Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Московское купечество конца XVIII - первой четв. XIX вв. (социальные аспекты культуры) Пилова, Ольга Евгеньевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пилова, Ольга Евгеньевна. Московское купечество конца XVIII - первой четв. XIX вв. (социальные аспекты культуры) : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Москва, 1991.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. Обращение к социальным аспектам культуры обусловлено насущной иотреоностью нашего времени в осмыслении историко-культурных процессов, определении перспектив социального и духовного развитая общества. Социальная роль культуры выражается в деятельности на благо прогресса, ее достижения суть результаты деятельности ее носителей л творцов - людей. Этим объясняется возросшее внимание к вопросам развития культуры, повышению общего культурного уровня советских людей. Задача более полного удовлетворения духовных запросов людей призвана также служить работа по воссозданию, сохранению и приумножению национального культурного наследия. В области культурологии, в этой связи, ставится задача разработки проблемы "культурной преемственности в отечествен-

ной и мировой истории."" Одной из перспективных проблем в изучении историко-культурного процесса аиллотся выяснение роли отдельных социальных слоев и классов в развитии культуры на переломных этапах общественного развития.

Предлагаемая вниманию работа поовнщона рассмотрению социальных аспектов культуры московского купечества конца ХУШ - 1 четв. XIX вв. Выбор темы обусловлен потребностью в разработке недостаточно изученных и вызывающих спорные оценки вопросов историко-культурного процесса. Обращение к московскому куночоству вызнано тем, что оно, будучи сословием, вбиравшим в себя предпринимательские слои, представляло собой яд|х> Фор-

  1. Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1920 годы и на период по 20ОО года//ХХУП съезд КПСС: Стеногр.отчет.М. ,19ЙГ).Т.2. С.227.

  2. Рыбаков Б.А.,Борисов W.С.Комплексная программа по истории культуры народов СССР//Историч СССР. I9t

мируюшейся буржуазии. Вопрос о формировании буржуазии, класса капиталистического общества, - важная проблема генезиса капитализма. Этот процесс, несмотря на имеющуюся по проблеме литературу, не получил еще в историографии достаточного освещения. В большей степени ото относится к дореформенному периоду.

В изучении процесса становления буржуазии как класса, выявлении ее роли в экономическом развитии страны и воссоздании ее социокультурного облика содержится объяснение ее характерных черт начала XX в., тех, что изучены в большей степени.

В процессе изучения социально-экономической истории России переходного периода от феодализма к капитализму выявляется необходимость всестороннего освещения истории купечества, изучения его общественно-культурного облика. Такой подход предполагает рассмотрение этого сословия в процессе преобразования его в класс капиталистического общества, исследование основных параметров его социокультурного развития.

Выбор купечества Москвы в качестве объекта изучения объясняется тем, что здесь новые процессы проявлялись более отчетливо. Неофициальная столица являлась средоточием экономической и общественной жизни, традиционным культурным центром.

Хронологические рамкц диссертации ограничены периодом с 1785 по 1825 гг. Начальная грань - время официального оформления купеческой сословной организации -Гильдии, образованной правительством в целях упорядочения происходивших в предпринимательской среде процессов и создания опоры абсолютизма в городах. Конечная грань - 1Н25 г., время введения "Дополнительных постановлений об устройстве гильдий", выразивших стремление правительства законсервировать развитие социа-

3. Котмян Л.П. Гусская дореформенная буржуазия // История СССГ. 197-1. Ч 6. С. 77.91.93.

льно-экономических отношений в рамках сословного строя.

Рассматриваемое время предстаапяло собой часть переходного периода от феодализма к капитализму, характеризовавшегося взаимосвязанными процессами: разложением феодально-крепостнической системы и вызреванием в ее недрах капиталистически.: отношений. Ото выражалось, начинал с последней трети ХУШ в., в происходивших именениях в сфере торговли и производства, социальной структуре'; общественно-культурном процессе.

Развитие капиталистических отношений в рамках феодальной формации, складывание буржуазной нации в значительной степени определяли развитие культуры России этого времени. С конца ХУШ в. происходили станоапение и необратимый рост того направления русской культуры, которое было связано с критическим отношением к самодержавно-крепостническому строю. Основным содержанием общественно-культурной жизни была деятельность просветителей, формирование идеологии дворянской революционности. Восстание декабристов в 1825 г. было выражением кризиса, охватившего весь комплекс явлений общественной жизни. Отмеченные явления в истории России позволяют в данных временных пределах исследовать социокультурный облик московского купечества, деятельность которого ке ограничивалась сферой практических интересов.

Мвтопологической основой работы являются труды основоположников марксизма-ленинизма, а также произведения современных исследователей, дающие основу для диалектико-материалистического объяснония культуры, раскрывающие ее зависимость от социально-экономического базиса, классового характера общественных отношений, показывающие единство материального и духовного производства.

Наиболее емкое выражение такой подход получил р

работе "Немецкая идеология", где классики марксизма отмечали, что способ производства это "определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни. Какова жизнедеятельность индивидов, таковы они и сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством - совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят. Что представляют собой индивиды, - это зависит, следовательно, от материальных условий их производства.

Эта методологическая установка позволяет рассматривать социально-культурный облик купечества в процессе его деятельности и жизнедеятельности, в контексте историко-культурного процесса и тех тенденций в развитии общества, которые были характерны для истории России этого времени.

Степень изученности темы. Избранная тема в монографическом плане не исследовалась ни в дореволюционное, ни в советское время. Однако она получила отражение в трудах по истории российской буржуазии, а также в обобщавших работах по истории России, Москвы и отечественной культуры. В дореволюционных исследованиях вопрос о культурном облике купечества рассматривался в связи с возникшим в обществе интересом к истокам процесса формирования российской буржуазии. Ilepuwe работы относятся к середине XIX в. Заметный вклад в разработку этого вопроса внесли представители буржуазно-либерального направления в историографии. D частности, в работе Н.П.Чулкова - "Московское купечество ХУШ и XIX веков", посвященной генеалогии сословия, сообщались сведония об общественной деятельности купцов, о деятелях культуры - купцах по про-

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.З. С.19.

исхождению. В многотомной труде "Москва в еа прошлом и настоящем", созданном представителями истори-ко-бытового направления, была поставлена задача показать вклад населения Москвы в развитие русской культуры. 3 соответствии с этой задачей била отмечена определенная эволюция купеческого сословия - усвоение им достижений культуры и вклад в ее развитие.

В конце XIX в. была продолжена публикация работ об отдельных купеческих династиях, преимущественно к юбилеям торгово-промышленных предприятий, органов сословного купеческого управления. Исследование о Московской купеческой гильдии написал А.А.Киэеветтер. По мысли автора, история сословной купеческой организации являлась историей "напряженного несения платежей, служб, повинностей в пользу государства", что тормозило ее собственное развитие.

вопросы участия купечества в общественной жизни рассматривались в изданиях, посвященных 100-лотию Отечественной войны 1812 года. Так, В.Н.Стороков опубликовал некоторце данные о пожертвованиях московских купцов па защиту Отечества. Другой автор, отмечая пробуждение политического сознания в купеческой среде под воздействием военных событий, дал критическую оценку деятельности купцов. Но мнению П.А.Поплина, купечество "не находило по большей части иных знаков, кроме денежных, для выражения своей патриотической тревоги." Негативная оценка культурного ослика купе-

  1. Чулков II.П. Московское купечество лУШ и ліл вв.// Русский архив. 1907. :k 12. С.о01,о02.

  2. Балицкий Г. Купечество // Москва в ее прошлом и настоящем. М.,1911. Выи.10. С.23-27.

  3. Кизеветтер А.А. Гильдия Московского к/нечеотиа. М., 1915. С.133.

  4. Сторокав В.П. Война и московское кунвчостьо.М., 1914; Ьерлин П.А. Русское купечество и 'юйма 1812 г.//Отечественная война ц р)сіт.<:і .'мчогио.

чества содержится в другой работе этого автора -"Буржуазия в русской художественной литературе" /Новая жизнь.1913.* 1/.

Обший итог рассмотрения проблемы в дореволюционной историографии может быть сведен к следующему: был намечен новый круг вопросов: образ жизни, культурные потребности, образование, общественное сознание и деятельность формирующейся буржуазии.

В первых марксистских исследованиях, написанных М.Н.Покровским и Г.В.Плехановым, было отмечено влияние социально-экономического положения купцов на формирование их мировоззрения. Условия феодально-крепостнической действительности, считал Г.В.Плеханов, были одним "из многих препятствий для развития самосознания в нашем торгово-промышленном сословии."10

В 20-е годы было начато изучение быта различных слоев населения дореволюционной России. Значительная работа была проведена историко-бытовыми и краеведческими музеями. Было организовано несколько выставок, среди которых - "Купеческий бытовой портрет ХУШ - XIX вв." Один из организаторов выставки, М.Д. Приселков, охарактеризовал бытовой уклад купечества как религиозно-благочестивый, отметил проникновение в его среду элементов дворянской культуры. Среди факторов, влиявших на этот процесс, он отметил постоянный приток в сословие выходцев из различных групп российского населения. Аналогичным образом купеческий быт характеризовали Б.Б.Кафенгауз и Е.А.

9. Покровский М.Н. Очерк истории русской культуры. Пг.,1923.4.2.0.75,210; Плеханов Г.В.История русской общественной мысли.М.;Л.,1925.С.245-296.

Ю.Плеханов Г.В. Указ.соч. С.251.

11.Приселков М.Д. Купеческий бытовой портрет ХУШ -XIX вв. Л., 1925. С.13,19,20,34.

Корш. Наряду с вопросами быта в работах этого периода рассматривались культурные потребности, образование, мировоззрение, а также участие купечества в общественной жизни. Новые черты в облике сословия исследователи Е.А.Корш и Е.А.Звягинцев объясняли стре-

12 млением купечества стать вровень с дворянством. "

В Середине 30-Х ГОДОВ, В СВЯЗИ С H3jчонием истории пролетариата и его антипода - буржуазии, в журнале "Борьба классов" были опубликованы статьи, которых получили освещение и вопросы культурного облика предпринимателей. Так, в частности, принадлежность значительной части московских купцов к старообрядческим организациям рассматривалась как средств во духовного подчинения рабочих, состоявших в атих религиозных общинах.

Обобщенная характеристика культурного облика купечества, отразившая накошюшшй историографией материал, была дана в фундаментальном трудо "История Москвы"/М. ,1953-1954. Т.2-3/. В главах, написашшх С.В.Бахрушиным, М.В.Нечкиной, М.К.Рожковой, П.Г.Рын-дэюнским, К.В.Сивковым, где били рассмотрены вопросы быта, мировоззрения купечества, решалась задача показа традиционных черт культуры сословия и того нового, что медленно, но неуклонно совершалось в его среде под воздействием развития капиталистических отношений.

В конце 50-х годов началось углубленное изучение

12.Кафенгауз Б.Б. Купеческие мемуары// Московский край в его прошлом. Ы.,1928.4.1.0.116; Корш Е.А. Бит купечества и мещанства// ГИМ: Вист."Из эпохи крепостного хозяйства ХУШ и XIX вв." М.,1926.С.25; Звягинцев Е.А. московский купец-компанеишик Михаила Гусятников и его род/Діоск.край в его прошлом. С.61-74. ІЗ.Рустик 0. Старообрядческое Преображенское кладбище// Борьба классов. 1934. Л 7-8. С.7-І,77.

социальной структуры русского города и, в частности, Москвы. Литература последующих десятилетий характеризуется рассмотрением города не только как социально-экономического организма, но и как средоточия достижений культуры. Активизации изучения российской буржуазии во многом способствовала проходившая в 1965 г. Всесоюзная дискуссия о переходе от феодализма к капитализму. В исследованиях конца 50-х-80-х годов значительное внимание воздействию на развитие культуры социально-экономических ({«акторов. Так, в частности, П.Г.Рындзюнский и Л.В.Кошман обратили внимание на тормозящее воздействие самодержавно-крепостнического строя на процесс формирования буржуазии, становление ее общественного сознания. Н.В.Козлова и В.Р.Тарловская также отметили, что сословный строй "оказал существенное влияние и на социально-политический и культурный облик российского купечества."14

Для работ последнего времени характерно усиление внимания к мировоззрению, культурным запросам, образованию, участию в общественной жизни различных социальных слоев, в том числе и купечества. Эти вопросы освещаются также в работах общеисторического плана. Наметилась тенденция рассмотрения культурного облика купечества в контексте складывания культуры буржуазной нации.

Псточниковая база исследования. Избранная тема требует комплексного подхода к ее раскрытию, в соответствии с утверждающимся в науке представлением о

14.Рнндзюнский II.Г. Городское гражданство дореформенной России.№..1958.С.26,40,45,95 и лр; Кошман Л.В. Русская дореформенная буцжуазия: Постановка вопроса и историография проблпмы//История СССР.1974.№6. С.Ъ8,93; Козлова II.В. Дарловская В.Р.Торговля//Оче-рки русской культуры ХУШ в.М.,1905.4.1.С.250.

культуре как подсистеме, пронизывающей все стороны общественной жизни. Следовательно, для решения.поставленной задачи необходимо использование широкого круга источников, что позволит раскрыть процесс усвоения купечеством достижений культуры и участие в создании культурных ценностей.

В работе использованы как архивные, так и опубликованные источники: делопроизводственная документация органов купеческого сословного управления, материалы статистики, законодательные акты, родословные и воспоминания купцов, мемуары представителей других социальных слоев, периодическая печать, литературные произведения, фольклор, изобразительные источники и др.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и статистического приложения к работе.