Введение к работе
- З -J
' Актуальность исследования. Демократизация культуры выдвигается сегодня мировой общественностью в качестве одного из важнейших направлений культурной политики всех государств. Б Декларации 126 стран-участниц Всемирной конференции по политике в области культуры (Мехико, 1982 г.) отмечалось в этой связи: "Культура исходит от всего общества и должна возвращаться к нему: ни создание культуры, ни использование ее благ не должно быть привилегией элиты. Культурная демократия основывается на максимально широком участии человека и общества в производстве продуктов культуры, в процессе принятия решений, затрагивающих культурную гизнь, в распространении и использовании культуры" . Проводимое по решению ЮНЕСКО Всемирное десятилетие развития культуры (1988-1997 г.г.) имеет своей главной целью демократизацию культурной жизни всех стран и народов.
Проблема демократизации культуры особенно актуальна для развивающихся государств Африки. По данным Всемирной конференции "Образование для всех" (Дхомтьен, 1990 г.) сегодня в мире насчитывается 960 млн. чел. полностью неграмотных взрослых, 32 млн. чел. функционально неграмотных, около 100 млн. детей школьного возраста на посещают школу, 100 млн. детей и взрослых не завершают курса базового образования. Примерно 2/3 из них - жители африканского континента .
1 Культуры. - Пария, ЮНЕСКО. 1984. ЯЗ. С.80. Перспективы. Вопросы образования. - Париж, ЮНЕСКО, 1991. Р4. С.115.
После достижения независимости освободившиеся страны Африки пошли по пути политического и экономического развития в единодушном стремлении к социальному прогрессу. Многие из них, под влиянием идей социалистической революции в России, провозгласили некапиталистический путь развития. Официальные правительственные программы культурных преобразований в этих странах, в частности, программы развития народного образования, были ориентированы на соответствующую советскую программу. К числу таких стран относится Республика Гвинея-Бисау - небольшое государство в Тропической Африке, завоевавшее независимость в 1973 г.
Вопрос об общности культурных процессов в различных странах приобретает особое значение в связи с расширением международных связей, вовлечением во всемирный культурно-исторический процесс населения ранее периферийных районов мира, значительными социально-культурными изменениями, затрагивающими практически все стороны общественной жизни государств и народов.
Предметом исследования диссертации является изучение тех общих демократических процессов, которые происходили в СССР в ходе культурного строительства в первые послереволюционные десятилетия и в настоящее время происходят в Гвинее-Бисау.
Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в том, чтобы выявить общие закономерные тенденции процесса демократизации культуры в двух странах - СССР и Гвинее-Бисау, а также специфику этого процесса в каждой из них, обусловленную такими факторами, как уровень социально-экономического развития, исторические, социально-политические условия, этнический состав населения и т.д.
В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:
определяются основные направления государственной политики в области культуры;
анализируется практический опыт реализации этой политики в совокупности его положительных и отрицательных сторон;
рассматриваются формы и методы осуществления культурных преобразований в СССР, которые могут быть использованы другими странами, в частности, Гвинеей-Бисау;
на осноеє анализа советского опыта выявляются нерешенные проблемы развития культуры и образования в африканских странах, определяются факторы, тормозящие процесс демократизации культуры;
формулируются теоретические и практические рекомендации, направленные на ускорение социально-культурного, прогресса в Гвинее-Бисау и на африканском континенте з целом.
биологические рамки исследования охватывают довоенный период в СССР и период независимого развития в Гвинее-Бисау. Совмещение различных хронологических периодов представляется автору оправданным. Исходными точками служат события, коренным образом изменившие жизнь народов той и другой страны - Октябрьская революция в России и завоевание политической независимости в Гвинее-Бисау. Содержание этих периодов включало в себя не только задачи построения нового общества, но и общедемократические задачи, которые в области культуры были во многом сходными для обеих стран.
Степень разработанности проблемы. В советской историографии демократизации культуры следует выделить четыре основных
- б -
этапа. Первый-с 1917 г. до середины 30-х годов - отмечен появлением работ в основном пропагандистского и популяризаторского характера, созданных организаторами и активными участниками культурного строительства .
Многочисленные работы посвящены различным аспектам куль-
р турных преобразований: ликвидации неграмотности , осуществлению всеобуча , пролетаризации высшего образования и роли рабфа-
ков в решении этой задачи , формированию новой интеллигенции .
Ряд исследований отражает процесс демократизации культуры в национальных районах СССР5.
Крупская Н.К.Заветы Ленина в области народного просвещения.-М.,1924; Она же. Вопросы культуры при диктатуре пролетариата. -М.-Л., 1925; Она.же. Ленинские установки в области культуры. 41., 1934; Луначарский А.В.Проблемы народного образования. -М., 1925; Бухарин Н.И. Ленинизм и проблема культурной революции // Бухарин Н.И. Язбр. произведения. 41., 1988 и др.
Бондарев Д.А. Ликвидация неграмотности (цифры, факты, перспективы). 41.-Л. ,1929; Бройдо Г .И. В атаку против неграмотности и бескультурья, т М.-Л., 1929; Сталь Л.Н.Итоги и перспективы работы ОДН. 4Л..І93І; Рикскей Л.Н. Ликбезпоход сегодня. 41.-Л., 1931; Веселов М.О. 15 лет борьбы за.поголовную грамотность в Московской области. - М.,1932 и др.
Бубнов А.С. Всеобщее.начальное обучение и культурная революция. Три речи. 41.-Л.,1930; Козлов В. и йслентьев Н.Комсомол - шеф Всеобуча. - М.,1931 и др.
Вихирев Н.В. Рабфаки к десятилетию Октября. - Ы.-Л., 1927.
Луначарский А.В. Об интеллигенции. 41.,1923;.Он же. Интеллигенция в ее прошлом, настоящем и будущем. 4!., 1924; Бейлин А.Е.Кадры специалистов в СССР. Их формирование и рост.41.,1935. Просвещение национальных меньшинств в РСФСР. 4J..I928; Благое-ва С. Культпоход в национальных республиках и областях.41.,1930
- 7 -Второй этап историографии - середина 30-х - середина 50-х годов - сложный и противоречивый период в развитии советского общества и исторической науки. В обществознании утверждается схема сталинского "Краткого курса истории ВКП(б)". Из исторических работ уходит роль народных масс как субъекта культуры, происходит отказ от понимания культурной революции как широчайшего и глубокого, подлинно демократического преобразования всей духовной жизни общества, исследователями полностью игнорируются факты и явления, свидетельствующие о серьезных деформациях в развитии культуры: репрессии в отношении деятелей литературы и искусства, уничтожение исторических, памятников по идеологическим мотивам, распродала и вывоз за рубеж уникальных национальных ценностей, унификация творческого процесса на основе утверждения в качестве обязательного метода социалистического реализма
и т.д.
В то же время в этот период происходит накопление нового
исторического материала, расширяется источниковая база и тематика исследований, значительно увеличивается число публикаций по интересукцей нас проблематике.
Появляются первые обобщающие работы по истории культурных преобразований в Р0Ж!Р и национальных республиках^, а также сводные работы, анализирующие процесс демократизации народного образования и выспей школы в первые три десятилетия советской
Бельковкя .Н. Социально-культурное строительство в РСФСР. - П., 1938; ряд Л.С. Очерки по истории развития политико-просветительной работы в РСФСР (І9І7-І929 г.г.). -Л.,1941; Пагаев.Н.А. Культурная революция в Азербайджанской ССР (1920-1940 г.г.).-Бану, 1949; Оиельчун Л.Развитие социалистической культуры в Молдавской ССР. - Кишинев,1950 и др.
власти . Необходимо отметить, что большинство работ этого этапа пронизано духом восхваления Сталина, односторонним и схематичным подходом к рассматриваемым проблемам.
В 1953-1956 г.г., после смерти Сталина, предпринимаются первые попытки преодолеть догматические схемы в освещении культурных процессов, раскрыть роль народных масс как творцов культуры, более объективно проанализировать деятельность государст-
ва и партии по руководству культурным строительством .
Третий этап в историографии - 1956 г. - середина 80-х годов - начинается после XX съезда КІКС, открыто осудившего культ личности Сталина и поставившего задачу проодолешш его последствий во всех сферах жизни советского общестаа, В исторической науке активизируется разработка проблем развитой и демократизации культуры, резко увеличивается количество опубликованных работ и диссертационных исследований.
Продолжается изучение истории культурных преобразований в СССР по отдельным направлениям - ликвидация неграмотности; развитие народного образования; пролетаризация высшей школы и т.д.
Константинов Н.В., Медынский Е.Н. Очерки по истории советской школы РСФСР за 30 лет. - М.,1943; Иванова А.М. Что сделана Советская власть по ликвидации неграмотности среди взрослых. - М.,1949; Сияецкий А.Я. Профессорско-преподавательские кадры высшей школы. - М.,1950 и др. о Городецкий Е.Н.Борьба народных масс за создание советской культуры (І9І7-І920 г.г.) // Вопросы истории. 1954. Р4; Лашкн А.Г. Культурно-воспитательная деятельность Советского государства. - М»,І955; Ким М.П. Коммунистическая партия - организатор культурной революции в СССР. - М.,1955.
Среди новых тематических направлений, отражающих процессы демократизации культуры, следует выделить изучение роли рабочего класса в формировании социалистической культуры .
Обширная историография была создана в этот период по проблемам привлечения старой дореволюционной интеллигенции на сторону советской власти и формированию новой интеллигенции й. Необходимо отметать, что взаимоотношения пролетарского государства с буржуазной интеллигенцией показаны в этих работах упрощенно и идеализированно, а стопная и трагичная судьба значительной части старой интеллигенции, не воспринявшей идеи социалистической революции, вообще не принимается во внимание исследователями.
С середины 50-х г.г. началось создание обобщающих трудов по истории культурной революции в СССР, во многих из них процессы демократизации культуры нашли достаточное отражение.
Культурное творчество народных масс: Сб. статей. -М., 1970; Роль рабочего класса в развитии социалистической культуры:Сб. статей.- М.,1976; Пинєпша Л.А.Советский рабочий класс и художественная культура. I9I7-I933. - М,,1984 и др. о " Бяртй И.П. Из опыта работы КПСС и Советского государства по
созданию кадров советской интеллигенции (1928-1933). -М., 1965; Советская интеллигенция: История формирования и роста.-I9I7-I9S5. -М.,1957; Федвкин С.А. Советская власть и буржуазные, специалисты. -М.,1965; Он же. Великий Октябрь и интеллигенция: Из истории вовлечения старой интеллигенции в строительство социализма. -М.,1972; Он же. Партия и интеллигенция.-И.,1983 и др.
3 Кии М.П. 40 лет советской культуры. -М.,1957;.Культурная революция в СССР. I9I7-I965. - М.,1967; Ермаков В.Т. Исторический опыт культурной революции в СССР. - М.,1953 и др.
Оценивая в целом обширную литературу, созданную в период с середины 50-х до середины 80-х годов, следует отметить, что сложный и противоречивый процесс культурных преобразований в советском обществе рассматривался исследователями только с положительной стороны - как решающие успехи или полная победа культурной революции в СССР, что далеко не в полной мере соответствовало действительности.
Четвертый этап в развитии историографии - середина 80-х годов - 1991 г. - вошел в историю как курс на обновление и демократизацию всех сфер жизни, формирование многопартийной системы, развитие гласности и плюрализма и внес существенные изменения в развитие исторической науки. Появился целый ряд работ, в которых предпринимаются попытки по-новому осмыслить и оценить Октябрьскую революцию и весь путь, пройденный страной в послереволюционный период. К сожалению, проблемы культурных преобразований на протяжении всего советского периода менее всего привлекли внимание исследователей и подверглись переосмыслению. Можно назвать лишь несколько работ, в которых показано влияние тоталитарной системи власти и идеологии сталинизма на развитие литературы, искусства, науки, на духовную жизнь общества в целом .
Залсуживают внимания два обобщающих труда, охватывающие период с 1917 по 1941 г.г. и рассматривав культуру как системное единство науки, искусства, морали, общественного сознания, просвещения, функционирующих под влиянием определенных со-
См.: Зезина М.Р. Складывание командно-бюрократических методов руководства культурой.// Режим личной.власти Сталина: К истории формирования. -М., 1989; Белова Т.В. Культура и власть. -М.,1991; Наше Отечество: Опыт политической истории; Ч.П. Гл. 8. - М.,1991.
- II -
циально-политических условий . Особый интерес для исследуемой проблей представляет монография "Советская культура в роконст-руктивнай период", в которой анализ негативных тенденций, про-явивпихся в развитии культура в рассматриваемый период, связывается авторами с глубинней процессами в политической жизни общества.
Анализ современного состояния литературы позволяет сделать некрторнэ вызодп: в историографии нот обобщающих работ по демократизации культуры в СССР; слабо отражено участие народных масс з создании духовных ценностей; всестороннее исследование процесса демократизации культуры в совокупности его достижений, негативных тенденций, огабок н уроков только начинается.
Полностьэ отсутствуют такдо советские исследования об использовании опыта культурного строительства в СССР африканскими странами (в частности, Гвинеей-Бисау). Несмотря на наличие целого ряда работ по проблемам культурных преобразований в ос-в о бодавшихся странах Африки , ни одна из них не исследует специфику этих процессов в странах Тропической Африки^.
Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры. І9І7-І927. - М.,-1985; .Советская культура в реконструктивный период. І928-І94І. - М., 1988.
*" Африка: культура и общественное развитие. - М.,1984; Культура и политика в странах. Азии и Африки. - П.,Л986; Культура в -странах Азии и Африки: вопросы теории и практики. - М.,1989; Африка: культура и общество..- М.,1990; Современная Африка: Итоги и перспективы развития. Идеология и культура. - М., 1990 и др.
Первой попыткой исследовать эти проблемы является диссертация Мафуа Нельсона- Клемена "Роль культурных преобразований-в. социальном переустройстве стран Тропической Африки в 80-х годах (на примере.Конго)". - М., 1991.
В самой Гвинее-Бисау историческая наука находится в стадии становления. По интересующей нас проблематике вышла лишь одна небольшая работа Ф. де Мащедо "Образование в Республике Гвинея-Бисау. Прошлое, преобразования в настоящем, перспективы на будущее" , в которой анализируются изменения в сфере образования, произошедшие в первые годы независимости.
Таким образом, актуальность проблемы, а также отсутствие в советской и зарубежной историографии работ, сравнивающих процессы демократизации культуры в СССР и Гвинее-Бисау, предопределили выбор автором темы диссертации.
Теоретическую основу диссертации составили советские и зарубежные историко-философские исследования, материалы всемирных и международных конференций по проблемам культуры и образования, а также работы классиков марксизма-ленинизма, труды и речи основоположника ПАИГК, лидера национально-освободительного движения Гвинеи-Бисау Амилкара Кабрала, партийные документы обеих стран, в которых рассматриваются вопросы культурных преобразований, преодоления социально-культурной отсталости.
Источники исследования. Диссертация опирается на ряд традиционных советских источников, а также на впервые вводимые в научный оборот документы и материалы государственных учреждений и исследовательских центров Гвинеи-Бисау.
Широко использовались документы советского правительства и коммунистической партии, опубликованные в специальных темати-
I F. de Ыасево- A Educacao аз Repubtlca Оа GuLne-BLssau. О passado, as iransformacoes presence, as perspeciiwas do juturo. - Bissau. 1978.
- ІЗ -
ческих сборниках1, литературное наследие деятелей советского государства, непосредственно руководивших культурным строительством^. Привлечен широкий круг справочных и статистических мате-
q 4 5
риалов как по СССР, так и по странам Африки, советские и зарубежные периодические издания .
Декреты Советской власти. Т.т. 1-9. - М.,І957-І978; КШС в резолюциях и решеїшях съездов, конференций и пленумов ЦК. (1898-1986). - 9-е изд. - Т.т.2-5. - М.,1983-1986; Культурное.строительство в РСФСР. І9І7-І927: Документы и материалы. Т.т.1,2. -М.,1983-1986; Культурное строительство в СССР. І9І7-І927: Разработка единой гос. политики в области культуры: Документы и материалы. - М.,1989 и др.
Луначарский А.В. О народном образовании, -й.,1958; Он же..Почему нельзя верить з бога? Избр. атеистические произведения..-М.,1965; Луначарский А.В. о воспитании и образовании. т.М., 1976; Крупская Н.К". О коммунистическом воспитании. - ЇІ.,І963; Она де. О самообразовании. - М.,1960; Статьи и речи А.С.Бубнова о народном образовании. - М.,1959.
Культурное строительство в СССР. - М., 1940, 1956; Народное образование, наука и культура в СССР. - М., 1971, 1989 и др. Африка: Зщиклопед. справочник. -Т.т.1,2. - М.,1985-1987;.Африка в цифрах: Справочник. - И.,1986: Страны Африки: Полит.-экон. справочник. - ГЛ.,1988; Республика Гвинея-Бисау: Справочник. -М.,1990 и др.
Азия и Африка сегодня; Восток. Афро-азиатские общества: история и современность; Народное просвещение; Народы Азии и Африки; Работники просвещения и др.
Культуры. - Париж,ЮНЕСКО; Перспективы. Вопросы образования. -Парил, ЮНЕСКО; No.PLntcha ("Вперед"); О Hilctante ("Активист") и др.
Исторические источники по культурному строительству в Гвинее-Бисау, з силу отсталости страны, не была столь многочисленными. Однако диссертант попытался привлечь те не группы источников, что и по СССР: официальные правительственные документа и документы ПАИГК , речи Президента страны Ж.Б.Виейра, документы и материалы Министерства образования Гвинеи-Бисау, получен-
ные автором в этом ведомстве . Был проведен такие сбор материалов в посольстве Республики Гвинея-Бисау в СССР, в Государственном комитете образования СССР, в Институте Африки АН СССР, в секторе Африки Университета друябы народов им. П.Лумумбы.
Научная новизна диссертации. Поставленная в работе проблема до сих пор специально не рассматривалась ни в советской, ни в зарубежной историографии. Новизна ее постановки заключается в том, что автором подвергнуты историко-сравнительному анализу процессы демократизации культуры в двух совершенно различных
T-CONSTHUICAO DA REPUBLICA DA GUINE-BISSAU. 1973,1984; RELATORS) APRESENTADO А 2а REUNIAO ORDINARI A DA 3а LEGISLATURADA ASSEMBLE/A NACIONAL POPULAR PEW PRESIDENTE OE GUlNE-BISSAU SOBRE О ESTADO DA NACAO- 1990; Л CONGRESSO EXTRAORDINARIO DO PAIGC. (01SCURSO DO SECRETARIO GERAL DO PAIGC NA MT RtUNt АО ORDINARIA 00 СОМПЕ CENTRAL 1-9 4990; PROGRAHA DO PARTI DO PAIGC. 1978; 1984; RESOLUCOES GERAIS DO Ш CONCRESSO DO PAICC. 1077; RESOLUCOES GERAIS DA Ж REV NI АО ORDINARIA 00 COHITE CENTRAL DO PAIGC; RELATQRIO DO COHITE CENTRAL APRESENTADO АО ЇЇ CONCRESSO EXTRAORDINARIO РЕЮ SECRETARIO GERAL DO PAICC. го. 25. 1991 .
ANUARIO ESTATIST/CO DA EDUCACAO ; МАЮ. 1988; CONSULTA ANUAL. ACORDO 1988-1990. HINISTERIO DA EDUCACAO ASOI.19B9; HINISTERIO DA EOUCACAO. DIRECOAO. GERAL D PLAHIFICACAO FROJECECTOS. 1990; HISSAO OE AVAL!А САО 00 APOLO SUECO АО SECTOR DA EOUCACAO NA GUINE-BISSAU ENTRE 1988, INST/TOTO NACIONAL DE ESTUDOS E PTSCUISA (lNEP).*MTORIO OE ACTIVIDADES. 1988.
- 15 -регионах, не имещих между собой ничего общего ни в географическом, ни в экономической, ни в исходном культурном планах, и протекающие в различные исторические периоды - в СССР и Гвинее-Бисау. С этой целью впервые проведено комплексное изучение развития культуры и образования в Гвинее-Бисау в период после достижения независимости, введен в научный оборот достаточно пирокий круг зарубежных источников и литературы.
Особенностью работы является то, что диссертант не только предпринял попытку теоретически обосновать общую линию государственной культурной политики двух стран, но и показал возможность использования известного положительного опыта культурного строительства в СССР в совершенно других исторических условиях, в частности, в Гвинее-Еисау.
Практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при решении теоретических и практических проблем культурных преобразований з развивающихся странах Тропической Африки и прежде всего в Гвинее-Бисау.
Основные выводы и идеи работы могут найти применение при подготовке лекционных курсов и учебных пособий по истории Тропической Африки и ГЕинеи-Биоау, при чтении спецкурсов по истории африканской культуры, по проблемам культурного строительства в развивающихся странах.
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой Отечественной истории XX века исторического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения,
трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения, приложения и списка использованных источников и литературы.