Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Протест в менталитете крестьян восточной Сибири : Истоки, характер, развитие, середина 1880-х - 1905 гг. Титов, Владимир Юрьевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Титов, Владимир Юрьевич. Протест в менталитете крестьян восточной Сибири : Истоки, характер, развитие, середина 1880-х - 1905 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Иркутск, 2000.- 271 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-7/502-9

Введение к работе

Актуальность темы. На современном этапе развития науки происходит глобальный пересмотр исторического прошлого России. В настоящее время возрос интерес к работам, посвященным повседневному поведению человека в момент деструктивных, экстремальных ситуаций. С конца 1980-х гг. в литературе все чаще освещается проблема социального протеста, через призму которого рассматриваются многие драматические периоды в развитии России, в том числе и крестьянские выступления. Необходимо отметить, что без подобных региональных работ г историографии будет сложно выработать единую политику по преодолению социальных конфликтов в настоящее время. Особо важным при изучении истории представляется необходимость четкого воссоздания мировоззрения и менталитета людей, которые являлись творцами прошлого. Это даст современному поколению возможность осмыслить свои духовные корни и избежать серьезных ошибок в плане регулирования социальных проблем в будущем.

Изучение истории крестьянского протеста (где всего резче проявляются особенности феномена восприятия и мышления) в этом отношении позволяет сделать объективные заключения но поводу менталитета, как всей нации, так и отдельного сословия. Как отмечал один из известных философов XX века У. Джеймс: «... всякая вещь становится хорошей или дурной только благодаря вашей собственной мысли о ней», и поэтому «основной вашей задачей оказывается власть над своими мыслями»'.

В самодержавной России при проведении преобразований обычно стремились не изменять социальных основ общества. Утопичность такого подхода к управлению государства осознавало большинство в империи. В силу чего облик представлений о социальном мироздании России приобретал характер протеста против существующих порядков. Эти тенденции были характерны для всех сословий царской России. Крестьяне в дореволюционной России на рубеже XIX — XX вв. составляли 91% населения. Поэтому изучения их отношения к протесту является актуальной научной задачей и имеет практическое значение для определения социально-культурного и политического будущего нашего Отечества.

Научная разработанность терминологии аппарата исследования. Протест - одна из форм человеческой деятельности, в переводе с латинского языка означает публично доказывающий. В современной лексике это понятие трактуется, как решительное возражение против чего-нибудь. В социально-экономических отношениях протест определяется обстоятельствами, унаследованными от прошлого, с одной стороны, и действиями людей, у которых возникает обоснованная антипатия к

1 Джеймс У. Многообразие религиозного опыта.- М. 1993. - С. 76.

происходящим переменам, с другой. Непринятие нововведений является следствием неуверенности людей в достаточной «гарантирован!юсти» своего будущего. В итоге, человек протестующий доказывает правоту своего собственного восприятия истины, основанной на жизненном опыте и тех аргументах, которые в данных обстоятельствах, по его оценке, не востребованы обществом.

В советской историографии было принято подразделять протест на четыре пассивные (бегство, отказ от работы, подача жалоб, уход в религию) и две активные (бунт — волнение, массовое восстание) формы2.

Не отрицая научной правоты такого утверждения, нельзя не отметить, что более правомерным было бы рассматривать протест и связанный с ним менталитет с точки зрения степени его влияния на различные стороны общественной жизни. Тем самым, представления, связанные с протестом, имеет смысл разделить на скрытые и явные проявления. Наиболее целесообразным следует признать, что:

скрытые протесты и связанные с ними представления развиваются при стабильных социально-экономических отношениях и подразумевают переход от коллективных к индивидуальным поступкам;

явные протесты и связанные с ними представленії*, напротив, характеризуются нестабильными социально-экономическими условиями, что делает выступления массовыми.

Изучение крестьянских жалоб наводит на мысль, что на их содержание влияли протестные представления других сословий Сибири. Это определило место протеста в менталитете крестьян.

Характер собранного материала определил в качестве предмета исследования протест, поскольку «психология крестьянства» была сгустком «экономических отношений, определяющих основное содержание подавляющего большинства элементов социальной психологии»3.

Вращаясь в системе традиционных убеждений сибиряков, потребительские ценности создавали общий стереотип восприятия протеста. Эта традиция на уровне семантики в некоторые временные отрезки исчезала из письменных источников, затем снова появлялась в уже другой словесной интерпретации. Такая проблематика темы определила объект исследования — менталитет протестующих крестьян.

Менталитет как термин в историографии был выработан во французской и английской лексике на рубеже XIX - XX веков. Основополагающие традиции словообразовательного ряда подразумевают в качестве неразрывных составных менталитета дух, разум, ум и

Скворцов В. П. Социальное движение народных масс классового антагонистического общества: Автореф. дис. кан. филосф. наук. - М., 1972.- С. 10 - 11.

Лавыкин И. Т. Некоторые методологические проблемы изучения психологии крестьянства. - Орел, 1970. - С. 25.

возражение*. Позднее во французской этимологии менталитета появляются интерпретации, связывающие это понятие с умонастроением, душевным и психическим складом мысли, как отклонение от примитивного разума жизни5.

Автором диссертационного сочинения менталитет рассматривается на стыке исторической, лингвистической, политологической наук в качестве целой системы «знаний и верований, задающих иерархию ценностей» для определенной «общности людей» и адекватно влияющих на всех окружающих эту общность6.

Степень изученности проблемы. В отечественной историографии долгое время народный протест анализировался учеными через известный афоризм А.С. Пушкина: «Русский бунт, бессмысленный п беспощадный». Во многом тема протестов и народных движений в литературе официально-консервативного и буржуазного направления несла на себе печать примелькавшегося пушкинского штампа. В сборнике И.И. Игнатовича «Великая реформа» и его цикле статей, посвященных волнениям помещичьих крестьян, движущим началом беспорядков назывались недоразумения и злоумышленники. Действие самодержавия по регулированию крестьянских возмущений обычно преувеличено. Вообще анализы крестьянских протестов в своей сути упирались во внешние, бесспорно яркие прецеденты, но часто бессистемно изложенные, не имеющие между собой никакой связи.

4 An Etymological Dictionary of the English language by W.W.
Skeat. Oxford, 1963.

5 Dictionnaire etymologique de la langue latine. Histoire des
mots par'A.E. Ernout et A. Meillet. Paris> 1953.

6 Анализ современного состояния понятия менталитета осуществлен
в русле следующих работ:

Архипов И.Л. Похороненная революция. // Звезда, 2000, №3; Бромлей Ю.В. К вопросу о влиянии национально-культурной среды на психику. // Советская этнография, 1983, №3; Гольц Г.А. Культура и экономика: поиски взаимосвязей. // ОНС, 2000, №1; Дубов И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ. // Вопросы психологии, 1993, № 5; Колесов В.В. Отражение русского менталитета в слове. // Человек в зеркале науки. Л. 1991; Колесов В. В. Ментальные характеристики русского слова в языке и в философской интуиции. // Язык и этнический менталитет. Петразоводск, 1995; Рябов М.Ю. Проблема знаковости в лингвистических исследованиях. / Семиотические проблемы лингвистики: Межвузовский сб. научных трудов. Кемерово, 1998; Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку. // новое в лингвистике. Вып. 1. М. I960; Успенский Б.А. Механизмы культуры: Сб. ст., / АН СССР, научный совет по истории мировой культуры, как коммуникативной системы. М. 1990'; Он же, Семиотика искусства, М. 1995; Он же, Царь и патриарх: харизма власти в России. М. 1998.

В точно таких же тонах выдержано описание протестов в книге СВ. Максимова «Сибирь и каторга». Автор подчеркивал, что главными возбудителями волнений в крае были слухи о корысти и жадности, а также бродяжничество и лихорадочная погоня за наживой. Тем самым официальные и буржуазные издания второй половины XIX в. лишь косвенно освещали тему протестов. Однако интерес правящих кругов к природе возникновения и масштабам возможных возмущений не был ограничен беллетристическим описанием актов грабежей и протестов. Крестьянские волнения 1902 г. на Полтавщине популяризируют тему народных протестов на университетских кафедрах. В годы первой Русской революции задачами изучения истории и психологии массовых выступлений занимались слушатели Александровской военно-юридической академии. В частности при ней в начале XX века юрист царской России, Д.Д. Безсонов защищает диссертацию: «Массовые преступления в общем и военно-уголовном праве». В его работе впервые был поставлен вопрос о влиянии на поведение масс и росте протестов нестабильной социальной обстановки в стране.

Несколько особняком стоят работы П. Маслова и В. Анучина по истории крестьянского и рабочего быта страны. Не отвергая предложений Д.Д. Безсонова, они в отношении крестьянских протестов в Сибири («Крестьянское движение в России») считал, что большая часть возмущений на селе возникала из-за административного произвола российских чиновников. Выступления крестьян объяснялись авторами с позиций влияния политических ссыльных».

Из общего числа работ буржуазного направления следует отметить книгу В. Горна («Крестьянское движение в полтора века», Москва, 1909 г.). Он первым в дореволюционной историографии делает попытку систематизировать крестьянские бунты, восстания, движения, протесты за период со времен Екатерины II. Автор предлагает взять за хронологические границы периодов события, подтверждающие качественные изменения, произошедшие в структуре крестьянских движений. С середины 1880-х по конец 1890-х годов протест перестает быть лишь глухим ропотом масс. Он как бы консолидирует людей по профессиональным и этническим признакам. Теперь на сходе крестьяне отдавали свои предпочтения больше личным интересам, чем общинным.

Размышление в рамках таких примеров подметил еще В.И. Ленин. Он указал, что в период с конца 1890-х по 1905 гг. протест обретает характер «творчества масс». Это выражалось в направленности протестующих масс на достижение конкретных целей, путем выдвижения аргументированных требований к властям.

Работы Л.М. Клейнборга - историка русского рабочего класса начала XX в. представляют новое направление в историографии. Автор занимался исследованием места протеста в менталитете сословий царской России. Так, в 1913 г. в очерках, посвященных рабочей демократии, он вводит

понятие «культа личности» или «культа человека». Термин интерпретировался им в качестве отражения внутренней духовной связи рабочего класса с представителями других сословий, в том числе и сановной России. Раскрывая содержание «культа человека» на множестве конкретных и подробных сведений из жизни рабочих, автор показывает отношение к менталитету всего общества на примере социально-экономических явлений и психологии самих рабочих. Однако, в последствии во время становления советской историографии эти принципы, как Л.М. Клейнбортом, так и его последователями, были оставлены. Тем самым, понятие «культа человека», отразившего в отечественной историографии первые попытки научного исследования проблемы менталитета протеста, не получили продолжения.

С именами областников связаны работы, посвященные таким проблемам протестов в деревне, как необходимость ликвидировать безграмотность и ханжеские порядки, искоренить практику кабаков и погоню за прибылью. На таких позициях стояли: Г.Н. Потанин, С.С. Шашков, Н.М. Дцринцев. В связи с этим ученые одобряли наведение жесткого контроля в деревнях, преувеличивая роль сибирской администрации, и особое внимание уделяли изучению фактов, влекущих население к неповиновению (например, суевериям, слухам).

В первые годы Советской власти историография была представлена преимущественно мемуарной литературой бывших политзаключенных и хрониками движений. Тема обличения царской власти и борьбы крестьянской бедноты вместе с рабочим классом являлась преобладающей. Однако, в 1918 г. в Петрограде выходит в свет сборник политкаторжанина Л.Э. Шишко по истории русской общественности, написанный им еще в эмиграции. В главе: «Крестьяне и народное движение» сделана попытка, раскрыть менталитет протеста через психологию угнетенного крестьянства. Особый интерес представляют страницы о так называемых «бунтах на коленях». «Бунты на коленях» - это образная характеристика и одновременно самое сжатое объяснение причин и форм крестьянских выступлений. Которые, протестуя против тяжелых условий жизни, как бы просили окружающих проявить к ним сострадание, отнестись к их проблемам с пониманием. Тем самым, рост числа волнений происходил как бы отдельно от сознания селян, под непосредственным давлением непосильного положения деревни7.

Вторая крупная работа 1930-х гг. принадлежит перу профессора А.А. Савича: «Очерки истории крестьянских волнений на Урале в XVIII - XIX вв.». В ней' вводится и обосновывается в научном обороте понятие протеста крестьян. Под этим понятием автор подразумевает комплекс причин как объективного, так и субъективного характера, связанных с

7 Шишко Л.Э. Статьи по истории русской общественности. Петроград - Москва. 1918.- С. 17.

возбуждением, волнением, подавлением крестьянских восстаний, бунтов, побегов и прочих движений сопротивления властям8.При этом под протестом подразумевается, как стихийные, так и сознательные причины выступлений9.

В 1940 - 1950 гг. широкую распространенность получают работы, в ' которых протесты крестьян связываются с различными производными причинами от фискальной политики царского режима. Особый интерес представляют работы Н.Н. Лещенко и Я.И. Линкова. В отличие от всех предыдущих публикаций книги этих авторов содержали предложения по поводу классификации форм народного возмущения в России за период 1825 - 1861 гг. Новый подход в исторической литературе получил свое развитие благодаря использованию данных из фондов Ш Отделения и других центральных архивов страны.

Практически вся советская историография с 1920 по середину 1930 гг. и с середины 1930 по середину 1950 гг. была ориентирована на изучение рабочих протестов. Анализ крестьянского протеста полностью отсутствовал. В отношении событий в Восточной Сибири большинство работ затрагивали историю крестьянства только в годы первой Русской революции по линии Транссибирской железной дороги, в Алтайском горном округе и Забайкальской области10. Такая география изучения протестов объяснима наличием большого количества спорных земельных наделов в этих регионах. Что влияло на отложение соответствующих документов в центральных и местных архивах.

Аналогичная тенденция в изучении крестьянских протестов в крае сохраняется и в последующие годы, с 1960 по 1985. Концентрируя свое внимание на изучение двух крестьянских революций в сибирской деревне, советские историки вплоть до 1970-х гг. отходят от проблемы протестов. Много внимания уделялось влиянию политических событий 1905 г. и борьбе с казенным землевладением. Такие исследователи, как В.И. Дулов, В.А. Степыпин выделяли у крестьян определенные признаки стремления к союзу с рабочими, казаками. Некоторые положения их работ существенно продвинули изучение протестного менталитета в региональной историографии; Это позволило вьщелить еще один период в истории протсстных представлений с конца 1907 по февраль 1916 гг. В этот период протест характеризовался необычно сильной политизированностью. Иногда, даже такие крайние понятия, как революция, свержение монархии,

Савич А.А. Очерки истории крестьянских волнений на Урале в XVIII - XIX вв. Изд., Всероссийское общество Политкаторжан и Ссыльнопоселенцев. М. 1931.- С. 179.

9 Материалы по истории Волнений на крепостных мануфактурах в
XVIII веке. Изд., АН СССР. М. 1937. - С. 468.

10 Крестьянское движение в Сибири, 1861 - 1907 гг. Хроника и
историография. / Горюшкин Л.М., Кучер В.В., Ноздрин Г.А. и др.
Новосибирск: Наука, 1985. - С. 13.

воспринимались людьми в качестве единственной альтернативы неразрешимых ранее противоречий.

1970-е годы ознаменовали собой бурный всплеск изучения проблемы протеста в советской историографии. Например, была доказана (в ранних работах Б.Г. Литвака, и статьях А.Н. Анфимова, Н.А. Мальцева, И.И. Минца, СБ. Окуня, в работах П.Я. Зайнчковского) прямая взаимосвязь между динамикой преступления и фактами демонстративного недовольства крестьян. Эти предположения стали возможны благодаря ранее доказанным постулатам П.Г. Рыдзюнского о том, что понятие протеста предполагает сочетание общих требований крестьян к удовлетворению прожиточного минимума".

На протяжении всех 1970-х годов в советской историографии наблюдается интерес к исследованиям крестьянского протеста в Сибири, как к одному из способов достижения потребительских ценностей крестьян в повседневной жизнедеятельности села. Именно такую позицию предложил Г.П. Жидков в своей монографии, посвященной кабинетному землевладению в 1747 - 1917 гг. В рамках данного направления выдержана статья Т.П. Прудниковой, в которой анализируется восприятие протеста крестьянами12.

Статья С.А. Бердниковой о классификации крестьянских выступлений в 1905 — 1907 гг. представляет собой самостоятельное методологическое исследование, поскольку ее автор пыталась использовать лексический смысл текста для определения внутреннего содержания протеста13.

Исходя из цели данного диссертационного сочинения, следует выделить хроники - крестьянских движений в Сибири (используемые в качестве источника). В их ряду особенно выделяется 3-х томная работа «Крестьянское движение в Сибири» под редакцией Л.М. Горюшкина. Несмотря на то, что установленные в хронике сведения о крестьянских выступлениях протеста не всегда полные, по ним можно судить об

Литвак Б.Г. Опыт статистического изучения крестьянского движения в России XIX в. Изд - во Наука. М. 1967 г.- С. 27 -28.

12 Прудникова Т.П. Крестьянский протест против сословной
неравноправности в пореформенной западносибирской деревне. - В
кн.: Крестьянство Сибири XVIII-XX вв. / Классовая борьба,
общественное сознание и культура. Отв. ред. Л.М. Горюшкин.
Новосибирск, Наука. 1975 г.- С. 154 - 171.

13 Бердникова С.А. К вопросу о классификации крестьянского
движения по характеру выступлений в Сибири в 1905 - 1907 гг. -
/ В кн.: Вопросы историографии и социально-политического
развития Сибири (XIX - XX вв.), вып. 2. Красноярск, 197 8 г.-
С. 128 - 129.

основных причинах и формах протеста, их проявлениях в количественных и качественных показателях1 .

Наряду с указанными выше направлениями, с конца 1960-х гг. по настоящее, пост советское время продолжает развиваться в отечественной историографии течениение, в котором история крестьянства рассматривается через духовное мировоззрение, социальные утопии и легенды, психологические облики протестующих. Начало этому направлению заложил B.C. Покровский еще в 1950-х гг. В дальнейшем изучением протеста и других форм несогласия крестьянства занимались К.В. Чистов 5, А.И. Клибанов16, (анализ слухов и религиозных утопий крестьян, вызванных сознанием безысходности собственного положения); Б.Г. Литвак17, Л.Т. Сенчакова18 (анализ крестьянских жалоб и прошений); П.С. Кабытов19 (анализ психологии протестов, в процессе которых у крестьян разочарование в одних иллюзиях сопровождалось рождением других). Основными причинами деструктивного психологического представления крестьян назывались стремления обеспечить лучшие условия хозяйствования.

Новый этап в историографии протеста был связан с обновлением методологии исследования в начале 1990-х годов. Главной особенностью современных авторов является их склонность к психологизму исторической мысли. В работах современных отечественных историков делался главный акцент на использование концепций психоанализа, аналитической 'психологии и социально-психологических мотивов поведения.

Психологическое и социологическое объяснение причин крестьянских протестов в рамках историзма и объективности, на достаточно широком круге источников, сделали в 1995 г. О.Г. Усенко20, в 1996 г. В.Я. Мауль , в

Крестьянское движение в Сибири, 1861 - 1907 гг. Хроника и историография. / Горюшкин Л.М., Кучер В.В., Ноздрин Г.А. и др. Новосибирск: Наука, 1985.

15 Чистов К.В. Русские народные социально-утопические легенды.

- М. 1967. - 340 с.

16 Клибанов А.И. Народная социальная утопия в России XIX в. м. :
Изд-во Наука, 1978. - 342 с.

17 Литвак Б.Г. Крестьянское движение в России в 1775-1904гг.
История и методика изучения источников. - М. : Наука, 1939. -
256 с.

18 Сенчакова Н.Т. Крестьянские наказы и приговоры 1905-1907 гг.

- // В кн.: Деревня в начале века: революция и реформы. - М.
РГГУ, 1995. - С. 43-69.

19 Кабытов П.С. Русское крестьянство этапы духовного
освобождения. - М.: Иэд-во Мысль, 1988. - 273 (2) с.

20 Усенко О.Г. Психология социального протеста в России XVII -
XVIII веков. 4.2. Твервь. Изд-во Тверск. ун-та, 1995. - 65 с.

1998 г. И.В. Курышев . В работах первых двух авторов речь идет о социальной психологии протеста народных движений в XVII - XVIII вв. Принципиальным отличием от исследований прежних лет является то, что теперь практически не выделяются сословные группы, участники восстания и каратели, посланные подавлять протесты. Все они рассматриваются, как одно единое целое. Оба автора, ссылаясь на социально-психологические и идеологические типы в сознании людей, доказывают необходимость привлечения психологических концепций в истории. Формирование такой типологии восприятия происходит под непосредственным воздействием конкретно-исторических условий.

Работа И.В. Курышева посвящена социально-психологическому
облику крестьянства в годы гражданской войны. Ее новизна связана с тем,
что исследователь через выявленные (в воспоминаниях, прессе,
художественных произведениях) идейно-литературные образы

рассматривает изменения, произошедшие в условиях девиантного поведения.

В зарубежной историографии принято делить протест на гласный (получивший реакцию общества) и на негласный (выраженный в индивидуальных жалобах). В обоих случаях под ним подразумевается реакция на раздражение и игнорирование человеческого достоинства23.

В 1970-х годах одновременно с отечественными изданиями появляется несколько значительных зарубежных исследований по истории протестов, посвященных крестьянству в дореволюционной России. Первой серьезной работой такого плана стала монография Нормана Ф. Кантора о социальных протестах в XX веке. Автор дал обстоятельное описание главных критериев протеста: доминирование и сопротивление. Государственное доминирование ассоциировалось с застоем, разрушение

Мауль В. Я. Социальная психология участников народных
движений XVII-XVIII вв.: Автореф. дис. канд. ист. наук. -
Томск, 1996. - 20 с.

22 Курышев И.В. Социально-психологический облик крестьянства
Западной Сибири в годы гражданской войны (по материалам
периодической печати).: Автореф дис. канд. ист. наук. — Томск,
1998. - 24 с.

23 В сущности, то, что говорится о протесте, связывается с
преобразованиями. Например: Clutterbook, Richard Lewis.
Protest and the urban guerrilla'./Richard Clutterbuck.
London: Casell, 1973. -X, 277p.; Giesselmann, Werner "Die
Manie der Revolte". Protest unter der Fr. Julimonarchie (1830-
1848). Munchen: Oldenboury, 1993, Hbd.l. - XIII, 549 p. Hbd.2.

553p - 1086p.; Protest, Violence, And social change/ Prichard P. Bolwles, James L. Hanley. Bruce W. Hodgins, Gerge A. Rawlyk. - Scarborough (Ontario) Cop. 1972 - 209 p.; Sociologie de la protestation: Les forms de 1'action collective dans la France contemporaince/ Sous la direction de Olvier Fillleule. Paris. 1993 - 287p.

которого приобрело в глазах современников легитимность и необходимость. С середины XIX в. в России преобразования связываются с разрушением. Тем самым, протест приобрел экстремистские окраски24. Другими достаточно известными работами зарубежных авторов, оказавшими влияние на отечественную историографию, являются монографии Дэниэля Филда «Повстанцы во имя царя» (1976) и Теодора Шанина «Россия, 1905 - 1907: Революция как момент истины» (1986).

Основной целью данной работы является изучение протеста в менталитете крестьян, что сформулировало следующие задачи:

- Выявить и изучить специфические особенности протеста в
Восточной Сибири и его влияния на представления крестьян. Вскрыть
качественные сдвиги в понимании протеста в среде сельского населения.

- Исследовать влияние профессиональной деятельности и социального
поведения крестьян на возникновение различных форм протеста и
недовольства.

- Показать основные направления политики администрации
Восточной Сибири по отношению к крестьянским протестам.

- Проанализировать ценностные и мотивационные изменения в
менталитете крестьянских протестов и выявить их влияние на изменение
социально-бытовых условий жизни.

Территориальные рамки темы охватывают территорию Енисейской, Иркутской губерний и Забайкальской области. Установление таких рамок обусловлено, во-первых, хозяйственной деятельностью крестьян, во-вторых, переселенческим движением и ссылкой в эти районы. Все три перечисленных региона играли основную роль в формировании и развитии протеста и связанных с ним представлений. В месте с тем, материалы, собранные в данном регионе, не противопоставляются общероссийским.

Хронологические рамки данного исследования охватывают период с середины 1880-х годов по конец 1904 года. Приблизительно с середины 1880:х годов акт протеста в мировоззрениях современников претерпевает ряд внутренних изменений. Теперь его воспринимали не просто, как форму негативизма (что имело место в 1860 - 1880-х гг.), а как один из способов отстаивания собственных интересов и достижение определенных приоритетов. Этим фактором обусловлена нижняя граница исследования.

Кризис аграрной политики царизма в 1905 - 1907 гг. заставил правительство изменить подходы к решению поземельных протестов крестьян и поднять вопрос о создании частной крестьянской земельной собственности. Это условие позволило установить верхнюю границу исследования и в то же время дало основание рассматривать весь период с 1885 по 1905 гг. в качестве самостоятельного объекта исследования. При

24 Cantor F. Norman. The age of protest: Dissent a rebellion in the twentieth centry. - London, 1970. - XV, - 360 p.

необходимости был привлечен конкретно-исторический материал, как более раннего, так и более позднего периодов.

Методология. Данное диссертационное исследование основывается на принципе историзма и научной объективности. В тоже время, изучение поведения и представлений людей в экстремальных ситуациях потребовало нового теоретического осмысления. Обновлению подлежали и ряд понятий, прежде всего интерпретирующих социально-экономическое положение протестующих. В данном случае взгляд через мировоззрение самих участников протеста правомерен. Поэтому, при изучении архивных и опубликованных документов, материалов периодической печати были использованы источниковый и системный методы. Их комплексное использование разрешило глубже подойти к анализу протеста и недовольства крестьян в Восточной Сибири.

Нельзя забывать, что реальные события и оригинальные мысли современников не всегда находили полное воспроизведение в упомянутых выше источниках. Очень часто авторы газетных статей, очерков и фельетонов «конструировали» описываемые литературные образы, при помощи общего для них всех набора стереотипных примеров, клише, фраз. Вне сомнения это вело к тем или иным расхождениям с действительно имевшими место фактами.

В связи с этим, определенное значение для изучения текстов делопроизводственных источников и материалов прессы, приобретает концепция французского исследователя А. Дюпрон. По его мнению, мысли и поведение людей, изучаемой эпохи, отражающиеся в поступках и поведении, можно восстановить через контекст высказываний, зафиксированных в документальных источниках. Таким образом, изучение некоторых психологических аспектов исторических документов позволит воссоздать картину прошлого25. Двойственность такого подхода весьма часто приводила не к совсем верным выводам. Трудность в выборе информации, фиксирующей отношение человека к ситуации, о которой шла речь, потребовала искать «контрольную теорию» способную обеспечить более четкое осмысление представлений протестующих. Рассмотрение данного вопроса имело смысл продолжить в контексте теории, предложенной английским ученым Э.У. Джилбертом. В своей книге'' «Идея романа», он предложил «сузить рамки» подобных исследований «эмоциональными характеристиками» - предполагаемыми психологическими образами, получившими наибольшее распространение у современников', в изучаемый промежуток времени2 . Идея таких психологических образов обозначенных как «теория компейджа» принадлежала американскому географу Д. Уитлеси. Она представляет

Дюпрон А. Язык и история. Изд.: Наука. М. 1970. - С. 44. 26 Gilbert E.W. The idea of the region. II Geography. I960. Vol. XIY, part 3, N 208, p. 158.

собой интеллектуальную конструкцию, предназначенную для воссоздания планируемого образа, используя ограниченное число аспектов, отобранных соответственно с взглядами самого исследователя. В данном диссертационном исследовании использовались следующие лексические образы-представления протеста:

1) оскудение - нищенство крестьян (оказывало влияние на
маргинальность протеста);

2) чалдоность - несостоятельность и притеснение, право местного
обычая (оказывали влияние на рост потребительского самосознания
крестьянина);

3) политизированные представления крестьян.

Такая смысловая конструкция потребовала использовать проблемный, синхронный, хронологический исторические методы. В итоге, появилась возможность произвести учет общих взаимосвязей между отдельными сторонами недовольства крестьян и других сословий сибирского общества, выделить общие и особенные черты протестов, а также дифференцированно подразделить понятие протеста по определенной типологии. Использование кон тент и пат анализов (и классических работ по психолингвистики Чарльза Э. Осгуда, В.Ф. Петренко, А.Ф. Лосева) позволило измерить содержание понятий связанных с протестами в изучаемых документах. Эти же методы дали возможность вычленить из всего многообразия источников вышеприведенную смысловую конструкцию.

В решении поставленных задач и попытке использования вышеизложенной методологии заключается научная новизна диссертации. Практическая значимость диссертации определяется теми выводами, которые следуют из исторического опыта социально-экономических и бытовых условий жизни крестьян Восточной Сибири в пореформенный период, повлекшие за собой формирования менталитета недовольства и рост протестов. Содержание и выводы диссертации могут быть одинаково использованы в научно-теоретических исследованиях, в учебном процессе при подготовке специальных курсов лекций по истории России, в пропаганде исторических знаний, в межпредметных связях. Подобная постановка научной новизны продиктована тем, что заявленная тема пока еще не получила достаточно полного освещения в научной литературе.

Документальная и источниковедческая основа изучения крестьянского протеста и связанных с ним представлений является довольно широкой. Это обусловлено тем, что протест, явление социального плана, определяется всевозможными факторами. Для рассмотрения поставленных задач был использован комплекс следующих делопроизводств, хранящихся в архивных фондах Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского Государственного исторического архива (РГИА), Государственного архива Иркутской

области (ГАИО) и в отделе рукописей Российской Национальной библиотеки (ОР РНБ). Такие типы источников, как нормативные акты, статистические данные, делопроизводственная документация и материалы периодической печати выделены в четыре группы в соответствии с задачами работы.

  1. Нормативные акты по вопросам подачи прошений, межевания и ряд манифестов, затрагивающих вопрос о предоставлении земель в крестьянское землепользование. Следует отметить, что нормативные акты Российской империи, циркуляры министерства внутренних дел, официальные приказы и распоряжения Иркутских генерал-губернаторов в силу своей специфичности не могли играть определяющей роли в исследовании психологии протестующих, их представлений о самом акте протеста. Однако эти документы помогают понять то, что государство подразумевало под протестом. Этот вид источников указывает на реакцию правительства и администрации края по отношению к конкретным формам протеста, раскрывает принцип рассмотрения жалоб, апелляций и обозначает конкретные критерии вызова воинских команд в деревни.

  2. Небольшую часть документов составляют служебные записки и официальные отчеты, поступившие на Высочайшее имя, на имя Иркутского генерал-губернатора и в Правительствующий Сенат по вопросам контроля и регулирования протестов. Сюда следует отнести различные статистические данные, взятые из отчетов дореволюционных изданий и периодической печати. В этом отношение наиболее информационными являются данные из ОР РНБ: фонды члена совета при министре внутренних дел Пестржецкого Д.И.; материалы Н.А. Маслаковца, чиновника военного министерства, ревизовавшего Забайкальское казачье войско на рубеже веков. Их отчеты позволяют судить о внутреннем восприятии крестьян во время протеста. Авторы подобных записок описывали и анализировали признаки недовольства в целом всего общества, не выделяя четко причин крестьянского протеста. В частности фонды министерств Государственных Имуществ, Юстиции, Комитета министров затрагивают ряд положений крестьянского протеста с протестами других сословий (инородцев, казаков, разночинцев). С практической точки зрения такие данные помогали при определении степени политизированности крестьянских протестных представлений.

  3. Наибольшую ценность имеют делопроизводственные материалы, исходящие от сельского населения или от чинов местной полиции, фиксировавших выступления протестов. Сведения, почерпнутые из этих дел, составляют фактологическую основу диссертации. Они позволяют судить, насколько сложны и запутанны были причины недовольств сельского населения. На базе жалоб и отчетов полиции были установлены формы и виды крестьянских протестов. Многие документы (коллективные прошения, постановления сходов, выписки из донесений полиции и т.д.) освещают объект и предмет исследования только при массовом их

использовании, в комплексе с материалами эпистолярного наследия и периодической печати. Такие дела содержатся в фондах канцелярии Иркутского генерал-губернаторства, полицейских управлений города Иркутска и губернии, в фондах окружных по крестьянским делам Присутствиям, в фондах волостных Правлений и сельских управ. Делопроизводства канцелярии Приамурского генерал-губернатора достаточно полно освещают протесты крестьян и политику администрации по их урегулированию в Забайкальской области. Одновременно дела, отложившиеся в этом фонде и фондах Второго Сибирского комитета, департаментов Сената, отражают «право местных обычаев». Это своеобразная законотворческая деятельность самих крестьян, стремящихся через акты протеста повлиять на землеустроительную деятельность губернских и областных Правлений.

Особый интерес для изучения психологии протестующих играют материалы архива сибирского историка И.И. Серебрянникова, хранящиеся в ГАИО (ф. 609). Он полагал, что в крестьянском протесте много больше заложено стремлений к мирному достижению поставленной цели, чем столкновению с властями. В размышлениях И.И. Серебрянникова о народном и освободительном движении в Сибири можно уловить стремление историка подразделить города и села, расположенные вдоль линии железной дороги (главный эпицентр протестов), на две категории. В первую входили все те населенные пункты, в которых были зафиксированы случаи неповиновения властям; во вторую группу вошли все населенные пункты, в какой-либо мере связанные вообще с любыми формами протестов27.

4) Важное место среди источников занимает пресса. Следует особо отметить высокую информативную ценность следующих периодических изданий: Иркутские губернские ведомости (1861 - 1917), Енисейские губернские ведомости (1882 - 1903), Восточное Обозрение (1882 - 1897), Сибирь (1878 - 1897), Сибирская жизнь (1897 -1903). С помощью статей и фельетонов критического содержания, помещенных в газетах правительства и администрации, можно составить определенный психологический облик протестующих непосредственно в момент выступлений. Публикации изданий буржуазно-демократической интеллигенции, безусловно, оказавшие влияние на итоги работы из-за своего разнообразия и эмоциональной насыщенности, не всегда могли представлять ценность для систематизации собранных данных. Учитывая, что в диссертации используются некоторые социолингвистические методы исследования, автор ограничивал рамки использования таких материалов.

Материалы газет не только отражают отношение общества к тем или иным граням протеста и связанного с ним восприятия крестьян, но позволяют выделить целостные звенья в лексике протестующих. Это

ГАИО, ф. 609, оп. 1, д. 29.

последнее ярким образом выявляет протест в менталитете крестьян. Привлечение прессы дало возможность углубить тему исследования, придало ей черты индивидуальных характеристик, воссоздало живой образ восприятия протеста современниками. В то же время на основе материалов газет было проведено социолингвистическое исследование понятия протеста в разговорной речи.

Поставленные цели и задачи определили структуру диссертации. Работа состоит из введения, трех глав (каждая из которых имеет по два параграфа), заключения (часть которого построена на результатах текстового анализа прессы за 1861 - 1917 гг.), приложения и списка использованных источников и литературы.