Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена поиском современным российским обществом своего вектора развития, ответов на вызовы глобализации В условиях распространения некой универсальной парадигмы, имеющей западноевропейские корни, нарастает потребность в самоидентификации, в определении места и роли России в мире, что заставляет обратиться к теоретическому и духовному наследию видных русских мыслителей прошлого. Среди них особое место принадлежит поэту, дипломату и публицисту Федору Ивановичу Тютчеву, внесшему неоценимый вклад в становление и развитие национального самосознания, создавшему не только теоретическую формулу, но и умонастроение, под влиянием которого находилась значительная часть русского общества XIX в, шло формирование мировоззрения целой плеяды отечественных мыслителей и общественных деятелей КН Леонтьева, НЯ Данилевского, ФМ Достоевского, П А Валуева, К.П. Победоносцева и др
Актуальность темы определяется также тем, что в духовном наследии представителей консервативной мысли России современники ищут не только обоснование необходимости сохранения культурного своеобразия нации, но и средство преодоления разрушительных последствий псевдолиберальных реформ первой половины 1990-х гг, идейную основу нового политического курса, призванного обеспечить взаимодействие государства и общества, возвращение России статуса великой державы.
Научно-познавательное значение темы заключается в том, что изучение общественно-политических взглядов ФИ Тютчева дает возможность выявить и реконструировать в консервативной парадигме ее национальную составляющую, проследить сквозь призму его воззрений становление и эволюцию национально-консервативной идеи. С другой стороны, -исследование мировоззрения ФИ Тютчева в контексте национального
консерватизма, а также анализ данного направления в целом важны как для системного изучения тютчевского наследия, так и для расширения концептуальных рамок осмысления самого консервативного крыла отечественной мысли
Кроме того, изучение взглядов Ф И Тютчева помогает лучше осмыслить процесс духовных исканий русской элиты XIX столетия, конкретнее и ближе рассмотреть отношения власти и консервативных мыслителей, понять, почему их патриотические призывы оказались невостребованными, что также имеет актуальное значение
Степень изученности темы. Научную литературу, анализирующую воззрения ФИ Тютчева, условно можно разделить на три группы дореволюционного, советского и современного периодов
Начало изучению тютчевского идейного наследия положил И.С Аксаков, представивший его как славянофильское в своей основе При этом первый биограф, создав не потерявший и сегодня своей фактологической ценности труд, даже не ставил проблему оригинальности воззрений Ф И Тютчева. Наряду с лирикой поэта внимание исследователей дореволюционной эпохи было сосредоточено на его отношении к России Одни (М. Бородкин, А Горнфельд), как отметила в своей содержательной статье Н В Черникова, заявляли о его отчуждении от родины, другие (В Брюсов) - о духовной близости3
В условиях Первой мировой воины, вызвавшей подъем патриотических настроений, наследие Ф И Тютчева оказалось востребованным, а его суждения о противостоянии России и Запада были квалифицированы как «вещие прозрения»4.
1 Аксаков И С Биография Ф И Тютчева M, 1997
2 Соловьев В С Литературная критика М, 1990, Сумцов НФ АС Пушкин и Ф И Тютчев Харьков, 1900,
Покровский ВИ ФИ Тютчев Его жизнь и сочинения M , 1904 и др
3 Черникова Н В Тютчев ФИ/ Общественная мысль России XVIII - начала XX века Энциклопедия / Отв
ред В В Журавлев М , 2005 С 560
Цинговатов А Я В Россию можно только верить1 Ростов-на-Доігу, 1915 С 3
В целом политическая концепция Ф.И. Тютчева в дореволюционной литературе осталась практически не изученной, а его публицистическое и эпистолярное наследие так и не было введено в научный оборот.
Авторы раннего советского времени характеризовали взгляды Ф И Тютчева как реакционные, видели в его творчестве призыв к «священной войне» самодержавной России против европейской революции5 Однако влияние идеологической детерменированности, особенно заметное в работах 1930-1950-х гт, начинает убывать в литературе 1960-1980-х гт.
В трудах Е А Маймина и В.И Кулешова получила свое развитие мысль о славянофильском характере воззрений Ф И Тютчева, отмечалась их близость идеям панславизма6
К В Пигарев ввел в научный оборот большое число архивных материалов, что позволило открыть новые стороны в мировоззрении ФИ Тютчева, приступить к изучению его историософских и общественно-политических воззрений . Автор сумел воссоздать картину детства и юности поэта, рассмотреть его общественно-политическую деятельность и взгляды, которые он в рамках сложившейся парадигмы оценивал как консервативные и утопические8.
В целом, в советский период произошло накопление фактических знаний, касающихся мировоззрения и деятельности Ф И Тютчева, однако в это время так и не появились комплексные исследования его общественно-политической доктрины
Новые подходы к изучению личности и деятельности ФИ Тютчева начинают складываться в эпоху «перестройки», отмеченной утверждением плюралистического взгляда на прошлое, отказом от идеологических схем и стереотипов, возросшим интересом к персональной и интеллектуальной
' См Лежнев А 3 Два поэта М, 1934, Чулков Г ФИ Тютчев М , 1935
6 Маймин Е А Русская философская поэзия M, 1976 С 17, 143, Кулешов В И Славянофилы и русская
литература М, 1976 С 131
7 Пигарев KB ФИ Тютчев и проблемы внешней политики царской России // Литературное наследство М,
1935 T 19-21 С 177-218
' Пигарев К В Жизнь и творчество Тютчева М, 1962. Пигарев К В Ф И Тютчев и его время M , 1978 С 9-11,29,114-118, 123-130,160-168
истории. Именно в 1988-1989 гг вышел 97 том альманаха «Литературное наследство», специально посвященный творчеству Ф И. Тютчева. Авторы ряда статей9 практически впервые обратили внимание на его концепцию как оригинальное явление общественной мысли страны
Огромный вклад в изучение наследия поэта внес В В Кожинов, который не только проанализировал геополитическую концепцию Ф.И. Тютчева, но и, увидев в ней продолжение и развитие взглядов АС Пушкина, оценил ее как подлинное воплощение русской национальной идеи10
В современной литературе расширились концептуальные рамки работ о Ф И Тютчеве, появились новые оценки сущности его воззрений Особое внимание исследователей вызывают историософские построения мыслителя, его трактовка славянского вопроса, роли православия и народа в отечественной истории ' Так, по мнению В А Алексеева, «все творчество поэта наполнено христианским, православным миропониманием»12, что сближает его воззрения со славянофильскими, идейно связывает с духовным наследием Н В Гоголя и Ф М Достоевского
В А Воропаев, рассмотрев дискуссионную проблему отношения Ф И Тютчева к декабристам, открыл новые стороны его политической позиции, антилиберальной по своей сущности13. Продолжается поиск определений, адекватно отражающих характер воззрений мыслителя, а на специальной
9 См Петрова И В Мир, общество, чиювек в лирике Тютчева//ЛН T97 M, 1988-1989 Кл 1 С 13-69,
Твардовская В А Тютчев в общественной борьбе пореформенной России // Там же С 132-170, Лэйн Р
Публицистика Тютчева в оценке западноевропейской печати конца 1840-х - начала 50-х гг // Там же С
231-252, Азадовский К М, Осповат А Л Тютчев и Варнгаген фон Энзе//Там же Кн 2 С 458-463
10 Кожинов В В Тютчев М.1988, Его же В Россию можно только верить // Международная жизнь 1988,
Л» 5 С 116-130, Его же Пророк в своем отечестве (Ф И Тютчев и история России XIX в) М.2001
1' Досталь М Ю Славянский вопрос в творчестве и общественно-политической деятельности Ф И Тютчева // Общественная мысль и славистическая историография Калинин, 1989 С 8-14, Осповат АЛ Новонайденный политический меморандум Тютчева к истории создания // Новое литературное обозрение, 1992, № 1 С 89-114, Цымбурский В Л Тютчев как геополитик // Общественные науки и современность, 1995, № 6 С 86-96, Жакова Н К Тютчев и славяне СПб, 2001, ФИ Тютчев и православие Сбст о творчестве Ф И Тютчева М 2005, Захаров Э В Ф И Тютчев и Ю Ф Самарин жизненные и творческие взаимосвязи Автореф на соиск уч ст канд филолог наук M, 2000, Яблоков С А Новые тенденции в европейской внешней политике России II четверти XIX в (Из истории литературно-публицистического наследия Тютчева) Автореф на соиск уч ст канд истор наук M , 2001
12 Алексеев В А Ф И Тютчев - чарующий поэт и ревнитель России //ФИ Тютчев и православие Сб ст о
творчестве Ф И Тютчева. М 2005 С 3
13 Воропаев В А «Вас развратило Самовластье »//Тамже С 134-142
конференции рассматривалась проблема их соответствия консервативному течению14 Однако ее участники так и не пришли к единому мнению о характере консерватизма Ф.И. Тютчева1 , не обозначив его терминологически и не указав на его особенности по сравнению с другими направлениями консервативной мысли России. Вместе с тем исследователи отметили оригинальность мировоззрения Ф И Тютчева и тот вклад, который он внес в развитие русского самосознания16
С другой стороны, исследователь консерватизма А В. Репников выделил его православно-русское направление, проявившееся, по его мнению, в творчестве ФИ Тютчева, АС. Хомякова, братьев И.В и П.В. Киреевских Характерную черту этого направления историк видит в народности, отводя самодержавию лишь обслуживающую, инструментальную роль17.
Неоценимый вклад в изучение историософии Ф И Тютчева внес Б Н Тарасов Автор не только проанализировал идейные истоки мировоззрения поэта, обнаруженные им в философии Паскаля, но и указал на влияние его взглядов на развитие современной общественно-политической мысли18, в частности - концепции А С Панарина19.
В настоящее время появляются исследования, где анализируются отдельные этапы жизни Ф И. Тютчева. Так, Т Г. Динесман20, изучив широкий пласт архивных документов, отразивших пребывание мыслителя с дипломатической миссией в Мюнхене и Турине, сумела реконструировать и
ИФИ Тютчев (1803-1873) и проблемы российского консерватизма /Южнороссийское обозрение ЦСРИиП РГУ и ИСПИ PAR Приложение Сборник статей Росоз-на-Дону, 2004 Т 1 T 2 15См МамитовА Тютчевская конференция на берегах Тихого Дона//Москва. 2004 №7 С 211-214 " См Черноус В В, Попов Э А ФИ Тютчев и проблема «Россия-Запад» в истории русской консервативной мысли//Ф И Тютчев (1803-1873) и проблемы российского консерватизма. Т 1 С 9-13, Щербина А В «Русская география» Федора Тютчев традиционный империализм или современная геополитика?// Там же С 33-46
17 Репников А В Русский консерватизм вчера, сегодня, завтра // Консерватизм в России и мире прошлое и настоящее Сборник научных трудов Воронеж, 2001 Вып 1 С 9-20
" Тарасов Б H Историософия Ф И Тютчева в современном контексте М, 2006, Тютчев Ф И Россия и Запад / сост, вступ статья, перевод и коммент Б H Тарасова. М., 2007 " Панарин А С Православная цивилизация в глобальном мире М, 2003
20 Динесман Т Г Ф И Тютчев Страницы биографии (К истории дипломатической карьеры) М, 2004
прояснить один из наименее изученных периодов в жизни и творчестве поэта
Отдельно можно отметить общие работы, рассматривающие историю общественно-политической мысли России и помогающие осмыслению наследия Ф И. Тютчева21. Однако их авторы, подчеркивая антилиберальность поэта, его приверженность к русской традиции государственности и религиозности, не ставили перед собой задачу классификации его взглядов, вследствие чего в их работах отсутствуют убедительные и однозначные оценки сущности тютчевских идей.
В специальной статье историк СЮ. Гридин обоснованно обратил внимание на отсутствие в современной историографии убедительных и однозначных оценок характера воззрений мыслителя22 Справедливо отметив фрагментарный подход к общественно-политическим взглядам поэта, исследователь подчеркнул необходимость проведения их системного анализа, включающего, например, специальное рассмотрение идеологии византизма в его мировоззрении23.
И действительно, феномен ФИ Тютчева в общественной мысли России можно понять лишь при условии изучения внутренней связи и взаимодействия всех аспектов его мировоззрения и деятельности
Таким образом, сложившаяся в изучении теоретического наследия Ф И Тютчева историографическая ситуация, отмеченная, с одной стороны, обилием работ, посвященных его общественно-политическим взглядам, а с
21 Гросул В Я , Итенберг Б С, Твардовская В А, Шацилло К Ф, Эймонтова Р Г Русский консерватизм
XIX столетия Идеология и практика М, 2000, Шамшурин В И Консерватизм и свобода Краснодар, 2003,
Эволюция консерватизма европейская традиция и русский опыт материалы международной научной
конференции Самара, 26-29 апреля 2002 года Самара, 2002, Мусихин Г И Россия в немецком зеркале
(сравнительный анализ германского и российского консерватизма) СПб, 2002, Консерватизм в России и
мире В 3 ч Воронеж 2004 Ч 1-3, Репников А В Консервативные концепции переустройства России М,
2007
22 Гридин С Ю «О некоторых особенностях отечественных исследований политического наследия Ф И
Тютчева» Тютчевские чтения на Брянщине Материалы 1-І V чтений Брянск, 2001 С 34-57
и Следует заметить, что современные исследователи, изучившие концепцию византизма в русской общественно-политической мысли и государственной идеологии, так и не увидели в поэте одного из основоположников этой доктрины, отдав эту роль К Н Леонтьеву (См Дугин А Г Консервативная революция M, 1994, Дугин А Основы геополитики Геополитическое будущее России Мыслить Пространством М, 2000, Махнач В , Владимиров Л Параметры христианской политики M , 2000, Устян А Р Политическая концепция неовизантизма. М, 2003)
другой - отсутствием специальных исследований, рассматривающих его воззрения как некую систему, а также обосновашшх и убедительных суждений об их характере, вызывает необходимость анализа тютчевской концепции в контексте становления и развития национальной консервативной идеи.
Объект диссертационного исследования представляет
публицистическое, эпистолярное и поэтическое наследие Ф.И. Тютчева
Предметом исследования является процесс формирования и развития общественно-политических взглядов ФИ Тютчева, а также совокупность факторов, обусловивших их эволюцию в условиях России XIX в
Хронологические рамки работы обусловливаются годами жизни и деятельности Ф И Тютчева (1803-1873).
Целью настоящего исследования является реконструкция системы взглядов ФИ Тютчева, определение их общественно-политического содержания.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач.
- анализ влияния исторической обстановки, идей отечественных и
западноевропейских мыслителей на становление и развитие взглядов ФИ
Тютчева;
- реконструкция представлений Ф.И Тютчева о всемирно-
историческом процессе и роли России в нем,
- реконструкция и анализ содержания общественно-политической
концепции ФИ Тютчева, исследование ее специфических черт и
взаимосвязи с другими течениями общественной мысли России XIX в ,
- установление особенностей концептуальных подходов Ф И. Тютчева
к рассмотрению политических, социальных, внешнеполитических проблем
России,
- выявление связей ФИ Тютчева с представителями общественной
мысли славянских народов, анализ содержания их взаимоотношений,
рассмотрение геополитических проектов поэта,
- анализ проблемы влияния взглядов Ф И Тютчева на общественно-
политическую обстановку в России и ее геополитический курс,
- определение степени завершенности создания концептуальных основ
национального консерватизма ФИ Тютчевым, его влияния на развитие
общественно-политической мысли России XIX в.
Решение выше поставленных задач стало возможным в результате использования как архивных, так и опубликованных документов, которые составляют источннковую базу исследования
Архивные материалы содержатся в фондах Государственного архива Российской Федерации24, Отдела рукописей Российской государственной библиотеки25, Архива внешней политики Российской Империи26, Российского государственного архива литературы и искусства
Материалы фондов в ГАРФ отражают в основном этап тесного сотрудничества мыслителя с канцлером А М Горчаковым и являются ценным источником при исследовании геополитических построений ФИ Тютчева Таким образом, в данном исследовании в научный оборот вводятся некоторые из его писем29, хранящиеся в ГАРФ
Из других хранилищ следует выделить АВПРИ, располагающий ценнейшими документами, касающимися дипломатической деятельности Ф И Тютчева
24 ГАРФ Ф 828 Тютчев ФИ Оп 1 Сд хр 726, Ф 926 Тютчев ФИ Оп I Ед. хр 1093, Ф 279 Тютчев
ФИ On 1 Ед хр 141
2!ОРРГБФ 103 Тютчев ФИ К 1032 Ел хр 67,68,69, Архив М Н Каткова Ед хр 47, Ф 103 Чаадаев П Я К 1 доп Ед хр 1
26 АВПРИ Ф 186 Российская миссия в Мюнхене Оп 522, Ф 469 Канцелярия министра иностранных дел,
Ф Личный архив Тютчева, Ф 399 Коллекция документальных материалов на отдельных писателей,
путешественников и видных общественных деятелей, Ф 137 Отчеты Министерства иностранных дел
России, Ф 340 Коллекция документальных материалов чиновников МИД России
27 РГАЛИ Ф 505 Ф И Тютчев
28 ГАРФ Ф 828 Тютчев Ф И Оп 1 Ед хр 726
25 Ф 926 Тютчев ФИ Оп 1 Ед хр 1093
Богатый, интересный и чрезвычайно важный материал по изучению общественно-политических взглядов и деятельности ФИ Тютчева содержится в его обширной переписке с родными, друзьями, государственными деятелями России Часть эпистолярного наследия Ф.И Тютчева содержится в ОР РГБ, однако его основной массив находится в РГАЛИ. Эти документы опубликованы и при написании данного исследования автор использовала различные сборники, где содержатся письма, публицистика и поэзия Ф И. Тютчева30
Из опубликованных источников в первую очередь следует отметить публицистические произведения ФИ Тютчева, в частности его политические трактаты, датируемые 40-ми гг. XIX в «Россия и Германия», «Россия и Революция», «Римский вопрос», «Россия и Запад»31
Особое значение представляет записка ФИ Тютчева «Письмо о цензуре в России», отразившая позицию мыслителя по вопросам свободы слова, взаимодействия общества и власти
К следующей группе источников можно отнести материалы делопроизводственного характера, в частности, распоряжения и документы МИД России33, отчеты Славянского благотворительного комитета34 К данной группе источников следует отнести послужной список Ф И
См Письма Ф И Тютчева к его второй жене, урожд баронессе Пфеффель (1868-1871), письма его же к шурину барону Пфеффелю // Старина и новизна. Исторический сборник Кн 18, 19, 22 Петрофая Типофафия М Стасюлевича, 1917, Тютчев Ф И Россия и Запад/ сост, вступ статья, перевод и коммент БН Тарасова M, 2007, Тютчев Ф И Русская звезда Стихи Статьи Письма М, 1993, Тютчев ФИ Стихотворения М , 1935, Тютчев ФИ Стихотворения Письма M , 1987, Тютчев ФИ Сочинения в 2-х томах М, 1984, Тютчев Ф И Докладная записка императору Николаю I //Новое литературное обозрение, 1992, № 1, с 104-113, Тютчев ФИ Политические статьи Париж, 1976, Тютчев ФИ Полное собрание сочинений в стихах и прозе М, 2000, Тютчев Ф И Полное собрание сочинений Письма В 6-ти томах Т 1-6 М, 2002-2003, Т-от"евФИ Стихотворения Письма Воспоминания современников М, 1988 31 Тютчев ФИ Полное собрание сочинений Письма В 6-ти томах І 3 M , 2003 С 111-129, 144-157, 15»-178,179-200 "Тамже С202-212
33 Ф 137 Отчеты Министерства иностранных дел России, Ф 340 Коллекция документальных материалов
чиновников МИД России, Российская миссия в Мюнхене Ф 186 оп 522 д 134/207 Л 34, 84, 84об, д
126/199, д 127/200, д 128/201, д 133/206, д 139/212, д 142/215 Депеши, циркуляры министра иностранных
дел К В Нессельроде посланникам в Мюнхене
34 Краткий отчет о десятилетней деятельности (1858-1868) Славянского благотворительного Комитета в
Москве, составленный секретарем его H А Поповым // Ставянский съезд в Праге и годовщина съезда в
Москве М, 1868 с 1-27, Отчет славянского общества или Благотворительного Комитета, читанный на
заседании 25 января 1862 г//«День», 1862, №17 С 13
Тютчева , дипломатическую депешу 1833 г Их использование позволило проследить развитие дипломатической карьеры ФИ Тютчева, начало его профессиональной деятельности, ее характер
Особый интерес для раскрытия темы представляют поэтические произведения ФИ Тютчева, в которых в художественной форме раскрываются его общественно-политические взгляды Нередко именно через поэтические образы он передавал свое понимание исторических судеб России, восприятие злободневных тем. Крымской войны, европейских революций, тех или иных действий русского правительства и пр
К не менее ценным источникам, помогающим проанализировать особенности мировоззрение мыслителя, можно отнести труды ряда его современников37 В эту же группу источников входят работы чешских, словацких, польских, болгарских, сербских мыслителей38
Также стоит отметить и сочинения представителей общественной мысли Германии и Франции, чьи идеи повлияли на становление взглядов Ф И Тютчева
Отмеченные источники создают такую документальную базу исследования, которая позволяет решить поставленные научные задачи.
3 Ф 340 Коллекция документальных материалов чиновников МИД России
36 Тютчев ФИ Дипломатическая депеша 1833 года, о действиях греческого правительства // Стихотворения М, 1935 С 355-360
" См Аксаков И С Отчего так нелегко живется в России"* М , 2002, Вяземский П А Записные книжки (1813-1848) M, 1963, Достоевский ФМ Полное собрание сочинении в 30 т T 26 Дневник писателя Л, 1984, Кавелин К Д Наш умственный строй M, 1989, Карамзин Н М Избранные статьи и письма М, 1982, Катков М Н Имперское слово М , 2002, Киреевский И В Критика и эстетика. М ,1979, Погодин М П К славянам М , 1862, Поюдин М П О политике России в отношении славянских народов и Западной Европы Лейпциг, 1861, Погодин МП Собрание статей, писем и речей по поводу славянского вопроса М, 1878, Пушкин АС Полное собрание сочинений в 10 томах T 8-Ю М, 1958, Самарин ЮФ Статьи Воспоминания Письма 1840-1876 гг М,1997, Хомяков АС Избранные статьи и письма М, 2004, Чаадаев ПЯ Полное собрание сочинений и избранные письма T1 М ,1991, Чаадаев IIЯ Статьи и письма МД989, Чичерин БII Восточный вопрос с русской точки зрения М , 1860, Чичерин Б Н Несколько современных вопросов М , 2002
38 См Панславизм и Людовит Штур//Отечественные записки 1867, №6 С 565-580, 1867 №7 С 49-77,
Ягич ИВ Новые письма Добровского, Копитара и других юго-западных славян СПб, 1897, Ягич ИВ
Письма Добровского и Копитара в повременном порядке СПб, 1885, П Й Шафарик М, 1995, Зарубежные
славяне и Россия Документы архива М Ф Раевского 40-80 гг XIX в М,1975
39 Maistre de J L'espnt du comtc J dc Maistre, precede d'un essai sur sa vie et ses ecnts Pans, 1859, Местр Ж де
Петербургские письма 1803-1817 СПб,1995, Местр Ж де Четыре неизданные главы о России Письма
русскому дворянину об испанской инквизиции 016,2007, Паскаль Б Мысли СПб,1995, Гейне Г
Собрание сочинений в 10 томах Л, 1958, Шатобриаи ФР де Замогильные записки М, 1995, Шеллинг
Ф В Й Сочинения В 2-х т М , 1987
Методологическую основу работы составляет совокупность общенаучных и специально-исторических методов Особое значение в данном исследовании имеет системный подход, позволивший осмыслить мировоззрение Ф И. Тютчева как некую целостную систему, выявить специфику и показать идейные установки поэта в рамках развития отечественной общественной мысли XIX в
Принцип историзма позволил полнее показать характерные особенности изучаемой эпохи, и, следовательно, рассмотреть деятельность ФИ Тютчева в контексте общей социально-политической и идейной обстановки того периода Важным явился и метод исторического моделирования, который помог определить доктршгу ФИ Тютчева, в частности, касающуюся геополитических проектов и прогнозов
Историко-сравнительный метод исследования позволил рассмотреть воззрения Ф И Тютчева в контексте развития общественно-политической мысли России ХГХ в, сопоставить с идейными установками других представителей российского консерватизма
Историко-антропологический метод дал возможность изучить не только теоретические построения мыслителя, но и выявить роль психологического склада ФИ. Тютчева и его влияние на становление мировоззрения, на характер деятельности и творчества
Научная новизна исследования определятся, прежде всего, оригинальной разработкой проблемы диссертации, состоящей в определении истоков и основных компонентов общественно-политической концепции Ф И Тютчева, в выявлении и реконструкции национально-консервативного ядра его общественно-политических взглядов, детерминирующего их развитие Подобная более адекватная дефиниция тютчевского мировоззрения позволила не только восполнить существующий историографический пробел в исследовании творческого наследия поэта и отойти от привычных схем и обобщений, но и найти в его идейных установках становление отдельного
направления в отечественной консервативной мысли, получившего свое развитие в пореформенную эпоху
Практическая значимость исследования состоит в том, что его положения и выводы используются в учебно-педагогическом процессе в специальном курсе по истории общественной мысли России XIX в. Они также могут быть учтены в ходе научных изысканий, проводимых как историками, так и представителями смежных гуманитарных дисциплин -литературоведами, культурологами, историками русской философии
Апробация исследования.
По материалам данного диссертационного исследования автор делала доклады на научных конференциях РУДН в 2005 - 2007 гг Основные положения и выводы диссертации изложены в опубликованных статьях