Введение к работе
Предмет исследования. Просветительская деятельность - одно из с^--. самых ярких и благородных общественных явлений в истории человеческой культуры. Зародившись вместе с идеями европейского Просвещения, великие деятели которого мечтали о всечеловеческом "царстве разума, свобода,естественного права", просветительство, как социальный феномен, пережало эпоху своего созидания, внеся в по-следущем огромный вклад в интеллектуальный прогресс мировой пи-.вилизапии, в становление и распространение гуманистических принципов общественного устройства, в борьбу против социальных пороков, мракобесия и невеяества.
В каждой стране просветительское движение - его характер, цели, организационные формы - имели свои особенности. Ьти особенности не были случайны. Они отражали реальную социально-экономическую ситуацию своего времени и воплощали специфические общенациональные культурные задача, стоявшие в тот период перед данным обществом и народом. Поэтому уникальный исторический опыт просветительского движения в каждой конкретной стране нудцается во внимательном изучении а сообщении.
Важной особенность» российского просветительства является го, что во многом оно реализовывалось в национальных регионах страны, где деятельность по просвещению масс сочеталась с национально-этническим культуртрегерством. Поэтому просветительская деятельность на местах также имела свои специфические особенности, цели и задачи. Это ярко проявилось на примере просветительского движения в Абхазии.
В 1810 г. произошло присоединение Абхазского княжества к Российской империи. Это было важное событие в гизни края. После бес-
конечных разорительных войн устанавливается относительная политическая стабильность, происходят перемены во всех областях шзни. Абхазия приобщается к новым форма;.: экономика, социального быта, культуры. Под влиянием передовой русской интеллигенции пробуждаются местные общественные и политические силы, появляется национальная интеллигенция, получившая образование в российских учебных заведениях и хорошо понимавшая необходимость просветительского движения среда родного народа.
В конце XIX - начале ЇХ веков в Сухуме - административном и культурном центре Абхазии - возникает ряд общественных организаций культурно-просветительского, научного и благотворительного характера, которые создавались по примеру аналогичных обществ в центральных областях России. К этому времени в крае слоїшлись объективные условия и потребности для создания общественных научных и просветительских учреждений, ооъедйнящих людей на почве профессиональных интересов или во имя общей идеи. Инициаторами создания этих обществ в Абхазии были в основном представители местной русской интеллигенции, заинтересованные в культурном, научном и экономическом развитии края, в изучении его прошлого и настоящего, в духовном раскрепощении народа. Ъта начинания находили кивой отклик и поддержку также и со стороны представителей национальной интеллигенции, многие из которых были активными инициаторами и членами создаваемых обществ.
В 1896 г. сыло учредпенэ Сухумское общество сельского хозяйства. В последующем научно-просветительская я благотворительная деятельность заметно расширилась, и за два предреволюционных десятилетия в крае появилось немало.обществ и организаций* отражавших научные и гуманитарные устремления передовых общественных сил
Абхазии. Так, в 1906 г. оыло учреждено Общество вспомоществования нуждающимся во всех учебных заведениях г.Сухума, в 1908 г.- Сухумское общество народных университетов и Сухумское общество борьбы с туберкулезом, в 1909 г. - Общество распространения просвещения среди абхазцев и Сухумское отделение общества по распространении грамотности среди грузин, в 1913 г. - Сухумское медицинское общество, в 1915 г. - Сухумское общество любителей и исследователей природы и населения Сухумского округа и в 1916 г. - Общество содействия молодым абхазцам, обучающимся в высших учебных заведениях.
Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является создание возможно Солее полной и объективной исторической картины, охватывающей когяшекс проблем, связанный с движением просветительства в Абхазии в указанных хронологических рамках. При этом, исходя из многогранности темы, в работе сформулированы некоторые специальные исследовательские задачи, которые заключаются в следующем:
выявить и собрать сведения о всех общественных организациях гуманитарного профиля, функционировавших в Абхазии в конце XIX -начале XX вв.;
осветить историю создания обществ, рассмотреть объективные социокультурные предпосылки, а также конкретные события и акции, приведшие к учреждению и инсгитушализапди того ила иного общества;
проанализировать уставные программные документы обществ, определить их целевые задачи, общественные и идеологические позиция;
изучить основные этапы просветительского движения в Абхазии, воссоздать в хронологической последовательности конкретные. формы. деятельности просветительских обществ в регионе, показать их со-
циальную активность в сооственно просветительском, а также идеологическом, научном, публикаторском и других направлениях;
- собрать сведения о видных деятелях, внесших вклад в просветительское движение в Абхазии и через это в более широкий контекст социокультурной истории региона.
Хронологические рамки исследования ограниченн концом XIX -началом XX вв., т.е. периодом, в который укладывается первый крупный этап движения просветительства в Абхазии. Нижняя хронологическая граница совпадает с возникновением этого движения в крае, ибо организационные формы просветительства появились здесь лишь в самом конце прошлого столетия, .верхняя граница ограничена началом 1920-х годов. В марте 1921 г. в Абхазии была установлена советская власть. Новые политические , социальные и идеологические реалии резко изменили всю социокультурную ситуацию в регионе. "Старое"" просветительское движение перестало существовать, а новые его формы приняли весьма специфический характер, изучение которых требует дополнительного исследования.
Научная новизна. Данная диссертация является первым специальным исследованием истории просветительского движения в Абхазии, в частности, деятельности научно-просветительских обществ в крае в конце XIX - начале XX вв.
Степень научной разработанности. Несмотря на актуальность темы, она до сих пор не была предметом специального изучения. В существующей литературе встречаются лишь краткие сведения о деятельности в Абхазии научно-просветительских организаций. В монографии профессора Г.А.Дзидзарая "Формирование дореволюционной абхазской интеллигенции"^- содержится некоторый материал об отдельных деяте-
1. Дзидзарая Г. А. Формирование дореволюционной абхазской интеллигенции.Сухуми.1979.
лях местной русской и национальной интеллигенции, работа которых была тесно связана с общественными организациями. Ученый подчеркивает их исключительно важную роль в развитии экономики и культуры дореволюционной Абхазии. Вскользь касаются деятельности отдельных обществ Х.С.Бгажба2, Л.М.Прицкер3, Г.Г.Айба4, Ш.Д.Гогохия5, И.Х.Да-мения^. В то же время вакнейшие вопросы истории просветительского движения в Абхазии, деятельности научно-просветительских обществ остались вне поля зрения предшествующей историографии.-
Источники. Настоящее исследование основано на трех группах источников. Первую группу составила архивные материалы, которые были сосредоточены,главным ооразом, в фондах Центрального государственного архива Абхазии. Здесь были изучены фонды Сухумского окружного управленій /ф.58/, Сухумского общества сельского хозяйства /Ф.ЗО/, Сухумской садовой сельскохозяйственной опытной станции /Ф.9/, Сухумской сословно-поземельной комиссии /Ф.57/, Сухумской городской управы /Ф.4/,*Гагринской климатической станции /Ф.51/. Ряд материалов содерхался в фондах личного происхоадения - Смецко-го Н.Н. /Ф.46/, Дзидзария Г.А. /Ф.833/, Чочуа A.M. /Ф.841/.
-
Ьгажоа Х.С. Труды.Т. 1.Сухуми. 1987.
-
Прицкер^Ш.^чвнШЇ5ти;рд^бу^ропинеакжва|^
1980.№2.; Селекционер-мичуринец.Советская Абхазия.1964. 18?декабря; Поиск рождает поиск.Советская Абхазия. 1973.9 января.
-
Айба Г. Г. Русские ученые-ботаники в Абхазии. Труды Сухумского оотанического сада.ійшуск ХХУ.Тбилиси. 1986.
-
Гогохия И.Д. Здравоохранение в Абхазия.Сухуми.1966; Народное здравоохранение в Абхазии за годы советской власти-Сухуми.1982.
5. Дамения И.Х. Россия.Абхазия. Из истории культурных взаимоотношений в Х1Х-начале ХХвв.Санкт-Петербург.1994.
Использованы также материалы, хранившиеся в архиве Абхазского института языка, литературы и истории им.Д.И.Гулиа /ныне Абхазский институт гуманитарных исследований/*.
Нами сила ооследованы фонды Центрального государственного исторі ческого архива Грузии /ЦГЙАГ/. К согалению, фонд Оощества распространения грамотности среди грузин остался нам недоступным в следствие языкового барьера. Изучение материалов других фондов, документов по интересующей нас проблеме.не дало.
Вторую группу источников составила печатная продукция, издававшаяся научно-просветительскими обществами в Абхазии. Это были журналы "Вестник Сухумского оощества сельского хозяйства", "Черноморское сельское хозяйство", "Черноморский селянин", "Хутор", "Труды куррртной комиссии" и другие, в которых, наряду со специализированными статьями, помещались материалы о деятельности обществ /отчеты статистические данные, доклады, письма и т.д./.
Третью группу источников составили материалы периодической печати. Газеты, выходившие в тот период в Абхазии - "Сухумский вестник' "Сухумские вести", "Сухумский листок объявлений", "Сухумский листо: "Наше слово", "Ham путь" уделяли много внимания просветительскому движению в крае,-часто и подробно освещали деятельность некоторых обществ и организаций, став тем самым ценным источником сведений по интересующей нас теме.
* К сожалению, документальных материалов перечисленных фондов- ухе не существует. Они погибли в пламени пожаров, охвативших здания ЦГА Абхазии и Абхазского института в октябре 1992 г. во время грузино-абхазской войны.
Практическая значимость. Выводы и положения диссертации могут быть использованы при' изучении истории научно-практической мысли и культурно-просветительской работы в Абхазии в дореволюционный период, а такие применены в учебном процессе по истории Абхазии, при чтении спецкурсов по истории русско—аохазских культурных взаимоотношений.
Опыт, рассмотренных в работе ооществ, мо&ет быть использован на современном этапе новыми общественными организациями - и движениями, возникшими в последнее десятилетие на волне демократизации и общественно-политической активности.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры историа, археологии, этнологии Абхазии Абхазского государственного университета и на заседании кафедры Истории России XIX - начала XI вв. Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова. Основные положения диссертации использовались в учебной работе исторического факультета Абхазского университета, в выступлениях автора, в частности, на научной, конференции в Сухуме в 1992 г., они отраяены также в его научных публикациях.
Структура работы обусловлена задачами и хронологическими рамками исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний и списка источников и литературы.