.И. Куинджи, В.М. Васнецова, В.Д. Поленова, П.А. Брюллова, В.В. Верещагина, Е.А. Лансере, И.И. Левитана, В.А. Серова, А.Н. Бенуа и др.

Большую помощь в комплектовании музейного собрания оказали Государственный Русский музей, Полтавский художественный музей, Киевский музей русского искусства. Но главным источником формирования стали частные коллекции: собрание семьи академика И.П. Павлова, коллекционеров Ю.В. Невзорова, А.И. Шустера, внучки художника Г.Г. Мясоедова – Левицкой и других. Особую роль сыграла дочь М.В. Нестерова – Н.М. Нестерова-Шретер – она передала в музей подлинные вещи семьи Ярошенко – серебряный чайник, рояль, кресло, мольберт и палитру художника. Целенаправленная деятельность сотрудников музея позволила собрать более тысячи подлинных работ Ярошенко и художников-передвижников, документы, письма, фотографии членов семьи Ярошенко. Главная заслуга в этом принадлежала В.В. Секлюцкому, который участвовал в сборе экспонатов и в записи воспоминаний о Н.А. Ярошенко, нес в одном лице обязанности научного сотрудника, секретаря, бухгалтера. Впоследствии он будет удостоен за свою деятельность звания заслуженного работника культуры РСФСР447.

В свете общих тенденций в стране необходим был художественный музей и в столице края. В 1958 году перед руководством края был поставлен вопрос об организации художественного музея на базе картинной галереи краевого музея448, но его директор Г.Д. Краснов считал нецелесообразным открытие самостоятельного художественного музея и пытался сохранить художественную коллекцию вверенного ему музея. Пытаясь отстоять собрание музея, он обращался в Совет министров РСФСР. Назначенный директором музея изобразительных искусств Б.А. Бендик отстаивал необходимость создания отдельного художественного музея в краевом центре449.

На основании приказа Министерства культуры РСФСР №518 от 17 июля 1961 года и приказа начальника управления культуры исполкома краевого совета депутатов трудящихся №188 от 6 декабря 1961 года музей был открыт. Были сформированы отделы русского, западноевропейского и советского искусства. Документы ГАСК свидетельствуют о том, как комплектовались фонды музея. Так, непосредственно при создании в новый музей было передано 1465 произведений изобразительного искусства – 515 основного фонда и 950 научно-вспомогательного. В 1964 году музей пополнился произведениями живописи, графики, скульптуры, прикладного искусства из фондов Эрмитажа, 30 произведений поступили от Дирекции художественных фондов и проектирования памятников450. В 1965 году музейное собрание пополнилось поступлением ряда предметов из фондов Русского музея, Новосибирской картинной галереи451. Эти факты свидетельствуют о том, что создание этого музея проходило за счет перераспределения фондов других музеев.

Деятельность музеев Ставрополья в середине 1980-х – начале 1990-х годов

После избрания в марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачева на ближайшем апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС был поставлен вопрос о необходимости преобразования общества, о необходимости глубоких перемен во всех сферах его жизни. Политика гласности ознаменовала начало перемен в общественно-политической сфере. В рамках реализации данной политики были сняты цензурные ограничения и разрешено издание новых газет, выход новых телепередач, допущены в прокат ранее запрещенные к показу кинофильмы. Для исследователей стали приоткрываться ранее закрытые архивные, библиотечные и музейные фонды.

Все это вызвало широкий всплеск социальной активности населения. Вопросы о выборе пути дальнейшего развития общества активно обсуждались в различных периодических изданиях. Отрасль культуры вышла на первое место в системе идеологической перестройки607. На I Съезде народных депутатов СССР (1989 г.) Верховному Совету СССР и Совету Министров СССР было поручено разработать долгосрочную программу культурного строительства и подготовить закон о культуре608.

Министерство культуры РСФСР провело анализ работы подведомственных ему учреждений, который показал, что культура переживает определенное кризисное состояние, не соответствует главному показателю – приобщенности народа к культурным ценностям, вовлеченности его в культуру. Отрицательным в развитии культуры были признаны административно-бюрократические методы руководства, чрезмерная централизация, несовершенный хозяйственный механизм. Все это повлекло изменение функций учреждений культуры. Если ранее главными в деятельности признавались идеологические, политико-воспитательные, просветительные задачи, то теперь первоочередными стали развитие локальных связей между людьми, формирование и поддержка различных социальных общностей (любительских, творческих и т.д.). В оценке деятельности культурных учреждений главенствующими начинают становиться качественные, а не количественные, как ранее, показатели.

В этот период времени усиливается внимание к национальным культурам (языку, традициям, обычаям, литературе). Вопросы о национальных культурах были очень актуальны в таком полиэтническом регионе, как Ставрополье.

Во второй половине 1980-х годов началось реформирование системы управления культурой, и в частности музейным делом. В целях эффективного сочетания новых методов хозяйствования и прогрессивных организационных структур и в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1988 года №824 «О генеральной схеме управления народным хозяйством РСФСР» была введена в действие генеральная схема управления, предусматривающая развитие, исходя из местных условий, сети музеев609.

Постановлением Совета министров РСФСР №326 от 10 августа 1988 года «О генеральной схеме управления отраслью культуры в РСФСР» и Приказом Министерства культуры №338 от 17 августа 1988 года, руководствуясь решениями XXVII съезда партии и июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС, было принято решение создать систему управления культурой, которая в условиях демократизации и гласности могла способствовать укреплению связей и взаимодействия с творческими союзами и общественными организациями, дальнейшему совершенствованию форм и методов культпросветработы и организации массового досуга населения.

В новых социально-политических реалиях немаловажная роль в развитии отрасли отводилась общественности. Было предусмотрено создание при Министерстве культуры РСФСР общественного совета, при министерствах культуры автономных республик, управлениях культуры крайисполкомов, облисполкомов – советов по культуре и искусству, при отделах (управлениях) культуры исполнительных комитетов Советов народных депутатов автономных округов, районных и городских Советов народных депутатов – советов по культуре и досугу с включением в состав этих советов представителей творческих союзов, общественных организаций, трудовых коллективов, научных учреждений, вузов, объединений, предприятий, организаций и учреждений культуры и искусства610.

Сотрудники музеев с подъемом встретили перестройку, демократизацию духовной жизни. Музеи постепенно стали отходить от догм социализма, начали модернизировать экспозиции, особенно по истории советского общества. В этот период раскрылись просторы для новой интерпретации экспозиций и выставок по военной и революционной темам. Цензоры перестали жестко контролировать содержание музейных экспозиций и выставок. В 1987 году, к 70-летию революции, в экспозицию Ставропольского краевого музея поместили портреты представителей белого движения – П.Н. Врангеля и А.Г. Шкуро. Но «оргвыводов» со стороны властей не последовало611.

Теоретики музейного дела из НИИ культуры начали пересмотр социальных функций музея, форм и методов его деятельности, связей с наукой и искусством. Музей стал рассматриваться как досуговый объект, поэтому главными в экспозиционном деле стали считаться оформительские эффекты612. Многие работники культуры считали, что в новых условиях следовало бы вернуть музею его исконные миссии – исследовательскую и просветительную, для чего необходимо было освободить музеи от административного диктата, принуждавшего их документировать «достижения» и пропагандировать успехи613. В конце 1980-х годов сотрудниками Ставропольского краеведческого музея был взят курс на постепенное перерастание музея из культурно-просветительного учреждения в региональный научно-культурный и научно-методический центр614.

Своеобразным символом перестройки и демократии стали выборы руководителей учреждений, организаций, предприятий. В 1988 году на общем собрании коллектива Ставропольского объединенного музея директором был избран Н.А. Охонько. Многие музейщики восприняли открытые выборы как проблеск новой музейной политики.

На основе указаний XXVII съезда КПСС, решений партии по идеологической работе, а также в связи с перестройкой всех сфер жизни страны была намечена программа деятельности музейных учреждений на современном этапе. На Ставрополье была создана программа создания общественных музеев как составной части культурных центров на селе, рассчитанная до 1995 года.

При формировании экспозиций в музее основное внимание стало уделяться нравственному воспитанию, раскрытию духовного и творческого потенциала россиян, формированию национального самосознания. В то же время музейная экспозиция продолжала оставаться средством пропаганды. Основная тематика музейных выставок в 1980-е годы была следующая: «Ленин и Ставрополье», «Мы мирные люди», «Мир на Знамени Октября», «Ставрополь – Пазарджик – города-братья», «За нашу советскую Родину (Великая Отечественная война в плакатах и литографиях)», «Активные участники установления советской власти и Гражданской войны на Ставрополье», «Герои Советского Союза и кавалеры 3-х орденов славы – активные борцы за мир», «Традиции 1-й Конной армии продолжаются», «Наш дом – Земля», «Памятники природы Ставропольского края», «По страницам Красной Книги», «История здравоохранения Ставрополья».

В сентябре 1989 года на базе Ставропольского объединенного краеведческого музея состоялось трехдневное заседание Научного совета музеев РСФСР «Традиции и новаторство в музейной экспозиции». В заседании приняли участие 65 человек – представители 56 музеев страны, Научно исследовательского института культуры, института философии АН СССР, НИИ художественной промышленности615. На заседании рассматривались вопросы по методологическим проблемам музейной экспозиции, о современных тенденциях в развитии музеев, традициях отечественной культуры, роли музеев в формировании научного мировоззрения учащихся. Большое внимание на заседании было уделено деятельности Ставропольского музея. С принципами построения музейной экспозиции по истории советского общества присутствующих познакомил В.В. Госданкер. Директор музея Н.А. Охонько выступил с докладом «Проблемы развития экспозиций музейной сети Ставропольского края». Выступление на тему «Архитектурно-художественное проектирование новой экспозиции музея» представил вниманию В.П. Наливайко (художник, г. Ленинград)616.

В научно-просветительной деятельности ставропольских музеев стали широко использоваться нетрадиционные формы работы с аудиторией: кружки, клубы, тематические вечера, музейные праздники. Интересной формой работы стало выступление в головном музее сельских фольклорных коллективов. С самобытным репертуаром выступали ветераны труда и войны, колхозники, культпросветработники из сел и хуторов Ипатовского, Красногвардейского, Грачевского, Арзгирского, Новоалександровского и Шпаковского районов. В Пятигорском филиале работал клуб «Любители искусства» по месту жительства его членов (Бештау, Белая Ромашка, Горячеводск, Скачки)617.