Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История духовной культуры Узбекистана: формирование и проблемы развития (на примере истории узбекского традиционного песенного искусства) Хамидов, Ходжиакбар

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хамидов, Ходжиакбар. История духовной культуры Узбекистана: формирование и проблемы развития (на примере истории узбекского традиционного песенного искусства) : автореферат дис. ... доктора исторических наук : 07.00.02.- Ташкент, 1997.- 53 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность проблемы исследования. Многолетнее господ-тво тоталитарного режима, засилье командно-бюрократической мстемы управления привели к накоплению острых экономичес-их и социокультурных проблем. Страна оказалась на грани глу-іокого кризиса. С обретением Узбекистаном национальной неза-іисимости создались благоприятные социально-политические іредлосьілки их решения. Встав на путь суверенного развития, 'еспублика Узбекистан приступила к осуществлению самосто-ітельной внутренней и внешней политики, направленной на ібеспечение, игнорируемых ранее, национальных интересов. Узбекистан строит демократическое правовое государство, бази-іующееся на стабильной социально-ориентированной рыночной ікономике.

Становление нового общества с самого начала выдвинуло в іисло первоочередных задачу укрепления его духовных основ, лубинного реформирования мировоззрения широких масс, нахо-іившихся в течение долгих советских десятилетий под тяжким нетом коммунистической идеологии. Реализация данной акту-ільной задачи невозможна без возрождения и оживления нрав-ггвенного, эстетического, ценностно-ориентационного наследия юковых традиций культуры узбекского народа, в том числе іесенного искусства. Именно эта испытанная веками система ценностей, составляет базисный фактор обогащения и укрепления Іуховной основы независимой Республики Узбекистан. "Ибо, -ак подчеркнул Президент ИАКаримов, - пока мы не наладим >аботу в сфере духовности, нам будет трудно добиться эконо-лического подъема. Ибо именно высокая духовность открывает іуть в великое будущее". *

За годы независимости в противоречии программы восста-ювления национальных и общечеловеческих ценностей, духов-юго возрождения уже сделаны зримые шаги. "После обретения <езависимости, - отметил И.А. Каримов, - мы избавились от моно-юлии старой идеологии. Освободив духовность от идеологии, от финуждения, мы открыли широкую дорогу для формирования и Ш30ИТИЯ свободной мысли, национальной идеологии" **. Вместе : тем на пути духовного очищения встретились немалые рудности. Здесь столкнулись прогрессивные и регрессивные

- Каримов И А. Великоа будущее - зто высокая духовность народа. Народное слово 1996. 6 сентября.

** Каримоа И А Основные принципы общественно-политического и

ікономического развития Узбекистана Доклад на первой сессии Опий Мзи^.иса 'еспублики Узбекистан Ташкент "Узбекистон", 1995 С 46.

процессы. В определяющей степени истоки последних содержатся в недавнем прошлом. Ведь в пространстве бывшего советского режима сложился мощный механизм торможения, сформировались тоталитарные духозно-идеологические институты, инерция влияния которых ощущается и по сей день.

В этой связи актуальной потребностью времени выступает необходимость научного осмысления истории народной культуры и ее составной части - традиционного песенного искусства. Обуславливается это прежде всего тем, что формировавшаяся и развивающаяся в течение веков традиционная национальная культура представляет подлинную сокровищницу народной мудрости, бесценную кладовую плодотворного эстетического опыта, фундамент нравственности и богатейшего творческого потенциала многих поколений, неиссякаемый источник обогащения современной духовной жизни и очищения ее от идеологических наслоений прежнего советского периода. Способствуя освоению культурного наследия своего народа, она одновременнс превращает его во внутреннее богатство личности. Восстановление подлинной истории традиционной народной культуры песенного искусства содействует тем самым активному вовлечению широких народных масс и каждой отдельной личности е овладение культурным наследием исторического прошлого, умножению созидательного потенциала общества.

Исследование духовной культуры народов Узбекистана, е частности", национального песенного искусства, актуализируете? также осуществлением ряда других важных научно-практически) задач:

во-первых, потребностью духовного возрождения узбекское народа и отсутствием достаточной научно-исторической базь изучения процесса формирования и развития песенного искусства;

во-вторых, созданием новых объективных возможностей восстановления традиционной культуры, связанных со вступлениел Узбекистана на путь независимого развития, что существеннс усилило интерес к возрождению национальных ценностей и изучению истории музыкального и песенного искусства узбекской народа;

в-третьих, необходимостью разработки четкого научного і понятийного аппарата, помогающего осмыслению во многом за бытых форм, возрождению национальных ценностей, глубоком; уяснению их сущности, составных элементов.

В то же время, на наш взгляд, чтобы полностью вырваться и тисков тоталитаризма, расчистить завалы прошлого, ныне необхс

димо четко обозначить ошибки, допущенные о предшествующей практике культурного строительства, особенно в его национальном аспекте. Критический анализ просчетов в области духовной сферы, инвентаризация деформации в культурной жизни, научное осмысление причин и характера негативных последствий, обусловленных силовым осуществлением прочных проектов тоталитаризма, позаолят окончательно вырвать корни застарелых болезней и преодолеть их инерционное воздействие.

Вместе с тем опыт минувших лет ценен многогранностью решаемых проблем и было бы ошибочно подходить к нему только с позиций негативного восприятия. Традиционное песенное искусство узбекского народа, пройдя многовековую историю, от^істал-лизировалось в творчестве многих поколений замечательных певцов и музыкантов, в богатом инструментарии, в величественном эпосе, в развитом интонационно ладовом и ритмическом строе вокальных и инструментальных образцов. О некоторых положительных сторон их развития песенной культуры в прошлом будет позориться в следующих изложениях. И потому в условиях развивающейся демократии представляется социально-важным сосредоточить внимание на изучении решенных и нерешенных проблем нашей культуры, на уяснении диалектики их борьбы и взаимодействия.

И наконец, критическое, научное переосмысление всего комплекса неоднозначных процессов культурного строительства, развития духовных основ народа диктуется необходимостью восстановления объективной картины исторического процесса, потребностью восполнения существующих пробелов в историографии истории Узбекистана.

Степень изученности проблемы. Представляя приоритетную сферу общественного развития, духовная культура, в частности, песенное искусство, неизменно выступала и выступает объектом изучения практически всеми отраслями общество знания. По различным направлениям ее развития опубликована обширная литература, включающая крупные монографии и коллективные обобщающие труды.

В процессе наращивания исторических знаний обозначились два основных хронологических периода: а/ работы, написанные в условиях прежнего советского режима; б/ исследования, подготовленные после распада СССР и обретения Узбекистаном государственной независимости. Характерной чертой первой группы выступает опора на догмы так называемой марксистской идеологии, предельная политизация исторической литературы. Исследования второй , группы отличаются стремлением

6
восстановить правду истории, качественно новыми

методологическими подходами, базирующимися на приоритете национальных и общечеловеческих гуманитарных ценностях.

В историографической части диссертации подробно оха растеризована специфика и главные направления существующее научной литературы. При этом подчеркивается, что историо-гра-фический анализ истории традиционной народной культуры особенно - музыкально-песенной культуры, целесообразно пред-при-нять с группы работ, посвященных зарождению древних рели гий. В этом отношении заслуживают интерес исследования, t которых возникновение и развитие традиционного песенногс искусства народов территории Узбекистана рассматривается е органической увязке с вопросами становления зороастризма. У ним относятся, в частности, работы И.М.Дьяконова, И.А.Алиева М.А.Дандамаева, Э.А.Грантовского, В.Г.Лукошина, Е.Дорощенко Бойс Мэри, Б.Г.Гафурова и др.* В них на базе изучения древни) религиозных источников обстоятельно показана диалектикг формирования первичных основ музыкальной культуры восточны) народов в контексте культового песнопения и осуществлена религиозных обрядов. Однако, написанные в условиях советской; общества, когда ограничивалась свобода творческой мысли, оні полностью отражали изъяны нынешнего советского обществе знания.

В значительной мере эти изъяны были преодолены в книге И.Джа,ббарова и Л.Г.Дресвянской, опубликованной уже в годы независимости. ** В ней делается успешная попытка объективн! раскрыть роль и значение религии в истории и культуре народої Средней Азии освещены общечеловеческие, гуманистическиї ценности ее и нравственные идеалы, которые способствуют обе гащению духовного мира человека. Справедливо отмечаю авторы монографии, что многие образы авестийской религии и еі догматики проникли в глубокую толщу народного творчества і художественной литературы, воспетые как в сказках и эпосе, так в произведениях Фирдоуси, Низами, Саади и других велики мастеров слова. Народные легенды и мифы верования и обряды

-Дьяконов И.М. История Индии.-М., 1956; Алиев И.А. История Ирана. Баку,1960,Дандамаев М.А. Иран при первых османцах.- М.,"Наука",1963;Струв В.В.Этюды по истории Северного Причерноморья.кавказа и Средней Азии Л.,"Наука",1968; Грантовский Э.А. Ранняя история иранских племен Передней Азии М.. "Наука", 1970; История ИранаУсборник/.-М."Наука",1977;Дандамаее МА.Лукоши В.ПКульгура и экономика древнего Ирана.-М.,"Наука",1980;Дорощенко Е. Зороас рийцы в Иране.- М.,"Наука". 1982; Бойс Мэри.Зороастрийцы. Верования и обычай М.."Наука",1938.Гафуров Б. Г. Таджики /2 томник/. -Душанбе, "Ирфон", 1S89, 1990 и др. "-Джпббарсэ И.Дресвянская Л.Г.Духи.святые боги Средней Азии. Ташкент: "Узб< пистон", 1993.-С.53.

позволяют обнаружить в образах святых генетические связи с формами религии и различными первобытными культами.

Первые представления о традиционной песенной искусстве народов Средней Азии можно получить по результатам археологических раскопок. Памятники материальной культуры - археологические материалы, связанные с музыкальной тематикой: произведения изобразительного искусства - фризы, настенная живопись, скульптура малых форм и другие вещи обнаружены в большом числе на огромной территории Средней Азии, в частности, Самарканде, Мерве, Топраккале, Пенджикенте, Айртаме, Холча-яне, Дальверзйнтепе, Балалыктепе, в Ташкентском оазисе и в других местах. В научных трудах исследователей, ученых- археологов А.Аскарова, М.Аминджановой, В.Виноградова, С. Вишневской, Я.Гулямова, У.Исламова, Ж.Кабирова, М.Е.Массона, Столетова, А.Сагдуплаева, А.Ташкенбаева и других на конкретных примерах показаны истоки формирования песенного искусства узбекского народа. *

Проблемы возникновения музыкальных инструментов узбекского народа наиболее ярко показаны в научных исследованиях Г.А.Пу-гаченковой.Э.В.Ртвеладзе, Л.И.Ремпеля и др. ** Авторы этих трудов приходят к выводу, что анализ всей совокупности историко-археологических материалов гТозволяет считать, что Средняя Азия, в частности, древний Узбекистан, принадлежит к той группе стран, которые были вовлечены в широкие общие процессы истории древнего и средневекового мира. Уже во II тысячелетии

Т-Толстое С Древний Хорезм.-М.,изд.МГУ,1948;Его же.Кадимги Хоразм маданиятини излаб -Тошкент.'Фан", 1954; Массой М Е, Древнеземледельческая культура Маргиа-ны. МИА.73 -М , Л.."Наука", 1959; Гулямов Я.,Исламов У.,Аскаров А. Первобытная культура возникновения орошаемого земледелия в низовьях Зеравшана.-Ташкент: "Фан",1959; Виноградов А.В. Неолитические памятники Хорезма.-Материалы Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. _ Вып.8 -М. ."Наука", 1962; Аминжокова М. Кадимий едгорликлар к^ссаси.-Тошкент: "Укитувчи",1969; Аскаров А. Бухоронинг ибтидоий тарихидан лавхалзр.- Тошкент: "Фан", 1973; Его же. Древнеграческая культура эпохи бонзы юга Узбекистана.- Ташкент: "Фан", 1977; Его жз. Развитие археологической науки в Узбекистане. //"Общественные науки в Узбекистане". 1977; N 11-12; Исламов У. Пещера Мачай.-Ташкент, "Фан", 1975; Исламов У., Тимофеев В.И. Культура каменного века Центральной Ферганы. -Ташкент,"Фан", 1966; Кабироа Ж. Сармишсойнинг коя тошларидаги расмлар,-Тошкент: "Укитувчи", 1990; Тсшкентбаез Н.Х.. Сулейманов Д.Х. Культура древнекаменного века долины Зерафшана. Ташкент "Фзя", 1980; Сагдуллаев А.Заметки о раннем железном векэ Средней Азии. ІГСК", 1982; Его жэ. Усадьбы древней Бактрии,-Ташкент, "Фан", 1987.

**-Пугаченкова ГАРеыпзль Л.И. Выдающиеся памятники изобразительного-искусства Узбекистзна.-Ташкент: Госиздат, 1950; Пугачеикова Ґ.А. Новые данные о художественной культуро Бакгрии.Из истории античной культуры Узбекистзна,-Ташкенг:"Фан",1973; Пугачеикова ГА,Ремпель Л.И. Очерки искусства Средней Азии.-М.,"Искусство*,1932,Пугаченкоеа ГА., Ртвеладзе Э.В.Северная Бактпия-Тохаристан. Очерки истории и культуры -Ташкент,"Фан". 1S90 и др.

до н.э. она входила в зону первичного очага формирования v становления протогородской и древней городской цивилизации, во многом определяющей ход ее дальнейшего развития.

Интересные материалы по традиционной песенной культуре можно подчеркнуть из научных трудов К.Садыкова, М.Исхакова Н.Рахманова, Э Охунканова, Ф.Байназарова, Л.Гумилева * и др., е которых на основе древних письменных источников изучень культура, искусство, идеология, образ жизни народов Средней Азии в древности и Средневековье. Особый интерес представ' ляет книга Н.Рахманова 'Тюркский каганат", которая специальнс посвящена одному из малоизученных периодов истории нашегс региона. Автор справедливо отмечает, что вклад тюркоязычны> народов в центральноазиатскую культуру был столь значительным, что имело место взаимовлияние тюркскоії народной поэзии и эпоса, эпоса и литературы оседлы) центральноазиатских народностей.

Поучительный материал дается в книге "Борбад, эпоха у традиции культуры"**, где на обширном документальном материале исследуется культура, особенно музыкально-песенное искусство народов Средней Азии. В данном исследована подвергнуты серьезному изучению такие проблемы, как художественные традиции Ьорбада в средневековом музыкальном искусстве Мовароуннахра и Хорасана, специфика бухарских мав^ ригиханов,интеллектуальные реалии эпохи и др.

Определенная работа проделана по изучению историк культуры периода восточного Ренессанса. В описываемый исто рический период жили и творили выдающиеся музыканты, поэты музыканты, теоретики и энциклопедисты, которые после себі оставили богатое музыкальное эстетическое наследие, занимаю щее важное место в истории мировой культуры. Однако их музы кальная культура и особенно музыкально-теоретические труды сама история развития музыкальной жизни мало изучены. обзорных и отдельных исследованиях по истории и теориї музыкальной культуры центральноазиатских народов основанны; на этнографических материалах, весьма кротко порой односто ронно, характеризуются многочисленные сведения о выдающихся

'-Охунжаноа Э.Байназаров О. Цадимгн езувлзр.Манбаларда улкамиз тарихи Тошкент:"Узбєкистон",1989; Содиі;ов КАждодларимиз битиги.Тошкент."Фан" "Фан' 1990;Исхрі(ов М. Сугдиё'на тарих чоррахисида,- Тсшкент."Фан":1990; Пидаев Ш.Сирл кушонпар салтанати.-Тоиженг."Фан", 1990; К^іличев Т. Ку$на і^альалар диёри Тошкенг. "Укитувчи",1993;Насимхон Рахмон.Турк хокрнлиги, Тошхент: А.Коди ри коыидаги х,алк мерсси нашриёти,1993: Гумилев Л.Н.Древние ткзpки.-M„ToEap^ щество "Клышников-Комаров К.",1993; и др. "-Борбад, эпоха и традиции культуры.-Душанбе; "Дониш",1989.

деятелях в области музыкального искусства. *

Разработка исторических проблем традиционного песенного
искусства узбекского народа имеет многовековую традицию.
Однако начало научному изучению истории музыкальной
культуры и музыкальной мысли узбекского народа положено по-
существу лишь в последние годы. Отдельные же исторические
очерки, статьи и разрозненные замечания историко-

теоретического характера, встречающиеся в работах ряда авторов, не являются результатом осознанного выделения истории музыкальной культуры узбеков в самостоятельные исследования. Специальных статей и монографических работ, посвященных истории песенного искусства узбеков з средневековье, крайне мало. **

Немаловажное значение имеют исследования, освещающие колонизаторскую политику России в области культуры.*** В них отмечается, что в условиях самодержавия, с сильной военно-административной системой власти, в Туркестане не уделялось должного внимания учету национальных интересов государственного строительства, культуре местных народов. В результате обострялись социальные антагонизмы, усиливалась национально-освободительная борьба. В частности, в книге А.И.Гинзбурга ."Русское население в Туркестане" пишется, что администрация Российского государства пыталась создать лишь видимость заботы о культурном развитии местного населения.**** Авторы

*-Ст. Беляев В.М.,Успенский В.Туркменская музыка.-М.,"Искусством 928; Мироноа НА Музыка узбеков.-Самарканд: Узгосиздат, 1929; Его же. Обзор музыкальных культур узбеков и других народов Востока.-Самзрканд; Узгосиздат, 1931; Беляев В.М. Очерки развития музыкальной культуры по территории Узбекистана с древнейших времен - Тауикент: НИИ искусствознания, 1941 /рукопись/; Его же. Комментарии к 'Трактату о музыке" Абдурахмана Джами. - Ташкент Музгиз, 1960. "-Семенов А А К истории узбекской классической мрыки./Литература и искусство/.-Ташкент. Гостэхиздат. 1938; Его же.Музыка Герата в эпоху Навои /Литература и искусство Узбекистана/,-ТвшкентГостехиздат,1940;Он же.Среднеазиатский трактат по музыке Дарвиш-Али /XVII в./.-Ташкент; Типография М,1946,Раджабов И. Маком-лар мзсаласига доир.-Тошкекг.Уздавлат бздиий здзбиет нашриё'ти, 1963; .Вызго Т.М.,Рашидова Д. Музыкально-теоретическоо наследие Среднеазиатских мыслителей, /Вопросы музыкальной культуры Узбекистана/.-Ташкент: Вызго Т.С. Музыкальныэ инструменты Средней Азии. - М„ "Музыка", 1980,Гафурбеков Т.Б. Фольклорные истоки узбекского профессионального музыкального творчества.-Ташкент:"УкіттуБчи",1984.

***-Рззез АК.,Ташкулоэ Р.Тусий.Дониш.-М.."Юридическая литература",1990; Мулла
Олим Махдум Хожи.Тгриха Туркистон.-Ташкент, "Насаф",1992; Фитрат. Узбек
классик мусикаси ва унимг тгрихи-Тошкент,"Фам",1993; Жалолов А.,Уэганбоев X.
Узбек маърифат парварлик адабиёти тзрзкіріЬтида вактли матбуотнинг урни,-
Тошкент: "Фан", 1993, Шэмсутдиноа Р. Тарихий меросимизга бир назар.-

Анди>.кон:"Мерос\1994; Каримов Ш.,Шамсутяиноз Р.Туркистон Русие боскини давридз-Андижон."Мерое",1995. ""-Гинзбург А И Русск*ї население в Туркестана.- М , "Нпукэ", 19Р1, с. 104

вышеуказанных научных трудов едины во мнении, что колониальная политика царизма не была направлена поднять культуру и искусство местного народа. Наоборот, эксплуататорская политика самодержавия вела к торможению дальнейшего развития богатой вековой культуры узбекского народа.

Бесспорно, резко возрос интерес к научному осмыслению истории формирования, развитая традиционной музыкальной культуры, песенного искусства узбекского народа после Октябрьского переворота. Однако необходимо отметить, что такой интерес прежде всего был вызван с точки зрения имперской политики руководства бывшего СССР. В большинстве произведений, опубликованных в советский период, необоснованно утверждалось, будто развитие культуры узбекского народа обязано исключительно русскому присутствию, осуществлению "ленинских идей культурной революции". Не составляла исключение и литература в области музыкальной культуры и песенного искусства". В них содержался определенный фактический материал, позволивший представить общую картину музыкальной жизни народов Центральной Азии. Вместе с тем трактовка исторических фактов и явлений носила явно неадекватный характер. Во-первых, подавляющее число работ будучи написанными по официальному заказу "сверху" необоснованно при возносило европейскую культуру при умалении выдающихся достижений восточной, в частности, узбекской культуры. Во-вторых, .советские издания усиленно насаждали миф о якобы "возрастающем интересе" местного населения к изучению и восприятию русской музыки. .. 3-третьих, как правило, доминирующее внимание уделялось пропаганде "ленинских идей культурной революции" и "демонстрации" ''выдающихся успехов", будто бы достигнутых в национальном музыкально-песенном искусстве за годы "социалистического строительства". Тем самым объективная историческая картина фальсифицировалась. Из исторической литературы того времени нельзя было получить ясного представления о богатой, самобытной культуре узбекского народа, особенно песенной.

В какой-то мере недуги прежних подходов были преодолены в подготовленной центральноазиатскими учеными монографии "История музыки Средней Азии и Казахстана"*. Хотя монография была издана уже после распада СССР, тем не менее в ней ощущается инерция прежних идеологических воззрений. В частности, по-прежнему приоритетное внимание уделяется осве щению сюжетов активного приобщения местного населения к

* - История музыки Средней Азии и Каззхстана.-М.,"Музыка", 1995.

европейской культуре, к нетрадиционным формам музицирования, тематике песен и т.д.

В отечественной историографии наиболее активно вопрос культурного строительства стали анализироваться в 70-х - начало 80-х годов. Наиболее весомый вклад в историографию проблемы внесли в этот период обобщающие исследования Х.П.Пулатова, К.А.Акилова, К.Б.Буранова, А.К.Валиева, С.Ш.Шермухамедова и

АР-

В их трудах нашли отражение теоретические вопросы диалектики взаимосвязи и взаимообусловленности гуманизма и культуры, национального и интернационального, раскрыты закономерности выравнивания уровней развития национальных культур, аргументированно показана суть культурного строительства как составной части общественного развития.

Это в полной мере касается и проблем изучения истории традиционного национального узбекского песенного искусства. Сделанные авторами обобщения, теоретические выводы во многом не утратили высокой научной ценности и по сей день. Вместе с тем хочется подчеркнуть, что они создавались в жестких рамках коммунистической идеологии, в условиях административного диктата и политической цензуры. Вследствие чего, наряду с несомненными достижениями, обозначались существенные просчеты. Их основное содержание можно свести к апологетике существующего режима, официальной концептуальной заданнос-ти решаемых проблем, к анализу исследуемых вопросов исключительно сквозь призму устоявшихся шаблонов "марксистской" догматики. Под воздействием "силового" давления ученые-обществоведы вынуждены были сосредоточить усилия на обосновании руководящей роли партии, аргументации "успехов ее культурной политики".

Существенный шаг а объективизации исследования проблемы был сделан во второй половине 80 - начале 90-х годов. В этот период появилось немало интересных работ исторического и философского плана, в которых с новых позиций анализировалось современное состояние узбекской национальной культуры, в частности традиционного искусства, перспективы ее развития. * В них справедливо подчеркивалось, что гласность, демократизация оказывают мощное стимулирующее воздействие на культурные процессы, что только в борьбе идей, убеждений, на

*- Культура, нравственность, человек.-Ташкент,_ "Узбекистан",'!991 ;Наджимов ГАНародныв традиции и культура. -Ташкент. "Узбеюістон", 1992; Нишанов М.Н.Обновление духовной жизкн нации.-Ташкент "Фан",1992; Маерулов А. Маънавий соеттамлаштириш даери -Ташкент; "Узбекистон",1932.

основе развития общечеловеческих ценностей формируются
подлинные творения мастеров культуры. Авторитарная система,
ограничивающая художественный поиск официальными

установками и догмами. разрушает творческое начало е культ>^ном процессе. Однако инерция мышления сказывалась. Вс многих опубликованных работах превалировал иллюстративные подход, чувствовалась классовая направленность исследования. Как известно, развитие песенного искусства во многом зависит от деятельности массовых культурно-просветительных учреждений, особенно такой формы работы, как художественная самодеятельность. В середине 70-х годов значительно возрос интерес исследователей к изучению проблем развития культурно-просветительных учреждений, народного художественного творчества. Здесь уместно отметить работы таких авторов, как Ш.Бердиев, М.Бадалов, У.Карабаев, А.Мухамедов и др. ' Позитивной стороной работ названных авторов выступило стремление отойти от практикуемых ранее чисто количественных характеристик к освещению роли учреждений культуры в изменении образа и качества жизни народов Узбекистана. В названных исследованиях отмечается, что самым распространенным и популярным видом народного творчество как в самой жизни, так и в деятельности культурно-просветительных учреждений выступает народное музыкальное творчества. Кроме того, в них проанализированы деятельность наиболее значимых популярных форм самодеятельного музыкального творчества - семейных, фольклорно-этнографических, народных ансамблей и др. В то же время нужно отметить, что особенности развития обществоведческой мысли в прошлом не позволили поднять обширный пласт действительно животрепещущих проблем художественной самодеятельности, народного музыкально-песенного творчества. Для исторической литературы преобладающими были склонность к фактологии, описательство, поверхностное изучение исторических процессов, неадекватность теоретических выводов и оценок. Ситуация стала изменяться лишь после распада СССР и обретения Узбекистаном независимости. Весомую роль в основе развития общечеловеческих ценностей формируются утверждении новых методологических под-ходов на данном

*- Современные проблемы культурно-просветительной работы.-Ташкент: "Фзн".1982;Бердиев Ш.Культурно-просвети-тельная работа в Узбекской ССР.-Ташкент:"Фан",1982;Бердиев Ш.,Бвдалов М. Уч-реждения культуры эстетического воспитания трудящихся.-Ташкент: "Фан", 1984; Мухамедов A.M. Педагогика культурно-просветительной работы.-Ташкент Сб. статьей общ."Знзние'\1985; Карабаез У.Х. Традиционное народное творчество: проблемы возвращения . и развития.- Ташкент: "Фан", 1990 и др.

І)
участке исторической науки сыграли диссертационные
исследования З.Мирзаева, А.Маврулова, У.Карабаева,

А.Раджабова и др. * В их работах подвергнута критическому анализу практика осуществления культурной политики бывшего режима, вскрыты серьезные упущения в организации культурного строительства. Однако необходимо особо подчеркнуть, что за исключением диссертации А.Раджабова, все остальные работы в хронологическом плане ограничиваются исключительно бывшим советским периодом, вследствие чего, не дают ясного представления о целостности культурной жизни. Кроме того, проблемы возникновения и развития традиционного песенного искусства в названных работах рассматриваются фрагментарно, лишь в совокупности со смежными сюжетами.

Подводя итоги историографического анализа, автор пришел к следующим выводам:

- учеными Узбекистана был собран и обобщен значительный
фактический материал, который вне зависимости от его
некритичной и тенденциозной интерпретации обладает весомым
информационным потенциалом;

- поставлена и обоснована проблема необходимости разработки теории культуры, истории духовной культуры, в частности музыкально-песенного искусства, определен круг вопросов, нуждающихся в изучении современного характера культурных процессов в независимом Узбекистане;

определено, что до сих пор нет трудов обобщающего характера, з которых системно излагалась бы вся история узбекской песенной культуры. Историческая, культурологическая, искусствоведческая и музыковедческая наука Узбекистана располагает пока еще малым количеством работ, посвященных развернутой характеристике тех или иных исторических периодов развития песенно-музыкальной культуры узбеков. Даже наиболее богатые по материалу XIV-XV вв: изучены недостаточно;

вплоть до последнего времени подлинного прорыва в изучении рассматриваемой темы не осуществлено. Перестроенные меро приятия второй половины 80 - начала 90-х годов продолжали осуществляться в русле "коммунистической перспективы", в

* - Мирзаеа 3. Культурная жизнь села Узбекистана:состояние, особенности и проблемы /60-е середина 70-х годов/; Автореф.дис.на соиск.док.исг.наук.-Таш-KSHT1991; Маврулов А.Культура Узбекистана на современном этапе:общеа состояние.Проблемы. Тенденции развития /середина 70-х -1990 г. /Автореф. дис, ка соиск док ист.наук-Ташкенте 993 г.; Карабзез У.Х. Традиционная народная культура:тенденции возрождения и развития. Автореф дис.на соискдок.фил наук-Ташкент:1993; Раджабоа А.Таджикская музыкальная культура и ее исторические традиции в ХП-ХУП вв Автореф дис.на соиск.док.ист.наук.-Душанбе, 1994; и др.

u контексте косметического обновления властных тоталитарных структур сохранения имперских отношений между центром и республиками. Критика доктринальных положений марксистско-ленинского учения носила усеченный характер. Она ограни-чивалс ;ь преимущественно "разоблачениями" сталинизма. Не ставился вопрос об ответственности партии за исторические провалы нашего общественного развития. Сказывалась и инерция мышления обществоведов;

- лишь после обретения независимости Узбекистаном, публичного признания краха бывшего режима, модели "социалистического развития" стали возникать необходимые основы объективного прочтения и осмысления сложной летописи народов Узбекистана. В историк-философской литературе в основном преодолен односторонний подход к пониманию культуры как совокупности материальных и духовных ценностей, подвергнуто критике "марксистское" понимание культуры, носившее сугубо классово-идеологический характер. Сегодня культура, в частности, песенное искусство, рассматривается уже не только в качестве совокупности ценностей, но и как процесс их создания, распределения и потребления. Несомненной заслугой- работ последних лет явилось стремление органически увязать культуру с человеком, его творческой деятельностью.

Процесс возрождения исторической науки Узбекистана, ее очищения от идеологических напластований имперского режима только наминается. В этой связи нужно отметить, что фактически отсутствуют работы, непосредственно посвященные анализу возникновения и развития песенно-музыкальной культуры узбекского народа. Потребность же в их осмыслении велика. Запросом времени выступает необходимость обращения накопленного духовно-культурного потенциала в созидательную силу национального возрождения.

Учитывая высокую научно-теоретическую, познавательную и практическую значимость проблемы, ее неразработанность в русле современного видения исторических процессов, автор избрал в качестве объекта диссертационного исследования тему: "История духовной культуры Узбекистана: формирование, и проблемы развития /на примере истории узбекского традиционного песенного искусства/".

Цель и задачи исследования. В соответствии с темой диссертации и исходя из актуальности поставленных вопросов, целью работы является историк-теоретическая разработка с современных методологических позиций комплекса проблем, связанных с возникновением и развитием традиционного узбекского песенного

искусства, а также изучение накопленного теоретического и эмпирического опыта по восстановлению национальных ценностей: уяснение механизма торможения и обеспечения отечественного направления современного национального развития.

В контексте целевой установки определены следующие задачи:

провести источниковедческое исследование по определению роли и места исторических, историк-литературных, музыкально-теоретических, энциклопедических первоисточников, которые в отдельности до настоящего времени еще не выступали объектом специального изучения;

разработать методологические принципы исследования процесса возрождения традиционного узбекского народного музыкального искусства;

показать, что традиционное народное песенное искусство возникает и развивается не по официальным установкам властных структур, а существует в соответствии с духовными и идеологическими потребностями широких слоев населения;

выявить общие закономерности и специфику исторического процесса развития музыкальной культуры и песенного искусства;

определить историк-музыкальное значение трудов ученых-теоретиков и указать их место в истории художественной культуры народов Средней Азии;

проанализировать влияние песенного искусства на повышение социальной активности и обогащение духовного мира широких народных масс;

-с современных методологических позиций оценить уровень соответствия художественности и идейности в' произведениях музыкальной культуры, показать концептуальную ограниченность "ленинского принципа партийности" в духовной сфере; - осветить социально-экономические условия возникновения командно-административной системы управления в области песенного искусства;

- раскрыть суть имперского отношения центра к националь
ному культурному строительству и его воздействие на деятель
ность концертных организаций, художественных коллективов,
проконтролировать пагубность последствий курса предельной
политизации песенного искусства;

- исследовать положительный опыт » выявить недостатки
системы культпросвет работы;

- проследить механизм взаимовлияния и взаимообогащения национальных культур в условиях много национальности, вскрыть трудности и ошибки в реализации национальных аспектов культурной политики в области традиционного узбекского

16 песенного искусства;

- выразить авторское отношение к проблеме и наметить практические рекомендации, направленные на искоренение негативных последствий прежнего курса национально-культурной политики, совершенствование процесса возрождения национальных ценностей в современных условиях.

Теоретико-методологическую основу работы составили такие важнейшие принципы, как историзм, объективность, сравнительно-исторический и статистический методы исследования, анализ и синтез, парадигмы исторического мышления, опирающегося на примат общечеловеческих ценностей, на идеи гуманизма и идеологию национального возрождения. Методологической базой для нас послужили нормы Конституции РУз, положения и выводы, содержащиеся в трудах и выступлениях Президента РУг И.А.Каримова.Это позволило нам подойти к осмысление изучаемых процессов с деидеологизированных позиций, глубже осознать доктринальные просчеты "марксистской стратегии' социокультурных преобразований, оценить исторические событие и явления в их реальном содержании, вне конъюнктурны? социальных заказов политического руководства.

Надежным инструментом познания является обращение і духовному наследго Узбекистана, богатству теоретической и гуманистической мысли центральноазиатских мыслителей Повсеместный учет культурного наследия тысячелетнего развити? центральноазиатских народов позволяет не отрываться от национальных корней, видеть исторический 'процесс в единстве вековых гуманистических традиций v, обычаев, не прерывать их, что было характерным для методологии предшествующего строя. Научная новизна исследования выражается в постановке стержневых вопросов и комплексном подходе к их реализации. В нем, < современных позиций исторической науки, на основе привлечена широкого круга источников сделана, по существу, первая попытк< системного изучения и критического осмысления как достижений I области возникновения и развития песенного искусства, так и деформаций в процессах его развития. Другими показателямі научной новизны являются: изменение ведущих методологически: параметров; стремление отойти от узко плановых, "партийных подходов прежнего тоталитарного режима; опора на приоритете духовного национального возрождения; оценка изучаемых явленні сквозь призму исторической объективности.

Пристальное внимание уделено в исследовании критическом; анализу господствовавшего ранее понятийного аппарат; культурной политик. В работе подчеркивается, что многие и

ірименяемьіх прежде терминов как, к примеру, "культура іациональная по форме, социалистическая по содержанию, интернациональная по духу", "единая культура" и т.д. несли, в іервую очередь, идеологическую нагрузку. Они ориентировали на ошибочные цели, вызывали негативную реакцию в процессах іроявления национальной культуры и национального самосознания.

С качественно новых концептуальных позиций рассматривается і диссертации проблема возрождения и развития традиций народного творчества, определяются методы восстановления )Сновных видов и жанров в сфере музыкального, песенного творчества. В работе раскрыта сущность понятая "традиционного іесенного искусства", классифицированы основные формы его Зытования, систематизированы виды и жанры, указаны пути сохранения и развития прогрессивных традиций народной іесенной культуры в современной практике.

Новизна работы состоит и в том, что в ней введено в научный іборот значительное количество ранее неиспользованных істочников. архивных документов и материалов, обращение к оторым позволило по-новсму осветить многие стороны изучаемой іроблемьі. Данное исследование разработано на стыке истори-іеской, культурологической, философской и искусствоведческой іаук.

Практическая значимость диссертации заключается в том, что истематизированный в ней документальный материал, сделанные еоретические обобщения, помогут восполнить существующий робелов в отечественной историографии . и ликвидации іногочисленньїх пробелов в освещении истории музыкальной /льтуры узбекского народа.

Результаты исследования могут найти применение при напи-ании обобщающих трудов по истории Узбекистана, в подготовке рупных монографических работ,- связанных с проблемами куль-урного строительства, обогатят исследования музыковедов, осве-<ающих историю национального песенно-музыкального искусст-а народов Средней Азии, в значительной мере расширят содер-ание специальных предметов, изучаемых в высших и средне-пециальных учебных заведениях культуры и искусства.

Положения и выводы диссертационной работы, предпринятый ней сравнительный анализ предостерегают от ошибок прошлого созидательной практике наших дней и способствуют асширению возможностей ло исследованию апробированного земенем позитивного опыта в подъеме песенного искусства на звременном этапе национального развития.

Практическое значение результатов исследования состоит также в возможности активного применения сформулированных теоретических обобщений о тенденциях и методике сохранения и совершенствования узбекской народной музыкальной культуры в досуговои сфере населения и а обеспечении задач достижения высокой духовности общества.

Источниковая база. Исследование избранной темы проведене на обширном источниковом материале, заметная часть которого привлекается впервые.

К наиболее многочисленной группе исторических источников относятся архивные материалы. В процессе подготовки диссертации автором были изучены и извлечены данные из 13 фдндов государственных: и текущих архивов.

Особенно ценный материал по различным аспектам анализиру-
руемой проблемы содержится в фондах Архива аппарата Прези
дента Республики Узбекистан /АА ПРУз/ и Центрального государ
ственного архива Республики Узбекистан /ЦГА РУз/. Их изучение
позволило полнее осмыслить содержание колониальное
политики царизма в духовной сфере, уяснить стратегии:
политических решений бывших советских властных органов пс
осуществлению "культурной революции", выявить истом

деформаций в развитии народного песенного искусстве Узбекистана в условиях царского самодержавия и советского режима, определить механизмы торможения музыкально;; культуры узбекского народа.

Дополнением к документам, извлеченным из базисных ар хивохранилищ, послужили материалы, содержащиеся в фонда: Ташкентского, Самаркандского областных филиалов АА ПРУз, текущих архивов Министерства по делам культуры Республик! Узбекистан, национальных культурных центров и Республмканс кого центра "Маънавият ва маърифат".' Также использован*: материалы архивных фондов ИВ АН РУз, ИР АН РУз. Обращение к ним дало возможность углубить хараістеристику культурны: процессов, конкретно и предметно расширить ход реализациі планов и других проектов, принятых на союзном и республи канском уровнях, выявить содержательную деятельность управ ленческих органов на всем социокультурном пространств! минувшего советского времени. Вместе с тем систематизаци: новейшего материала последних лет, особенно поступающего текущие архивы, позволило конкретизировать представление і той многогранной работе, которая стала проводиться лосл< обретения независимости, по оздоровлению национально: культуры и возрождению традиционного песенного искусства.

Наряду с архивными источниками использовались сборники документов, статистические сборники, периодическая печать.

Основными методами изучения информационно-источниковой базы выступали: комплексный, программно-целевой, проблемно-хронологический, сравнительно-исторический, ретроспективный, структурно-системный.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на республиканских и вузовских научно-теоретических конференциях. Она обсуждалась на заседании кафедры "Истории Узбекистана" Ташкентского государственного экономического университета, на научном семинаре по специальности "Отечественная история" Ташкентского государственного педагогического института имени Низами, специализированных семинарах Академии государственного и общественного строительства при Президенте РУз, Ташкентской государственной консерватории имени М.Ашрафи, научно-исследовательском институте искусствознания им.Хамзы. Диссертация также обсуждалась на объединенном засе-дании кафедр Ташкентского государственного института культуры, на объединенном заседании отделов "История средних веков", "История советского периода" и "История независимого Узбекистана", Института истории при АН РУз.

Наиболее полно результаты научно-поисковой работы отражены в опубликованной автором научной монографии "Узбек анъанавий кушикчилик маданияти тарихи", брошюрах и статьях. Автор выражает искреннюю признательность научным консультантам, профессору, доктору искусствоведения, Т.Б.Гафурбекову, доктору философских наук, профессору Н.Х.Хакимову за оказание большой научной помощи в процессе работы над диссертацией.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.