Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Нартовский эпос как исторический источник Козаев, Петр Кузьмич

Нартовский эпос как исторический источник
<
Нартовский эпос как исторический источник Нартовский эпос как исторический источник Нартовский эпос как исторический источник Нартовский эпос как исторический источник Нартовский эпос как исторический источник
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Козаев, Петр Кузьмич. Нартовский эпос как исторический источник : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Козаев Петр Кузьмич; [Место защиты: Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова].- Владикавказ, 2011.- 212 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/562

Введение к работе

Актуальность темы исследования. На огромных просторах Евразии и Северной Африки скифо-савромато-сармато-аланские племена не раз представали генерирующей силой цивилизационных процессов. В бесчисленных войнах, понеся огромные потери, они отступили на срединную часть своих земель - Центральный Кавказ. Здесь, вплоть до нашествия монголо-татарских войск скифо-савромато-сармато-аланский этнос продолжал играть важнейшую роль не только в Кавказском регионе, но и во всей Евразии, через все тягчайшие испытания пронеся два сокровища своей национальной культуры: язык и фольклор. Современную социально-экономическую и военно-политическую жизнь народов Кавказа невозможно рассматривать, не определяя в ней место и роль осетин, их истории и культуры. Военные и межэтнические столкновения последних десятилетий, пристальное внимание к Кавказскому региону крупнейших государств мира - наилучшее тому подтверждение. Ограниченность письменных источников по истории осетин до XIX века может быть существенно пополнена памятниками устного народного творчества. Фольклорные источники совместно с данными письменности, этнографии, лингвистики и археологии образуют богатую источниковую базу, которая позволяет по-новому подойти к решению важнейших проблем истории и культуры осетинского народа периодов бронзы, раннего железа и средневековья.

Как известно, любой эпос есть неписанная история создавшего его народа. Нартиада, в этом смысле, отнюдь не составляет исключения и должна рассматриваться как источник по истории алан-ариев Центрального Кавказа. Национальные версии эпоса фиксируют их исторические особенности.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является исследование нартовского эпоса в аспекте истории, процессов его зарождения и формирования, суммирование и классификация этногенетических и историко-культурных данных в их специфическом фольклорном отражении в Нартиаде с использованием результатов других гуманитарных наук по истории и культуре осетинского народа.

Для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

  1. исследование теоретико-методологического опыта изучения памятников фольклора в России и за рубежом, в той степени, в какой это необходимо для анализа текстов Нартиады;

  2. выделение ядра нартовского эпоса через выявление генеалогии эпических героев и определение основных пластов, определение социально-экономического строя общества нартов, их этнических и военно-политических связей;

  1. определение территории «Страны нартов» и время существования эпического народа, хронологии эпоса;

  2. выяснение исторического лица Нартов и их союзников, врагов и друзей «трех родов»;

  3. анализ проблемы соотношения эпических «родов» с этническими подразделениями древних и современных осетин и их реальной истории и археологических культур;

  4. исследование вопроса взаимоотношения локальных вариантов на-ртовского эпоса и этнической принадлежности ядра и основных текстов Нартиады;

  5. выявление полиэтнического происхождения Нартиады как отражения полиэтнического происхождения осетин.

Географические и хронологические рамки исследования. Географические границы изучаемых текстов эпоса охватывают, в широком смысле, территории, которых в разные периоды своей бурной истории достигали предки современных осетин и родственные или союзные им племенные группы. В узком смысле под таковыми следует подразумевать Центральный Кавказ, между реками Аргун и Уруп или земли «трех родов» - «Страну Нартов».

Что касается хронологических рамок исследования, то изначально они охватывают период столкновения и объединения «трех родов» на территории Закавказья, Центрального Кавказа и Предкавказья в XXXIV в. до н.э. Это удревнение принятой большинством нартоведов нижней даты собственно эпического времени формирования Нартиады на две тысячи лет.

Верхняя хронологическая дата, с определенными оговорками, остается в пределах общепринятой - времени нашествия монголо-татарских орд на Кавказ в XIII-XIV вв. н.э.

Методологическая база исследования. Основными методологическими принципами исследования, являются принципы объективности, системности и историзма, которые рассматривают объект исследования в историческом контексте, в виде определенного набора методов исторического исследования: генетический, сравнительный, типологический, системный.

Характерной чертой исследования является междисциплинарный синтез, использование данных смежных гуманитарных научных дисциплин - археологии, фольклористики, лингвистики и этнографии.

Степень изученности проблемы. Первое упоминание о существовании у кавказских народов сказаний о нартовских богатырях отмечено у академика Юлиуса Клапрота, известного ориенталиста, члена Российской академии наук, побывавшего на Северном Кавказе в 1807-1809 гг. О нартовских сказаниях знал и П. С. Паллас.

Из числа отечественных авторов, писавших о бытовании у горцев Кавказа нартовских сказаний, первым следует обозначить С. Хан-Гирея (1806-1842).

О нартах писал в свое время и Ш.Б. Ногмов, известный просветитель кабардинского народа. Его книга «История адыгейского народа», опубликованная в 1847 году, была первой попыткой исторического прочтения нартовского эпоса.

К началу 40-х годов XIX века относятся и сведения академика A.M. Ше-грена о бытовании у осетин нартовских сказаний. Тогда же, в первой половине XIX века отметил существование сказаний у адыгов Л.Я. Люлье.

Первая публикация осетинских сказаний о нартах была сделана в 1868 году А. Шифнером. Тексты собрали Д. Чонкадзе и В. Цораев. Вслед за этим чечено-ингушские тексты опубликовал Чах Ахриев, а карачаево-черкесские - С. Урусбиев.

Первые сведения о существовании сказаний в Дагестане публикует А. Чиркеевский, П.К. Услар и А. Барсов. В конце XIX века сведения о нартовских сказаниях в Абхазии публикуют А. Иоакимов и Н.М. Альбов. Сбор и публикация новых текстов завершается в середине XX века.

Вопросам сбора и публикации текстов сказаний о нартах посвящены специальные работы Б. А. Калоева, Н.К. Малиевой, Ю.С. Гаглойти, А.И. Алиевой и др.

Уже первые издатели нартовских сказаний предприняли попытки исторической интерпретации собираемых текстов, но подлинно научный анализ Нартиады начали Л.Г. Лопатинский и В.Ф. Миллер. Следует отметить работы и таких дореволюционных исследователей нартовских текстов как В.Б. Пфафф, Е. Марков, Д. Лавров, Ал. Кодзаев, А.З. Куба-лов, Г. Цаголов и др. Однако их усилиями были лишь определены некоторые направления изучения нартовского эпоса, которые сводятся к необходимости более полного сбора и публикации национальных версий и их сравнительного изучения. К сожалению, большинство авторов дореволюционного времени интересовал, прежде всего, вопрос о национальной принадлежности сказаний, а не их историческое содержание.

После Великой Октябрьской революции 1917 года усиливается интерес к изучению истории и культуры народов Кавказа. Отмечается и значительное внимание к исследованию текстов Нартиады. В центре интересов ученых, вопросы, связанные с происхождением нартовских сказаний и их этнической принадлежности. Однако, исследования М.С. Туганова, А.З. Кубалова, М.В. Рклицкого, В.Н. Гарданова, Н.М. Дряги-на, Б.А. Алборова, А.З. Холаева и др. не привели к сколь-либо существенным результатам по научному изучению Нартиады и рассмотрению эпоса в историческом аспекте. Изначально игнорируя методологию исследования фольклорных памятников, эти авторы обрекали свои работы на отрицательный результат. Ведь, например, выявление тех или иных

элементов быта и нравов осетин или кабардинцев в текстах сказаний вовсе не определяет их происхождение, а лишь показывает их оформление в конкретной этнической среде, соответствующую обработку текстов и сюжетов. Что касается скифо-сармато-аланских изоглосс, то они такие же осетинизмы как и многие другие детали этнографического характера, которые не решают вопроса происхождения нартовского эпоса и, прежде всего, его основного ядра. Таким же образом следует воспринимать заявления о богатстве, большей колоритности, наличии сказаний о рождении и смерти нартов осетинского локального варианта. Это не аргументы в выявлении этнической принадлежности Нартиады. Не аргументы и количество текстов, и, тем более, т.н. большая архаичность абхазских сказаний. Сама эта архаичность явление более чем мифическое.

Тем не менее, после Великой Отечественной войны, в нартоведении прослеживаются серьезные успехи на пути становления и разработки методологии исследования текстов эпоса. Работы, прежде всего, В.И. Абаева, З.Н. Ванеева, Е.М. Мелетинского, В.И. Чичерова, Б.В. Скитского, Л.П. Семенова, Б.А. Калоева, Е.И. Крупнова и многих других ученых прочертили основные направления в изучении нартовского эпоса и его применения в изучении истории и культуры народов Кавказа.

Важную роль в дальнейшем исследовании Нартиады следует отвести крупным научным форумам по нартоведению в 1957 году в Орджоникидзе и в 2000 году в Нальчике, но и они не дали ответов на важнейшие вопросы по изучению нартовских сказаний. Сравнительно-историческое изучение национальных версий эпоса, может лишь систематизировать имеющиеся тексты и сюжеты, определить основные составляющие ядра, что действительно позволит более продуктивно опираться на тексты сказаний при их использовании как источников по истории того или иного народа.

Реальные направления по изучению Нартиады указали, прежде всего, работы В.И. Абаева, Ж. Дюмезиля, Е.М. Мелетинского, В.Г. Ардзинба, В.А. Кузнецова, З.М. Ванеева и др.

Важнейшими из них являются следующие:

выделение из основной массы сказаний текстов по генеалогии нартовских богатырей и определение на их основе видения героями эпоса и сказителями происхождения эпического племени и термина «нарт»;

определение максимального количества сказаний отражающих реальные исторические события и явления;

определение наиболее значимых слоев нартовского эпоса;

определение основного социально-экономического строя нартовского общества, врагов и друзей нартов;

определение основных пластов Нартиады через сравнительный анализ с памятниками фольклора народов, родственных кавказским народам или исторически с ними связанных;

определение времени и территории обитания нартов;

определение ядра эпических сказаний, его происхождение и историчность эпического племени.

Разработка данных направлений, предложенных выдающимися на-ртоведами, не может не привести к историческому осмыслению и возможности использования текстов нартовского эпоса при изучении истории народа, создавшего этот памятник.

Источниковая база диссертации. Источниковой базой диссертационного исследования является широкий круг текстов эпоса всех национальных версий. Они позволяют с большим основанием анализировать вопросы исторического развития народов и варианты конкретных сказаний и сюжетов.

Вторую группу источников составляют все остальные памятники устного народного творчества осетин и других народов Кавказа - обладателей различных версий Нартиады. Речь идет, прежде всего, о текстах по религиозным верованиям, этнографическим материалам, другим видам эпосов и т.п.

К третьей группе источников следует отнести фольклор тех народов, с которыми носители традиций нартовской эпики были связаны либо кровно, либо исторически. Наиболее важными, в этом смысле, представляются материалы индоевропейских народов, урартов, хаттов, эла-митян и др.

К четвертой группе источников относятся материалы по археологии народов Кавказа. При этом речь идет об археологических культурах, бытовавших не только на собственно кавказских территориях, но и оставленных предками кавказцев в различных уголках Европы, Азии и Северной Африки.

К пятой группе источников относятся лингвистические материалы древних и современных народов, кавказских и родственных им племен и народов, либо связанных с ними исторически.

К шестой группе источников, привлекаемых в данной работе, относятся памятники письменности - нарративные материалы древних и средневековых авторов.

Седьмую группу источников составляют диссертации и авторефераты диссертаций по фольклористике, языкознанию, археологии, истории и этнографии народов, представляющих интерес в плане изучения нартовского эпоса осетин как исторического источника.

В последнюю - восьмую группу входят статьи и монографии на немецком, английском и французском языках.

Работа со всеми означенными источниками и существующей историографией по нартоведению предполагает историческое прочтение нартовского эпоса, его использование как источника по вопросам анализа истории. Таким образом, имеющаяся источниковая база позволяет решить, поставленные в исследовании цель и задачи.

Это, прежде всего, вопрос о полиэтническом происхождении как своего рода продолжение и расширенное осмысление теории В. И. Абаева о двуприродности осетин. Ведь истина в том, что ни кавказский субстрат, ни североиранский суперстрат В. И. Абаева не были однородны.

Общеизвестно, что высшей степенью изученности любой археологической культуры является ее этническая атрибуция, т.е. выяснение этнического лица создателей тех материальных и духовных богатств, которые находят выражение в материалах по каждой конкретной археологической культуре. Следовательно, число этносов, принявших участие в формировании осетин может быть в определенном смысле равно числу археологических культур, бытовавших в разные эпохи на территории формирования осетинского народа, а также на территориях, откуда в ту или иную эпоху переместились создатели изучаемых культур на интересующую нас территорию.

Научная новизна диссертации. Это одно из первых в отечественной историографии исследований этногенеза осетинского народа в полиэтническом осмыслении и в столь огромном хронологическом срезе (XXXIV в до н.э. - XIV в н.э.), с использованием данных различных научных дисциплин для восполнения результатов анализа и рассмотрения текстов Нартиады в плане полномасштабного отражения прошлого осетинского народа - ее создателя.

Центральный Кавказ, как базовая территория формирования скифо-савромато-сармато-аланского этноса, был уже в энеолите теснейшим образом связан как с Предкавказьем и Северным Причерноморьем, так и с остальным Кавказом и Передней Азией. Однако качественно новый уровень взаимоотношений устанавливается для населения этих регионов с появлением на Центральном Кавказе протомайкопцев на заре бронзового века и установление ими тесного контакта с куро-арксинскими и древнеямными племенами.

Закономерно обращение к нартовскому эпосу осетин с целью выявления определенных отголосков истории этих эпох, так как в духовной культуре потомков создателей археологических культур не могла не найти свое отражение реальная их история. Изучение текстов Нартиады не только позволяет осветить основные вехи генезиса и этапы истории осетин, но и выйти на общие для важнейших фольклорных памятников индоевропейцев и их соседей пласты, отражающие наиболее значимые для них явления и события в далеком прошлом.

Сравнительный анализ фольклорных текстов скифо-савромато-сармато-аланского этноса с памятниками устного народного творчества других племен и народов с привлечением данных письменных свидетельств, археологии, этнографии и языкознания позволяет установить:

- реальность существования племени нартов и его тождество савро-матам;

тождество трех нартовских родов нартам-майкопцам, алародиям-куроараксинцам и ариям-древнеямникам;

единство осетинского и абхазского локальных вариантов Нартиады как родов малочисленных и многочисленных по Махабхарате;

тождество трех нартовских родов богам, рудриям и марутам ведических гимнов;

единство представителей рода Ахсартаговых с богами индоевропейцев, нартов с марутами, урартов с Алагата;

историчность битвы богов и демонов у стен Трои;

единство Дарезановых-Дордзуков и дарданов-троянцев;

выделение трех версий генеалогии Нартов;

удревнение осетинского эпоса до уровня V-IV тыс. до н.э.;

определение «Страны Нартов»;

впервые в нартоведение вводятся фольклорные тексты разных народов и прочие источники и историография по их истории и культуре.

Практическая значимость результатов исследования. Содержащийся в диссертации фактологический и теоретический материал способствует концептуальному переосмыслению всей научной базы на-ртоведения и важнейших вопросов истории осетинского народа, ряда положений по истории и культуре, индоевропейской этноязыковой общности, других племен и народов Евразии. Он может быть также использован в учебном процессе в университетских курсах по истории индоевропейцев и их соседей эпохи палеометаллов, при написании обобщающих научных трудов. Материал диссертации может использоваться для преподавания соответствующих дисциплин в средней школе.

Исходя из всего вышеизложенного, основными положениями, выносимыми на защиту, следует обозначить следующее:

существование лишь одного ядра Нартиады, формировавшегося в рамках союза древнеосетинских племен на Центральном Кавказе начиная с эпохи ранней бронзы;

существование общего фольклорного пласта для индоевропейской общности, нашедшего отражение в Нартиаде и отражающего реальные исторические события;

историчность племенной группы нартов, входившей в объединение полиэтнических древнеосетинских племен;

- патриархально-родовая социально-экономическая организация
племенного объединения нартовского общества с доминированием
строя военной демократии;

- создание Нартиады на землях «трех родов» в рамках XXXIV в. до
н.э.- XIV в. н.э. (Восточное Закавказье, Центральный Кавказ и Арийская
степь).

Окончательное формирование нартовского эпоса, как и завершение генезиса осетинского народа происходит на Центральном Кавказе. При-

менительно к истории осетин, следует говорить, по меньшей мере, о нескольких десятках культур. Соответственно, даже при условии признания за каждой второй или третьей культурой этнической индивидуальности, надлежит предполагать участие в генезисе осетин не менее десятка наиболее значимых, чуждых друг другу этноэлементов.

Отсюда и необходимость уточнения того, что именно последовательность попадания в поле зрения письменных народов древности обусловила фиксацию в их нарративных источниках сведений о тех или иных племенах осетин, создавая иллюзорную иерархию генеалогического характера во взаимоотношениях всех этнообразований североиранцев и их союзников, а не реальное происхождение алан от сармат, сармат от савромат, савромат от скифов и т.п.

Важным является вопрос автохтонности. Из современных народов Кавказа нет ни одного, кто мог бы быть означенным автохтонным по отношению к осетинам. Отсюда прямая необходимость определения базовой территории, на которой начинался и проходил процесс формирования и развития осетинского народа. Каковы хронологические рамки этого процесса? Очевидно, существенным для национальной истории может быть выявление исходных территорий различных составных народа, определение начальных путей их продвижения на Центральный Кавказ. Не менее важным представляется и то, что в истории осетин, как и любого другого народа, вопрос сохранения этнического лица каждого из компонентов, хотя бы формально, находится в полной зависимости от этногенетических процессов, и непосредственно связан с фактом сохранения своего этнонима, а совокупность этнонимов, в свою очередь, -яркий показатель этнокомпонентов нации.

Структура диссертации. Цель и задачи исследования определили структуру работы. Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, 14 параграфов, заключения и библиографии.

Апробация исследования. Основные результаты диссертации обсуждались на заседаниях кафедры истории и политологии СОГУ

Отдельные положения работы излагались в выступлении на Всесоюзной научной конференции «Кавказ и цивилизации Древнего Востока», состоявшейся 14-16 сентября 1987 г. в Северо-Осетинском Государственном университете. Результаты исследования апробированы в выступлениях на 1-й Международной научной конференции «Осе-тиноведение: история и современность», состоявшейся 12-18 октября 1991 г. в Северо-Кавказском Горском сельскохозяйственном институте. Отдельные положения диссертации излагались в выступлении на Международном научном форуме «Нартовский эпос: проблемы и итоги на рубеже тысячелетий», состоявшемся 28 сентября-3 октября 2000 г. в Кабардино-Балкарском Государственном университете. По теме исследования опубликовано 6 научных работ, в том числе одна публикация в издании, рекомендованном ВАК.