Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие художественной культуры народов Дагестана в 20-30 годы XX в. Булейко, Наталья Андриановна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Булейко, Наталья Андриановна. Развитие художественной культуры народов Дагестана в 20-30 годы XX в. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Махачкала, 2000.- 191 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-7/622-7

Введение к работе

Художественную культуру мы понимаем как совокупный продукт и способ художественной деятельности людей. В данном случае в понятие "совокупный" вкладываетсято, что художественная культура охватывает все отрасли художественной деятельности - словесную, театральную, музыкальную, изобразительную и т.д. и то, что она включает в себя все процессы, которые протекают вокруг искусства, то есть созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, а также - воспитание художников, публицистов, кріггиков, искусствоведов. Художественная культура представляется теоретической моделью, характер и уровень которой зависит от социально-экономического развития общества. Системный подход в исследовании художественной культуры означает: во-первых, рассмотрение художественной культуры, как относительно самостоятельного слоя культуры, строение, функционирование и развитие которого связано с общими потребностями культуры, обусловленными характером социальных отношений; во-вторых, то, что художественная культура есть внутренне организованное сложное многомерное целое, которое имеет устойчивую и в то же время исторически меняющуюся структуру н определенные социальные функции, которые детерминируют данную структуру.

Функции художественной культуры определяют основные особенности ее структуры - трехмерное строение. Необходимость переработки всей информации, поступающей извне, из других сфер культуры, общественной жизни в художественную, выдвигает первое измерение художественной культуры- духовно-содержательное, или информационное. Художествен нал культура вырабатывает общую модель мира, представление о человеке, общественный идеал. Л в соответствии с этим появляется и определенный способ художественного освоения действительности - творческий метод. Однако художественное сознание - это идеальное образование, которое становится реальным феноменом культуры лишь в процессе опредмечивания произвол-

4 ства художественных ценностей и их потребления. Организация данных процессов осуществляется в различных институционализированных формах, в силу чего художественная культура имеет второе, необходимое ей для существования измерение - организационно-функциональное, или институциональное. Поскольку, художественная культура членится на определенные культуры, соотношение которых меняется в ходе художественного развития человечества, то появляется третье измерение художественной культуры -зонально-видовое или морфологическое.

В работе "Развитие художественной культуры народов Дагестана 20-
30-х годов XX в." делается попытка рассмотрения художественной культуры
с точки зрения ее трехмерного строения. Художественная культура народов
Дагестана 20-30-х годов XX в. представляет большую историческую цен-
кость и научный интерес. История развития художественной культуры наро
дов Дагестана - один из важных аспектов историко-культурного и общест
венно-политического развития республики.
'

Глубокие перемены, происходящие в стране, попытки демократических преобразований всех сторон жизни общества, обусловили повышенные интерес к историческому опыту. Осмысление опыта эволюции художественной культуры Дагестана усиливает то важное обстоятельство, что в нашу современность наметились несовпадающие и порой противоположные подходы и суждения о многих аспектах становления художественной культуры горцев.

Рассматривая процессы культурного строительства, можно заметить, что в конкретной практике 20-30-х годов в Дагестане речь идет о сложном взаимодействии многих культурных традиций, о контактах между самобытными культурами аварцев, даргинцев, кумыков, лезгин, лакцев и других народностей с европейскими традициями, сложившимися преимущественно в р>сской кулыурс. Типологические различия данных культур порождают сложности и неожиданности этих пластов культурного сопряжения.

tt 5

Оглядываясь назад на предвоенные годы, необходимо осмыслить пройденный этап, подвести итоги позитивного и негативного в культурной жизни общества после октября 1917 г.

Вся история послеоктябрьского периода носит на себе печать эпох», наполненной противоречиями и разнообразием позитивных и негативных последствии культурных преобразований в Дагестане. Вполне закономерно то, что ныне на повестку исследовательской работы выдвигается задача: всесторонне и объективно исследовать проблемы становления и развития не только художественной, но и общей культуры народов Дагестана в 20-30-е годы XX d. Всестороннее изучение истории развития художественной культуры народов Дагестана дает в руки исследователя богатый материал, позволяющий высветить положительные и отрицательные последствия художественно-культурных преобразований в первые десятилетия существования советского государства.

В наше время стало возможным исследовать данную проблему более широко, осмыслить все ее аспекты с привлечением новых, в прошлом недоступных источников н материалов, с учетом накопленного историографического опыта. В свете отмеченного обращение к анализу истории развития художественной культуры народов Дагестана 20-30-х годов представляется вполне актуальным. Без всестороннего и глубокого анализа проблем профессионализации искусства Дагестана невозможно целостное освещение исторического прошлого республики.

Актуальность исследования этого периода развития художественной культуры народов Дагестана обусловлено еще и тем, что долгие годы умалчивались многие негативные явлення в процессе развития национальной дагестанской культуры. Историческая ответственность перед памятью поколений, культурой и традициями предшествующих и последующих лет со все большей остротой ставит перед нами вопросы об объективном изучении пу-

тей развігтия дагестанской художественной культуры, поисках и находках приобретениях и потерях 20-30-х годов.

В процессе коренного реформирования политической, экономическое и духовной сфер нашей действительности, анализ опыта прошлых лет, можсі стать фактором, позволяющим избежать ошибок как в теоретнко-научнои-осмыслении истории развития художественной культуры народов Дагестан: 20-30-х годов XX в., так и в практическом плане дальнейших поисков путеї эволюции искусства страны гор.

Хронологические рамки исследования охватывают 1920-1930-е гг. годы ускоренного развития художественно^ культуры народов Дагестана і профессионализации искусства. Отправной датой стал 1920 год в силу того что в этом году в республике фактически закончилась гражданская война трудящиеся горного края приступили к созидательному труду, творчески* деятели - к преобразованиям в области художественной культуры.

В связи с тем, что в диссертации затрагиваются вопросы преемствен пости национальных традиций в формировании новой художественно! культуры народов Дагестана и влияния фольклора на становление профес сионального искусства, анализируется и материал предшествующего истори ческого периода. Дня того, чтобы воссоздать полную картину процесе культурного строительства в республике, автор решил определить конечны! хронологический рубеж исследования предвоенный 1940 год, так как имешн к этому времени завершился процесс становления многонациональной сие темы в профессиональном искусстве края.

В 20-30-е годы XX в. произошли громадные изменения в структуре ху дожественной культуры многонационального Дагестана. Такие хронологичс скис рамки исследования и последовательность анализа культурно исторического процесса позволяют раскрыть истоки многих сегодняшни: явлений эволюции искусства Дагестана, так как п этот период наиболее четк просматриваются актуальные с точки іронія современности аспекты про

7 цілого. С этой целью автор и проводит исторические параллели с 90-ми годами.

і Методологической основой диссертационного исследования является научный историзм и исторический детерминизм. История развития художественной культуры народов Дагестана 20-30-х годов XX в. излагается в историческом плане. Для полноты раскрытия проблемы в работе используются как общенаучные методы (исторический, логический, классификационный) так и методы, применяемые для анализа конкретных исторических явлений (сравнительно-исторический, описательный). При этом учитывались общечеловеческие гуманистические принципы в оценке исторических явлений и процессов, связанных с культурным строительством в Дагестане, их приоритет перед классовыми.

Степень изученности проблемы. Многое теоретические и методологические вопросы закономерностей развития художественных культур народов бывшего Советского союза широко освещены в' работах российских ученых: Г. Гачева', Ц. Арзакаиьян2, Б. Бирюкова и Е. Геллера3, В. Давидовича к 10. Жданова4,10. Лукина5, Г. Поспелова6, 10. Борева7. В трудах указанных историков, философов, культурологов получены определенные выводы, которые позволяют точнее сформулировать методологические принципы изучения истории развития художественной культуры народов Дагестана 20-30-х годов. Исследуя процессы становления профессионального искусства Дагестана, автор опирался па теоретические выводы, выработанные в коллективной монографии Леншпрадского университета "Художественная культура в докапиталистических формациях"8. В данной работе дается струк-

1 Гачев Г.В. Ускоренное развитие литературы - М„ 1964. Арзакаиьян Ц.Г. Трактовка гуманизма в современных буржуазных концепцшк культуры и цивилиицня. М., 1969.

' Бирюков СВ., Геллер Е.С. Кибернетика в гуманитарных науках. - М„ 1973. ' Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность гультуры. - Росто»-ка-Дону, 1979.

5 Лукин ЮЛ. Идеологи» и художественна* культура. М.. 1982; Он же. Художественна» культура развитого социализма: достіпкеїші, поиски, проблемы. M., 198]. ' Поспелов Т.Н. Искусство и хтетика. M., 1984. 'Поре» Ю.Б. Эстетика. - М., I98S. 1 Художественная культура а докапиталистических формациях. ЛГУ, 1984.

8 турно-типологичсский анализ художественной культуры человечества, рассматриваются типы художественной культуры как исторически конкретные системы институтов художественного производства и потребления, строения художественного сознания - методы творчества и стили, способы художественного освоения мира - видов и жанров искусства.

В плане исследования названной проблемы особый интерес представляют и работы проф. М.С. Кагана', в которых автор анализирует социальные функции искусства, исследует внутренний мир искусств, взаимоотношения разных классов, семейств, видов, разновидностей искусства, родов и жанров.

В исследовании темы мы также опираемся на то, что данная культура является исторически меняющейся структурой и лишь в конце 30-х годов она предстает уже сформировавшейся целостностью. В данный период идет процесс формирования ростков нового искусства, в результате которого традиционная система художественных-ценностей горцев становится "экспериментальной" основой создания профессионального искусства Дагестана. 20-30-е годы рассматриваются нами как годы взаимопроникновения, дополнения и в то же время взаимного отрицания опыта, традиций и ценностей двух разных по типам культур - дагестанской и русской. По сути 20-30-е годы XX в. стали переломными в историко-художественном развитии края.

В процессе работы над диссертацией автор внимательно изучил труды многих дагестанских историков. Большой интерес представляют работы по истории Дагестана2.

1 Каган М.С. Морфологии искусства. Л.. 1972; Он же. Социальные функции искусства. - М., I97S; Он же. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. - М.. 1974.

' Авилов А.А. Борьба коммунистической партии и осуществление чультуркоП революции в Дагестане. -Махачкала, 1957; КаПмарато» Г.И. Культурное строительство в Дагестане (1920-1940 гг.) Махачкала, I960; Османоа A.M. Осуществление новой экономической политики Дагестана 1921-1925 гг. М. 197S; Магомедов Р.М. Роима н Дагестан. Страницы истории. - Махачкала. 1927; Магомедов P.M., Магомедов Л.Р. История Дагестана, 1994. Булатов Б.Б. Дагестан на рубеже XIX XX вв. Махачкала, 1996. История Дагестана с дреянейшкх времен до наших дней.- Махачкала, 1997. Он же. Проблемы социально-экономического и социально-культурного рпяитмя Дагестана (1850-е годы XIX 1930-е годы XX веков): Автореферат диссертации и соиск. уч стел, д-ра нет. наук. Махачкала; 1997. История Дагестана с древнейших времен до наших лиги Махачкала. 1997.

Значительным вкладом в разработку истории культурной революции в республике явились работы дагестанских ученых А.А. Абнлова , Ш.Г. Кай-маразова:, Д.М. Магомедова3, А.Г. Агаева4, М.М. Курбнева3, Ш.Б. Магомедов и М.А. Разакова7, А.Х. Рамазанова8. Стараниями указанных исследователей был охарактеризован и обобщен дагестанский опыт осуществления культурного строительства послеоктябрьского периода, изучены завоевания и национально-исторические особенности основных направлении культурной революции. Ими были проанализированы процессы формирования самобытной культуры народов Дагестана, их обычаи, традиции и преобразования в области просвещения, науки, искусства, произошедшие в первые десятилетия Советской власти. Написанные на основе обширного фактического материала, многие положения данных авторов не утратили своего значения и в настоящее время.

Характеристику культурного наследия дагестанских народов мы находим и з коллективных трудах: "Очерках истории дагестанской советской литературы"9, "Становление профессионального искусства Дагестана"10, "Очерках истории советского искусства Дагестана 1917-1941 гг."", в книгах: "Искусство Дагестана в контексте современной художественной культуры"12 и т.п.

Сделаны первые попытки исследования истории развития видов и жанров дагестанского профессионального искусства: в области музыкальной

1 Авилов А.Л. Очерки советской культуры народов Дагестана. - Махачкала, 1959.

2 Каїімаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагеетаиз. М., 1971.

' Магомедов Д.М. Профессиональное искусство Дагестана. - Махачкала, 1972; Он же. Развитие социалистических национальных художественных культур. М, 1979.

4 Агасп А.Г. Социалистическая национальная культура. - М, 1974.

5 Курбнев М.М. Духовное развитие народов Дагестана в 20-30-х годах //Путем Октября. - Махачкала, 1990.

Магомедов UI.G., Разаков М.Л. Из истории социально-экономического, культурного развили Дагестана (1917-1940 гг.).-Махачкала, 1994.

Рамззанов А.Х. Международные экономические связи и культурное развитие Дагестана в составе Россия в XIX начале XX вв. - Махачкала, 1997.

Очерки истории дагестанской советской- литературы. Махачкала, 1957.

" Становление профессионального искусства Дагестана. - Махачкала, 1982. "Очески истории советскою искусства Дагестана І9І7-І94І гг. -М.. I9S7. |: Искусство Дагестана в контексте современной художественной культуры. - Махачкала, 1988.

культуры - работы Г. Гасанова', С. Керимова2, С. Агабабова3, М. Якубова4, М. Коркмасовон5; в области истории театрального искусства - С. Говорова6, М Зульфукаровой7, Д. Алклычева*, Г. Султановой', Г. Рустамова10; d области архитектуры - А. Бакланова", А. Башкирова12, С. Хан-Магомедова", П. Дебирова14; в области литературного творчества: К. Султанова", У. Далгат'6, Р. Юсуфова17, Э. Кассиева", Г. Гамзатова"; в области изобразительного искусства и скульптуры - Н. Воронкиной20, 3. Гейбатовой-Шолоховой21, Л. Шахмардановой22; d области декоративно-прикладного нс-

I Гвсанов Г.А. Дагестанская музыка. // Дагестанский альманах. Пятигорск, 1937.

' Керимов С.А. Музыкальная культура Дагестанской ACCP^d Музыкальная культура автономных республик РСФСР. - М., 1957. ' Агабабоа С. Деятели музыкального искусства Дагестан. Махачкала, I960.

* Якубов М. Музыка Дагестанской Автономной Советской Социалистической Республики. // Социалисти
ческая музыкальная культура. М., Берлин, 1974; Он же. Очерки истории дагестанской советской музыки.
T.1.1917-1945 гг. -Махачкала, |974;0нже.0теи Дагестанской музыки.-Махачкала, I9S0.

Коркмасова МЛ. Дагестанская симфония. - Махачкала, 1990. |

Говоров С. Лакский театр. - Махачкала, 1957; Он же. Театр народов Кавказа. - Пятигорск, 1936; Он же. Кумыкский театр. - Махачкала, 1955; Он же. Аварский театр. - Махачкала. I960. ' ' Зульфукарова МИ. Жизнь в искусстве. Махачкала, 1973; Она же. Зарождение и развитие драматургии и театрального искусства народов Дагестана. Махачкала, 1981. , ' Алклычев Д У истоков национального театра. Махачкала, 1979.

Султанова ГА Революции посвящается: ісма революции и социалистических преобразований в дагестанской драматургии и театре. Махачкала, 1981; Она же. В поисках современности. Махачкала, 1986; Она же. Театр - первенец. - Махачкала, 1973.

и Руспмов ГА. Театральные россыпи. Махачкала, 1975; Он же. Книга о моем театре. М, 1983; " Бакланов II Б Хтатоку шецы Дагестана. М.. 1926.

II Банкиров АС. И «учение памятников старины Дагестана // Дагестанский сборник. Махачкала, 1927.
Т.Ш.; Он же. Искусство Дагестана. - М.. I9JI.

" Хан-Магомслов СО І Іаролнос жилише Южного Дагестана и некоторые вопросы национальных особенностей советской архитектуры. - Махачкала. 1965. Он же. Народная архитектура аварцев. Махачкала, 1967. и Дибиро» П.М. Архитектурная рсіьГіа Даісстана. - М., 1966; Он же. Резьба по камню Дагестане. М, 1966.

" Султанов К. Поэты Дан-стана. - Махачкала, 1959; Он же. Этюды о литературах Дагестана. Ш, I97J. м Далгат У.. Полня народов Длестана. М. I960; Она же. Фольклор и литература народов Дагестана. №, 1962; Окаже. Литература и фольклор.-М, 1981.

" Юсуфов Р.Ф. Михнонашкпитыш литература народов Дагестана. - Махачкала, 1973.
" Кассисв Э.Ю. Дагестанская литература їм пути к социалистическому реализму. Махачкала, I9S2.
" Гамзатов Г.Г. Гвм ит Паласа: жизнь и творчество. - Махачкала, I9S3; Он же. Преодоление. Становление.
Обновление. -Махачкала. 1986.
;

* Воронина МП. Изобразительное искусство Советского Дагестана. - Махачкала, 1978.

" I ematou-Шолояпи 3 Монументально-декоративные поиски в творчестве дагестанских художников ?0-}Ск годы. // Наролж* лскорашвно-прнклалнос искусство и современность. Махачкала. 1979. '' Шакиярдамом Л І) Ляісстаноая живопись. ИскусствоДагествна. -Махачкала, 1981.

кусства: Н. Яковлева1, Е. Шиллинга2, Э. Кильчевской и А. Иванова', С. Ага-шнриновой4, М. Маммаева , А. Магомедова .

Внимательное изучение литературы, посвященной истории советской художественной культуры народов Дагестана, советского периода свидетельствует о том, что на исследования, проведенные в этой сфере историками культуры и искусства довлели догматы узко понятой классовости и партийности. Созданы они в духе непомерного восхваления победных достижений и замалчивания некоторых негативных моментов. Некая неприкрытая тенденциозность в отборе фактического материала, в ее оценке, естественно, не позволяли ученым обрисовать объективную картину историко-художественного развития советского общества в целом и ее отдельных регионов. Обзор имеющейся литературы показал, что различные аспекты истории формирования профессионального искусства народов Дагестана до перестроечного периода, культурной революции привлекали внимание многих исследователей. Отмечая важность и полезность работ наших предшественников, следует признать, что в этих трудах основное внимание уделялось описанию и обобщению положительного опыта. В 90-е годы XX в. интерес к историческим перипетиям послеоктябрьского периода вновь возрастает. Однако в вышеуказанных работах дагестанских ученых этих лет освещены от-дельные вопросы культурного развития края, и лишь некоторых видов искусств. Ни одна из них не ставила своей задачей целостно раскрыть истори-

Яковлсв П. Кубачинская ювелирная кустарно-художественная промышленность. - Махачкала, 1926. J Шиллинг Е.М. Дагестанские кустари. - М., 1926. Он же. Балхар. Женские художественные промыслы Дагестанского аула Балхар. - Пятигорск, 1936. Он же. Униукуль. // Народное творчество. - 1937. №5. ' Кильчсвская З.П. Художественные промысли Дагестана. - М., 1959; Кильчевская Э.В., Иванова А.С. От изобразительности к орнаменту. - М., 1968.

Лгашпринова С.С. Материальная культура лезгин, XIX начало XX в. - М, 1978. Она же. Истоки и кторш развіггия материально!! культури. - ИПЦ ДГУ, 1995.

' Маммасв М.М. Декоративно-прикладное искусство Дагестана. - Махачкала, 1989.

4 MarovcfloB АД. Город златокузнсцов: Из истории художественных и общественных традиції!! с. Кубачи. -Mavanxaia, 1998. Он ;ке. Традиционное художественно ремесло Дагестана (XIX начало XX ».). - Махачкала, 1299.

12 чсские процессы развития художественной культуры народов Дагестана в 20-30-е гг XX в.

По этим весьма существенным причинам обозначенную тему нельзя признать исчерпанной. Немало актуальных проблем, решение и осмысление которых важно для дальнейшего развития художественной культуры народов горного края, ждет еще своего объективного освещения. Осознание данного положения и обусловило наш выбор в качестве темы кандидатской диссертации исследование истории развития художественной культуры народов Дагестана 20-30-х гт XX в.

Источники исследования:

-.О

Источниковой базой диссертации явились материалы и документы фондов Центрального государственного архива Республики Дагестан (ЦГА РД), Рукописного фонда Института ИАЭ Дагестанского НЦ РАН, статьи по избранной теме и другие материалы.

Использованы документы из фондов Центрального государственного архива 1-п (Дагестанский обком КПСС), 4-р (Дагестанский революционный комитет), 37-р (ЦИК Дагестанской АССР), 168-р (Совет Министров ДАССР) и др. В них хранятся документальные материалы актов, совещаний, отчетов, в которых отражена деятельность советских органов в самых различных областях культуры. В них же представлены сводные статистические данные о развитии культуры; росте сети школ, специальных средних и высших учебных заведений, подготовке кадров национальной интеллигенции и т.д.

Значительную фактологическую ценность представляют использованные в процессе работы над диссертацией сборники документальных материалов о развитии народного хозяйства и культуры Дагестана1.

1 10 лет автономии Дагестанской АССР. К отчету правительства о состоянии советского, хоыоствашого и культурного строительства к 10-летию автономии Дагестана (1921 20 января 1931 г. Махачкала, 1931; Борьба и установление и упрочение Советской власти в Дагестане в 1917-192) гг.: Сб. документе!, и мате* риалов. М. 1458; Братское содружество народов СССР. 1922-1936 гт. - М.. 1964; Сб. Социалмо-эжомоыические и культурные прсобраювани* Дагестане (1920-1970 гг.). - Махачкала. 1977.

Большую ценность представляют материалы, опубликованные в газетах и журналах. Автор диссертации изучил и проанализировал республиканские газеты: "Советский Дагестан" (1920 - март 1922 г.) - орган Дагестанского комитета РКП(б) и Дагревкома "Красный Дагестан" (март 1922 - март 1932 гг.) - орган Дагестанского обкома ВКП(б) и Даг ЦИК, "Дагестанская правда" (1932-1940) - орган Дагестанского обкома КПСС, Верховного Совета и Совета Министров Дагестанской АССР.

Из материалов, начавших выходить в советское время, нами тщательно изучены местные журналы "Звезда", "Социалистическое строительство Дагестана" (1923-1931 гг.) - органы Дагестанского обкома ВКП(б) и "Плановое хозяйство Дагестана" - журнал Госплана ДАССР, в которых также печатался материал о культурном строительстве республики.

Характеризуя источниковую базу диссертационного исследования, мы должны учитывать, что на документах и материалах, о которых шла речь выше, лежит печать времени, что они отражают конкретную политическую обстановку того времени. Часть этих материалов страдает односторонностью подхода к оценке результатов, преувеличиваются достижения, иногда прігук-рашивается реальное положение дел.

Большую помощь в написании диссертационной работы оказали материалы и архивные документы, хранящиеся в Дагестанском республиканском музее изобразительных искусств, Дагестанском Государственном объединенном историко-архитсктурном музее, Музее художественно-графического факультета Дагестанского государственного педагогического университета, музее Русского драматического театра им. М. Горького, а также личные воспоминания многих основоположников профессионального дагестанского искусства.

Цель и основные задачи исследования.

Главным исследовательским замыслом диссертации является нсторико-тсоретическая разработка и освещение комплекса проблем, связанных с раз-

витнем художественной культуры народов Дагестана в 20-30-е гг. XX в. Исходя из этого, опираясь на накопленный историографический опыт и, широко привлекая новые архивные материалы и публикации, в работе предпринята попытка рассмотреть историю становления и развития художественной культуры народов Дагестана как целостной системы, обладающей информационным или духовно-содержательным, организационно-управленческим, зонально-видовым или морфологическим строением.

Достижение цели обеспечивается постановкой и решением следующих основных задач: рассмотрением организационно-функционального или институционального строения художественной культуры народов Дагестана, освещение проблем специфики художественно-образного мышления дагестанцев и формирования публики соответствующей данному типу художественного производства, анализом процесса автономизации художественной культуры и путей решения этой задачи, выявлением классов и семейств искусства, с одной стороны, а, с другой, жанров и разновидностей каждот и их исторического развития в исследуемый период.

Несмотря на усиленное внимание историков Дагестана к изучению проблем культурного строительства, имеются достаточные основания утверждать, что эта тема комплексно еще разработана недостаточно. До сих пор нет исследований, в которых с достаточной глубиной и всесторонне раскрывались бы вопросы исторической преемственности художественной культуры народов Дагестана, влияния фольклорного наследия на историю развития профессионального искусства Дагестана.

Не ставя перед собой задачи целиком восполнить этот пробел, мы тем
не менее делаем попытку проанализировать основные тенденции, законо
мерности н особенности развития художественной культуры народов Даге
стана в 20-ЗО-хгг. XX в. і

Научная попита диссертации, по мнению автора, заключается в том, что она яшіяетея одной из первых работ, в которой предпринята попытка

комплексного исследования истории развития художественной культуры народов Дагестана как относительно-самостоятельного слоя культуры. , В диссертационной работе выявляется и анализируется система факторов, влиявших на развитие художественной культуры народов Дагестана: политических, идеологичесййс, экономических.

Впервые автор определяет актуальное и репрезентативное виды искусства 20-30-х гг. XX в. В отличие от предшествующих работ, в которых основное внимание сосредоточено на описании положительного опыта, автор, отіраясь на доспсзкегаи обществоведения, связанные с развитием науки 90-х годов, дает критический анализ недостатков и просчетов в процессе форми-рования искусства Дагестана. Однако, мы ни в коей мере не принижаем впечатляющих завоеваний дагестанской культуры в рассматриваемый исторический период н критически относимся к попыткам такого рода переосмысле-тга истории развития художественной культуры народов Дагестана, наблюдаемым в последние годы.

В ходе работы над темой в научной оборот введены ранее не исследованные архивные документы, материалы и многае публикации последних лет.

Практическая значимость диссертации заключается в обобщении исторического опыта становления художественной культуры народов Дагестана. Результаты исследования закономерностей и тенденций развития дагестанского профессионального искусства могут найти применение при дальнейших научных исследованиях темы, при подготовке обобщающих трудов по истории советского искусства Дагестана, в практике вузовского преподавания, в лекционной пропаганде, при подготовке к написанию дипломных и курсовых работ студентами факультетов: истории, культурологии и в целом гуманитарии.

Апробации диссертации

Многие положения диссертации были обсуждены на заседаниях ка-фелрм истории и теории культуры Даггосуннверситета.

Студентам V курса отделения журналистики прочтен спецкурс "Развитие художественной культуры народов Дагестана в 20-30-х гг. XX в.".

Отдельные положения диссертации освещены в научных статьях, опубликованных в сборниках кафедры журналнстнхн Даггосуннвсрситета.

Диссертационная работа прошла апробацию и рекомендована к защите ва заседании межфакультетской кафедры новой и новейшей истории Дагестанского государственного университета.

Структура и объем диссертации. Исследование включает 191 страницу машинописного текста и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.