Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Изменение традиционной судебной системы у западных черкесов в ходе реализации реформы 1864 года Азашикова, Фатима Яхьявна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Азашикова, Фатима Яхьявна. Изменение традиционной судебной системы у западных черкесов в ходе реализации реформы 1864 года : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Майкоп, 1998.- 200 с.: ил. РГБ ОД, 61 99-7/95-5

Введение к работе

Актуальность темы объясняется, прежде всего, возросшим в последние годы общественным интересом к истории регионов и пародов Российской Федерации.

История пародов Северо-Западного Кавказа в дореволюционную и советскую эпоху истории России представляется особенно важной сегодня, когда рост нациопального самосознания коренных народов вызывает острую необходимость изучения их исторического опыта, а также взаимоотношений между центральной властью и местными органами власти в различные периоды отечественной истории.

Тема представляется актуальной и в силу необходимости обобщения исторического опыта радикального реформирования российского общества. В этом смысле опыт разработки и реализации «великих реформ» 60-70-х гг. представляет особую цетюсть для исследователей.

События последних лет убедительно показывают, насколько важно в обществе, стремящемся к демократии, правильно организовать разделение исполнительной, законодательной и судебной властей, без чего невозможно успешное функционирование любой общественной системы, С этой точки зрения история стаповления буржуазной судебной Cистемы В северокавказском регионе представляется важной и актуальной.

Наконец, нынешний опыт реформирования показывает необходимость сочетания новых подходов в политике с национальными и религиозными традициями народа. Изучение этого аспекта темы исследования также весьма актуально.

Состояние историографии темы исследования показывает, что по различным ее аспектам написано достаточно много специальных научных исследований и историко-публицнстических работ.

В целом в историографии проблемы можно выделить три основных этапа.

Первый (60-е гг. XIXв. - 1917 г.) представлен в основном работами дореволюционных авторов, видевших в опыте разработки и осуществления реформ 60-70-х гг. XIX в, почти исключительно позитивные последствия.

Второй этап (1917-1991 гг.) представлен работами советских историков, которые, опираясь на марксистско-ленинскую парадигму исторических исследований, отвергали весь дореволюционный опыт реформаторства в России и оценивали его лишь с точки зрения того, чего он не дал и не мог дать народам страны. Следует отметить и такую особенность этого этапа, как формирование отряда историков из представителей северо-кавказских народов.

Третий этап (с начала 90-х гг.) характеризуется новой волной интереса историков к опыту реформирования судебной системы и всех других сторон общественной жизни России в конце XIX - начале XX вв. В отличие от предыдущих этапов развития историографии проблемы он базируется на плюрализме научных и идеологических концепций в отношении исторического прошшого нашей страны и представлен работами, в которых отражаются полярные точки зрения на проблему.

Необходимо отметить, что тема о традищионном черкесском суде, как и об адате в целом, в науке изучена неплохо, хотя подавляющее большинство работ носит скорее всего культурологический и этнографический характер.

Первой существенной работой, в которой содержатся основные сведения о черкесском суде, является труд СМ. Броневского, написанный на основе разнородных данных и личных наблюдений автора1. Несколькими годами позже была опубликована работа И. Дебу, содержащая ряд важных фактических сведений2. Особый интерес здесь представляют авторские комментарии и интерпретации отдельных адатов, отражавшие общественные настроения в регионе после завершения Кавказской войны.

Серьезным трудом, основанным уже на богатом этнографическом материале является работа Г.В. Новицкого3.

Определенного рода обобщением уже известных на тот момент данных о правовых представлениях черкесов, и в частности, о суде, служит

' Броневский СМ. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе; - Ч 1

-2,-М., 1823.

^ Дебу И. О кавказской линии и присоединенном к ней Черноморском войске. - СПб,

1829.

^ Новицкий Г.В. Географическо-статистическое обозрение земли, населенной адыхе //

Тифлисские ведомости. - 1829.

книга П.П. Зубова, где впервые прослеживается попытка систематического научного изложения материала4

Труды Хаи-Гирея и Ш.Б. Ногмова интересны прежде всего тем, что в них традиционное право адыгов описывается на основании непосредственного наблюдения фольклорного материала, носителем и интерпретатором которого являлись сами авторы. Здесь впервые в науке замечено отражение обычаев адыгов в их фольклоре, представленном в работах Хан-Гирея и Ш.Б. Ногмова раннестадиальными нартскими сюжетами .

Существенные сведения о разносторонней деятельности черкесских традиционных судов представлены в двухтомнике Н.Ф. Дубровина6, где автор с уже известными обширными данными приводит, и собственные данные. Особенно подробно здесь представлены данные о законах черкесов, связаїшьгх обычным гражданским правом, затрагивающим темы наследства, разводов, наследования имущества.

Наиболее существенным вкладом в исследование обычаев черкесов, в том числе и традиционных судов, является капитальный труд Ф.И. Леон-тоБича7, который при этом имеет и существенный недостаток, связанный с тем, что. автор зачастую не удерживался от изложения отдельных адатов в собственной интерпретации, в смешении констатирования обычая и собственных идей, связанных с этим обычаем. Аналогичная работа была подготовлена известным исследователем М.М. Ковалевским*, благодаря которому ученые существенно продвинулись в вопросе о возникновении и развитии обычая кровной мести.

Труды таких зарубежных авторов, как Г.-Ю. Клапрот, Ю.-В. Тебу де Мариньи, Ж.-Ш. де Бесс, И.Ф. Бларемберг, Ф. Дюбуа де Монпере, Д. Белл содержат массу интересных сведений о деятельности традиционных чер-; судов9

кесскихг"—9

  1. Зубов П.П. Картина кавказского края. - СПб. - Ч. I. -1834.

  2. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. - Нальчик, 1878; Хан-Гирей. Избранные произведения. -Нальчик, 1874; Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. -Нальчик, 1882. 6ДубровипН.Ф. Черкессы (адыги). - Краснодар, 1927.

  1. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Материалы по обычному праву Северного и Восточного Кавказа. -Вып. 1-2. -Одесса, 1982.

  2. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. - М., 1890. - Т. 1-2.

  3. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ - XIX вв. -Нальчик, 1974.

Чрезвычайно интересные сведения о политике царских властей по отношению к традиционным черкесским судам представлены в работе Т. Лапинского10.

Нельзя обойти труды по проблемам обычного права и народных судов таких авторов как Л.Н. Петров и Н.М. Рейнке ".

В советское время попытками коренным образом изменить отношение к народным традициям и обычаям были отмечены работы А. Намито-кова, Э.Л. Коджесау, и др. авторов, которые рассматривают проблемы истории через призму традиционного права и приводят ряд интересных сведений, касающихся традиционного суда в Адыгее12.

Необходимо отметить, что практически все работы, посвященные традиционному суду у черкесов, кроме сугубо этнографических, содержат ярко выраженные идеологические мотивы, что ранее было обусловлено имперским представлением о благотворности подчинения кавказских этносов русской или синтезированной коммунистической культуре. В настоящий же момент, когда многими народами Кавказа обретена национальная государственность и независимость появляются исследования еще более идеологизированные призванные во что бы то ни стало доказать оправданность претензий ряда народов на такую независимость или же на те или иные территории Подобный подход размывает основной принцип научного исследования - его объективность

Историографический обзор позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на значительное количество вышедших в свет за последние полтора

  1. Лапинский Т. Горсие народы Кавказа и их борьба против русских за свободу // Записки Императорского Русского географического общества. - СПб, 1863. - Отдел библиографии и критики.

  2. Петров Л. Обычное право и закон на Кавказе. // Кавказский вестник. - Тифлис, 1901. - № 1. Там же. Рейнке Н.М. Горские народные суды Кавказского края. // Журнал министерства юстиции, 1912. -№21.

  3. НамитокоБ А, Пережитки родового быта и советский закон. - М, 1929, Религиозные пережитки у черкесов-шапсугов. - М., 1940; Коджесау Э.Л. Об обычаях и традициях адыгейского народа. Ученые записки, АНИИ, - Т. 8. - Майкоп, 1968; Меретуков М.А. Наследство у адыгов (ХУШ - пер. пол. XIX вв.)// Культура и быт адыгов, - вып. 8. -Майкоп, 1991; Меретуков М.А, Из общественного быта адыгов (XVIII - пер. пол. XIX вв.), - Там же; Куадже Р.З. Социальные отношения и их отражение в неписаном феодальном праве Адыгеи (Неркессии) XVIII ~ пер, пол, ХГХ вв. - Тбилиси, 1988; Думанов Х.М. Обычное имущественное право кабардинцев. - Нальчик, 1976; Думанов ХМ. Со-

века работ, до сих пор отсутствует комплексное исследование проблем, связанных с изменением традиционного права народов Северо-Западного Кавказа в ходе реализации реформы 1864 г.

Исходя из этого, диссертант ставила своей главной исследовательской целью коміїлексное изучение характера изменения традиционного права западных черкесов в ходе реализации реформы 1864 года.

С учетом этого, задачами исследования являются:

- выявление исторических традиций судебной системы черкесского
народа;

анализ структуры и содержания черкесских адатов;

выяснение исторических предпосылок и основного содержания судебной реформы 1864 г.;

определение характера предложений по судебной реформе на Северо-Западном Кавказе и самого процесса реформирования традиционного права и судопроизводства у черкесов в 60-90-е гг. XIX в.;

выявление исторических предпосылок и определение последствий свертывания традиционной судебной системы западных черкесов в начале XX в.

Исходя из этого, предметом исследования является государственная политика царского правительства и военной администрации Кавказа по преобразованию традиционной судебной системы западных черкесов во второй половине XIX в.

Объектом исследоваиия является традиционная судебная система западных черкесов.

Территориальные рамки исследования в основиом ограничены горскими районами Кубанской области Российской империи, составлявшими основную территорию расселения во второй половине XIX в. западных черкесов.

Хронологические рамки исследования охватывают период второй половины XIX - начала XX вв. Их выбор объясняется завершением основных событий Кавказской войны и проведением; в регионе судебной реформы.

тура кабардинцев в нормах адата. - Нальчик, 1990; Мусукаев А.И. Об обычаях и законах горцев.-Нальчик, 1986.

Научная новизна данной диссертации состоит прежде всего в том, что это первое комплексное исследование исторического опыта реализации судебной реформы на Северо-Западном Кавказе во второй половине XIX в. Автор показала в диссертации то место и роль, которые занимали в жизни черкесского народа традиционный адатский и шариатский суды. В диссертации впервые прослеживается формирование норм адатского суда в Черкессии, берущего начало в раннестадиалыюм народном творчестве, народных и религиозных обычаях. Диссертантом впервые широко обобщен богатый этнографический материал, присутствующий как в эпических жанрах, так и в паремиологических текстах (пословицы, поговорки). В свою очередь, в диссертации был осуществлен текстологический подход к адату, т.е. рассмотрение адата с точки зрения текстолога что является абсолютно ноВым не только для работ о традиционном черкесском суде но и о традиционном суде других кавказских народов гіовьім является и взгляд на черкесское право в его синкпетике без разделения на адат и шариат Диссертант выявила исторические традипин судебной системы чспкесского народа; проанализировала структуру и содержание черкесских адатов; раскрыла исторические предпосылки и основное содепжяпия судебной регЬормы на Северо-Западном Кавказе в 60-90-е гг XIX в ; раскрыла характер предложений по судебной реіЬорме у черкесов и самого процесса реформирования

Источниковаа база исследования обширна и многообразна. Одним из важных источников изучения послужили фольклорные тексты, записи путешественников и исследователей черкесского права XVII-XIX веков, законодательные акты и постановления центральных органов власти Российской империи, местных властей, документы по подготовке судебной реформы 1864 г. и проекты реформирования судебной системы черкесов, составленные на Кавказе. Был использован ряд архивных материалов, не получивших выхода в печать. В частности материалы и документы ГАРФ (ф. 722, 1235 и др.), РГИА (ф. 1162, 1190, 1275, 1514), Государственного архива Краснодарского края (ГЛКК) (ф 158 260 261 452 454 660 670

770, 774, 799, 13454 и др.). Государственного архива Республики Адыгея (ГАРА)(ф. 328идр.).

Для составления более полного представления об объекте исследова
ния автором в качестве источника были проанализированы и использованы
Коран и сунна. Это было важно сделать прежде всего потому, что, вопреки
общепринятому мнению, они не являются основными источниками шари
атского права черкесов. Рассматривать Коран и сушгу как источники шари
атского права в Черкессии следует лишь в определенном смысле: данные
источники являлись той основой, вокруг которой мусульманское право у
черкесов развивалось, служили, так сказать, направлением, определявшим
ориентиры и границы этого развития, определенного рода, ценностями, ра
ди которых создавался шариатский суд. Простое текстуальное сопоставле
ние священного писания и зафиксированных этнографами практических
действий шариатских судов на Кавказе показывает что доля прямых сов
падений очень мала РЇ это норма идя мусульманских судов вообще Что

касается чстжесского варианта мусульманского права то можно сказать

ЧТО ПСПҐІТїТ-ГОй К"ЯНКой еГО Т"1ЮТ* ПТіТТТТТ ООЇЇОНЇТЇ-ЛР УСТЧТТОВПГРТЇИїГ ТСОТПТТЯ и C"VH~ TTTiT /ТяТТТЇТїТ^ VfTfl ЇЇҐ1И ТТРТГИ^Г TTf^r*TY*TTf*WTTrt \ЛК"ТТ*Ч ГТТ TRT TTIT Tt f^Tmf* TTf* TT f* TT IT T.T f* ртилтстг

В качестве методов исследования автором были использованы общенаучные (исторический, логический, метод классификации), специально-исторические (хронологический, синхронный, диахроиный, метод исторических параллелей, ретроспективный, структурно-системный, метод актуализации); методы смежных наук (социальной психологии, этнологии, культурологии языкознания и т.д.).

Практическое значение диссертации состоит в том, что се материалы могут быть использованы в учебном процессе высших и средних учебных заведений, а также в разработке научных и учебных пособий по отечественной истории.

Апробация работы: основное содержание и результаты исследования изложены в авторских публикациях общим объемом 1,5 п.л. Ее основные итоги обсуждены на заседании кафедры истории и права Майкопского государственного технологического института. Апробация велась таюке

путем выступлений автора на ряде республикацских, региональных, межвузовских конференций.