Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художники Москвы как социально-профессиональная группа накануне Февральской революции 1917 года Клычников, Владимир Михайлович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Клычников, Владимир Михайлович. Художники Москвы как социально-профессиональная группа накануне Февральской революции 1917 года : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Москва, 2000.- 299 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-7/398-0

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования

Изучение проблем стратификации общества является приоритетным направлением в исследованиях, посвященных социально-политической истории России начала XX века. Социальной ролью тех или иных групп во многом определяется мотивация их поведения, политические пристрастия, отношение к процессам трансформации общества, диапазону приемлемых форм социального действия. Первым этапом в подобном исследовании может быть выявление общей социальной структуры общества. Однако для получения объективной картины необходимо изучение более дробных социально-профессиональных образований. Если проблема классового деления и межклассовых отношений в дореволюционной России подробно рассмотрена в исторической науке, то вопросы связанные с характеристикой различных социально-профессиональных групп освещены недостаточно полно. К числу наименее изученных с этой точки зрения, может быть отнесена художественная интеллигенция. Необходимость детального исторического анализа социально-профессиональной организации художественной интеллигенции продиктована не только стремлением к максимально точному описанию социальной конструкции российского общества, но еще и тем, что этот слой являлся основным создателем информационного продукта - от газетных статей до музыкальных произведений, через призму которого мы рассматриваем события тех лет. В создаваемой деятелями искусств «второй реальности» познавательная деятельность не отделима от оценочной.1 Последняя, в свою очередь, неразрывно связана с личностной мотивацией, являющейся частью социально-

' Радугин А. А. Культурология. М., 1997. С. 67.

профессиональной позиции. Таким образом, комплексная характеристика социально-профессиональных групп художественной интеллигенции может дать ключ к объективной интерпретации, в качестве исторических источников, артефактов рассматриваемого периода. В свою очередь, художники изобразительных искусств являются одной из совершенно неисследованных социально-профессиональных групп в этой среде.

Москва, наряду с Петроградом, была одним из главных художественных центров России. Высокая творческая и общественная активность московских художников, а также значительная численность этой группы обеспечивают репрезентативность результатов исследования.

Степень изученности проблемы.

Историография избранной исследовательской темы представлена в первую очередь обобщающими работами о составе и социальном положении русской интеллигенции, в которых естественно фрагментарно рассматриваются вопросы, имеющие непосредственное отношение к московским художникам.

Важные сведения, относительно количества и профессиональной структуры интеллигенции содержатся в исследованиях Л. К. Ермана.' Ценные данные о материальном положении и социальном статусе различных профессиональных групп интеллигенции приводятся в работах С.А. Федюкина. Кроме того в них, поставлен вопрос о сложной внутригрупповой дифференциации интеллигенции.2 Большой фактический материал по вопросам классовой сущности, социального статуса, материального положения, организации быта различных групп интеллигенции содержится в работах А. В. Ушакова, Н. М. Пирумо-вой, Л. М. Зак, А.В. Квакина.3 П. П. Амелин обратил внимание на множест-

1 Ерман Л.К. Состав интеллигенции в России в конце XIX - начале XX в.//История СССР, 1963, №1.
С. !61 - ! 77; Он же. Интеллигенция в первой русской революции. М., 1966.

2 См.: Федюкин С. А. Советская власть и буржуазные специалисты. М., 1965; Он же. Великий Октя
брь и интеллигенция. М., 1972.

' См.: Пирумова Н. М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе. М., 1986; Ушаков А. В. Революционное движение демократической интеллигенции в России. (1895 - 1904). М., 1976; Он

5 венность факторов влиявших на идейно-политическую позицию интеллигенции.1 Широкий круг проблем, охватывающих взаимоотношения интеллигенции с властью, образование, благосостояние, профессиональную дифференциацию в этой среде был затронут авторами в коллективной монографии «Борьба за массы в трех революциях в России». Вопросы численности, материального положения и политических предпочтений интеллигенции рассматриваются в работах Г. И. Щетининой и О. Н. Знаменского.3 Оригинальные точки зрения по этим вопросам приводятся в исследованиях В. П. Ярошецкой, И. В. Купцовой, М. В. Дацишиной. Существенные факты о преподавательском составе художественных вузов приведены Л.В. Ивановой.5

Перечисленные выше работы имеют большое значение для постановки проблем и разработки методологии исследования такой социокультурной группы, как интеллигенция. Но тема художественной интеллигенции естественно не получила в них достаточного раскрытия. Данные о художественной интеллигенции Москвы встречаются в них в качестве фрагментов при комментировании обобщенной картины социальной и иных структур российского общества. Слабо изучены вопросы об основаниях дифференциации и стратификации художественной интеллигенции. Практически не уделено внимания организации профессиональной и хозяйственной деятельности художников.

же. Демократическая интеллигенция периода трех революций в России. М., 1985; Квакин А. В. Октябрьская революция и идейно - политическое размежевание Российской интеллигенции: Теоретико-методологические, источниковедческие, историографические аспекты. Саратов, 1989; Зак Л. М Великий Октябрь и интеллигенция (некоторые аспекты историографии проблемы)// Интеллигенция и революция. XX век. М., 1985.

' Амелин П. П. Интеллигенция и социализм. Л., 1970. С. 57.

* Борьба за массы в трёх революциях в России. М., 1981.

! См.: Щетинина Г. И. Идейная жизнь русской интеллигенции конца XIX - начала XX в. М., 1995; Знаменский О. Н. Интеллигенция накануне Великого Октября (февраль - март 1917г.). М, 1988.

* См.: Ярошецкая В. П. Борьба партии большевиков за художественную интеллигенцию в период под-

готовки социалистической революции и в первые годы советской власти (март 1917 - 1920). Л., 1973; Купцова И. В. Идейно-политическое размежевание художественной интеллигенции, октябрь 1917 - 1927г. М., 1994; Дацншнна М. В. Средние городские слои Москвы в 1907 - 1914гг. - М., 1994.

5 См.: Иванова Л. И. Формирование советской научной интеллигенции. (1917 - 1927). М, 1980.

Наиболее обстоятельно вопросы правового положения, социального статуса, уровня благосостояния, организации процесса обучения художественной интеллигенции рассмотрены в работах В. Р. Лейкиной-Свирской и А.Е. Иванова.' Но тематика и содержание этих трудов лишь косвенно связанны с предметом настоящего исследования. В числе новейших исследований по истории художественной интеллигенции выделяется статья Г.И. Ильиной,2 содержащая некоторые данные о количестве художников в Москве и социальном статусе художника в России.

Анализ течений художественной жизни Москвы, деятельности художественных объединений, их персонального состава, истории взаимоотношений внутри художественной среды, организации художественного образования содержатся в искусствоведческой литературе.

Прежде всего, следует отметить единственную до настоящего времени монографическую работу о Московском училище живописи, ваяния и зодчества Н. А. Дмитриевой.3 Не свободная от идеологических штампов и фактических ошибок, она содержит богатый материал по истории училища и состоянию процесса обучения.

Большой объем информации по вопросам жизнедеятельности художественных объединений Москвы содержится в «Истории русского искусства» под редакцией И. Э. Грабаря4 и многотомннке «Русская художественная культура конца XIX - начала XX века».5

1 См.: Лейкина-Свирская В. Р. Русская интеллигенция в 1900- 1917 гг. М., І98І;Иванов А. Е. Высшая школа в России в конце XIX - начале XX вв. М., 1991.

1 См.: Ильина Г. И. Художественная интеллигенция в социальной структуре революционной России// Петроградская интеллигенция в 1917г. М.-Л., 1990.

1 См.: Дмитриева И. А. Московское училище живописи, ваяния и зодчества. М.-Л., I950.

4 См.: История русского искусства. В 6-й тт. Т. I - 6. М., 1909 - 1916.

5 См.: Русская художественная культура конца XIX - начала XX века. В 4-х тт. Т. 1 - 4. М., 1968 -

1980.

Роль Москвы в художественной жизни России раскрывается в исследованиях Г. Ю. Стернина.1 О взаимодействии художников и власти позволяет судить работа С. А. Бородиной.2 Ценным пособием по истории художественного образования в Москве является исследование Е. Абаренковой.3

Непревзойденной по количеству привлеченных источников и полноте информации остается монография В. П. Лапшина.4

Кропотливая работа по систематизации и обширного фактического материала проведена искусствоведами при подготовке биобиблиографического словаря «Художники народов СССР» , справочников «Золотой век художественных объединений в России и СССР»', «Художники русской эмиграции»7. Но искусствоведческий угол зрения в этих и им подобных исследованиях практически исключал возможность изучения вопросов социальной интеграции художников.

Таким образом, исследование такой заметной социокультурной общности интеллигенции, как художники, осуществлялась в отечественной историографии эпизодически в самом общем виде или фрагментарно. Не изучены вопросы социального взаимодействия, общественной и идейно-политической стратиграфии художников Москвы. В работах, посвященных художественной жизни Москвы упущены такие темы, как организация профессиональной и хозяйственной деятельности художников, их социальная интеграция. Нельзя не

1 См.: Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX - XX вв. М, 1970; Он же. Художественная жизнь России начала XX века. М., 1976; Он же. Художественная жизнь России 1900 -1910 годов. М, 1988.

"' См.: Бородина С. А. Реформа Академии художеств 1893 -1894 гг. и её значение в истории отечественного искусства. М, 1987.

' См.: Абаренкова Е. Московские частные художественные студии как явление художественной жизни России конца XIX - начала XX вв. М., 1996.

4 См : Лапшин В. П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году. М., 1983.

1 См.: Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь в 6-ти тг. Т. 1-5. М., 1970 - изд. продолжается.

"См.: Золотой век художественных объединений в России и СССР. СПб., 1992.

7 См.: Художники русской эмиграции (1917- 1941). Биографический словарь. СПб., 1994.

согласиться с замечанием современного исследователя что «проблемы жизнедеятельности художественной интеллигенции традиционно относятся к числу наименее изученных отечественными историками. И тенденция эта сохраняется до настоящего времени».

Объект диссертационного исследования

Разделяя точку зрения сторонников конкретно-исторического подхода, максимально учитывающего особенности внутригрупповой социопрофессио-нальной дифференциации, автор ограничил предмет исследования по времени, месту и роду деятельности. Из широкого спектра профессиональных групп художественной интеллигенции были выбраны художники изобразительных искусств, как одна из наименее изученных, с точки зрения социальной роли и особенностей организации профессиональной и хозяйственной деятельности, частей интеллигенции.

Выбор художников Москвы как особой социально-профессиональной группы связан с тем, что Москва, как и Петербург, была центром художественной жизни России. Проблема различий в организации функционирования художественной среды двух российских столиц, хотя частично затрагивалась в литературе, но пока не получила тщательного, конкретного и всестороннего решения.2

Хронологические рамки исследования.

В диссертации рассмотрены процессы, происходившие в художественной среде Москвы на протяжении 1900 - 1910-х годов вплоть до начала Февральской революции. Подробно освещены особенности функционирования художественных организаций и ситуация на художественном рынке, сложившаяся

' Раскатова Е. М. Отечественная художественная интеллигенция: приоритеты изучения в 1990-е г.//Интеллигенция и интеллигентоведение на рубеже XXI века: пути и перспективы. Тезисы докладов X международной научно-теоретической конференции 22 - 24 сентября 1999г. Иваново, I999.C.288.

2 См.: Жуков Ю. И. Сохраненные революцией. Охрана памятников истории и культуры в Москве в 1917-1921 гг. М., 1985.

на рубеже 1916 - 1917 годов. Тем самым определено многообразие форм организации творческого процесса, специфика хозяйственной деятельности, общественное положение художников Москвы накануне событий, коренным образом изменившим весь уклад жизни в России. Временные рамки исследования позволяют проанализировать основные тенденции художественной жизни Москвы и избавляют от чрезмерной детализации.

Хронологические рамки исследования позволяют проследить процесс формирования в дореволюционной России такой социально-профессиональной группы, как художники, определить мотивацию действий ее представителей, дать оценку общего состояния художественной среды в период Февральской и Октябрьской революций.

Цель и задачи исследования

Целью данного исследования является изучение художников предреволюционной России как социально-профессиональной группы, являющейся неотъемлемым элементом такого общественного слоя, как художественная интеллигенция. Направленность и содержание диссертации связаны с общей проблемой исторической судьбы интеллигенции в российском обществе. При этом в центре авторского внимания художественная жизнь Москвы, одного из главных культурных центров России. Поставленной целью обусловлены нижеперечисленные задачи исследования:

выработка критериев идентификации художников как социально-профессиональной группы;

установление персонального состава и численности данной группы в Москве;

определение тенденций в изменении социального статуса деятелей изобразительных искусств;

анализ основных форм организации профессиональной деятельности художников и процесса профессионального образования;

характеристика материального положения художников и выявление основных источников поступления средств художественных объединений;

раскрытие организации финансово-хозяйственной деятельности художественных объединений;

выявление специфических черт организации художественной жизни в Москве.

Методологическая основа исследования

Соображение о необходимости глубокого изучения социальной и профессиональной дифференциации внутри интеллигенции в свое время было высказано С. А. Федюкиным. Конструктивный потенциал обобщающего подхода к интеллигенции представляется на сегодняшний день практически исчерпанным. Среди историков справедливо преобладают суждения о том, что «следует избегать распространенного заблуждения или «привычки» говорить и писать об отечественной интеллигенции вообще, без учета ее сложной и противоречивой дифференциации как социокультурного слоя ... любые попытки втиснуть ее социологию и историю в рамки рассуждений об интеллигентности «вообще» чреваты деформацией исторического знания, существенными ошибками в оценке тех или иных фактов, событий и процессов в истории отечественной интеллигенции».2

В условиях продолжающейся дискуссии и отсутствия общепризнанного трактования понятия «интеллигенция» наиболее продуктивным для работ по интеллигентоведческой проблематике представляется конкретноисторическии подход, основанный на представлении о том, что «к понятию интеллигенция нельзя подходить как к чему-то статичному ... каждой эпохе, к примеру, в

' Федюкии С.А. Советская власть и буржуазные специалисты. М, 1965; Он же. Великий Октябрь и интеллигенция. М, 1972.

2 Ермаков ВТ. Интеллигенция - интеллигентоведение// Интеллигент и интеллигентоведение на рубеже XXI века... С. 21-22.

тысячелетней истории России, соответствовал определенный тип интеллигенции». ' Такой путь решения задач исторического исследования хорошо сочетается с методом системного подхода к социокультурной проблематике. Хорошо известно, что построение типологической системы в теоретическом исследовании проходит в два этапа: «на первом анализируются внешние общекультурные признаки, на втором - вычленяются внутренние элементы и связи в частных системах».2

Источниковая база

Изучение источниковой базы социально-профессиональной организации художников Москвы имеет свои особенности. В диссертации впервые комплексно изучены уставные документы художественных объединений и организаций. Анализ организации процесса художественного образования проводится на основе нормативной документации (уставов и штатных расписаний), материалов учебной части, финансовой документации, протоколов заседаний Советов преподавателей Московского художественного общества и состоящего при нем Училища живописи, ваяния и зодчества, Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища в Москве. Для раскрытия этой темы используются также материалы заседаний Совета Московского художественного общества, нормативная документация Академии художеств, ежегодные отчеты Высшего училища живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств, а также документы Общества вспомоществования недостаточным студентам Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Общества вспомоществования недостаточным студентам Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища.

' Меметов B.C. Иителлигентоведение рубежа третьего тысячелетия: актуальные проблемы.// Интеллигент и иителлигентоведение на рубеже XXI века... С. 47.

2 Звонов И.П., Звонова Е.Ц. Системный подход и перспективы развития науки XXI века. // Интеллигент и иителлигентоведение на рубеже XXI века... С. 85.

Вопросы материального положения и организации хозяйственной деятельности художников рассматриваются на основании хозяйственных документов художественных обществ: бухгалтерской отчетности, протоколов ревизионных комиссий, материалов общих собраний. В этих же целях привлекаются законодательные акты, относящиеся к данной проблематике. Основная ценность этой группы источников заключается в их деперсонификации. К составлению подобных документов привлекалось значительное количество людей, что уменьшает вероятность искажений, связанных с особенностями индивидуального восприятия. Основное предназначение таких источников состоит в предоставлении объективной информации заинтересованным лицам. В подобных материалах главное внимание уделяется количественным параметрам, поддающимся учету и проверке. Вместе с тем отсутствие оценочных характеристик затрудняет работу исследователя, так как получение объективных данных по интересующим вопросам возможно лишь путем сравнительного анализа и синтеза информации из большого числа аналогичных источников.

Следующую группу источников составляют материалы периодической печати. Сообщения о московских выставках часто публиковались в газетах «Раннее утро», «Утро России», «Русское слово», «Московский листок», «Русские ведомости», «Московские ведомости», «Новое время», периодически появлялись в «Русской воле», «Петроградской газете», «Петроградском листке», «Вечернем времени», «Речь», «Биржевых ведомостях», журналах «Столица и усадьба», «Рампа и жизнь», «Искусство», «Аполлон». Эти периодические издания сообщали о сроках проведения художественных выставок, составе их участников, профессиональном уровне представленных произведений, реакции на увиденное зрителей. Газеты и журналы публиковали статьи, посвященные отдельным деятелям изящных искусств и состоянию культуры России в целом. Материалы периодической печати являются ценным источником, характери-

зующим позицию общества по отношению к художникам. Несмотря на то, что в некоторых органах печати и рассматривались проблемы организации профессиональной деятельности и материального положения художников, основное внимание в них уделялось мировоззренческим и эстетическим проблемам. Следует принять во внимание и то, что авторами статей были художники и художественные критики, имевшие ярко выраженную авторскую позицию, что неизбежно сказывалось на достоверности освещения того или иного события.

Ценные сведения о количестве художников в Москве дают каталоги выставок художественных объединений, справочники «Вся Москва», статистические отчеты министерства торговли и промышленности по общей части, материалы, предоставлявшиеся Московским училищем живописи, ваяния и зодчества статистическому комитету Московской городской Думы. Важная информация об изменении общественного положения художника в России в XIX -начале XX в. содержится в царских указах, узаконениях и распоряжениях правительства, касающихся деятельности Академии художеств, работы Московского художественного общества и состоящего при нем Училища живописи, ваяния и зодчества, Императорского Строгановского центрального художественно-промышленного училища.

Художников, как, впрочем, и всю художественную интеллигенцию, отличает высокая степень творческой самореализации. Помимо значительного количества произведений в сфере изобразительных искусств, многие из художников высказывались по волновавшим их проблемам, оставили воспоминания о прожитой жизни. Важные данные о течении художественной жизни в Москве содержатся в мемуарах художников изобразительных искусств-С.А. Щербатова, СТ. Коненкова, А. Н. Бенуа, Ю. Аненкова, Д.Д. Бурлюка, И.Э. Грабаря, П.П. Трубецкого, Н.В. Поленовой, К.А. Коровина, М.В. Нестерова, Е.А. Кацмана, Б.В. Иогансона, И.С. Остроухова, А.Я. Головина, П.В. Кузнецова, В.К. Бялиницкого-Бирули, А.А. Рылова, Н.П. Ульянова, М.Ф. Шемякина,

А.П. Остроумовой-Лебедевой,1 писателей и поэтов - З.Н. Гиппиус, Б. Лившица, А.И. Цветаевой, К.И. Чуковского, М. Матюшина, М. Бурлюк, В. Каменского, А.Крученых, Вал. Ходасевича, В. Шершеневича, В.Я. Брюсова,2 деятелей искусств, коллекционеров, меценатов, искусствоведов, участвовавших в событиях тех лет - М. Волошина, В.М. Лобанова, К.С. Станиславского, В.П. Шкафера, В.А. Теляковского.3 Воспоминания СТ. Коненкова, СА. Щербатова, А.Н. Бенуа, И.Э. Грабаря, СВ. Герасимова, А. М. Герасимова, Е.А. Кацмана, Б.В. Иогансона написаны по прошествии длительного (40 - 50 лет) периода со времени происходивших событий, что неизбежно приводило авторов к забвению отдельных деталей, субъективному искажению фактов. К тому же некоторые из мемуаров подвержены влиянию идеологических установок. Кроме того, они отражают только события, бывшие в поле зрения автора, а, следовательно, не показывают всей полноты протекавших процессов. Важная информация содержится в переписке художников. В письмах живописцев В. В. Верещагина, И. Э. Грабаря, М. В. Нестерова, К. А. Коровина, В. М. Васнецова, Е. Д. Поленовой, В. Д. Поленова, И. С. Остроухова, В. А. Серова, С. А. Виноградова, И. Е. Репина, Н. А. Касаткина, коллекционеров П. М. Третьякова, С. И. Мамонтова, К. Д. Арцы-

1 См.: Щербатов Сергей. Художник в ушедшей России. М., 2000; Конёнков СТ. Мой век. М, 1972;

Бенуа Александр. Мои воспоминания. М., 1993; Анненков Юрий. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. Б. м., б. г.; Бурлюк Давид. Фрагменты из воспоминаний футуриста. Письма. Стихотворения. СПб., 1994; Грабарь И.Э. Моя жизнь. Автомонография. М. - Л., 1937; Поленова Н.В. Отрывки из воспоминанийШанорама искусств. Вып. 10. М., 1987; Константин Коровин. Жизнь и творчество, письма, документы, воспоминания. М., 1963; Нестеров М. В. Давние дни. Встречи и воспоминания. М., 1959; Остроухое И. С. Воспоминания. - В кн.: Сахарова Е. В. В. Д. Поленов. М. - Л., 1950; Головин А. Я. Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания. М., 1960; Рылов А. А. Воспоминания. Л., 1960; Ульянов Н. П. Мои встречи. М., 1952; Шемякин М. Ф. Воспоминания. К 100-летнему юбилею Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1845 - 1945.// Панорама искусств. Вып. 12. М., 1989; Остроумова-Лебедева А. П. Автобиографические записки. Т. 1.Л., 1935, Т. 2. Л. - М., 1945. Фрагменты из воспоминаний Е. А. Кацмана, Б. В. Иогансона, П. В. Кузнецова, В. К. Бялиницкого-Бирули приведены в кн.: Константин Коровин. Жизнь и творчество. М., 1963.

2 См.: Гиппиус 3. Н. Живые лица. Воспоминания. Кн. 2. Тбилиси, 1991; Лившиц Бенидикт. Полутораг-

лазый стрелец: Воспоминания. М., 1991; Цветаева А. И. Воспоминания. М., 1995; Брюсов В. Я. О литературе и театре. 1917-1923. М., 1976;

3 См.: Волошин М. А. Стихотворения. Статьи. Воспоминания современников. М., 1991; Лобанов В. М.

Кануны. М., 1972; Он же. Художественные группировки за последние 25 лет. М., 1930; Станиславский К. С. Материалы, письма, исследования. М., 1955; Шкафер В. П. Сорок лет на сцене русской оперы. Л., 1936; Теляковский В. А. Воспоминания. П., 1924.

бушева, С. С. Боткина1 содержатся много точных замечаний по поводу событий в художественной жизни Москвы, людей, принимавших в ней участие, интересных деталей, касающихся работы художественных объединений, процесса организации профессиональной деятельности художников, сведений об уровне благосостояния и источниках поступления средств живописцев и скульпторов. Однако аберрация близости часто не позволяет авторам осмыслить истинные причины и суть описываемых ими событий; к тому же письма в еще большей степени чем мемуары страдают фрагментарностью описаний, отсутствием системности изложения.

Значительная часть выше упомянутых материалов выявлена в фондах Российского государственного архива литературы и искусства. Ряд положений и выводов, содержащихся в диссертации основан на результатах анализа эпистолярного и мемуарного наследия московских художников, хранящихся в их личных архивах, среди них: фонд 769 К.В. Кандаурова, содержащий материалы о Московском товариществе художников, фонд 2023 С. В. Малютина, в котором хранится часть документации, в том числе и финансовой, Союза русских художников, фонд 2432 М. А. Доброва, включающий в себя документы Общества художников «Московский салон». В исследовании также использованы фонд 659 «Дирекции московских императорских театров», фонд 660 Московского общества любителей художеств, фонд 677 Строгановского центрального художественно-промышленного училища, фонд 678 Товарищества передвижных художественных выставок, фонд 680 Московского училища живописи, ваяния и зодчества, фонд 685 художественного кружка «Среда».

Научная новизна исследования

Научная новизна исследования заключается в том, что диссертация является первой в отечественной исторической науке специальной работой, содер-

' См.: Переписка В. В. Верещагина и П. М. Третьякова. 1874 - 1898. М, 1963; Грабарь Игорь. Письма. 1891 - 1917. М., 1974; Нестеров М. В. Письма. Избранное. Л., 1988; Константин Коровин. Жизнь и

жащей комплексную характеристику художников Москвы как социально-профессиональной группы. Изучен вопрос о численности художников в Москве на рубеже 1916- 1917 годов. Впервые осуществлен сбор, систематизация и анализ данных об основных организационных формах профессиональной деятельности художников. Изучен процесс профессионального художественного образования и взаимодействие государственных и общественных организаций в этой области. Нашли освещение вопросы материального благосостояния художников. Проведено изучение финансово-хозяйственной деятельности художественных объединений. В диссертации впервые введен в научный оборот значительный комплекс источников, ранее не привлекавшихся историками: уставы художественных объединений, бухгалтерская документация и материалы финансовой отчетности, нормативные акты, касающиеся обеспечения финансово-хозяйственной деятельности художественных учебных заведений. Помимо этого в работе использовано значительное количество других ранее не публиковавшихся архивных источников.

Практическая значимость исследования

Проблемы изучения социального статуса профессиональных групп в России, ориентированных на создание духовных ценностей, представляются достаточно актуальными в условиях совершающейся в настоящее время социально-экономической трансформации российского общества. Опыт взаимодействия государственных институтов, общественных организаций и собственно профессиональных групп может быть эффективно использован при решении вопросов культурного строительства.

Структура диссертации

творчество. М., 1963; Серов В. А. Переписка. 1884- 1911. Л. -М., 1937.

17 Цели и задачи исследования определили структуру диссертации. Работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения в виде таблицы.