Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Католичество на Северном Кавказе Лазарова Эльвира Тамерлановна

Католичество на Северном Кавказе
<
Католичество на Северном Кавказе Католичество на Северном Кавказе Католичество на Северном Кавказе Католичество на Северном Кавказе Католичество на Северном Кавказе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лазарова Эльвира Тамерлановна. Католичество на Северном Кавказе : диссертация... канд. ист. наук : 07.00.02 Владикавказ, 2007 158 с. РГБ ОД, 61:07-7/692

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Первые католические миссионеры на Северном Кавказе , стр.11-75

1.1. Появление первых миссионеров на Северном Кавказе и их деятельность стр.4-40

1.2. Венецианские и генуэзские колонии в Причерноморье и их взаимоотношения с народами Северного Кавказа стр.41-52

1.3. Католическая кафедра на Верхнем Джулате стр.53-71

1.4. Католическая миссия у алан в Китае стр.72-75

Глава II. Католичество на Северном Кавказе в конце XVI - начале ХХ в .

2.1. Религиозные воззрения горцев Северного Кавказа (с начала XVI - до середины XVIII вв.) стр.76-94

2.2. Католичество в духовной культуре народов Северного Кавказа (вторая пол. XYIII - начало ХХв.) стр.95-120

Заключение стр. 121 -123

Примечания стр. 124-144

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В кавказоведческой литературе не раз освещался вопрос распространения христианства на Северном Кавказе, но преимущественно православного толка. В тоже время на Кавказе были и попытки внедрения католической ветви христианства, что оставалось вне поля зрения исследователей. Католичество на Северном Кавказе не было предметом отдельного научного исследования. Несомненно, этот пробел в истории религиозных верований народов Северного Кавказа не способствует всестороннему и полноценному исследованию социокультуры развития региона.

Исторически Северный Кавказ всегда являлся полиэтничным и поликонфессиональным регионом поэтому вопросы межэтнических и межконфессиональных отношений были очень актуальны. Современная этнополитическая и этноконфессиональная ситуация в регионе актуализирует необходимость изучения исторического опыта межэтнического и межконфессионального взаимодействия.

Цель и задачи

Целью исследования является изучение проблем проникновения католичества на Северный Кавказ.

Цель предполагает постановку и решение следующих задач:

освещение истории поэтапного появления и деятельности католических миссионеров на Северном Кавказе;

исследование маршрутов и деятельность миссионеров-католиков на Северном Кавказе;

рассмотрение причин появления католических этнических групп на Северном Кавказе;

- показ роли католических общин в политических событиях на
Кавказе;

- определение влияния католичества в Северокавказском
регионе;

Хронологические рамки исследования охватывают в период с начала XIII века, когда на Северном Кавказе появляются первые католические миссионеры, (их появление было связано с завоевательными походами татаро - монголов) до Октябрьской революции. В XVIII -XIX веках, особенно в пореформенное время в

результате присоединения Северного Кавказа к России. В колонизационной и миграционной политике России происходит значительное усложнение этнической и социальной структуры населения, появление новых миграционных волн католического населения.

Научная новизна исследования. В ходе исследования впервые был произведен обзор деятельности католических миссионеров на Северном Кавказе. Рассмотрены цели и задачи католических миссий. Вводятся в научный оборот новые архивные источники, отражающие религиозные верования народов Северного Кавказа.

Методология исследования базировалась на использовании общенаучных принципов, в том числе сравнительно-исторического подхода к анализу объекта исследования, и на специфических подходах исторического и социокультурного характера. Метод историзма позволил в пределах поставленной задачи воспроизвести картину религиозно духовных взаимоотношений народов Северного Кавказа и европейцев. В процессе исследования был применен системно-функциональный метод, позволивший определить роль католицизма у народов Северного Кавказа в их духовной жизни.

Степень изученности проблемы.

Актуальность темы исследования диктуется восстановлением и введением в научный оборот множества фактов, свидетельствующих о попытках распространения католического вероучения среди народов Кавказа начиная с ХПІ века. Можно считать обделенной вниманием со стороны историков деятельность разных этнических групп католического вероисповедания, по воле судьбы оказавшихся среди народов Северного Кавказа. Изучение католичества в регионе необходимо для полноценной характеристики общественно-политической жизни северокавказского сообщества народов в XVIII -XIX веках.

В советской исторической науке нет исследований, посвященных религиозной теме в силу того, что отношение к религии было отрицательное, традиционные социологические схемы, двухцветное видение мира исключили из жизни общества и из науки такие понятия, как религия, бог, духовенство, церковь. Советские историки ограничивались категоричной оценкой этих явлений как унизительной формой поклонения и отвлечения от классовой борьбы. Поэтому в монографических исследованиях редко упоминается о роли церкви в распространении той или иной религии.

Немногочисленные работы по католичеству на Северном Кавказе представлены работами видных советских историков-археологов: Е.И. Крупновым, В.А. Кузнецовым, О. Милорадович.1

В монографических исследованиях, посвященных различным проблемам истории Северного Кавказа, в той или иной связи затрагиваются вопросы, связанные с историей католичества в этом регионе и появлением католиков.

В XIX в. факт присутствия европейцев, а именно поляков, на Северном Кавказе нашел отражение в исследованиях регионального уровня. Первой известной попыткой стала работа общественного деятеля и краеведа Г.Н. Прозрителева, в которой выявляются причины появления польских пленных после 1812 года на Северном Кавказе, определяется их роль и значение в развитии региона.3

Интерес к проблемам истории отдельных народов России в отечественной историографии возрастает в «перестроечный» период. Большое влияние на интенсификацию этого процесса оказало открытие новых архивных материалов. Выходит ряд комплексных научных исследований, посвященных истории католичества и особенностям его распространения на территории России. Опираясь на широкую источниковую базу, авторы пытались разобраться в причинах и особенностях многовекового противостояния католиков и православных, конфессиональных особенностях адаптации иностранных переселенце (поляков) в России.4

Весомый вклад в изучении истории греческой и западной церкви на востоке в средние века внес деятель церкви американской Дворник Фрэнсис. В своей работе он подробно рассматривает цель и

1 Кузнецов В.А. Археология Северной Осетии. Орджоникидзе, 1977; Кузнецов В.А. Церкви
Верхнего Джулата их время интерпретации IIV по археологии Кавказа Махачкала, 1975,
Кузнецов В А. Христианство на Северном Кавказе. Владикавказ, 2002, с.98; Кузнецов В А
Эльхотовские ворота в X-XV веках. Владикавказ, 2003. с. 156; О чем рассказывают
археологические памятники Северной Осетии. Орджоникидзе, «Ир», 1968, с.52; Кузнецова В.А.,
Милорадович О.В. Археологические исследования в Северной Осетии в 1959 году // КСИА,
1961,вып.86,с.92

2 Канукова З.В Старый Владикавказ. Владикавказ, 2002

3 Прозрителев Г.Н. О военнопленных поляках на Северном Кавказе в войну 1812 года. - СПб,
1914; Прозрителев Г.Н. Очерк жизни и деятельности И В Бентковского // Сборник сведений о
Северном Кавказе —Ставрополь, 1909. T.2. С. 18

4 Шейтман П От Пия ГХ до Павла VI. - М., 1970; Моравский 3 Ватикан издали и вблизи. -
М.,1981, Рашкова Р. Ватикан и современная культура - М., 1989, Текстиль Л. Священный
вертеп -М., 1988

задачи, которые преследовала церковь, направляя своих представителей с миссионерской деятельностью.5

Новый этап в своем развитии переживает церковно-историческая наука, появляются новые исследования по истории конфессиональной жизни. Среди них следует отметить работу правящего архиерея Ставропольского- Бакинской епархии Гедеона, «История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения к России». На основании многочисленных источников он рассматривает древнехристианские археологические памятники, историю Кавказской и Владикавказской епархии.

Источниковая база исследования включает разнообразные документы различные по информационной насыщенности, которые мы делим на три группы.

К первой группе источников относятся архивные документы высших и местных государственных органов власти дореволюционной Российской империи, непосредственно свидетельствующие о прошлой деятельности, тех или иных лиц, учреждений, общественных организаций. В диссертации использованы документы более 10 фондов хранящихся в Центральном государственном архиве Республики Северная Осетия — Алания, научного архива Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.А.Абаева ВНЦ РАН и Архива РСО-Алания. Материалы этой группы источников представлены указами, циркулярами инструкциями, описями, отчетами, докладами, донесениями, рапортами, а также документы личного происхождения (прошения, объяснения, жалобы и т.д.)

К этой же группе можно отнести церковные документы - указы римско-католической духовной консистории, ежегодные отчеты ведомственных учреждений о количестве лиц римско-католического вероисповедания, метрические свидетельства о рождении крещении, смерти раскрывающих конфессиональную адаптацию переселенцев в регионе.8

5 Дворник Фрэнсис Миссии греческой и западной церкви на Востоке в средние века М, 1970

6 Гедеон митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе
до и после присоединения его к России М.-Пятигорск, 1992

7 ЦГАРСО - Алания, «Терский календарь»- ф.12.оп2. д. 201 Л 1, «Терские ведомости», 1911.-
№11, №69;

Статистические таблицы населенных мест Терской области Владикавказский округ Владикавказ, 1890 т II Вып. IV. С 48

8 ГАСК ф 68 оп 1. д 8135, ф.135, оп 2 д 223, 933

Вторую группу источников составляют записки католических миссионеров и европейских путешественников, которые в разное время и с разной целью побывали на Северном Кавказе.9 В дневниковых записях ученых и путешественников Штедера, Г.Ю. Клапорта, И. Бларамберга и др. содержатся интересные сведения о быте, культуре, религии северокавказских народов.

Третью группу источников составляет данные периодической печати, отразившие отношение российской общественности к политическим событиям в Польше и к появлению поляков на окраинах России. Следует отметить, что центральной периодике рассматривались лишь общие вопросы, связанные с переселением поляков на окраины.11 Более информативны по содержанию были публикации местной печати, отражавшие все стороны жизни северокавказского населения, составным элементом которого были иностранные переселенцы (поляки, немцы).12

К этой же группе относим и опубликованные материалы, среди которых следует отметить сборники «Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах»3, «Осетия. Историко-этнографический справочник». В них содержатся фрагментарные сведения по христианству у осетин.

Важное значение имеет группа опубликованных статистических материалов, позволивших определить количество иностранцев католиков в регионе в различный временной промежуток.14 Особенно

9 Рубрук Гильом. Путешествие в восточные страны. М, 1957, с. 115-116; Путешествие Ивана
Шильтбергера по Европе, Азии и Африке с 1349 года по 1427 год // Записки Императорского
Новороссийского университета Одесса, 1867, т I, выл I с.31 — 33, Рассказ римско-католического
миссионера доминиканца Юлиана о путешествии в страну приволжских венгерцев, совершенном
перед 1235годом

10 Штедер Дневник путешествия, которое было предпринято в 1781 году от пограничной
крепости Моздок во внутренний Кавказ. Спб, и Лейпциг, 1797, Клапорт Ю Путешествие по
Кавказу и Грузии в 1807-1808 годах// Известия СОНИИ. Вып.12.1948; Бларамберг И Дневник
1811 -1871годы. Путешествие по Кавказу. Берлин, 1872

11 Русская старина. -1893.-т 78-№6, т. 79-№7-№9,1894-т. 81 -№1, №2, №6; т. 82- №7, №9, №11,
№12;1895 -т.83 - №3, №4, №6, № 10; Исторический вестник. -1895 -т. 60 - №8-11; Русский архив. -
1893. КнЗ; 1895, кн 2., Вестник Европы.-1887.-№2, №4,1889 - №7, №9-11.

12 «Ставропольские губернские ведомости». - Ставрополь, 1865 - №12-20; 1867 - №39; 1875 - №5, №28-3!,
№43-47,1877 - №1-4;1878 №46-50, №52; «Ставропольские епархиальные ведомости». - Ставрополь, 1886 -
№2, №23-27:1887 - №43-47,1915 - №39; «Терские ведомости», 1911. - №11, №69;Северокавказская газета -
Ставрополь, 19П-№2; Кубанские областные ведомости - Екатеринодар, 1886-№9,1892-№4-6, №8-12

13 ОсетиныптаттрусскихиинссграннькпуіешеетвенникоьО^ 1967.—320с.

14 Сборник статистических с ведений о Ставропольской губернии - Ставрополь, 1868-1871. В 7-
ми Выл; Списки населенных мест по сведениям 1873 г. Ставропольской губернии/сост
Бентковский ИВ -Ставрополь,1874,Сведения о населении Терской области с расселением их по
городам и округам, по народностям и племенам 1882, ЦГА РСО-Алания, ф.12.оп.2. д 201

следует отметить «Первую всероссийскую перепись населения 1897 года», которая позволяет проследить процесс расселения и адаптации, а также ряд социально-экономических характеристик иностранного населения на юге России.15 Немаловажное значение для исследования темы диссертации служат и материалы, содержащиеся в «Терском» и «Кавказском» календарях.16

Законодательное регулирование жизнедеятельности

европейских этнических обществ в Российской империи нашло отражение в опубликованных законодательных актах и документах. В них раскрываются аспекты правового положения европейских переселенцев на территории Российской империи.17 Манифесты, указы, рескрипты, доклады были выявлены в «Актах», собранных Кавказской археографической комиссией. Это фундаментальное издание документов обстоятельно освещает военную и политическую историю Кавказа, его исторические и экономические памятники помогает определить роль и значение европейских переселенцев в освоении и развитии региона.18

Теоретическая и практическая значимость исследования
состоит, прежде всего, в том, что ее положения и выводы, а также
впервые введенный в научный оборот разнообразный и интересный
материал о работе католических миссий по распространению
католичества на Северном Кавказе, и межэтнических,
межконфессиональных отношений народов данного региона могут
быть использованы специалистами в области межнациональных и
межконфессиональных отношений. Практическая и теоретическая
значимость диссертации состоит и в дальнейшей более углубленной
разработке феномена распространения католической ветви
христианства среди народов Северного Кавказа. Результаты
исследования могут быть использованы при написании

фундаментальных трудов по истории религии отдельных народов и республик, в целом Северного Кавказа, при разработке факультативов, спецкурсов и спецсеминаров.

1 Первая всеобщая перепись населения Российской империи за 1987г. - Ставрополь, 1905 Т 65, 66, 67, 68,

16 «Терский календарь»- 1899, 1914, ЦГА РСО-Алания, ф.12.оп.2. д. 201. Л.1

17 Российское законодательство Х-ХХвеков. - М, 1988 В 9-ти Т; Полное собрание законов
Российской империи. М., 1898 Т XVI, XVII; Устав о ссыльных Иркутск, 1911: Сборник
узаконений и распоряжений о переселении. СПб, 1901

18 Акты, собранные Кавказской Археографической комиссией // Под ред. Берже А. Тифлис, 1866-
1888 В 12-ти Т.

Апробация работы. Основные положения и выводы исследования докладывались: на ежегодной научно-практической конференции Владикавказского института управления «Человек, государство, общество: традиционные проблемы и новые аспекты» (Владикавказ, 25 мая 2006 года).

Диссертация обсуждалась на совместном заседании отделов археологии и истории Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-Алания.

Структура диссертации соответствует поставленным целям и задачам. Она состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

Венецианские и генуэзские колонии в Причерноморье и их взаимоотношения с народами Северного Кавказа

X - первая четверть XIII в. - один из наиболее интересных периодов в судьбах народов Северного Кавказа. В этот время они уже освободились от гнета Арабского халифата, а в конце IX - начале X в адыгские и аланские земли сбросили хазарское иго. И вплоть до татаро-монгольского нашествия, в таких относительно благоприятных внешнеполитических условиях, здесь прослеживается дальнейшее развитие производственных сил, расцвет земледелия, скотоводства, подъем ремесла и торговли. Усиливаются экономические, культурные, военно-политические контакты народов Северного Кавказа между собой и соседними народами21.

В горных районах все больше распространяется земледелие, под пашню используются новые земли, растет террасное земледелие. В связи с этим изменялось сложившееся соотношение между различными видами хозяйственной деятельности горцев. Эти изменения не могли не сказаться на социальных отношениях в оседлых коллективах. Процесс постепенного оседания отдельных кочевых племен, установившиеся со временем контакты оседлого земледельческого и кочевого скотоводческого миров содействовали дальнейшему экономическому развитию, усиленному земледельческому освоению ряда равнинных районов, непосредственно примыкавших к горам 2. В области общественных отношений этот период характеризуется дальнейшими сдвигами в процессе феодализации северокавказского общества, в отдельных районах региона протекавший с различной интенсивностью, уровнем развития социальных противоречий и влиянием сельской общины на ход феодализации. Перед татаро-монгольским нашествием наблюдаются децентрализация политической власти, усиление местной феодальной или феодализирующейся верхушки, в одних случаях, усиление и укрепления ряда ранних государств - в других. Источники показывают значительное усиление адыгов и алан с X века. Адыги (общее самоназвание предков современных адыгейцев, кабардинцев, черкесов) занимали западную часть Северного Кавказа, Прикубанье и часть Черноморского побережья. В византийских хрониках и русских летописях адыги были известны под названием «касоги», а у восточных авторов - «кашаки».

Как зафиксировано арабскими, византийскими и русскими источниками, адыги выступают в X в. как крупная политическая сила на Кавказе, они занимали значительную часть территории. Как сообщает арабский автор X в. Ал-Масуди, кашаки расположены за царством алан и живут «между горой Кабк и Румским (Византийским) морем». Он отмечает, что это многочисленный народ, однако он ослаблен тем, что «они не допускают назначить над собой царя», который бы их объединил .

В начале X в. возросло политическое значение Алании. Конец продолжавшейся в течение 200 лет политической зависимости от хазар и обретение политической самостоятельности способствовали как успехам в области экономической жизни, так и росту международного престижа

Письменные источники (византийские, арабские, хазарские, грузинские) говорят об Алании X-XI вв., как о сильном государственном объединении. Аланы имели значительные военные силы; их «царь», судя по сообщениям авторов X-XI вв., принадлежал к числу сильных правителей того времени25. Одновременно этот период характеризуется установлением первых контактов между Русью и народами Северного Кавказа, впоследствии сыгравших огромную роль в истории региона .

В области идеологических представлений наиболее важным явлением стало дальнейшее проникновение монотеистических религий христианства и ислама. Этот процесс связан с социальным развитием общества, его феодализацией.

«...Северный Кавказ - одна из древнейших колыбелей христианства в России...» - цитирует Гедеон, Митрополит Ставропольский и Бакинский. Развитие и утверждение христианской веры среди народов этого региона представляет одну из самых интересных страниц истории.

Первые семена христианства были занесены сюда, как утверждают теологи и некоторые светские источники, еще в I веке, благодаря апостольской деятельности святых Андрея Первозванного и Симона Кананита в причерноморских греческих колониях Кавказа. Отсюда христианство проникло и в среду заселявших Северный Кавказ адыгов (черкесов). По церковному преданию, св. апостол Андрей в 40-м году нашей эры проповедовал христианское вероучение среди горских народов: алан, абазгов, зихов28.

Это предание было записано рядом авторов III—IV веков, например, Оригеном и Евсевием Памфилом. Апостол Андрей Первозванный также вел христианскую проповедь в Скифии на северо-восточном и восточном побережье Черного моря, в Ахайе, среди тетран (тотреов, керкетов) и других народов Северо - Западного Кавказа. О пребывании апостола на Кавказе пишет и св. Доровей (307-322 гг.), епископ Тирский. Другой автор начала V в., Епифаний Кипрский, пишет: «...а Симон и Андрей отправились в Соланию (Аланию) и в г. Фусту». По обращении там многих жителей в христианство, апостолы затем побывали в Авазгии и в Севастополисе (Сухуми). Андрей Первозванный, оставив там Симона Кананита, «ушел в Зихию». Зихи - до сих пор наполовину там неверующие. Они хотели убить Андрея но, увидев его убожество, кротость и подвижничество оставили свое намерение29.

Это же предание мы встречаем в более поздних трудах Праксейса, в грузинской хронике, в православных Четьях Минеях. Грузинское «Житие апостола Андрея» сообщает о нем: «Андрей с Симоном отправился в землю осетинцев и достиг города, Фостофором называемого». Там он многих обратил в христианскую веру и оттуда направил свои стопы в Абхазию, а затем в Севасте (Сухуми). Блаженный Андрей в сем городе оставил Симона Кананита с прочим и учениками, а сам отправился в землю джигетов. «Обитатели этой страны джиги... не приняли проповеди апостола, а искали случая умертвить его». Апостол Андрей принужден был удалиться, оставив джигетов в неверии. «Могила же Симона Кананита находится в городе Никополе (в древнем Никополисе Зихийском), лежащем между Абхазией и Джигетией .

В IV в., после объявления христианства государственной религией Римской империи, оно значительно усиливает свои позиции в Черноморских греческих колониях и, вслед за этим, все более успешно проникает в среду населения Северного Кавказа. Не случайно, что в отдаленные черноморские колонии был выслан попавший в опалу знаменитый отец церкви Иоанн Златоустый. Исследования греческого археолога Константина Вриссиса в 1884г. позволили установить его место ссылки в г. Куманы (Кумани), что вблизи нынешнего города Сухуми, где он в 407 году обрел свою блаженную кончину. Огромную роль в распространении христианства среди адыгов Северного Кавказа сыграл Юстиниан Великий, правивший Византией в V в. «Юстиниан, - пишет Шора Бекмурзин Ногмов, - обратил милостивое внимание на адыгов и стал прилагать старания к обращению их в христианство. Адыги приняли его от греков без сопротивления, что и послужило причиной сближения двух народов. Имя Юстиниана было в таком уважении между адыгами, что для подтверждения своих слов народ клялся Юстиниановым столом и Юстиниановым троном ...» 31.

Католическая кафедра на Верхнем Джулате

Другие итальянские колонии на побережье Черного и Азовского морей - Мана (Анапа), Суджук-ка, Геленджик - были менее значительными торговыми пунктами.

Но итальянцы не ограничивались одним морским побережьем, ибо сумели проникнуть и во внутренние области Кавказа, где остались многочисленные следы их пребывания - замки, церкви, погребения, шахты и рудники, обнаруженные на территории от Анапы до Теберды и Терека. Генуэзцы проложили торговый путь от Анапы через реки Кяфар, Зеленчук, Маруху к верховьям Кубани, откуда одна ветвь шла в Цебельду, а другая -по Тереку к Каспийскому морю, куда итальянцы ездили за шелком и специями.

Есть данные, что и дагестанский аул Кубачи был основан и заселен итальянцами Десимоном и Бельграно. Такого мнения придерживались Е.С. Зевакин и Н.А. Пенчко, упоминая старинный торговый путь, шедший по долинам Кубани и Теберды на Клухорский перевал и далее к Севастополису: «здесь же кончалась дорога через Рион в Имперетию и Грузию, которую часто посещали генуэзские купцы»95. Для сношений с севером Кавказа этот путь был важен; не случайно в Севастополисе уже около 1330 г. находился епископ, а с 1354 г. - и генуэзский консул. Что касается Грузии, то ее сближение с католическими государствами и церковью Запада началось в связи с борьбой против мусульманства; в XIII-XV вв. часть грузинского и армянского населения приняла католичество. Папа Григорий IV в январе 1240 г. направил восемь миссионеров с письмом к грузинской царице Русудан и ее сыну Давиду V.

Католическая экспансия XIII-XV вв. велась широким фронтом, охватывая весь Кавказ. Продвижение на восток Кавказа весьма активных и динамичных европейцев Е.С. Зевакин и Н.А. Пенчко проследили, ссылаясь на Фануччи: генуэзцы выстроили и заселили поселение Кубачи в Дагестане .

В 30-е годы XIV в. усилиями Франчесо де Камерино обращаются в католичество черкесские князья Верзахт и Миллен, а в г. Матреге на Таманском полуострове возникает архиепископство во главе с францисканцем Жаном де Зики (возможно, по происхождению зихом, т. е. адыгом). В 1358 г. он доложил, что влияние его центра распространилось до Дербента (имеется в виду католическое влияние). Вскоре на берегах Каспия появились итальянцы. По сообщению же Джироламо Серра, генуэзские купцы еще в 1266 г. достигли Дагестана и начали торговлю с окрестными народами. Таким образом, Северный Кавказ прочно вошел в сферу экономических интересов итальянцев. Видимо, речь идет о вывозе в Италию кавказских шелков, так из перечня Пеголотти из девяти расшифрованных шелков семь происходят с Кавказа. Около 1363 г. в архиепископстве Матреги выделяется «епископство Каспийских гор», охватившее часть Дагестана (Кайтаг) и, по сведениям ордена францисканцев, к 1392 г. насчитывавшее до 10 тысяч человек, обращенных в католичество. В XIV в. в Дагестане возникают, а согласно булле папы Бонифация в IX - начале XV в. еще существуют, католические кафедры в пунктах Chomek, Tnuma, Tarchu, Dergweli, Michaha97.

О состоянии христианской религии в этом регионе Кавказа, в то время носившем название Кайтака, достоверно повествует Иосафат Барбаро, перевод текста которого сделан Л. Смирновой и опубликован А.Е. Криштопой: «туда ... отправились братья святого Франциска (монахи-францисканцы) и некий наш священник - латинист. Народы, которые живут в этих местах, называются кайтаки, они говорят на языке, не похожем на другие, многие из них являются христианами, из которых часть верует по-гречески, часть по-армянски, а другие по - католически»98. Запись Иосафато Барбаро - это единственный источник, сообщающий о том, что православие достигло границ Дагестана: «часть верует по-гречески», ибо, никаких археологических памятников православия здесь пока не обнаружено. Иосафато Барбаро (родился в начале XV в. - умер в 1493г.) принадлежал к старинному венецианскому роду, многие представители которого занимали видные посты на дипломатической, военной и административной службе, а также имели крупные торговые интересы в колониях. Барбаро в 1436-1452 гг., жил в Тане - в устье Дона. Хотя в источниках, дошедших до нас, нет прямых указаний на то, что он занимал в Тане какой-либо официальный пост, в позднейшей литературе появляются предположения, по которым Барбаро был направлен в Тану в качестве посла Венецианской республики. Он имел, несомненно, очень большие связи с администрацией этого важнейшего центра торговли в Северном Причерноморье. Данное обстоятельство, а также многолетнее пребывание в Тане позволили Барбаро собрать ценные сведения о населении прилегающих к этому городу областей.

Католическая миссия у алан в Китае

Религиозные воззрения народов Северного Кавказа в XVI - XVIII вв., как видно из источников и записей европейских путешественников того времени, были различны. Горцы Дагестана, ногайцы, чеченцы (кроме жителей соседних с Грузией районов) исповедовали ислам, причем, население Восточной и предгорной Чечни, а также предгорной Ингушетии было мусульманским еще в XVI в., в то время как большинство населения горной Чечено-Ингушетии приняло ислам лишь в XVII - XVIII вв, В Осетию ислам проник преимущественно в среду феодалов, где он приблизительно фиксируется в 1741 г. В Балкарию и Карачай ислам стал проникать, видимо, в конце XVII - начале XVIII в. Старейший мусульманский памятник в Балкарии относится к 1734 г, В Кабарде большая часть населения была обращена в ислам еще в XVII в.

«70 или 80 лет тому назад все черкесы были христианами греческого вероисповедания, а так как они очень мало разбирались в своей религии и не имели никакого общения с другими христианами с тех пор христианская вера у них почти угасла и взамен нее водворилось магометанство», - пишет европейский путешественник Генри Брус, побывавший на Северном Кавказе в 1722 году и ознакомившийся с восточной частью Черкесии (т.е. Кабарды)206, Адыги и абазины в XVI-XVIII вв. считались полухристианами - полумусульманами , Ислам, начавший проникать к ним, вероятно, с XIV в., хотя и насаждался крымскими ханами огнем и мечом, не стал здесь господствующей религией и в XVII в., когда он стал распространяться среди части осетин -дигорцев, балкарцев и карачаевцев. Адыги продолжали придерживаться первобытных верований, смешанных с пережитками средневекового христианства. Были и такие, которые формально исповедовали ислам, но не отказывались и от доисламских обрядов и представлений. И поэтому не случайно западноевропейские путешественники, посещавшие Северный Кавказ не только в XVII в., но даже и в XVIII в. не могли понять, какую религию исповедуют народы этого края (в частности адыги) - языческую, христианскую или мусульманскую. Ж.Б. Тавернье пишет: «Эти народы, собственно говоря, не христиане, не магометане, и вся их религия заключается собственно в нескольких обрядах, которые они выполняют время от времени со всей торжественностью, причем, на них присутствуют все живущие в селении, как молодые, так и старые, никто не освобождается от этой церемонии по возрасту»209. Другой путешественник Я.Я. Стрей также отмечает, что народы Северного Кавказа (в частности черкесы) наполовину мусульмане, наполовину христиане и язычники. «Они считают себя мухаммеданами, хотя на деле не более чем язычники. Они, правда, говорят, что верят в единого бога, но служат вместе с тем и черту, и идолам, уделяя последним больше внимания, чем служению и познанию истинного бога. У них нет ни церквей, ни священников, ни писания, но они приносят жертву в установленное время. Между прочим, наибольшим предпочтением пользуется Ильин день» 1 .

Французский путешественник Ферран говорит: «По неимению у черкесов книг и жрецов, нельзя решить, какая у них вера»211. Еще один из европейских путешественников Ж. Шарден также отмечает: «Эти народы совсем дикие. Некогда они были христианами, в настоящее время у них нет никакой религии, даже языческой, так как я не принимаю в расчет несколько суеверных обычаев, которые они якобы восприняли частично от своих соседей христиан, а частично от своих соседей магометан» .

Несколько записей в подтверждение вышесказанного можно прочитать у Ксаверио Главани (1724 г.) и у Абри де ла Монтрэ (1711г.). «О религии их я не могу ничего сказать, так как их верования смешанные: они чтят субботу, воскресенье и пятницу, празднуют пасху с христианами и байрам с турками, утверждая, что все хорошо: в обществе христиан они не соблюдают никаких постов, находясь же с турками, выдают себя за турок: так поступают они и со всеми другими религиями» . «Гостеприимство - наиболее соблюдаемая статья их религии или, вернее, религий, потому что у них имеется их несколько. Те, которые живут ближе к московитам, придерживаются греческой религии, соседи татар и персов - магометане, а те, которые живут посредине страны - язычники, или, чтобы быть более точным, они все таковы, так как первые только смешивают некоторые черты московитской или магометанской веры со своими языческими обрядами, причем у них отмечается очень мало заимствованных обрядов и почти полное отсутствие веры»214.

Все это говорит о том, что, хотя большая часть народов Северного Кавказа уже была знакома с исламом, он не смог искоренить многие народные традиции и обряды, а также популярные культы, и вынужден был приспособить их к своим догматам, придав им мусульманское звучание, а в некоторых случаях даже канонизировать их. В этот период сохранился культ предков, тоже со временем исламизированный: бытовали персонификация и обожествление предметов и явлений природы (горы, деревья, молнии, гром и пр.).

Католичество в духовной культуре народов Северного Кавказа (вторая пол. XYIII - начало ХХв.)

В 1822 году население колонии состояло только из трех семейств шотландцев и двадцати-тридцати немецких семейств»297.

Основным занятием жителей колонии, как видно из записей Лайэлла и других источников, было сельское хозяйство: «...количество пахотной земли, впоследствии установленное указом правительства, составляет 2500 десятин, что, если считать одну десятину равной приблизительно трем аркам, дает около 7000 акров... почвы на землях колонии и по соседству - это богатый чернозем, который при условии хорошей обработки дает очень высокие урожаи любого вида зерновых, хотя немцы находят более выгодным выращивать табак, картофель и тому подобное, в то же время остается достаточно много земель под пастбища для выращивания крупного рогатого скота. Немцы выращивают в больших количествах капусту, которая на рынке в Георгиевске или в деревне у источников Константиногорска идет по высокой цене, будучи признана лучшей в этих краях...»298.

Говоря об успешности деятельности миссионеров, можно привести выдержку из труда Лайэлла: «...миссионеры к своему немалому удивлению и печали обнаружили, что многие магометане делали свою коммерцию, прося «Завет» без малейшего намерения прочесть его, но, насколько можно было удостовериться, с единственной целью обзавестись обложкой, причем по недорогой цене, для Корана и других книг, рекомендованных им наставниками. Причем божественный текст, который они обещали усвоить, безжалостно уничтожался или выбрасывался как ненужная бумага. Теперь миссионеры изменили тактику и редко отдают на стороны копии Завета, до тех пор пока путем расспросов и наведения справок о просителе они не получат минимальной уверенности в том, что он действительно намерен пролистать Завет, причем они в этом случае берут обещание, что ни в коем случае божественное слово не подвергнется уничтожению»299. И хотя колония не посещалась местными жителями с тем успехом, на который рассчитывали миссионеры, они все же питали надежду на то, что а -300 со временем добьются успеха в решении задач, стоящих перед миссией .

Повсюду на Северном Кавказе, где появлялись католические церкви, они становились очагами просвещения. При войсковых часовнях существовали воскресные школы, в которых дети получали прочные знания родного языка и здесь же постигали основы культуры своей далекой родины. Во Владикавказе при храме действовало и приходское училище.

Поляки и литовцы открыли Римско-католическое училище . Во всех школах основное внимание уделялось изучению особенностей своего вероучения. В этом были заинтересованы и родители учащихся. Например, в 1916 году в администрацию римско-католической гимназии родители учащихся обратились со следующим заявлением: «Мы, родители-католики учащихся вверенной Вашему Превосходительству гимназии, понимая, как велико значение религии для нравственного воспитания детей и как необходимо для них изучение Закона Божья, искренне желаем, чтобы нашим детям Закон Божий преподавался в гимназии» .

Так образованное в 1917 году во Владикавказе «Литовское общество» из местных жителей и беженцев, следуя примеру немцев и поляков, заботилось об обучении детей грамоте и основам католического вероучения на родном языке303.

Включение религиозной морали и ценностей в воспитательный и образовательный процесс приводило к тому, что в общественном поведении человека религиозные нормы и заповеди органически сочетались с требованиями общественной морали.

С приходом к власти большевиков начались гонения на церковь и верующих. Приходы существовали вплоть до 1930-х гг., но численность католиков к тому времени значительно сократилась. Главным поводом преследований стало сокрушительное поражение в Польше Красной армии под командованием Тухачевского в 1920 году. Даже после окончания польско-советской войны и заключения Рижского мирного договора (18 марта 1921 года) положение поляков в советской России не улучшилось. Из-за боязни репрессий многим пришлось покинуть обжитые места и переселиться в другие места. Некоторым удалось вернуться в Польшу, а те, кто остались, подверглись гонениям. На Северном Кавказе не осталось ни одного действующего католического храма. Последний священник, настоятель владикавказского прихода о. Антоний Червинский, был расстрелян. Как и несколько веков назад, Католическая Церковь вновь была уничтожена на землях Северного Кавказа. Но на сей раз, на значительный меньший срок.