Введение к работе
В современных условиях реформирования Российских Вооружённых Сил одна из задач военных историков заключается в том, чтобы показать обществу, сколько полезного сделали армия и флот для нашей страны не только в военной, но и в общественно-культурной жизни.
Многолетний исторический опыт развития российского государства показал, что армия есть сила не только вооружённая, но и духовная. Она дала народу не только полководцев и народных героев, но и выдающихся деятелей культуры и искусства: художников П.А.Федотова, В.В.Верещагина, Н.А.Ярошенко, мастеров русской прозы офицеров Л.Н.Толстого, В.М.Гаршина, А.И.Куприна, выдающихся теоретиков военно-научной мысли генералов Д.А.Милютина, М.И.Драгомирова.
Среди этих знаменитых людей, внёсших значительный вклад в развитие культуры и искусства России во второй половине XIX века, достойное место занимают офицеры: А.П.Бородин, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков, А.Ф.Львов и другие, чей период музыкального творчества совпал с так называемым "золотым веком" расцвета отечественной музыкальной культуры.
В целом же, изучение одной из сторон жизни армии и флота в прошлом, обобщение материала о явлениях, зародившихся в глубокой древности и актуальных до наших дней, данные архивных и литературных источников, подтверждающих значимость заслуг людей в погонах в области музыкального искусства позволяют автору увидеть определённую самостоятельность военной музыкальной культуры в общественно-культурной жизни государства и впервые выделить проблему развития музыкальной культуры Российской армии и флота в отдельное диссертационное исследование.
Актуальность исследования развития музыкальной культуры Российской армии и флота во второй половине XIX века обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, важностью использования исторического опыта на этапе современного реформирования Российских Вооружённых Сил.
Во-вторых, особой значимостью воспитательной работы с личным составом, одним из средств которой является музыкальное искусство.
В-третьих, необходимостью учёта специфической роли музыкальной культуры и искусства в морально-психологическом обеспечении боевой подготовки армии и флота.
Исследуемый период - вторая половина XIX века (1855-1900 гг.) выбран не случайно:
изучение этого периода позволяет проанализировать развитие военной музыкальной культуры на протяжении пяти десятилетий, которые были насыщены важными историческими событиями в жизни армии и флота;
исследование данного периода позволяет проследить развитие военной музыкальной культуры на фоне расширения сети военно-учебных заведений и роста численности самих Вооружённых Сил;
исследуемый период связан с бурным ростом отечественной музыкальной культуры, и поэтому интересен для изучения с точки зрения выявления причин увеличения общественного внимания к музыкальной культуре армии и флота на том или ином историческом этапе культурного развития государства.
Степень научной разработанности проблемы. Все работы, в разной степени отражающие проблему развития военной музыкальной культуры, можно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся работы российских культурологов общеметодологического характера, в которых в той или иной мере затрагиваются проблемы музыкальной культуры в теоретическом плане.1
1 См.: Арнольдов А.И.Человек и мир культуры,- М.,1992; Винницков-ский М.Н. Роль и место музыкального искусства в формировании духовного мира советского воина: Дне. ... канд. филос. наук. - М.: ВПА, 1984; Выготский Л.С., Лурия А.Р. Категории и понятия теории культуры. - М., 1985; Дорогова Л.Н. Художественная куль-2
Ко второй группе относятся общие комплексные работы отечественных искусствоведов по истории музыки и музыкальной культуры России.1
В них проблема развития военной музыкальной культуры рассматривается в общей форме: в связи с вопросами культурного строительства государства. Как правило, во всех этих работах делается довольно подробный экскурс в историю музыкальной жизни России.
В третью группу входят исторические и диссертационные исследования российских учёных, дающие объективное представление о подготовке офицерских кадров в стенах военно-учебных заведений России во второй половине XIX века.2
(Продолжение сноски со с 2)
тура (понятия, термины). - М.: Знание, J978; Дорогона Л.Н. Художественная культура и формирование личности воина: Дис. ... д-ра филос. наук. - М.: ВПА, 1990; Соколов Э.В. Понятия, сущность и основные функции культуры. - Л., 1989 и др.
См.: Гайдамовнч Т.А. Иа истории муаыкальной жнанн России XVIII - XX вн. - М.: МГК им. П.И.Чайковского, 1990; Иванов М.М. История музыкального раавнтия в России. В 2-х томах. - СПб, 19J0; Кандинский Л.И. История русской музыки. - М., 1979; Ливанова Т.Н. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. - М., 1938; Перепелнцын П.Д История музыки в России с древнейших времён до наших дней. - СПб., 1888; Фнндейзен Н.М. Очерки по истории музыки в России: В 2-х томах. - М., 1929 и др.
См.: Алпатов Н.И. Очерки по истории кадетских корпусов и военных гимназий в России: Дис. ... д-ра ист. наук. - М, 1948; Ворду-ноп СВ. Разпитне теории и практики подготовки офицерского состава в военной школе дореволюционной России второй половины XIX - начала XX вв.: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1991; Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. - М., 1990; Курбатов СИ. Реформа Д.А.Милютина в области подготовки офицерских кадров: Дис. ... канд. ист. наук. - М., 1948; Римская - Корсакова Т.В. Детство и юность Н.А.Рнмского - Корсакова. - СПб.: Композитор, 1995; Струтинский В.Ф. Подготовка
Четвёртая группа представлена работами авторов, исследовавших проблему исторического развития военно-духовой музыки в России.1
Пятую группу составляют научные и публицистические статьи второй половины XIX века, в которых исследуются отдельные стороны (аспекты) деятельности военных оркестров, а также самодеятельных хоровых солдатских коллективов.2
Шестую группу работ, дополняющих сведения о служебной и концертной деятельности военных оркестров, а также содержащих в себе ряд малоизвестных фактов о первом в России классе военных капельмейстеров Варшавского музыкального института, составляют зарубежные издания.3
В целом анализ представленных монографий, статей, диссертационных работ, энциклопедических материалов и зарубежных изданий показывает, что музыкальная культура Российской армии и флота не являлась предметом самостоятельного исторического исследования, а проблема её развития не получила достаточно цельного обобщающего раскрытия.
(Продолжение сноски со с. 3)
офицерских кадров в России во второй половине XIX - начале
XX вв.: Дне.... канд. ист. наук. - М.: ГА ВС, 1994 и др.
1 Аксенов Е.С. Новое в инструментовке советского военного марша. - М.: ВДФ, 1970; Калинкович Г.Т. Н.А. Римский - Корсаков - инспектор военно-музыкальных хоров морского ведомства: Дне. ... канд. искусствоведения.- М.. 1952; Ноздрунов Б.Н. Русская военная музыка во второй половине XIX века: Дне ... канд. искусствоведения.- М., 1961; Матвеев В. Русский военный оркестр. - М.: Музыка, 1965; Сурин Н.К. Русская военная церемониальная музыка во второй половине XIX века. - М.: ВДФ, 1983; Тутунов В.И. 250 лет Воєнно - оркестровой службе в России.- М.: ВДФ, 1961 и др.
3 См.: Клугин Л.Н. Значение музыкальных хоров в войсках// Военный сборник.-!863 .-№ 10; Команды муаыкантов//Рааведчик.-1896.-№ 315; Попов Г.М. О военной песне и муаыквльных инструментах в русской армии.-СПб., 1893; Стасов В.В. Европейский концерт// Санкт-Петербургские ведомости. - 1867.- Jft 288-289; Хор лейб-гвардии Преображенского полка в Париже // Нива. - 1897. - № 46 и др.
3 Eugen Brixel, Gunther Martin, Gottfried Pies. Das 1st Osterrelchs mJUtar-
Объектом исследования является Российская армия и флот во второй половине XIX века.
Предметом исследования является музыкальная культура Российской армии и флота в исследуемый период: деятельность правительства, военных и государственных лиц по созданию системы музыкального образования будущих офицеров в военно-учебных заведениях России и дальнейшего совершенствования приобретённых ими музыкальных навыков в процессе военной службы; служебная, концертная деятельность военных оркестров и солдатских хоровых коллективов во второй половине XIX века.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе научной методологии определить структуру и особенности развития военной музыкальной культуры во второй половине XIX века.
В соответствии с целью исследования автор определил следующие задачи:
- на основании трудов российских учёных-культурологов
впервые выработать конкретные научные определения, клас
сификацию, само понятие военной музыкальной культуры;
проанализировать объективные и субъективные условия становления и формирования музыкальной культуры Российской армии и флота;
обобщить опыт деятельности государственных и военых органов по внедрению в учебные программы военно-учебных заведений России музыкальных дисциплин с целью обогащения кругозора будущих офицеров;
проанализировать служебную, концертную деятельность военных оркестров и солдатских хоровых коллективов во второй половине XIX века, как важных элементов культурного воспитания российских воинов;
(Продолжение сноски со с. 4)
musik. - Graz, Wien, Koln: Edition Kaleidoskop, 1982; Farmer H.G. British bands in battle. - London, I960; Kalkbrenner A. Die Organisation der Militarmusikchore aller Lander.-Hannower, 1884. Neu-komm E. Histoire de la musique miiitaire. - Paris, 1889; Rutkowska A. Dzialalnosc pedagogiczna Instytutu Muzycznego Warszawskiego (1860-1918 11.) - Warszawa. 1967.
показать историко - культурную значимость военной музыкальной культуры и её практическую пользу для Российских Вооружённых Сил;
сформулировать общие выводы и практические рекомендации, выработанные автором в результате проведённого исследования.
Методологической основой исследования являются фундаментальные положения теории научного познания, требования принципов исторической науки: научности (объективности) и историзма, изложенные в трудах отечественных учёных по теории и методологии исторической науки.
При изучении объекта исследования автор использовал общенаучные методы: исторический, логический, метод классификации, а также специально - исторические методы исследования (хронологический, периодизации, актуализации).
Источниковая база исследования. Первую группу источников составляют документы, широко представленные в исторических архивах России: Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА), Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском государственном архиве Военно-Морского Флота (РГА ВМФ), отделе рукописей Российской государственной библиотеки (РГБ), в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ). Эту группу источников можно назвать архивной.
Наибольший массив сведений по исследуемой проблематике находится в Российском государственном военно-историческом архиве. Проведённая автором работа в 14 его фондах с изучением 109 дел составляет базу данного исследования.
Особую ценность имеют сведения, касающиеся введения музыкальных дисциплин в программу внеклассного обучения будущих российских офицеров в военно-учебных заведениях, на основании которых можно сделать вывод о том, какую большую роль во второй половине XIX века отводило Военное министерство проблеме общего образования офицера.1
РГВИА, ф.725. Фонд главного управления военно-учебных заведений России.
Большой интерес представляют данные по военным оркестрам и деятельности капельмейстеров казачьих войск, материал о которых практически отсутствует в отечественной литературе и в исследованиях российских музыковедов.1
Фонды Российского государственного архива Военно-Морского Флота содержат богатые сведения о деятельности Н.А.Римского-Корсакова на посту инспектора военных хоров Морского ведомства.2
Фонды Государственного архива Российской Федерации дают возможность воспользоваться материалами о деятельности высших должностных лиц нашего государства по музыкальному просвещению воинов Российской армии и флота.3
Вторую группу источников составляют опубликованные в разные годы законодательные документы и акты (уставы, Егаставления, инструкции, директивы, приказы; оперативные документы: отчёты, доклады, распоряжения, статистические данные; положения об офицерских собраниях).
Эти документы, косвенно затрагивающие проблему развития военной музыкальной культуры, позволили автору существенно дополнить источниковую базу исследования.4
1 РГВИА, ф. 330. Фонд Главного управления казачьих войск.
2 РГА ВМФ, ф. 410. Фонд Главного воєнно - морского управления.
3 ГАРФ, ф. 60). Фонд императора Николая II; ф. 677. Фонд импера
тора Александра III; ф. 678. Фонд императора Александра II; ф. 722.
Фонд Великого Княая Константина Николаевича Романова.
' См.:Инструкцня для руководства юнкерам Московского пехотного юнкерского училшца.-М.,1889; Инструкция но воспитательной части для кадетских корпусоп.-СНб.,1886; Инструкция но поснитательной части для военных гимназий и прогимназий. - СПб., 1881; Описание формы обмундирования капельмейстеров и вольнонаёмных учителей музыкантов: Приказ по воен. ведомству.-1876.-МЬ 100; О правилах выноса жалуемых частям войск Георгиевских серебряных труб. Приказы по воен. ведомству.-1877.- № 234; Патин К.А. Справочник: полный и подробный алфавит, указ. приказов но Военному ведомству, циркуляров, предписаний.- СПб., 1911; Положение о военных гимназиях. - СПб.,
Третья: группа источников - это дневники, мемуары, воспоминания и письма российских генералов и офицеров, в которых они оставили субъективную оценку военной музыке, музыкальной культуре в целом, её роли в формировании гармонично развитой личности Российского офицера и солдата.1
Четвёртую группу источников составляют сборники военных песен, собранных русскими музыкантами второй половины XIX века. В предисловиях к этим сборникам их авторами сделана попытка систематизации солдатского и матросского музыкального фольклора.2