Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Инакомыслие в СССР в 50-е - первой половине 60-х гг. Давыдов, Станислав Геннадьевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Давыдов, Станислав Геннадьевич. Инакомыслие в СССР в 50-е - первой половине 60-х гг. : автореферат дис. ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Москва, 1996.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность исследования. На сегодняшний день очевидно, что инакомыслие как общественное явление, присущее любому социуму, не исчезло бесследно вместе с крахом тоталитарной системы, а лишь получило новые формы и идейные направления. Открытая оппозиционность правительству со стороны левых политических сил, обострившиеся межнациональные трения, перерастающие порой в вооруженные конфликты, угроза усиления доморощенного фашизма, разгул нетрадиционных религиозных культов, непростая задача формирования крайне нужного для продолжения реформаторского курса, позитивного общественного мнения ставят проблему изучения инакомыслия в совершенно новой плоскости, делают ее важнейшим моментом современной исторической ситуации.

Без тщательного изучения исторического опыта инакомыслия прошлой советской эпохи и извлечения уроков невозможно решение таких ' важных вопросов, как: ка каких принципах строить взаимоотношения государства и инакомыслящих в посттоталитарном обществе, каково место и роль думающей личности в складывающейся политической системе, какие формы оппозиции допустимы и даже необходимы для поступательного развития, а какие надо изолировать от массового сознания.

Историографический анализ проблемы показывает, что тема сопротивления тоталитаризму в СССР в целом, и инакомыслие в 50-е - первой половине 60-х гг., в частности, разработана недостаточно.

Условно в историографии данной проблемы можно выделить три этапа: первый - конец 50-х - первая половина 60-х гг.; второй -вторая половина 60-х - конец 80-х гг.; третий - конец 80-х - первая половина 90-х гг. Анализ литературы позволяет провести ее условную классификацию в зависимости от концептуальной направленности работ. В основу литературы первого этапа была положена точка зрения о вступлении СССР в новый период - в стадию развернутого строительства коммунизма, главное "содержание" которого, как заявляла советская историография, составлял переход от социализма к коммунизму - создание материально-технической базы коммунизма и утверждение коммунистических начал во всех областях жизни. Идейную базу исследований второто этапа составляла концепция развитого социализма, предполагавшего бескризиспость развития общества.

В трудах третьего периода наблюдается тенденция к критическому анализу накопленного опыта. Исходя из этого, одной из характерных черт историографии первого и второго этапов следовало бы назвать акцентацию внимания исключительно на позитивном опыте, замалчивание или подачу негативных моментов как "случайных и несуществующих", что приводило к искажению реальности в ряде публикаций. Однако нельзя утверждать, что вся литература 50 - 80-х гг. заслуживает лишь критической оценки, равно как вся последующая - только положительной. Третий этап в историографии уже опирается на раскрепощенное сознание людей (в первую очередь, научной общественности), расширение источниковой базы исследований.

Обширную и разноплановую литературу по различным аспектам темы исследования можно условно сгруппировать следующим образом.

Первую группу составляют труды общетеоретического плана, дающие представление о происшедших изменениях в советском обществе в 50-60-гг.; социально-экономической обстановке того времени; общественно-политической атмосфере, царившей в обществе; духовном развитии СССР; что дает возможность в определенной мере проанализировать причины и предпосылки инакомыслия в стране, определить специфику проявления данного феномена. Советская историография, направленная на "научное" обоснование концепции построения коммунистического общества, в принципе отрицала существование инакомыслия в стране. Речь могла идти только об империалистическом противодействии строительству коммунизма, яростном сопротивлении "капиталистического Запада", а не о внутренней оппозиции1.

Литература второго этапа пополнила свой научный арсенал категорией "развитое социалистическое общество", в котором в связи с отсутствием почвы для конфликта личности с властью инакомыслия не было2.

На третьем этапе появляются работы, авторы которых стремятся вскрыть причины деформаций советского общества; показать, каким образом это отражалось на только на экономической, но и на

Иовчук М.Т. Культурно-технический подъем трудящихся и его перспективы в период перерастания социализма в коммунизм. - М., 1960; Струмилин С.Г. Проблемы социализма и коммунизма в СССР. - М., 1965 и др.

2 История Коммунистической партии Советского Союза. - М., 1979; Развитой социализм: проблемы теории и практики. - М, 1979 и др.

политической и духовной жизни страны; выявить, в какой степени это определяло особенности инакомыслия в исследуемый период3.

Во вторую группу входят работы, в которых разрабатывались национальные проблемы нашей страны. При Н.С.Хрущеве прошли оживленные дискуссии по различным аспектам национального строительства в СССР, появились работы крупных специалистов в области теории нации и национальных отношений (Абаев В.И., Аграмов Э.А., Исаев М.И., Ким М.П. и др.).

СССР представлялся как пример коммунистического содружества свободных и равноправных народов. Подчеркивался объективный характер процесса интернационализации русского языка. Мажорные тона, в которых были выдержаны фактически все работы по национальной проблематике, не допускали не только анализа, но и простого утверждения негативных моментов в практике национального строительства СССР4.

Во второй половине 60-70-х гг. и позже характер исследовательской тематики стал определяться необходимостью обслуживания новой идеологической концепции - развитой социализм. При написании работ сохранялась тенденция нивелировки действительности, преувеличения роли экономических факторов и единого централизованного управления в развитии республик, замалчивания некоторых фактов из истории народов и пр. Период Н.С.Хрущева отмечался как время восстановления прав депортированных народов5. Но в целом имевшая место методологическая "оснастка" просто не оставляла возможности для анализа межнациональных проблем.

Только в конце 80-х - начале 90-х гг. появляются отдельные работы, в которых авторы стараются выяснить истоки национальных конфликтов, потрясших Советский Союз во второй половине 80-х гг.; проводятся различные конференции по национальной тематике6.

3 Аксютин Ю.В., Волобуев О.В. XX съезд КПСС: новации и догмы. - М., 1991; Горинов
М.М., Данилов А.А., Дмитренко В.П. История России. - Ч.Ш. - М., 1994; Зубкова ЕЮ.
Общество и реформы. 1945-1964 гг. - М.. 1993 и др.

4 Вихарев СВ. В.И.Лешш о суверенитете союзных республик. - Минск, 1969; Каммари
М.Д. Расцвет социалистический наций и их сближение в период перехода от социализма
к коммунизму. - Львов, 1961 и др.

5 История национально-государственного строительства в СССР (1937-1967 гг.). - М.,
1970; Куличенко М.И. Национальные отношения в СССР и тенденции их развития. - М.,
1972 и др.

6 Калинина К.В. Национальные отношения в СССР: История и современность. - М.,
1991; Права и статус национальных меньшинств в бывшем СССР. - М., 1993 и др.

В третью группу включены работы, раскрывающие проблемы взаимоотношений советского государства и религиозных объединений в нашей стране, позиции руководства СССР к религии в исследуемый период.

Общим для работ первого и второго этапов явилось то, что безоговорочно признавался "вред" религии, заключавшийся в нарушении ею монолитного мировоззренческого идейного единства советского общества7.

В конце 80-х - начале 90-х гг. появляется ряд работ, авторы которых стремятся отойти от идеологических штампов и пытаются объективно взглянуть на положение религиозных объединений в стране8.

Четвертая группа исторической литературы охватывает вопросы развития советской литературы и искусства периода 50-60-х гг., установок партии и правительства к творчеству художника. Авторы литературоведческих и искусствоведческих работ исходили из теоретического постулата КПСС о том, что советский деятель искусства несет ответственность за свое творчество как "острейшее идеологическое оружие". Считалось, что духовный процесс советского общества может быть обеспечен лишь в результате целенаправленного руководства со стороны КПСС и советского государства культурным строительством, укрепления идеологических основ советской культуры. В целом историографии первого и второго эапов, несмотря на разные концепции, положенные в основу развития общества, были присущи традиционные идеологические мотивы, главным из которых была нетерпимость к художественному творчеству с "противоположным знаком", что являлось отражением духовного дискомфорта личности9.

С начала 90-х гг. появляются работы главным образом, публицистического плана, авторы которых отходят от идеологических "шор", пытаются объективно оценить ворчество "запрещенных" ранее-писателей, художников и пр10.

Бычатин В.Е. Постановка проблем атеизма в трех программах Коммунистической партии. - Киев, 1966; Куроедов В.А. Религия и церковь в советском государстве. - М., 1982; Общество и религия. - М., 1967 и др.

8 Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. - М., 1991, Алексеев В.А. "Штурм небес" отменяется?
- М., 1992; Цыпин В. История Русской православной церкви. - М., 1994 и др.

9 Дергалова Н.С. Завершающий этап культурной революции в СССР и формирование
элементов коммунистической культуры. - М., 1963; Коммунизм и культура. - М., 1966;
Культура развитого социализма. - М, 1978 и др.

Взгляд. - М., 1990; Иванова Н. "Воскрешение нужных вещей". - М., 1990 и др.

К пятой группе отнесена многочисленная литература, рассматривавшая основные направления критики буржуазной и ревизионистской "фальсификации" развития советского общества в целом в 50-60-е гг., национальных отношений в СССР, положения религии11. Данные работы интересны тем, что вопреки своему предназначению давали объективную информацию о реальном положении дел. С начала 90-х гг. довольно обширный поток литературы подобного плана перестает выходить.

Шестая группа представлена литературой буржуазных авторов, посвященной рассмотрению различных вопросов, связанных с темой исследования. В первую очередь, здесь следует отметить работы, авторы которых исследуют сущность тоталитаризма как социального явления XX века в целом и собственно в СССР, что помогает понять причины и особенности инакомыслия в тоталитарном обществе12. Представляют определенный интерес и работы зарубежных авторов, раскрывающих проблемы национальной, религиозной, духовной сфер жизни советского государства13, хотя надо учитывать не всегда достаточно взвешенный и объективный подход к освещению отдельных эпизодов, что объясняется личными симпатиями, конъюнктурными соображениями и пр.

В особую группу следует выделить переводную литературу по советской истории в целом, появившуюся в начале 90-х гг14.

Седьмую группу составляют отечественные работы собственно по темам исследования, которые появились только в последние годы15.

Беляев А.А. Идеологическая борьба и литература. - М., 1982; Грошев И.И., Чеченкина ОИ. Критика буржуазных фальсификаций национальной политики КПСС. - М., 1974; Критика буржуазной историографии советского общества. - М, 1972 и др.

12 Арок Р. Демократия и тоталитаризм. - М, 1993; Желев Ж. Фашизм. - М., 1991; Поппер
К. Открытое общество и его враги. - М., 1992 и др.

13 Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. - Лондон, 1982; инакомыслие в Советском
Союзе: политика, идеология и люди. - Лондон, 1975; Каррер д'Анкосс Э. Расколотая
империя. - Лондон, 1982 и др.

14 Боффа Дж. История Советского Союза. - М, 1990; Хоскинг Дж. История Советского
;оюза. 1917-1991. - М, 1994 и др.

"Безбородое А.Б., Мейер М.М., Пивовар Е.И. Материалы по истории диссидентского и правозащитного движения в СССР 50-80-х годов. - М, 1994; Власть и оппозиция. М., 1995; Данилов А.А. история инакомыслия в России. Советский период. 1917-1991. -/фа, 1995; Лукин Ю.Ф. Из стории сопротивления тоталитаризму в СССР (20-80-е годы). М., 1992; Пономарев В. Общестзенные волнения в СССР: от XX съезда КПСС до :мерти Брежнева. - М., 1990.

Таким образом, историографический анализ показывает, что несмотря на отражение в научной литерауре различных аспектов избранной темы, собственно проблема инакомыслия в СССР в 50-60-е гг. до сих пор не стала еще предметом специального изучения с новых позиций и в масштабе всей стране в хронологических рамках 50-60-х гг.

Предмет исследования - внутреннее противодействие тоталитаризму в СССР.

Объект исследования - инакомыслие в СССР в 50-е - первой половине 60-х гг. как особый этап в истории оппозиции.

Цель диссертационной работы состоит в выяснении причин и предпосылок инакомыслия в 50-х - первой половине 60-х гг., определении самого термина "инакомыслие", показе достаточно широкой распространенности в советском обществе оппозиционных настроений на примере их проявлений в наиболее значимых областях общественного сознания.

Исходя из цели исследования в диссертации решаются следующие задачи:

раскрыть сущность инакомыслия как социального феномена, дать классификацию и периодизацию движения;

выявить особенности инакомыслия в СССР в 50-х - первой половине 60-х гг., определяемые конкретной исторической обстановкой в стране в исследуемый период;

- рассмотреть основные направления и этапы движения
инакомыслящих в 50-е - первой половине 60-х гг.

Хронологические рамки работы охватывают период с начала 50-х до середины 60-х гг. Выбор этого отрезка объясняется тем, что он имеет свою специфику отношения власти и инакомыслящих, обусловленную заменой "жесткого" тоталитаризма образца 30-х гг. на более "мягкие" его варианты. В ходе модернизации системы, сопровождаемой частичной либерализацией внутренней жизни, произошло воссоздание всех форм оппозиции - от культурной до политической, что составляет одну из особенностей тех лет и определяет хронологические рамки исследования. Смягчение политического режима и отказ от перманентного массового терора заставили власть искать новые приемы контроля над умонастроениями. Это вторая особенность, позволяющая выделить 50-е - первую половину 60-х в самостоятельный исторический период. Разбуженные "оттепелью" несанкционированные виды социальной активности граждан становятся составляющей

внутреннеполитической ситуации в стране, постепенно трансформируясь в диссидентское движение, с середины 60-х гг. приобретающее доминирующее положение в оппозиции. Это дает нам верхнюю хронологическую границу.

Источниковая база по проблеме представлена довольно широко. Условно источники можно разделить на несколько групп.

Первую группу составляют архивные материалы. Значительное количество документов по теме исследования сконцентрировано в Центре хранения современной документации, которой был создан на основе ведомственного архива Центрального Комитета КПСС. В работе использованы материалы общего, административного, идеологического отделов аппарата ЦК КПСС (ф. 4, 5), протоколы заседаний Секретариата ЦК КПСС, коллекция документов ф.89 -архива Президента РФ. Данные документы отражали официальную точку зрения на происходящие в стране события, формировали определенное отношение руководства к инакомыслию. Также при работе были задействованы документы Российского центра хранения и использования документов новейшей истории (ф.17), бывшего партийного архива Пензенской области (ф.148). К работе привлечены материалы независимых архивов - Центра документации "Народный архив" и Центра документации "Мемориал".

Вторую группу источников составляют законодательные акты СССР и союзных республик, партийные и партийно-государственные документы.

Третья группа источников представлена мемуарной литературой16.

К четвертой группе источников следует отнести литературу "самиздата" и "тамиздата": работы самих участников движения1', судебные материалы и программные документы18, "тамиздатовские" журналы19 и пр.

и Аджубей А. Крушение иллюзий. Время в событиях и лицах. - М, 1991; Арбатов Г. Затянувшееся выздоровление: 1953-1985. - М., 1991; Григоренко П.Г. "В подполье можно встретить только крыс" - Нью-Йорк, 1982 и др.

17 Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. Новейший период. - Вильнюс - Москва,
1992; ДзюбаІІ. Интернационализм или русификация? - Сучастнисть, 1973 и др.

18 ВСХСОН: Материалы суда и программа. - Франкфурт-на Майне, 1976; рабочая
комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях. -
Франкфурт-на Майне, 1978 и др.

19 "Грани" (Франкфурт), "Континент"(Мюнхен), "Новый журнал" (Нью-Йорк),
"Возрождение" (Париж), "ВРСХД" (Париж - Нью-Йорк) и др.

Пятую группу источников составляют документальные сборники20.

Шестая группа представлена материалами периодической печати21.

Седьмая группа - это произведения художественной литературы того времени22.

Исследование осуществлялось посредством следующих методов:
исторический и логический метод познания, позволяющий
синхронное изучение различных направлений в движении
инакомыслящих; анализ, синтез и историческая интерпретация
информации, содержащейся в источниках, что позволяет составить
целостную картину распространения инакомыслия в СССР;
сравнительно-исторический метод, позволяющий сравнивать и
сопоставлять различные течения в движении инакомыслящих в
СССР; историко-типологический метод, позволяющий

классифицировать направления оппозиционного движения; историко-генетическнй метод, позволяющий рассмотреть эволюцию инакомыслия в 50-е - первой половине 60-х гг.

Научная новизна работы заключается в том, что автором впервые в обещающем виде дается история инакомыслия в 50-е -первой половине 60-х гг. В СССР; определены место и роль данного периода в общей истории сопротивления тоталитаризму в нашей стране. Новым является также использование неизвестных ранее документов КПСС, КГБ, материалов ЦХСД, ЦД "Народный архив" и ЦД "Мемориал".

Практическая значимость работы состоит в том, что появлась возможность применения результатов исследования для создания обобщающих трудов по истории советского государства в 50-60-егг. При дальнейшем переосмыслении истории СССР в данный исторический период. Материалы исследования могут быть использованы также и при разработке учебных пособий, лекционных и специальных курсов по истории России.

Апробация исследования. Результаты исследования изложены в 3-х публикациях, сообщениях и докладах автора на 4 научных

Национальный вопрос в СССР: Сборник документов. - Мюнхен, 1975; Реабилитация: политические процессы 30-50-х годов. - М, 1991 и др.

21 Буковский В. вдруг расцвел в удивительно сжатые сроки..." / Незав. Газ. - 31.01.92;
"О Хрущеве, Брежневе и других // АтФ. - 1990. - ЖК25, 27, 47 и др.

22 Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича; Дудинцев В. Не хлебом единым и др.

конференциях, были использованы в ходе учебного процесса в высшей школе.

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и источников.