Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Политическое и социально-экономическое положение Хорасана и Мавераннахра в период правления Тахиридов (821-873гг.) Кохансал Хамид Халифе

Политическое и социально-экономическое положение Хорасана и Мавераннахра в период правления Тахиридов (821-873гг.)
<
Политическое и социально-экономическое положение Хорасана и Мавераннахра в период правления Тахиридов (821-873гг.) Политическое и социально-экономическое положение Хорасана и Мавераннахра в период правления Тахиридов (821-873гг.) Политическое и социально-экономическое положение Хорасана и Мавераннахра в период правления Тахиридов (821-873гг.) Политическое и социально-экономическое положение Хорасана и Мавераннахра в период правления Тахиридов (821-873гг.) Политическое и социально-экономическое положение Хорасана и Мавераннахра в период правления Тахиридов (821-873гг.) Политическое и социально-экономическое положение Хорасана и Мавераннахра в период правления Тахиридов (821-873гг.) Политическое и социально-экономическое положение Хорасана и Мавераннахра в период правления Тахиридов (821-873гг.) Политическое и социально-экономическое положение Хорасана и Мавераннахра в период правления Тахиридов (821-873гг.) Политическое и социально-экономическое положение Хорасана и Мавераннахра в период правления Тахиридов (821-873гг.) Политическое и социально-экономическое положение Хорасана и Мавераннахра в период правления Тахиридов (821-873гг.) Политическое и социально-экономическое положение Хорасана и Мавераннахра в период правления Тахиридов (821-873гг.) Политическое и социально-экономическое положение Хорасана и Мавераннахра в период правления Тахиридов (821-873гг.) Политическое и социально-экономическое положение Хорасана и Мавераннахра в период правления Тахиридов (821-873гг.) Политическое и социально-экономическое положение Хорасана и Мавераннахра в период правления Тахиридов (821-873гг.) Политическое и социально-экономическое положение Хорасана и Мавераннахра в период правления Тахиридов (821-873гг.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кохансал Хамид Халифе. Политическое и социально-экономическое положение Хорасана и Мавераннахра в период правления Тахиридов (821-873гг.): диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Кохансал Хамид Халифе;[Место защиты: Таджикский национальный университет].- Душанбе, 2015.- 174 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Политическая жизнь Хорасана и Мавераннахра в конце VIII

1.Хорасан и Мавераннахр накануне прихода к власти Тахиридов 16

2 Образование государства Тахиридов и его административно государственный строй 37

3 Взаимоотношения Тахиридов с соседними династиями 58

4 Внутренняя политическая борьба и распад государства Тахиридов 70

Глава II. Социально-экономическое и культурное положение Хорасана и Мавераннахра в период правления Тахиридов

1. Земледелие, ремесло и торговое положение на территории Мавераннахра и Хорасана 82

2 . Налоги и налогообложение в Хорасане и Мавераннахре 101

3 . История развитие городов Хорасана и Мавераннахра 128

4. Наука и искусство 146

Заключение 159

Список использованных источников и литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Поскольку самый длинный период в истории таджикского народа как государства выпадает на долю феодального строя, одной из важнейших задач таджикской историографии является изучение именно этого затянувшегося периода общественно-экономического развития страны. Следовательно, изучение какого-либо отрезка этой многовековой эпохи, в нашем случае 20-70 годов IX в., является, безусловно, актуальной задачей. В исследуемой период центр борьбы против арабского владычества переходит от Ближнего Востока ка Хорасану и Мавераннахру. В это время местные династии смогли, опираясь на знатную феодальную верхушку и народные массы, недовольные налоговой и религиозной политикой арабских халифов, провозгласить свою независимоть. После почти двухсотлетней борьбы против арабского владычества народы Хорасана и Мавераннахра приобрели свою независимость в лице местных государств Тахиридов, Саффаридов и Саманидов, которые оказали решающее влияние на политическую, социально-экономическую и культурную ситуацию всего региона. Это был окончательный удар по владычеству арабского халифата, который привел к утверждению власти местных правящих династий.

В связи с этим актуальным становится изучение проблем окончательного формирования таджикской государственности и языка, который более тысячи лет остается государственным языком. Вышеизложенные проблемы вполне определяют актуальность и научную значимость исследуемой темы. Следует констатировать, что многие стороны интересуемой темы до сих пор не изучены, или мало изучены.

Актуальность темы определяется еще и тем, что она имеет жизненно-практическое, научно-познавательное и теоретическое значение. Накопленный в свое время богатый опыт борьбы Тахиридов и Саффаридов с чужеземными завоевателями за национальное освобождение и завоевание государственной независимости послужил поучительным примером для зависимых стран и народов в борьбе за свободу и независимость. Актуальность настоящей работы обусловлена и рядом других причин. Исследуемая нами эпоха - весьма важный период в истории таджикского народа, так как именно в этот период сформировалась и развилась единая феодальная монархия, а к концу этого же периода ее могуществу был нанесен ощутимый урон. На протяжении этого отрезка истории социально-экономическая, культурная и политическая жизнь Хорасана и Мавераннахра достигли невиданного ранее расцвета.

Необходимость изучения данной темы состоит в том, что на основе сопоставительного анализа определяются место и положение государства Тахиридов в истории народов Хорасана и Мавераннахра, его влияние на внутреннее и внешнее политическое и экономическое положение региона. Это поможет во многом восполнить малоисследованные страницы истории и понять роль и значение многих событий в средневековой истории народов Хорасана и Мавераннахра.

Следует констатировать, что политическая история Тахиридов относительно изучена, но социально-экономическая и культурная жизнь этой династии пока остается малоизученной. С этой точки зрения комплексное изучение политической, социально-экономической и материально-духовной культуры этого государства следует считать весьма актуальным.

Наконец, независимость, провозглашенная первой правящей династией Тахиридов, послужила мощным толчком для развития политической и социально-экономической

ситуации в Хорасане и Мавераннахре. Это государство смогло создать и продолжить свои традиции на территории Среднего Востока, что определяет историческую значимость и актуальность темы диссертационного исследования.

Учитывая актуальность, высокую общественную значимость и неразработанность темы, автор избрал её в качестве объекта диссертационного исследования.

Степень изученности проблемы. Изучение политической, социально-экономической и культурной жизни периода Тахиридов проводилось во многих странах, однако до настоящего времени она изучена недостаточно, не в полном объеме. Как показывает историографический анализ, по отдельным направлениям изучаемой темы к настоящему времени накоплена определенная литература. По характеру методологических подходов она разделяется на несколько групп.

В первую группу входят труды выдающихся советских и европейских ученых таких как В.В. Бартольд , СП. Толстов, Б. Н. Заходер, Е.А. Давидович , А.А. Семенов , Т.Кадырова , в которых были освещены многие аспекты социально-экономической жизни эпохи Тахиридов, значение этих проблем в борьбе народов Хорасана и Мавераннахра с Аббасидским халифатом. Обращаясь к концептуальной оценке первой группы работ, следует подчеркнуть, что в них содержится ценный фактический материал, в том числе частично по истории Тахиридской династии, объективно содействующий наращиванию исторических знаний.

Изучению истории государства Тахиридов посвящено несколько работ исследователей. Наиболее подробно изложены события, связанные с возвышением Тахиридов и дальнейшей судьбой их державы, в книге В.В. Бартольда «Туркестан в эпоху монгольского нашествия». Многие из интересующих нас вопросов выдвинуты также в

'Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия // Соч. -T.I. -М., 1963-С. 114-237; Он же. Средняя Азия до XII в. // Соч. - T.I. -М., 1963. -С. 238-385; Он же. Туркестан в древности // Соч. -Т. П. Ч. I. -М., 1963-С. 109-117; Он же. Персидская культура и ее влияние на другие страны // Соч. -Т. VI. -М., 1966.-С. 174-184 и др.

Толстов СП. Древний Хорезм. - М., 1948; Он же. По следам древнехорезмской цивилизации. -М.-Л., 1948; Он же. По древним дельтам Окса и Яксарта. - М., 1962.

Заходер Б.Н. Мухаммад Нахшаби. К истории карматского движения в Средней Азии в X в. // Ученые записки МГУ. -Вып. 41, 1940.

Давидович Е.А. Ибн-Фадлан и Наршахи о мерных деньгах Бухары // Рудаки вазамони у (Рудаки и его эпоха). -Сталинабад, 1958. - С. 198-208; Она же. Нумизматические материалы для истории развития феодальных отношений в Средней Азии при Саманидах // Труды АН Тадж. ССР. -Т. XXVII. Сборник статей, посвященных истории и культуре периода формирования таджикского народа и его государственности (IX-X вв.). -Сталинабад, 1954. -С. 69-117; Она же. Средневековое оконное стекло из Таджикистана // Доклады АН Тадж. ССР. -Вып. VII, 1953. - С. 29-37 и др. 5 Семенов А.А. К вопросу о происхождении Саманидов // Труды АН Тадж. ССР. -Т. XXVII. Сборник статей, посвященных истории и культуре периода формирования таджикского народа и его государственности (IX-X вв.). -Сталинабад, 1954. -С. 3-114.

Кадырова Т. Из истории крестьянских движений в Мавераннахре и Хорасане в VIII-начале IX вв. -Ташкент, 1965; Она же. Восстание крестьян во главе с Хамзой ал-Хареджином на границе VIII-IX вв. ИАН Уз ССР, 1953, №6, С. 91-101; Она же. Восстание крестьян и городской бедноты во главе сРафе ибн Лейсом в Мавераннахре (806-810 гг.), ИАН Уз ССР, 1954, №6.; Она же. Восстание народов Мавераннахра во второй четверти VIII века. Общественные науки в Узбекистане, 1963, №2, с. 35-39.; Она же. Восстание народов Согда в первой половине VIII века. Общественные науки в Узбекистане, 1960, №4, -С. 29-35.

книге «Персидская культура и ее влияние на другие страны» и др. Однако со времени написания классической работы В.В. Бартольда прошло более ста лет, и за это время фонд источников по истории интересующего нас периода пополнился. Хотя В.В. Бартольд пользовался главными источниками по истории Тахиридов - сочинениями Табари и Ибн ал-Асира, ему не были доступны сочинения арабских и персидских авторов, изданные или обнаруженные в рукописях после выхода в свет его книги. В публикациях Т. Кадировой значительное место отведено изучению вопросов структуры социальных слоев, классовой и внутриклассовой борьбы. В них, в частности, даны рассуждения автора о социальной принадлежности и программе крестьянских и антифеодальных выступлениях народных масс против арабского владычества, в том числе в эпоху правления династии Тахиридов.

Вторую группу представляют сводные исторические труды «История таджикского народа» и «История Ирана» и труды советских и таджикских ученых, посвященные различным проблемам истории и историографии Хорасана и Мавераннахра в VIII-ГХвв., таких как Б.Г.Гафуров , Н.Н. Негматов, X. Назаров, С. Абдуллоев , С.Бостонгухар , Н.Амиршохи, А.Мухтаров и др. Историографический анализ второй группы исследователей убеждает, что в пространстве советского времени политическая жизнь эпохи Тахиридов не была изучена. Не нашла адекватной научной разработки данная тема и в общем плане. Главным образом, освещались лишь некоторые моменты, посвященные истории Тахиридской династии. Среди них, к примеру, исследования Б.Гафурова и предисловия Н.Амиршохи к работам хрестоматийного характера, расскрывающим отдельные стороны истории общественно-политической жизни Хорасана в 1Хв.

К третьей группе следует отнести труды ученых, занимающихся непосредственно изучением политической истории Хорасана и Мавераннахра в VIII-IX вв. К ним относятся труды иранских ученых, таких как А. Парвиз , А. Зарринкуб , А. Мухиби , Д. Хирави ,

1 История таджикского народа. Под редакцией Б.Г. Гафурова. Т. П. Книга первая. -М., 1964;
История таджикского народа. Под редакцией академика Н.Негматова. Т. П. Душанбе, 1999.

2 История Ирана. Под редакцией М.С. Иванова. -М., Изд. Московского университета, 1977.

Гафуров Б.Г. История таджикского народа в кратком изложении. -М., 1949, 2-ое издание. -М.,1952, 3-ое издание. -М.,1955; Он же: О причинах возвышения и падения Саманидов // Советское востоковедение, 1958, №1.-С. 51-55; Он же. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. - М.: Наука, 1972 и др.

Негматов Н.Н. Таджикский феномен: теория и история. - Душанбе,1998; Он же. Уструшана в древности и раннем средневековье. - Сталинабад, 1957; Он же. Государство Саманидов-Душанбе, 1977.

Назаров X. Авомили суъуд ва сукути давлати Сомониён. -Душанбе, 1999; Он же: Накши эрониён-точикон дар таърих ва фарханги чахрн. - Душанбе, 2005.

Абдуллоев С. Амир ИсмоилиСомони. - Худжанд, 1998.

Бостонгухар С. Табори силсилаи Сомони (Происхождение династии Саманидов) // Сомониён ва эхёи тамаддуни форси - точикй (Саманиды и возрождение персидско-таджикской цивилизации. -Душанбе, 1998. 8Амиршохи Н. Давлатдории точикон асрои 1Х-Х1У. - Душанбе, 1999.

Мухтаров А. Сомониён: Замон ва макон. - Душанбе.; 1999. 10 Аббас Парвиз. Таърихи духазору понсадсолаи Иран. - Т. П. -Тегеран, 1965.

"Зарринкуб Абдулхусайн. Таърихи мардуми Эрон (История народа Ирана) - Тегеран, 1999; Он же: Рузгорон. Таърихи Эрон аз огоз то сукути салтанати Пахлавй. Тегеран, 1383.

Ахмадалии Мухиби. Сомониён (Саманиды). -Тегеран: Интишороти анджумани таърих, 1956.

Акбари , М.Рованди , исследования афганских ученых М.Губора , А. Хабиби , М.Систани , а также труды таких видных корифеев европейской науки, таких как Т.

1 R Q 10 11 19 1 ^

Нельдеке , Э. Браун , В. Хейд , Е.Д. Цамбаур , Б. Шпуллер , К.Э Босворт , Р.Н.Фрай и др. Следует отметить, что из вышеназванных публикаций существенно дополняет объективную картину социально-экономической, политической и духовной жизни Хорасана монография А. Акбари. Его работа внесла весомый вклад в обогащение научных представлений о Тахиридской династии. В ней на основе данных письменных источников охарактеризованы историко-географическое положение Хорасана, социальное положение населения, причины возвышения и падения династии Тахиридов. Однако, в его работе отсутствует начный анализ и в ней почти отсутствует авторское заключение исследователя. Также А. Акбари не исследовал взаимоотношения Тахиридов с другими династиями, в частности, с Аббасидами и Саманидами.

Работа Сайда Нафиси «Государство Тахиридов», вышедшая в 1959 г., написана на основе первоисточников, и факты политической и социальной истории государства Тахиридов излагались им лишь в том объеме, в каком это требовалось для того, чтобы подчеркнуть важную историческую роль этой династии . В монографии рассматривается в основном политическая история Хорасана эпохи правления Тахиридов.

В монографии М.Рованди частично освещены важные вопросы внутренней и внешней политики Тахиридов, ее государственного устройства, городских общественных слоев, форм землевладения и др. Заслуживают внимания взгляды А. Зарринкуба. Многие из поставленных в его монографии по социально-экономической истории Хорасана

Хирави Д. Эрон дар замони Сомониён (Таърихи Сомониён аз огоз то салтанати Насри II). (История Саманидов от начала до правления Насра II). -Мешхед, 1993.

Акбари А. Таърихи хукумати Тохириён аз огоз то анчом. (История правления Тахиридов с возникновения до распада государства). - Мешхед, 2006.

Рованди М. Таърихи ичтимоийи Эрон (Социальная история Ирана). -Тегеран, 1985.

Губор Миргуломмухаммад. Афгонистон дар масири таърих (Афганистан на пути истории). - Т. 1. -Кабул.; 1968. 5Хабиби Абдулхай. Афгонистон баъд аз ислом ((Афганистан после ислама). - Кабул, 1979.

Систони Мухаммад Аъзам. Моликияти арзи ва чунбишхои дехкони дар Хуросони куруни вусто (Землевладение и крестьянские движения в Хорасане в средние века). -Кабул, 1362. 7Noldeke Th. Geschichte der Perser und Araber Zeit der Sasaniden. -Leyden, 1879.

8 Browne E.G. A Literary History of Persia. -Vol. I. From the Earliest Times until Firdawsi. -Cambridge,
1902.

9 Heyd W. Histore du commerce du Levant du moyen-age. -Leipzig, 1923. -T.l. -P. 58-59.
10Zambaur E. De. Manuel de Genealogie et de Chronologie pour I'Histoire de l'lslam avec 20 tableau
genealogiques hors texte et 5 cartes, Hanovre: Libraire Orientaliste Heinz Lafaire, 1927.

11 Spuler B. Iran in fruhislamischer Zeit. Politik, Kultur, Verwaltung und offentliches Leben zwischen der
arabischen und der seldschukischen Erobemng 633 bis 1055. -Wiesbaden, 1952 (AWL
Veroffentlichungen der Orientalischen Komision, Bd. II).

12 Bosworth C.E. Samanids, in: Encyclopaedy of Islam, New Edition, prepared by a number of leading
orientalists, vol. 8 (Ned - Sam). -Leyden, 1995, p. 1025 - 1029; Он же. Мусульманские династии:
(Справочник по хронологии и генеалогии). Пер. с анг. и примеч. П.А. Грязневича. -М.: Наука,
1971.

13 Фрай Р.Н. Наследие Ирана.Перевод с англ. В.АЛивщица и Е.В.Зеймаля. -М., Наука, 1972 ; Он
же: Наследие Центральной Азии. От древности до тюркского нашествия. Перевод с англ.
Л.Н.Додхудоевой. -Душанбе, 2001.

14Саид Нафиси. ДавлатиТохириён (Государство Тахиридов). -Тегеран, 1959.

вопросы рассматриваются и в нашей работе. Современная иранская историография обращает пристальное внимание на историю иранских династий, в частности Тахиридов, считая их продолжателями древнеиранских традиций.

Четвертую группу составляют труды тех ученых, которые исследовали историю культурной и духовной жизни Хорасана и Мавераннахра в VIII-IX вв. Наиболее значительными из этих авторов являются В.В. Бартольд, Р. Фрай, С. Нафиси , А.А.Семенов , А.М.Богоутдинов , X. Мирзозода , А. Джалилов и А.Б. Литвинский, З.Сафо8, К.С. Айни9, М. Бакоев10, К. Олимов11, Ю.Якубов12 и др. В диссертации широко используются труды археологов и нумизматов. Настоящая работа в основном опирается на новейшие достижения иранской и таджикской исторической науки. Вместе с тем в ней широко использованы результаты исследований советских и афганских медиевистов.

Следует отметить, вклад ученых, которые занимались исследованием региональной истории Хорасана и Мавераннахра изучаемого периода. В последние годы были изданы ряд работ, преимущественно в виде монографий, содержание которых охватывает территории городов и регионов, входивших в состав государства Тахиридов .

Тем не менее, до сих пор в таджикской науке, история возвышения и падения Тахиридов, социально-экономические процессы на территории государства Тахиридов не становились предметом комплексного исследования. К тому же солидная часть

1Бартольд В.В. Таджики: исторический очерк // Соч. -Т. П. Ч. I. -М., 1963. -С. 449-470; Он же. О христианстве в Туркестане в домонгольский период: (По поводу семиреченских надписей) // Соч. -Т. П. Ч. П. -М., 1964. -С. 265-302; Он же. Несколько слов об арийской культуре в Средней Азии // Соч. -Т. П. Ч. П. -М., 1964. -С. 322-332; Он же. Места домусульманского культа в Бухаре и ее окрестностях // Соч. -Т. П. Ч. П. -М., 1964. -С.471-479;

2 Frye R.N. The Samanids, in: The Cambridge history of Iran, in 7 volumes, vol. 4. The period from the Arab invasion to the Saljuqs. - Cambridge, 1993. P. 136-161.

Сайд Нафиси. Ахвол ва ашъори Абуабдулло Джъфар ибни Мухаммад Рудакии Самарканди (Творчество Рудакии Самарканди). - Тегеран, 1931; ; Он же. Мухити зиндаги ва ахволу ашъори Рудаки (Жизненная среда, жизнь и творчество Рудаки). - Душанбе, 2008.

Семенов А.А. Эпоха Рудаки //Рудаки и его эпоха). -Сталинабад, 1958. - С. 5-19; Он же. Этнографические очерки Зеравшанских гор Каратегина и Дарваза. -М., 1903. - 112 с.

Богоутдинов A.M. Великий таджикский мыслитель -Авиценна // Очерки по истории таджикской философии. -Душанбе, 2011.

Мирзозода X. Рудаки ва такомулоти шакли назми рубои // Рудаки и его эпоха. - Сталинабад, 1958. -С. 142-146.

Джалилов А., Литвинский Б.А. О материальной культуре IX-X веков //Рудаки и его эпоха). -Сталинабад, 1958.- С.185-197.

8 Сафо Забехулло. Таърихи адабиёт дар Эрон (История литературы в Иране). - Т. 1. - Тегеран,
1953; Он же. Таърихи улуми акли дар тамаддуни ислом дар авосити карни панчум (История
рациональных знаний в исламской цивилизации в середине V века хиджры). - Тегеран, 1953.

9 Айни К. С. Касида дар осори Рудаки //Рудаки и его эпоха. -Сталинабад, 1958. - С. 98-111.
Бакоев М. Рудаки ва китъасарои //Рудаки и его эпоха. - Сталинабад, 1958. -С. 147-151.
Олимов К. Фалсафа дар замони Сомониён (Философия в эпоху Саманидов) //Саманиды и

возрождение персидско-таджикской цивилизации. - Душанбе, 1998.

Якубов Ю.. Национальное самосознание в эпоху Саманидов //Саманиды и возрождение персидско-таджикской цивилизации. - Душанбе, 1998.

13История Бухары с древнейших времен до наших дней. -Ташкент, Фан, 1976; История Самарканда. T.I. -Ташкент, 1969; Гоибов Г. Таърихи Хатлон: аз огоз то имруз. - Душанбе, 2006

письменных первоисточников была открыта и опубликована только в последние годы и впервые использована и введена в научный оборот в нашей диссертации.

Предметом исследования является изучение политических, социально-экономических, материально-духовных процессов на рубеже 20-70-х гг. IX в. на территории Хорасана и Мавераннахра.

Цель и задачи исследования. В качестве объекта диссертационного исследования выступают политические и социально-экономические отношения Хорасана и Мавераннахра периода правления династии Тахиридов.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- изучить исторические условия периода основателя династии Тахира и его эпохи;

- показать политические и социально-экономические предпосылки возникновения
государства Тахиридов, их роль в возвышении местных династий в регионе и их значение
в истории;

- исследовать существующие исторические источники по данной тематике;

на основе анализа исторических источников и трудов советских, зарубежных, иранских и таджикских ученых выявить общие и отличительные особенности социально-экономического и политического положения народов, проживавших на территории Хорасана и Мавераннахра на рубеже ГХв.;

определить значение и роль Тахиридского государства в истории таджикского народа;

осветить роль народных движений и восстаний в борьбе против арабского халифата;

- определить роль Аббасидского халифата во взаимоотношениях Тахиридов с
хариджитами и Алавитами;

- рассмотреть особенности взаимоотношений Тахиридов с Саффаридам и
Саманидами;

-выявить причины ухода с политической арены Тахиридского государства и политические изменения, к которым он привел.

Источниковедческая база исследования. С целью более глубокого и детального изучения темы в работе был использован определенный круг письменных источников. В диссертации проанализированы и использованы и средневековые письменные первоисточники.

Для сопоставительного анализа материалов использован ряд письменных источников, написанных на арабском и персидском языках. Труды мусульманских историков на арабском и персидском языках (IX -XIII вв.) содержат самую большую и основную часть информации по интересующим нас вопросам. Из числа наиболее важных историко-географических трудов на арабском языке можно назвать труд Ибн Хавкаля «Китаб сурат ал-арз» («Книга изображения земли») и «Масалик ва-л-мамалик» («Пути и страны»), географическое сочинение Ибн Хордадбеха «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик» («Книга путей и стран»), ал-Балазури «Футух ал-булдан» («Завоевание стран») труд Ибн

1 Ибн Хавкал, ан-Насиби. Китабсурат ал-арз. -Бейрут: Мактабатул-хаят, 1992; Его же. Масалик ва-л-мамалик. Под ред. Джа'фари Шиар. Тегеран: Бунёди фарханги Эрон, 1967.

Ибн Хордадбех. Китаб ал-масалик ва-л-мамалик. Пер. С. Волина // Материалы по истории туркмен и Туркмении. -Т. I. -Москва-Ленинград, 1939. -С. 144-146 (Далее МИТТ. -Т. I).

ал-Факиха «Китаб ахбар ал-булдан» («Книга рассказов о странах»),2 историко-географическую энциклопедию ал-Мас'уди под названием «Мурудж аз-захаб ва маодин ал-джавхар» , ал-Я'куби «Китаб ал-булдан» , Истахри «Китаб ал-Масалик вал-мамалик» , Ал-Макдиси «Ахсанат-такасим фи ма'рифат ал-акалим» , Сам'ани «Китаб ал-ансаб» и других сочинений. В этих трудах содержится много интересных сведений о политической истории Мавераннахра, о нашествии арабских войск на территорию Переднего и Среднего Востока, о борьбе народов этих стран против арабского ига, о народных движениях и восстаниях, происходивших в этот период против арабских войск, также в данных источниках содержится огромный материал о природных и климатических условиях Переднего и Среднего Востока, о народонаселении, о хозяйственно-экономической жизни среднеазиатских народов, об их обычаях и т.п.

В труде Абу Джафара Мухаммада ибн Джарира ат-Табари (838-923 гг.) «Книга пророков и царей» («Тарих ар-русул ва-л-мулук») подробно излагается борьба народов Мавераннахра против арабских войск, а затем Аббасидского халифата, излагается подробный материал о возникновении и падении Тахиридского, Саффаридского и Саманидского государств.

Перу великого ученого, визиря и крупнейшего политического деятеля эпохи Сасанидов Абу Али Мухаммада ибн Мухаммад ибн Убайдуллаха ал-Бал'ами принадлежит труд «История Табари» . Этот труд представляет собой редактированный перевод с дополнениями «Истории пророков и царей» на персидском (таджикском) языке. В отличие от Табари, Бал'ами доводит свой труд до событий 842 г., т.е. до смерти аббасидского халифа ал-Му'тасима (833-842 гг.). Многочисленные рукописи этого перевода, сохранившиеся в разных библиотеках, свидетельствуют, что это сочинение имело широкое распространение в неарабских странах мусульманского мира. Главным достоинством этого источника является то, что в нем имеются оригинальные и обширные сведения о взаимоотношениях местных династий, о политических событиях IX-X вв. на территории Хорасана и Мавераннахра, о внутренней жизни этих государств, так и их военно-политических, торгово-экономических и культурных взаимоотношениях. Много ценных

1 Ал-Балазури Ахмад ибн Иахйа. Футух ал-булдан. Пер. С.Волина // МИТТ. -Т. I. -С. 62-86; Ал-
Балазури Ахмад ибн Иахйа Завоевание Хорасана (Извлечение из сочинения "Футух ал-булдан") /
Перевод с арабского, предисловие, комментарий и указатели Г. Гоибова. -Душанбе: Дониш, 1987.

2 Ибн ал-Факих. Китаб ахбар ал-булдан. Пер. С. Волина // МИТТ. -Т. I. -С. 151-155.

Мас'уди, Абулхасан. Мурудж уз-захаб ва маодин ал-джавхар. Пер. Абулкасима Поянда. Тегеран: Бунгахи тарджума ва нашри китоб, 1978.

4 Ал-Я'куби. Китабу-л-булдон.Бейрут: Дар ихйаа-т-тураса.-л-'араби, 1988; Ал-Я'куби. Китаб ал-булдан. Пер. С. Волина// МИТТ. -Т. I.. -С. 146-150.

5Ал-Истахри, Абу Исхак. Мамаликвамасалик. Пер. с арабск. на фарси Мухаммада ибн Ас'ада ибн АбдаллахаТустари. -Тегеран: Бахман, 1995.; Его же. Мамалик ва-масалик. Под ред. Эраджи Афшара. -Тегеран, 1990.; Истахри. КитабМамаликвамасалик Пер. С.Волина // МИТТ. -Т. I. -С. 167-181.

6 ал-Макдиси. Ахсан ат-такасим фи ма'рифат ал-акалим. -Бейрут: Дар ихйа ат-турас ал-араби,
1987; Его же. Ахсан-ут-такасим фи ма'рифат ал-акалим. Пер. Алинаки Мунзави. Тегеран:
Ширкати муаллифон ва мутарджимони Эрон, 1983; Его же. Ахсан ат-такасим фи ма'рифат ал-
акалим. Пер. С. Волина//МИТТ. -Т. I. -С. 184-209.

7 Абу Са'дСам'ани. Китаб ал-ансаб. Пер. С. Волина // МИТТ. -Т. I. -С. 325-343.

Ат-Табари, Мухаммад ибн Джарир. Та'рих ар-русул ва-л-мулук. Пер. Абулкасима Паянда. В 16 томах. -Тегеран, 1972.

9 Бал'ами. Та'рихи Табари. Введ. и комм. М.Умарова и Ф. Бобоева. -Душанбе: Паёми ошно. -Т. I, 2000.,-Т. 11,2001.

сведений политического, социально-экономического и культурного характера содержит книга «Та'рихи Бухоро» («История Бухары») Мухаммада Наршахи. В этой книге особенно интересны сообщения Наршахи о военных набегах арабов в Мавераннахр, о восстании Шарика ибн Шайха, о восстании Муканны. У Наршахи встречаются намало фактических данных, связанных с историей возвышения местных таджикских (иранских) родов. Большой интерес представляет сообщения историка об отношение основателя Тахиридской династии Тахира ибн Хусейна с саманидом Нух ибн Асад и его потомками.

Труд Абу-л-Фазла Мухаммада ибн Хусейна Бейхаки (ум. в 1078 г.) «Та'рихи Байхаки» («История Бейхаки») содержит важные сведения интересующегося нас периода. Это сочинение издано в Иране. Имеется перевод на русский язык этого сочинения под названием «История Мас'уда» . В своем сочинение Байхаки сообщает данные о Тахиридах, отсутствующие в других источниках. Являясь одним из важнейших источников эпохи Газневидов, труд Байхаки помогает глубже понять те политические, дипломатические связи и взаимоотношения, которые сложились между государством Тахиридов и правителями Мавераннахра. Достойны внимания сведения Ибн ал-Асира и других арабских авторов о различных вопросах истории Хорасана интересующего нас периода.

Такова общая характеристика письменных памятников, которые составляют комплекс письменных источников по средневековой истории Хорасана и Мавераннахра. Здесь необходимо отметить, что письменные источники позволяют более глубоко исследовать политическую историю и, в некоторой степени, этногенез народов Хорасана и Мавераннахра, в них содержатся весьма ценные сведения о социально-экономической жизни народов, об их духовной и материальной культуре. Благодаря достижениям и развитию исторической науки, открытием объектов материальной и художественной культуры, несущих историческую информацию, данным археологиии иранистики, образовался достаточно обширный материал, на основе которого исследование упомянутых проблем и решение основной задачи диссертационной работы становится возможным и выполнимым.

Теоретической и методологической основой исследования является принцип историзма, позволяющий рассматривать факты и исторические события в соответствии с конкретной исторической обстановкой в их диалектической взаимной связи и обусловленности. В основе научной концепции автора лежат опыт и схема классических исследований известных ученых, придерживавшихся принципов академического подхода к их объектам.

В процессе исследования диссертант опирался на сравнительно-исторический и историко-теоретический методы, позволяющие наиболее максимально и беспристрастно анализировать исторические события.

Научная новизна проведенного исследования выражается в том, что в нем впервые всесторонне и комплексно на основании новых материалов, содержащихся в исторических источниках, исследуется весь процесс общественно-политической и

Байхаки, Абулфазл Мухаммад ибн Хусейн.. Та'рихиБайхаки. Под ред. АлиакбариФайёз. -Машхад, 1972.; Байхаки, Абулфазл Мухаммад ибн Хусейн. История Мас'уда. 1030-1041. Пер. А.К. Арендса. -Ташкент, 1962.

2 Ибн ал-Асир. Ал-Камил. (История Ирана и Ислама). -Тегеран, 1987.

социально-экономической жизни Хорасана и Мавераннахра периода правления Тахиридов.

Научная новизна, выражается в том, что в настоящем исследовании впервые:

- извлечены из исторических и географических источников наиболее важные и
оригинальные сведения о политическом и социально-экономическом положении Хорасана
и Мавераннахра 1Хв;

проведен всесторонний анализ событий обусловивших изменения во внутреполитической жизни исследуемого региона и приведших к независимости Хорасана и Мавераннахра;

исследован вклад Тахиридов в развитие региона в процессе борьбы народов Мавераннахра против Аббасидского халифата;

сопоставлены политическая история Хорасана и Мавераннахра и выявлены их общие и отличительные особенности;

проведен обзор социально-экономического положения на территории Хорасана и Мавераннахра в указанный период;

рассмотрены отдельные стороны культурной жизни Хорасана и Мавераннахра в частности, контактов в области культуры и религии.

Хронологические рамки исследования в основном охватывают события 20 - 70 гг. IX вв. Этот период является одним из наиболее сложных и значимых в истории народов Хорасана и Мавераннахра, ибо в эти годы после долгого арабского порабощения пришла к власти местная династия - Тахириды.

Географические рамки исследования ограничены в диссертации пределами Мавераннахра, Хорасана. Однако, при исследовании некоторых вопросов иногда неизбежно приходилось выходить за установленные рамки.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические положения настоящего исследования могут быть полезны при изучении древней истории и проблем политической, социальной и культурной жизни народов Центральной Азии. Результаты исследования могут быть использованы при написании соответствующих разделов академической древней и средневековой истории народов Центральной Азии, чтении спецкурсов и при составлении учебников по истории народов Центральной Азии для вузов.

Основные положения, выносимые на защиту:

- В конце первой половины VIII века центр борьбы против арабских завоевателей
переместился в Хорасан и Мавераннахр. Народы этих двух богатейших областей с
самого начала активно участвовали в борьбе против арабского халифата, были
участниками движения Абу Муслима. Участие в этой борьбе крестьян и народных масс
недовольных налоговой политикой Аббасидского халифата дало шанс местной
хорасанской знати использовать результаты этой борьбы.

- В результате борьбы народных масс против налогового бремени и религиозных
движений к власти спустя почти двести лет приходит местная династия Тахиридов,
которая тем самым наносит мощный удар по владычеству Аббасидского халифата;

- Правление Тахиридов имело большое значение для установления независимости покоренных народов, стало основой для возникновения других таджикских (иранских) династий -Саффаридов и Саманидов.

-В государстве Тахиридов была заложена структура государственного управления, которая потом получила своё наивысшее развитие в Саманидском государстве. Создание министерства, состоящего их трех диванов-министерств: почты, налога и документации и деловой переписки показывает серьезное отношение к государству в этот период.

- Границы государства Тахиридов простирались от Ирана до Хорезма и Ферганы на
северо-востоке, до Кабула и границ Бадахшана на востоке и до берегов Персидского
залива на юге. Этой огромной территорией Тахириды управляли через своих наместников,
назначаемых обычно из числа представителей рода Тахиридов, или посредством своих
наместников - местных феодальных властителей, в том числе Саманидов;

- При Тахиридах экономика Хорасана и Мавераннахра получила необходимые
условия для развития. Тахириды приняли ряд мер для развития сельского хозяйства.
Деятельность Тахиридов в организации подземных каналов была настолько обширной,
что до настоящего времени хорошие кяризы население называет «тахировы каналы»;

- Тахириды приняли мер для правильного взимания налогов. Однако, эти
мероприятия отвечали прежде всего интересам казны и не облегчали положение
непосредственных производителей - крестьян и ремесленников;

- Культурная жизнь в эпоху правления Тахиридов достигла высокого уровня. Этот
период, несмотря на его кратковременность, занимает важное место в истории
таджикского народа. В период правления Тахиридов были заложены основы для
самостоятельного развития восточных областей Арабского халифата.

Апробация работы. Теоретические положения диссертации были апробированы на международных конференциях и симпозиумах, проведенных в гг. Тегеране (2012 гг.), Исфахане (2013 г.) и Мешхеде (2014 г.) на семинаре круглого стола по вопросам изучения культурного наследия иранского плоскогорья (Тегеран, 2013 г.). По теме диссертационного исследования опубликовано 4 статьи и тезисы в сборниках научно-практических конференций и в журналах, рекомендованных ВАК РФ.

Отдельные вопросы данной проблемы отражены также в ряде статей, опубликованных автором на страницах научных сборников и журналов, изложены в докладах и сообщениях, сделанных на научных конференциях в Таджикистане и в Иране. Диссертация обсуждена на заседании кафедр истории древнего мира и средних веков и истории таджикского народа.

Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения и библиографического указателя.

Образование государства Тахиридов и его административно государственный строй

С конца VIIIB. В арабском халифате начался процесс постепенного политического распада, который был закономерным следствием развития феодальных отношений внутри халифата. Арабский халифат был империей-конгломератом племен и народностей, объединенных завоеванием, не имевших общего языка и единства экономической жизни, находившихся на разных стадиях экономического и культурного развития. Различный уровень экономического развития стран, входивших в состав халифата, и сравнительная слабость экономических и этнических связей между ними-первый исторический фактор, способствовавший политическому распаду халифата.

Во все времена борьба за власть сопровождалась смутами, кровавыми разборками и люди шли буквально за все в борьбе за нее. С самого начала арабский халифат не был единым, внем соперничали группировки, которые считали, что именно они имеют право на власть, преемственность после смерти пророка Мухамммеда. В начале VIII в. у Омейядов,правящей арабской династии появились новые противники, которые, начиная с 20-х годов VIII в., стали проводить весьма успешную пропаганду своего дела. Это была группировка сторонников права на халифат корейшитской фамилии Аббасидов. Основателем аббасидской группировки был имам Мухаммед ибн Али, правнук Аббаса, дяди пророка Мухаммеда. По имени этого Аббаса его потомки и именовали себя Аббасидами. Среди сторонников Аббасидов были люди умные, энергичные и политически дальновидные. Будучи весьма опытными и прозорливыми они хорошо ориентировались в окружающей обстановке, видели непопулярность Омейядов среди покоренных народов, особенно среди народов Хорасана и Мавераннахра, и старались использовать ее в интересах своего дела. Свою успешную пропоганду начали с того, что Аббасиды, как прямые потомки дяди пророка, имеют больше прав на престол, чем Омейяды, которые также происходили из рода пророка, но захватили свою власть в результате тайного сговора. Сама тайная организация сторонников группировки Аббасидов сложилась в 724 г. Настоящим руководителем ее был перс Букейр ибн Махан, богатый купец. Он подбирал энергичных и верных ему последователей, которых можно было послать, как пропагандистов, и как воинов в разные области халифата. Так как на Аравийском полуострове Омеяды имели большее количество стороников, то наиболее подходящей ситуацией для пропаганды аббасидского дела была в Хорасане и Мавераннахре. Туда и были направлены «миссионеры» (араб.даъи).3

Пропагандисты -миссионеры используя недовольство народа сулили большие выгоды покоренным народам Ирана и Хорасана и обещали, что в случае победы аббасидского дела новая династия допустит к участию во власти и иранцев, а также другие народы.

Об отношении арабов к другим народам, в том числе принявшим ислам, свидетельствует послание первого халифа из династии Омеядов - Муавии (661-679гг.) на имя правителя Ирака Зияда ибн Абусуфияна, в котором говориться: «Обращайте внимание на иранцев принявших ислам, никогда не ставте их рядом с арабами. Араб имеет право жениться на них, они не имеют такого права. Постарайтесь, как можно меньше предоставлять им прав, они

Правитель Ирака Хаджадж ибн Юсуф считал «дикими чужаками» тех крестьян и сельских жителей, которые из-за невыносимых условий жизни и гнета были вынуждены перебираться в города. Он принял указ, в соответсвиии с которым все крестьяне должны были вернуться в свои места проживания и для определения их местажительства и оплыты джизьи каждоме беглецу ставили печать на шее или руке.

Арабский полководец Кутайба ибн Муслим, также подозрительно относился к неарабам принявшим ислам и говорил о том, что каждого, кто вошел через ворота не следуют позволять выходить из них живым.

В период правления халифов Омеядской династии особенно была распространена практика разделения мусульман на арабов и неарабов. Арабы называли иранцев «неарабами» или «мавали» («слуга», «клиент»), не принимали их на работу в государственный аппарат и не поручали им ответсвенных должностей. Арабы считали недостойным для себя идти рядом с мавали, участие в их похоронах и совершение намаза с ними.

Жестокое угнетение неарабских мусульман становилось причиной массовых и всенародных выступлений. Изучение Корана и хадисов пророка Мухаммеда, в которых главное место занимали идеи равенства мусульман, их равноправие, не зависимо от цвета кожи и национальности, воодешевляло иранцев на борьбу против халифов и их злоупотреблений.

К началу 30-х годов VIII века пропаганда Абасидов против Омеядов усилилась. По инициативе Мухаммеда ибн Али ибн Абдаллах ибн Аббаса с целью распространения призыва Аббасидов среди населения, в Хорасан была направлена делегация активистов аббасидского движения в составе 12 видных улемов и знатов ислама. Крестьянам и низшим слоям городского

:Мутаххари М. Хадамате мутакабила-е Ирон ва ислом. Душанбе, 2007. -С. 100. 2 Там же.-С. 89. населения пропагандисты Мухаммеда ибн Али обещали уменьшение податей и натуральных повинностей. Но стремясь заручиться поддержкой народных масс, Аббасиды не учли, что массы могут выступить с самостоятельными лозунгами. В Хорасане даже один из пропагандистов дела Аббасидов, по имени Хидаш, обманул надежды Мухаммеда ибн Али и Букейра ибн Махана и, под прикрытием аббасидского дела, стал проповедовать социальные идеи никогда не умиравшего в Иране течения маздакитства.

В УШ в. маздакиты были известны под именем хуррамитов (происхождение этого термина не выяснено). Хидаш имел огромный успех среди хорасанского крестьянства, так как он и его последователи обещали раздел земли и другого имущества. Арабские эмиры Хорасана и Мавераннахра были хорошо осведомлены об аббасидской пропаганде и преследовали ее руководителей, однако власти особенно забеспокоились, когда пропаганда приняла маздакитский характер. Наместник Хорасана и Мавераннахра выследил и арестовал Хидаша. Хидаш был подвергнут тяжелой казни — у него вырвали язык, отрезали руки, ослепили, а потом умертвили. Когда весть о проповеди Хидаша дошла до Мухаммеда ибн Али, тот пришел в негодование, настолько он был недоволен перерождением аббасидской пропаганды в народных массах в маздакитскую.

В 743 г. Букейр ибн Махан был захвачен на тайном собрании сторонников Аббасидов и заключен в тюрьму. Здесь Букейр познакомился с молодым персом Абу Муслимом, рабом двух братьев, сторонников Аббасидов, также посаженных в тюрьму. Своим умом и энергией Абу Муслим произвел на Букейра сильное впечатление. Выйдя из тюрьмы, Букейр доложил тогдашнему главе фамилии Аббасидов, сыну умершего Мухаммеда ибн Али, имаму Ибрахиму ибн Мухаммеду

Арабский наместник Хорасана Наср ибн Сейяр (738— 748 гг.) был из племени кинана, принадлежавшего к группе североарабских племен мудар (мударитов), преданного Омейядам и особенно халифу Марвану 11(744—750 гг.). Наср враждовал с поселившимися в Хорасане йемёнитами, т. е. южноарабскими племенами. Притесняемые мударитами хорасанские йемениты в конце концов восстали против Омейядского халифата, что явно мешало Насру ибн Сейяру бороться с аббасидским движением.

Такова была обстановка в Хорасане и в Мервском оазисе, когда прибыл туда Абу Муслим. Своей оплотом - военной базой он избрал хорошо укрепленное селение Сафизандж близ Мерва. Здесь он и начал открыто собирать вооруженные силы вокруг аббасидских лозунгов. Источники, подробно рассказывают о подготовке и социальном составе восстания против омеиядскои власти. Согласно Ат-Табари, в назначенный для выступления вечер, 25 рамазана 129 г. х. (9 июня 747 г. н. э.), по приказу Абу Муслима в окрестностях Сафизанджа зажглись условленные костры, огни которых служили сигналами к восстанию. К Абу Муслиму стали приходить крестьяне соседних деревеньвооруженные чем попало, местные мелкие и средние землевладельцы, ремесленники городов; приходили, между прочим, и некоторые мавали. Восставшие шли мелкимии крупными отрядами. По словам Табари, в один день пришли люди из 60 деревень.

Внутренняя политическая борьба и распад государства Тахиридов

При условии спокойствия и имея военные отряды, государство Тахиридов за короткое время своего существования начало взаимоотношения с соседними династиями и провинциями. Взаимоотношение с Табаристаном имеет особое значение. Табаристан имя прежнего Мазендарана и является частью древней области Фарашвозджар, которая включала в себя области Азербайджан, Табаристан, Гелан, Бейлам, Рей, Кумис, Дамган и Гурган. Табаристан на юге и юго-востоке омывался водами Каспийского моря и находился на зеленых, плодоробных землях богатых полноводными реками и водами. Из его городов можно отметить такие как Сори, Момтир, Тарче, Нотил, Чолус, Руён, Килор, Омул. Столицей Табаристана был город Омул. Эта область начиналась на востоке с Хорасана и Гургана, ва западе землями Гелана и Ирака, на севере Каспийским Морем и заканчивалась на юге Реем и Кумесом.

Прикаспийские области Ирана долгое время были экономически и политически слабо связаны с остальным Ираном. Арабы завоевали только в VIII в. лежавшие у юго-восточного прибрежья Каспия области Гурган (в арабизованной форме Джурджан) и Табаристан (ныне Мазендеран), но власть халифата здесь никогда не была сильной. Как вассалы халифата, здесь удержались князья Табаристана из династии Испехбедов («воевод») и другие более мелкие владетели-династы; даже

Другие же прикаспийские области, — Гилян, лежавший у юго-западного побережья Каспия, и Дейлем, лежавший к югу от Гиляна, по обоим склонам горной цепи Эльбурс, никогда не были завоеваны арабами. В этих областях жили и вели суровую и бедную жизнь местные народности, говорившие на особых языках иранской системы, — гилянцы и дейлемиты. На Дейлем и Гилян не раз нападали арабы, ради захвата военной добычи, особенно рабов-пленников. Ислам и то в шиитской («неправоверной», т. е. не суннитской) форме стал распространяться в Дейлеме и Гиляне только со второй половины IX в., в результате проповеди бежавших сюда из халифата шиитов и потомков Алия (Алидов).

В Дейлеме и Гиляне в IX в. только начинало складываться раннефеодальное общество, патриархально-общинный уклад был еще крепок. По рассказам арабских географов, бедные и вольнолюбивые дей-лемские горцы носили одежды, сшитые из пестрых лоскутьев, часто ходили босыми; они были воинственны и сражались копьем-двузубцем (жубин), считавшимся страшным оружием. Так как их суровая горная страна не могла прокормить все население, то дейлемитские юноши во множестве покидали, родину и поступали в наемные войска халифов Аббасидов и местных иранских династов-змиров.

При их дворах конная гвардия состояла из купленных молодых тюркских рабов (гулямов, иначе мамлюков), а пешая гвардия — из дейлемитских и гилянских наемников. В X в. некоторые из этих наемников выдвигались, как полководцы, усиливались и, опираясь на наемные отряды своих соотечественников, захватывали те или иные области и становились

Табаристан был областью, которую также халифа Маъмун передал в Хорасану в правление Тахиру ибн Хусейну. В этой области имело место существование своих местных династий с эпохи Сасанидов. Во времена правления Харуна, Каруна сына Вандидота, Хурмуза и Шахриёра сына Шарвайна для сдерживания их от восстания из числа заложников отрезались головы и отправлялись в Багдад. Однако затем после установления спокойствия и благополучия в регионе эта область вновь вернула свои земли. В эпоху правления Маъмуна правдление двух городов из области Табаристана было передано Мазияру ибн Каруну из рода Вандидота, о противостоянии и восстании которого против Абдаллаха ибн Тахира выше говорилось. Как бы то ни было и после восстания Мазийяра Тахириды имели тесные взаимоотношения с представителями этой династии, так как перед тем как получить власть члены Тахиридского рода правили этой областью, из числа которых:

По причине своего климата и природного положения Табаристан был плацдармом для Алавитов. Распространение власти Алавитов в Табаристане источники указывают время правления халифа Маъмуна. Омили по этому поводу пишет следующее: «Одна группа из Алавитов прознав о вероломстве и коварстве халифа Маъмуна и смерти имама Ризо и прятались в горах Дайламана, Табаристана и Рея».

Следует отметить, что взаимоотношения Алавитов с Тахиридами были весьма натянуты и зачастую приводили к стычкам и столкновениям. Он получили начало со времени правления Тахира ибн Хусейна. В это время Сулаймон ибн Абдуллох был назначен наместником в Табаристане. Так как сам Сулаймон проживал в Джурджане, правление этой областью он номинально передал в руки своего заместителя Мухаммеда ибн Авси Балхи. Мухаммед ибн Авс вместе со своими молодыми сыновьями стал всячески притеснять народ, которые пришел в негодование от его деятельности. Мухаммед ибн Авс сам правил в Руё, а его сын Ахмад был правителем Чолуса и Колора. Его притеснения достигли такого апогея, что народ вынужден был оставить свои дома и богатства и переселиться в другие области, так как в Руё в год трижды собирался налог: в пользу Мухаамад ибн Авса, для его сына и для его везира-зоорострийца. Деяния Мухаммад ибн Авса и Мухаммад ибн Абдаллаха привели к массовому восстанию народа

Несмтря на то, что убийство Яхя стало причиной ненависти со стороны Алавитов, обнако сам халифа был доволен этим событием и отдал в награду Мухаммеду ибн Абдуллаху районы Калор и Чолуса, а также в качестве наказания отправил туда своего секретаря Джобир бини Хоруна. Джобир бини Хорун ознакомившись с положением народа в Табаристане, несмотря на гнев и недовольство их владетелей присоединил часть степей, земель и равнин во владения Мухамеда ибн Абдалла. В конце концов это привело к восстанию народа Калора и Чолуса против наместников Тахиридов. Во главе восставших встали Муххамед и Джафар, которые были сыновьями Рустама. Это восстание привело к отсыланию Джобира ибн Хоруна к Сулайману ибн Абдуллаху. Сыновья Рустама испугавшись от противодействия от Мухаммеда ибн Увайса постарались заключить союз со своими соседями, которые также страдали от насильственных действий Мухаммеда ибн Увайса и заключили союз не только против правления Тахиридов, но и против Абассидского халифата. Они попросили правителя Руёна Сайд Мухаммеда ибн Ибрагима стать предводителем восстания, однако он отказался. Тогда предводителем стал правитель Рея Хасан ибн Зайд, который был знаком с положением народа и двадцать пятого дня месяца рамадан 250 г. х.-октября 864 года начал восстание.

Налоги и налогообложение в Хорасане и Мавераннахре

Существовали ярмарочные центры. Одним из них был устурушанский город Марсваманда, являвшийся крупным центром железо-рудных разработок и металлического производства. Марсвамандийские ярмарки были многолюдны и общеизвестны, их посещали торговцы из разных стран. Отсюда в большом количестве вывозили изготовлявшееся на месте превосходное оружие, высоко ценившееся в Хорасане, Ираке и Багдаде.

Главными узлами караванных путей были города Хамадан, Рей, Нишапур, Херат, Исфахан, Шираз, Ахваз. Балх и Кабул были важнейшими центрами караванной торговли с Индией. Главными гаванями на Каспийском море были Амуль и Сари, торговавшие с Хорезмом, странами Закавказья, хазарским Итилем, Поволжьем и Русью. В Амуль и Сари прибывали «корабли русов», привозившие меха, кожи, воск и невольников и обменивавшие их на продукцию иранского ремесла.

Важнейшей гаванью Персидского залива был город Сираф. Сирафские купцы держали в своих руках морскую торговлю. Настолько меньшее значение имели гавани Джаннаба, Киш (Кайс) на острове того же имени и Ормуз, тогда находившийся на материке. Из этих портов иранские товары вывозились в Басру, порты Аравии, Египет, Индию и Китай.

Интересен следующий рассказ Истахри о купцах: «У купцов особенно заметно стремление объединять средства. Жители Сирафа и побережья предпринимают морские путешествия. Иногда кто-нибудь из них проводит время своей жизни на море. Как мне сообщили, один житель Сирафа так привык к морю, что около 40 лет не спускался с корабля. Всякий раз, как он приближался к суше, он заставлял своих сотоварищей сходить на землю, дабы выполнить Вот почему на долю их (купцов) достается богатое имущество, так что состояние иного человека достигает 4 миллионов динаров. Теперь мне называют еще более высокие суммы. Однако, подобный человек (купец) по своей одежде ничем не отличается от своих наемных поденных работников».

В этом рассказе выявлены типичные черты персидского купца X в., занятого морской торговлей: энергия, увлечение путешествиями, скопидомство, стремление копить деньги, не расходуя их. Чтобы понять, как велико было для того времени состояние в 4 млн. динаров, т. е. 40 млн. дирхемов, достаточно вспомнить, что цифра эта почти равнялась цифре налоговых поступлений в области Фарс за полтора года. Характерно, что если при Сасанидах персов-моряков почти не было, то в X в., по словам Истахри, даже на аравийском берегу Персидского залива почти все мсряки и купцы, ведшие морскую торговлю, были персами.

В страны Средиземноморья, Аравию, Индию и Китай из Хорасана и Мавераннахра вывозились караванным и морским путем зерно, хлопок, масло льняное и кунжутное, растительные краски, изюм, финики и всевозможные фрукты — сушеные и ;в виде маринадов и варений, вино, мед, хузистанский сахар, шелк-сырец, парфюмерные и лекарственные изделия, верблюды и лошади; последние вывозились главным образом в Индию.

Продукцию иранского ремесла, особенно ткани парчевые, шелковые, полушелковые, льняные, хлопчатобумажные и шерстяные, ковры шелковые и шерстяные, а также бронзовые, серебряные и прочие, металлические изделия, фаянс, посуду и т. д. вывозили в Аравию и страны Средиземноморья. По словам Истахри, Сираф служил перегрузочным пунктом для товаров, привозимых из Индии и Китая. Из Индии привозили сюда алоэ, амбру, камфору, драгоценные камни, бамбук, слоновую кость, черное и сандаловое дерево, перец, ароматные истахри. Китаб ал-масалик ва-л мамалик. растения, лекарственные снадобья и пряности, которыми Сираф снабжал не только весь Иран, но и соседние страны». Во внешней торговле преобладали предметы роскоши, и как и значительна была эта торговля, она обслуживала преимущественно феодалов и купечество.

Крупной отраслью торговли в Хорасане и Мавераннахре была торговля рабами обоего пола. Рабы ввозились из стран Восточной Европы, тюркских степей, Индии, особенно же с западного побережья Африки. По словам персидского анонимного географа конца X в., из стран Закавказья в Иран (ввозились рабы румы (греки), армяне, баджанаки (печенеги), хазары(славяне); были в Иране также рабы гурцы и индусы.

Какие размеры принимала работорговля, можно судить по следующему примеру. По рассказу Истахри, один персидский купец с побережья Персидского залива во время летнего рейса 936 г. н. э. вез на 400 барках, кроме прочего груза, 12 000 темнокожих рабов. Если столько рабов вез один лишь купец и только в один сезон, то можно себе представить, сколько сотен тысяч рабов было вывезено в Иран из Африки в течение столетия. По сообщению Низами Арузи Самарканди, в городе Балхе в XI в. была целая улица или «квартал» торговцев рабами («куй-и бардэ фурушан»)

Видимо, в большинстве рабы составляли предмет транзита из тюркских степей и Восточной Европы в арабские страны, а также из Индии и Африки в Среднюю Азию и т. д. Лишь меньшая часть этих рабов оседала в Иране. В сельском хозяйстве и ремесле применение рабского труда, по сравнению с VII— IX вв., очень уменьшилось, хотя еще не исчезло окончательно. Особым видом работорговли была торговля мальчиками и юношами из тюркских степей, предназначенными для службы в конной гвардии гулямов. Их покупали у тюркских кочевников работорговцы из Средней Азии и Ирана; по словам Мирхонда, существовал обычай, — если купец покупал не менее 40 юношей зараз, одного из них ему отдавали даром. Торговля гулямами находилась под контролем государства: купцы обязаны были в первую очередь предлагать их государю, и только тех, которые не приобретались для государя, можно было продавать другим феодалам или выводить на рынок.

На караванных путях были оборудованы караван-сараи со складами и жилыми помещениями, колодцы и другие удобства. Караван-сараи являлись нетолько местом остановок караванов, и но и торговыми пунктами и центрами общественной жизни купцов и путешественников. Караваны были мелкими и крупными. Караваны сопровождали погонщики и вооруженная стража. С ними обычно шли ремесленники, ученые, дипломатические миссии.

Нас специальных заставах банд у речных переправ, при подходе крупным городам или на границах владений с проходящих караванов взыскивалась торговая пошлина.

Военно-политические успехи Тахиридов базировались на экономическом могуществе государства. Определение этого могущества невозможно без учета состояния денежного хозяйства, особенностей монетного чекана и денежного обращения в государстве Тахиридов. Торговля осуществлялась как денежным путем, к примеру со странами Восточной Европы, где в обращении было большое количество среднеазиастких серебряных дирхемов, так и путем обмена одного товара на другой. К примеру такой меновой характер носил товарообмен с Китаем.

Таким образом, следует отметить, что возрождение местных династий благотворно отразилось на социально-экономическом состоянии Хорасана и Мавераннахра. В торговых операциях применялись и специальные чеки. Деньги можно было сдать в необходимом месте (городе) специальнм, достойным доверия саффарам-менялам, и взяв соответсвующий чек, получить сданную сумму в назначеном месте, даже в пределах другой страны. Также система чеков была развита в мусульманских странах.Однако, положение трудовых масс оставался плохим и тяжелое налогооблажение нередко стало поводом для социальных потрясений.

История развитие городов Хорасана и Мавераннахра

После отъезда ал-Маъмуна в Багдад, и особенно после того как Тахириды перенесли столицу в Нишапур, для Мерва наступает период упадка, но это не означает, что городская жизнь прекратилась, были обжиты новые кварталы, но больше такого подъема и развития в нем не наблюдалось. По этому поводу Мукаддаси пишет: «Мерв, известный под именем Мерв-Шахиджан, - город процветающий, со здоровым климатом, изящный, просторный, малонаселенный... жилища красивые и высокие; по своей красоте дома - точно кайма по обе стороны города... обе пятничные мечети из кирпича, в них нет дерева и навесов. ... там медресе, в которых каждому читающему лекции выплачивают жалование. Базары красивы, - не видишь ли ты, как ряды их тесняться со всех сторон около верхней пятничной мечети? И там блистающий дворец с большим айваном, построенный Абу Муслимом... Мерв был бы превосходный город, если бы в нем не было мало населения. Треть рабада разрушена, жилища древнего города обветшали. Старый город на холме; в середине его мечеть, которая в старину пятничной, вокруг неё немногочисленные жилища; у ворот, ведущих к рабаду, постройки и маленький базар. В рабаде находяться две пятничные мечети: одна из них около ворот старого города, другая в ряду менял, она и здания построенны Абу Муслимом. Цитадель находиться в старом городе, она разрушена, подняться на неё трудно».

Описывая цитадель Мерва Истахри отмечает ее полное запустение, но все еще действующую систему подземных каналов, которые по-прежнему подают воду во внутренную часть цитадели и благодаря которой разводятся сады и огороды. На рубеже ГХ-Х Мерв как бы состоял из двух городов Восточная часть- древний Мерв находился на стадии вымирания, западная же часть напротив активно разросталась.1

Один из древнейших городов Хорасана, древняя Бактра, Балх, в ГХ-Х вв. состоял из трех обычных частей: крупного кухандиза, примыкающего к нему с запада и юга укрепленного шахристана и рабада, который здесь не получил преобладающего развития. Пятничная мечеть Балха и окружающие ее базары продолжали оставаться в пределах шахристана. Рабад, видимо, был застроен неплотно, так как к глиняным стенам шахристана поступали сады и виноградники. Современников удивляла ширина и красота его улиц, чистота воды, высота городских зданий и стен, искусно построенное и эффективно расположенное здание пятничной мечети. Мукаддаси пишет об этом городе следущее: «Балх-город здоровый, благоденствующий, прекрасный, это рай Хорасана, среди городов он похож на Тахарт (в Алжире) и подобен сирийскому Дамаску. Улицы его пересекают каналы, и в нем сплошь идут сады и деревья. Вместе с тем в нем развита наука, у ученых - большая известность в значении... Жители его- люди деликатные, дома у них обширны, рынки хороши; плоды его удивительны, жизненные блага дешевы, вода легкая. Там знаменитые шейхи и выдающиеся имамы. В нем предметы торговли, дающие прибыль, и много богатства; в иранских областях нет мечети подобной его пятничной мечети, и нет на востоке города, подобного ему. Он - место торговли с Синдом и предмет гордости Хорасана. Но вместе с тем тесен, удален от главной дороги, и пути туда трудны... По площади он подобен Бухаре, но дома в нем обширные, вроде домов Данденакана, их стенные украшения из гипса. Пятничная мечеть среди рынков, к ней спускаются по лестницам, она благоустроенна, красива, украшена деревянной резьбой».

В X веке Балх был фактически второй столицей Саманидского государства, в хозяйственном отношении был равен Бухаре, а в смысле городского благоустройства, видимо значительно её опередил.

Город Серахс являлся одним из крупных густонаселенных городов Хорасана. Он был экономическим центром округа, имел большое торговое значение на главном караванном пути между Мавераннахром и Нишапуром.

К западу от Серахса, был город Туе с прилегающим округом (родина Абулкосима Фирдавси, автора знаменитой «Шахнаме»). В округ Туса входили города Нукан, Таберан и деревня Сенабад (современый Мешхед).

В Мавераннахре крупнейшими центрами ремесла, торговли, науки, литературы и искусства были ее древнейшие города Бухара и Самарканд.

По словам Истахри, «в Хорасане и Мавераннахре нет города более запутанного и более обильного населением, чем Бухара при ее размерах». Сам город по письменным и археологическим источникам возник в IV-Ш вв. до н.э. Первоначально город назывался Нумиджкет, Бухара же была именем всего оазиса, представляющего до VET в. самостоятельное владение, правитель которого назывался бухар-худат. Новое имя утвердилось не сразу, и Наршахи говорит о том, что одно время Бухарой называли другой город оазиса- Рамитан. Бухара состояла из трех частей- арка, шахристана и рабада. Арк имел двое ворот: западные -Регистанские и восточные- Гуриянские. В сильно укрепленном месте располагался замок правителя, здесь же находились государственая казна, тюрьма и соборная мечеть.Бухара была центром высокоразвитого ремесла, особенно ткацкого. Здесь выделывали знаменитые ткани зарбафт (тканная с золотыми или акдиси.Указанная литература.-С. 208. 2Негматов Н.Н.Государство Саманидов. -С. 58-72. 3Истахри. Указанная литература.-С. 309-310. 4 Наршахи. Та рихиБухоро, -С. 457. серебряными нитями), занданичи (набивная цветная хлопчатобумажная ткань), карбас (белая, некрашеная хлопчатобумажная ткань) и вывозили их в самые отдельные страны.

Среднюю возвышенную часть занимал шахристан, обнесенный стеной с семью воротами.если раньше рабад был небольшим и не играл большой роли в жизни города, то в IX-Хвв. торогово-ремесленный рабад сильно разросся, был окружен особой крепостной стеной с одинацатью воротами и весь город занимал не половины современной Бухары.

В 849-850 гг. разросшийся город был окружен стеной с 11 воротами, внутри которой оказались недавние пригороды, - теперь здесь размещались жилища (в том числе замки знати, ушедшей из шахристана после захвата их домов арабами) и базары. Внутри городской стены оказался и арк вместе с возникшей к западу от него площадью Регистан, на которой позже - в саманидское время- были построены дворцы, здания «диванов» и другие общественные сооружения.

Город-за исключением возвышенного шахристана-был прорезан множеством каналов, отходивших от главного канала Шахруд, который источники называют рекой. С каналами были связанны многочисленные водоёмы - «хаузы», которые оставались особенность Бухары до недавнего времени и долго были единственным источником питьевой воды.

Город был густо застроен преимущественно сырцовыми, каркасными и деревянными постройками, что вызывало частые пожары, засвидетельственные в письменных источниках, от которых гибли дворцы, мечети и даже минареты. Широкие улицы были вымощены камнем. Облик Бухары ГХ-Х вв. с её высоким холмом арка, обширной платформой шахристана и разросшимся вокруг них шумным рабадом дополнялся окрестностями, где располагались усадьбы-виллы, окруженные садами. Они образовывали обширное, благоустроенное полукольцо пригородов, которых было 22. О состоянии Бухары можно судить по словам Наршахи: «В Бухаре нет места жилища лучше, чем прекрасный, похожий на рай Джуи Муллиан, потому, что вся эта местность занята дворцами, парками, цветниками, фруктовыми садами и водами, постоянно текущими по её рощам. Каналы пересекаются между собой и проведены по тысячи направлений в сторону рощ и цветников. Такое расположение придумали самые искусные мастера своего времени и архитектуры. От ворот Регистана до Дештака были хорошо распределенные, высокие каменные постройки, украшенные живописью, гостиницы, искусно разбитые парки, листья их образовывали как бы шатер. Густая листва не давала лучам проникать в места для отдыха и в бассейны».

Наиболее значительным после Бухары ремесленно-торговым центром являлся «город купцов» или «медный город» Пайкент, который состоял из большого шахристана со стенами из сырцового кирпича и с десятью башнями, обширного рабада и цитадели. По словам Наршахи вокруг Пайкента, распологалось около 1000 рабадов, каждый из которых был построен, обслуживался и содержался жителями Бухарской области .