Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественно-политическая жизнь в Саратовской губернии в 1861-1905 годы: особенности развития Мерзлякова Елена Александровна

Общественно-политическая жизнь в Саратовской губернии в 1861-1905 годы: особенности развития
<
Общественно-политическая жизнь в Саратовской губернии в 1861-1905 годы: особенности развития Общественно-политическая жизнь в Саратовской губернии в 1861-1905 годы: особенности развития Общественно-политическая жизнь в Саратовской губернии в 1861-1905 годы: особенности развития Общественно-политическая жизнь в Саратовской губернии в 1861-1905 годы: особенности развития Общественно-политическая жизнь в Саратовской губернии в 1861-1905 годы: особенности развития Общественно-политическая жизнь в Саратовской губернии в 1861-1905 годы: особенности развития Общественно-политическая жизнь в Саратовской губернии в 1861-1905 годы: особенности развития Общественно-политическая жизнь в Саратовской губернии в 1861-1905 годы: особенности развития Общественно-политическая жизнь в Саратовской губернии в 1861-1905 годы: особенности развития Общественно-политическая жизнь в Саратовской губернии в 1861-1905 годы: особенности развития Общественно-политическая жизнь в Саратовской губернии в 1861-1905 годы: особенности развития Общественно-политическая жизнь в Саратовской губернии в 1861-1905 годы: особенности развития Общественно-политическая жизнь в Саратовской губернии в 1861-1905 годы: особенности развития Общественно-политическая жизнь в Саратовской губернии в 1861-1905 годы: особенности развития Общественно-политическая жизнь в Саратовской губернии в 1861-1905 годы: особенности развития
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мерзлякова Елена Александровна. Общественно-политическая жизнь в Саратовской губернии в 1861-1905 годы: особенности развития: диссертация ... кандидата Исторических наук: 07.00.02 / Мерзлякова Елена Александровна;[Место защиты: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского].- Саратов, 2016

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Основные формы участия населения губернии в легальной общественной жизни . 43

1.1. Содержание и особенности развития церковно-общественных отношений 43

1.2. Деятельность земств как форма развития общественного самоуправления 68

1.3. Роль самодеятельных организаций в общественно-политической жизни региона 114

Глава 2. Становление революционных организаций в губернии. Основные формы их нелегальной работы . 147

2.1. Первые народнические организации и распространение революционных идей в регионе 147

2.2. Народническое движение в 1890-е годы. Саратовский кружок М.А. Натансона 169

2.3. Формирование первых самостоятельных рабочих организаций и распространение идей марксизма 193

Заключение 244

Список использованных источников и литературы 259

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. В первые десятилетия третьего тысячелетия историческая наука переживает противоречивый и сложный период, связанный как с накопившимися проблемами ее внутреннего развития, так и с поисками социокультурной парадигмы развития общества, что вызвало переосмысление методологических основ исторического исследования. Смена исследовательских ориентаций происходила и происходит параллельно с интенсивным переосмыслением понимания идеала и сущности научности. В этих условиях локальные исследования общественно-политической истории оказались способны не только стать основой более масштабных научных проектов, но и вернуть социальную проблематику в историческое исследование1.

Одним из важнейших аспектов общественно-политической истории является вопрос о возникновении и развитии гражданского общества. Как считают политологи и социологи для возникновения и развития буржуазного гражданского общества необходимы такие предпосылки, как частная собственность, правовая свобода личности, возможность создания организованных по социальным интересам групп населения2.

В России основные компоненты гражданского общества стали складываться после реформ Александра II: развитие политики (политического сознания и политической деятельности), коллективистских (корпоративных) и индивидуалистских начал гражданственности, совершенствование товарного производства и рыночных отношений, происходили серьезные социокультурные изменения. В 1890-х годах завершение промышленного переворота стимулировало активизацию всех вышеперечисленных процессов, а в ходе Первой российской революции развивающееся гражданское общество вступило в открытую борьбу с самодержавием, чему способствовал рост его гражданского самосознания.

Общественно-политические процессы в столичных городах и российской провинции отличались не только степенью вовлечения в нее различных слоев общества, но и местным колоритом, поэтому вопрос о специфике развития общественной жизни российской провинции во второй половине XIX – начале ХХ столетий вызывает всё больший интерес. Это связано с тем, что рассматриваемый период представляется для историков весьма неоднозначным с точки зрения противоречивого характера развития общественно-политических процессов в Российской империи, это спорный и по большому счету только начинающий исследоваться период.

Важность рассматриваемой эпохи обуславливается также тем фактом, что развитие гражданского общества остается актуальной проблемой для нашей

1 См.: Междисциплинарный синтез в истории и социальные теории: теория, историография и
практика конкретных исследований / под ред. Б.Г. Могильницкого, И.Ю. Николаевой,
Л.П. Репиной. М: ИВИ РАН, 2004. С. 5-9.

2 См.: Граждан В.Д. Гражданское общество как система негосударственного управления //
Власть. 2004. № 4. С. 23-24.

страны. Усилия, предпринятые в начале 1990-х годов, пока еще не привели к успеху. Одной из причин подобного положения вещей является то, что преобразования проводятся без серьезного концептуального обоснования, без опоры на имеющийся отечественный опыт и традиции.

В настоящее время в нашей стране продолжается политическая дискуссия по поводу идущих в стране реформ, реализуемых программ развития, о дальнейшем пути развития России. Вектор развития страны в немалой степени зависит от позиции различных регионов Российской Федерации, роль которых в системе государственного управления возрастает. Изучая современную политическую ситуацию, неизбежно приходишь к выводу, что проблема взаимоотношений центра и регионов становится очень актуальной, что, в свою очередь, увеличивает роль локальных исторических исследований.

Поэтому, на наш взгляд, научная и практическая актуальность выявления и анализа специфики региональной общественно-политической жизни эпохи поздней империи очевидна.

Степень разработанности проблемы. Общественно-политическая жизнь Российской империи во второй половине XIX – начале XX века давно уже находится в центре внимания историков различных направлений, что позволило исторической науке выработать разные подходы к рассматриваемой проблеме. Диалектичность этих подходов состоит в том, что общественную жизнь страны можно изучать на уровне «большого общества», или на уровне локального социума. Без разбора содержания этих подходов невозможно правильно подойти к рассмотрению заявленной темы.

История общественно-политической жизни второй половины XIX – начала XX века лучше всего изучена на уровне первого подхода – «большого общества» (страны в целом и её столиц). Эта часть историографического обзора подробно освещена во введении диссертации. В автореферате, думается, важнее остановиться подробнее на том, как обстояло дело с изучением общественно-политической жизни в Саратовской губернии.

Отдельные проблемы по истории своего края саратовские ученые начали поднимать еще в предвоенные годы. Так, в 1940 году вышла книга П.М. Потетенькина о крестьянском движении в губернии после реформы 1861 года3.

В 1960-е годы дом-музей Н.Г. Чернышевского стал своего рода центром по сохранению и популяризации наследия этого крупного политического мыслителя. Под редакцией профессора Е.М. Покусаева начало выходить серийное издание «Н.Г. Чернышевский. Статьи, исследования, материалы».

В 1971 году вышел первый выпуск периодического сборника «Освободительное движение в России». Зачинателем и активнейшим сотрудником его стал профессор, уже имевший громкое имя среди отечественных историков русского общественного движения – Владимир Владимирович Пугачев. В обращении «От редакции» им была четко

3 См.: Потетенькин П.М. Крестьянские волнения в Саратовской губернии в 1861-1863 гг. Саратов, 1940.

сформулирована назревшая к тому времени задача: «Познакомить широкий круг читателей с новыми материалами и исследованиями, посвященными героической борьбе, которую вели представители трех поколений революционеров за освобождение своей Родины»4, но со временем тематические рамки сборника постепенно расширялись: в понятие «освободительное движение» включались и «демократические выступления передовой либеральной интеллигенции».

Начиная с 11-го выпуска в 1986 году, его ответственным редактором стал профессор Николай Алексеевич Троицкий. Научный облик сборника определяли исследовательские статьи, составлявшие основной блок издания, публикации архивных находок, обзоры документальных публикаций, отдел критики и библиографии. Этот сборник стал одним из наиболее долговременных непериодических изданий. Его авторы – не только маститые, но и молодые ученые-волжане на протяжении нескольких десятилетий изучают освободительное движение, несмотря на то, что в 1990-е годы оно перешло в разряд непрестижных направлений.

Общественное движение в Саратовской губернии во второй половине XIX столетия было подробно освещено в работах В.В. Широковой. В 1976 году она издала монографию, где на основе богатого документального материала (воспоминаний современников, периодической печати, официальных документов), рассмотрела массовое крестьянское и рабочее революционное движение в Саратовской губернии в 1860-1890-х годах, деятельность народнических организаций и кружков, зарождение социал-демократии. Местные события она сравнивала с теми, что происходили в России в целом5.

В 1980-е годы саратовские ученые все более активно осваивают региональную историю. Так, М.В. Булычев одним из первых начал исследование социально-экономической истории Поволжья в XIX веке. В частности, его кандидатская диссертация, написанная на широкой источниковой основе, посвящена развитию Нижнего Поволжья во второй четверти XIX века6.

Но значительно лучше и полнее было изучено революционное прошлое Саратова и Саратовской губернии более позднего периода, начиная с первых лет ХХ столетия. Общий очерк истории революционных событий в Саратове в начале XX века и анализ деятельности Саратовской большевистской организации в 1905-1907 годах впервые были даны в монографии В.А. Осипова «Саратовская организация РСДРП в 1905-1907 гг.». На основе обширного документального материала автор прослеживал зарождение и развитие

4 Цит. по: Борис Итенберг: есть о чем подумать // Отечественная история. 1999. № 1. С. 5.

5 См.: Широкова В.В. Очерки истории общественного движения в Саратовской губернии в
пореформенный период. Саратов, 1976.

6 См.: Булычев М.В. Некоторые вопросы социально-экономического развития Саратовского
края в первой половине ХIX века / Поволжский край. Межвузовский научный сборник.
Саратов, 1984; Он же. Социально-экономическое развитие Нижнего Поволжья во второй
четверти XIX века. Дис. … канд. истор. наук, Саратов, 1986.

организации саратовских социал-демократов. Однако в отношении других политических сил историк был весьма субъективен7.

Вслед за В.А. Осиповым, начали разработку ранних этапов истории Саратовской большевистской организации Г.Ф. Ходаков и А.В. Курсанов8. Их труды дали импульс дальнейшим исследованиям в краеведческой и историко-партийной сферах. Вопросам истории крестьянского движения в крае накануне и в период революции 1905-1907 годов были посвящены диссертации и опубликованные в периодических изданиях и сборниках работы И.И. Бабикова и В.М. Гохлернер9. Рабочему движению в Саратове в 1905 году, созданию профсоюзов, деятельности Саратовского Совета рабочих депутатов – статьи Г.Ф. Ходакова и Г.А. Малинина10. К 75-летию первой революции в России был подготовлен под руководством и с участием ученых СГУ сборник листовок саратовских большевиков, содержащий материалы 1902-1907 годов11.

История немарксистских революционных организаций в Саратовской губернии изложена в исследованиях В.В. Широковой и Т.А. Михалкиной12. Их труды были написаны на основе широкого привлечения архивных материалов, мемуаров и опубликованных источников. Но тематика данных работ несколько узка и касается так называемых неонароднических организаций.

В последнее десятилетие ХХ и первые десятилетия ХХI века общественно-политическая тематика привлекает все большее число исследователей. Были изданы труды по биографиям саратовских губернаторов, монографии, диссертации и статьи, посвященные их деятельности13. Появилось несколько популярных работ по истории саратовских юстиции и здравоохранения. К сожалению, все они имеют очерковый, фрагментарный характер14.

7 См.: Осипов В.А. Саратовская организация РСДРП в 1905-1907 гг. Саратов, 1940 (2-е изд. -
1947). С. 3.

8 См.: Ходаков Г.Ф. Разработка вопросов истории Саратовской парторганизации за 30 лет и
дальнейшие задачи в этой области / Ученые записки. Саратов: Сарат. обл. парт. школа, 1948.
Вып. 1. С. 89-99.

9 См.: Указатель трудов ученых СГУ. Саратов, 1969. Вып. 1. С. 23-25.

10 См.: Там же. Вып. 1. С. 9, 24-25; Вып. 2. С. 72-74.

11 См.: Листовки саратовских большевиков. 1902-1917 / Рук. коллектива составителей В.М.
Гохлернер. Саратов, 1979.

12 См.: Широкова В.В. Партия «Народного права»: Из истории освободительного движения
90-х гг. XIX в. Саратов, 1972; Михалкина Т.А. М.А. Натансон в российском
освободительном движении (1889-1919 гг.). Дис. … канд. истор. наук. Саратов, 2003.

13 См.: Гусакова З.Е. Двадцать девять губернаторов // Степные просторы. 1997. № 3-4;
Семенов В.Н. Начальные люди Саратова. От первого воеводы до последнего первого
секретаря. Саратов: «Надежда», 1998; Зубов С.В. Михаил Николаевич Галкин-Враской. 2-е
изд., испр., доп. Саратов, 2013; Пиреев А.И. П.А. Столыпин – саратовский губернатор (1903-
1906 гг.). Дис. … канд. истор. наук. Саратов, 2000; Наумов С.Ю., Посадский А.В.,
Ожегова О.А., Мерзляков С.Л. Книга о русском дворянине: П.А. Столыпин в пространстве
исторической памяти. Саратов: ПАГС, 2011; Мерзляков С.Л., Куркина Е.А., Комаров А.Н.
П.А. Столыпин – почетный гражданин Саратова. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2012.

14 См.: Галкин Ю.В., Воронихин А.В. Очерки истории юстиции Саратовского края. Саратов:
Инвест-маркет, 2002; Вардугин В.И. «Во благо народного здравия». Саратов: ОАО

Очень серьезный вклад в исследование различных сфер деятельности саратовского земства внесли своими трудами Е.Н. Морозова, А.В. Воронежцев, В.В. Назаров, О.С. Киценко15. Для нас они были весьма полезны в плане огромного количества фактического материала и новых подходов к анализу процессов, происходивших в российской провинции в сфере общественно-политической жизни.

Большим подспорьем для краеведов и исследователей истории общественных и политических организаций стал «Саратовский краеведческий сборник», начавший выходить в Саратовском госуниверситете с 2002 года. Вышедший в 2010 году пятый выпуск под редакцией В.Н. Данилова содержит ряд обстоятельных научных статей по вопросам истории земской санитарии, деятельности Братства «Святого Креста» и др.16.

В целом можно сказать, что начальный этап истории революционного движения в Саратовском крае изучен разносторонне и глубоко, что является несомненной заслугой местных историков. Имеется серьезный задел в изучении общественно-политической жизни Саратовской губернии во второй половине XIX - начале XX века17. Но, несмотря на ряд новых работ18, следует

«Приволжск. кн. изд-во», 2005; Лобанов А.В., Кузнецов О.В. Совершенствование системы уездных полицейских органов Российской империи с ХУШ до ХХ столетия (По материалам Саратовской губернии) // Информационная безопасность регионов. 2011. № 2 (9). С. 129-136.

15 См.: Морозова E.H. Культурно-просветительская деятельность Саратовского земства:
1866-1890. Саратов, 1988; она же. Саратовское земство: 1866-1890. Автореф. дис. ... канд.
истор. наук. М.: Институт истории СССР АН СССР, 1989; она же. Саратовское земство:
1866-1890. Саратов: Изд-во СГУ, 1991; она же. Концептуальные истоки земской реформы.
Автореф. дис. … докт. истор. наук. Саратов, 2000; она же. Формирование концепции земской
реформы (середина 1850-х – начало 1860-х годов) / Земское самоуправление в России, 1864-
1918. Кн. 1. 1864-1904; Воронежцев А.В. Саратовское земство накануне и в период первой
российской революции (1900-1907 гг.). Дис. … канд. истор. наук. Саратов, 1994; Назаров
В.В. Деятельность земских учреждений в области здравоохранения в 60-е годы Х1Х – начале
ХХ веков. (По материалам Саратовской губернии). Автореф. дис. … канд. истор. наук.
Саратов: СГУ, 2003; Киценко О.С. Социально-культурная деятельность земских учреждений
Саратовской губернии (1866-1917 гг.). Автореф. дис. … канд. истор. наук. Волгоград, 2005.

16 См.: Назаров В.В. Из истории земской санитарии в Саратовской губернии в начале ХХ
века; Миронова Е.Г. Саратовский учебно-заработный дом при Братстве «Святого Креста»
(1869-1918 гг.) // Саратовский краеведческий сборник. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та,
2010.

17 См.: Потайкина М.В. Становление женских социальных и политических движений в
Саратовской, Самарской и Симбирской губерниях в начале ХХ века (1900-1907 гг.).
Автореф. дис. … канд. истор. наук. Саранск, 2009; Левин С.В. Саратовские земские
статистики (по материалам фондов государственного архива Саратовской области) //
Исторические науки. Материалы международной научно-практической конференции
«Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире». Тамбов: Грамота,
2011. № 7 (13): в 3-х ч. Ч. Ш; Максимова И.В. Культура российской провинции в конце ХIX
– начале ХХ в. (по материалам уездных городов Саратовской губернии) // Известия ВГПУ;
Первушкин В.И. Сохранение исторического наследия в Пензенской, Саратовской и
Тамбовской губерниях во второй половине ХIX – начале ХХ века // История. 2010. № 1; и др.
(См. список источников и литературы).

признать, что многие вопросы общественно-политической жизни в Саратовской губернии во второй половине XIX – начале ХХ века разработаны еще недостаточно, эта тема пока не была предметом специального комплексного научного исследования.

Целью диссертационного исследования является изучение особенностей развития общественно-политической жизни Саратовской губернии в 1861-1905 годы и выяснение вопроса, насколько специфика провинции оказывает влияние на общеисторические процессы. Для достижения заявленной цели автор предполагает решить следующие задачи:

- проследить историю формирования общественного движения в
Саратовской губернии и оценить роль Русской Православной церкви, органов
местного самоуправления и общественных организаций в этом процессе;

- показать содержание и динамику борьбы между общественными силами
в органах местного самоуправления и в провинциальном обществе, начиная с
момента их создания;

- исследовать принципы и характер взаимоотношений органов
управления и самоуправления в решении вопросов образования, медицины,
статистического учета и благотворительности;

- выяснить, что было общего, а в чем проявилась специфика в работе
провинциальных кружков, обществ и организаций революционного,
либерального, консервативного направлений в 1861–1905 годы.

Объектом диссертационного исследования выступает общественно-политическая жизнь провинциального российского социума на примере Саратовской губернии - одного из типичных регионов Российской империи.

Предметом исследования является выявление и изучение особенностей развития и специфика общественно-политических процессов в Саратовской губернии во второй половине XIX - начале XX века.

Территориальные рамки работы. Саратовская губерния являлась одной из 97 административных единиц империи. Её площадь к началу ХХ века составляла более 110 тыс. км2, население – около 2,5 млн человек. Губерния подразделялась на 10 уездов по числу городов на этой территории. Городское население насчитывало около 320 тыс. человек, что составляло 13,2% от общего числа жителей губернии. Губернский город Саратов имел почти 140 тыс. жителей. Он входил в число крупнейших провинциальных центров России, получив громкое имя «столица Поволжья»19.

Методология диссертационного исследования строится на основе диалектического метода, позволяющего оперировать принципами историзма и научной объективности. Основываясь на этих принципах, в исследовании предпринята попытка объективно и достоверно, с современных позиций,

18 См.: Аврус А.И., Голосеева А.А., Новиков А.П. Виктор Чернов: судьба русского
социалиста. М., 2015; Морозова Е.Н. Обсуждение проекта земской реформы в
Государственном совете: полемика вокруг избирательной системы // Известия Саратовского
университета. Новая серия. Серия история. Международные отношения. 2014. Вып. 1. Т. 14;
и др.

19 Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. С. 1.

рассмотреть процесс становления, этапы развития общественно-политической жизни в Саратовской губернии в изучаемый период. Для решения поставленных научно-исследовательских задач использовались методы анализа, синтеза, обобщения.

Принципы научной объективности и историзма определяли и методику исследования, помогая отказаться от политизированных и идеологизированных оценок в деятельности различных общественных сил. Принцип историзма позволил рассмотреть деятельность легальных и нелегальных организаций на территории региона во всем ее многообразии и в развитии в конкретно-исторических условиях. В диссертации применялись и конкретно-предметные методы исследования – системный и статистический.

В поисках более эффективных подходов к изучению истории, дополняющих существующую систему методов исторических исследований, ученые все больше обращаются к сфере междисциплинарных связей научного знания, к работе на границе разных дисциплин: истории и права, истории и политологии. Тема диссертационной работы позволила использовать междисциплинарный подход. Все вышеназванные методы функционально связаны и взаимно дополняют друг друга. Только их совокупное использование позволило обеспечить комплексный подход к изучению обозначенной проблемы, дало возможность рассмотреть течение общественно-политической жизни в конкретной исторической обстановке провинции от первых шагов реформ Александра II до первых дней революции 1905 года, выявить основные формы общественно-политического участия, приблизиться к пониманию того, как происходило зарождение гражданского общества в провинции.

Для изучения общественно-политической жизни в Саратовской губернии нам было важно наполнить само понятие «общественно-политическая жизнь» теоретическим содержанием. Необходимо отметить то обстоятельство, что общественно-политическая жизнь, будучи сложным по структуре и содержанию явлением, неоднородна по целому ряду характеристик. Понимание общественно-политической жизни, ее содержания и смысла в ХIХ веке было иным, чем в ХХ веке и в настоящее время. Думается, главная причина – в самой «сложности» явления, его уникальности, историчности и динамичности.

Важнейшей сферой общественной жизни является политическая подсистема, где формируются особый вид активности социальных субъектов, коллективное и индивидуальное поведение; особый тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями20. Аристотель21, затем Н. Макиавелли22 классически определяли политику как особую, своеобразную область общественной жизни, где, в том числе согласовываются общие и частные интересы, поддерживается социальный порядок, достигаются общезначимые цели, регулируются ресурсы и

20 См.: Политология: учеб./А.Ю. Мелвиль и др. М., 2004. С. 32.

21 См.: Аристотель. Политика. М.: изд. «АСТ/АСТРЕЛЬ», 2002.

22 См.: Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. М.: Изд.: «АСТ»,
2008.

происходит управление социумом. Т. Парсонс и Б. Рассел23 отмечали, что в политической сфере осуществляются важные функции целеполагания и целедостижения. Следовательно, общественно-политическая жизнь – это жизнь общества в политической сфере. В диссертационном исследовании нашли отражение представления вышеназванных ученых, которые анализировали политику как определенную подсистему общества.

«Проблемное поле» общественно-политической жизни имеет свою специфику. Участие в ней людей проявляется не только в деятельности отдельных личностей и организаций, но и в воздействии на общество и его институты больших социальных групп (классов, социальных слоев, этнических общностей, сословий и т.п.), то есть субъектами общественно-политической жизни выступают: личности, социальные группы, политические организации, политические элиты, деятельность которых направлена на сохранение целостности общества и его базовых ценностей, на его развитие и совершенствование.

Под общественно-политической жизнью Саратовской губернии в 1861-1905 годы в диссертационной работе понимается вся совокупность позиций, действий и взаимодействий представителей различных социальных слоев, групп, сообществ для решения в соответствии с их целями важнейших экономических, политических, социальных и культурных задач. В практиках и дискурсах общественно-политической жизни формировались и вырабатывались механизмы, способы и формы выражения и защиты интересов, и, наконец, решения имевшихся проблем всех членов формировавшегося гражданского общества.

В диссертации именно в этом ракурсе рассматриваются деятельность Русской Православной церкви, земств, самодеятельных организаций, основные формы нелегальной работы революционных организаций на территории Саратовской губернии в вышеозначенный период.

Источниковую основу исследования составляет комплекс опубликованных и неопубликованных архивных материалов. Большая часть использованных в диссертационной работе архивных источников, это документы различных фондов Государственного архива Саратовской области.

Основным источником явилось делопроизводство органов государственной власти, прежде всего первого фонда (канцелярия Саратовского губернатора). В фонде канцелярии губернатора хранятся разнообразные документы, из которых наибольший интерес представляют обзоры положения дел в губернии, документы по открытию различных обществ и союзов, материалы по проведению выборов в земские и городские органы управления. Ценные в научно-исследовательском плане материалы содержатся в 4 (Саратовская городская управа), 5 (Саратовская губернская земская управа), 25 (Саратовское по земским делам присутствие), 407 (Саратовская губернская учёная архивная комиссия), 421 (Саратовский

См.: Рассел Б. История западной философии. М.: Изд.: Академический проект, 2009.

губернский статистический комитет), 883 (Саратовское губернское жандармское управление) фондах.

Кроме того, использовались материалы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ) и Государственного архива новейшей истории Саратовской области (ГАНИСО).

Анализ общественной ситуации в губернии был проведен с использованием местных периодических изданий: «Саратовские губернские ведомости», «Саратовский дневник», «Саратовский листок», «Саратовская земская неделя», «Епархиальные ведомости», «Приволжский край» (орган меньшевиков), «За волю и землю» (орган саратовских социал-демократов большевиков), «За землю и волю» (орган эсеров).

Газеты «Саратовский листок» и «Саратовский дневник» - издания, посвященные непосредственно вопросам общественной жизни. Они публиковали заметки, фельетоны и статьи, освещавшие светскую, культурную и интеллектуальную жизнь города, деятельность различных общественных организаций Саратовской губернии. Так, газета «Саратовский листок» писала о проходивших в городе концертах, спектаклях, выставках, о жизни городского музея. В «Саратовском дневнике» печатались рецензии на театральные постановки, фельетоны, посвященные различным вопросам общественной и светской жизни, отчеты и заметки о деятельности различных обществ (Дамское попечительство о бедных, Общество «Беседы врачей» и др.), материалы по епархиальной жизни.

«Саратовская земская неделя» - журнал, начавший издаваться с 1896 года. Выходил ежемесячно. В 1901-1905 годах в приложении к нему выходили книги и брошюры по экономике местного края, народному образованию, деятельности земских организаций губернии и врачебно-санитарная хроника.

Изучая статьи периодической печати, необходимо четко различать описание событий и их оценку, которая носит субъективный характер. Субъективны по своему характеру и полемические статьи различных общественных деятелей, отображающие взгляд современников на происходящее и дающие представление о разворачивающихся в обществе дискуссиях. Это очень ценный материал для характеристики политических взглядов и индивидуальных стратегий общественных деятелей24.

В диссертационном исследовании были использованы сведения, извлеченные из опубликованных воспоминаний, а также из хранящихся в Саратовском архиве рукописных мемуаров25. Свидетельства современников, знакомых с подробностями различных событий, помогли существенно

24 Среди них можно назвать: 1) самооправдание своих поступков; 2) желание осмыслить
собственную жизнь; 3) литературные побуждения; 4) материальная выгода; 5) снятие
внутреннего психологического конфликта; 6) обязательства перед другими лицами; 7)
определение своих личных планов; 8) доводы общественной пользы; 9) стремление к
бессмертию и другие (Богомолова Н.Н., Стефаненко Т.Г. Контент-анализ: спецпрактикум по
социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1992. С. 6).

25 См.: Диссертация. Список источников и литературы. 3 раздел.

дополнить и уточнить информацию официальных документов. Все это позволило создать базу данных для необходимых обобщений.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. В формировании и развитии общественного движения в Саратовской губернии была велика роль религиозных организаций, однако зависимость губернского церковного руководства от государственной власти стала мешать духовному развитию церковнослужителей и приводить к конфликту между государственными обязанностями и нравственно-религиозными принципами.

  2. Борьба между общественными силами в органах местного самоуправления и ее динамика в Саратовской губернии отражали тенденции, происходившие в центре.

  3. Земства в своих попытках отстоять самостоятельность по решению неотложных социальных вопросов на местном уровне, входивших в сферу их компетенции, все чаще тяготели к организации и участию в акциях, более присущих политическому движению.

  4. Общественно-политический опыт российских органов местного самоуправления в сфере предоставления помощи нуждающимся показывает, что его эффективность напрямую зависит от социальной политики государства, которая должна быть направлена на использование системы мер, преследующих общее улучшение экономического, правового и духовного положения населения в целом.

  5. С 1861 года активно идет процесс институциализации различных общественно-политических организаций в Саратовской губернии. На их становление влияют местные условия.

  6. Деятельность различных кружков и обществ, политических партий и организаций в Саратовской губернии, а также определенные массовые акции, (например, демонстрации, политические стачки и т.д.), начиная с 60-х годов XIX века и вплоть до Первой русской революции, шла по нарастающей. Непрерывно расширялся круг участников общественно-политических акций.

Научная новизна работы заключается в том, что она является одним из первых комплексных исследований общественно-политической жизни Саратовской губернии во второй половине XIX – начале ХХ века (1861 - 1905 годы).

В исследовании впервые с максимальной полнотой проанализированы процессы возникновения и деятельности политических партий и непартийных общественных организаций, которые, наряду с существовавшими органами городского и земского самоуправления, становились важными субъектами общественно-политической жизни не только в Саратовской губернии, но и в Российском государстве в целом.

Значительная часть источников (архивных, газетных, мемуарных) вводится в научный оборот впервые, что позволило уточнить данные об общественных и земских деятелях, руководителях и участниках кружков и партийных организаций, политических демонстрациях и др.

Особо хочется отметить источники мемуарного характера, которые придали исследованию эмоциональную окраску. Неся на себе отпечаток личностного мировосприятия, источники данной группы дали богатую пищу для размышлений, в определенном смысле раскрывая человеческий аспект диссертационной темы.

Практическое значение работы заключается в возможности использования теоретических положений диссертации и обобщенных в ней фактов в образовательном процессе. В частности, в общих и специальных курсах по отечественной истории и историческому краеведению, а также для дальнейшего изучения проблем истории Саратовского края и Поволжского региона в целом. Материалы исследования могут быть использованы для написания обобщающих трудов, учебников и учебных пособий по истории общественно-политической жизни в Российской империи.

Кроме того, в условиях становления и развития гражданского общества в Российской Федерации, выводы и рекомендации автора могут быть полезны для совершенствования деятельности органов власти, политических партий и непартийных общественных объединений. При анализе общественно-политической обстановки в регионе необходимо учитывать исторические реалии, которые могут служить одной из составляющих современных информационно-аналитических систем органов государственной власти. Поэтому результаты предлагаемой исследовательской работы могут быть интересны также политологам и социологам, изучающим процесс становления гражданского общества и многопартийной системы на местах в современных условиях.

Апробация исследования. Диссертация была обсуждена на заседании кафедры истории, философии и политологии Саратовского социально-экономического института (филиале) ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» и рекомендована к защите 12 ноября 2015 года.

Основные положения и выводы работы апробированы в выступлениях на научных конференциях в Саратове: конференции по итогам научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава Саратовского социально-экономического института (филиала) ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» «Экономика и общество в условиях глобальной конкуренции: инновационные пути развития» 26-27 марта 2013 года; Пугачевских чтениях 26 октября 2013 года. Диссертант участвовала в Международной научно-практической конференции «Россия в годы Первой мировой войны» (к 100-летию начала Первой мировой войны) 28 октября 2014 года.

Содержание диссертации легло в основу 12 научных публикаций, в том числе 2 монографий и 3 статей в научных журналах, которые включены в перечень российских рецензируемых научных журналов рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ для публикации материалов диссертаций.

Структура диссертации определена целями и задачами работы. Она состоит из введения, двух глав (по 3 параграфа в каждой), заключения, списка источников и литературы.

Деятельность земств как форма развития общественного самоуправления

Колоссальной была и разница в уровне доходов. Например, настоятель Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге имел три тысячи триста руб. в год, Казанского – пять тысяч семьсот. А весь капитал крупнейшего в Саратове Александро-Невского собора несколько превышал сумму двенадцать тысяч рублей. Капитал Троицкого собора составлял всего около четырех с половиной тысяч рублей. Сельские приходы зачастую вообще не финансировались из епархиальных фондов – в них действовала система, когда причт получал надел землей и право взимать долю с осуществления треб и пожертвований прихожан, носивших добровольный характер83.

Примерно так же обстояли дела в монастырском управлении. Александро-Невская Лавра управляла 13 090 дес. земли, а Свято-Троицкая община Камышинского уезда в Саратовской губернии имела 125 десятин. Число насельников в провинциальных обителях было гораздо меньше. Например, Покровский женский монастырь г. Балашова, считался образцовым, но в нем постоянно проживало не более 20 монахинь84.

С целью увеличить свой авторитет и доходы, монастыри обращались к практике «прославления» находившихся в их распоряжении икон и мощей. Еще один способом повышения статуса было открытие в столицах и крупных городах провинциальными монастырями подворий. Интересен пример Балашовского Покровского женского монастыря. Он был основан архитектором-самоучкой Вытновым и купцом Илларионом Ивановым в 1866 году. Пять лет спустя, в 1871 году при монастыре создается богадельня, в которой могли находиться пожилые и безродные женщины, затем открывается училище для малолетних сирот. Через год Илларион Иванов получил в свое распоряжение (путем покупки) мощи трех афонских мучеников - Ефимия, Игнатия и Акакия. Синод отказался признать эти святые реликвии, и лишь в 1888 году епископом Саратовским и Царицынским Павлом (Вильчинским) им был придан статус «местночтимых»85. Впоследствии, в первом десятилетии ХХ века мать Мария (Мандрыко), игуменья монастыря организовала в Санкт-Петербурге новое подворье, в форме «дома неусыпающей молитвы». Это балашовское подворье действовало вплоть до 1929 года, пережив и сам монастырь, который был закрыт в 1920 году86.

Взаимоотношения администрации епархии и властей в губернии во многом определяли, будут ли успешными действия консистории. Чаще всего, на этом уровне воспроизводилась модель отношений, характерная повторением действия Кабинета Министров в отношении Синода. Хотя и сохранялись отдельные особенности. В таких губерниях, как Саратовская, что отличались пестротой национального и конфессионального спектра, епископы всегда рассчитывали на помощь со стороны губернаторов. А губернаторам требовалась поддержка епископов. Наиболее гармоничным примером подобной ситуации были взаимоотношения губернатора П.А. Столыпина и епископа Гермогена. Петр Аркадьевич Столыпин был назначен в губернию 16 февраля 1903 года, чуть раньше, чем епископ Гермоген (Георгий Ефремович Долганев), которого определил архиереем в Саратов Синод (распоряжение канцелярии обер-прокурора было дано 21 марта 1903 года)87.

Действия нового губернатора основывались на стремлении обеспечить исполнительность подчиненных, повысить их ответственность за профессиональную деятельность. Петр Аркадьевич активно демонстрировал в этом личный пример. Между деятельным губернатором и инициативным, активным архиереем возникли доверительные отношения, которые позволяли им поддерживать друг друга. П.А. Столыпин не стремился вмешиваться в дела епархии, за исключением случаев, когда они касались внутреннего порядка. Епископ Гермоген помогал губернатору сохранять внутренний порядок, используя как личный авторитет, так и всю структуру епархиального духовенства. Эти взаимоотношения позволяли добиться практических успехов. Например, в 1903 году было начато строительство Мариинской женской гимназии, открыт ночлежный дом, в котором могло разместиться 85 нуждающихся. Общими усилиями губернской администрации и управления епархии создается Серафимовский вдовий дом.

Сложности же наметились в отношениях епископа и земств. Одной из причин этого было то, что положительно или нейтрально относясь к открытию новых больниц и школ под патронажем земств, епископ полагал необходимым усилить контроль над происходящим в них не только со стороны светской, но и духовной власти. К тому же, в экономическом плане земские учреждения были обеспечены гораздо лучше епархиальных. Например, зарплата учителей в приходских школах была в пять раз меньше, чем в школах земств. Так, в земской школе труд преподавателя Закона Божьего оплачивался из расчета 60 рублей в год, тогда как земские учителя получали от 300 до 400 рублей.

Епископ Гермоген старался использовать для повышения уровня зарплат те денежные ресурсы, которыми располагала консистория и приходы, но в большей степени рассчитывал, что устранить разрыв в уровне зарплаты должна центральная администрация, отнеся эти расходы на государственный счет. П.А. Столыпин также считал, что финансирование церковно-приходских школ и больниц должно обеспечиваться за счет государства88. Но особую тревогу вызывали у епископа настроения, распространявшиеся в земских учреждениях. Главную проблему он видел в том, что сами земцы чаще всего были безразличны к религии, критически относились к самодержавной власти. Это «будоражило» паству, так как подспудно своими действиями, а зачастую и открыто, земства пропагандировали идеи социализма. Владыка, видя в этом большую опасность, принял решение активно бороться со свободомыслием интеллигенции. Первые шаги он предпринял уже в 1904 году89.

Взаимоотношения между руководством епархии и приходами были так же остры, как и все остальные проблемы. Чаще всего они обострялись по мере того как сокращались поступления от приходов, либо епархиальный аппарат в силу амбиций руководства стремился усилить давление на приходское духовенство.

Еще одни аспектом противоречий была разница в источниках и суммах доходов. Консистория получала доход из трех основных источников – поступления от приходов, деятельность самого епархиального управления и пожертвования дворян и купцов. Священники в приходах получали доход «от земли» и обеспечивались общиной. В результате, они становились самыми настоящими крестьянами, а не «сельской интеллигенцией», а епархиальное руководство сближалось с привилегированными буржуазией и дворянством. Раскол формально единого духовенства по сословно-классовому принципу мешал решению общих задач, и, зачастую, противопоставлял их друг другу90.

Способы управления приходами копировали модель отношений вентральных властей и епископов. Перемещение священников могло происходить по любым поводам, что приводило к росту недовольства, как среди самих клириков, так и мирян. Часто протест общественности вызывали недобросовестные пастыри, которые не желали надлежащим образом выполнять свои обязанности в крестьянской среде и были недовольны назначением в уезды.

Роль самодеятельных организаций в общественно-политической жизни региона

В 1889 году по инициативе земского врача В.А. Колосова в период политики «просвещенного абсолютизма» саратовского губернатора А.И. Косича возникло «Общество любителей изящных искусств»272. В ведении Общества находились музыкальная школа, литературная секция, рисовальная школа-студия. Общество проводило большую просветительскую работу за счет членских взносов и добровольных пожертвований. Руководители общества устраивали многолюдные вечера, где собиралась интеллигенция и учащаяся молодежь.

Основными центрами музыкально-просветительной и музыкально образовательной деятельности в стране были именно музыкальные общества, объединявшие энтузиастов из среды местной интеллигенции, дворянства, музыкантов-любителей и профессионалов273. Саратов получает возможность создавать частные концертные предприятия, в концертах которых выступали, в основном, любители.

Общества по интересам были как любительские, так и профессиональные: краеведческие, агрономические, коневодческие, спортивные и др. Все они имели свой устав, кассу, иногда библиотеку. Общества врачей и краеведов на своих собраниях заслушивали сообщения на профессиональные темы, которые иногда издавались; сельскохозяйственные общества, состоявшие в основном из помещиков и крепких хозяев - крестьян с хуторов, - устраивали выставки плодов, продуктивного скота, лошадей274. В Саратовской губернии действовало Общество санитарных врачей (в 1893 году во время эпидемии холеры данное общество реализовало проект275 доктора Александровского по организации отряда добровольцев для ухода за холерными больными на дому)276 и неформальное общество «Беседы врачей» (занималось научно-исследовательской деятельностью)277.

Председателями правлений и почетными членами обществ значились руководители местной гражданской (губернатор, градоначальники) и учебной (директоры и инспекторы народных училищ) администраций. Поддержка, оказываемая общественной благотворительности первыми лицами государства, становилась «святой обязанностью» и для руководителей среднего звена. Оценив положительные результаты развития легальной самодеятельности, многие дальновидные представители правительственной бюрократии высказывались за установление диалога с общественностью278.

Примером отклика власти на нужды общества может служить областной съезд сельских хозяев юго-восточной России (т.е. местностей, пораженных в 1891-1892 годах голодом. Он был созван по инициативе и по ходатайству перед правительством Саратовского общества сельского хозяйства и проходил в Саратове с 20 сентября по 6 октября 1893 года.

Распорядительное бюро съезда за три месяца разослало по земским управам и сельскохозяйственным обществам приглашения, программу и записку с изложением причин, побудивших просить разрешения съезда. В Саратов прибыли представители Самарской, Симбирской, Пензенской, Тамбовской, Воронежской,

Астраханской, Уфимской, Оренбургской губерний, Донской и Уральской областей - всего более 100 членов съезда - землевладельцы, управляющие имений, агрономы. От министерства государственных имуществ присутствовало несколько профессоров, в том числе П.А. Костычев и генерал И.И. Жилинский, специалист по орошению.

На съезд свободно допускались все желающие. Доклады и их обсуждение проходило в главном зале дома дворянства. Съезд пытался наметить меры для ликвидации сельскохозяйственного кризиса на юго-востоке России. Конечно, главной причины кризиса съезд не мог вскрыть. Он лишь ставил вопросы «об установлении правильных оснований для развития сельского хозяйства (доклад саратовского землевладельца П.А. Кривского), о страховании посевов от неурожаев (доклад Л.И. Грасса), об общественных запашках (А.М. Энгельгардт), об оросительных работах (И.И. Жилинский), об облесении и других мерах улучшения природных условий279.

Были и отступления от основной темы. Статистик С.А. Харизоменов с позиций либерального народничества выступил против протекционистской системы, которая ложится тяжестью на земледельца. Он защищал свободу торговли, которая дала бы дешевые товары населению и толчок промышленности. Оратор ратовал за то, чтобы государство способствовало преуспеванию кустарных промыслов280.

На съезде активно выступал в прениях писатель Е.А. Ганейзер в качестве податного инспектора по Саратовскому уезду. Он постоянно обращал внимание участников съезда и публики на интересы и нужды не одних землевладельцев, а и земледельцев, возражал против каких-либо новых платежей для крестьян 281. Но таких примеров немного. В частности и этот - свидетельство активности земцев-статистиков. Член Саратовского общества сельского хозяйства С.А. Харизоменов еще в феврале 1892 года возбудил перед председателем Саратовского общества сельского хозяйства кн. Л.Л. Голицыным вопрос о созыве съезда сельских хозяев и представителей сельскохозяйственных наук282.

Во второй половине XIX - начале XX века историческое и культурное наследие России находилось в ведении многочисленных государственных учреждений и частных лиц. Его судьба оставалась за пределами официального законодательства, определялась различными, зачастую противоречившими друг другу правилами и инструкциями. Деятельность ведомств по сохранению памятников старины не координировалась каким-либо центральным органом, и как следствие - бесконтрольность и параллелизм в действиях различных учреждений283.

Правительства не сумело решить эту задачу с помощью правовых мер, и возложила ее решение на ту часть общественности, которая занималась наукой. Когда в 1869 году состоялся I Археологический съезд, на котором обсуждался вопрос об охране памятников старины, при Московском археологическом обществе была создана Комиссия по сохранению древних памятников284. Через три года, на II Археологическом съезде, обсуждался проект «Положения» об охране памятников старины. Он предусматривал осмотр всех сохранившихся исторических объектов и подготовку единого свода памятников285.

Народническое движение в 1890-е годы. Саратовский кружок М.А. Натансона

Теперь М.А. Натансону и членам его кружка предстояло собрать всех литераторов вместе, наметить общую программу газеты и распределить между ними газетные отделы. Тютчев специально ездил в Нижний Новгород за Короленко и Анненским. Анненского в городе не оказалось, Короленко вместе с Тютчевым прибыли в Саратов. Приехал и Михайловский. Встреча литераторов состоялась по инициативе и с участием Натансона на даче писателя Е.А. Ганейзера, также посвященного в дело, между 20 и 27 июня 1892 года419. Они договорились избегать в газете «щекотливых» тем, как, например, вопрос о терроре. Редактором органа согласился быть Н.К. Михайловский, сотрудниками – В.Г. Короленко, Н.Ф. Анненский, Николаев, публицист-народоволец А.И. Богданович, земский статистик и публицист М.А. Плотников, знаменитый философ (сын историка С.М. Соловьева) B.C. Соловьев. «Корреспонденции с мест, - писал Тютчев, - были обеспечены из главных центров почти всей Европейской России и из крупных городов Сибири»420. Таким образом, как справедливо заметила В.В. Широкова, организация новой партии началась с постановки литературного органа, что стало уже традиционным в русском освободительном движении421.

О привлекательности Саратова для литературной интеллигенции, в том числе и национальной, можно судить по такому примеру. В начале декабря 1892 года в

Саратов переехала Марко Вовчок - известная писательница революционно-демократического направления, автор сборников «Украинские народные рассказы», «Рассказы из народного русского быта», повести «Институтка», проникнутых сочувствием угнетенному крестьянству. В Саратове она сотрудничала с газетой «Саратовский дневник». Жила здесь до весны 1899 года422.

Признание всеми фракциями революционеров и либералами423 необходимости политических свобод представлялось многим народникам залогом их возможного объединения. Поэтому в начале 1890-х годов, как и в конце 1880-х, вновь возникает в разных местах России ряд кружков, стремившихся к объединению всех противников самодержавия. Наиболее значительными кружками «объединительного» направления в 1891-1892 годах были тверской кружок В.П. Барыбина и саратовский кружок М.А. Натансона. Вместе с собиранием революционно настроенных элементов, шла разработка теоретических вопросов. Заседания кружка М.А. Натансона всегда проходили бурно, на них обсуждались не только актуальнейшие вопросы русской действительности, но и практические шаги по их реализации. Было задумано создать типографию и выпускать литературный орган. Для обсуждения программы издания, распределения газетных отделов и переговоров о частностях издания в июне 1892 году в Саратов приехали Н.К. Михайловский, В.Г. Короленко, Н.С. Тютчев. Собрались в селе Александровке, в 15 верстах от Саратова, на даче писателя Е.А. Ганейзера, также посвященного в дело. Кроме приезжих, были М.А. Натансон и «несколько местных саратовских журналистов»424, как вспоминал Е.А. Ганейзер, имея в виду членов кружка М.А. Натансона.

Хотя дело с постановкой типографии затянулось, кружки народоправцев образовались в разных городах уже в 1893 году. Натансон и некоторые другие руководители организации в это время уже жили в Орле. К осени 1893 года подготовительная работа по созданию партии была проведена, и было решено созвать съезд в Саратове. Почему же в Саратове, а не в Орле, где теперь находились главные организаторы партии? С 20 сентября по 6 октября 1893 года в Саратове должен был проходить областной съезд сельских хозяев юго-восточной России. Вот народоправцы и приурочили свой съезд к съезду сельских хозяев, чтоб использовать его и как прикрытие от саратовской полиции, и как оправдание для начальства для поездки в Саратов из других городов.

Один из активнейших участников съезда народоправцев А.И. Богданович, судя по «Хронике внутренней жизни» в октябрьском номере «Русского богатства», присутствовал на съезде сельских хозяев и посвятил ему часть своей статьи. Он писал «Хронику» «под свежим впечатлением провинции, только что вернувшись оттуда»425. Она и дает возможность нам реконструировать события, связанные с этим съездом.

Точная дата и место заседаний съезда народоправцев неизвестны. Гедеоновский указывает только месяц - сентябрь. А так как из статьи Богдановича видно, что он был в Саратове во время съезда сельских хозяев, логично предположить, что и собрались народники в 20-х числах сентября.

Из разных городов по инициативе М.А. Натансона и Н.С. Тютчева съехались около 20 человек: М.А. и В.И. Натансоны, А.В. Гедеоновский, С.В. Сотников, И.Н. Комарницкий из Орла; А.И. Богданович из Петербурга; П.Ф. Николаев, Н.П. Алексеев, В.П. Иваншин из Москвы; Л.С. Александрова из Воронежа; М.А. Плотников из Нижнего Новгорода; Е.М. Троицкая и Н.С. Тютчев из Новгорода. Из саратовцев на конференции присутствовали А.Л. Блек, П.С. Степанов, Н.Д. Россов, Н.П. Фонякова и, вероятно, М.И. Жирякова, поскольку она в это время жила в Саратове и входила в народнический кружок426.

Совещания съезда продолжались не более двух дней, поскольку основные цели партии были определены на предварительных совещаниях. Гедеоновский писал, что программа партии (имеется в виду манифест) окончательно была выработана на съезде в сентябре 1893 года. После обмена мнениями по программным вопросам, был предложен проект манифеста новой партии427. Он был написан редакционной комиссией в составе А.И. Богдановича, П.Ф. Николаева и М.А. Плотникова428. Проект обсудили. «Немало было разговоров о том, что в проекте манифеста все внимание сосредоточено на политической программе, а все участники съезда считали себя социалистами. Но Натансон и Богданович находили целесообразным в данный момент пока сосредоточить все внимание, считать «насущным вопросом» дня завоевание политической свободы», – пишет А.В. Гедеоновский429.

Задачей момента по манифесту был «решительный поворот в сторону политики народных прав и интересов, что может быть достигнуто только путем непосредственного участия граждан в делах управления, т.е. заменою самодержавия установлением свободных представительных учреждений». Для этого партия намечала объединить все оппозиционные элементы и организовать активную силу для слома абсолютизма.

Формирование первых самостоятельных рабочих организаций и распространение идей марксизма

В период общенационального кризиса в России на рубеже 1870-1880-х годов Ф.М. Достоевский высказал так и не раскрытую до конца историками мысль: «Все пред всеми виноваты». Не надо снимать с русских революционеров исторической вины, но не следует только на них возлагать весь ее груз.

Освободительное движение (деятельность различных кружков и обществ, политических партий и организаций, а также определенные массовые акции, например, демонстрации или политические стачки и т.д.), начиная с 60-х годов XIX века и вплоть до Первой русской революции шло по нарастающей и непрерывно расширяло круг своих участников. Его целью было освобождение общества от произвола самодержавного режима, борьба за гражданские права и свободы, за предоставление всем людям возможности жить и трудиться в достойных человека условиях.

Если применительно к XIX веку освободительное движение - это в основном движение интеллигенции (дворянской, разночинной или только-только нарождающейся рабочей и крестьянской), принадлежавшей к военной, чиновничьей, земской, отчасти торгово-промышленной среде, а также к числу людей «свободных профессий», то на рубеже XIX и XX веков, когда начинается процесс соединения либеральной и радикальной идеологии с движением неимущих классов, круг его участников резко расширяется. Причем меняется и соотношение между выступлениями общественных элит и проявлениями массового социального протеста, приобретающими политическую окраску и постепенно вливающимися в общий поток антиправительственного радикального и оппозиционного движения, никогда не сливаясь, однако, полностью с этим последним.

В современной историографии термин «освободительное движение» чаще всего применяется к истории России XIX века. В российской истории начала XX века используются обычно уже такие термины, как: революция, революционное движение, либеральное движение, национальное движение, массовые социальные движения (с подразделением на рабочее, крестьянское, студенческое движения, движение средних городских слоев, движение в вооруженных силах и т.д.), хотя все они с определенными оговорками покрываются более общим понятием освободительного движения.

Хотелось бы также подчеркнуть, что история освободительного движения неотделима от истории либеральной и радикальной общественной мысли, политических партий и организаций, земского движения, международных революционных и общественных связей, истории российской эмиграции, царской цензуры, суда, тюрьмы, каторги и ссылки и т.д. Таким образом, перед нами обширнейший комплекс вопросов, заслуживающих самого пристального внимания и изучения, не говоря уже о необходимости проведения широких компаративных исследований, без которых мы всегда будем находиться под угрозой непомерного преувеличения российской специфики.

Освободительное движение было закономерной реакцией сначала передовой дворянской общественности, а затем и более широких общественных слоев на те порядки, которые веками существовали в России. У освободительного движения были глубокие социальные корни и достаточно серьезные причины, сбросить которые со счетов просто нельзя, не впадая в антинаучную идеализацию царского самодержавия. Сама власть, которой в России никогда не доставало интеллекта, гуманности, а нередко и простого здравого смысла, подталкивала народ сначала на беспощадный русский бунт, потом на нигилизм и, наконец, на революцию.

Вклад теоретиков легального народничества в развитие общественной мысли пореформенной России (включая народническую) определялся разработкой доктрины эволюционного пути к социализму, пересмотром концепции противопоставления народа, представителей власти и общества (интеллигенции) как антагонистов, что создало предпосылки для развития идеи разумного компромисса как способа разрешения социальных противоречий (взамен идеи революционного насилия), постановкой перед обществом и властью задачи подъема общего уровня социокультурного развития России как важнейшего условия построения гражданского общества и правового государства.

Отказ легальных народников от веры в существование простых решений коренных социальных вопросов и от соблазна найти для русского народа сокращенный путь к счастью и процветанию означал переход народнической интеллигенции на более высокую ступень гражданской и нравственной зрелости. Однако на рубеже XIX-XX веков внутренний рост общественного сознания осуществлялся уже во многом вопреки влиянию народнической идеологии, по-прежнему требовавшей от интеллигенции подвижничества и самоотречения во имя великой цели («освобождения» народного труда). Альтруизм в наибольшей мере был свойственен разночинской интеллигенции 1870-х годов, когда групповое сознание нарождающегося «культурного пролетариата» (главной социальной базы народнического движения) еще находилось в стадии формирования. Новая эпоха требовала иной агитации и пропаганды.

Неразвитость социальной структуры России, отсутствие сильного среднего класса (буржуазии), способного, как в Западной Европе, возглавить борьбу за экономическую и политическую модернизацию страны, - главные причины не только появления народнической интеллигенции, но и относительной неудачи всего ее дела. Оказавшись зажатыми между властью и народом (молотом и наковальней), народники постоянно металась из крайности в крайность, от одной универсальной социальной теории к другой, но так и нс сумели найти особого «русского» пути к социальному прогрессу.

Меньше всего хотелось бы упрощать проблему и закрывать глаза на теневые стороны освободительного движения, ошибки и просчеты его идеологов и участников, проявления аморальности, несоответствие замыслов и результатов и т.д. Но нельзя превращать всех участников этого движения в «бесов» или отрицать тот неоспоримый факт, что абсолютное большинство их были скорее патриотами своей Родины и защитниками интересов трудящихся масс. Да, они не знали, чем обернется революция для горячо любимого ими народа. В этом заключается величайшая трагедия человечества, а не только России, ибо революции и революционное движение как наиболее радикальная форма движения освободительного представляют собой явления мирового, а не чисто российского порядка. Но пока существуют люди, среди них наряду с пассивными и всеядными обывателями всегда будут носители протеста, сторонники борьбы, и уже от общества в целом и прежде всего от власти зависит, как найти разумный компромисс и систему сдержек и противовесов, делающих не нужными гражданские войны и революции. Если же этого нет, если власть отчуждается от своих граждан, не желает идти навстречу их справедливым требованиям, то дело закономерно кончается 1905 или 1917 годами.