Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История Шотландской миссии на Северном Кавказе, 1802-1835 годы Краснокутская, Лидия Ивановна

История Шотландской миссии на Северном Кавказе, 1802-1835 годы
<
История Шотландской миссии на Северном Кавказе, 1802-1835 годы История Шотландской миссии на Северном Кавказе, 1802-1835 годы История Шотландской миссии на Северном Кавказе, 1802-1835 годы История Шотландской миссии на Северном Кавказе, 1802-1835 годы История Шотландской миссии на Северном Кавказе, 1802-1835 годы История Шотландской миссии на Северном Кавказе, 1802-1835 годы История Шотландской миссии на Северном Кавказе, 1802-1835 годы История Шотландской миссии на Северном Кавказе, 1802-1835 годы История Шотландской миссии на Северном Кавказе, 1802-1835 годы История Шотландской миссии на Северном Кавказе, 1802-1835 годы История Шотландской миссии на Северном Кавказе, 1802-1835 годы История Шотландской миссии на Северном Кавказе, 1802-1835 годы История Шотландской миссии на Северном Кавказе, 1802-1835 годы История Шотландской миссии на Северном Кавказе, 1802-1835 годы История Шотландской миссии на Северном Кавказе, 1802-1835 годы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Краснокутская, Лидия Ивановна. История Шотландской миссии на Северном Кавказе, 1802-1835 годы : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Пятигорск, 2000.- 208 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-7/100-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Исторические предпосылки появления шотландских миссионеров на Северном Кавказе 18

1.1. Мисссионерская деятельность на Северном Кавказе до начала XIX века 18

Период окончательного вхождения Центрального Предкавказья в состав Российской империи в конце XVIII - начале XIX веков 40

1.2. Основные цели создания миссии Эдинбургского библейского общества в Каррасе 43

Глава 2. Участие европейцев в хозяйственно-экономическом освоении региона Кавказских Минеральных Вод 52

2.1. Значение Жалованной Грамоты 1806 года на становление самоуправления колонии 52

2.2. Символика поселения. Гербовая печать 59

2.3. Основные направления сельскохозяйственной деятельности колонистов Карраса 73

Глава 3. Культурно-просветительская деятельность европейских миссионеров на Северном Кавказе в начале XIX в 89

3.1. Переводческая и издательская деятельность. Распространение знаний среди местного мусульманско-языческого населения 89

3.2. Участие в работе Кавказского отделения Российского Библейского общества 103

3.3. Воспитание зависимых горцев в Шотландской колонии 122

3.4. Распространение санитарно-гигиенических знаний 138

3.5. Вклад миссионеров в изучение Северного Кавказа. "Записки" А. Патерсона 143

Заключение 167

Библиография 173

Введение к работе

Актуальность исследования. Создание демократического обновленного ібщества в Российской Федерации невозможно без ориентации на опытпрошло-о. Исторический опыт взаимодействия и взаимообогащения людей разных національностей, разных конфессий есть базис для определения стратегии дальней-аего совершенствования взаимоотношений.

Включение материалов по истории деятельности Шотландской миссии на Неверном Кавказе с 1802 по 1835 год, их прогрессивных традиций миссионерства : научный оборот представляет важную задачу.

Накаленность этнополитической ситуации на Северном Кавказе в связи с обытиями последнего десятилетия дает повод для глубоких исследований регио-іальной истории.

Попытки силового решения местных межнациональных конфликтов ведут : большому числу человеческих жертв, к серьезным моральным, психологическим г материальным потерям и свидетельствуют о бесперспективности такого пути. Іеобходимьі поиски решения проблем мирным путем. Это возможно только при лубоком знании истории, культуры, обычаев и психологии северокавказских іародов, что представляет собой суть научного кавказоведения, этому посвятили ебя члены Шотландской миссии на Северном Кавказе. Подвижники-миссионеры інесли определённую лепту в изучение, в просвещение многих народов Кавказа, ібогатили научное кавказоведение.

Актуальность настоящего исследования обусловлена и тем, что во все вре-іена миротворческая миссионерская деятельность, как профилактическая (пре-іелтивная) работа, была направлена на устранение или хотя бы смягчение и при-лушение конфлнктообразующпх моментов. Подобная работа сегодня требует нания исторического опыта, накоаченного в начальный период российского ісвоения Северного Кавказа.

Историография проблемы. Деятельность >.гиссионеров Шотландской колонии m Северном Кавказе освещалась в довольно многочисленных изданиях XIX и XX і.в. Динамика историографии этой проблемы находилась в значительной зави-нмости от политической конъюнктуры. Проблемы истории Шотландской миссии 1802 по 1835 г.г. в отечественной историографии раскрыты фрагментарно, нашими іредшествешшками затрагивались лишь отдельные стороны жизни миссии.

Следует отметить различную оценку деятельности Шотландской миссии у юссийских и иностранных авторов, посещавших колонию Каррас и бывших оче-іидцами деятельности миссионеров в первой трети XIX в. В силу их характера >ыло бы более корректным считать эти работы нарративными источниками.

Самое первое подробное исследование принадлежит Юлиусу Клапроту, юторый посетил колонию Каррас в 1807-1808 г.г. В своей монографии он при-юднтценпую информацию о миссионерской деятельности шотландских колонистов, дает ей высокую оценку1. В этой же работе говорится о главе миссии Генри їруитоне, его переводах библейской литературы, о типографии колонии -іервой на Северном Кавказе, изданной литературе, изучении языков местных шродов.

Klaproth von. Julius. Reise in den Kaukasus und nach Georgien, untemommen in den ahren 1807 und 1808. 3 Bande. Halle und Berlin, 1812-1814. 1 Band, 1812. S 490-494.

Любопытно описание и высокая оценка деятельности Шотландской мисси московским доктором Ф. Гаазом1. Он называет миссионеров смелыми и весы* почтенными людьми, которые вызывали у него восхищение своим бесстрашие в достижении цели.

И. Дебу1, П. Роберт3, В. Глен4, Э. Гендерсон5, Д. Патерсон6, Р. Лайзі В. Бровн8, Г. Чарльз9, Д. Нисбет10, Ф. Паррот, К. Кох" , А. О. де Гель12, Э. Сту гарт13, Т. де Мариньи14, Г.И. Филипсон11 - эта плеяда иностранных исследов телей-путешественников посетила Шотландскую колонию в годы ее активне деятельности. В их свидетельствах можно проследить степень успеха в достижеш поставленной цели шотландцами на Северном Кавказе. Несмотря на неоднозна ную оценку деятельности миссионеров, все названные выше посетители колоні Каррас, то с сочувствием, то с сожалением, то с удовлетворением освещак различные аспекты деятельности миссионеров по распространению христиан сті среди мусульман и язычников. Каждый из них отметил несомненный вкл; шотландских колонистов в просвещение «дикой Азию>. К большому сожалени большая часть этих публикаций до сих пор полностью не переведена на русекі язык, что существенно затрудняет ввод этих сведений в научный оборот.

' Гааз Ф. Мое путешествие на .Александровские Воды. Ставрополь. 1989. 350 С. : Иосиф Дебу. О Кавказской линии. СПб, 1829.

3 Porter, Sir Robert Ker. Travels in Georgia, Persia, Armenia, Ancient Babylonia &c.&
during the vears 1817.1818.1819 & 1820. With numerous engravings'", vol. 1,2. Londc
1821-1822. '

4 Glen William The Re. Missionary Journal of a Tour from Astrachan to Karass, north
the Mountains of Caucasus, containing remarks on the general appearences of the counti
manners of the inhabitans etc. with the substance of many conversations with Effend
Mollas and other Mohammedans on the questions at issue between them and Christiai
Edinburgh, 1823. P 51-60.

5 Henderson Ebenezer, D.D. Biblical Researches and Travels in Russia, including a tour
the Crimea and the passage of the Caucasus: with observations on the State of the Rabbinii
and Karaite Jeros, and the Mohammedan and Pagan tribes, inhabiting the southern provinc
of the Russian Empire. London, 1826 P 420-465.

6 Paterson John, D.D. The Book for every Land: reminiscences of labour and adventure
the work of Bible circulation in the North of Europe and in Russia", Edited with a prefatc
memoir by W.L.Alexandcr. London. 1858 412 P.

7 Lvall Robert. Travels in Russia, the Krimea. the Caucasus, and Georgia.2 vol. Londc
1825.

8 Brown, William.The Rev.The History of the Propagation of Christianity among the Heath
since Reformation" vol.I.II. London. 1814:Edinbourgh, 1823. London *&Edinbourgh. 18:

9 Godet Charles. Voyage aux bains du Caucase en 1828, ЫА\'(СПб),1830.

10 Джеймс Нисбет. Библейские исследования и путешествия по России, включ
поездку по Крыму и переход по Кавказу. Лондон. 1826 (на английском языке)

"ї Карл Кох. Путешествие по России и в Кавказские земли. Том 1, Штутгарт Тюбинген, 1842 (на немецком языке).

11 Адель Оммер де Гель. Путешествие в астраханские степи и Южную Росси
Париж, 1841 (на французском языке)

13 Эдуард Эйхвальд Стутгарт. Путешествие на Кавказ. 1837, Лондон, т.II (
английском языке).

14 Тэбу де Мариньи. Путешествие в Черкессню. Одесса и Симферополь. 1836..

15 Филипсон Г.И. Воспоминания. М., 1885.

Нетрудно заметить, что на первом этапе становления науки о Кавказе реобладали исследования ученых и путешественников - выходцев из Западной Европы, это подтверждает то, что в академии наук России было много иностран-;ев с одной стороны и неподдельный интерес европейцев к далекому Кавказу с ругой стороны..Собранные ими богатые и разносторонние материалы вошли атем в статьи и монографии о географии, экономике, истории и этнографии наро-ов Северного Кавказа. Оценивая результаты этих исследований, наш современ-ик кавказовед В.К. Гарданов пишет, что все они "внесли чрезвычайно ценный клад в изучение Кавказа"'. Нам стоит добавить к этому высказыванию.что начителеп вклад европейцев и в изучение деятельности Шотландской миссии а Северном Кавказе в 1802-1835 г.г.

Более 30 работ иностранных авторов-очевидцев деятельности шотландцев а Северном Кавказе создают объективную картину жизнедеятельности миссии Каррасе.

Особый интерес представляют материалы отечественных авторов. Прежде сего отметим врачей, которые опубликовали свои труды А. Цеэ2, доктор Ким-іель3, А. Нелгобин4, П. Савенко5, Ф. Конради6. В своих работах они дали всесто-онний анализ состояния дел у шотландских миссионеров и у немецких колони-тов Карраса. В этих публикациях представлена в большей степени роль колонии продовольственном снабжении развивающихся курортов Кавказских Минер&ть-:ых Вод, прежде всего Горячих Вод (будущего города Пятигорска). Кроме того в их приводятся данные об этносоставе населения колонии: шотландцев, горцев, емцев.

Публикации отечественных авторов X. Швырева1, К. Зеленецкого8, П. Хи-унова9, И. Радожицкого10, Я. Сабурова помещенные в российских столичных сурналах издаваемых в 1814-1828 г.г. ("Северная почта", "Отечественные запи-ки", "Северный архив", "Московский наблюдатель", "Московский телеграф"), акже важны для научного освещеши истории Шотландской колонии, поскольку

\дыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов в ХІІІ-ХІХ веках.

[альчик. 1974.

Описание Кавказских целительных Вод. изданное доктором медицины и хирургии,

ндреем Цеэ. СПб, Медицинская типография, 1817. 155 С.

Dr.Kimmel. Lettres, ecrites dans un voyage de Moscou au Caucase etc. Moscou, 1812.

Нелюбин А.П. Полное историческое, медико-топографическое, физико-химическое

врачебное описание Кавказских Минеральных Вод, Кн. 1, 2, СПб, 1825.

Кавказские Минеральные воды, описанные Петром Савенко. Императорской

едико-хирургической академии адьюнкт-профессором, СПб, 1828.

Conradi Fr. Medicinische Annalen der Kaukasischcn Hielquellen. Jahrgang 1. Moscau,

Письма Х.ІЩХаритона Шевырева)... к Ф. Б\7лгарин\' или поездка на Кавказ //

еверный архив. 1828. ч. 32-35. NN3-10.

Зеленецкий К. П. Кавказские Минеральные Воды в 1852 году //Учено-литературный

урнал Московитяшш, 1853, Том 2, С 41-70.

Хицунов П. Заметки по пути от реки Дона до Пятигорска, с кратким описанием

таврополя. Пятигорска и окрестных минеральных под // Отечественные записки. Спб.

341, Том 17.

Радожицкий И.Т. Прогулка к Кавказским Минеральным Водам // Отечественные

тиски, СПб, 1823, ч. 16:І 824, ч. 17.

содержат объективные свидетельства современников. В них дана оценка колоши Каррас как поселения европейского типа, объекта (туризма) и зоны отдыха дл посетителей курортов, причем в сравнении с соседними горскими селениями. ( явной симпатией к трудолюбивому немецкому населению Карраса - производи телю сельхозпродуктов. Характеризуются ремесла, образцовое ведение хозяйства облик жилищ и улиц, обилие садов. В этих публикациях заметно почти полно безразличие к освещению миссионерской деятельности колонистов-шотландцег

Следует отметить ценную для 60-70-х годов прошлого столетия монографии Ф. Баталина, где дается описание истории колонии Каррас и деятельности Шот ландской миссии. Автор выражает свое негативное отношение к немцам-колс нистам, которые неплохо занимаются хозяйством, но погубили дело миссии и распространению христианской веры. Называет фамилии и имена, выкупленны миссионерами горцев, выросших до зрелого возраста'. Интересна работа доктор медицины М. Милютина, описывающего историю колонии Каррас, отмеча нелегкую жизнь колонистов, полную нужд и военных тревог. Не многих удалое обратить к христианской религии, вследствие частых нападений горцев. Пригла шейные в колонию немцы через семь лет из гостей превратились в фактически хозяев и возвышенные подвиги христианской проповеди заменили торговлей : барышничеством-.

Особую ценность по истории шотландской колонии Каррас представляю публикации 80-90-х годов XIX века: работы Е. Вейденбаума3 и Р. Фракмана4.

Материалы, опубликованные Е. Вейденбаумом, основаны на анализ документов, помещенных в «Актах Кавказской археографической комиссии». Иі показана динамика численности населения колонии. Автор называет ее стареіі шим из иностранных поселений Северного Кавказа.

Работа местного пастора Рудольфа Фракмана ценна своей документалі ной информацией, основанной на материалах "Записок миссионера Александр Патерсона" бывшего в течение 25 лет во главе колонии, протоколах церковног совета и церковном уставе колонии (Kircher-Ordnung). Изложена истори возникновения колонии, подчеркивается ее основная цель: распространени протестантизма между мусульманами и язычниками. Р. Фракман отмечает, что Каррасе с 30-х годов XIX в. немцев-колонистов оказывается большинство и он во всех делах одерживают верх.

В книге П. Бугкова даны документальные сведения об устройстве Шотландско колонии "с целью просвещения диких горцев светом христианского учения"3.

1 Баталии Ф. Пятигорский край и Кавказские Минеральные Воды. Ч. 1 и 2. СПб, 1861. : Милютин М. Исторический очерк развития и устройства Кавказских Минеральны Вод, М., 1878.

3 Вейденбаум Е. К истории Шотландской колонии около Пятигорска /7 Известия
Кавказского отдела императорского русского георгафического общества. 1881, т.
6, N1, С 170-174.

4 Фракман Р. О. О так называемой Шотландской колонии (Каррас) // Известия
Кавказского отдела императорского русского географического общества. Тифлис.
1881, т. 6, N1, С 167-169, 170-174.

5 Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г.г. П.Г. Бугкова. в 3 частях
комментариями Л. Боссе, СПб. 1869, Ч 3, С 363.

Стоит отметить освещение в историографии участия шотландских мис-гонеров с 1818 по 1826 г.г. в деятельности Кавказского отделения Российского иблсйского общества (далее РБО). Оно охарактеризовано Ы.Н. Шабловским'. Іатєриал о Шотландской колонии на Кавказской линии помещен также в статье Библейские общества" в словаре Брокгауза и Ефрона2. Издательскую работу Іотландской миссии в реализации целей РБО освещает Г. Красносельцев3.

Важной составляющей в историографии истории Шотландской миссии на еверном Кавказе является опубликованное эпистолярное наследие генерала :.Н. Раевского, в нем, приводятся сведения о состоянии колонии в 1820 г.4. Подобные їнньїе содержатся в переписке 1836 года Н.В. Станкевича сЯ.М. Неверовым5, в пись-ах X. Швырева к Ф. Булгарину6, а также декабристами А.Е. Розсном7 и Н.И. Л оре-эм8. Эти материалы освещают состояние дел в Каррасе в 30-40-х годах XIX в.

История Шотландской колонии на Северном Кавказе кратко рассмотрена специальной публикации И. Апухтина'.

Современный исследователь С.А. Чекменев в своих работах достаточно полно [гисывает историю и анализирует цели поселения Шотландской колонии10. К едавним работам по избранной нами теме также следует отнести добротные сследования Р.У.Туганова". Отдельные сведения о жизни шотландских мис-гоперов имеются и в других отечественных изданиях последних лет '2.

В современной зарубежной научной литературе имеются несколько пуб-икаций о колонии Каррас, например, изданные в Германии. Они основаны на ке опубликованных российских материалах и воспоминаниях бывших жителей гой колонии и их потомков |3 .

В работе над диссертацией также были использованы справочная лите-атура, статистические сборники, энциклопедии.

Набловский Н.Н. Георгиевская старина. СПб. 1914. Энциклопедический словарь. Спб, 1891, Том 6.

Красносельцев. Западные миссии против татар-язычников. Казань. 1872. Вересаев В.В. Спутники А.С. Пушкина. М.. 1934.

Переписка Николая Владимировича Станкевича 1830-1840. М. 1914. С 357. Северный архив. 1828, Ч 32-35, №№ 3-Ю. Розен А.Е. Записки декабриста. СПб, 1907.8 Лорер Н.И. Записки декабриста М..1931.

Апухтин И. Колония Каррас; ее прошлое и настоящее Пятигорск. 1903. 12 С. Чекменев С.А. Социально-экономическое развитие Ставрополья и Кубани в конце VIII и в первой половине XIX века. Пятигорск. 1967. С 68-76: Чекменев С.А. ностранные поселения на Ставрополье в конце XVDJ и в первой половине XIX века Материалы по изучению Ставропольского края. Ставрополь. 1971. Вып. 12-13. С 13-253; Чекменев С.А. Из истории заселения и освоения Ставропольских земель иостранными колонистами в конце ХУШ-первой половине XIX века // Вестник ятигорского государственного лингвистического университета. Пятигорск, 1997. С 1-67.

Туганов Р.У. Измаил-бей. Нальчик. 1972; Тутанов Р.У.. Атачиков В.М. Шотландская иссия в Кабарде // Живая старина, 1991. N1, Нальчик. С 55-57. См. Например: Акопян В.З.. Леденев А.Ю., Ованесов Б.Т. Святой крест, сторический очерк. Ставрополь. С 20-21.

Die Kirchenund das religioseLebenderRusslanddeutchen. Stuttgart. 1978. S 273-303; Hummel. Der Weg der Kaukasus-Schwaben II Heimatbuch. Stuttgart. 1992-1994. S 57-60; Bechert A. eimat im Verstandnis Michail Lermontows II Heimatbuch. Stuttgart. 1999.

Ряд публикаций, посвященных истории Шотландской миссии, диссертант нашел в региональных газетных изданиях. Например, И.В. Бентковский опубликовал здесь важные статистические сведения о колонизации Северного Кавказа1. Современный историк-краевед СВ. Боглачев опубликовал материалы по истории основания шотландской миссии в Каррасе. В результате авторских переводов Е.Л. Сосниной стшіи возможными её публикации о посещении колонии Жаном Шарлем де Бессом, Омер де Гель. В них даётся материал о жизни колонии, отдельные портреты членов миссии2.

Ценная информация о предыстории деятельности Шотландской миссш содержится в литературе по истории миссионерства на Северном Кавказе3.

Анализ отечественной и зарубежной исторической литературы о Шотланд ской миссии на Северном Кавказе позволяетзаключить, что поставленная пробле ма до наших дней не стача предметом систематического и комплексного научногс

ИЗучеНИЯ. Имеющиеся ОТДеЛЬНЫе Публикации СОЗДаЛИ необходимую ОСНОВУ ДЛ5

перехода к монографическому исследованию, охватывающему все этапы сущест вования миссии и различные стороны ее деятельности на Северном Кавказе.

Таким образом, целью настоящей диссертационной работы является прове денне целостного комплексного исследования истории Шотландской миссии.

Исходя из степени разработанности проблемы, диссертантом были постав лены следующие задачи исследования:

1 .Выявить предпосылки появления Шотландской миссии на Северном Кавказе

  1. Обосновать и определить причины возникновения Шотландской коло нип, выявив административно-правовые условия ее деятельности, особенності политики российского государства в отношении иностранцев-миссионеров.

  2. Изучить процесс деятельности, позицию и особенности функционирова ния миссии среди мусульман и язычников.

  3. Проанализировать взаимодействие шотландцев и немцев, хозяйственно экономическую деятельность колонистов, определив ее значение для освоения ] развития Центрального Предкавказья.

  4. Рассмотреть и оценить научное наследие Александра Патерсона, ка: исследователя Северного Кавказа, ввести его материалы в научный оборот показать реачьный вклад в кавказоведение.

  5. Обосновать возможности использования позитивного историческое регионального опыта деятельности Шотландской миссии, которые способні содействовать формированию современной стратегии развития национальной : региональной политики Российской Федерации.

Объектом исследования является регион Северного Кавказа с 1802 по 1835 г.і

1 Бентковский И.В. Материалы для истории колонизации Северного Кавказа ,
Ставропольские губернские ведомости. Ставрополь. 1880. №№ 35,38,42.

2 Боглачев С. Боглачева И., Шотландские миссионеры у Бештовых гор // Кавказски
край. 1997, N12,1998 N1 -2. Соснина Е.Л. Шотландская миссия в Каррасе //Кавказски
край. Пятигорск, 1994, №6. СИ.

3 Кузнецов В.Л. Очерки истории алан. Владикавказ. 1992. Павлов Д. М. Отцы иезуиті
на Северном Кавказе. Пятигорск, 1916. Беляев И. Русские миссии на окраинах. СГК
1900.

Предмет исследования - история деятельности Шотландской миссии на Северном Кавказе в 1802-1835 годах.

Хронологические рамки. Работа охватывает период с 1802 по 1835 г.г. Отправная точка исследования связана с фактом приезда шотландских миссионеров на Северный Кавказ, на Кавказскую линию, их добровольного поселения в селении Каррас близ горы Бештау в Георгиевском уезде и началом их деятельности. Рассмотрение всего периода существования Шотландской миссии, а не только колонии с одноименным названием, позволило раскрьпъ специфику ее деятельности во всем регионе, истинные цели миссионеров. Конечная дата настоящего исследования -1835 г.г. В том году вышло постановление Кавказского гражданского губернатора, однозначно запрещавшее жителям Шотландской колонии заниматься миссионерской деятельностью.

Территориальные рамки. Определение территории, используемой в работе :овпадает с общепринятыми границами северокавказского региона Российской Федерации. В ряде случаев автор диссертации в связи с обоснованной необходимостью выходит за хронологические и территориальные рамки. Например, когда речь идет о событиях в Астрахани, окрестностях Оренбурга, столицах России.

Методологической основой работы послужил принцип научности и историзма , т.е. такой подход, когда действительность рассматривается как изменяющаяся во времени, развивающаяся. При этом каждый факт исследуется неотрывно от конкретно-исторической ситуации. Автором применяются исто-эико-системный, нсторико-сравнительный, интуитивный методы, которые позво-гили более глубоко понять исторические процессы, протекавшие на Северном Кавказе в изучаемый период.

Источіпіковая база. В качестве документальной основы для написания піссертации послужили материалы, хранящиеся в фондах архивов: Российского государственного исторического архива (город Санкт-Петербург), Государ-ггвенного архива Ставропольского края (город Ставрополь), Государственного ірхива республики Северная Осетия - Алания (город Владикавказ), а также материалы документального фонда Пятигорского краеведческого музея.

В Российском государственном историческом архиве (РГИА) автором ісследовання использованы следующие фонды и дела:

Фонд 383, оп. 29, д. 186, 187 - «Дело о шотландских миссионерах, переучившихся на Кавказ». 1802-1824 г.г.; д. 280 - «Дело о кабардинцах, желающих 5ыть под защитой Российскою»; д. 515 и д. 516 - «Дело о шотландских миссионерах, выезжающих в Шотландию». 1825-1834 г.г.; д. 592 - «Дело об устройстве Лотландской колонии». 1835-1850 г.г.;

Фонд 1263, оп. 1, д. 166 - «Документы о переносе шотландской миссии в жрестностиОренбурга». 1813-1818 г.г.; д. 179-«Докладнаязаписка Министерства шутренних дел об отмежевании земли». 1819 г.г.; д. 464 и д. 456 - «Докладная іаписка Министра внутренних дел летом 1826 года о критическом состоянии дел ) колонии в связи с отъездом миссионеров»; д. 574. д. 562, д. 1105: д. 618 - «Дело ) переселении Саратовских колонистов в Шотландскую колонию в 1810 году»;

Фонд 1341, оп. 7, д. 874 - «Документы об изготовлении грамоты для Шот-гандской колонии»;

Фонд 1661, on. 1, д. 582.- «О деятельности шотландских миссионеров Блая и Галловая среди ингушей»

В Государственном архиве Ставропольского края хранятся ценные сведения об учреждении колонии, текст жалованной грамоты, документы о размежевании земель в 1806, 1819, 1826, 1835 годах, об устройстве колонии, о закупке невольников, о взаимоотношениях шотландцев и нешіев, о развитии ремесел, о постройке водопровода, об устройстве быта, списки миссионеров и немецких колонистов, рапорты, отчеты, донесения, жалобы, об отношениях с горскими племенами, об охране колонии - Фонд 55 (Кавказская палата государственных имуществ), оп. 1, д. 93; Фовд 79 (Общее управление Кавказской области), оп. 1, д. 1373; Фонд 87 (Канцелярия гражданского губернатора Кавказской губернии), оп. 1, д. 3; д.569; д. 871; д. 878; д. 960; Фонд 128 (Кавказское губернское правление), оп. 1, д. 2242; Фонд 1251 (Собрание документальных материалов по землеустройству Ставропольской губернии), оп. 1, д. 17; д. 33; д. 41.

В Государственном архиве республики Северная Осетия -1 Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 г.г. П.Г. Буткова. в 3 частях с комментариями Л. Боссе. СПб, 1869, Ч 3, С 363. - Алания хранятся материалы о численности населения колонии в 1826 году, об основании и содержа-нни школы, о судьбе караулки, устроенной в 1813 году, о землепользовании, о значении Жалованной грамоты 1806 года в жизни колонии Каррас с чисто немецким населением, об общественном управлении делами колонии вплоть до 1917года: фонд 11 (Терское областное правление), оп. 1, д. 127; оп. 11, д. 165; оп. 12, д.237; оп. 14, д. 8746; оп. 16, д. 363; оп. 49, д.д. 119. 147; оп. 62, д.д. 26, 88, 760; фонд 123 (Владикавказская духовная консистория), оп. 1, д. 1025;

В фондах Пятигорского краеведческого музея хранится рукопись "Записки миссионера Александра Патерсона" на английском языке и два ее перевода, осуществленные филологами Кабанцовоп и М. Игнатьевой. В собрании этогс же музея находятся личные документы семьи А. Патерсона, владетельный акт из землю, выданный ему управой колонии в 1829 году, свидетельство, выданное дочери А. Патерсона в 1828 году, карта Северного Кавказа, составленная А. Патерсоном, на основе его изучений края.

В ходе диссертационного исследования широко использовались уже опубликованные документы. Среди них особо следует выделить Акты КавказскоГ археографической комиссии, чье издание является самой крупной публикации" документов по истории Кавказа в дореволюционный период'. Они позволяют осветить военную, политическую, административную, экономическую, санитар ную обстановку на Северном Кавказе в целом и в связи с этим, складывающую^ в Шотландской колонии в частности. Другое весьма ценное издание Актої позволило полно и объективно осветить деятельность Шотландской миссии і Ингушетии2.

Весьма важный материал содержится в Полном собрании законов рос сийской империи в XXVII, XXIX и XXXII томах (1802-1803, 1806-1807, 1812

1 Акты Кавказской археографической комиссии в 12 томах, Тифлис. 1850-1880.

2 Акты Кавказской археографической комиссии об ингушах и Ингушетии. Назрань
1995.

815 г.г. соответственно) злесь помещены документы о дозволении учинить по-:еление, Высочайшая грамота колонии и утверждеїте Российского библейского >бщсства. активными участниками которого были на Северном Кавказе шотланд-:кие миссионеры1. Ряд материалов посвяшеннь.'Х деятельности Шотландской лиссии. содержится в четырех книгах документальной истории образования лногонацноналыюго государства Российского2.

Небольшую группу источников представляют документы личного ііро-ісхождения - генеалогическое древо родов шотландцев-миссионеров в России -\лександра Патерсона, Джеймса Галловая, немцев-колонистов - Готлиба Рошке, \ндрея Бауер, воспомішашія потомков-колонистов, письма, хранящиеся в фондах Пятигорского краеведческого музея.

Значительные обьемы информации о жизни расположенных близ Пятигор-:ка иностранных колоний содержатся в метрических книгах православных и еван-гелнческо-лютеранских церквей, хранящиеся в Пятигорском городском архиве н Железноводском ЗАГСе.

Осознавая необходимость критического подхода к получаемой информации, учета степени ее научной достоверности, автор тщательно отбирал материал, опираясь на те конкретные факты, которые подтверждаются несколькими независимыми друг от друга источниками. В целом, проанализированные выше материалы позволили исследователю раскрыть исследуемую проблему как можно глубже, обеспечили достаточно полное решение, поставленных в диссертации задач.

Научная новтна состоит в самой постановке проблемы, т.к. диссертация является первой в отечественной историографии попыткой монографического исследования деятельности Шотландской миссии Эдинбургского библейского общества в первые три десятилетия XIX века - как первый опыт мирной созидательной и просветительской деятельности в данном регионе в этот период.

Проанализирована специфика административно-правового управления колонией Каррас из вне, а также внутренняя иерархия. Впервые рассмотрена роль управы колонии (миссионерского комитета), суда в управлении делами ее населения в отношении прав но отправлению религиозных норм, земли, образования, занятии и проживания. Дан анализ первого и редкого опыта геральдики на Северном Кавказе - гербовой печати поселення в первом десятилетии XIX века - свидетельство самоуправления, самобытности и европейской просвещенности поселенцев.

Определен вклад миссионеров Шотландской колонии Каррас в социально-экономическое освоение уникального эколого-курортного региона Кавказских Минеральных Вод.

Впервые дана социально-демографическая характеристика миссионеров. Выявлены их личностные характеристики. Исследован зтшіческий состав жителей колонии Каррас с 1802 по 1835 г.г..

Раскрыты толерантные методы и способы деятельности по распространению христианского учения, грамотности, санитарно-гигиеническіьх и сельскохозяйственных знаний среди местного населения Северного Кавказа через диалог, веротерпимость, желание и опыт преобразования.

' Полное собрание законов Российской империи. Спб.. 1830. 2 Россия и Северный Кавказ в XVI- XLX веках. М.. 1999.

Проанализирована переводческая и издательская деятельность первоі типографии на Северном Кавказе в Каррасе, тематика и проблематика ее изданий

Исследовано участие миссионеров Шотландской колонии в деятсльносп Кавказского отделения Русского библейского общества но распространению знанш о христианском учении среди православного, магометанского и языческого населения

Введены в научный оборот материалы "Записок миссионера Александр; Патерсона" - первый опыт их научного осмысления и определения вклада в на учное кавказоведение.

Практическая значимость работы заключаются в том, что ее материалы могу быть использованы при разработке обобщающих работ по истории, историческом; краеведению, при подготовке учебников и учебных пособий по решоноведению Се верного Кавказа, а также при подготовке спецкурсов в ВУЗах, средне-специальны: учебных заведениях, в школьной учебно-воспитательной практике и в лекционно-про пагандистской работе. Данныеможно применять в исследованиях по миротворческое тематике на Северном Кавказе, которая сегодня особенно актуатьна в регионе.

Апробация исследования. Основные результаты исследования по темі диссертации обсуждены на региональных научно-практических конференциях посвященной 195-летию основания поселка Иноземцево (1997 год), регионально! научно-практической конференции по топонимике региона Кавказских Мине ральных Вод (город Пятигорск, 1999 год), на северо-кавказской научной конфе ренцин "Историк и время" (город Ставрополь, 2000 год). Положения диссертацш апробированы в авторской программе спецкурса "Краеведение" для средни: школ региона Кавказских Минеральных Вод (1997 год). С 1997 года по настояще время осуществляется ее преподавание автором в гимназии № 4 города Пятигор ска. Опубликовано в регионшіьной периодической печати 6 статей. Составлеї телесценарий и снят с участием исследователя фильм на краевой студии теле видения "История Шотландской колонии".

Структура диссертации. Поставленные автором цель и задачи нссле дования определили структуру диссертации. Диссертация состоит из введения трех глав, библиографии и приложении, куда вошли списки использовании, источников и литературы.

Основные цели создания миссии Эдинбургского библейского общества в Каррасе

Таким образом, основы миссионерской деятельности были сформулированы папской церковью в начале XVII в., которые стали фундаментом и для протестантских проповедников религии.

Римско-католическая церковь всегда уделяла внимание Востоку, стремясь расширить сферу своего влияния. Проникновение итальянских священников на Северный Кавказ в XIV-XVIII в.в. стало возможным лишь потому, что в Причерноморье при согласии Турции генуэзские купцы организовали свои колонии. В Причерноморье и на побережье Каспийского моря организованы были рынки работорговли. Вместе с купцами, облачившись в гражданскую одежду, на территорию Северного Кавказа проникали и проповедники.

Нами изучены свидетельства около 30 европейских авторов -иностранных путешественников-исследователей XVII-XVIII в.в., которые представили жизнеописание о посещении региона в сочинениях. Согласно которым мы составили представление о миссионерском влиянии итальянцев. Из числа этих авторов более половины имели дипломатический либо высокий государственный статус..., пятеро их них были миссионерами или лицами, причастными к католической пропаганде (Авриль, Лукка, Пьетро делла Балле, Дортелли д Асколи, Ламберти), два купца, один моряк, один врач и др. лишь двое авторов этого периода побывали на Северном Кавказе лично. Это были Дортелли д Асколи и Лукка. "... Миссионеры сообщают весьма интересные факты из жизни черкесов. Эти факты основаны на личных наблюдениях и заслуживают безусловного доверия" (Адыги. 1974.С. 18).

Из публикации записей венецианца Иосифа Барбаро, путешественника первой четверти XV в., мы узнаем, что "область Алания... исповедует христианскую веру..."( Хицунов.1903.С.9). В XIV-XV в.в. черкесы были формально христианами греческого вероисповедания. "На Северо-Западном Кавказе существовали епархии -Зихийская, Фанагорийская, Никопсийская и Матрахская (Таманская) (Очерки истории Карачаево-Черкесии. 1967.Т. 1,С. 184). О том, что черкесы были христианами греческого вероисповедания, пишут Барбаро, Шильбергер и Интериано. На территории современной Карачаево-Черкесии сохранились памятники этого времени - каменные кресты, плиты и другие (Очерки истории Карачаево-Черкесии.1967.Т.1,С731-732).

В это время XIV-XV в.в. Генуэзская и Венецианская республики проводили активную колонизационную политику в Северном Причерноморье. В Крыму и в устье Дона были образованы крупные генуэзские пункты (Кафора и Тана), а на Азовском и Черноморском побережье Северного Кавказа и даже на Кубани, находилось ряд их торговых факторий (Адыги. 1974.С. 11-12). В этом отношении итальянского происхождения интересны некоторые варианты интерпретации двух топонимов Пя-тигорья. Одно из названий средневекового городища Рим-гора - Боргу-стан можно перевести с итальянского языка как Святой город - Борго-Санто. В районе Ессентуков, где в XIV в. располагалась ставка золото-ордынских ханов, есть холм с названием Франчиха. Возможно эти топонимы отражают наличие генуэзской фактории.

Адыгское и абазинское население верховьев Кубани и Зеленчука, по-видимому, принимало участие в торговом обмене с генуэзцами и другими иноземными купцами, проходившими по "шелковому пути", пересекавшему территорию Черкесии и Карачая. По данным Е.П. Алексеевой сохранилась память о франках-ференках (т.е. генуэзцах), а также генуэзцах под их собственным именем (гене, генез, джинц, гуэнес). Одним из первых европейцев, попавших на Северный Кавказ в рассматриваемый период, был католический монах-доминиканец, мис 24 сионер Юлиан. В октябре 1235 г. Юлиан с группой миссионеров предприняли поездку из Константинополя морем к берегам Северо-Западного Кавказа с целью разыскать древнюю прародину венгров и обратить жителей этой страны в христианство.

Итальянские купцы, наряду с другими коммерческими операциями, охотно покупали у татарских феодалов рабов-военнопленных, и таким образом, стимулируя набеги татарских феодалов на Черкесию для захвата там такой ценной добычи, как рабы (Адыги. 1974.С. 14).

Период XV-XVII в.в. характеризуется совершенно новой международной ситуацией, которая вызвала интерес к Северному Кавказу у нового, по сравнению с предыдущим периодом, круга западноевропейских стран.

Под влиянием великих географических открытий и развития в Западной Европе капитализма происходит вытеснение с занимаемых позиций торговых республик Италии и выдвижение других европейских государств. "В результате проложения морского пути в Индию и открытия Америки, европейская торговля вышла за узкие пределы морей, омывающих Западную Европу ...".

Путь из России в Иран и Индию представлял немаловажный интерес для западноевропейских стран. Европейских купцов интересовал шелк Ирана. Потому в XVII в. многие западноевропейские государства просят у России разрешение вести через ее территорию торговлю с Ираном. Открытие в середине XVI в. северного морского пути из Англии в Россию, в Архангельск, позволило англичанам опередить своих соперников в деле организации восточной торговли через территорию России.

Символика поселения. Гербовая печать

Несмотря на то, что Шотландская колония не учреждалась в 1806 г. городом, ее основатели и устроители мечтали превратить ее в город по типу раннего Санкт-Петербурга (Glen. 1823 .Р.54). Не случайно колонисты уже в первые годы принялись обустраивать главную улицу по образцу Невского проспекта с двумя ровными линиями домов по обе стороны широкого пространства. По центру проспекта располагался бульвар для прогулок с двумя аллеями деревьев по обеим сторонам дорог для проезда, а по его центру протекал ручей с горы Бештау, из которого они намеривались сделать канал. Но с 1810 г. устроили водопровод с деревянными желобами.

Документы и воспоминания свидетельствуют о том, что миссионеры намеревались обустройством естественного ручья, стекающего со склонов Бештау, имитировать на здешней почве Невский канал. В целом, поселению планировалось придать вид шотландского - небольшого, упорядоченного, но и вместе с тем оригинального. (И в настоящее время улицы п. Иноземцево сохраняют первичную планировку - Л.К.).

К сожалению, документы об утверждении печати не обнаружены в архивах данного периода. Акта регистрации печати колонии в Своде законов Российской Империи нет. Тем не менее на документах, исходящих из Шотландской колонии встречается гербовая печать с 1807 г.

Само дозволение иметь свою собственную печать колонистам из Шотландии свидетельствует, что с первого дня их появления на Кавказе они находились под попечительством Императорского двора. Отсюда можно сделать вывод - русскому правительству было не безразлично закрепление их здесь на постоянное жительство.

Сам император Александр I, ревнитель европейской культуры, мечтал о закреплении миссионеров на постоянное жительство в этом далеком, необжитом крае, что полностью совпадало с желанием местных властей. На Северном Кавказе в этот период, где не насчитывалось и 10 городов, на их печатях была общероссийская символика. Первый герб уже Кавказской области (центр - Ставрополь) будет утвержден лишь 23 октября 1828 года (Винклер.1900.С22).

Архивные источники свидетельствуют, что название -"Кавказская губерния" имеет отношение к двум периодам с 1785 по 1802 г.г. с губернским городом Екатериноград (ныне станица Екатериноград-ская в Кабардино-Балкарской республике) и с 1802 по 1822 г.г. - губернский город Георгиевск. Нас интересует второй период.

Таким образом, создание печати со знаковыми обозначениями, так называемой гербовой печати Шотландской колонии Георгиевского уезда Кавказской губернии, следует рассматривать как составной элемент просветительства на Северном Кавказе, проведенный Управой колонии на основе западноевропейского опыта. Образованные законопослушные европейцы придавали большое значение соблюдению установленных правил в оформлении документов.

Феномен наличия гербовой печати Шотландской колонии вызван условиями общего культурного развития эпохи Просвещения, происходящего в Западной Европе в XVIII в., и является важнейшим историческим свидетельством просветительского вклада миссионеров на Северном Кавказе.

Поселенцам у горы Бештовой не удалось превратить место своего проживания в город. Поселению не суждено было приобрести статус города даже к концу XX в. Однако, благодаря формированию западноевропейской городской культуры здесь на Северном Кавказе в первом десятилетии XIX в. получает развитие геральдическое искусство. По нашему убеждению, этот опыт повлиял на появление герба у города Пятигорска в 1842 г. Несомненно, что этому способствовало ближайшее соседство иностранной колонии и молодого города у горы Горячей. Обратившись к знакам и символам герба миссионеров, мы обнаружили, что художественное воплощение эмблемы поселения точно соответствовало канонам геральдического искусства Западной Европы. По европейскому канону определена медальная композиция. Сургучные пурпурно-красные оттиски печати Шотландской колонии нами обнаружены на документах 1807-1829 г.г. Подлинник печати, т.е. собственно матрица, нигде ныне не обнаружен .

Печать имеет круглую форму. Диаметр - 35 мм. Край окаймлен трехрядным ободом. Между линиями на оттисках видны фрагменты этого обода. Внутренний круг окаймляют символы печати. Между первым и вторым кругом надпись: "Печать. Шотландской. Бечтов. г. Кавказской губернии". Между второй и третьей окружностью в нижней части по центру надпись: "Георгиевский уезд".

Металл, из которого изготовлена печать, не известен, можно лишь предположить, что она либо из меди, либо из серебра. В декоративном убранстве этой печати - своеобразном "свидетеле" и непосредственном "участнике" многих бурных событий жизни колонистов, заключена весьма значимая информация, заслуживающая глубокого и всестороннего изучения.

Символы новых административных образований Западной Европы, как правило, олицетворяли провинцию. Рассмотрение знаковых обозначений на печати колонии нами будет произведено с данных позиций. Комплекс изображенных предметов: вверху - силуэт горы Бештау, слева направо по среднему ряду - виноградная лоза, сноп пшеницы, стилизованное дерево; в нижней части по центру - улья с пчелами, внизу - контуры земли. По нашему убеждению, они на печати Шотландской колонии отражают черты жизнедеятельности жителей: виды хозяйствования, просветительскую деятельность.

Основные направления сельскохозяйственной деятельности колонистов Карраса

Миссионеры колонии раздавали свои издания как во время посещения ими близлежащих деревень, так и тогда, когда жители их бывали в колониях на службах и беседах. Однажды миссионеры, придя в одну из деревень, обнаружили, что в обложках из под Библии, Нового Завета вложены Кораны в мягких обложках. После этого дорогостоящие книги стали давать только тому, кто проявлял подлинный интерес к Учению (Адыги. 1974.С.327).

В годы активной деятельности Кавказского отделения Русского библейского общества Новый Завет на турецко-ногайском диалекте был дважды переиздан в типографии миссионеров в Астрахани в 1818 г. и 1825 г. В 1820 г. миссионер Чарльз Фрезер на основе турецко-ногайской версии Г. Брунтона осуществил перевод Нового Завета на турецко-киргизский (казахский) диалект, который был в типографии Шотландской миссии Астрахани. Немного ранее, в 1817 г. в Санкт-Петербурге вышло издание Нового Завета на арабском языке в переводе Г. Брунтона по заказу Русского библейского общества тиражом в три тысячи экземпляров для распространения среди магометанского населения окрестностей России.

В то время в двух верстах от колонии Каррас в Аджи-ауле (Хаджи-Кабак) жил известный кабардинский просветитель Шора Ног-мов. "Черкес Шора-Бекмурзин-Ногмов, получивший русское образование, составил грамматический очерк русского языка. Труд этот был в руках А.П. Берже, который передал его П.К. Услару" (Загурский.1903). По мнению Р.У.Туганова образованные миссионеры весьма способствовали расширению научного кругозора Шоры Ногмова. "Увидев в лице молодого кабардинца объект своих вожделений, они пытались склонить его к принятию христианства, вступали с ним в дискуссии на философ-ско-богословские темы," - читаем мы у Туганова. "Мы нашли его умным интеллигентным человеком, - писал Роберт Лайэлл, делясь впечатлениями о встрече с ним, - он одинаково хорошо говорил и писал по-русски... Мистер Джек (пастор колонии) информировал нас, что он (Шора Ногмов - Л.К.) несколько раз был близок к тому, чтобы принять христианскую религию, а однажды даже согласился принять решение, но потом снова впал в свои магометанские воззрения и догмы" (Адыги. 1974.С.326-327). Ногмов написал Патерсону краткое письмо, в котором была такая фраза: "О, если бы я мог открыто исповедывать религию нашего дорогого и почтенного Мессии. Я теперь верю, что ваша религия - истинная и праведная. Я хотел бы с наслаждением присоединиться к вам в исповедании религии Иисуса Христа" (Туганов. 19991.С.39-40).

Миссионер Галловай писал в своем дневнике: "10 октября 1817 г. меня навестил Шора, кабардинец из Хаджи-Кабака, который признался, что признает христианскую религию, но в настоящее время некоторым обстоятельствам не может исповедовать ее открыто. Он сказал мне, что несколько дней назад он убеждал одного из своих соседей, что Иисус будет судить мир в последний день. Тот, напуганный этим, сказал, что это неправда и что он, Шора, говорит это только для того, чтобы доставить удовольствие англичанам (миссионерам - Л.К.). Тогда Шора сказал ему, что Иисус в Коране назван Духом Божьим, что он знает все и потребует отчета во всех делах". Тот сказал: "Если Иисус назван Духом Божьим, тогда это может быть правдой. Этот Шора - молодой человек необычайных способностей; он читает по-арабски, немного владеет персидским и очень хорошо - турецким языком. Он задержался у нас допоздна и прочел большой отрывок из Нового Завета" (Туганов,Аталиков.1991.С55). Шора Бекмурзин Ногмов знал больше о христианстве, чем любой из соотечественников, благодаря его образованности и эрудиции. Шотландские миссионеры сыграли немалую роль в расширении кругозора и языковых его познаний. Вероятней всего, занятие Ш. Ногмова по составлению азбуки и грамматики, а затем истории кабардинского народа было следствием просвещенного миссионера. Вильям Глен в вышеназванном повествовании рассказывает о том, что в колонию долго не мог попасть татарин - из-за охраны в воротах деревни. Он пришел узнать путь к спасению. В нем появилось огромное желание избавиться от греха, но не было никакой потребности последовать за учением Христа. По прошествии времени Галловай скажет Глену, что тот татарин (ногаец) был христианином в сердце, но боялся признаться в этом мусульманам, "метался между двумя взглядами".

Проповедническая работа проводилась миссионерами при каждом удобном случае. Проповедниками в колонии были Генри Брунтон, Александр Патерсон, затем в 1820 г. был прислан пастор Джон Джик в качестве пастора миссионерской церкви и посланника к мусульманам. Когда он выехал в Британию, пробыв в Каррасе 6 лет, пастором стал Джеймс Галловай. Для миссионерской работы шотландцы построили дом. С приездом немцев, спустя 10 лет, в деревне Каррас Э. Гендерсон отмечал наличие отдельной немецкой церкви, а рядом с верхним концом улицы находился дом, предназначенный для работы миссионеров, чьи дома находились по соседству. Лишь в 1836 г. будет построена Кирха для всех жителей евангельско - лютеранского вероисповедания в Шотландской колонии Каррас

Воспитание зависимых горцев в Шотландской колонии

Достаточно подробно Патерсон останавливается на описании крепостей на линии, их роли в защите мирного населения и отношения горцев к строительству русских укреплений: "Крепости Черноморских казаков были защитой от банд грабителей". "...Постройка новой линии укреплений на этой реке в 1822г. заставила большую часть их (независимых чеченцев - Л.К.) уйти в горы, и тем самым вызвала в них ожесточённость по отношению к постройке крепостей. Они продолжают совершать набеги..." (там же.С.63,65).

Так возле селения Эндери - современный Андрей-аул. А.П. Ермоловым в 1819 г. для прекращения хищнических набегов горцев Дагестана была построена крепость Внезапная. Как и Патерсон, Ермолов понимал важность Эндери для России: "Город Андрей весьма торговый и со временем может приносить большие выгоды" (Ермолов.1991.С.286).

Патерсон подчёркивает: "Толпы разных народов посещают его (Эндери - Л.К.) по делам торговли, это было бы хорошим поводом для утверждения России. Поддержка и помощь была бы оказана правительством" (там же.С.70). Здесь Патерсон мыслит уже как государственный деятель, видя реальные возможности для России упрочить своё влияние на Кавказе. А.П. Ермолов в донесении императору пишет: "... нахожу необходимым устроение крепости при селе Андрее (Эндери - Л.К.), которое, произведя богатый торг, удовлетворяет всем необходимым потребностям горцев, и что сих последних со временем, не употребляя оружия, но одними нуждами можно будет содержать в зависимости" (Ермолов,1991,.С321).

Записки миссионера А. Патерсона как отражение реальной ситуации по распространению христианства. " История не знает примеров того, чтобы одна религия заменила другую в чистом виде, без заимствования у своей предшественницы; всегда новая религия прививается на старую, и проповедники новой системы вынуждены мириться с подобным смешением из политических соображений, чтобы не напугать население, не склонное сразу же воспринимать нововведения. Тот, кто внимательно проследит развитие христианства, увидит, что оно видоизменялось на тысячу ладов, несмотря на кажущуюся ортодоксальность, и каждый народ добавлял к нему некоторые свои древние праздники, древние обряды, упоминание о древних культах" (Беляев. 1900.С. 11).

В описании горских народов Патерсон уделяет особое внимание их религиозным верованиям и констатирует, в основном, наличие пережитков христианства в смеси с языческими обрядами, и эта неопределённость в религиозных представлениях горцев растёт. Это единственный полный анализ у исследователей Северного Кавказа первой трети XIX в. Патерсона беспокоит, что вскоре последние остатки христианства уступят место наступающей религии Магомета. Так, при описании сванов, Патерсон пишет: "... они вынуждены защищать себя от всех магометанских соседей, что они сохраняют христианские имена" (С.49).

В дневниковой части исследуемого документа есть интересная, хотя и краткая приписка Патерсона о том, что некто (старейшина - Л.К.) в развалинах христианского храма ведет отшельническую жизнь, руководит общиной людей, которые, как христиане, соблюдают 2 поста в год (весной и осенью), а старейшина выполняет функцию жреца; они, приносят овец в жертву, а шкура жертвенного животного принадлежит приносящему жертву ( С.56).

Некоторые горцы "сохранили часть понятий о посте и воздержании от мясной пищи и чревоугодия" (С.54). Подобные нелепые обряды, суть которых была непонятна для них самих, совершали так называемые деканозы, туземное не рукоположенное духовенство, не имеющее основных понятий о христианской религии. Наблюдения Патерсона напо 162

минают похожие описания других иностранных авторов, изучающих Кавказ, например, Бесса, Тебу де Мариньи. Последний сделал очень верный вывод из своих наблюдений: " Внимательно изучая характер этих церемоний нельзя не узнать языческие обряды и слабые представления о христианских таинствах, которые, будучи перемешаны друг с другом, образуют своеобразный религиозный культ, продукт невежества этих народов" (Адыги. 1974.С.306).

Патерсон причислил многие горские племена к народам, исповедующим христианство, но эта вера была им плохо известна, и они лишь называли себя христианами. Казалось бы, на Северном Кавказе сложилась благоприятная обстановка для христианизации населения, учитывая наличие пережитков христианизации времен господства Византии. Видимо, это и воодушевило шотландских миссионеров на активизацию своей деятельности среди горцев.

Патерсон обращает внимание на угасание христианской веры и приход взамен нее магометанства. Описывая способы, которыми магометанство завоёвывает себе позиции, он упоминает заимствование племенами друг у друга обычаев, одежды и вместе с ними религии, посредством смешанных браков, насильственное насаждение мусульманства под угрозой уничтожения (описание захвата арабами Эндери, владелец которого "монгольский князь" вынужден был принять магометанство, чтобы сохранить за собой своё владение), и, наконец, религиозной пропаганды, устроенной Турцией с целью распространения ислама среди кавказских горцев для укрепления своих позиций на Кавказе (описание деятельности исламского фанатика - проповедника Шейха - Мансура) (С.68).

Большое внимание Патерсон уделяет отрицательному влиянию Турции на горские народы. Известно, что Турция через своих эмиссаров и шпионов поддерживала с горцами постоянную связь, подстрекая "их в совершении набегов и грабительских походов в ...Грузию и русские поселения на линии, и к другим народам, жившим под покровительством России. Каждый год людей убивали, и угоняли, даже казаков и солдат, когда они попадались на дорогах, для продажи в Константинополь и Анатолию.." турки содержали в неволе даже беременных женщин до рождения детей, утверждая, что это делается "под предлогом укрепления народа в вере". Но Патерсон понимал, что это лишь лицемерный предлог, на самом деле целью Турции было "поддержание... разбойников в противостоянии России и объединении с ними и врагами России против христиан" (С. 12).

К сожалению, приходится констатировать, что ислам имел на Кавказе больший успех, нежели христианство, а А. Дьячков-Тарасов, изучая проблему христианизации Абадзехии в середине XIX в. делает вывод: "...Магометанство пришлось вполне по душе абадзехам, ибо воинствующая религия давала полный простор воинственным наклонностям абадзехов" (Весь Кавказ. 1903.С.З).

Естественно, что в таких сложных обстоятельствах миссионеры, желавшие иметь хотя бы небольшой успех в своей деятельности, должны были быть правильно подготовлены для работы с уже укрепившимся на Кавказе мусульманскими началами. Миссионеры должны были уметь с помощью богословских аргументов и логических доводов убедить горцев в ложности избранной ими веры и быть "Одновременно апостолами истины и проповедниками любви" (Хольц. 1893 .С. 123).

Шотландские миссионеры прибыли на Кавказ, вооружившись знаниями о мировых религиях. Об этом говорит список книг в "Записках", которые находились в библиотеке Карраса. ( С.66,78). Евангелие для миссионеров было руководством к действию.