Введение к работе
Актуальность исследования. На рубеже XX и XXI веков в условиях стремительного научно-технического прогресса в России, ищущей пути создания новой эко-ЕЮмнческой и социально-политической системы, вопросы культуры также приобретают поистине судьбоносное значение.
Проблемы истории культуры, ее «возрождения» нуждаются прежде всего в научном и в методологическом переосмыслении. Вряд ли будет преувеличением сказать : история культуры - один из самых малоизученных аспектов нашего обществознашгя. Между тем культура — это важнейшая составная часть исторического прогресса.
Сегодня, особенно в периодической печати, акцепт в выводах делается на то, что процессы советского времени носят только негативный характер. Да, это бьшо действительно время очень сложных и противоречивых процессов, но нигде и никогда процессы общественного развития не носят одно-порядковый характер, и их надо показывать объективно во всей многогранности и многомерности.
К таким сложным процессам общественной жизни относится и художественная к)льтура, которая представляет собой совокупность художественных ценностей, а также исторически определенную систему их воспроизводства и функционирования в обществе. В качестве синонима художественной культуры нередко употребляется понятие «искусство». *
Каждому важному этапу развития культуры свойственны свои особые, специфические черты, которые во многом определяют пути ее будущего функционирования. Во г почему изучение художественной культуры в рассматриваемый нами переломный период в жизни страны (переход от войны к мирной жизни) представляется актуальным.
Актуальность проблемы обусловлена также заметной регионализацией общественной жизни России в последние годы. Именно регионы, или «провинции» и составляют основу как экономической, так и культурной жизни.
Неразработанность понятия «провинция» в историко-культурном смысле порождает ряд специфических трудностей при изучении темы «культура в провинции». Провинция до сих пор в массовом сознании воспринимается как синоним захолустья, знак застоя и косности, отсталости, нежизнеспособности. Вот почему, изучая провинциальную культуру, важно определить специфику того или иного региона, показать его собственное «лицо». Провинциальная культура более тесно связана своими корнями с
подлинно народными традициями, яркость и самобытность которых питала и питает культуру столиц.
«Региональная культура» - понятие, также не устоявшееся в научном обиходе, как и понятие «провинциальная культура», однако оно уже существует и, по всей видимости, будет терминологически укрепляться, приобретать более четкое содержание. Более того, региональный подход к изучению историко-культурного наследия как методологический принцип в последнее время все чаще берется на вооружение исследователями, которые способны извлечь дополнительные смысловые резервы из анализа культурных процессов, протекающих в провинции.
Прошлое и настоящее региональной культуры нуждается сегодня в серьезном научном освещении по двум причинам : во-первых, с учетом масштабов характера рос-сийскпх просторов, региональная культура - это огромный еще неизученный пласт, во-вторых, за современными призывами возродить культуру России не стоит действенная политика российскігх властей, которые стремятся все бремя забот по сохранению культурного потенциала переложить на местные власти, тем самым подрывая ее основание, отодвигая проблемы культуры на периферию государственных забот.
Изучение художественной культуры послевоенного периода, во-первых, дает возможность проанализировать основные направления восстановления культурного потенциала страны, источники, определившие пути ее дальнейшего развития, воспитательные возможности структурно-функциональных элементов художественной и эстетической культуры в сложной социально-экономической ситуации.
Во-вторых, для современного состояния нашей художественной жизни характерны многие черты послевоенного времени, к ним следует отнести: слабую материальную базу учреждений искусств, недофинансирование, а порой и отсутствие его, задержки в выплате заработной платы, а в связи с этим ущемление материально-правового положения работников художественной культуры и т.д.
Правда, причины здесь разные: в 50-х годах шло восстановление страны после тяжелейшей войны с фашистской Германией, а бедственное положение культуры в 90-е тесно связано с развалом всей экономики в результате «реформ» ельцинских «новаторов», приведших Россию к самому краю пропасти.
Нынешнее положение усугубляется еще и тем, что газеты, радио, телевидение навязывают нашему юношеству чуждые русскому образу мышления западные модели жизни, что руководители государства непродуманно относятся к возможностям литераторы и искусства в воспитании молодежи.
Ценность использования послевоенного опыта восстановления учреждений художественной культуры в нынешней сложной социально-экономической ситуации заключается не в механическом перенесении его на современность, а в переосмыслении, учете положительных и отрицательных моментов.
Объектом данного исследования является художественная жизнь областей Центрального Черноземья в 1945 — 1953 г.г. во всей ее сложности, противоречивости и совокупности.
В диссертации не планируется рассматривать отдельно деятельность средних художественных учебных заведений, так как главная их функция — образовательная, и изучение их деятельности относится к вопросам образования.
Однако сеть учебных заведений, находивішгхся в ведении Отделов по делам искусств, будет проанализирована с точки зрения irx количественного роста, открытия нозых учебных заведений или закрытия нмевішгхся. Система подготовки художественных кадров в диссертации не рассматривается, так как основные центры подготовки научных кадров тогда находились в столичных городах.
Развитие художественной самодеятельности не является предметом детального изучения в нашем исследовании, хотя будет обращено внимание на привлечение трудящихся к художественному творчеству как одному из методов осуществления художественной политики правившей партіш и государства.
Изучение вопросов развития народного декоративно - прикладного искусства также не является задачей диссертации. Непрофессиональное искусство будет рассмотрено лишь в контексте общих проблем.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1945 по 1953 год. Поскольку восстановление народного хозяйства Воронежской и Курской областей началось с 1943 года (после освобождения городов Воронеж и Курск), некоторый экскурс в события 1943-1944 г.г. в исследовании имеется.
Верхнюю границу исследоваши можно отнести к 1953 году, когда в связи со смертью Н.В.Сталина, произошли перемены в государственной власти и административно-территориальном делении страны. Уже в 1954 г. в Центральном Черноземье возникают новые области - Липецкая и Белгородская. Предпосьшки их территориальной самостоятельности родились именно в послевоенный период, причем не только экономические, но и социально-культурные, особенно в Липецке.
Территориальные рамки исследования охватывают три области Центрального Черноземья - Воронежскую, Курскую и Тамбовскую в границах до 1954 года, (города
Белгород и Липецк тогда являлись районными центрами Курской и Воронежской областей соответственно).
Эти области были известны своими культурными достижениями на протяжении нескольких веков. После Великой Октябрьской социалистической революции художественная культура этих областей развивалась в соответствии с общими тенденциями культурного строительства в СССР. Признанным культурным центром Центрального Черноземья всегда был Воронеж. Только в Воронежа существовала писательская организация, которая и до, и после Великой Отечественной войны пыталась объединить разрозненные силы литераторов региона. Высоко профессиональным музыкальным коллективом областей Центрального Черноземья в послевоенный период являлся Воронежский симфонический оркестр.
Воронеж с полным правом можно назвать и театральным городом, так как он являлся лидером среди городов региона по количеству театров; именно в Воронеже находились единственный в Черноземье театр, имевший статус государственного, - Воронежский государственный драматический театр и единственный театр музыкальной комедии.
Таким образом, Воронеж являлся центром культурного развития областей Центрального Черноземья, и вполне понятно, что значительная часть нашего исследования построена на документах Воронежской области, однако и материалы Курской и Тамбовской областей занимают достаточное место.
Историография проблемы. К изучению художественной культуры как целостной системы историки обратились сравнительно недавно. В 60-70 г.г. появился ряд работ, посвященных этой проблеме. Один из основоположников изучения советской художественной культуры Ю.А. Лукин рассматривает художественную культуру как «совокупность созданных данным обществом художественных ценностей, а также сам процесс irx создания, распространения и восприятия, усвоения обществом и каждым отдельным человеком».'
Л.Н.Коган выделил следующие отличительные черты художественной культуры: всеобщность, единство эмоционального и рационального, своеобразный характер смены типов художественной культуры, связь с высококвалифицированным физическим и умственным трудом.
1 См.: Лукин Ю.А. Художественная культура зрелого социализма. - М.,1977. - С.22.
1 См.: Коган Л.Н. Художественная культура и художественное воспитание. -М., 1979.-С.15
Некоторые аспекты развития художественной культуры в стране рассматривал в своих трудах В.Т.Ермаков. Однако, его работы главным образом были посвящены до-воснному периоду в истории советской художественной культуры. В основном исследовал проблему партийно-государственного руководства культурой, которое рассматривал как многогранный процесс целенаправленного воздействия партии на все стороны духовной жизни советского общества. Система партийно-государственного руководства культурой, как считал В.Т.Ермаков, представляет собой важнейший общественный механизм, функционирование которого является исторически закономерным условием развития советской культуры на ее любом историческом этапе. Комментарии здесь, как говорится, излишни.
В работе П.А.Рапацкой, посвященной русской художественной культуре в целом, послевоенный период ее развития (1945 - 1953 г.г.) почти не рассматривается. Краткое изложение постановлений ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства и описание последовавших за ними гонений на деятелей художественной культуры - таково ос-нозное содержание этой книги. Причиной противоречивости всех явлений художественной жизни П.Л.Рапацкая считает столкновения между оптимистическими настроениями ((общества победителей» и деспотическим политическим режимом.2 Вопросы госстановления в послевоенный период учреждений художественной культуры, сохранения художественных ценностей автором данного труда не рассматривались.
Отдельные вопросы восстановления и развития художественной культуры областей Центрального Черноземья после Великой Отечественной войны нашли отражение в краеведческой литературе региона.
По вполне понятным причинам в конце 40-х — первой половине 50-х годов серьезных научных трудов, посвященных художественной культуре Центрального Черноземья, не появилось, а публицистические материалы посвящались главным образом песне. Внимание исследователей и деятелей культуры к профессиональному и самодеятельному развитию песенного жанра нашло свое отражение в брошюрах и статьях М.Лнтвинова'', В.Дорохова , Г.Кремнева , А.Иконникова , Н.Калутиной , которые в со-
1 См : Ермаков В.Т. Исторический опыт культурной революции в СССР: методология, история, историография. - М.,
19S7.-C.12
: См : Р.Ш31ЖЭЧ П А. Русская хуложеетвенная культура. - М.: Владос, 1998. - С 529-534.
1 Литвинов М Певцы Воронежского края. - Воронеж: Обл. Кн. изд-во, 1949.
J Дорохов В Воронежские певцы. - Воронеж, 194S
' Крсмлев Г. Роласлие песни//Сов. Музыка - 1952. -.N'a9. -С.51-53.
" Иконников Л. Запевалы воронежских полей // Сов. Музыка. - 195S. - №3. - СП 7-118
* Калутшп Н Мастерство народного хора. // Муз Жизнь. - 195S. №11. - С.4.
ответствии с «духом времени» акцентировали внимание на положительном опыте в области художественной жизни и замалчивали имевшие место недостатки.
Сказанное в равной степени относится и к брошюре М.К.Теплякова «Рост культуры трудящихся Воронежской области за 40 лет Советской власти» , в которой автор характеризует потери Воронежской области за годы Великой Отечественной войны в культурной сфере и в связи с этим раскрывает работу по восстановлению культурного потенциала, делая однозначный вывод о расцвете науки, техники, культуры. Однако в брошюре отсутствуют глубокий анализ конкретных исторических фактов, обобщения, объективная оценка имевшихся тогда трудностей. Брошюра носит ярко выраженный пропагандистский характер.
На этом фоне по своему содержанию выделяется небольшая книга «Творцы современной песни» . Это рассказ об одном из самодеятельных коллективов г.Воронежа послевоенного времени, о его гастролях, достижениях, о создании новых советских песен в Воронежской области. В полной мере историческим источником данная книга не является, т.к. она носит больше музыковедческий характер.
бО-е-70-с годы были отмечены выходом в свет нескольких значительных трудов по исследуемой нами теме. Созданная коллективом авторов (Н.Даннлов, Ф.Луценко, Р.Пшестанчик, Н.Соколова, В.Шапошников) книга «Литература и искусство г.Воронежа» посвящена послевоенному периоду развития художественной культуры города . Интересна она прежде всего тем, что написана очевидцами и современниками происходящігх событий. Книга содержит многочисленные ссылки на Постановления ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства, оценки явлений культуры в партийной печати. Наиболее подробно в ней рассказывается о развитии в регионе литературы.
Книга И.Круглого «Художники Воронежа, Курска и Орла»4 посвящена главным образом послевоенному периоду. В своей работе И.Круглый подчеркивает бурный творческий рост художественных организаций после освобождения региона от оккупантов, что, в частности, подтверждается участием живописцев, скульпторов, графиков Воронежа, Курска и Орла в республикански и всесоюзных художественных выставках. Однако книга носит художественно-публицистический характер и рассчитана на массового читателя. Автором почти не рассматривались формы организации художественной жизни в послевоенный период, деятельность местных Союзов художников, их
1 Тепляков М.К. Рост культуры трудящихся Воронежской области за 40 лег Советской власти. - Воронеж, 1957. 1 Творцы современной пески. - М\, 1952.
3 Ліггерагура и искусство Воронежа. - Воронеж, 1958.
4 Круглый И. Художники Воронежа, Курска, Орла. - Л.: Художшгк РСФСР, 1960.
проблемы и трудности, не выделялись особенности развития изобразительного искусства в провинции.
Культурным преобразованиям в Курской области за годы Советской власти посвящена монография П.И.Кабанова . Автор довольно подробно прослеживает послевоенные изменения культуры, раскрывает значение победы в Великой Отечественной войне для дальнейшего культурного подъема в стране, но период 1945-1953 годов им практически не рассматривался, особенности развития художественной культуры Курской области не выделялись. Оценка периода преувеличенно положительная.
Большое количество книг и очерков о Воронежском государственном драматическом театре написано известным воронежским театроведом З.Я.Лнчиполовским. Советскому периоду истории этого прославленного творческого коллектива посвящена книга «Воронежские сезоны» . С настоящей душевной теплотой пишет З.Анчиполовский о С.И.Папове, Н.И.Данилове, Р.Г.Данилевской, Ф.И.Флоринском, С.О.Вольфе и друпгх работниках театра. Наиболее интересные спектакли, относящиеся к изучаемому периоду, З.Анчиполовский, описывает яркими сочными красками.
Однако очерки написаны на основе личных впечатлений, воспоминании деятелей искусства и работников Воронежского государственного драматического театра и потому не лишены субъективизма в пристрастиях и оценках.
О восстановлении и деятельности Липецкого, Борисоглебского, Белгородского, Курского драматичесюгх театров, Воронежского театра музыкальной комедии в 1945-1953 г.г. до настоящего времени исторических работ не создано.
Наиболее фундаментальным исследованием второй половины 60-х годов являются «Очерки истории Воронежской области» под редакцией Е.Г. Шуляковского3, изданные в связи с 50-летием Великой Октябрьской социалистической революции и содержащие наряду с другими материалами и фактический материал по истории развития науки, искусства, литературы Воронежской области. Данное издание хочется отметить еще и потому, что многочисленные ссылки на архивные, музейные, статистические и опубликованные материалы доказывают, что проблемы развития культуры изучались авторами достаточно компетентно.
К сказанному необходимо добавить, что исследования 50-70-х годов, даже в хрущевскую «оттепель» были отмечены печатью официозной идеологии, имевшие место
' Кабанов П.И. Культурные преобразования вКурскоП области. 1917-1967.-Воронеж, 1968.
: Аеппполовскю"! 3. Воронежские сезоны. -Воронеж. 1969.
J См : Очерки истории Воронежской области. Пол рея. Е.Г.Шуляковского. - Воронеж: изд-во ВГУ, 1967'.''
недостатки рассматривались как временные или случайные, а все достижения расценивались лишь как результат мудрого руководства компартии художественной культурой.
Эти стереотипы не были полностью преодолены и в 80-е годы, подтверждением чему является книга Н.Емельяновой «Музыкальные вечера» . Автор подробно анализирует музыкальную жизнь Тамбовского края за 100 лет. Послевоенный период занимает достойное фактологическое место в данной хронике событий, но в книге не получили глубокого анализа проблемы, существовавшие в развитии музыкальной культуры области. Подчеркивая успехи и достижения в деятельности музыкального училища и филармонии в 1945- 1953 г.г., Емельянова Н. не указывает на имевшие место противоречия в развитии музыкальной культуры края, на неоднозначное влияние носіановления ЦК ВКП(б) «Об опере В.Мурадели «Великая дружба» на музыкальную жизнь Тамбов-щины.
Отмеченные недостатки имеются и в содержательной в целом брошюре Т.Анохиной о послевоенной жизни и творчестве художников-курян . К тому же исследуемый нами период в брошюре почти не рассматривается, в ней отражен следующий временной этап в их деятельности.
Научные и публицистические труды конца 80-х - начала 90-х годов носят более объективный характер, в шгх четче прослеживается желание авторов без идеологической зашоренностн, серьезно и глубоко, исследовать рассматриваемые проблемы. Примером в этом отношении может служить двухтомник «Культурная жизнь Курской области» , в котором содержится богатый фактический материал о творческой интеллигенции Курского края, деятельности театров, музеев, учебных заведений искусствоведческого профиля. Хронологические рамки этого солидного научного труда - практически весь XX век.
Однако исследуемый нами период представлен лишь небольшой статьей Н.И.Чаплыпшой4. Рассматривая культурную жизнь Курской области, автор показывает роль творческой интеллигенции Курского края в сохранении лучших культурных традиций, достижения некоторых учреждений искусства, противоречия между партией и творческой интеллигенцией в изучаемый период. Но понятно, что в рамках небольшой статьи невозможно воссоздать целостную картину художественной жизни области.
' Емельянова Н Музыкальные вечера. - Воронеж. 1978.
: Аномша Т. Жіпнь и творчество Курских художников. - Курск. 19S7.
'' Культурная жіпнь Курской области. 4-ї,- Курск, 1991. Ч.ІІ.-Курск, 1995.
4 Чаплыгина Н.И. Культурная жизнь Курской области//Из истории культуры Курского крал (ч.1). -Курск, 1991.
По-своему интересным представляется публикация В.Г.Шамаева «Создание и начало работы Воронежского народного хора» . Данный труд ценен прежде всего тем, что автор собрал значительный архивный материал н на документальной основе воспроизвел начальный этап деятельности прославленного музыкального коллектива, не впадая в патетику и не скрывая имевшихся трудностей в его становлении.
Значительным событием в культурной жизни Воронежа явился выход в свет книг великолепного знатока театра З.Я.Анчиполовского «Люди русского театра»2 и «Театр год за годом» , в которых он попытался не только интересно, но и исторически достоверно проследить историю «воронежских сезонов», создать запоминающийся портреты замечательных мастеров нашей сцепы.
С изменением к середине 90-х годов политической ситуации в стране у ученых появилась возможность самостоятельно проводить исследования и публиковать без «купюр» их результаты. Новые подходы весьма четко прослеживаются в глубоком исследовании Г.Л.Чеснокова по архитектуре города Воронежа. Книга содержит богатые сведение о развитии архитектуры города после Великой Отечественной войны, позволяющие сделать вывод: в изучаемый нами период архитектурному планированию уделялось серьезное внимание, что позволило создать завершенные архитектурные ансамбли и построить здагагя, которые до сих пор являются несомненными архитектурными украшениями Воронежа. Однако развитие архитектуры в контексте общих проблем истории художественной культуры автором не рассматривалось.
Заслуживает быть отмеченной и книга ЗЛ.Анчиполовского «Вчера и сегодня кольцовской сцены» , в которой в рамках традиционных хроник автору удалось поставить ряд серьезных теоретических проблем, связанных с функционированием театра и его ролью в обществе.
Вместе с тем необходимо отметить, что во второй половине 90-х годов в связи с общей обстановкой в стране наблюдается снижение интереса к научным исследованиям вообще и к проблемам художественной культуры - в частности.
Для подготовки данной диссертации представляли интерес не только исторические работы, которых по изучаемой теме крайне мало, но и публикации работников ис-
В Г.Шзмаев. Сочлаипе и начало работы Воронежского народного хора /Тіоронежский краеведческий сборшлс Иі истории к> пі,туры края. - Воронеж, 19S5, С.45-69. ! Анчнгю.іоескіш 3 Я. Люди русского театра. - Воронеж. 1933. - 95 с. ' Анчшюловскпіі З Я. Театр год за годом. Воронеж. 19S8. 1 АнчшюлоасшпЗ Я. Вчера и сегодня кольцовской сцеюл. - Воронеж. 1997. - 119с.
кусств, театральных и музыкальных критиков в журналах «Театр», «Музыкальная жизнь», «Огонек», «Литературный Воронеж», «Подъем», и др.1
Однако все эти публикации написаны в «духе» своего времени. Они не отражают истиной картины художественной жизни, крайне преувеличивают достижения в художественной культуре 1945-1953г.г., фактический материал этих публикаций отрывочен и нуждается в сопоставлении с другими источниками.
Таким образом, малоизученность многих вопросов развития отечественной культуры в послевоенный период вообще и художественной культуры областей Центрального Черноземья в частности, акцентирование внимания в основном на положительном опыте в вопросах возрождения художественной культуры после Великой Отечественной войны и крайности в оценках, содержавшиеся в постановлениях ЦК ВКП(б) по вопросам литературы и искусства, отсутствие обобщающих работ по проблемам художественной жизни областей Центрального Черноземья в избранных нами хронологических рамках делают тему предложенной диссертации привлекательной доя исследования.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что цель данного диссертационного исследования - воссоздать общую картину художественной жизни областей Центрального Черноземья в 1945-1953 годах, выявить ведущие тенденции ее развития, показать, как литература if искусство отражали исторический опыт своей страны и своего региона, свое время в наиболее осязаемых художественно -эстетических формах.
В связи с этим задачами исследования являются:
изучение основных целей и задач художественной политики партии и государства в 1945-1953 г.г., определение места литературы и искусства в социалистическом государстве тоталитарного типа;
раскрытие содержания художественной политики партии и государства в этот период, выявление основных черт художественной жизни региона, определение периодизации развития.художественной культуры в 1945-1953 годах;
' Афанасьев Л. Скульптор В.Ф. Буримов // Подъем. - 1958. - К2. - С.139-142; Блок В. Воронежские преш-еры // Огонек. - 1949. - Xs33. - С.26-27; Волгин Ю. Будущее теагра // Смена. - 1952. - К11; Вонслов В. Первые шаги /; М)1. Жизнь. - 1962. -Nal7. - С. 11-12; ГаГперова Е. Сила таланта // Театральная жизнь. - 1958. - №3; Дальшій. Большой пуль: к 150-ЛЄТ1ГЮ театра // Jlirr. Воронеж. - 1953. №1. - С.215-232; Данилов Н. Путь театра // Подъем. - 195S. -К;3. - С.128-132; Данилов Н. Актер С.И.Папов // Лиг. Воронеж. - 1950. - №2. С.206-220; Данилов Н. Артистка О Г. Супротивная // Подъем. - 1957. №1; Жукова Л. Творческая смелость //Огонек. - 1952. - №33; Петрова К. На спектаклях Воронежской музкомедии // Сов. Музыка. - 1958. - N9. - С.50-55; Пименов В. in гущи народной // Огонек. -1959. -№42; Токарев М. Новая постановка старой драмы//Театр. - 1954. -100.
обобщение форм и методов реализации художественной политики в послевоенный период на примере областей Центрального Черноземья; ... определение общих черт и особенностей организации художественной жизни Воронежской, Курской, Тамбовской областей (в границах до 1954 года);, выяснение причин подъема литературы и искусства в 1945 году, создавших предпосылки для дальнейшего развития художественной культуры в регионе; - выявление особенностей художественной культуры Центрального Черноземья
в послевоенный период. Научные основы исследования. В ходе анализа источников и литературы, а также в выводах, являющихся итогом исследования мы стремимся к научной объективности, непременным условием которой является фундаментальный методологический принцип историзма. В диссертации используются такие исследовательские методы, как проблемно-хронологический сравнительно-исторический, статистическігіі, корреляционный логический анализ и другие, которые выступают в качестве установок и принципов, определяющих направление исследования, регулирукшнгх исследовательские' подходы.
Наше диссертационное исследование опирается на достаточно широкую источ-ннковую базу. По существовавшей в СССР традиции мы подразделяем все документы и материалы на четыре группы: на три группы опубликованных и одну - неопубликованных, архивных. К первой группе относятся документы КПСС, включая решения ее съездов, пленумов и ЦК. Вторую группу составляют законодательные нормативные акты, постановления правительства СССР и местных органов власти, распоряжения органов управления культурой разных уровней. К третьей группе принадлежат статистические справочники, материалы центральных и местных литературно-художественных журналов. И, наконец, к четвертой - неопубликованные документы из бывших партийных п государственных архивов.
Разумеется, подобное деление весьма условно, поскольку ряд опубликованных источников одновременно включает в себя документы первой и второй групп, ибо на практике проводилась единая партийно-государственная политика при руководящей роли коммунистической партии.
Статистические материалы по теме исследования были опубликованы как в местных газетах и журналах, так и в статистических сборниках РСФСР и СССР. Достоинством этого вида источников является их идеологическая непредвзятость, недостатком -скудность статистических сведений, поступавших в печать. Идеологической непред-
взятостью отличается и имеющаяся справочная литература, в основном по вопросам развития изобразительного искусства. Вместе с тем автор учитывала, что печатные источники прошли предварительную цензуру и недостаточно отражали реальное положение дел.
При подготовке диссертации привлекались материалы архивов Воронежской, Курской и Тамбовской областей, которые нами делятся на шесть групп.
К первой группе данного вида источников можно отнести приказы и директивные указания Комитетов по делам искусств при СНК РСФСР и СССР, решения Воронежского, Курского, Тамбовского исполкомов депутатов трудящихся по вопросам литературы и искусства за 1945-1953 г.г., сводные годовые отчеты Отделов по делам искусств Воронежской и Курской и Тамбовской областей, Управлений культуры (в Государственном Архиве Воронежской области - документы фондов 2951, 2825, в Государственном Архиве Курской области документы фонда 3154, в Государственном архиве Тамбовской области - документы фондов 4825, 5087), Эти документы позволяют точнее охарактеризовать результаты художественной политики и выделить этапы развития художественной культуры в 1945-1953 г.г.
В документах областных Отделов по делам искусств имеется другая группа источников, а именно: планы деятельности учреждений искусств в Воронежской, Курской и Тамбовской областях за 1945 — 1953 г.г., докладные записки директоров театров и других учреждений искусства, переписка с облисполкомами и Комитетом по делам искусств при СНК РСФСР по вопросам репертуара, а также разрешения обкомов по репертуару театров и филармоний, протоколы заведений Художественных Советов. Эта группа источников хорошо дополняет первую в вопросах форм и методов осуществления художественной политики, организации художественной жизни, показывает, как менялось содержание художественной жизни областей Центрального Черноземья на протяжении всего изучаемого периода.
Широко используются в работе акты обследования финансовой деятельности учреждений искусств. Они составляют третью группу источников.
Для освещения вопросов сохранения памятников истории и культуры использовались документы и материалы фондов 2288 (музей изобразительных искусств) в ҐАВО и 5346 (Управление Главного архитектора) в ГАКО, они составляют четвертую группу архивных источников. Пятая группа источников включает в себя основные материалы по вопросам организацию художественной жизни Центрального Черноземья. Это отчеты и протоколы заседаний правлений Союзов художников (ф. 3154 в ГАКО и
ф. 2820 в ГАВО). собраний производственно-художественных мастерских (ф.3032 в ЦДШІ ВО), редколлегии альманаха «Литературный Воронеж» (ф.3071 в ГАВО), в Воронежской писательской организации (ф.2029 в ГАВО). Выводы об успехах и достижениях учреждений искусств и творческих коллективов во многом опираются на архивные материалы Воронежского Музыкального театра (ф.1568 в ГАВО), театров кукол Воронежа, Тамбова и Курска (ф.2940 в ГАВО, ф. 2611 в ГАТО, ф.386 в ГАКО), Воронежского русского народного хора (ф.2580 в ГАВО), Тамбовской областной филармонии (ф.2461 в ГАТО) и других учреждений искусств.
Шестую группу архивных источников составляют документы партийных органов и первичных партийных организаций учреждений искусств.
В целом все архивные документы, использованные при подготовке диссертации, дают возможность объективно выявить положительные и негативные стороны в развитии художественной культуры областей Центрального Черноземья в сложных послевоенных условиях.
В то асе время отметим, что определенная часть этих материалов тенденциозна: они пронизаны непоколебимой уверенностью в правоте партийных доктрин и методов партийного руководства развитием художественной культуры.
Заключая краткий обзор основных групп источников данной диссертации, необходимо сделать два пояснения.
Первое: для соискателя в ряде случаев особый интерес представляло не только первичное исследование фактического материала, но и анализ этого материала для постановки некоторых методологических вопросов исследования.
Второе: в работе соискателя непосредственно «присутствует» лишь часть использованных источников, несущих на себе наиболее значительную содержательно-информативную нагрузку. Некоторая часть документов и фактов, непосредственно в данное диссертационное исследование не вошла, но, наряду с использованными материалами, послужила базой для постановки ряда проблем исследуемой темы, для обоснования выводов и обобщении.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем впервые комплексно рассматриваются состояние и проблемы художественной культуры Центрального Черноземья в 1945-1953 годах.
Основу для реализации поставленных в диссертации задач составили новые исследовательские подходы к изучению вопросов художественной жизни, художественной политики, художественной культуры. В главном они нацелены па объективный по-
каз роли партии и государства в развитии художественной культуры, преодоление стереотипов в освещении вопросов партийно-государственного руководства культурой, на избавление от идеологизированных оценок и представлений о достижениях и деятелях художественной культуры вообще н Центрального Черноземья в частности. В диссертации на основе анализа целей, задач, содержания художественной политики партии и государства выделены этапы развития региональной художественной культуры послевоенного периода. Научная новизна исследования заключается также в раскрытии противоречий художественной жизни региона в 1945-1953 г.г., определении общего и особенного в развитии художественной культуры областей Центрального Черноземья.
В диссертационном исследовании не только реализуются новые концептуальные идеи, теоретические положения, но и вводится в научный оборот большое количество ранее неизвестных документов. Работа вливается в общий поток работ по поиску объективной научной оценки истории развития художественной культуры в регионах России в рамках 1945-1953 годов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный и проанализированный материал, сделанные выводы и обобщения вносят определенный вклад в изучение культуры областей Центрального Черноземья в 1945-1953 годы. Материалы исследования могут быть использованы при чтении лекций и спецкурсов в вузах, учителями истории, работниками музеев, всеми, кто интересуется историей родного края.
Положительный опыт работы некоторых учреждений ЦЧР в послевоенный период в режиме самофинансирования показывает пути повышения доходности театров, музеев н концертных организаций^ современных условиях может быть взят на вооружение.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.