Введение к работе
Актуальность и недостаточная степень изученности пребяе-ш послужили основой для выбора темы исследование
Цель п задачи кос ледов дни л» Ключевой замысел Дйссарта-;ковиой работы /заключается.в .то«, щоби на основе дитюкого руга источников; в свете 'идеологии- национального возроадеаия езледозать содержание политики нравитеяьезва Хзрезшк^й рз"ї~
;>:аббароз И.,- "Дрпсл лнекая Г. Духи, езятне, бегл Сродней .Алии, Очерки по истории -рйпипш. - '.Гаакект» 1995,
публики по отношению г. исламской религии и мусульманскому духов ояс ray.
В контексте целевой установки определив 02едущие задачи:
показать роль испанской религА' ft-Ьбіцсстз еиаэй киэаи Хивинского ханства накануне февральсг^,^ перевороте 1920 года
тгроанаяизироваїь процессы образсалакя Хорезиокся республике f формирования еэ правительства!
-> аізракгеріїзозаїь порочную практику ограничения суверенных upas SHOP к вмешательства во внутренние дела молодого государства со. стороны їуркк'ошіссш,9 прєдставллзаей сояноночньШ орган в.адспшх структур PtfjCPjj
критически рассмотреть содержание политики правительства ХйС? в отношении исламской реяигии и ее учреждений, идеологи» курса, на ограниченно свободи вероисловедшшяз .
раскрыть азшшравиые дейстзия директивных органов, хо-резиской коізівртии по подрыву вакфяого еэдчоства к его кадао-нализацииї
- исследовать слонныз ycsc-вия деятельности религиозных учебных учреждений, ыариатского сука в ХНОР, их ограничение в процессе укреплении позиций советской власнії
- обобщить опыт борьбц *усулытнского населения.и нацио
нальных лидеров Хорезма против пояяткки ущемления исламской
религий и вековых национальных ценностей.
'іетодологическур основу работы составив» принципы жоіорк-зиа и объективности, предопределяющие безусловнуп необходиио-015 изучения всей совокупности относящихся к теме процессов, явлений к,событий-а диваалкс и органической диалектической связи с породквпими их оЗ'Ьекшвлша и суб'іекіішнши факторами я условиями.
Составной частью методология исследовательского подхода стал критический акаякя господствующих ранее теоретических установок марксизма по вопросам духовно-религиозной политики. Автор исходил из позиций нового исторического ыыигения а А380-. логии национальной независимости, спираэцисся на примат - обде-челсаечесхих цзшюзгей а учет национальных интересов, на идеи гуиаякзяа.
В диссертации подчеркивается, что для разработки кетодс-когнчазкцх осіїоь и ийсірументария исследования особу» ценность
представили вшзтуплсл;тя, речи и труди Президента Республики Узбекистан И »А .Н>рачова. В них сформулировали концептуальные принципы стратегии национального возрождения, определена содей ь социально-охоноадчеокого и духовного развития республики, дается о боте ягельний анализ дохірииаяьной уаербшзсти. ког.-«уияеткчеояих представлений о перспективах астсричсокой эволюции обществаt обосновывается ваккая раль исламской религии в укреплзиип духовних основ иезазисЕкаго' государства-
Ксточннкозая база исследования.' В хода подготовки диссертационной работы авторе» был:?, изучена архивные- материалы более десяти фондов Центрального .государствшшго архива Республики Узбекистан ТДГЛ ?Уз) и Государственногоархива Хорезмского вияокта (Г/ХЗ). Во дзеде.чип диссертации да а подробиці! анализ использованных фондов, раскрыты трудкоогк при кх лзу-.чеж'.и.
В целях систо.татлзецни многочисленных источников бц;/а проведена классификация использованных матерішоз г.о двуїі признакам: по их блкзосги к огразпеішм-ссбьтиісі, то ость деления на .исторические .;якаы и 1!зтор;:ческул трад;:цлз, « из их сяузеб-:о.-.гу назначение, то ?сіі Eta "юр.чатплйьа" ;і пііоп2,7."..'ігояьяаз" документи,. Qo.ncjv:3.ii.uii:3 источников, г чзстиозти, показало, что до:г,-.'.:онталышо шторіїалн соззтсяо-паріїїіілцх оргеноз зачастую не отражала реального положения дел, на й:іх дс5а.ча печать узкокдасоового лодгео^а.
Наряду с архивными'источниками привлекались рукописи мемуарного характера. Так, з зоспомииапигес зазедущего исполкома Ц"К ХЇІСР LUOxanrapoaa, объемом 503 стр., назви.' отражение імогие узловце зопсосч религиозно-атеистической политики правительства Хорезшзкой республики. Зта рукопись хранится з личном архиве диссертанта я «лекмкя -из нее впераце бводігіся в научный оборот. Кроле того, использовались воспоминания участников описываемых событии К.Еалтаеза и Б.Уразкеіоза, которые хранятся в музеях Хорезма.
Вакнам источнлкоц для написания диссертационной работы послужиш сборники документов, различные справочный материалы, іерподкческая печать на русском и узбекском языках, которые в определенной «ере, дополнял її расширяя.сведения архивных источников, погїзолярт более четко проследить многослойные про-
цессы большевизации Хорезма.
Научная новизна исследования заключается в том, что а нєіл впервые в отечественной историографии сделана попытка осветить политику правительства ХНСР по отношению к исламской религии и мусульманскому духовенству,
В диссертации в соответствии с историческими реалиями рналязируются уз лов ые-проблемы социально-культурных преобразот-вакий в Хорезмской республике, мероприятия новой власти по изменению отношений государства с цервсшьви служителями культа. При этой пристальное внимание уделено развенчанию слоаившихся Е советской историография идеологизированных представлений и стереотипов, концептуальной задаикости доктрянальных установок правящего коммунистического регіша.
В работе сквозь призму современного научного видения, в свете идеологии национального возроадения переосмысляются многие исторические факты, события, дается новая трактовка стратегии советизации Хорезма и производных ох нее изменений в ду-хозно-фелигиозиой сфере. В частности, отмечается, что определявшие в советской историографии события февраля Ї920 года, как "хивинская революция" и "народное восстание", не соответствует действительности. На самом деле воорукенашш част&ди Красной армии советской России был свершен экспорт-"револо-цаи". Политическое руководство РСФСР, с самого начала повело курс на ограничение прав молодого хорезмского государства, преследование национальных лидеров, противлваихся насильственной розетизации ХНСР.
Острое противооорство развернулось по религиозному вопросу» В диссертации, в противоположность утвердившийся ранее идеологическим установкам, указывается, что инспирируемая московскими властями-и партийным руководством религиозная политика концептуально оказалась глубоко ошибочной. Она базировалась на идеологии атеистического экстремизма, вела к размыванию национального менталитета. В работе впервые в научной литературе обстоятельно проел едены процессы экспансии коммунистической идеологи;: в религиозно-духовную сферу Хорезмской республики, показана мужественная борьба прогрессивных сил ХйСР пготга духовной колонизации своей страны, за право народа Хорезма самому определять пути исторического прогресса.
'Новизна исследования заключается taysto в ми, что изучение 'большого количества разнообразных источников позволило ввести в иаучинй оборот дополнительный мли заново осмксяошшЯ фактический материал.
Практическая значимость диссертации определяется тем, что содержащиеся з пей научные и теоретические результати 'аоепоя-чг.от "б елне пятка" z историографии проблемы.-Материалы исоле-„дооаяия позволяют акре осмыслить специфику исторического раз-витий нолей республики }'.а одеоц из крутых переломе» в киэаи узбекского народа. Положения и вывода диссертационной работ могут бить г.спельзеванц при подготовке обобщающих трудов по истории Узбекистана к Хорезма, при ссотазленяи спецкурсов, упсбк.-к подобий для гузсії, техникумов к ящввп.
Апробация работыо Диссертация обсуїдалаеь на кафедра истерли Узбекистана Ургенчского государственного ункзероятета ма.Аяь-!?Ьреза.'< и специализированной соїипара по асторяи-родины Аиднзааского государственного университета им»3ахриддидй Пухаыиада Сабура,, где полу чипа рекомендацию к защите. Основана .чолозеяия л здооды диссертационной работы были ззлсіенм на ряде республиканских и вузовских яаучно-георвтдчеезга конференциях» Онн нашли отражение а олубяйігсгааннис автором брбщвре и трех журнальных статьях»
Структура диссертация соотоят аз введения,, двух глав, заключения,, списка использованных источников я литературы.