Введение к работе
Актуальность избранной така опредоллот ее надэстьточпа;, р.,ь-работанность в азербайджанской историография. Авторок ш; основе-оольаюго фактического материала, значительная часть которого зпарвае вводятся в научный оо^.,от, предпринята попытка создать оообцакглй труд по несло дуемой проблеме,
Значимость, представленного ксслед:' внил проблема раззнтдл музыкального театра к подготовки музыкальных кадров в Азербай-дга:-:е / Ї920 - июнь 1941 гг .', особенно возрастает в связи с определением мзета азербайджанкой .музыкальной культуры-, как но-отьомлемой составной частя общемировой музыкальней культура, так как сегодня, когда Ааарбайдан вступил на путь самостоятельного развития, это особенно ватно.
Все эти факторы определяют актуальность и зизиеспособность .данного исследования.
Задачи, поставленной в данном научно.»,: исследовании было зозкох-h'i.'.v: решть лдыь прибегнув к тцательксму изучение к глубокому анализу каучк?, х трудов» включая монографии, диссертационные работы /. научнке статьи» по направлениям, затронутым в ддесертаукй. La-смотра, и. наличие целого ряда работ, как известно, которїогрз-фиа i.-f-r --.тской культуры отличает богатство научного матаркада, 'нг)::-'1гх'„.;,, поставленные в представленной работе но Сыдх епэ пред-.v-ітпм сг.ецсалького обобщающего исследования.
В пасл-»дн;'.5 девятилетия актгвде :ровалась работа г.о изучений
проблем истории совят".-! культура и закономерностей яз ;ормиро-
Создан цплай ряд фундаментальных трудов по ястсрип развития отр?.олзвнх щаправло'най культуры, Тая, к примеру, образопания, на-у.;;;. ";,-тооатуры л лс\чгес?.аа.*\ Считаем явобЯодкмки отметить пря зто;.и что яопрозн разгітчя музыкальной культура '20-30-х годов XX отслогкя нз и&щлз достаточно полного отрежодяя г исторической ля-тгрутурЗс' ?сла .'.'й- счг*ать ряда диссертационных работ по национя-. ль кода музикальному строительству,.которуе бнлл созданы в разное года ч различных рз'гяонах Счэывгс.'СССР.^.
Ккм M.FI, 0 ю'дьтурл как поздаєте исторического изучения. Вопросы истоойя, IV??4*, і» II; -Он же.. ІТс-обле.'.си мзвитііг: социалистической культуры. 3 кй.: Культура развитого социал>:з:лз Чізхотоснв эопрсон тооойй я исторян. й., Г97Є; Иоячуя '.';Г.< Коган Л.Н, Со-вотская социалистическая культуга: ігеторачасігеі огшт я сояре- ;
узнныз пробле!.ш, Ш., 1Э79; Тсмирбаеп К.М., Укг-'йнцея В.В.Счер-к?.':.:с?орк'л советской культуры. ^.. 1920; Сс.р-г.".кая яультуоа: История я согегманйость, !.1,*, 1983; Советская хчльтура. 70*лзт
-сазвйтия. М., И67; Вопроси история в историогзафии социаля-
' отичэокей кулітусч. М.. 1.987.
* Зэк Л.!.'. Зоярсйн культуокого стрентольстаа.п советской.исторко-
ггофэтэсйс» ллтвозтусз".'См. в кн.: Хультуоная революция в ССОЁ.
.I5I7-I&S5'гг. }L~, 1967; Она яо. История изучения советской
нултаурн, М.,. 1931; Очерк истории азербайджанской совзтекой. ли»
тэратум; Mi, 1563; Млузд Аскф, История азербайджанской лите-
оятуон, Бяк-v, 1971; ілкєрй А.А. Азербайджанский театр за 100 ..
лог, Каку, IS74;' МвдлзіюЕс.'ая Н.М. Становление и 'развитие- пс-
кусогра с-цизлйстичзского реализма в Советском Азербайджана.
Іі)2С-І345, .Баку,. IS74; Расцвет -аззрбайдийского советского ис
кусства, і'яку, CSSo к др. . '
Вайдч ihKr. Взлккий Октябрь"и музыкальное строительство в.Татария / 191? - 1927 гг./. Авторе?, дас.квнд.ист.каук. Казань, f?d$i Гоопгяма-лвзля З,"» іїотооия музыкального образования а Грузии. 2 г.зрксд qzуоятольстзз* социализма / 1921-1937 тт./. Авторам, дно,канд.ист*науи. Тбилиси-, ГЖ;Иср-з-дв А.И. Азор-
. -баЗлглкская народяэя музыка / ?. стоки, Г"чэблема собирания и ис-- сдадс-езния/, . Асто реф. ліс. Д-ра искусствоведения. Кяеа, 1988;-
, лл:»зядд Л.?-*, Сгзноаленке и развита музыкальной фольклорне-' гики-з ходз культурной резолюции-а Азербайджане / I920-Z94I гг./ Баку, IGU0 и Др, ,.-'.
- s -
В сравнении с исследованием других областей, ;:с?ор:'.я г-?у.ч.--~ кальной кулд~уры 20-30-х годов Солее полис отражена і ;-:сс.г.єдоі.ь-ниях советских музаковедол.
В приведенных иослэдсшанкях задайстЕсг.дн богатый нрг/сн:-.."'. матеояал,. что позволило их авторам аналитически подойти к слс.—
НСМу И МНОГОГраННОУ.у ПрСЦСССу раЗЕКТИЛ СОЦИаЛИСТЖеСКС^ vyrii^JZ.Ii.-
ной тсулъгуры.
Считаем необходим;» упомянуть в это." сея;-.;! так&з моног;-;.-фии, бролири и стать;! азербайджанских ученах-историкоз, заняли?-цу.хся гчръезнш азу'чеапзм кардинальних вопросов, связанных с,
УуЛЬТурНь'М СГрОИГвЛЬСГЁОМ. 2
Была изучена лкторатура по яоторнл азербаїхллпекогз метра я музыкального образования в республике. Подспорьем для разработки данного диссартьцйонного ксследовакял послужила трохтемкак "История Азерба.ігдпна",-1 "История ісарЗійдя.ікаьо/І Ллїиратури", сборники "Искусстгс Азербайджана","Азербайджанская музыка","Расцвет азербайджанского советского искусства", г.гногстомкик "Истер;:* мировой остетичеекс* ыыелг" і: другиз.
Гускн К. Сонатйкоо'государственное музыкальное стсоительство. См. з кн.: В первкз годы советского :.г.\'лкалького строительства. Л., IS59;' Кс.'.мЫ^ Э.В. ІСС лат лЬскояскси госудапсгвенной fHcepsaTonw!, У.", IG6S; 'Утопия музики каоодов СССР, т.1 191? - ЇЇ32 /. a.. I97G; .-"^.вакста 'Г, '& прелого советской музыкальной .культуры. М,, 1975; Лезм С. Из истории становления советского музыкознания. См. в кя.: Вопоосы теоьта и эстетики куэккг.. Ьыс. 15, JI., 1977; Ссзетскзя музыкальная культура, Исторг.", тоздкеи, совоежкность. ;,'.., ІШ0 к др.
Беїг/лоі! IL Октябрьская вовешздия и сасцвет социалистической культурі Азарб«йд;ка.ча. Баку, 1955/"нз гзерс.яз./; КурСанов М.К. !;.-.іьтг:.а Советского Азербайджана. Ьаку, 1959; Падаэв Н.А. р-ioo'V і:стог.-;:и ч' льтурного строятедьстзз Советского Азербай-л-?.;цл. fcsy", ЇЬй5-; Mvcaeaa Т. А. Кулы/рное строительство в Л::йг-:"-.Г:д>мла / I92C-I94U гг./. В Кк.: Культурная, рзіїолжцйя в CCC1V І'Л7-І365 гг. I.!., IS67; risiaes Я.А. Гїобздз культурной ?.іИолс-^: в Советском Азэобайджанэ. Баку, IS/t>; Культура Со--.а-с:-;о-'2 Азербайджана. Баку, 1ЭзО к др.
"''.: лотовдй Азербайджана. Т.З, ч.І. "Баку, 1953.
Зажнсе знач".':1,; жо.тх таккз труда действительного*члена АН' И39.гг^^;'..;:есксіг ССР М.А.Дздаазадо, чдена-корреслзпдонта АН Азербайджанской СС? ід.Г.Дхшфзровз, кандидата исторических наук К.А. Касимова, :та.'>глд»то'л. пскусствоведрнкя О.АбаоозоК, А.Алиевой, Г,с.уу'"-д::. Х,ж-'эг.:коэл, преподагатзля АзерсаЙдхлнстсЯ Государственной кечеерзьтарк:-, йм.Уз.Гадулбеяога Хургид мну;.' >\гзйвой, гадкого солетсногс музкдогеда В.Виноградова и других, п которых бах рассмотри:-! ряд ЕО.чросов истории и теория азербайджанского театра/
В бябляогряфяи диссертационной работы усхно встретит:, целуй ' ряд исследований других авторов, освесакднх гак различные направления культурного строительства, так и эеярссы народного образования, искусства р целом и некоторые вопросу истории и тоории э:< sec ян донского драматического и уузнкяль.істо то;ітроз.
Й хотя ни одно из яер-гінсдоннах иседэлоа.'.'гад hr является абсолютно совершенны?/., тем'но :/а.-:зе сам рак? иг появления на сват-' я яисаоЗ стзпенл пеложитэлйн, ибо тем сауым с:--'-: гчдегена основа создания систематизированной истории азерСаЛдг'^-окого музыкального тзатра, А отсюда, использование этих источников для написания дагуси работы, сказало нэоцзнимуп домо'ль.
Еажненгдм соентием а азарбайджакспс:,: муацпер^дсния явилось сгояоляниа фундаментального труда осноэпподох-.кияз "рофессиональ-пого музикального искусствз Уаеирз Гаджибексга - -''Основы азербайджанской народной .ч'узыки" / ГЇЧ5 г./.' В последу;:а:-: годы появился целый рчд критически трудов по вопросам, становления различный облаете" музыкального искусства Азербайджана."
Исследования исторического пзриода 20-ЗО-х голоа XX столетия, которому поспгденз данная диссертация, для наиболее полного аго отображения будет посвящая,' вероятно, аде ня один-научный труд. Представленное де исследование янляэт собой первую обоб-цаэдуа работу по историографии я источяиковвдешн;? становления музыкального театра к музыкального образования я каніей республика, автор которой старался .дать целостную картину развития азер-байдтаиской музыкальной кульїура,'-
* Летопись музыкальной х. жл Советского Азербайджана / 1а20-1925/. Баку, I9S5; Гаджйосков Уз. О миткальном, искусо.эз Азербайджана. Баку,'1965;, i*v">-Ewrb, избранной ста' ">и у речи. Ьа'куЧ Г368 /на азйрб.яз./; А^асоеа З.Г., Касикоз к.А. -(лерка музыкального искусства Советского.Азербайджана.I92G--ISbv. Баку, 1970;' Магомаев !.'« 0 музыкальном искусства Азэсгайдаан.ч.Ба-„у, 198? и др. -
- .8 -
- U251.2-2SS32-E2S5S52SSS2Si Ссиодной целью .нашего исследования яблдєт/ся'изучение,и обрОцзкие истории развития азербайджанского муаыкалького .театра и музыкально: с'образования a p*:fc~ публике j? іЮ-ЗС-х года?: XX столетия. В этой.ср.язк р, иапстд нйод-полагается гміигь сдздухчке задачи;
освэпггь гїеоцосс становления музыкальной культури Азор-баЯдаана яа оне кс-реккь'х гірзобсазо^агмй, псоисходлакх л исследуемый период ео всах сайрах общественной ккъкк;
дать акализ. процесса, зарохданая г цізеития музыкального театра з республика,; '
показать эволюции музыкального образования в'Азербайджане; ',!.",,'
от.мзтета ззанковлияяйо г взаююобсгацаияе музикальних культур Азес<3вдкына г России.-'
Ис гочниковэдчзсксй базой исследования аейдись материалы Центрального Государственного архива Но взимай истории Азербайджанской Республики / ЦГАШ Азербайджанской Росдубдахй /,. в частности . фонд 57 - КаркйМ'Лроса Азерб.ССр; -фонд 1505« Азербайджанского республиканского.Ео.«;тв'1»а-,профзссгоналы!ОГс сокза/'работников /с- ' кусства / АзРасге' /; ^б.чд 2683 - ЦєяїозліЛого. дгорда культури трудящихся езарСайдазнок ем. 'Ала Байсамоаа я itirynja, "
В дйооертаадск'яок.'исследоЁаник' определеннее, кзстр' уделено ' материалам центЬаяьзоЗ и республиканской яеряодзчзской-печати, незакедлктелькэ. реагировавши на ообытея музыкальной жезки Азербайджана и сур&асьеі <5ольгуо роль з' распространении ясотрассивной культуры среда.народа
К чкелу йспользеза.нкнх мстош:ков\следует.отнести,асспачй- ' нанкя ветеранов азербайджанской культуру а сцены, сїойїцх у истоков сездзкия азербайджанского драматического я музыкального та-атрое, ;;'1я>:сь,л;квам яоплоааняем'истории,. эти люди .своими воспо» .уі;й.їі",і:*..?.<. смогаиг аозедиаому воссозданию ооблзяй прошлого. К иг ч;*елу откосятся воспоминания' Уза ара іЬдогдексеа,» Гусейя Куля Са-fcjdc;:oro. Сейкат гакум йамэдовой., 'кирза Ага"Ал?.еза, ГаДжа Ага АЙа-еог.іі) 'Куроака,Ярикоа, Гусек Ага ГадккбабойехоЕа, Йурадз-йусадо-'%=-.» '.'устьфы МарДанова к. других деятелей азербайдаанскогс театра.
- у -.
""SXutr'"..39S3Si!'3_Ll>':r''"'1T~^5-d заклвчзвтоя з том, тел данная рз<Зо?5 ллллзта.'Т .г^р:.." испнтхей интеграции исследования яотораи ,.уЗЦ,.;?.т.(,п„5 :,ійтра.'к музикального образования в Азербайджане, uvo обізк? йлуже* рясоти никогда' зщэ Кб рассматривался имакао пол v?.t;tpj -<гло>і зрзкгія. Аятс-р ядерэыэ делай? попытку дать сбцую ;гар:л;-:;/ Kynwt-Horc строительства а Азербайджане з 20-30-х годах П сголдгия, определят я яам роль деятелей русской музыкалК-лой дультурн.
Дряа.чнма докумэнтн и матаркалн периодической печати позволяют знозйткт* яркие странвд.да история азербайджанской, музыкальной культуру, поззлдяидо судять о значимости исол'адуемого па-
Р20ДЗ,
"ри эгол, мы чя » уояй ?'.зр? на беремся утверждать, что дап-::яя рлбото с-«зя? точку та ясслодозании яоставлочной проблемы. Зпол"2 дог-оо^і-мс, таг- csvo эрэ*,'я "сколихнет повне неязвоотнно :?:'2ЪТ1 ззгог-г-ігското jpomo^o .« ссядгсг мм сакк'/ позмойность до-^.f)0?4'-. чтср?.>'.т:якс,-';і;;г уче.чдал осяоеєнчой в д ліком исследова-
r< i-^Zor?. :-зряду з зкз.'.'урооу s ноторяв возничнопокия и раз---тяя .: Лтсрб^йдяячэ "луп.'кглыюго театрл л стй^оялениэм музикаль-о?э сбр-^оээяи.ч, пз'пі?е;і тзртзстыВ путь их достижений в 20-30-х "">д« 'СІ пока. 'У'гит-;?яя ?о, что денная тема-на бала eejo до сих юр прад":о'?ом сяацулльного яоолэдоеэния, ми старались а опрадз-
Г.РЧЧСи'і ПТЭТ^ИЛ ПООЯОЛПИТЬ Су^ССТВУЩЙЙ ПрОбйЛ. НвСОМНЭННО Я ТО,
-і?з .р.ссмсттамве длшой. проблем з указанный период поможет в
'>?осчотрз"ет а язучекир, вопросов музикального театра и музыкаль
ного обтасомчйя э-последуйте десятилетия XX явка, вплоть до на-
га?у. ,. ',
ПчЗ"Р/^222-3-2Й5ЁХ2'2ла_'?й^95ояанияА Разработка исследуемого яораода приобретает ка соврэманном этапе развития большое актуальнее згачандаа. В работе проливается сват на цель, ряд мало-їзуто')ннх аспа'кте.9. указанной тамн.
Материал,"Задзйствсванннй в исследования, выводы и обобще
на . сд,еланйио азторо» работа, позволяют исиолъзова'..» ее резуль
тат яр«' со'ядйяяя рбобтящих трудов s области культурного строя-
тэлъстяс э Азербайджана/Результата'иселедоваш.і могут быть ио-
(юяьзованм'і в чаотноота, а разделах,' поовядвиных становлению а,,..
развития яецвснальяогЬмузыкального искусства. „.
Материалы диссертации могу? бить >-'.;,',".,-<ь;,и;ц; в куроч лнкщи'. по "Истории лербайд-еана" / раздел соізтс.-іото п'г.^одй /\ « ошц-курсах: "Развитие наука в Азербайджане п XX ъ-:-^-л?юн ."Стапоих*-.-ний музыкальной куль-туза в АЗзрбайдаане ь JC-: сп-с -.ї.гііи ". ft лрьподаваний дисциплины "Азербайджанская куг^к*.', ; :\>;хь е лсл;;;:оч--и ой пропаганде яоотакбни азерсайдягьокогс' !*.уа-:;::.-»лькогс ,'-:kvcc.--sa о целью яопуляоязеции с научной точ;-„: зпс::;:.- :.г;зыкаль;!:;х .-.:^ -виіі.
Anpobaggg^jjatfcTS. Основные вы а од- s р:зу;:ь?:'іу ксгл;:::;-'-;:: і наклк отраябние в доклєдах к зиотугтлеіж.х :і::-:о;л на і-.-о'/. -,;.'-;-...-Практической кокфврзнцлк молодых ученых пс .-i^ci-jr-j.v.::.'.: ;.:ч';.'::--.-.-э.такомнчэского разьлтая г.Баку в XI плтилзт.г :: ; :;з-с:;егу,:-. /" Баку., IS83 г,/., научной сессия," г.оовяззг.йс.". ;.:ега:.: ні;-«:.;-:.:> следозатйльсккх работ йузвя исгсряа Азербайджан:. :;2 іК7 гаг. / к.-я? = IS8S г./.
Структура диссертации, дпосестацая ooorro.;t ;:г іілйді-.ч,:.^ їр.-х глаЕ, заключения и стека йополазегзккых истсч':>.:;ов ?: лхтарзтур :.