Введение к работе
Культурные связи являются органически составной частью всего многообразного комплекса международных отношений, оказывают благотворное влияние на развитие политических, экономических, идеологических отношений государств с различным общественным строем и способствуют укреплению взаимопонимания, уважения и доверия между странами и народами мира. Место и значение культурного сотрудничества определяется и там, что оно помогает взаимопониманию и сближению народов, обогащает мировую культуру, все полнее проявляет себя как могучий фактор духовного прогресса человечества.
История человеческих общений на богатом опыте и множестве примеров убедительно свидетельствует, что только постоянное и последовательное развитие культурных связей с другими народами к странами не только обогащает культуру того или иного народа, но и обеспечивает плодотворное развитие взаимовлияния цивилизаций в целом.
Актуальность темы. Советское государство последовательно реализует ленинские принципы культурного сотрудничества со всеми странами и народами на международной арене, ярким примером которого являются советско-афганские отношения. Нави связи строятся на основе равноправия и взаимного учажешя законов, обыча-\ ев и обрядов, невмешательства во внутренние дела друг друга. Эти фундаментальные принципи определяли характер и содержание культурных, связей между Советским Таджикистаном и Афганистаном. Хо-"тя исторические связи Таджикистана с Афганистаном уходят в глубь веков, следует подчеркнуть, что формирование системы целенаправленного и многообразного сотрудничества приходится на 50-ые годи.'
Рубежным этапом в истории советско-афганских культурных связей явилось звкличэнио "Соглашения о культурном сотрудничестве между Советским Союзом и Афганистаном" в марте I960 года. В кем особо подчеркивалось значение советско-афганского культурного сотрудничества дні уреплвния мира и международной безопасности, как важкого фактора политических, экономических и культурных взаимоотношений между странами. .
На основе этого соглашения культурное сотрудничество Таджикистана с Афганистаном приобрело системный характер. Важнейшим его направлением стало сотрудничество в сфере искусства, театра, кино, радио, науки и литературы, просвещения, здраво-
охранения и туризма.
Дальнейшее расширение культурного сотрудничества произошло на основе принятия программы культурного' и научного сотрудничества между СССР и «Афганистаном, подписанной 28 февраля 1972 г. в Кабуле. Оно предусматривала дальнейшее развитие сотрудничества в области культуры, искусства, 'здравоохранения и просвещения. Обе стороны обязались и впредь укреплять нерушимую традиционную дружбу наших неродов. В протоколе зафиксировано твердое намерение нашей страны использовать свой научно-технический и культурный псонцмал для помощи Афганистану.
Культурное сотрудничество мезду Таджикистаном и Афганистаном получило новый мощный импульс после победа Апрельской революции 1978 года, значение которого не монет принизить доже ог-ромнь,^ потери СССР в необъявленной войне.
Исследование особенностей культурного сотрудничества позволяет яснее и полнее понять истории советско-афганских отношений, что имеет не только научное, но и большое политико-практическое значение.
Основная цель данной работы - целостное изучение опыте участия Таджикской ССР в культурных связях Советского Союза с .. Афганистаном за период с 1945 по 1988 гг. Особое внимание уделено исследованию процессов становления и развития важнейших напраї лений культурного сотрудничества между Советским Таджикистаном и Афганистаном. ,
В рамках этой общей цели конкретные задачи исследования состоят в следующем:
охарактеризовать цели и предпосылки установления дипломатических и культурных отношений между Таджикистаном и Афганистаном;
проанализировать взаимосвязь Таджикистана и Афганистана в области науки к культуры;
изучить опыт в займов гоіяшя и взаиыообогащения литературных, музыкальных и театральных связей Советского Таджикистана
с Республикой Афганистан;
выявить место и роль общественных организаций и творческих союзов в укреплении дружбы л взаимопонимания ыехду афганским и таджикским народами;
оценить достижения в области просвещения, здравоохранения, средств массовой информации, спорта, туризма.
Хронологические рамки диссертации охватывают период 1945-1988 гг. - от завершения второй мировой войны и появления огромных возможностей для дальнейшего становления и расширения культурных связей вплоть до десятой годовщины победа Саурской революции.
Объектом исследования в диссертации является многообразие культурных связей Таджикистана с Афганистаном. В рамках имеющегося у диссертанта фактического материала подвергались исследованию важнейшие направления культурного сотрудничества в послевоенный период.
Научная новизна диссертации. История культурных связей между Советским Таджикистаном и Афганистаном не была еще объектом специального исследования в Советской историографии, ей посвящены лишь отдельные статьи и специальные разделы в обобщающих работах.
На основании тщательного изучения источников автор освещает широкий круг вопросов по проблеме культурного сотрудничества Таджикистана и Афганистана. При написании работы использован большой фактический материал и литература на русском,.таджикском, персидском и английском языках. Среди использованных источников - материалы Центрального Государственного архива Таджикской ССР, текущих архивов различных учрєадений республики, Центрального Научного архива Академии Наук Таджикской ССР, многие из которых впервые вводятся в научный оборот.
.Впервые в работе анализируются качественные сдвиги, происшедшие в рассматриваемый период во всех сферах культурного сотрудничества между Таджикистаном и Афганистаном. Впервые освещаются основные направления -.форм и метода сотрудничества, вскрывается уровень их развития и совершенствования.
Практическая значимость диссертации обусловлена ее неразработанностью как в советской,"ч*.*^ зарубежной историографии. Между тем на основе изучения данной темы можно показать не только расширение культурных связей между Советским Таджикистаном и РА.в различных областях, но и анализировать, представлять их в качестве образца культурного сотрудничества государств с различным общественным строем.
Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы при составлении учебников, учебных пособий по истории СССР и истории Таджикистана, спецкурсов и спецсеминаров в пыо-? ших учебных заведениях.
.-4-.
Апробация работ». Диссертация дважды обсуждена на расширенном заседании кафедры истории СССР ТГУ им. В.И. Ленина в 1988-1990 гг.
Основные положения диссертации изложены d вида докладов на научно-практических конференциях (Душанбе: 1984, 1985, 1986; Кабул: 1987, 1988; Куляб: 1989, 1990; Ленинабад: 1990), а также представлены в виде тезисов и научных статей,-опубликованных в сборниках и журналах, а также а виде брошюры.
Методологической и теоретической основой диссертации послужили труды основоположников марксизма-ленинизма, касающиеся проблем ку;ьтуры и культурного сотрудничества, отдельные работы, посвященные советско-афганским отношениям, потому что в них содержатся теоретические и практические выводы о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве, о формах и методех такого сотрудничества, о значении культурных связей между государствами с различными общественными системами, которые содействуют сближению и взаимообогащению культур разных народов.
Источники и литература. Автором были исследованы материалы и документы более 20 фондов Центрального Государственного Архива Таджикской ССР, которые охввтывагот период с 1917 по 1986 гг. Для освещения проблемы были использованы также материалы текущих архивов различных министерств и учреждений республики. К ним относятся текущий архив Министерства культуры Таджикской ССР, Госкино, Таджикфильма, Союза писателей Таджикской ССР, Центральный научный архив Академии Наук республики.
Диссертанту при исследовании данной темы большую помощь оказали документы внешней политики СССР, особенно те, которые касаются советско-афганских отношений .
Немаловажным источником служили программные документы НДПЛ
и правительства Афганистана, статистические сборники и ежегодни
ки2. ' .
Значительный материал для написания своей работы диссертант извлекал из советской и афганской периодической печати, регуляр-
Документы внешней политики СССР. - ТТ. 1-Ю. - Мд 1957-1965:
Сборник международных договоров СССР. - Вып. 36-37. а., 1982,
1983; Советско-афганские отношения. I9I9-I969 гг. Документы
и материалы. М,, 1971. .
Основные направления экономического и социального развития ДРА на 1358-1362 гг. Кабул, 1361; Состояние и развитие экономики и культуры ДРА за 1357-1360 гг.Статсборних.Кабул, I3GI; Нукот-t чанд перомун-е масоил-и фархонги бп сиесат-е фарханги-е хизб-е демукротик-е халк-е Афгонистон. - Кабул, 1360.
- 5 -но информировавшей о культуршх обменах двух стран, среди которых следует особо отметить следующие газеты и журнал;!: "Международная жизнь", "Азия и Африка сегодня", "Новое время", "Коммунист Таджикистана", "Правда", "Советская культура", "Адабиёт ва саньат" ("Литература и искусство"), "Хакикат-е ипкилаб-е саур" ("Правда апрельской революции"), "Хевад" ("Родина"), "Анис" ("Друг"), "Дарафш-е джавонон" ("Знамя молодежи"), "Кабул нью тайме"'("Кабульские новости") на английском языке. Полный перечень газет и куриалов приведен в списке использованной литературы диссертации.
Важное место при исследовании данной темы имели материалы, собранные из отчетов и личных бесед с деятелями науки и культуры, непосредственными очевидцами мероприятий, проводимых в рамках культурного обмена. &ти беседа дали весьма ценные и интересные сведения о культурных связях Таджикистана с. Афганистаном.
В исследовании этой проблемы автор опирался на труда советских востоковедов Л.Б. Теплинского, В.Д. Ромодина, А.Н. Хейфица, Ю.В. Ганковского, Б.И- Искандарова, X. Назарова, Т.Г. Тухтамето-ва, Б.Г. Гофурова, Р.Т. Ахрамовича, И.Г. Никулина и .других, которые в политическом, экономическом, историческом и социальном ' плане дают теоретические и методические обоснования проблемы исторического и культурного сотрудничества СССР и Афганистана.
Что касается трудов, специально посвященных вопросам культурного сотрудничества между Таджикистаном и Афганистаном, следует отметить, что эти вопросы лишь недавно стали объектом исследования ученых. Автор сопоставляет результаты исследований с брошюрой X. Назарова и И. Рахметова , в которой дается краткая характеристика таджикско-афганским культурным связям с начала 20-х годов до настоящего времени, изданной в 193? году, трудами Х.Зай-.нитдинова и Д. Мирбобозвв, 0. Агаханянц, К. Асадулаева, А. Аби-бова, С.А. Радаабова и К." Солєхоез, некоторыми другими роботами научно-популярного характера" и статьями в центральных и республиканских газетах и журналах, где сезещены вопросы культурных связей Таджикистана с Афган--зтеном.
Назаров X., Рахматов И. Равобити фархангии Точикистон ва Лфго-нистон. - ("Культурные связи между Таджикистаном и Афганистаном"). - Душанбе: Ирфон, 1937. - 41 с.